Самосознание – что это в психологии. Его структура и функции

Что такое самосознание

Самосознание – это некая установка человека на отношение к самому себе, осознание себя, своего места, интересов, переживаний, поведения и другого. Это не данность, а результат развития.

Источник развития самосознания – обобщение знаний человека о других людях, сравнение их опыта со своим (жизненным, профессиональным, любовным). Чем больше развивается самосознание, тем больше человеку открывается его внутренний мир.

Я-концепция – результат самосознания личности, то есть теория человека о самом себе. Притом Я-концепция может принимать и более частные формы, например, быть профессиональной.

Критерии осознанности себя

Существует четыре критерия, которые помогают понять смысл самосознания

  • Отличие от среды, то есть осознание себя как автономной личности по отношению к социальной и физической среде;
  • Осознание деятельности;
  • Осознание себя «через другого». То есть то, что человек видит в других, он воспринимает как отражение своих собственных качеств;
  • Для того чтобы оценить себя с моральной точки зрения, необходимо наличие рефлексии, то есть осознание своего внутреннего опыта.

Структура самосознания

Самосознание включает в себя три элемента.

Когнитивный (самопонимание)

Характеризуется как представление человека о своих способностях, внешности, темпераменте и так далее. То есть речь идет о самопознании как элементе самосознания.

Эмоционально-оценочный (самоотношение)

Предполагает адекватную оценку своих особенностей, то есть себялюбие (самопринятие), самоуважение, самокритичность, самооценка, самоконтроль и другое.

Поведенческий, или волевой (саморегуляция)

Выражается в стремлении быть понятым и принятым обществом, получить уважение со стороны, приобрести определенный статус.

Самоактуализация

Самоактуализация не столько входит в структуру самосознания, сколько неразрывно с ним связана. Ее можно охарактеризовать как стремление человека к максимальному выявлению и развитию личностных особенностей и возможностей. Это потребность в постоянном самосовершенствовании и раскрытии своего потенциала.

Самооценка

Самооценка позволяет человеку оценивать собственные силы, особенности и регулировать в соответствии с результатами поведение. Самооценка бывает адекватной, заниженной или завышенной. Два последних типа оказывают разрушающее влияние на личность и ведут к внутренним конфликтам. На самооценку в любом возрасте влияет оценка извне, разница лишь в силе этого влияния.

Уровень притязаний

Это желаемый уровень самооценки, то есть тесно связано с предыдущим компонентом и Я-идеальным (подробнее об этом в следующем пункте). Уровень притязаний обуславливает возможный уровень достижений личности и развитие ее способностей. Выражается в трудности цели деятельности.

Самосознание и самооценка личности

Самосознание влияет на самооценку личности, которая является обязательным атрибутом психики. Человеку важно воспринимать себя определенным образом. Какая оценка будет выставляться, во многом зависит от окружающих людей, родителей и самого человека, когда он сможет сам на себя влиять.

Самооценка влияет на поведение человека, его мироощущение и отношения с окружающими людьми. В одной ситуации люди с различными самооценками будут вести себя по-разному:

  1. Завышенная самооценка заставляет индивида превозносить собственную значимость для окружающих. Он считает себя идеальным и совершенным, выше всех остальных. Он самолюбив, никогда не признает собственных ошибок и пробелов, ленив. Также у него могут наблюдаться жестокие и агрессивные модели поведения.
  2. Заниженная самооценка заставляет думать о себе как о никчемном человеке. Индивид становится застенчивым, нерешительным, неуверенным в себе, стеснительным. Цели он никогда не достигает, поэтому зачастую ставит их так, чтобы все-таки можно было достичь (то есть занижает.). Очень критичен к себе. При заниженной самооценке человек не может обойтись без посторонней поддержки, не реализовывает своих талантов, преувеличивает собственные неудачи.
  3. Адекватная самооценка заставляет индивида объективно смотреть на самого себя, оценивать свои таланты, не превозносить самого себя и адекватно на все реагировать. Также человек спокойно относится к неудачам.

Структура Я-концепции

Вместе с этим если рассматривать продукт самосознания – образы Я, то можно выделить:

  • Я реальное (какой я есть сейчас);
  • Я идеальное (каким я могу стать в соответствии с возможностями);
  • Я фантастическое (каким бы я мог стать, если бы это было возможно).

Противоречие Я-идеального и Я-реального может послужить как толчком к саморазвитию, так и вызвать дисгармонию личности. Стоит отметить, что самосознание – динамическая структура. Она склонна к изменениям и трансформациям Я-образов.

В некоторых теориях встречается более широкая классификация Я-образов. Выделяется:

  • Я-реальное;
  • Я-идеальное;
  • Я-потенциальное;
  • Я-личностное;
  • Я-деятельностное (профессиональное, внепрофессиональное).

В других трудах, например, Ш. Самуэль можно встретить понятие:

  • Я-телесного;
  • Я-настоящего (наличного, актуального);
  • Я-динамического;
  • Я-фантастического;
  • Я-вероятного;
  • Я-идеализированного;
  • Я-представляемого;
  • Я-идеального;
  • Я-будущего (возможного).

Я-телесное

Каждый человек имеет ощущение собственного тела, которое может отличаться от отображения в зеркале. Под этим подразумеваются сигналы, посылаемые в мозг о расположении частей тела, их форме и длине. В рамках Я-телесного можно дополнительно выделить:

  • реальное восприятие с точки зрение субъективной функциональности;
  • внутренние факторы, вызванные переживаниями личности или трудными ситуациями;
  • социальные факторы, то есть реакции окружения и интерпретация этих реакций личностью;
  • идеальный образ тела как результат совокупности всех факторов, сравнения и ощущения личностью своего тела.

Настоящее Я

Совокупность представлений человека о себе в настоящий момент времени (каким он себе кажется). Однако это представление не обязательно соответствует объективной реальности. Я-настоящее обеспечивает гибкость реакций в ответ на изменяющиеся условия внешней среды. Оно позволяет выбирать личности цели, стратегии поведения, притязания и другое.

Я-динамическое

Отражает представления личности о ней, но в проекции, то есть о том, каким человек хочет стать (цель). Зависит от социального статуса человека, возможностей и успехов. Я-динамическое склонно к изменениям, на которые оказывают влияние успехи и неуспехи личности, идентификация со значимыми и идеальными (в представлении человека) людьми, представления о желаемых ролях и статусе.

Я-фантастичекое

По сути это мечты человека, представления о том, каким бы он был, если бы все было возможно. Как правило, этот компонент существует только до юношеского возраста, а по мере взросления человека начинает активно сворачиваться.

Я-идеальное

Представления человека о том, каким бы он должен был стать, исходя из усвоенных норм и ценностей общества. Зависит от морального развития личности, нравственной зрелости и социализированности. Формируется в процессе идентификации человеком себя с людьми (героями), которыми он восхищается.

Если Я-идеальное не переходит в динамическое, а затем в настоящее, то, вероятнее всего, распадется совсем. Это опасно разочарованием и фрустрацией.

Я-возможное (будущее)

Представления человека о том, каким он может стать. Чаще всего отличается от идеального Я. Формируется на основе реального положения человека, реального статуса, возможностей и роли.

Я-идеализированное

Представления человека о том, каким бы ему хотелось быть именно сейчас, каким бы ему было приятно себя видеть. Это приходящий компонент, зависящий от конкретной ситуации.

Я-представляемое

Образы, создаваемые и выставляемые личностью специально на показ, чтобы скрыть нежелательные (отрицательные на ее взгляд) черты, качества Я-настоящего. Я-представляемое выполняет роль защиты и адаптации.

Чаще всего Я-представляемое близко к Я-идеальному, но если эти компоненты разнятся и не приближаются, то возникают проблемы во взаимоотношениях человека, а позже личность подвергается разочарованию и фрустрации. Признак такого несоответствия и начинающейся фрустрации – смущение.

Я-фальшивое

Представляет собой искаженное Я-настоящее, то есть самообман личности. При частом воспроизведении фальшивых, но желательных черт личность:

  • боится негативной самооценки;
  • ожидает негативного отношения извне;
  • не способна к поступкам, питающим самоуважение.

От Я-фальшивого включается множество защитных механизмов личности, которые в итоге приобретают патологический характер. Искажается все самопознание, а затем познание и восприятие межличностных отношений.

Развитие самосознания

Суть развития самосознания можно описать через 3 компонента:

  • Динамика выделения человеком себя из среды. Притом и как организма, и как индивида, и как личности, и как индивидуальности.
  • Второй компонент развития самосознания – изменение самоконтроля, то есть способности влиять на свою деятельность. По мере взросления и развития человека происходит переход от контроля физиологических реакций до контроля сознания.
  • Третий компонент – самопринятие, способность адекватно и дифференцированно оценивать свои особенности, преимущества и недостатки.

Становление самосознания начинается с идентификации человеком себя с миром и другими людьми, а заканчивается автономией, то есть выделением своей индивидуальности, отличительных черт и принятием их.

  • Ребенок от 3 до 8 месяцев активно познает свое тело, в 7-8 месяцев внимание переключается на изучение ближайшего и дальнего окружения. Это первые элементы развития самосознания.
  • Постепенно нарастает стремление к автономии, что отражается в поведении. Но вместе с самостоятельностью растет и ответственность. На втором году жизни ребенок уже выступает как субъект деятельности. Он может действовать внеситуативно.
  • Еще чуть позже малыша можно назвать объектом и субъектом самопознания. К 3 годам ребенок уже знаком со своим организмом и его особенностями, обладает сознательными эмоциями, из которых формируются эталоны.
  • Для детей дошкольного возраста характерно соподчинение мотивов и осознание себя как субъекта взаимоотношений. К 6 годам формируется социальное Я, которое проявляется дифференцированной оценкой, стремлением следовать внешним эталонам и образцам или внутренним убеждениям.
  • В младшем школьном возрасте происходит активное развитие социального Я.
  • Для подросткового возраста характерно стремление к познанию своей индивидуальности, но вместе с этим личной и социальной идентичности, то есть определению схожести с другими людьми, группой. К концу подросткового возраста формируется направленность личности.
  • Юность характеризуется развитием воли, самоконтроля, построением жизненных планов. Наступает большая независимость и объективность в суждениях, вместе с этим – сильная потребность в самореализации.
  • Для взрослости и старости характерна реализация планов и оценка результатов, поиск целостности. Личностный рост также происходит через кризисы (возрастные, индивидуальные).

Таким образом, пик развития самосознания приходится на подростковый и юношеский возраст. Д. Марсиа выделил 4 возможных варианта становления самосознания:

  1. Предрешенность. Принятие индивидом обязанностей, соответствующих полу и возрасту, без прохождения кризиса выбора, то есть за него решили родители или другие люди. В результате этого человек страдает низким самоуважением, но не тревожен, внимателен к советам других людей.
  2. Диффузия. Для такого стиля идентичности, то есть самосознания, характерна разрозненность как стремление попробовать все подряд, не обладая жизненным планом, мотивами и целями. Как правило, это характерно для тех, кто боится стать изгоем и не хочет принимать на себя ответственность.
  3. Мораторий. К этой категории относятся активные люди, занятые поиском себя. Они всегда находятся в центре принятия решений, каждое их действие высоко эмоционально окрашено.
  4. Сама идентичность. Это высшая ступень развития. Достигшие ее личности сделали выбор, приняли на себя ответственность за собственную жизнь, стремятся жить и следовать своим убеждениям.

Уровни осознанности

Ниже мы обсудим три уровня самосознания и то, как они влияют на жизнь человека. Даже если вы считаете, что живете осознанно, вы все равно сможете найти здесь много интересного. У всех людей бывают моменты, когда они делают что-то «на автопилоте» или принимают неосознанные решения. Я сталкиваюсь с этим каждый день и очень часто замечаю это в себе, хотя стараюсь контролировать все свои решения.

Я не вижу проблемы в том, что мы делаем многие вещи «на автопилоте». Основная проблема, которую я вижу, заключается в том, что в какой-то момент мы настолько привыкаем к этому, что перестаем замечать, что многие вещи мы делаем, не задумываясь.

Первый уровень – Что ты делаешь?

Я не могу похвастаться тем, что я стар и мудр, но даже за 26 прожитых лет я испытал много разных эмоций. Я пережила предательство, несколько переездов, переезд в другой город, трудности в личных отношениях и конфликты с близкими мне людьми.

Теперь давайте попробуем вместе вспомнить все, что вы пережили за последние 30 дней.

  • Как часто у вас возникали трудности в отношениях с близкими вам людьми?
  • Как часто и насколько одиноко вы себя чувствовали?
  • Как часто вы чувствовали себя потерянным и непродуктивным?
  • Как часто вы чувствовали, что вам не хватает сна и вы недоедаете?
  • Как часто вам было плохо и не хватало сил действовать?
  • Как часто вы чувствовали неуверенность в своем будущем?
  • Как часто вы беспокоились о своей работе или финансовом положении?
  • Как часто вы случайно причиняли себе боль? (порезы, синяки).

Есть шанс, что если вы внимательно вспомните последние 30 дней, то сможете найти множество таких событий. Все это очень страшно, если вы только сейчас осознаете, что в вашей жизни было много подобных событий.

Часто нам приходится делать то, что нам не нравится, а иногда даже то, что нас очень злит. Иногда мы застреваем на телефоне чисто автоматически, бессознательно, потому что привыкли к нему. Если мы начнем думать об этом, то поймем, что там нет ничего нового или важного.

Мы часто делаем что-то, чтобы притупить боль от наших реальных проблем. Мы даже едим, напиваемся и занимаемся сексом, иногда не из-за собственного желания сделать это здесь и сейчас, а чтобы притупить чувство боли от наших текущих проблем. Если задуматься, люди сознательно наслаждаются развлекательной литературой, играми и музыкой, чтобы хотя бы на время отвлечься от реальности.

Нет ничего плохого в том, чтобы попытаться развлечься и на время забыть о своих проблемах. Все это необходимо для того, чтобы мы могли сохранить рассудок.

Мы должны убедиться, что сейчас мы сознательно выбираем развлечения и промедление, а не то, что промедление выбирает нас. Мы должны быть уверены, что уже сделали свой выбор и делаем именно то, что действительно хотим. Мы должны знать это, потому что наши отвлечения от дел могут поглотить нас очень быстро, поэтому нам нужно остановиться и наслаждаться небольшими порциями развлечений.

Если вы приходите после работы и включаете серию любимого сериала, это совершенно нормально. Совершенно ненормально, если вы взяли отгул на работе, чтобы составить свои планы, а потом круглосуточно смотрели сериал.

Мы все думаем, что контролируем свое время и точно знаем, как его тратим. К сожалению, обычно мы ошибаемся. На самом деле, большинство людей занимаются работой не более 3 часов в день, а все остальное время человек просто смотрит что-то постороннее. Нам постоянно кажется, что мы проводим гораздо больше времени с нашими близкими, чем на самом деле. Нам постоянно кажется, что нас недооценивают, но это не так. Просто нас более правильно оценивают со стороны, и мы думаем, что мы более продуктивны и умны, чем есть на самом деле. Люди очень неточно оценивают себя, свои способности и свое время.

Не осуждайте себя за все это, просто примите этот факт. Так вы сможете лучше оценить себя и свои способности, и это станет первым шагом на пути к самосознанию.

Второй уровень. Что ты чувствуешь?

Если вы стараетесь жить осознанно, то часто начинаете замечать, что чем больше вы отвлекаетесь от реальности, тем больше возвращаетесь к тем эмоциям, которых пытались избежать. Если мы злимся, мы должны бороться с причинами этого, а не пытаться отвлечься от этой эмоции.

Если человек находится на втором уровне самосознания, он думает немного по-другому. Они очень четко представляют себе эмоции, которые испытывают в тот или иной момент времени. Некоторые эмоции могут помочь нам, а другие — только помешать.

Большинство людей ведут свою жизнь где-то в районе первого уровня сознания. Им достаточно работать, делать то, что им говорят, и предаваться просмотру мыльных опер по вечерам с банкой холодного пива. Если вы нарушите привычный для них образ жизни, они сразу же начнут понимать, что их жизнь недостаточно хороша для них. Они начинают осознавать, что им не комфортно в собственной жизни. Хотя обычно, если у человека все стабилизировалось, он может прожить так всю жизнь и чувствовать себя вполне комфортно.

Второй уровень самосознания тесно связан с эмоциями и поэтому очень дискомфортен для человека. Крайне неприятно осознавать, что твоя жизнь настолько далека от совершенства, что местами она просто раздражает тебя. Очень трудно принять тот факт, что иногда эмоции управляют нами так ловко, что мы этого не замечаем.

Научиться правильно понимать свои эмоции вместо того, чтобы подавлять их, достаточно сложно. Но я не советую людям слишком долго концентрироваться на понимании своих эмоций. Лучше делать это постепенно, но постоянно. Вам не нужно спешить, потому что ваши эмоции будут следовать за вами на протяжении всей вашей жизни. У вас обязательно будет время для изучения своих эмоций.


Уровни самосознания позволяют выделить свои цели и планы на будущее

Третий уровень. Что ты упускаешь из вида и никак не замечаешь?

Чем больше вы осознаете все свои действия и эмоции, тем больше замечаете, что вы далеки от совершенства, а местами даже слишком плохи. Большинство наших мыслей — это просто отражение наших эмоций, которые мы испытываем непосредственно в данный момент.

Человек на уровне 3 понимает некоторые важные вещи, что позволяет ему лучше контролировать свой гнев и все остальные эмоции:

  • Наши воспоминания часто бывают ошибочными, особенно когда воспоминания связаны с определенными эмоциями или чувствами в определенное время. Человек не в состоянии предсказать свои чувства, мысли и эмоции в будущем.
  • Человек склонен переоценивать себя. Как правило, если человек только начал что-то делать, он сильно преувеличивает значимость своих достижений.
  • Противоречивые вопросы часто только укрепляют убеждения человека, вместо того чтобы позволить ему оспорить их.
  • Наше внимание всегда больше сосредоточено на тех вещах, фактах и событиях, которые мы ожидаем встретить в данном месте и в данное время.
  • Большинство людей будут лгать, если это поможет улучшить их работу.
  • Люди не умеют оценивать статистику, потому что всегда полагаются на личный опыт и результаты.

Этот список можно продолжать очень долго, но все сводится к простым определениям, которые всегда следует иметь в виду:

Люди могут совершать ошибки

Люди могут совершать глупые поступки

Люди стремятся к личной выгоде

Люди могут говорить, не желая обидеть или оскорбить

В этом нет ничего плохого, потому что все это естественно для человека. Большинство описанных «проблем» третьего уровня связаны с самопринятием человека и восприятием эмоций.

Самосознание в онтогенезе

В предыдущем пункте я уже затрагивала связь развития человека как личности и как индивида. В этой части статьи хочу структурировать и обобщить развитие самосознания в сочетании с взрослением.

Зачаточное самосознание

Формируется в возрасте до года. Характеризуется открытием ребенком своего Я.

Аллопсихическое самосознание

Формируется в 2-3 года. Проявляется осознанием ребенком себя как деятеля и отделением его действий от действий других людей.

Соматопсихическое самосознание

Формируется к 7 годам. Ребенок может самостоятельно оценивать себя, владеет телом и проходит телесную идентификацию.

Аутопсихическое самосознание

Подростковый и юношеский возраст. Предполагается, что к 17 годам завершается формирование социально-нравственных установок и самосознания. В дальнейшем оно не развивается, а видоизменяется.

Тест с ответами: “Деятельность, сознание и самосознание”

1. Самосознание личности в психологии: а) осознание индивидом собственных потребностей, способностей, мотивов поведения, мыслей + б) установка на прохождение предначертанного жизненного пути в) анализ совершенных поступков в разные периоды времени

2. Сознание как высшая форма психического отражения характеризуется: а) конкретностью б) объективностью + в) предметностью

3. Психологическим механизмом самосознания выступает: а) идентификация б) эмпатия в) рефлексия +

4. Первый уровень развития самосознания характеризуется осознанием: а) биологических потребностей + б) значимых отношений в) уровня притязаний

5. По С.Л. Рубинштейну, самосознание: а) предшествует развитию сознания б) развивается одновременно с сознанием в) является этапом в развитии сознания +

6. Самосознание можно определить как: а) уровень притязаний б) образ себя + в) повышенное внимание к себе

7. Сознание и самосознание возникают и развиваются параллельно, по мнению: а) Бехтерева б) Вундта в) Сеченова +

8. Самосознание как этап в развитии сознания, подготовленный развитием речи и произвольных движений, исследовал: а) Выготский + б) Бехтерев в) Сеченов

9. Возникновение самосознания не связано: а) с процессом дифференциации внутренних ощущений б) с процессом дифференциации внешних ощущений в) с увеличением непроизвольности +

10. Свойство самопорожденности сознания, его самообусловленности проявляется как: а) эвидентность б) субъективность + в) рефлексивность

11. Я-концепция сформулирована: а) в 1950-е гг. + б) в 1970-е гг. в) в1960-е гг.

12. В качестве особого рода реальности сознание не обладает свойством: а) интенциональности б) интернальности + в) рефлексивности

13. Человек проявляется с помощью действий, он в них: а) формируется + б) раскрывается в) участвует

14. Специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования: а) деятельность + б) потребность в) действие

15. Нормальное (обычное) состояние сознания характеризуется таким уровнем психической активности: а) средним + б) высоким в) низким

16. То, на что направлена деятельность, называется: а) поведением б) объектом + в) субъектом

17. Что из перечисленного не входит в понятие «деятельность»: а) мотив б) средства в) темперамент +

18. Первичное и рефлексивное сознание предложил различать: а) Джемс б) Фартинг + в) Вундт

19. В отличие от поведения животных, деятельность человека носит характер: а) орудийный б) преобразующий + в) приспособительный

20. Особенностью творчества как вида человеческой деятельности служит: а) удовлетворение биологических потребностей б) использование природных веществ в) создание нового, не имеющего аналогов в природе +

21. Основателем функционалистского подхода к изучению сознания является: а) Джемс + б) Бехтерев в) Вундт

22. Обобщение свойств предметов в понятиях, характерно для деятельности: а) материально-производственной б) духовно-теоретической + в) духовно-практической

23. Согласно теории отражения, сознание: а) субстанция, которая может существовать вне тела человека б) жидкость, которая образуется при мыслительном процессе в) продукт мозга +

24. Определение возможных последствий изменения льготных выплат социально незащищенным гражданам представляет собой деятельность: а) прогностическую + б) познавательную в) практическую

25. Как называют деятельность, отличительным признаком которой выступает то, что в ее результате создаются качественно новые материальные и духовные ценности: а) общение б) творчество + в) познание

26. Особенностью творчества как вида человеческой деятельности служит: а) удовлетворение биологических потребностей б) использование природных веществ в) создание нового, не имеющего аналогов в природе +

27. Психологической характеристикой сознания не является: а) реактивность + б) мотивированность в) интенциональность

28. В структуре сознания, наряду с мышлением, выделяют: а) врожденные идеи б) атом в) эмоции +

29. Состояние психической жизни организма, выражающееся в субъективном переживании событий внешнего мира и тела организма, а также в отчёте об этих событиях: а) сознание + б) знание в) познание

30. Какой инстинкт является основным: а) свободы б) самосохранения + в) доминирования

Ошибки в развитии самосознания

Если кризис разрешается неправильно, то и идентификация будет неадекватной. Можно выделить следующие варианты аномального становления самосознания, которые отражаются на личности и ее отношениях с миром:

  1. Избегание близких межличностных отношений.
  2. Страх перемен и взросления, неадекватное понимание времени, размывка его границ.
  3. Растрачивание собственного потенциала, продуктивных и творческих способностей. Неумение активизировать внутренние ресурсы и сконцентрироваться на одной деятельности.
  4. Отказ от самоопределения и самопознания, выбор негативных образцов для подражания.

Отдельно хочу рассмотреть вариант развития неблагоприятной Я-концепции, для которой характерна неуверенность личности, страх получить отказ, низкая самооценка. Такой тип самосознания опасен следующим:

  • низкое самоуважение, которое отражается социальной деградацией, несостоятельностью, агрессивностью, преступностью и асоциальностью;
  • реакция приспособления в трудных ситуациях, что опасно риском быть втянутым в асоциальные группы, подвергнуться влиянию извне;
  • неадекватное восприятие, которое отражается как на анализе человеком его поступков или внешности, так и при анализе внешних ситуаций.

К другим нарушениям в развитии самосознания относится:

  • неразвитость самосознания, то есть зависимость от других людей;
  • искаженный образ Я;
  • эгоцентризм (искаженное представление своей роли в мире);
  • патологии (психические расстройства и заболевания).

Функции самосознания

Основная функция – сделать доступным для личности ее же мотивы и результаты поступков, позволить оценить себя. Самосознание обеспечивает сознательную адаптацию личности к среде.

Среди других функций можно выделить:

  • обеспечение внутренней согласованности (иногда самосознание может даже не пропускать во внутренний мир некоторые внешние факторы, если те не соответствуют чему-то из Я);
  • интерпретация индивидуального опыта, то есть характер восприятия ситуации (самосознание и Я-концепция объясняют, почему два человека могут видеть одну и ту же ситуацию по-разному, то есть Я-концепция не только трактует наше поведение, но и «объясняет» нам смысл поведения других людей);
  • определение ожиданий, то есть того, что должно произойти (тесно связано с принятием и непринятием, а также видением ситуации).

Разобравшись в сути и структуре самосознания, а также его функциях, можно с легкостью понять и заметить, насколько разным и уникальным является каждый человек. «Ждал одно, а получил другое», «Хотел как лучше, а получилось как всегда», «Я не это имел в виду», «Я знаю, что опять буду выглядеть дураком», «Брось, он не флиртовал. Я уверена, что никому не могу понравиться» – все это игры самосознания и его 3 главных функций.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]