ПАВЛОВ А.К.»ОСНОВНЫЕ ЦЕННОСТИ И НОРМЫ МОРАЛИ. «ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ»(МОРАЛИ)». (НАУЧНАЯ СТАТЬЯ).

Функции морали

Как и другие философские и социологические категории, рассматриваемое понятие имеет не только отличительные характеристики, но и некоторые важные функции. Показатель действенности любого термина – это часто именно те функции, которые под ним имеются ввиду.

Если говорить про мораль, то она традиционно закрепляет за собой такие важнейшие для жизни каждого индивидуума функции, как:

Оценочная. Здесь происходит рассмотрение явления, его анализ и проявляются различия: выступает ли это событие в качестве добра либо же зла, нравственный поступок был совершен или нет, можно ли его считать правильным или же нет и пр.

Регулятивная. Наука о морали не просто констатирует определенные факты и говорит об их качествах, но и устанавливает определенные шаблоны поведения, принципы, правила взаимодействия между людьми

Это очень важно для того, чтобы люди могли жить в одной системе ценностей и составлять цельное общество, а не атомизированное собрание непонятных друг другу людей. Именно регулятивная функция делает огромный вклад в облик человека в любую эпоху.

Контролирующая

Позволяет влиять на поведение человека, заставлять его следовать принятым шаблонам не только внешне, на виду у других людей, но и в своем внутреннем мире, самоощущении и мыслях. В обществе эта функция помогает навести порядок, мир и нормальные дружественные или хотя бы нейтральные отношения.

Интегрирующая. Позволяет людям не просто жить в одной системе ценностей, но и образовывать между собой прочные общины, каждый член которой хорошо понимает друг друга и готов прийти на помощь и оказать поддержку.

Воспитательная, свойства которой заключаются в том, чтобы прививать человеку правильное мировоззрение и ориентиры, заставлять вести себя адекватно общественной ситуации и делать правильный нравственный выбор в любой ситуации.

Это основные функции морали, благодаря которым она регулирует жизнь людей во всем мире.

СВОЙСТВА И ФУНКЦИИ МОРАЛИ, ЗНАЧЕНИЕ МОРАЛИ В БИЗНЕСЕ.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ТЕРМИНОВ “ЭТИКА”, ”МОРАЛЬ”, ”НРАВСТВЕННОСТЬ”.

Древнегреческое слово “ēthika” (от ethos) служит аналогом латинскому понятию «moralis» и русскому термину «нравственность». Все они подразумевают некоторую устойчивость, внутреннюю упорядоченность нравов, обычаев людей.

Слово «этика» происходит от греческого “ēthos” – нрав, дом, характер, темперамент, обычай. Этика — проблемная сфера философии, объектом изучения которой является мораль, нравственность, а центральной проблемой – добро и зло. Различают следующие виды этики: гуманистическая: ориентированная на человека, его жизнь, свободу; авторитарная: ориентированная на что–либо внешнее по отношению к человеку, идею, например. Аристотель вводит понятие «этика» для обозначения отрасли философии, являющейся учением о нравственной деятельности и добродетелях. Этика не только учение о морали, но и часть самой морали.

Слово «мораль» – латинского происхождения. Способ духовно-практического освоения мира, который заключается в понимании общественно-необходимого типа поведения. Оно образованно от латинского слова mos (мн. ч. – mores), что означало примерно то же, что и ēthos в греческом языке –– нрав, обычай. Термин «мораль

» появился в IV в. н. э. в латинском языке, как синоним к греческому термину “этика”. Концепции появления этики: натурализм (мораль заложена в природе человека), социальная (мораль залаживается в обществе, в котором ты живёшь), креационизм (креацио – творю, мораль залаживается ни в природе человека, ни в обществе, она дана человеку из другого мира)

Русское слово «нравственность» происходит от корня «нрав». И впервые оно используется в языке в 1793 г. и употреблялось наряду со словами «этика» и мораль» как их синонимы.

Первоначально эти термины в основном совпадают. Позже, с развитием культуры, за ними закрепилось различное содержание. Под моралью стали пониматься реальные явления (нравы общества, определенные нормы поведения людей, их представления о добре и зле и т. д.). В таком же значении употребляется и термин «нравственность». Этика же стала наукой, изучающей мораль (нравственность).

СТРУКТУРА ЭТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ, ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ УНИВЕРСАЛЬНОЙ ЭТИКИ.

Структура этического знания определяется совокупностью основных понятий, которыми руководит этика. Эти общие понятия называются в этике категориями.

Этика – философское исследование сущности, целей и причин морали и нравственности. Универсальная этика – это этика, используемая во всех сферах, общая для всех стандартов.

Главная задача универсальной этики: она должна выработать определения добра и зла, которые были бы приемлемы для всех людей, так как на данный момент то, что признаётся добром в одном обществе, может оказаться злом в другом, и наоборот.

Мораль — способ духовно-практического освоения мира, который заключается в понимании общественно-необходимого типа поведения.

Основные категории универсальной этики:

-Моральные принципы — это основные представления о должном поведении человека, через которые раскрывается сущность морали, на которых базируются другие элементы морали (не убей)

-Моральные законы – поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.

-Моральные понятия: добро, зло, благо, справедливость, долг, совесть, ответственность, достоинство, честь,

-Правила этикета – ритуалы, которые мы соблюдаем.

АНТИНОМИЯ МОРАЛИ И СПЕЦИФИКА МОРАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ.

Мораль — способ духовно-практического освоения мира, который заключается в понимании общественно-необходимого типа поведения. Свойства морали:

-моральные нормы всеобщи, но не одинаковы. Зависят от социума, эпохи и личных качеств человека (культурный релятивизм морали)

-моральное поведение не подлежит объяснению.

-морали нельзя научить. Она не передаётся как обычные знания. Она передаётся через личные переживания.

-мораль не существует самостоятельно, только как сторона какой-нибудь деятельности. Специфика морального способа регуляции заключается в следующем. Мораль проявляет себя как единство духовного и практического: с одной стороны, она служит основой духовной культуры личности и показателем меры человеческого в человеке; с другой – вся практическая деятельность человека и его поведение определяются и организуются сложившимися в обществе моральными представлениями.

Антиномические свойства морали.

1. Антиномия объективного и субъективного.

· а) Нравственные требования имеют объективное значение независимо от субъективных вкусов.

· б) Моральные требования отражают субъективную позицию, обязательно чья-то позиция.

· в) Безличность морального требования. Требование не исходит от кого-то. Моральный закон выступает в виде абстрактного требования.

2. Антиномия всеобщего и особенного.

· а) С одной стороны мораль выступает в виде конкретной нравственной системы.

· б) С другой стороны нравственная позиция формулируется в универсальной форме. Нравственному закону присуща универсальность и уникальность.

3. Антиномия практической целесообразности и моральной ценности.

· а) Мораль имеет практическое значение (польза).

· б) Мораль далеко не всегда содержит пользу. Добродетель нередко бывает наказуема.

· в) Бескорыстие морального мотива. Польза в морали не прагматична. Мораль говорит о должном.

4. Антиномия общественного и личного.

· а) Подчинение средним социальным нормам.

· б) Отдельная личность с высоко развитыми нравственными идеалами находится в несоглашательстве с обществом. С позиций нравственности она выступает не в качестве представителя социальной среды, в качестве носителя общечеловеческих ценностей.

5. Антиномия причинности и свободы.

· а) Моральное поведение имеет свои причины.

· б) Моральный человек готов пойти в разрез логике, привычке (автономно, свободно). Подлинная причина отдельных поступков – свобода.

СВОЙСТВА И ФУНКЦИИ МОРАЛИ, ЗНАЧЕНИЕ МОРАЛИ В БИЗНЕСЕ.

Функции морали: Регулятивная. Мораль регулирует поведение, как отдельного лица, так и общества. Суть в том, что не одни люди контролируют жизнь других, а каждый сам строит свою позицию.Познавательная. Моральное сознание видит мир через особую призму и фиксирует это видение в понятиях добра и зла, долга и ответственности. Мораль даёт возможность постижения человеческой судьбы.Воспитательная. Мораль делает человека человеком. Нравственность не столько приучает к соблюдению свода правил, сколько воспитывает способность руководствоваться идеальными нормами. Оценочная. Оценивает с позиций добра и зла освоение человеком действительности. Предметом оценки являются поступки, отношения, намерения, мотивы. Мотивационная. Позволяет человеку оценивать и по возможности оправдывать свое поведение с помощью нравственной мотивации. Коммуникативная. Выступает как форма общения, передачи информации о ценностях жизни. Обеспечивает взаимопонимание, общение людей на базе выработки общих моральных ценностей.

Свойства морали:

-моральные нормы всеобщи, но не одинаковы. Зависят от социума, эпохи и личных качеств человека (культурный релятивизм морали)

-моральное поведение не подлежит объяснению.

-морали нельзя научить. Она не передаётся как обычные знания. Она передаётся через личные переживания.

-мораль не существует самостоятельно, только как сторона какой-нибудь деятельности.

↑ Мораль и нравственность

нравственность

Понятие «мораль»Понятие «нравственность»
Специфическая сфера культуры, в которой концентрируются и обобщаются высокие идеалы и строгие нормы, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни (что должно быть, к чему человек должен стремиться (мир должного))Принципы реального практического поведения людей, в котором строгость высокоморальных норм значительно смягчена, т. е. в данное понятие вкладывается более «житейское», «приземлённое» значение.Реально практикуемые нормы, с которыми человек сталкивается в повседневной жизни (мир сущего).

Философскую науку, предметом изучения которой являются мораль, нравственность, называют этикой

(от гр.— обычай). Этика выясняет место и роль морали в системе других компонентов культуры (таких как наука, право, религия, искусство и др.), анализирует её природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие нравственности, обосновывает различные её системы.

Моральные требования к человеку имеют в виду не достижение каких-то частных и ближайших результатов в определённой ситуации, а следование общим нормам и принципам поведения. Выполняя, наряду с появившимся позднее правом, роль регулятора поведения людей, мораль имеет с ним общие черты, но в то же время принципиально отличается от него.

Свойства морали как специфической формы общественных отношений

Предмет:Этика
Тип работы:Реферат
Язык:Русский
Дата добавления:15.05.2019
  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

По этой ссылке вы сможете найти рефераты по этике на любые темы и посмотреть как они написаны:

Много готовых тем для рефератов по этике

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

Нравственная культура личности и ее формирование
Основные концепции происхождения морали
Нравственные нормы, принципы, общественное мнение как инструменты морального регулирования
Мораль – бесценное достояние человека

Введение:

Подход к выявлению исторических форм морали может быть разным. Чаще всего исследователи связывают моральные формы с марксистской концепцией истории. В этом случае сравнивается мораль клановой, рабовладельческой, феодальной, буржуазной системы. Однако не всегда возможно провести четкое сравнение форм морали с типом материального производства.

Мораль независима и имеет свои внутренние законы развития. Например, немецко-американский философ Эрих Фромм полагал, что в первобытном обществе не было индивидуальной собственности. Любой охотник может взять копье и отправиться на охоту, а затем передать оружие другому добытчику. Это породило чувство коллективизма. Такая система характеризуется безусловной взаимной поддержкой. При нем царило равенство.

«Каждый шаг, — пишет Фромм, — грозил людям новыми опасностями на пути к большей индивидуализации. Первичные связи, уже разорванные, не могут быть восстановлены; человек не может вернуться в потерянный рай. У индивидуализированного человека есть только один продуктивный способ соединиться с миром: активная солидарность с другими людьми, спонтанная активность (любовь и работа), которые снова связывают его с миром, но не с первичными связями, а как свободная и независимая физическое лицо».

Мораль как предмет этики

Мораль (от лат. Moralis — мораль), особая форма общественного сознания и тип общественных отношений, предмет этики. Мораль регулирует поведение и сознание человека во всех сферах общественной жизни — на работе, дома, в политике, в науке, в семье, в личной, внутригрупповой, межклассовой и международных отношениях. В отличие от конкретных требований каждой из этих областей, принципы морали являются социально универсальными и распространяются на всех людей, закрепляя в себе то общее и основное, что составляет культуру человеческих отношений и формируется в процессе развития общества.

Мораль имеет императивно-предписывающий характер; Существует особый, обязательно оценочный способ овладения реальностью через дихотомию (противоположность) добра и зла. Связь этой концепции морали с человеком, который может только оценивать и командовать, очевидна. Следовательно, мораль понимается как субъективная форма бытия, хотя и универсальна для человека. Но как насчет отношения к природе, может ли оно быть моральным? Обладают ли живые существа нравственной ценностью?

Моральная интуиция положительно отвечает на эти вопросы, однако они оказываются неразрешимыми для субъективного подхода к морали, который связывает мораль только с человеком, с межличностными и социальными отношениями. Таким образом, еще более широкое определение морали является действительным.

Мораль — это совокупность ценностей добра и зла, а также соответствующих форм сознания, отношений, действий. В отличие от простого обычая или традиции, моральные нормы получают идеологическое обоснование в форме идеалов добра и зла, должного, справедливости и т. д. В отличие от закона, выполнение моральных требований разрешается только формами духовного влияния (общественная оценка, одобрение или осуждение). Наряду с универсальными элементами, мораль включает в себя исторически преходящие нормы, принципы, идеалы. Мораль изучается специальной философской дисциплиной — этикой.

Свойства морали

Мораль — это система с определенной структурой и автономностью своих элементов. Прежде всего, мораль — это правила поведения. В морали можно выделить естественную, социальную и духовную основу.

Природные основы морали. Эти основы проявляются как врожденные моральные чувства и, прежде всего, чувства совести, сострадания, любви, долга, благоговения. В учении Вл. Много правды. Соловьева, который за субъективные основы морали принял три чувства — стыд, сострадание и благоговение. Но у человека есть много других моральных чувств, в том числе негативных, таких как чувство гнева, ненависти, зависти и т. д. Моральный человек в конечном итоге определяет, как действовать в конкретном случае.

Социальные основы морали. Социальные основы морали включают реальные моральные отношения, мораль, обычаи, традиции, нормы и принципы поведения. Каждая культура, нация, сословие, социальная группа, класс, даже профессия развивают свои особые нравственные ценности, отношения, нормы. Мораль является продуктом исторического творчества всего человечества. На развитие и существование морали большое влияние оказывают такие социальные институты, как семья, школа, право, государство, церковь, средства массовой информации, особенно телевидение.

Социальные основы морали включают объективные моральные ценности различных социальных систем, а именно: моральные ценности экономики, гражданского общества, политики, права и духовной сферы. На самом деле существующая мораль в корне зависит от экономики, политики, религии и других социальных систем. В свою очередь, мораль оказывает активное влияние на все сферы жизни общества, которая разнообразна.

Субъективная мораль также имеет социальные основы, как то, что формировалось у каждого индивидуума в процессе его социализации. Это его моральные идеи, нормы поведения, его достоинства. Проблема нравственного воспитания личности остается актуальной, однако очевидно, что она не может быть решена вне общества. Там нет специальных органов для поддержания морали. Эти функции приняты общественным мнением.

Духовные основы морали. Моральная деятельность — это, прежде всего, духовная деятельность самого человека. Иногда человеку нужно огромное мужество и стойкость, чтобы противостоять злу и развивать в себе нравственные качества. Определенные моральные искушения испытали даже самые совершенные люди. Итак, апостол Павел писал: «Ибо мы знаем, что закон духовен, а я телесен, продан греху. Потому что я не понимаю, что я делаю: потому что я делаю не то, что хочу, а то, что я ненавижу, я делаю».

Религиозная этика также признает благодать Бога как духовную основу морали, благодаря которой считается, что определенные моральные принципы и законы были переданы человеку. Это относится к религиозному опыту человечества, который отражает подобное божественное происхождение некоторых моральных заповедей.

Сущность морали

Происхождение норм морали известно через противоречия.

Первое противоречие связано с безличностью морального закона. Мы практически не знаем автора правил морали. Мы субъективно — выборочно руководствуемся идеями добра и зла. Конечно, многие из нас критически относятся к морали, преобладающей в обществе, и понимают, что они далеки от идеала, но, тем не менее, общество принимает моральные заповеди, которые не зависят от склонностей и предпочтений отдельных людей и даже социальных групп. И в конечном итоге мы осознаем безличность морального закона. Моральный закон сформулирован так, как будто он исходит от всех и ниоткуда, не опирается на чью-либо власть. Но безличность морального закона не исключает его императива и предпочтения к исполнению.

Второе противоречие предполагает универсальный характер и универсальность морального требования. Нравы разных народов и времен отражают разные исторические условия, образ жизни, менталитет, потребности и интересы. У каждой социальной группы есть свои представления о добре и долге, часто противоположные по содержанию. Один и тот же поступок может быть допустимым для молодых и аморальным для пожилых, моральным для богатых и аморальным для бедных и наоборот. Например, олигарх, «захватив» миллиарды, может купить футбольную команду за миллионы и считать ее моральной, в то время как миллионы пенсионеров с трудом сводят концы с концами и считают поступок олигарха аморальным. Но мораль может быть разнообразной и универсальной одновременно. Это связано с универсальностью моральных требований.

Третье противоречие указывает на бескорыстный моральный мотив, кажущуюся бесполезность морального замысла. Совершенная добродетель далеко не всегда превращается в добро. Чтобы добиться успеха в бизнесе, часто необходимо нарушать установленные правила, в том числе моральные. Более того, если человек рассчитывает получить какую-то выгоду за совершенный моральный поступок, то такое действие по сути теряет моральную ценность. Следовательно, подлинно моральный акт считается совершенным бескорыстно, без возмездия за него.

Четвертое противоречие связано с установлением морального равенства и морального единства человечества. Если человек способен вырваться из повседневных стереотипов поведения, то его поведение уважительное. Инспектор по дорожному движению или учитель, который не берет взяток, студент, который в принципе не использует шпаргалки, любовь между молодыми людьми разных национальностей или социального статуса — все эти действия могут показаться вызовом определенной социальной среде и В то же время свидетельство высоких моральных принципов.

Пятое противоречие — свободная причинность раскрывается, когда мы пытаемся выяснить причину морального действия. С одной стороны, такой причиной может быть социальная значимость, одобрение такого акта другими людьми, но, с другой стороны, субъективная потенция и моральная готовность к действиям вопреки обстоятельствам, общественному мнению и даже вопреки, казалось бы, важной причине. Способность реализовать свою автономную свободу является непревзойденной моралью.

Заключение

Мораль является сферой идеологических отношений между людьми (т. е. существующей духовной жизнью) и имеет общие черты с другими формами общественного сознания (наукой, религией, искусством и т. д.). свойства и конкретные, только присущие черты.

Его универсально значимыми свойствами являются: социально-экономическая обусловленность содержания, относительная самостоятельность существующих условий, возможность активного влияния на социальные процессы, преемственность в развитии, взаимодействие с другими формами общественного сознания.

Эти свойства характеризуют нравственность и другие формы общественного сознания как явления социальной природы, содержание которых определяется материальными и духовными факторами и конкретными историческими социальными условиями. Но каждая форма публики обладает не только общими, но и специфическими свойствами, которые проявляются в процессе деятельности и взаимодействия людей.

Отличительными чертами науки являются такие свойства, как сознание, рациональность, обобщение. Религия характеризуется образностью, эмоциональностью, ориентацией на внутренний мир человека. Политическое сознание ориентировано на широкие массы, определяет лидера, соответствующего его цели, считает целесообразным иметь привлекательную форму представления и т. д. Что касается морали, то его основными чертами являются императивность, нормативность и социализация.

Что такое нормы морали

Выполнение моральных норм есть моральным долгом субъекта, нарушение этих мер поведения представляет собой чувство моральной вины.

Нормы морали в обществе – это общепринятые меры поведения субъекта, которые возникают из сформировавшейся морали. Совокупность этих норм формирует определенную систему правил, какие во всех отношениях отличаются от нормативных систем общества таких как: обычаи, права и этика.

На ранних этапах формирования моральные нормы были непосредственно сопряжены с религией, которая предписывает моральным нормам значение божественного откровения. Каждая религия имеет в наличии совокупность определенных моральных норм (заповедей) обязательных для выполнения всеми верующими. Не выполнение предписанных моральных норм в религии считается греходеянием. В различных мировых религиях существует некоторая закономерность в соответствии с моральными нормами: воровство, убийства, прелюбодеяние, ложь являются неоспоримыми правилами поведения верующих.

Исследователями, занимающимися изучением формирования моральных норм, выдвигается несколько направлений в понимании значения этих норм в обществе. Одни, полагают, что соблюдение правил, предписанных в морали, является приоритетным в обличье от иных норм. Последователи этого направления, приписывая данным моральным нормам определенные свойства: универсальность, категоричность, неизменность, жестокость. Второе направление, которое изучается учеными, предполагает, что приписывание абсолютизма, общепринятости и обязательности моральным нормам, выступает в роли некого фанатизм.

По форме проявления, некоторые нормы морали в обществе имеют сходство с правовыми нормами. Так принцип «не укради» является общим для обеих систем, но задавая вопрос, почему субъект следует данному принципу можно определить направленность его мышления. Если субъект следует принципу, потому что боится юридической ответственности, то его поступок является правовым. Если субъект убежденно следует этому принципу, потому что кража – это плохой (злой) поступок, вектор направленности его поведения следует моральной системе. Существуют прецеденты, в которых соблюдение моральных норм противоречит законодательству. Субъект, считая своим долгом, к примеру, украсть лекарство, дабы спасти своего близкого человека от смерти поступает морально правильно, при этом абсолютно нарушает закон.

Исследуя формирование норм морали, научные работники пришли к некой классификации:

– нормы, затрагивающие вопросы о существовании индивида как биологического существа (убийство);

– нормы о независимости субъекта;

– нормы социальных конфликтов;

– нормы о доверии (верность, правдивость);

– нормы, касающиеся достоинства субъекта (честность, справедливость);

– нормы конфиденциальности;

– нормы об иных нормах морали.

Зачем нужны моральные нормы?

Когда мы давали определение понятия, мы выяснили, что нормы морали – это правила поведения людей в обществе, незафиксированные законодательно, но желательные к исполнению, потому что это в интересах как всего общества, так и отдельных индивидов. Таким образом, нормы морали возникли из желания или потребности социума как-то урегулировать поведение всех членов общества и отношения внутри общества.

Разбираемся дальше и пытаемся ответить на вопрос: зачем, в принципе, обществу как-то регулировать поведение всех членов общества и отношения внутри него? Такие ответы как безопасность, защита от преступлений и прочего криминала не подходят, потому что это уже область права. Нормы морали, в отличие от норм права, не являются писанными и уж тем более не являются регулируемыми силовыми методами.

Следовательно, социум нуждается в каком-то дополнительном регулировании поведения и отношений членов общества, которое выходит за рамки обеспечения минимальных базовых потребностей. Потребности, выходящие за рамки базовых, как раз и отличают людей от представителей животного мира. И наличие моральных норм является одним из таких отличительных признаков.

Моральные нормы выступают регуляторами поведения людей наравне с нормами права и религиозными нормами там, где церковь не отделена от государства. В этом плане весьма познавательна статья «Нормы морали, права, религии как регуляторы поведения» [Е. Тогузаева, 2007].

Столь же интересно наблюдение относительно норм морали, сделанное в статье «Моральные ценности и их роль в современном обществе» [Е. Поликанова, 2014]. Автор обращает внимание на то, что многие нормы морали формулируются в повелительном наклонении: «не убий», «не укради», «не прелюбодействуй», «поступай по отношению к другим так, как хотел/хотела бы, чтобы поступали по отношению к тебе».

С одной стороны, повелительное наклонение и указание на желаемые или нежелательные действия выглядят, как навязанная норма поведения. Однако когда эти нормы становятся общепринятыми и большинство людей осознает их соблюдение, как свой моральный долг, эти постулаты становятся моральными нормами.

Таким образом, нормы морали становятся специфической формой согласования свободы человека и его потребностей и интересами и потребностями общества. И здесь мы вплотную подходим к тому, чтобы рассмотреть все функции, которые выполняют нормы морали в обществе.

Функции моральных норм:

  • Оценочная – благодаря существованию норм морали общество имеет ориентиры, как оценивать те или иные поступки, те или иные действия людей.
  • Регулятивная – нормы морали регулируют поведение членов общества, поощряя желаемое поведение и осуждая нежелательное. Таким образом, достигается баланс интересов всех членов общества.
  • Воспитательная – нормы морали являются основой для формирования в обществе ценностей более высокого порядка, таких как патриотизм, самоотдача, самопожертвование.
  • Контролирующая – сам факт существования норм морали, их всеобщность и обязательность включают механизмы контроля и самоконтроля за их соблюдением. Даже те индивиды, которые почему-либо не разделяют существующие нормы морали, вынуждены с ними считаться.
  • Интегрирующая – нормы морали способствуют достижению внутренней гармонии у членов социума, согласованию поступков и убеждений, мыслей и действий, целей и путей их достижения.

Правила и нормы общественной морали являются одним из важнейших инструментов адаптации человека к жизни в обществе, интеграции свободы личности и ответственности, свободы личности и общественной необходимости. Более того, нормы морали первичны в процессе социализации человека.

Моральные нормы прививают детям с самых ранних лет, а дети их осваивают путем имплицитного обучения или обучения без осознания процесса обучения как процесса, имеющего какие-то цели и задачи. Так, постепенно человек осознает необходимость вести себя тем или иным образом, соответствовать определенному типу общественных ожиданий и, если угодно, просто быть культурным, воспитанным и адекватным.

Моральные нормы, как мы разобрались выше, могут заметно различаться для разных исторических периодов, стран, континентов, социальных групп, однако у них всегда есть нечто общее. Нормы морали, так или иначе, делают человека если не добрее, то порядочнее. Эти нормы, безусловно, накладывают определенные запреты («не убий», «не укради»), однако этим упрощают взаимодействие между людьми.

При этом нормы морали далеко не всегда выступают в роли готового свода правил, как, например, 10 христианских заповедей. Это скорее маяк или ориентир в огромном океане эмоций, событий, отношений, коммуникаций и всего, что присуще человеческому обществу. Как говорится, не делайте никому зла, ибо зло вернется вам. Лучше делайте добро, потому что оно возвращается гораздо реже. Это отчасти шутка, а отчасти готовность творить добро и не ждать за это награды – тоже признак нравственной зрелости и усвоения норм морали.

Думается, мы с вами разобрались, что же такое нормы морали и зачем они нужны обществу. Напоминаем, что мы ждем вас на наших программах «Когнитивистика» и «Самопознание». И предлагаем ответить на один вопрос по теме статьи:

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Стадии развития этики в организациях
  • Формы социального поведения людей
  • Когнитивное развитие. Часть 2
  • Мораль: что это такое и зачем она нужна?
  • Что такое социальная неловкость и как от нее избавиться
  • Цинизм
  • Теория морального развития Л. Кольберга
  • Совесть: почему она есть не у всех и что делать, если ее нет?
  • Конформизм
  • Окно Овертона: определение, механизм, влияние

Ключевые слова:1Когнитивистика, 1Самопознание

Антропология

Племенная и территориальная

Селия Грин (Celia Green) различает племенную и территориальную мораль. Последняя определяется как преимущественно негативная и запретительная: она отделяет территорию человека, включая его собственность и тех, кто от него зависит, с установкой, что эта территория не должна нарушаться или отторгаться. В то же время территориальная мораль разрешительна, поскольку позволяет человеку делать все на своей территории, если он не нарушает территорию других. По контрасту, племенная мораль инструктивна, поскольку накладывает коллективные нормы на отдельного человека. Эти нормы в значительной мере произвольны, зависят от культуры и ‘гибки’, в то время как территориальная мораль нацелена на правила, считающиеся универсальными и абсолютными, такие как кантовский ‘Категорический императив’ и ранжированный абсолютизм Нормана Гейслера. Грин связывает развитие территориальной морали с появлением понятия частной собственности и оформлением разницы в общественном статусе.

Внутри группы и вне её

Некоторые исследователи отмечают, что иногда применяются различные правила морали к людям в зависимости от их принадлежности к «своей» или «чужой» группе (человек определяет группу как «свою», если он психологически себя к ней относит в культурном, этническом или каком-то другом смысле). Некоторые биологи, антропологи и эволюционные психологи считают, что эта дискриминация по признаку «свой-чужой» появилась из-за того, что она повышает шансы группы на выживание. Эта точка зрения получила подтверждение в некоторых простых компьютерных моделях эволюции. В этих моделях такая дискриминация имеет иногда следствием неожиданно тесное сотрудничество с представителями своей группы, а также иррациональную враждебность по отношению к представителям чужой группы. Г. Р. Джонсон (Gary R. Johnson) и В. С. Фалгер (V. S. Falger) утверждают, что национализм и патриотизм являются формами этого разграничения на своих и чужих. Джонатан Хайдт заметил, что экспериментальное наблюдение над внутригрупповым критерием укрепляет моральные оценки консерваторов, и в гораздо меньшей степени либералов.

В светских обществах выбор жизненного пути, представляющий понимание человека о правильной жизни, часто является предметом обсуждения в терминах морали. Случается, что определённый выбор стиля жизни и принятые правила поведения в определённом узком сообществе кажутся человеку более справедливыми, чем моральные нормы общества в целом.

Сравнение культур

Кристофер Петерсон (Christopher Peterson) и Мартин Селигман (Martin Seligman) применяют антропологический взгляд на культуры в зависимости от территории и времени. Они приходят к выводу, что некоторые ценности превалируют во всех культурах, среди тех, которые они изучали. Главными такими ценностями они называют мудрость/знание; храбрость; человечность; справедливость; сдержанность и широту взглядов

. Каждая из них в свою очередь делится на другие части, например
человечность
включает
любовь
,
доброту
и
ум
.

Фонс Тромпенаарс (Fons Trompenaars), автор книги Пешеход умер?

, ставил социальные эксперименты над представителями различных культур с различными моральными дилеммами. Одна из них — должен ли пассажир машины лгать, чтобы выгородить друга-водителя в случае, если тот сбил пешехода. Тромпенаарс обнаружил, что различные культуры дают совершенно различные ответы (от «нет» до «почти разумеется»), а в некоторых культурах ответ зависит от того, умер ли пешеход —>.[
источник не указан 2601 день
]

Джон Ньютон (John Newton), автор книги Complete Conduct Principles for the 21st Century

, сравнивает восточную и западную культуры с точки зрения морали. Цель своей книги он определяет так: «…гармонично смешать лучшее в культурах Востока и Запада, чтобы получить новые и лучшие принципы для человеческого общества в новом веке, популяризировать этические теории Китая в Западном мире. Автор надеется, что это поможет решить проблемы человеческого общества в XXI веке, включая те, что каждая культура по отдельности решить не в состоянии».

Как формируется мораль?

Мораль человека в большей степени зависит от него самого. Только сама личность ответственна за то, что с ней происходит. От того, насколько она готова следовать установленным в обществе порядкам зависит, будет ли человек успешен, принимаем другими. Развитие морали, нравственных понятий происходит в родительской семье. Именно те первые люди, с которыми начинает взаимодействовать ребенок на первых порах своей жизни, и накладывают серьезный отпечаток на его дальнейшую судьбу. Итак, на формирование морали оказывает существенное влияние ближайшее окружение, в котором растет человек. Если ребенок растет в неблагополучной семье, то у него с малых лет складывается неправильное представление о том, как устроен мир и формируется искаженное восприятие самого себя в социуме. Став взрослой, такая личность начнет испытывать колоссальные трудности в общении с другими людьми и будет ощущать на себе недовольство с их стороны. В случае воспитания ребенка в благополучной среднестатистической семье он начинает впитывать в себя ценности своего ближайшего окружения, и этот процесс происходит естественным образом.

Осознание необходимости следовать общественным предписаниям происходит за счет наличия у человека такого понятия как совесть. Совесть формируется с раннего детства под влиянием общества, а также индивидуального внутреннего чувства.

Функции морали

По какому признаку мы узнаем мораль? Мораль является в первую очередь способом гибкого изменения поведения индивидов в ходе социальной жизни. Это является ее регулятивной функцией. По мере развития общества возникло множество прочих решений для стимуляции «правильных» действий людей: административные наказания, правовые нормы. Однако мораль по сей день остается уникальным явлением. Ее проявление не требует подкрепления со стороны карательных органов либо специальных учреждений. Регулирование морали осуществляется благодаря активизации нервных связей, которые сформировались в процессе воспитания человека и соответствуют принципам поведения в обществе.

Что является отличительным признаком морали? Еще одной ее функцией является оценка мира с точки зрения гуманного поведения. В какой-то мере мораль способствует развитию и созданию общностей индивидов. Проявление оценочной функции заставляет человека анализировать, как меняется окружающий мир, в зависимости от совершения тех или иных поступков.

Еще одна важная функция морали – воспитательная. Концентрируя в себе положительный опыт предыдущих эпох, нравственность делает его достоянием следующих поколений. Благодаря этому индивид получает возможность обрести правильную социальную ориентацию, которая не противоречит общественным интересам.

Определение и характерные черты

Мораль — это принятые в социуме представления о добре и зле, о том, что правильно, а что нет. Умение отличать хорошее от плохого проявляется в поступках и мыслях как отдельных лиц в частности, так и человеческих объединений в целом. Нравственность выступает способом самоорганизации социума с присущими ему контролирующими аспектами.

Нормы морали имеют свои отличительные признаки:

  1. Распространение на всех членов общества независимо от занимаемого положения.
  2. Свобода выбора в следовании или не следовании нравственным нормам, хотя на решение человека оказывают значительное влияние: его совесть, общественное мнение и вера в существование кармы и иные личные предубеждения.
  3. Тотальное проникновение во все сферы жизни людей, будь то экономическая или социальная область, включая круг их интересов и деятельности: творчество, получение образования или бизнес.

Мораль и этика

Термин этика имеет греческое происхождение от слова «ethos». Употребление данного слова обозначало поступки или действия человека, которые были властные лично ему самому. Аристотель определял значение слова «этос» в качестве добродетели характера субъекта. В последствии повелось, что слово «ethicos» – этосный, обозначающее что-то относящееся к темпераменту или нраву субъекта. Появление такого определения повлекло за собой формирование науки этики – изучающей добродетели характера субъекта. В культуре древнеримской империи было слово «moralis» – определяющее широкий круг явлений человека. Позднее появилось производное от этого термина «moralitas» – относящееся к обычаям или характеру. Анализируя этимологическое содержание этих двух терминов («moralitas» и «ethicos»), следует отметить совпадение их значений.

Многим известно, что такие понятия как «мораль» и этика» являются близкими по своему смыслу, так же часто их считают взаимозаменяемыми. Многие же используют эти понятия как продолжения друг друга. Этика же первым делом – это философское направление, которое изучает вопросы морали. Часто выражение «этика» используется для обозначения конкретных моральных принципов, традиций, обычаев, которые бытуют среди субъектов ограниченной группы общества. Кантовская система рассматривает слово мораль, используя его для обозначения понятия долга, принципов поведения и обязательств. Слово «этика» использует система рассуждений Аристотеля для обозначения добродетели, неразделимости моральных и практических соображений.

Понятие морали, как системы принципов формирует совокупность правил, которые основываются на многолетней практике, и позволяет человеку определить стиль поведения в обществе. Этика же является разделом философии и теоретического обоснования данных принципов. В современном мире понятие этики сберегло первоначальное обозначение, как науки в рядах философии изучающей свойства человека, реальные явления, правила и нормы, которые есть нормы морали в обществе.

Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Функции морали

Мало у кого из людей действительно возникает вопрос, зачем нужна мораль? Это понятие состоит из многих важных компонентов и оберегает совесть человека от нежелательных поступков. За последствия своего морального выбора личность отвечает не только перед обществом, но и перед самой собой.

Оценочная функция связана с тем, как другие люди или сам человек определяет совершенные им поступки.

В случае, когда происходит самооценивание, личность обыкновенно склонная оправдывать собственные действия какими – либо обстоятельствами. Выносить поступки на общественный суд гораздо сложнее, ведь социум порой неумолим при оценке других.

Регулятивная функция помогает установить в обществе нормы, которые станут законами, предназначенными для всеобщего соблюдения. Правила поведения в обществе усваиваются индивидом на подсознательном уровне. Именно поэтому, попадая в место, где находится большое количество людей, большинство из нас спустя какое – то время начинает безошибочно следовать негласным законам, принятым именно в данном социуме.

Подобный контроль помогает достичь состояния «чистой совести» и социального одобрения. Если индивид не ведет себя подобающим образом, то обязательно получает в качестве обратной реакции осуждение со стороны других людей.

Интегрирующая функция помогает поддерживать состояние гармонии внутри самого человека. Совершая те или иные поступки, личность, так или иначе, анализирует свои действия, «проверяет» их на честность и порядочность.

Воспитательная функция заключается в том, чтобы человеку иметь возможность научиться понимать и принимать нужды окружающих людей, учитывать их потребности, особенности и желания. Если индивид достигает состояния такой внутренней широты сознания, то можно сказать, что он способен заботиться о других, а не только о самом себе. Мораль часто связывают с чувством долга.

Назначение морали

Чтобы понять, насколько важно значение морали и ее функций в жизни человека, необходимо рассмотреть основные:

Регулятивная функция

Законодательные акты — способ регулирования отношений между людьми и их поведения, который закреплен на официальном, то есть формальном уровне. Основное отличие регулятивной функции нравственности в том, что она не нуждается в каких-либо документах, так как принятие моральных норм и принципов является добровольным желанием человека; они регламентируют его поступки, становясь частью его личных взглядов, принципов и убеждений.

Оценочная функция

Заключается в восприятии своих и чужих поступков, то есть это моральная оценка действительности с точки зрения ее осмысления исходя из гуманистического потенциала.

Воспитательная функция

Благодаря нравственным нормам, моральным принципам, а также правилам поведения, воспитывающим личность в социуме, происходит образование определенных социальных идеалов и развитие внутреннего стремления человека обеспечить пропорциональное сочетание индивидуальных и общественных интересов так, чтобы от приложенных усилий при достижении поставленных целей не было плохо окружающим.

Контролирующая функция

Негласный контроль со стороны окружающих за поведением индивида; в качестве обратной реакции на определенные поступки могут быть наложены как позитивные, так и негативные санкции.


Интегрирующая функция

Существует для поддержания гармоничного состояния внутри человека, так как каждый подвергает анализу свои действия и поступки, в том числе с нравственной точки зрения.

Подходы к изучению морали

Натуралистический – происходит от усложнения групповых чувств, обеспечивает живучесть рода в природе. Натуралисты не различают социального и биологического, оно соединено, границы между человеческим и животным сознанием не существует.

Религиозно-идеалистический – Бог одарил человечество моралью.

Социологический – мораль возникает как результат коллективной трудовой деятельности и общения. Чем сложнее социальные отношения, тем выше мораль.

Выдвигаются 3 основания морали:

  1. Традиции, обычаи и нравы – культурные особенности того или иного этноса (народа). С помощью социализации проходит усвоение обычаев и норм данного общества, которые становятся привычкой, формирующей личностную сторону человека. В следствии все действа будут носить характер «так принято» или «так не принято».
  2. Общественное мнение – регуляция норм поведения через одобрение или осуждение других индивидов в обществе. В качестве награды за соблюдение моральных норм – честь, уважение, признание, а за нарушения – стыд, изоляция.
  3. Сознательность личности – согласованность личностных и общественных интересов. Совесть – главный регулятор поведения. Мораль представляется формой саморегуляции, являясь бескорыстной и личностной. Выбор поступков характеризуется добровольностью.

Моральное сознание – идеал нравственного поведения в том или ином обществе, который не выходит за границы этноса.

Моральная норма – оказывает формирующее воздействие на моральные убеждения индивида: самосовершенствование, честность, отвага, борьба за истину.

Нравственная норма – варианты повседневного поведения человека: какие поступки допустимы в обществе, а какие нет.

Императивность – свойство моральных норм. Выражает значение нормы, так как в одном случае допускается запрет, а в другом приписывается позитивность. К примеру: «не лги». Комплекс норм определяется моральным кодексом.

  • Помимо этого, в кодекс входят ценностные ориентации:
  • Характеристика поступков личности;
  • Достоинства индивида, коллектива, общества;
  • Характеристика общественных институтов;
  • Ценностные понятия
  • Категории морали – добро и зло, справедливость.

Мотивация, оценка, самооценка – регулятор общественного поведения. Мотив побуждает к нравственной деятельности, ради удовлетворения потребностей личности. Мотивация – комплекс мотивов, отвечающий за приоритетность ценностей и целей индивида.

Моральная оценка – даёт ценностную оценку поступкам, поведению индивида в зависимости от существующих норм и ценностей в обществе.

Совесть – моральный самоконтроль, выражается в формулировке правил поведений, их выполнении и оценке поступков.

Долг – как относится индивид к социуму.

Нормы и принципы морали

Из всего разнообразия норм морали принято выдвигать на первый план всего семь, которые становятся самыми распространенными и актуальными в современном мире (их влияние прослеживается и в религиозных учениях):

  1. Здравомыслие, или рассудительность, то есть способность личности мыслить благоразумно, не поддаваясь эмоциям и минутным порывам.
  2. Аскетизм, или воздержание, распространяющееся не только на половые отношения между людьми, но и на ограничения в пище, развлечениях и иных удовольствиях, потому что переизбыток материальных ценностей отвлекает от совершенствования духовных.
  3. Справедливость, или беспристрастность, проявляющаяся в оценке других людей, в том числе в уважении к ним, их потребностям и интересам. На все поступки, которые человек совершил по отношению к окружающим, в определенное время должен появиться соизмеримый отклик: возмездие или награда.
  4. Упрямство, или непоколебимость, означает умение преодолевать трудности, вынося из этого опыт. Им можно делиться с другими, помогая двигаться вперед, несмотря на преграды, возникающие на жизненном пути.
  5. Трудолюбие, или усидчивость, качество, которое помогает личности реализовывать себя в каком-либо деле, связанном не только с личной выгодой, но и с общественной пользой. Этот моральный принцип ценился с самого зарождения человечества и имеет большое значение в социуме по сей день.
  6. Смирение, или покорность, выражает умение человека вовремя остановиться, не успев наломать дров.
  7. Вежливость, или деликатность — основа дипломатии, конструктивных взаимоотношений и выгодных сделок.

Кроме вышеперечисленных норм морали, существуют нравственные принципы, способствующие определению единых, схожих форм взаимодействия между людьми в обществе. Это критерии поведения:

  1. гуманизм — высшей ценностью признается человек, его достоинство и самоценность;
  2. коллективизм — осознанное стремление индивида всеми силами способствовать общей пользе;
  3. альтруизм — готовность безвозмездно и бескорыстно помогать окружающим;
  4. милосердие — проявление добродушия, доброжелательности, сострадания и человеколюбия;
  5. добровольный отказ от крайнего индивидуализма и проявлений эгоизма;
  6. принцип золотой середины — чувство меры во всем: в делах, поступках, эмоциях;
  7. принцип талиона, или «око за око» — необходимость возмещения убытков одному индивиду за счет другого, если утрата у первого произошла по вине второго. При этом необходимо настраиваться на поиск позитива и конструктивных методов выхода из кризисных или конфликтных ситуаций.

Моральная норма обязывает человека совершать определенные поступки или предписывает, как он должен вести себя в схожих ситуациях; моральный принцип показывает общее направление усилий, которые необходимо приложить во время деятельности.

Сущность морали

Мораль состоит из особых правил, определяющих поведение людей, их отношение друг к другу, среде обитания и к самим себе. Здесь учитываются такие понятия как справедливость, несправедливость, добро и зло.

Понятие морали жизненно ориентирует и выражает человеческое стремление к сознательному самосовершенствованию своего поведения.

К основной роли, которую выполняет мораль, относится регулирование человеческого поведения во взаимодействии социума, путем установления определенных правил и норм. Соблюдение норм морали, а также ценностей формируют нравственность человека.

Ценностью является все то, что человек выделяет по определенному принципу. Нравственностью называют совокупность нравов, которые проявляются в делах человека, его практическом поведении и сфере обитания. Нрав – это общественный уклад, обычай, имеющий значение для социальной группы.

Моральные нормы существуют тысячелетиями и передаются из поколения в поколение, образовав общечеловеческие духовные ценности, которые заключаются в основных запрещающих правилах.

Человеку нельзя:

  • убивать;
  • воровать;
  • лгать;
  • завидовать;
  • посягать на чужое и т.д.

Высшими моральными ценностями являются:

  1. Гуманизм. Определяется, как милосердное, великодушное отношение к людям, терпимость, умение прощать.
  2. Патриотизм и гражданственность. Заключается в преданности и любви к своему Отечеству, а также соблюдении интересов государства.
  3. «Золотое правило нравственности», суть которого заключается в том, что к другим людям нужно относиться так, как ожидаешь, чтобы они относились к тебе.

Нравственные нормы поведения поддерживаются и закрепляются мнением общества

Особое внимание при взаимодействии друг с другом люди уделяют понятию доброты и злобности. В обществе ценится доброта, и осуждается злобность

Добро делает жизнь лучше, морально возвышает личность и совершенствует социум.

Человек считает добро лучшим моральным качеством. Добро – это справедливость, милосердие, любовь, бескорыстная помощь.

Зло – это насилие, жестокость, предательство, обман и воровство. Зло разрушает мораль и способствует деградации личности и социума.

Мораль, ее основные нормы и ценности

Мораль (от лат. – нравы) – это социальный институт, одна из форм общественного сознания, выполняющая функцию регулирования поведения людей во всех без исключения областях общественной жизни. В морали находят свое отражение взгляды и представления, нормы и оценки поведения отдельных индивидов, социальных групп и общества в целом.

В русском языке понятием, соответствующими морали, выступает слово “нравственность”. Наука, изучающая мораль, называется этика (от греч. – характер, мода). Слова “моральный”, “нравственный”, “этический” обычно выступают синонимами. Существуют несколько функций морали (воспитательная, познавательная, мотивационная, прогностическая). Однако основная функция морали – регулятивная.

Мораль – это регулятор социального поведения, один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью моральных норм.

Мораль зародилась еще в первобытном обществе и первоначально была тесно связана с религией. Недаром один из постулатов христианства “не делай другим того, чего себе не пожелаешь” называют “золотым правилом” морали.

Мораль изменяется в зависимости от условий существования общества. Политическая и правовая форма сознания зародилась позже моральной и связана со становлением государства. Право и мораль тесно связаны. Право также является регулятором поведения человека. Однако сфера применения морали шире права. Правовые нормы фиксируются государством, и санкции за их нарушение налагаются государственными органами. Источником моральных норм является само общество. Можно систематизировать нормы морали и создать некий “моральный кодекс”, однако записать все нормы морали невозможно. Они живут в общественном мнении и получают отражение в различных произведениях литературы и искусства.

Наказание за нарушение моральных норм – это общественное порицание и осуждение. В отличие от правовых санкций моральные нормы не регламентируют заранее конкретные меры и формы воздействия. При этом важное значение для общественного мнения имеет мотивация поступка. Например, с точки зрения права любая кража наказуема, с точки зрения морали кража куска хлеба для голодного ребенка может быть оправдана общественным мнением.

Этика. Моральный выбор.

Этика – это теория морали, особый раздел философии, исследующий вопросы о происхождении и сущности морали, о том, как должен поступать человек. Этика размышляет о том, что такое добро, а что – зло, в чём цель и смысл жизни человека.

В понятии добра выражаются наши самые важные интересы, стремление к человечности, гуманизму. Под добром мы понимаем всё то, что способствует улучшению жизни, возвышению личности человека. Добром считают отношение доверия, справедливости, милосердия, любви к ближнему человеку.

Всё, что противоположно добру, есть зло. В понятие зла вкладывают представления о безнравственном, антигуманном, недобром. Это понятие заслуживает осуждения, презрения и должно быть обязательно преодолено людьми. Понятие зла охватывает все отрицательные явления (насилие, обман, подлость, воровство, жестокость, предательство и т.п.)

Добро и зло являются основными понятиями этики. Они служат нам ориентиром при освоении огромного морального мира. Моральный человек строит свою деятельность таким образом, чтобы увеличить добро и уменьшить зло.

Когда мы что – либо оцениваем как добро, то тем самым мы хотим сказать, что к этому надо стремиться, а если в качестве зла – это надо избежать. Оценивая окружающий мир, мы что-то в нём изменяем и прежде всего самих себя, свою позицию, поведение мировоззрение – в этом и состоит моральный выбор.

Связаны с категориями добра и зла категории справедливости и несправедливости. Справедливость – это требование соответствия между должным и реальным, между ценностью чего-либо и его оценкой, между правами и обязанностями человека, деянием и воздаянием, преступлением и наказанием. Несоответствие в этих соотношениях оценивается как несправедливость.

Категории морали определяют высшие духовные ценности. К таким ценностям можно отнести истину, как правильное отражение действительности в мысли, знание, открывающее для человека возможность удовлетворения потребностей. При этом моральное понимание истины ближе не к ее философскому определению, а к русскому слову “правда”.

Категория красоты связана с понятием “совершенство”, т.е. того, что в наибольшей степени отвечает потребностям людей.

Высшие духовные ценности – это некие духовные опоры, помогающие человеку устоять перед лицом испытаний. Каждую культуру можно представить себе как набор конкретных, разделяемых большинством ее представителей ценностей. Ценности упорядочивают действительность, вносят в ее осмысление оценочные моменты, придают смысл человеческой жизни. Они определяют моральный идеал общества как представление о нравственном совершенстве.

Моральный идеал менялся в различные эпохи и у разных народов в зависимости от изменения высших духовных ценностей. От эпохи к эпохе менялись также идеалы красоты.

Таким образом, моральные нормы формируются в зависимости от категорий морали, которые, являясь высшими духовными ценностями, определяют моральный идеал, господствующий в обществе.

В процессе социализации человека формируется его моральное сознание, связанное с нравственной оценкой любой деятельности. Так, моральные нормы определяют поведение человека во всех областях жизнедеятельности. Существует экологическая этика, этика ученого, этика потребителя, этика производства и т.д.

Важно, чтобы требования общественной морали стали убеждением, составной частью самосознания, жизненной позицией человека. В этом важную роль играют такие качества, как долг, достоинство, честь. Но особое значение имеет формирование в каждом человеке способности самостоятельно вырабатывать и направлять свою линию поведения в обществе без повседневного внешнего контроля. Важнейшей формой самоконтроля является совесть. Совесть – это самооценка совершенных действий на основе понимания человеком своей ответственности перед обществом, выражение способности личности осуществлять нравственный самоконтроль и самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности. Совесть связана с внутренней убежденностью в том, что является добром и злом. Однако понятие добра абстрактно, оно меняется в связи с изменением исторических условий, и очень часто в конкретных жизненных ситуациях трудно определить, хорош или плох тот или иной поступок.

Каждый человек в своей жизни стоит перед моральным выбором. Этот моральный выбор заключается в определении высших моральных ценностей и следовании им и моральному идеалу. Однако в связи с происходящей в современном обществе переоценкой ценностей человек вынужден сам решать, что является добром, справедливостью, долгом в конкретной ситуации, каждый человек вынужден делать свой моральный выбор, жертвуя во имя высших ценностей какими-то личными потребностями.

Тысячелетия назад люди открыли, что самая высшая моральная ценность – это любовь к ближнему, человеку. Это значит, что нужно стремиться к миру и братству. Нужно быть милосердным и великодушным. Нужно уметь терпимо относиться к недостаткам других людей, уметь прощать, жертвуя подчас и своими интересами. В этом и проявляется и любовь к ближнему.

Нормы морали в современном обществе

Нравственные нормы не устанавливаются на законодательном уровне, потому что для человека, рассуждающего здраво их соблюдение является естественным. В обществе принято осуждать нарушение нравственных норм. В любой социальной группе есть исторически сложившиеся представления о плохом и хорошем, которые обусловлены личными принципами. Так что же такое норма морали и в чём заключается её роль в жизни человека?

Норма морали (нравственные нормы) – правила поведения людей, вытекающие из этических и нравственных принципов. Их соблюдение – это моральная обязанность, а их нарушение – источник моральной повинности. Это важнейшее понятие в философии нравственности.

️Основные ценности и нормы морали сформировались впоследствии различных обстоятельств.

Например, весёлый нрав – это нормально, злобные насмешки – это плохо. Навредить кому-то – это дурно, но защита вашей семьи, даже если придётся причинить кому-то вред, это приемлемо. Опять же, приготовление пищи дома, это естественно, а кормить бездомных людей – высоконравственное деяние. Моральные устои образовались задолго до правовых норм. Первобытный социум возник под их воздействием. Нормы морали содействовали формированию, сбору знаний и последующему прогрессу этого сообщества. Первые законы были основаны на установленных нормах и правилах поведения, в более суровой и конкретной логической форме.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]