Профессиональная этика. мораль: функции и структура


Подходы к изучению морали

Натуралистический – происходит от усложнения групповых чувств, обеспечивает живучесть рода в природе. Натуралисты не различают социального и биологического, оно соединено, границы между человеческим и животным сознанием не существует.

Религиозно-идеалистический – Бог одарил человечество моралью.

Социологический – мораль возникает как результат коллективной трудовой деятельности и общения. Чем сложнее социальные отношения, тем выше мораль.

Выдвигаются 3 основания морали:

  1. Традиции, обычаи и нравы – культурные особенности того или иного этноса (народа). С помощью социализации проходит усвоение обычаев и норм данного общества, которые становятся привычкой, формирующей личностную сторону человека. В следствии все действа будут носить характер «так принято» или «так не принято».
  2. Общественное мнение – регуляция норм поведения через одобрение или осуждение других индивидов в обществе. В качестве награды за соблюдение моральных норм – честь, уважение, признание, а за нарушения – стыд, изоляция.
  3. Сознательность личности – согласованность личностных и общественных интересов. Совесть – главный регулятор поведения. Мораль представляется формой саморегуляции, являясь бескорыстной и личностной. Выбор поступков характеризуется добровольностью.

Моральное сознание – идеал нравственного поведения в том или ином обществе, который не выходит за границы этноса.

Моральная норма – оказывает формирующее воздействие на моральные убеждения индивида: самосовершенствование, честность, отвага, борьба за истину.

Нравственная норма – варианты повседневного поведения человека: какие поступки допустимы в обществе, а какие нет.

Императивность – свойство моральных норм. Выражает значение нормы, так как в одном случае допускается запрет, а в другом приписывается позитивность. К примеру: «не лги». Комплекс норм определяется моральным кодексом.

  • Помимо этого, в кодекс входят ценностные ориентации:
  • Характеристика поступков личности;
  • Достоинства индивида, коллектива, общества;
  • Характеристика общественных институтов;
  • Ценностные понятия
  • Категории морали – добро и зло, справедливость.

Мотивация, оценка, самооценка – регулятор общественного поведения. Мотив побуждает к нравственной деятельности, ради удовлетворения потребностей личности. Мотивация – комплекс мотивов, отвечающий за приоритетность ценностей и целей индивида.

Моральная оценка – даёт ценностную оценку поступкам, поведению индивида в зависимости от существующих норм и ценностей в обществе.

Совесть – моральный самоконтроль, выражается в формулировке правил поведений, их выполнении и оценке поступков.

Долг – как относится индивид к социуму.

Детская комната

Пришлось тут просматривать «Возрастную психологию» Кулагиной. И наткнулась у нее на стадии морального развития по Кольбергу. Цитата полная, без пропусков и без «обрезания» в конце:

Л. Колберг рассматривает развитие морального сознания как последовательный прогрессивный процесс. Обобщив обширный экспериментальный материал, он выделяет 6 стадий развития, объединяющихся в три уровня.

I./ Первый — доморальный уровень. Нормы морали для ребенка — нечто внешнее, он выполняет правила, установленные взрослыми, из чисто эгоистических соображений.

  • Первоначально он ориентируется на наказание и ведет себя «хорошо», чтобы его избежать (1 стадия).
  • Затем он начинает ориентироваться и на поощрение, ожидая получить за свои правильные действия похвалу или какую-нибудь другую награду (2 стадия).

II./ Второй уровень — конвенциональная мораль. Источник моральных предписаний для ребенка остается внешним. Но он уже стремится вести себя определенным образом из потребности в одобрении, в поддержании хороших отношений со значимыми для него людьми.

  • Ориентация в своем поведении на оправдание ожиданий и одобрение других характерна для 3 стадии,
  • на авторитет — для 4 стадии.

Этим определяется неустойчивость поведения ребенка, зависимость от внешних влияний.

Тут я только пару слов вставлю, потому что не очень понятна разница.

Третья стадия имеет неформальное название «конкретные другие», то есть, когда поведение должен одобрить отец, учительница, или Галя и Катя — подружки по фитнесу.

Четвертая стадия – это уже не конкретные другие, а некая группа или слой людей вообще: «пионеры должны» или «в нашем кругу принято». Под «авторитетом» автор учебника зашифровал некие моральные правила, носителем которых является не кто-то конкретный, а « общие правила для группы, к которой я себя отношу». Продолжаем цитировать:

III./Третий уровень — автономная мораль. Моральные нормы и принципы становятся собственным достоянием личности, т.е. внутренними. Поступки определяются не внешним давлением или авторитетом, а своей совестью: «на том стою и не могу иначе».

  • Сначала появляется ориентация на принципы общественного благополучия, демократические законы, принятые на себя обязательства перед обществом (5 стадия),
  • потом — на общечеловеческие этические принципы (6 стадия).

Все дошкольники и большинство семилетних детей … находятся на доморальном уровне развития. … Многие дети к 13 годам решают моральные проблемы на втором уровне, им присуща конвенциональная мораль. Развитие высшего уровня морального сознания связано с развитием интеллекта: осознанные моральные принципы не могут появиться раньше подросткового возраста, когда формируется логическое мышление. Однако становления формально-логических операций недостаточно; даже интеллектуально развитые взрослые люди могут не иметь автономной морали. Что же касается подростков, то только 10% из них поднимаются до высшего уровня морального сознания.

Понятно? Надеюсь, что да. Разобраться не сложно:

Все правильно, но, к сожалению, ускользнуло главное. Изюминка теории Кольберга, на мой вкус. То, что выделяет ее из всех других и делает наиболее «правдоподобной», если хотите . :)

«Мораль» у Кулагиной выглядит такой шестиступенчатой горкой, лестничкой. (Я не случайно эту горку НЕ нарисовала, вы скоро поймете, почему). Если представить себе ребеночка у подножия этой горки, то так и хочется сказать: сейчас начнем восхождение к вершинам. Пока мы тут это… на нуле. А-МОРАЛЬНЫ. Нет морали никакой. А вот когда доберемся хотя бы до четвертой ступеньки… Тут уже конвенциональная мораль у нас будет, прилично воспитанный человек. Ога. А на пятой-шестой – ваще, высокоморальный тип!

Это потому, что слово «мораль» мы и Кольберг рассматриваем по-разному. Мы привыкли, что если МОРАЛЬ есть – это хорошо, а когда ее нет, получается АМОРАЛЬНЫЙ тип, то есть, тот, кто НИКАКУЮ МОРАЛЬ НЕ СОБЛЮДАЕТ.

А Кольберг говорит о другом. По Кольбергу, МОРАЛЬ – это СПОСОБ РЕШЕНИЯ ЭТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ. Это инструмент – более или менее сложный, более или менее точный, но всего лишь инструмент. На нижних уровнях – детская педальная машинка, на верхних – феррари. Но куда оно поедет, зависит от водителя…

Начнем с первой ступеньки. Если воровать у гостей деньги – папа рассердится? Ыыыы, так это ж смотря какой папа!!!!! Есть папа, который рассердится, если НЕ воровать… Что же получается? Получается, что Коля и Саша находятся НА ОДНОМ УРОВНЕ МОРАЛИ («избежать наказания»), но один деньги категорически не ворует, а другой – категорически ворует всегда, а то папа побьет…

Дальше. Будем заслуживать похвалу. Колин папа хвалит Колю, если Коля лупит всех вокруг, «чтоб боялись» (фильм «Из жизни начальника уголовного розыска» вам в руки), а сашин папа хвалит Сашу, если на него не жалуется учительница, так что лучше бы не драться…

Третья стадия – это вообще смертельно. Слышали выражение «плохая компания»? Думаете, она не дает подниматься по этой «лесенке»? Да еще как дает!!!! Получше хорошей. В предпубертате ребенок начинает больше интересоваться мнением ровесников и друзей, чем родителей. И вот вам пожалуйста, конвенциональная мораль хулигана Вовки и его друга Петьки: «курить, отбирать деньги у первоклассников, учатся только ботаники, все девчонки неприличное слово».

Когда-то моя первая учительница собирала в наш первый «б» класс сплошь детей научных работников. Это дало совершенно поразительный эффект: среди нас много лет ЛУЧШЕ считался тот, кто УМНЕЕ. Во всяком случае, до пубертата с его первыми романтическими отношениями, когда стала играть роль внешность, и умников потеснили красавцы. :) Что это было? Это была конвенциональная мораль на уровне «конкретные другие». В спортивном классе… ну, вы понимаете. :) Там, скорее всего, мерялись бы бицепсами… В элитных школах – чей папа круче. И так далее.

Третья стадия – страшная ловушка.

Во-первых, потому, что привычные родителям методы похвала-наказание перестают работать от слова «вообще». Все, мы это переросли!!!! «Лучше умереть стоя, чем жить на коленях!!!!» Мы общественное существо с конвенциональной моралью, и конвенция эта НЕ ВАША, дорогие родители!!!!! Вспомните Павлика Морозова, он был как раз на третьей стадии морали, и его референтная группа – его «конкретные другие» — научила его, куда надо засунуть таких родителей и такую семью…

Умным родителям, ценой многих усилий, удается обычно остаться для своего подрастающего чада референтной группой. Но никому еще в наши непростые времена ( и слава Б-гу! ) не удавалось остаться для чада ЕДИНСТВЕННОЙ референтной группой. Многие родители, интуитивно предчувствуя проблемы, пытаются их превентивно избежать путем создания из детей своих друзей и знакомых «микроклуба» с подходящими установками. Отличная идея, между прочим. Хорошо, если удается. Если не удается, нужно рыть вокруг: хорошая школа или класс, кружки, что угодно. «Ваше дело – организовать встречу». Авось выстрелит…

Но даже если и выстрелит, покоя не будет. Потому что, во-вторых, мораль третьей стадии НЕВЕРОЯТНО НЕУСТОЙЧИВА, как неустойчивы наши социальные контакты и неформальные группы вокруг нас. Вы переехали? У ребенка новые соседи и соученики? Он влюбился? – нет никакой гарантии, что прежние установки сохранятся.

А учитывая, что многие и многие имеют тенденцию «застревать» на третьем-конвенциональном уровне и дальше уже не расти …

У меня есть такая знакомая. Она выросла в большом советском городе, в очень (даже слишком) обеспеченной и очень (даже слишком) благополучной семье. И она всегда была ХОРОШЕЙ ДЕВОЧКОЙ. Родителям удалось остаться для нее самой авторитетной референтной группой, и она ни в чем не обманула их ожиданий: вовремя пошла учиться, вовремя и за кого надо вышла замуж, вовремя подарила им внука, была красивой, была послушной, была ухоженной… И вдруг развалился СССР… Наша героиня очнулась в Израиле на дешевой съемной квартире, вокруг никого знакомых, родители умерли, муж ее работал на стройке, а она мыла полы в банке . Героиня была яркой и контакной молодой женщиной. Она тут же нашла себе новую референтную группу в лице малообразованных дам полусвета, живших по соседству, и ПОЛНОСТЬЮ, (радикально, полярно… найдите сами эпитет) изменила образ жизни. Ничего хорошего из этого не получилось, ее семья распалась, и она сама довольно быстро поняла, что сделала ошибку… Но поздно.

Это – третья стадия морального развития. «Конкретные другие». Хорошо бы, чтобы это были «у кого надо нога» (c), в смысле, те которые надо другие….

Однако есть и другая сторона медали в этой неусточивости. Если на этой стадии заметить неблагополучие и вовремя «пересадить» ребенка в другую почву, резко изменить окружающую его среду общения, — есть шанс сменить моральный курс.

На четвертой стадии становится труднее. Она более устойчива. Если человек дополз до четвертой, столь резких скачков можно уже не опасаться. Тут играет роль, к какому, в широком смысле, сообществу причисляет себя персонаж, мораль какого слоя или какой группы он считает своей моралью. «Ботаники» будут учиться, «гламурные дивы» — гоняться за олигархами, «настоящие мужчины» будут пить водку и дружить мужской дружбой, и так далее. У каждой группы мораль варьирует, и мораль «порядочных людей», которая описывается десятью заповедями, и которую мы, собственно, и привыкли называть «МОРАЛЬЮ», — далеко не единственная. Например, Костя-кирпич из «Места встречи изменить нельзя» — как раз решает этические проблемы в рамках установок этой стадии морального развития:

«Не знаю как у вас в уголовке, а у нас… за лишние вопросы язык отрежут…»

«У нас» — это авторитетная мораль уголовного мира, той группы, к которой считает себя принадлежащим Кирпич. Что «язык отрежут» не так уж он и боится, как показывает дальнейшее: ведет он себя как раз в соответствии с моралью среднего уголовника, который считает возможным компромиссы с властью в целях извлечения выгоды для себя. Если гражданина уже занесло так далеко, и он не нуждается в «конкретных других», чтобы ассоциировать себя с какими-либо моральными нормами, переориентировать его гораздо, гораздо труднее.

А уж дальше…

Вот Ручечник из того же кино: «Я вор в законе, и дружков не предавал…» Это «принятые на себя обязательства перед обществом», :) пятая стадия. Высокий уровень развития морали. Будь он, с таким уровнем переработки этической информации, не вором, а передовиком производства, мы бы могли назвать его высокоморальным человеком. :) Его мораль проросла в личность, их уже друг от друга не отделить…

Вот тут в чем изюминка-то: тот, кто поступает, на наш взгляд, ПРАВИЛЬНО и ХОРОШО (мы говорим: МОРАЛЬНО), — далеко не всегда действует из ВЫСОКИХ (соответствующих высоким стадиям) моральных соображений. И НАОБОРОТ.

Когда-то я давала студентам, в качестве контрольного упражнения, следующую задачку.

В Иерусалиме, в стеклянных стендах на автобусных остановках, была размещена реклама нижнего белья с изображением красивой девушки неглиже. Неизвестные хулиганы стали бить стекла и уничтожать рекламные плакаты. Хулиганов задержали двое полицейских, которые ради этого вышли на работу ночью, хотя не были обязаны этого делать. Хулиганами оказались два ученика ультраортодоксальной иешивы (еврейское религиозное училище).

Всем четырем участникам событий был задан вопрос, почему они сделали то, что сделали. Определите по ответам, на какой стадии морального развития стоит каждый из участников.

Ответы: Полицейский А: — В полиции считается, что если не поймал, – так это ты плохо работаешь. Я должен был поймать хулиганов, как нормальный полицейский. Полицейский В: — Мне давно пора на повышение, нужно было выделиться, вот я и вышел ночью. Хулиган С: — Я знал, что нарушаю закон, но не мог смотреть на эту мерзость. Мне совесть не позволила бы пройти и оставить висеть эти гнусные плакаты, чтобы на них смотрели наши дети… Хулиган Д: — Мой раввин, мой духовный учитель, сказал, что эти плакаты – мерзость. Я сразу понял, что надо делать!

Что можно тут сказать о слугах закона, а что о его нарушителях?

  • Полицейский А отвечает в рамках морали четвертой стадии: он считает себя нормальным (хорошим) полицейским, и ведет себя так, как должен вести полицейский в его представлении.
  • Полицейский В всего лишь добивается поощрения и продвижения по службе, это вторая стадия морального развития, совсем детская.
  • Хулиган Д пошел громить рекламу из соображений третьей стадии морального развития: он ориентировался на раввина, как на того «конкретного другого», который является законодателем морали.
  • Что же касается хулигана С, то он обогнал их всех! Его поступок продиктован внутренним кодексом, совестью, моралью, укоренившейся в личности и слившейся с нею воедино. Это ШЕСТАЯ стадия морального развития, высшая и финальная…

Вывод. У морального развития НЕТ ЗНАКА, оно не идет от нуля в горку к сияющим высотам, а свободно выбирает направление. Механизмы его усложняются и прорастают в личность, и становится все труднее и труднее отделить одно от другого.

Это не арифметика, когда в любой момент можно начать с нуля: «мы не умеем складывать-вычитать, то есть, арифметику не знаем, научим – будет арифметика». Если ребенок ворует, попрошайничает и бьет слабых, у него не НЕТ МОРАЛИ, — у него мораль имеет ДРУГОЕ СОДЕРЖАНИЕ, она развивалась, возможно долго, с другим знаком, и успех «перевоспитания» будет зависеть от того, насколько далеко ребенок зашел по лестнице уровней, насколько прочно успели сцепиться мораль и структура личности…

Если это уже конвенциональная мораль, невозможно вернуть человека назад по лестнице уровней. Невозможно добиться наказаниями и поощрениями правильного поведения у того, кто ориентируется на окружение или авторитеты. Структуры моральных механизмов уже созданы, и единственный шанс изменить что-то – это ЗАМЕНИТЬ СОДЕРЖАНИЕ морали: дать человеку иную референтную группу, иное окружение, — если он, к счастью, еще не «срастил» содержание своей морали с личностью…

Помните об этом. И не проморгайте :).

Функции морали

ФункцияСодержание
Мировоззренческая– мораль формирует ценностные ориентации: нормы, оценки, запреты, которые выполняются индивидами в обществе.
Познавательная– даёт индивиду информацию о культурной среде того или иного общества.
Регулятивная– мораль регулирует повседневную жизни людей: в общении, быту, на работе. Накладывает санкции и поддерживает правила поведения. Силой выступает общественное мнение.
Оценочная– явления и процессы в мире рассматриваются через гуманистический подход. Позволяет различать добро и зло и производные понятия (справедливость, честность). Нравственная оценка выражается в похвале, порицаниях, согласии и т.д.
Воспитательная– обеспечивает передачу ценностей и норм от поколения в поколение.
Мотивационная– человеческое поведение мотивируется нравственными принципами, побуждая что-то делать или не делать.
Контролирующая– контроль индивида самого себя, на основе осуждения окружающих или совести.
Координационная– взаимодействие людей в различных обстоятельствах.
Интегрирующая– единстве общества и целостности внутреннего мира человека.

Моральные требования

  1. Правила поведения (уступать место старшим, не лгать и др.)
  2. Моральные качества (честность, сострадание, справедливость)
  3. Нравственные принципы (альтруизм)
  4. Психологические механизмы (совесть)
  5. Моральные ценности (доброта, счастье и др.)
  6. Нравственная культура – насколько индивид воспринимает нормы и ценности общества в котором живёт.

Мораль – это противоборство добра и зла. Добро понимается под влечением человека к поддержанию межличностных отношений, к достижению совершенства. Добро носит созидательный характер, а зло – разрушительный (разрушает общественные отношения и личность изнутри)

Мораль выбор – это степень свободы между выбором добра и зла. За последствия индивид отвечает не только перед обществом, но и перед собой.

Введение

В обществе существует много правил, обычаев, норм, принципов, которыми люди руководствуются по отношению друг к другу и обществу в целом. Часть этих правил должна соблюдаться в обязательном порядке. Они зафиксированы в специальных законах издаваемых государственной властью. Государство может в принудительном порядке заставить их выполнять. Это правовые нормы , законы и другие нормативные акты, но все они не могут охватить всего круга человеческих взаимоотношений. Есть ещё много сторон человеческого общения ,которые не могут регламентироваться силой закона , принудительно . Все правила ,обычаи , принципы , которыми люди руководствуются в своих взаимоотношениях друг с другом и по отношению к обществу и которые поддерживаються общественным мнением называются моралью или нравственностью , что равнозначно .

Основой морали ( нравственности ) являются созданные много веков назад заповеди, в которых излагаются основные критерии моральных норм и правил, но каждый временной отрезок вносит свои коррективы в структуры и функции морали.

Целью моей работы является рассмотрение морали в целом, изучение ее структуры и функций. В основе моей работы лежит книга Зеленковой И.Л. «Этика» в которой наиболее полно изложена информация о морали. Не менее полезна для меня оказалась книга Апресяна Р.Г. «Идея морали».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]