Факторы социализации и формирования личности. Социализация, как уже отмечалось, осуществляется в различ­ных ситуациях, возникающих в результате взаимодействия мно­жества обстоятельств

Факторы социализации — это обстоятельства, которые побуждают человека к активному действию. Их всего три – это макрофакторы (космос, планета, страна, общество, государство), мезофакторы (этнос, тип поселения, СМИ) и микрофакторы (семья, группы сверстников, организации). Давайте рассмотрим каждый из них по подробнее.

Макрофакторы социализации

Макрофакторы влияют на всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах.

Современный мир насыщен глобальными проблемами, которые затрагивают жизненные интересы всего человечества: экологическими (загрязнение окружающей среды), экономическими (увеличение разрыва в уровне развития стран и континентов), демографическими (неконтролируемый рост населения в одних странах и уменьшение его численности в других), военно-политическими (рост числа региональных конфликтов, распространение ядерного оружия, политическая нестабильность). Эти проблемы определяют условия жизни, прямо или косвенно влияют на социализацию подрастающих поколений.

На развитие человека оказывает влияние географический фактор (природная среда). В 30-е годы XX века В. И. Вернадский констатировал начало нового этапа развития природы как биосферы, который получил название современного экологического кризиса (изменения в динамическом равновесии, опасные для существования всего живого на земле, включая человека). В настоящее время экологический кризис приобретает глобальный и общепланетарный характер, прогнозируется наступление следующего этапа: либо человечество активизирует взаимодействие с природой и сможет преодолеть экологический кризис, либо погибнет. Чтобы выйти из экологического кризиса, необходимо изменить отношение каждого человека к окружающей среде.

На социализацию подрастающего поколения влияют качественные характеристики полоролевой структуры общества, которые определяют усвоение представлений о статусном положении того или другого пола. Например, равенство полов в Европе и патриархат в ряде обществ Азии и Африки.

Различные социальные слои и профессиональные группы имеют разные представления о том, какой человек должен вырасти из их детей, то есть вырабатывают специфический стиль жизни. Верхний слой — политические и экономические элиты; верхний средний — собственники и менеджеры крупных предприятий; средний — предприниматели, администраторы социальной сферы и пр.; базовый — интеллигенция, работники массовых профессий в сфере экономики; низший — неквалифицированные работники государственных предприятий, пенсионеры; социальное дно. Ценности и стиль жизни тех или иных слоев, в том числе и криминальных, могут становиться для детей, чьи родители к ним не принадлежат, своеобразными эталонами, которые могут влиять на них даже больше, чем ценности того слоя, к которому принадлежит их семья.

Государство можно рассматривать с трех сторон: как фактор стихийной социализации, так как характерные для государства политика, идеология, экономическая и социальная практика создают определенные условия для жизни его граждан; как фактор относительно направляемой социализации, так как государство определяет обязательный минимум образования, возраст его начала, возраст вступления в брак, сроки службы в армии и т. д.; как фактор социально контролируемой социализации, так как государство создает воспитательные организации: детские сады, общеобразовательные школы, колледжи, учреждения для детей, подростков и юношей с существенно ослабленным здоровьем и др.

Агенты социализации

Важнейшую роль в том, каким вырастет человек, как пройдет его становление, играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Их принято называть агентами социализации. На различных возрастных этап ах состав агентов специфичен. Так, по отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности или в молодости в число агентов входят также супруг или супруга, коллеги по работе и пр. По своей роли в социализации агенты различаются в зависимости от того, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние. Результат социализации – социализированность. Социализированность в наиболее общем виде понимается как «сформированность черт, задаваемых статусом и требуемых данным обществом». Существует также подход к социализированности как к усвоению человеком установок, ценностей, способов мышления и других личностных и социальных качеств, которые будут характеризовать его на следующей стадии развития.

Мезофакторы социализации

Это условия социализации больших групп людей, выделяемых: по национальному признаку (этнос); по месту и типу поселения (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных средств массовой коммуникации (радио, телевидение, кино, компьютеры и др.).

Этническая или национальная принадлежность человека определяется прежде всего языком, который он считает родным, и культурой, стоящей за этим языком. У каждого народа существует своя географическая среда обитания, оказывающая специфическое влияние на национальное самосознание, демографическую структуру, межличностные отношения, образ жизни, обычаи, культуру.

Этнические особенности, связанные со способами социализации, подразделяются на витальные, то есть жизненно важные (способы физического развития детей — вскармливание ребенка, характер питания, охрана здоровья детей и др.) и ментальные, то есть духовные (менталитет — совокупность установок людей к определенному типу мышления и действия).

Особенности социализации в условиях сельского, городского и поселкового образа жизни: в жизненном укладе сел силен контроль за поведением человека, характерна открытость в общении; город предоставляет личности возможность широкого выбора групп общения, системы ценностей, стиля жизни, многообразные возможности для самореализации; результатом социализации подрастающего поколения в поселках является усвоение опыта, созданного в них из традиционного бытия, свойственного селу, и норм городского образа жизни.

Основные функции средств массовой коммуникации: поддержание и укрепление общественных отношений, социальное регулирование и управление, распространение научных знаний и культуры и т. д. СМИ выполняют социально-психологические функции, удовлетворяя потребность человека в информации для ориентировки в социуме, потребность в связях с другими людьми, в получении человеком информации, подтверждающей его ценности, идеи и взгляды.

Институциональная социализация

Институциональный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и другие структуры, а также средства массовой коммуникации). В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм.

Воспитание — относительно социально контролируемая социализация отличается от стихийной и относительно направляемой социализации тем, что в его основе лежит социальное действие.

Микрофакторы социализации

Это группы, оказывающие непосредственное влияние на конкретных людей: семья, группы сверстников, организации, в которых осуществляется воспитание (учебные, профессиональные, общественные и др.).

Общество всегда обеспокоено тем, чтобы темпы социализации подрастающего поколения не отставали от темпов и уровня развития самого общества, осуществляет данный процесс через институты и агентов социализации (общепринятые нормы, семья, а также государственные и общественные учреждения и организации).

Ведущая роль в процессе наряду с семьей принадлежит образовательным учреждениям — детским садам, школам, средним и высшим учебным заведениям. Непременным условием также является его общение со сверстниками, которое складывается в группах детского сада, школьных классах, различных детских и подростковых объединениях. Учителя являются агентами социализации, ответственными за обучение культурным нормам и усвоение ролей.

Модели социализации

  1. Сикорская Л.Е. Кризис институтов социализации современной молодежи // ВЕСТНИК КОСТРОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. Н.А. НЕКРАСОВА. СЕРИЯ: ПЕДАГОГИКА. ПСИХОЛОГИЯ. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА. ЮВЕНОЛОГИЯ. СОЦИОКИНЕТИКА. 2009. № 4. С. 258 – 265.
  2. ДОБРОВОЛЬЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И МОДЕЛИ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ

Принудительная социализация

Принудительная социализация представляет собой модель социального формирования личности, которая опирается на средства принуждения, подавления, угнетения, насилия над индивидом в целях его подчинения и контроля со стороны социума. Принудительная модель социализации, отталкиваясь от указанной оппозиции, не гнушается всякого рода попыток принизить, дискредитировать ценность индивидуальности человека, поскольку она представляет опасность, угрозу деперсонализированному устройству общества. Принудительная модель основывается на мотивации страха, которую она питает и всячески поддерживает, прибегая к всякого рода запугиваниям и репрессиям. Именно страх становится той мотивационной пружиной, заставляющей индивидов подчиняться и действовать в угоду чужых требований, даже если они идут вразрез с их собственными желаниями. Страх избежать наказания зачастую скрывается за многими формами проявления социальной активности, которые выглядят как добровольные. В рамках принудительной модели индивиду приписывается внешняя ответственность в виде бесконечного, как правило, неисчерпаемого долга его перед обществом (группой), которому он обязан всем, что имеет (и даже тем, что он живет и дышит). Обращение к индивиду со стороны общества носит императивный характер, в приказной, распорядительско-призывной лексике. В обществе доминирует монолог, поток информации носит дозированный и однонаправленный характер без обратной связи и живой социальной рефлексии. модель принудительной социализации, по сути, есть проект, созданный индивидами, несамодостаточными, зависимыми, внутренне слабыми для производства себе подобных. Если данная модель доминирует в обществе, если в нем продуцируется бесконечный, порочный круг принуждения и насилия, то такое общество неизбежно порождает жертв социализации.

Адаптивная социализация

Социум стремится с бόльшим вниманием относиться к человеку, стремится изучать его самого, его спросы, потребности и т.д. При этом социум уже более разборчив в средствах и способах воздействия с тем, чтобы они не вызывали в ответ сопротивления и неприятия со стороны индивида, а в определенной мере отвечали его насущным потребностям. Вместе с тем, в рамках адаптивной модели, как и в принудительной практике, развивающийся индивид рассматривается как объект социализации, требующий постепенного включения в социокультурный процесс посредством обучения и воспитания в рамках установленных социальных нормами и институтами стандартов. В данной модели пара «человек – социум» как главные фигуранты социализации, также как и в предыдущей модели мыслятся изначально разъединенными, удаленными друг от друга, хотя и не обязательно противостоящими друг другу.

Социум как субъект социализации рассматривается как основной носитель социального опыта и норм, а индивид как объект есть лицо, усваивающее данный опыт, руководствующееся им и воспроизводящее его в своих действиях. При этом важно подчеркнуть, что человек в данной модели не переходит в разряд полноценного субъекта социализации. К модели адаптивной социализации можно отнести функционирование всех типов социальных общностей и групп, исповедующих принципы социального договора, демократии, придерживающихся различного рода условностей, соглашений, компромиссов, прав частной жизни, собственности и т.п., а также основных свобод цивилизованного общества.

В адаптивной модели социализации вместо прямого принуждения и давления действует сложная и разветвленная система средств социального подкрепления (положительного и отрицательного), хорошо известная по психологическим разработкам в русле необихевиоризма Б.Ф. Скиннера как программированное поведение. Индивид как бы движется в лабиринте жизни, опираясь на подсказки общества. Оно даёт ему наводящие знаки, сигналы и вознаграждения, и тем самым выводит его в нужном для себя направлении. И то, что часто воспринимается как самостоятельное достижение, на самом деле может быть не более, чем способность умело «читать знаки», т.е. адаптироваться к существующим правилам игры. Технологически задача данной модели состоит в том, чтобы продуцировать как можно больше сценариев для программирования индивидов на «все случаи жизни» с тем, чтобы контролировать, управлять поведением людей. Таким образом, адаптивная модель также формирует жертв социализации. Мотивационная основа, на которой выстраивается данная модель, представляется потребностями социального принятия, стремлением быть как все, боязни изоляции и одиночества, страха лишиться социальных благ и т.п. Но главным мотивационным источником здесь очевидно выступает стремление индивида избежать нелегкого бремени внутренней ответственности за свою судьбу и жизнь в этом мире.

Теория социального обмена, согласно которой люди обмениваются не только материальными благами, но и социальными товарами – любовью, услугами, информацией, статусом. Это означает, что, проявляя добрые чувства по отношению к ближнему, человек производит едва уловимые расчеты о вознаграждении, которые предшествуют действию. В качестве вознаграждения могут выступать соображения карьеры, повышение социальной приспособляемости, уменьшение чувства вины, упрочение своего чувства собственного достоинства и т.п.

Побудительная социализация

Побудительная социализация нацелена на то, чтобы пробудить в человеке его личность, апеллируя к его самосознанию, достоинству, совести, нравственному чувству. Данная модель исходит из фундаментального положения о единстве социума и развивающегося индивида, который не противостоит обществу и не удалён из него, а с самого начала встроен в ткань социальных связей и отношений, преломляет их в своей сущности. При этом, сам человек не растворяется в социуме, а сохраняет свою автономию, выступает носителем своего уникального образа жизнедеятельности. Природа человека в данной модели мыслится не предопределённой наличием злых и добрых начал, а как совокупность способностей, потенций и возможностей развития. Побудительная модель реализуется на базе ценности свободы воли как позитивной свободы («свободы для»), а её воплощением выступает спонтанная активность личности. Данная модель строится на признании возможности позитивной свободы, в которой, как отмечает Э. Фромм, индивид существует как независимая личность, но не изолированная, а соединенная с миром, с другими людьми и с природой. При этом процесс развития свободы – не порочный круг; человек может быть свободен, но не одинок, критичен, но не подавлен сомнением, независим, но неразрывно связан с человечеством.

Ресурсом побудительной модели социализации выступает не сила власти, соблазна или манипуляции, а сила авторитета и нравственного примера, зовущего человека к полноценной реализации своей личности посредством посвящения себя ценностям добра и блага. Отсюда, данная модель полагает сугубо персонифицированный канал взаимодействия и общения, когда общество в лице власти не прячется от индивида в анонимных каналах СМИ, формальных процедурах и бюрократических нишах, а напрямую обращается к нему как личности и гражданину. При этом информация не искажается и не дозируется, а подаётся в полном и открытом виде, объективно отражая суть происходящих в социуме процессов. То есть в рамках побудительной модели социализирующее влияние оказывается по принципу «отраженной субъектности».

Общество в лице отдельных личностей, с одной стороны, обращается к развивающемуся индивиду как личности, с другой стороны, апеллируя к его самосознанию, налаживая непосредственное сотрудничество и полноценный диалог в рамках общих дел на основе взаимного участия и доверия. Элементами доверия являются разделяемые людьми взгляды на место человека в обществе, их интересы и интенции, приверженность семейным ценностям, этическим, религиозным и этническим традициям, национальное самосознание и многое другое. Доверие – то, что делает общность обществом, подобно тому как, например, законы делают систему управления – государством, поскольку сами по себе законы лишь заполняют вакуум, образующийся в условиях отсутствия доверия. Мотивационной основой побудительной модели выступает естественное стремление человека к самореализации и самоактуализации, а также любовь как высшее нравственное чувство.

Типы социализации

Науки, изучающие общество, выделяют следующие виды социализации:

  • полную и частичную;
  • направленную и ненаправленную;
  • семейно-бытовую;
  • профессионально-трудовую (организационную);
  • субкультурную;
  • групповую;
  • ресоциализацию;
  • гендерную (поло-ролевую).

Человек формируется под влиянием ограничивающих, стимулирующих, направляющих и формирующих становление институтов и агентов.

Ученые, разрабатывающие социологическую теорию, относят к агентам людей, которые ответственны за выработку у субъекта общественных ценностей и обучение его культурным нормам – учителей, друзей, лидеров молодежных группировок, родственников.

Не менее важное воздействие на человека оказывают средства массовой информации, церкви, правоохранительные органы, вооруженные силы, предприятия, образовательные учреждения и представители администрации учебных заведений – общественные институты.

Первичная социализация

В соответствии с возрастом индивидуума можно выделить первичную социализацию – в первой половине жизни, и вторичную, охватывающую зрелость и старость.

Включение в социальные структуры начинается в кругу родных и близких. С нормативно-содержательной точки зрения, агенты, принимающие участие в адаптационных процессах в этот период, относятся к неформальным. Контакты осуществляются на межличностном уровне, их форма и содержание в своей основе не регламентированы.

В дальнейшем большую социализирующую роль играют представители формальных структур – общественные и государственные институты. Они действуют на основании документов, определяющих время, порядок и содержание взаимоотношений.

Неформальные институты функционируют на протяжении всей жизни, но наиболее влиятельны в период становления личности – в детстве и юности, а также в пожилом возрасте. В середине жизни на первый план выходят формально-деловые отношения.

Первые образцы поведения и социальных санкций закладывается в семье. Здесь вырабатываются нормы взаимопомощи и моральной ответственности. Семейное воспитание предполагает:

  • участие в процессе взрослого человека;
  • индивидуализированную форму передачи человеческого опыта;
  • удовлетворение основных потребностей ребенка;
  • определение отношения детей к учебе;
  • формирование уровня притязаний человека за счет осуждения, безразличия, поддержки или одобрения его решений и поведения.

Начальная адаптация часто носит стихийный характер и зависит от взаимоотношений членов семьи, стиля жизни, их просоциальных или антисоциальных установок, материальных условий, социального статуса, уровня образования и состава.

Ресоциализация

Примеры социализации, изучаемые наукой, содержат процесс, который иногда происходит у взрослых людей во второй половине жизни – ресоциализацию. Она может быть вызвана субъектом осознанно или иметь бессознательную природу. Под воздействием новых обстоятельств личность вынуждена приспосабливаться к изменившимся требованиям окружающей среды.

Процесс вторичной адаптации запускают:

  • перемена социального статуса и роли человека в обществе;
  • стрессовые факторы: смерть близких, болезнь, природная катастрофа, глобальные социальные конфликты;
  • условия, вызывающие изоляцию субъекта, например, попадание в военное училище, психиатрическую лечебницу, колонию, любое другое закрытое учреждение, со своими нормами и ценностями.

Вторичные процессы протекают в разных формах:

  1. Поверхностной. Корректируются только не основополагающие ценности и внешние шаблоны поведения.
  2. Адаптационной. Меняются нормы и правила, помогающие приспособиться к ситуации.
  3. Идентификационной. От личности требуется пересмотреть базовые убеждения и оценки, которые лежат в основе ее самоидентификации.



Групповая

Уровни социализации индивидуума зависят и от характеристик и состава групп, в которые он входит тем или иным образом. Общность людей можно считать группой, если:

  • ее члены взаимодействуют регулярно;
  • существуют цели взаимодействия, которые являются общими;
  • участники выступают как единый организм, осуществляют групповое поведение;
  • группе свойственна самоидентификация;
  • люди со стороны определяют общность как единое целое.

Основой консолидации является идеология. Члены коллектива имеют одинаковые убеждения, ценности, мотивы, цели и реализуют групповые поведенческие паттерны.

Человек отождествляет себя как члена общности и осознает ее отличие от иных социальных образований. В социализирующем механизме группы можно выделить следующие части:

  • обязательства, которые принимает на себя член объединение, если его удовлетворяет качество и объем вознаграждений (выгод), получаемых от взаимодействия;
  • оценка группой и индивидуумом последствий реализации взаимных ожиданий, декларируемых норм и целей;
  • ролевые изменения, происходящие вследствие динамики взаимоотношений “индивид-группа”, когда происходит коррекция принимаемых сторонами обязательств.

Этапы, которые проходит субъект при ролевых перемещениях:

  1. Отсутствие членства. Статус характерен для выбывших из коллектива или его потенциальных участников.
  2. Квазичленство. Не оправдавшие ожидания группы или не достигшие полноправного членства люди наделяются таким статусом.
  3. Полноценные члены группы. Они пользуются всеми доступными привилегиями, берут на себя полный спектр социальных обязательств.

Гендерная

Стихийная социализация приводит к тому, что ребенок начинает относить себя к женскому или мужскому полу около 3 лет с рождения, а в 3-7 лет уже понимает, что изменить гендерную принадлежность невозможно.

Факторы, которые оказывают влияние на поло-ролевую самоидентификацию и адаптацию:

  1. Социум наказывает за неприемлемое поло-ролевое поведение и поощряет, когда действия соответствуют гендерному вектору, тем самым усиливая дифференциацию.
  2. На разделение по полу оказывает воздействие подражание, которое свойственно детям по примеру моделей поведения, существующих в семье, в школе, среди сверстников.

Для общества характерно, что оно осуждает женственное (фемининное) поведение мальчиков, но терпимо относится, когда девочки ведут себя маскулинно (по-мужски).

Социализирующими механизмами по гендерной принадлежности с точки зрения психологии являются:

  • поло-ролевые схемы поведения;
  • понимание ролей, которые свойственны полу;
  • социальные ожидания;
  • социальные подкрепления;
  • идентификация.

Организационная

Средства социализации используются при подготовке сотрудников в разных организационных структурах.

О положительном результате процесса адаптации человека в компании можно утверждать, если:

  • у нового сотрудника отсутствуют неуверенность, страх, чувство напряжения;
  • работник свыкся с профессиональной ролью, приобрел необходимые навыки и нужный объем знаний;
  • руководителей устраивают результаты его работы;
  • оценка трудового вклада руководством и коллективом удовлетворяет работника;
  • новый член трудового коллектива хочет развиваться в профессии, связывает с этим свой жизненный успех.

Для того чтобы человек стал полноправной частью структуры предприятия, им должны быть усвоены паттерны профессионального поведения, социокультурные и нравственные ценности организации.

Способность компании социализировать новых членов можно оценить, если проанализировать текучесть кадров, производительность труда и приверженность сотрудников фирме.

Проблемы, которые приходится решать в процессе вхождения субъекта в производственную структуру:

  • изменение поведения человека;
  • коррекция организационных требований и условий;
  • оптимизация взаимодействия между организационным окружением и новым работником.

Кроме официальных требований, в процессе адаптации вновь поступающие сотрудники узнают:

  • распределение властных полномочий;
  • неписаные, но обязательные к выполнению нормы и правила;
  • одобряемый внешний вид;
  • свойственные должности поведенческие стереотипы;
  • допустимые свободы в выполнении трудового распорядка, использования времени для отдыха.

Досрочная

Проблема социализации возникает на этапе принятия личностью решений о тех или иных формах сотрудничества с обществом.

Перед принятием на себя субъектом полноценных юридических обязательств и вытекающей из этого ответственности, существуют способы его предварительного ознакомления с требованиями и нормами социальных структур, условиями взаимодействий с будущим общественным окружением.

Человеку досрочно предоставляется возможность побыть в роли члена группы, познакомиться с ее традициями, шаблонами поведения, культурными, этическими и эстетическими предпочтениями.

Социальные институты, предлагающие социализироваться досрочно:

  1. Общности по интересам и профессиям. Человек может присутствовать на собраниях, семинарах, участвовать в открытых мероприятиях, организованных такими структурами специально с целью ознакомления будущих членов с условиями сотрудничества.
  2. Учебные заведения. Перед тем как поступить в вуз, можно поприсутствовать на лекциях, поучаствовать в практических занятиях, пройти предварительное курсы при университете, институте, колледже.
  3. Семья. Некоторые пары предпочитают пожить вместе до заключения брака, чтобы познакомиться с семейными отношениями поближе, прочувствовать нюансы и проблемы совместного бытия.
  4. Религия. Осознанный выбор вероисповедания предполагает предварительное ознакомление с учением, особенностями его традиций и ритуалов, литературой, характером жизни последователей.
  5. Вооруженные силы. При некоторых военных институтах и училищах организованы постоянно действующие курсы, на которых будущий офицер может пожить жизнью военнослужащего, поучаствовать в процессе обучения и тренировках, перед тем как связать свою судьбу с армией окончательно.
  6. Пенитенциарная система. Для трудных подростков, попавших в зону внимания полиции, проводятся мероприятия, дающие им возможность ознакомиться с условиями содержания заключенных в тюрьмах и колониях, испытать на себе социальный статус ущемленной в правах личности.

12.2. Факторы социализации

В работах социологов, социальных психологов и социальных педагогов понятие «фактор социализации» определяет важнейшие условия, которые детерминируют социальное развитие личности. Их принято выстраивать в такую иерархию: 1) мегафакторы (космос, планета, мировое сообщество); 2) макрофакторы (этнос, страна, государство); 3) мезофакторы (демографические условия, принадлежность к социальной группе, классу, субкультуре); 4) микрофакторы (семья, школа, группы ровесников). Обратимся к рассмотрению основных групп факторов социализации, чтобы понять, как они действуют в целостном процессе образования. Нередко представляется, что образование — это то, что взрослые дают детям. На самом деле основанием любого образования является личный опыт человека, его самостоятельное взаимодействие с культурой, преобразование одновременного влияния различных факторов социализации. 1. Мегафакторы Влияние непознанных процессов, происходящих во Вселенной, на жизнь людей отмечали еще древние астрономы. В начале XX века выдающиеся деятели отечественного естествознания (В. И. Вернадский, Н. А. Умов, Н. Г. Холодный, К. Э. Циолковский, А. Л. Чижевский), выступившие одновременно как философы-космисты, убедительно доказывали, что существует определенная зависимость отношений в социальной среде, событий человеческой жизни от количества энергии, поступающей из Космоса. Человека они считали «гражданином Вселенной», живущим с Космосом по единым законам. Так, А. Л. Чижевский обосновал «теорию космических эр» и заметил достаточно явные совпадения самых важных, часто трагических, событий в истории цивилизации (войн, революций) с моментами максимальной активности Солнца. В. И. Вернадский открыл биохимическую энергию живого вещества и утверждал, что она пронизывает тела живущих на Земле людей и после их смерти уходит в биосферу. Так вокруг Земли создается еще одна оболочка — ноосфера, состоящая из энергетических остатков духовной жизни человечества. Поэтому ноосфера естественно влияет на земные события, спонтанно управляет разумом, волей, чувствами людей. Современные исследования в области геополитики доказывают образование к концу XX столетия геопатогенных зон Альпийско-Гималайского пояса протяженностью более 10 000 км и шириной 100-300 км (страна Басков, Албания, Косово, Босния, Приднестровье, Абхазия, Чечня, Нагорный Карабах, Таджикистан, Афганистан, Иран, Джамна и Кашмир, Камбоджа, Вьетнам). Исследователи утверждают, что именно в ландшафтной оболочке Земли происходит превращение космической энергии Солнца в земные виды энергии. Человеческий труд (возделывание земли, добыча полезных ископаемых, строительство дорог и гидросооружений) связан с регулированием этих потоков энергии. В результате социальной и хозяйственной жизни людей в Альпийско-Гималайском поясе деградирует антропогенный ландшафт и происходят крупные социальные катастрофы, конфликты и войны. 2. Макрофакторы В процессе социализации взрослеющий человек особым образом аккумулирует влияние своего этноса. Этнос — это социокультурное образование, члены которого осознают общность происхождения, языка, традиций. Еще древние путешественники описывали в своих путевых дневниках специфические особенности образа жизни людей на открываемых землях. С развитием наук (географии, этнографии, культурологии) научные исследования обосновывали у разных народов национальные особенности их социальной жизни и культуры. Географические и климатические условия жизни, характер труда и быта, способы борьбы за существование формировали у каждого этноса свойственные ему обычаи, традиции, социальные установки и ценностные ориентации. Классик отечественной педагогики К. Д. Ушинский, анализируя в середине XIX века воспитательные системы крупнейших европейских стран, обратил внимание на то, что, несмотря на сходство педагогических форм обучения детей и молодежи, у всех европейских народов существует «своя особенная национальная система воспитания, своя особая цель и свои особые средства к достижению этой цели». К. Д. Ушинский объясняет этот феномен именно мощным влиянием этнического фактора — «народности». Народность проявляется во множестве черт внешности человека, его темперамента и характера, в организации семейной жизни и в отношении к государству. Семейное воспитание, считает К. Д. Ушинский, с его народной (этнической) природой, является живым органом в историческом процессе народного развития. Поэтому нет и не может быть общей для всех народов системы воспитания, какие бы великие общественные идеалы ни рисовали мыслители и политические лидеры. Становление этнической идентичности человека складывается под влиянием: — общности крови (родители и кровные родственники становятся главными носителями жизненных ценностей); — освоения родного языка (ребенок усваивает не только лексику и грамматику родной речи, но смыслы, художественные образы); — усвоения традиций, обычаев, истории своего этноса («любви к отеческим гробам»). Выдающийся историк, географ и культуролог Л. Н. Гумилев, объясняя механизм действия этноса как фактора социализации, считает этническую общность биофизическим явлением и вводит понятие «этническое поле». Он пишет: «Этническое поле, т. е. феномен этноса как таковой, не сосредоточивается в телах ребенка и матери, а проявляется между ними. Ребенок, установивший связь с матерью первым криком и первым глотком молока, входит в ее этническое поле. Пребывание в нем формирует его собственное этническое поле, которое потом лишь модифицируется вследствие общения с отцом, родными, другими детьми и всем народом». Каждому этносу присущ свой опыт и своя культура рождения и выращивания ребенка (способы кормления, предохранения от болезней, обучения навыкам труда, быта, общения). Поэтому этнический фактор влияет, в первую очередь, на социализацию ребенка в семье. Влияние государства в качестве фактора социализации выступает как власть коллективного субъекта, который организует жизнь людей, определяет законы, охраняет права граждан и регулирует их деятельность. Государство, озабоченное социализацией граждан, устанавливает свою идеологию, систему идей, которые объясняют (и оправдывают) установленный социальный порядок, помогают человеку приспособиться к заданным условиям. 3. Мезофакторы Жизнь граждан той или иной страны всегда определена сложившимися социально-экономическими отношениями. В эти отношения вовлечены отдельные люди, семьи, социальные и профессиональные группы, политические и общественные объединения. Образование человека и даже его судьба могут напрямую зависеть от тех демографических условий, в которых он оказался: живет ли он в столичном мегаполисе или в обыкновенном российском райцентре, на затерянной в тундре пограничной заставе или в кубанской станице. Демографическая ситуация во многом определяет его интересы, занятия в свободное время, доступность информационной среды, круг общения и даже способы решения многих жизненных проблем. Сейчас, когда так велико социальное влияние информационных технологий, место проживания человека еще означает и меру доступности для него информационной среды. Горожане (особенно жители крупных городов) более мобильны, у них широкие возможности в выборе профессии, получении образования, проведении свободного времени. Но они чаще переживают чувство «одиночества в толпе», свою ненужность окружающим людям, ощущение, что жизнь стремительно несется мимо и нужно все время напрягаться, чтобы успеть за ней и не остаться «на обочине». Сельские жители ближе к природе и могут жить, ощущая ее величие и красоту, они связаны с реальным трудом на земле, в среде родственников и соседей они хорошо чувствуют свои «корни», традиции дедов, но односельчане открыто контролируют их повседневное поведение. Однако у них меньше возможностей для получения качественного конкурентоспособного образования, их досуг нередко беден впечатлениями и далек от образцов городской жизни. Каждый человек входит в культуру, социализируется еще и в соответствии с определенной социальной принадлежностью к тому или иному слою общества (классу, сословию). Современные социологи, описывая социальную структуру общества, обращают внимание, что, кроме этнических и религиозных различий, социальная стратификация определяется такими «измерениями»: степень власти; доход или богатство; престиж профессии; образование. В современном постиндустриальном обществе основным экономическим ресурсом становится образование. В общественном сознании складывается убеждение, что богатым и успешным может быть только тот человек, кто имеет достаточно высокий уровень образования. Поскольку знания быстро стареют, утрачивают свою конкурентоспособность, необходимо владеть способами их поддерживать, обновлять, иметь доступ к источникам информации и владеть достаточно современными информационными технологиями. А для этого нужны деньги и власть. Каждый социальный слой в обществе (экономическая и политическая элита, средний класс, интеллигенция, неквалифицированные рабочие, маргиналы) выстраивают свой стиль жизни, свои стереотипы социально одобряемого поведения, свои способы проведения свободного времени и свои формы образования. Уже существующая в нашей стране практика частных детских садов и школ, обучение за границей «развели» детей элиты с их ровесниками из других социальных слоев. Особенно сложна эта социальная стратификация для социализации подростков и молодежи. Они, оказавшись перед выбором на «перекрестке» жизненных дорог, обнаруживают, что привлекающая их взрослая жизнь очень противоречива и несправедлива, в ней можно надеяться только на себя и на своих близких. Это делает микрофакторы (в частности, семью) важнейшей областью построения образа социального мира у современных детей и подростков. 4. Микрофакторы И в семье, и в референтной группе в общении со «значимыми другими» ребенок осваивает пространство культуры, присваивает общественные ценности. Семья — самый ранний институт социализации, значение которого сохраняется для человека на всю жизнь. Ее роль уникальна и незаменима, особенно в раннем и дошкольном детстве, в пору «первичной социализации». Неслучайно дети, выросшие без семьи, в детском доме или школе-интернате, даже живущие в определенном комфорте и достаточно материально обеспеченные, все равно оказываются плохо социализированными. В 16-18 лет, выходя в самостоятельную жизнь, многие из них не умеют жить автономно, своей семьей, не умеют решать самые простые бытовые проблемы, боятся самостоятельного выполнения своих социальных обязанностей, часто вообще их не осознают, а инфантильно ждут от окружающих привычной опеки. Семья оказывает серьезное влияние на формирование психологического пола ребенка: он усваивает атрибуты своего пола, «считывая» их в реальных образцах «женского» и «мужского» поведения членов семьи. Интересно, что исследуя социальный опыт детей, можно обнаружить своеобразные «линии матери» и «линии отца». «Линия матери» проецирует опыт детей на «мир людей»: создает базовые отношения для таких нравственных качеств, как доброта, внимание к слабым и старым, терпение, снисходительность к недостаткам других людей, любовь к ближним. «Линия отца» активнее проецирует социальный опыт детей на «мир вещей»: вносит ценности дисциплины, порядка, но вместе с тем и ценности состязательности, стремления к первенству, к борьбе и преодолению, обязательности и ответственности. Родители влияют на становление психологического пола ребенка и своим отношением к нему. Мать чаще относится к детям обоего пола одинаково, особенно в первые три года их жизни, а отец дифференцирует свое отношение сразу: к сыну — как к будущему мужчине, к дочери — как к будущей женщине. Семья очень важна для становления в социальном опыте взрослеющих детей и будущих социальных ролей мужчины и женщины. В семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека, стиль его жизни. Действие семьи как микрофактора социализации определяется тем социальным пространством, которое она создает. Образ семьи не случайно соотносят с образом «домашнего очага». Для социализации ребенка очень важна своя территория (свой уголок за шкафом, свой стол с ящиками и полками, свое место для игр). Стремление иметь свое обжитое место в доме укрепляет в сознании ребенка факт его собственного бытия в этом мире. Столь же важны для социализации собственные вещи каждого члена семьи, особенно изготовленные своими руками, переходящие по наследству от старших поколений. Любимая игрушка, чашка, шарф, связанный бабушкой, способствуют становлению у ребенка чувства идентичности и причастности к своим родным. Мир семьи с его непритязательными повседневностями необычайно богат и разнообразен. Он дает возможность ребенку почувствовать и осознать самые разные стороны жизни, от бытовых забот до высоких гражданских порывов. Именно близкие люди демонстрируют самые значимые для него поступки, отношения, потому что все происходящее в семье дети воспринимают как относящееся лично к ним самим. Переживание ребенком своих отношений в семье (даже еще не полностью осознаваемых) становится моделью его будущих отношений с другими людьми. Как свидетельствуют специальные социально-психологические исследования (А. И. Захаров, А. А. Реан, Г. Т. Хоментаускас), «сценарий» социального поведения складывается у детей рано и достаточно стабильно. На основе многолетних исследований литовский психолог Г. Т. Хоментаускас выделяет четыре типа социальных установок у детей, которые складываются в семейном общении и в дальнейшем серьезно определяют их социальное поведение: 1. «Я нужен и любим, и я люблю вас тоже». Такая внутренняя позиция ребенка складывается в семье, где он постоянно переживает близость с родителями, их доверие и любовь, где его жизнь заполнена совместной с ними деятельностью и заботами. 2. «Я нужен и любим, а вы существуете ради меня». Эта установка — продукт семейной социализации, где ребенок — «Я нелюбим, но я от всей души желаю пробиться к вам». Такой тип социальной установки складывается у детей, в семьях которых открыто демонстрируется, что им нет места в жизни родителей. Как правило, это происходит в семьях, где мать активно вовлечена в бизнес, а няни, гувернантки и домашние учителя не восполняют дефицит родительского внимания. Но подобная внутренняя позиция характеризует и детей из так называемых «неблагополучных» семей, родители которых ведут асоциальный образ жизни. Пьянство, наркотики, как правило, не оставляют места для душевного общения с ребенком, а он все еще надеется и ждет их любви. 4. «Я не нужен и нелюбим, оставьте меня в покое». Подобная социальная установка — «закодированный» в социальном отношении крик о помощи: «Мне плохо, я никому не нужен, я один в этом мире!» Так себя ведут несчастные, брошенные своей семьей дети. Но наличие родителей нередко не спасает от такого результата семейной социализации. Он возникает в таких семьях, где взрослые всегда строят свои отношения с ребенком как с существом неполноценным, постоянно упрекают его за неуспеваемость в школе, за неумелость в домашних делах, за глупость в словах, за нелепый внешний вид — словом, за все. У ребенка в таких взаимоотношениях не остается шанса накопить хотя бы скудный опыт переживания чувства собственного достоинства, утвердиться хоть в каком-нибудь своем достижении. Поэтому такие дети чаще других стремятся избавиться от всяких отношений со взрослыми: замыкаются, уходят в себя, в болезни, в наркотики или вообще из дома. Стоит специально подчеркнуть, что общественное воспитание и обучение предполагают установление контакта с ребенком на его «психологической территории», поэтому педагогам придется учитывать, соотносить, насколько возможно преодолевать эти «сценарии» поведения, сложившиеся в процессе семейной социализации. Многие взрослые, в том числе профессиональные воспитатели, убеждены, что детское развитие целиком зависит от организованного воспитания в семье и школе. Между тем дети осваивают многие социальные ценности, в том числе формируют свои поведенческие навыки, опыт дисциплины и ответственности, развивают свои интересы и способности, в группах сверстников в школьном классе, в разновозрастных компаниях приятелей во дворе, в загородном лагере, в спортивной секции. Группа сверстников — ничем не заменимый микрофактор социализации. Это очень хорошо понимал Я. Корчак (1878-1942), который писал: «…следует помнить, что благополучие детей зависит не исключительно от того, как их расценивают взрослые, но и — это в равной, а быть может, и в большей степени — от мнения сверстников, у которых иные, но тем не менее твердые правила оценки членов своего ребячьего общества и их прав». С какими результатами социализации ребенка в группе сверстников должно считаться образование, какие достижения личностного развития складываются только в групповом общении? Их немало: — освоение поведения, соответствующего социальным, нравственным, культурным предпочтениям членов группы; — овладение полоролевым поведением; — организация и переживание своей автономии от мира взрослых (накопление и передача «секретов», «тайн», оформление своего стиля в одежде, прическах, проведении досуга); — создание условий для формирования «Я-концепции» членов группы (сравнения себя с другими, оценки своих действий и отношений, реализации себя в конкретных поступках); — обеспечение возможности выбора позиции «большинства» или «меньшинства», опыта отстаивания своей позиции. Группа сверстников, как детское сообщество, по-своему оформляет смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и общения и таким образом создает свою субкультуру. Латинская приставка «sub-» переводится как «под-» и указывает на то, что детская (подростковая, молодежная) культура занимает подчиненное место по отношению к официальной культуре общества взрослых. Она нередко развивается автономно и практически подпольно, о ее существовании не догадывается большое число педагогов и родителей. Содержание детской субкультуры необычайно богато. Это детский фольклор (считалки, дразнилки, рассказы-страшилки, анекдоты, сказки), детские самодеятельные игры, своеобразный детский правовой кодекс (правила споров и драк, правила обмена и взыскания долгов, клятвы и поручительства). Существует также детское колдовство («секретики», гадания), детское словотворчество (сленг, клички и прозвища, стихи, песни), детская философия (ведение «дневников девочек», составление «тетрадей-анкет», альбомов с вопросами и ответами). Детская субкультура не должна восприниматься как подпольный, а потому неполноценный, ущербный пласт культуры. Она живет и развивается, подпитываясь от взрослой культуры, в первую очередь от поп-культуры. Поэтому в детских рассказах и играх легко угадываются аналогии с сюжетами из телесериалов, свои песни подростки часто сочиняют на мотивы популярных мелодий, а клички и прозвища прямо заимствуют из обихода взрослых. Фактором социализации является и образовательное пространство. В процессе социализации ребенка неизбежно возникают явления, которые требуют определенного согласования социального влияния и реального педагогического воздействия, конкретной педагогической инструментовки. Когда речь идет об образовании, оказывается недостаточным определять его сущность только через систему взаимодействия «учитель — ученик», «воспитатель — воспитанник». Содержательная характеристика образования у классиков отечественной педагогики и современных теоретиков нередко обнаруживает нетипичные категории: «дух школы», «нравственная амиропорядок учебного заведения», «образовательная среда». Все они в той или иной мере характеризуют скрытое образовательное влияние, способное порой серьезно противостоять официальным мерам. Выдающиеся педагоги всегда осознавали важность этого «поля» образования и неизменно подчеркивали личностную составляющую его природы. К. Д. Ушинский писал: «Многое, конечно, значит дух заведения; но этот дух живет не в стенах, не на бумаге, но в характере большинства воспитателей и оттуда уже переходит в характер воспитанников». Существование в педагогическом сознании такой трансцендентной категории указывает на то, что педагогика достаточно давно пыталась понять природу социализирующих влияний тех педагогических условий, которые создают воспитатели и учителя. В современной научной литературе обнаруживается несколько уровней проработки понятия «образовательное пространство»: — как «пространство мира взрослых» (И. С. Кон, М. В. Осорина); — как широкое проявление ценностей культуры в разнообразных видах детской деятельности — «игровое пространство», «познавательное пространство», «художественное пространство», «пространство детства» (О. С. Газман, И. Д. Демакова, И. П. Иванов); — как стратегическая основа государственной системы образования, как область функционирования государственных образовательных стандартов (Н. Д. Никандров, В. М. Полонский, В. В. Сериков); — как уклад жизнедеятельности школы, ее образовательной системы (В. А. Караковский, Л. И. Новикова, А. Н. Тубельский, Н. Е. Щуркова); — как коммуникация в условиях личностно ориентированного образования (Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич). Чтобы ответить на вопрос, как категория «образовательное пространство» характеризует процесс социализации ребенка, следует указать, что социальная среда (важнейшее понятие в теории социализации) — это по природе своей хаос, живая реальность со всей присущей ей непредсказуемостью и несовершенством бытия. Между тем образовательное пространство обозначает область упорядоченной и даже гармонизированной среды, подчиненной задачам развития, социализации и воспитания личности. Исходя из общефилософской природы этого педагогического явления, образовательное пространство следует считать педагогически организованной формой бытия социализирующейся личности. Образовательное пространство включает в сложных и разнообразных взаимосвязях достаточно определенные атрибуты: — материально-вещную среду (территории и природные объекты, помещения для разнообразной деятельности, оснащение и оборудование, в том числе книги, технические и мультимедийные средства); — образовательные учреждения на уровне микросоциума (дошкольные образовательные учреждения, школы, детские и юношеские учреждения культуры и дополнительного образования, общественные организации, спортивные, досуговые учреждения); — источники массовой коммуникации (теле- и радиопрограммы, детские и молодежные издания, самодельные журналы и стенгазеты); — содержание образовательного пространства (социальный опыт, «закодированный» в содержании обучения, в играх, в художественной деятельности, спорте, детской и молодежной субкультуре); — организацию образовательного пространства (режим, организацию времени и регламентацию жизни участников образовательного пространства, сложившуюся систему власти и управления, способы соорганизации участников образовательного пространства и формы самоуправления, нормы, заповеди, сложившиеся меры дисциплинирования). Такие разнообразные атрибуты образовательного пространства объединяются общим культурным основанием. Образовательное пространство всегда несет в себе образ человека культуры, но предъявляет его не императивно, а в реальном взаимодействии взрослых и детей. Поэтому нельзя понимать педагогическое пространство как одностороннее влияние специально организованной педагогической среды. Функциональную природу образовательного пространства определяет педагогическое взаимодействие. Социализирующаяся личность не только испытывает воздействие объектов образовательного пространства, но и сама на них действует, обусловливая состояние образовательного пространства. Например, по данным многочисленных социологических исследований (в частности, проведенных в России детским фондом ООН ЮНИСЕФ), известно, что среди любимых занятий современных школьников лидируют просмотр телепередач и видеофильмов, общение с друзьями, игры на компьютере, а педагогически организованные формы досуговой деятельности (кружки, экскурсии, чтение рекомендованных книг) значительно уступают тем, что школьники выбирают по своему желанию. Выходит, что эти атрибуты образовательного пространства, традиционно организуемые школой для того чтобы занять детей, отвлечь их от бесцельного времяпрепровождения, дать им дополнительные знания, современные дети оценивают с позиции значимости для своего социального опыта и тем самым реконструируют образовательное пространство. Образовательное пространство неправомерно рассматривать только в ассоциациях школьного уклада. Организованная государством система образования, работающие в ее недрах содержание и образовательные технологии, педагогически регламентируемый режим, сложившаяся практика жизнедеятельности образовательных институтов всегда одновременно «наполнены» социальным опытом всех участников образовательного пространства. Официальные функционеры от педагогики, теоретики и методисты, руководители школ, учителя и родители — реальные «строители» образовательного пространства. Их педагогическая философия, представление о целях образования и приоритетах в жизни детей воплощаются в модели и реформы образовательных систем, в учебные планы и программы, в организацию развивающих кружков и студий или, напротив, в поиск гувернеров и репетиторов (как расширение образовательного пространства силами конкретной семьи). Но образовательное пространство не прямо выстраивает заданные параметры социализации личности ребенка, а организует педагогически обогащенный образ жизни взрослых и детей. Искусство воспитания в том и состоит, чтобы представить детям сложный, небезопасный реальный мир и помочь выбрать и освоить ту форму социализации, которая соотносится с потребностями их индивидуальности и одновременно отвечает требованиям социума.

Социализация в киберпространстве

Бондаренко определяет социализацию в киберпространстве как «…процесс вхождения (интеграции) пользователя в социокультурную среду посредством освоения технологий коммуникации, информационной культуры, социальной навигации, информационной грамотности, а также социальных норм, ценностей и ролевых требований. Индикаторами социализации выступают уровни электронной грамотности и информационной культуры индивида…»

  • Бондаренко С.В. Социальная структура виртуальных сетевых сообществ. Ростов: Ростовский гос. университет, 2004. 319 с. (с. 90).
  • Ефимова Т.В. Социализация в условиях постиндустриальной культуры // Человек и образование. 2011. № 4. С. 4–9.

Интернет как институт социализации

Особую роль в стихийной социализации подрастающих поколений играют компьютерные сети. Работа с компьютером, с од¬ной стороны, приводит к расширению контактов, возможностей обмена социокультурными ценностями, порождению и реализации новых форм символического опыта, развитию процессов воображения, интенсификации изучения иностранных языков и ряду других позитивных эффектов. Развитие электронных систем породило совершенно новый вид коммуникации и самореализации — взаимодействие человека с определенными интересующими его по тем или иным причинам партнерами, которое позволяет ему найти единомышленников и выразить себя в общении с ними.

Совершенно очевиден факт формирования в сетевом пространстве уникальных с точки зрения классических институциональных моделей бытовых практик, унифицированных и имеющих довольно четкую структуру. Наблюдается оформленная устойчивая организация совместной деятельности людей, направленная на удовлетворение социальных потребностей. Фактически речь идёт о социальном институте – не менее важном социальном институте, чем политика, искусство, образование или наука, но имеющем большую популярность в обществе благодаря охвату, трансформации передачи и воспроизведения фактически всех устойчивых форм общественных отношений. Социальная практика показывает, что для человеческого общества жизненно необходимо закрепить некоторые типы социальных отношений, сделать их обязательными для членов определенного общества или определенной социальной группы. Это прежде всего относится к тем социальным отношениям, вступая в которые члены социальной группы обеспечивают удовлетворение наиболее важных потребностей, необходимых для успешного функционирования группы как целостной социальной единицы. Интернет даёт феноменальные возможности для реализации множества потребностей, социальных и культурных в первую очередь.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]