ПАВЛОВ А.К. «СОЦИАЛИЗАЦИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ». (НАУЧНАЯ СТАТЬЯ)

Социализация личности – процесс интеграции человека в социальную систему путём овладения нормами, правилами, навыками и знаниями, которые помогут ему нормально функционировать в обществе. Если поведение животных обусловлено инстинктами, то человеку для нормальной жизнедеятельности необходима социализация.

На онлайн-программе «Самопознание» вы сможете узнать свои особенности, сильные и слабые стороны и скорректировать вектор своего развития.

Типы и фазы социализации

Есть два базовых типа социализации:

  • Первичная социализация. Это период социализации от рождения до формирования зрелой личности. Она имеет исключительную важность, т.к. является фундаментом для дельнейшей социализации личности. Главный источник первичной социализации – семья. Ребёнок перенимает паттерны поведения своих родителей, их мировоззренческие установки и т.д. Первое представление о поведении в обществе закладывается именно семьёй. Также важными источниками первичной социализации являются друзья и школа. Человек в любом возрасте зависит от влияния среды, а в детстве это проявляется особенно сильно. Индивид ещё долго может следовать тем правилам и нормам, которые он усвоил в детском возрасте.
  • Вторичная социализация. Это некое перерождение в социальном плане. Человек избавляется от некоторых старых моделей поведения и мировоззренческих установок, формирует новые. Этот процесс происходит в течение всей жизни.

Также выделяют дополнительные типы социализации:

  • Групповая – социализация внутри конкретной группы, например, в компании друзей.
  • Гендерная – усвоение специфических социальных знаний и навыков мужского или женского пола.
  • Досрочная – социализация, которая не соответствует текущему уровню развития индивида. Проще говоря, это «репетиция» будущих социальных ролей.
  • Организационная – приобретение знаний и навыков, необходимых для исполнения своей организационной функции. Это, например, знакомство с корпоративными правилами и нормами взаимодействия между коллегами.

Что же касается фаз, то основные фазы социализации личности таковы:

  1. Первая фаза – усвоение ценностей и норм социальной среды, в которой находится индивид. Человек стремится соответствовать обществу.
  2. На второй фазе проходит процесс самоактуализации и персонализации. Человек пытается каким-либо способом воздействовать на других людей.
  3. На третьей фазе человек интегрируется в определённую социальную группу, где он получает возможность раскрыть свои способности и проявить их.

Кроме того, в процессе социализации человек проходит еще и несколько стадий.

Институты социализации

В качестве основных институтов как первичной, так и вторичной социализации индивида выделяют следующие: семья, дошкольные учреждения, школа, неформальные объединения, учебные коллективы, этнос, религия, к которой принадлежит человек, сфера его профессиональных интересов (например, производственное предприятие и иное место работы).

Определение 1

Таким образом, институт социализации – это непосредственно то окружение, через которое осуществляются процессы передачи опыта, ценностных установок, норм и правил поведения.

Семья является самым основным и первичным институтом социализации. Родители и первичные воспитатели прививают ребенку основные инструменты, ориентировки и правила действия в социальном мире. Также именно они транслируют ему духовные и материальные ценности, закладывают в него первоначальный проект социализации, который человек будет реализовывать на протяжение всей своей жизни.

Следующий институт социализации – это неформальная группа. На протяжение всей жизни индивид, выходя за рамки семейного института, знакомится и взаимодействует с большим количеством людей. Какие-то связи носят формальный характер (с преподавателями в школах и вузах, с работодателем и другими коллегами), а какие-то – неформальный. К ним относятся дружеские компании, приятельские взаимоотношения.

В рамках данного института индивид может получить как положительные знания и опыт, так и отрицательные. Зачастую неформальная группа носит нетрадиционные ценности, которые противоречат ценностным ориентирам социума. Их называют субкультурами, а их отличительная черта – ярко выраженная девиация и асоциальное поведение.

В рамках формальных групп индивид вбирает профессиональный опыт. Формальный коллектив может носить ценности и транслировать опыт разных социальных групп:

  1. Этнических – принадлежность к какому-либо этносу, народу, соблюдение их традиций и обычаев, а также норм поведения, символики, одежды;
  2. Религиозных – приобщение к определенному вероисповеданию, соблюдение культов, заповедей, правил, толерантное отношение к представителям других религий, трансляция религиозных ценностей в остальной социум;
  3. Профессиональные – соотнесение себя с какой-либо профессией, выбор деятельности, который будет приносить не только материальные блага, но и моральное удовлетворение. Возможность самореализации через профессиональную и творческую деятельность.

Стадии процесса социализация личности по Эриксону

Эрик Эриксон – известный психолог в сфере психологии развития и психоаналитик. Согласно его, есть следующие стадии процесса социализации:

1 Младенчество (от рождения до полутора лет). На самой ранней стадии социализации происходит формирование базового доверия к миру. Главную роль в этом играет мать ребёнка, и динамика развития доверия зависит именно от неё. Если общения с матерью будет слишком мало, произойдёт замедление психологического развития ребёнка.
2 Раннее детство (от 1,5 до 4 лет). Происходит формирование независимости и автономности ребёнка. Ребёнок начинает ходить, уже сам может убирать за собой игрушки и т.д. Родители постепенно приучают ребёнка к опрятности и аккуратности.
3 Детство (от 4 до 6 лет). В процессе игры у ребёнка формируется чувство предприимчивости и инициативности, он развивает своё творческое начало, память, логическое мышление, получает представления о взаимодействии людей между собой. Он активно расширяет область своих знаний о мире. Если лишить ребёнка возможности развиваться и социализироваться через игру, это отразится пассивностью, безынициативностью и неуверенностью в себе в будущем.
4 Младший школьный возраст (от 6 до 11 лет). На этой стадии социализация происходит уже не только при участии родителей. Школа приобщает ребёнка к нормам поведения, а в общении с одноклассниками он получает необходимый ему социальный опыт. Успех или неуспех в учёбе может отразиться на дальнейшем развитии личности. Если, например, ребёнку не даётся учёба, а вместо помощи он получает от учителей и родителей упрёки, это может привести к неуверенности, потере интереса к учёбе и даже чувству неполноценности.
5 Отрочество (от 11 до 20 лет). На этой стадии индивид сильно озабочен тем, как он выглядит в глазах окружающих его людей. Отчасти это связано с половым созреванием. Перед подростком появляется необходимость самоопределиться и найти своё профессиональное призвание
6 Юность (от 21 года до 25 лет). Человек ищет спутника жизни, активно взаимодействует с другими людьми, особенно внутри своей социальной группы. Появляются чувства близости и единства с другими людьми, нередко индивид начинает идентифицировать себя с социальной группой. В то же время из-за кризиса идентичности человек часто чувствует себя одиноким и изолированным.
7 Зрелость (от 25 до 55-60 лет). Человек вкладывает себя в любимое дело, развивает чувство идентичности. Большое значение имеет взаимодействие с другими людьми, особенно с детьми.
6 Старость (от 55-60 лет до смерти). Для этой стадии характерны переосмысление своей жизни и размышления о прожитых годах. Человек понимает, что жизнь подходит к концу. В связи с этим он может отстраниться от происходящего вокруг него.

Конечно же, данная тема намного шире и интереснее, и в рамках одной статьи вряд ли удастся сказать обо всем. Однако сказанного уже вполне достаточно, чтобы составить представление о социализации, а также сделать определенные выводы о своем развитии и развитии своих детей.

Надеемся, эта статья была вам полезна. Желаем успехов!

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Социальные группы: признаки, виды, функции
  • Социальная установка
  • Генетическая психология
  • Виды и формы образования: краткий ликбез
  • «Я-концепция»: характеристика, особенности, значение
  • Критерии личности
  • Теория когнитивного развития Пиаже
  • Формирование самосознания
  • Социализация, или Как стать человеком, а не Маугли
  • Теория психосоциального развития

Ключевые слова:1Самопознание

История понимания социализации в трудах философов

Социализация личности является сложным процессом взаимоотношений личности и его окружающей среды, поэтому понимание этого процесса неоднозначно.
Социализация личности в философии рассматривается как система отношений личности и внешнего мира.

Замечание 1

Вопрос философского понимания социализации рассматривался древнегреческими философами. Так, например, Платон рассматривал процесс формирования личности как воспитание человека государством в интересах последнего. Аристотель также полагал, что воспитание и развитие личности является центральной задачей государства. Результатом такого государственного воспитания должна свободная и независимая личность, включенная в общество.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Философы античного периода рассматривали социализацию как готовность человека к выполнению социальных функций.

В новое время социализация рассматривалась как самоидентификация человека, его стремление творить, преобразовывать внешний мир.

Эпоха Просвещения отметила влияние социальных условий на индивидуальное развитие человека и его личности. Так, Джон Локк По данной теме мы уже выполнили реферат

Джон Локк подробнее отмечал, что знания формируются из социального опыта, объем и содержание которого зависит от воспитания и условий жизни.

Основываясь на философско-педагогических воззрениях Д. Локка, французский философ XVIII в. К.А.Гельвеций По данной теме мы уже выполнили контрольную работу

Вариант 9. К. А. Гельвеции «О человеке» подробнее утверждал, что человек формируется только под влиянием среды и воспитания. И Локк, и Гельвеций, акцентируя внимание на роли среды в развитии человека, уделяли серьезное внимание значению социокультурного фактора в воспитании.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Социализация личности в философии 470 ₽ Реферат Социализация личности в философии 220 ₽ Контрольная работа Социализация личности в философии 230 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Ж.-Ж. Руссо также отмечает зависимость человека, его развития от среды, воспитания и иных условий общества. Воспитание осуществляется обществом с учетом равных прав всех людей на самоопределение и реализацию своего потенциала.

Немецкая классическая философия также не обходит идеи о социальной сущности человека. Так, И.Кант По данной теме мы уже выполнили реферат

Иммануил Кант подробнее полагал, что человек становится частью общества в результате направленного процесса осознания интересов общества и социальных норм. Сделать же человека частью общества должно помочь научное знание.

Г.Гегель По данной теме мы уже выполнили реферат

Г. Гегель и его вклад в философию подробнее выделяет в личности человека две стороны – индивидуальную и общественную. Человеку необходимо найти путь, который позволит ему из природного существа превратится в духовное, социальное.

Л. Фейербахом сущность человека раскрывается как единство человека с человеком, через общение. Он полагал, что человек в общении самореализуется и социализируется. К.Маркс По данной теме мы уже выполнили контрольную работу

К. Маркс подробнее и Ф.Энгельс отмечали, что вовлечение человека в систему общественных отношений является важным условием формирования его личности. С этих позиций стало возможным увидеть социальное развитие индивида как взаимодействие личности и общества, как двусторонний процесс.

Русские философы также отмечали взаимодействие человека и мира. А.Н. Радищев считал, что человек нуждается в социальных связях. Природным даром считались способности человека к сопережеванию, эмпатии, чуткость и умение учитывать интересы других.

Замечание 2

Таким образом, основной мыслью философов является связь развития личности и внешних социальных факторов и обуславливание развития личности взаимодействием с обществом.

Социализация в современной западной философии

Современная западная философия рассматривает социализацию в рамках психоанализа и интеракционизма.

Подходы к социализации можно выделить в две группы, основой которых является пассивность или активность личности в процессе взаимоотношений со средой, а также занимаемая личностью позиция объекта или субъекта:

  • Адаптивная концепция социализации
  • Концепция акцентирования субъект-субъектных отношений.

Представители биологического направления считают, что развитие личности осуществляется под воздействием внутренней природы человека. Представители социологического направления, напротив, полагают, что социализация является продуктом межличностных отношений.

Отдельно следует выделить Э.Дюркгейма, который полагал, что личность человека формируется в обществе в процессе приспособления к культуре в соответствии с принятыми нормами и идеалами этого общества. Он считал, что через родителей и родственников у ребенка можно развить необходимые навыки к существованию.

Интеракционизм рассматривает социализацию как процесс усвоения человеком системы определенных социальных ролей.

Дж.Мид выделяет три стадии социализации:

  • имитация или подражание детей взрослым
  • игровая стадия или понимание поступков как исполнение ролей
  • стадии групповой игры или осмысление групповых ожиданий

Факторы социализации

Мы с Вами разобрались с тем, что такое социализация, и самое время узнать, какие факторы влияют на процесс её становления. На сегодня факторы, подвергнутые изучению, объединены в четыре обособленные группы.

  • Мегафакторы. Набор факторов глобального характера, оказывающих свое воздействие на все население Земли.
  • Макрофакторы. Факторы, воздействующие на население отдельного государства, национальности или этнические группы, проживающие на определенной территории, и руководствующиеся едиными принципами.
  • Мезофакторы. Факторы воздействия на уровне отдельных групп людей, например, проживающих в одном населенном пункте, принадлежащих к общей субкультуре и так далее.
  • Микрофакторы. Набор явлений, воздействующих непосредственно на отдельного человека из его ближайшего окружения, например, члены семьи, одноклассники в школе, общественные организации, религиозные объединения.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]