Пять способов поправить вашу самооценку. Конспект лекции гештальт-психолога


Самооценка влияет на многие сферы жизни человека. Если она опускается, то у нас снижается мотивация, уменьшается количество энергии, падает желание чем-то заниматься, реализовывать цели. Заниматься карьерой, домашними делами. Ухудшаются отношения с детьми, родителями, супругами. Хочется доказывать, что ты не хуже, критикуя других, а некоторым и закатить скандал. Это некая временная компенсация.

Мы гораздо хуже выполняем работу, у нас ухудшаются мыслительные способности. Мы начинаем делать из мухи слона(т.е. из маленькой проблемы создаем огромную), у нас пропадает вера в будущее, оптимизм. Поэтому нестабильная самооценка часто хуже низкой. К низкой человек привыкает, а вот гормональные всплески он игнорировать не может. Поэтому психологические практики для повышения и стабилизации самооценки могут помочь улучшить многие сферы жизни.

Упражнений для поднятия самооценки довольно много. И все они разные. Кому-то подойдут одни, кому-то другие. Кто-то увидит быстрее результат в одних, другой в других. Но главное выбрать те, которые вам помогают. Могут помочь и аффирмации, но кому-то они помогают очень быстро, а другим надо постоянно убеждать себя, что ты хороший, счастливый, любимый. Перечисленные практики действуют намного глубже, но психологически сделать их сложнее. Они требуют максимально честного отношения к самому себе. Честного признания в своих проблемах, признания своих недостатков, честное понимание и признание проблем, откуда они взялись и желание их исправить.

Максимально честное отношение к себе и отсутствие страха узнать свои недостатки, желание сделать себя более эффективным-это начало саморазвития.

Но! Практики требуют постоянства. Сделанная 1 раз она не даст хорошего постоянного эффекта. Просто прочитанная, но не сделанная, эффекта не принесет вовсе. Эффект от них накопительный. А многие проблемы, которые решают эти практики, очень давно сохраняются в подсознании. И просто не могут решиться за 1-2 дня. И еще они подкрепляются постоянно вашими мыслями об объекте. Поскольку мы видим то, что готовы увидеть, что ждем увидеть, мы и видим подтверждение наших установок и нашей точки зрения. О чем бы ми не думали.

Скачать PDF: Как с помощью контроля уровня гормонов меньше тревожиться, стать увереннее в себе, начать быстрее достигать целей, научиться контролировать внутренне состояние.

Как понять, что самооценка занижена

Сегодня принято все беды человека связывать с низким уровнем самооценки. Не складывается личная жизнь? Да ты просто не ценишь себя! Уволили с работы? Да кто они такие, ты достоин большего! Очень часто приходится слышать что-то подобное. Причем реальные факты не всегда берутся в расчет.

Причиной увольнения может быть банальная безалаберность и лень, а неудачи в личной жизни возникают из-за скверного характера. Но ведь куда приятней думать, что все дело в низкой самооценке, чем признать эти неприятные факты.

Более того, как бы странно это ни звучало, очень часто люди путают завышенную самооценку с заниженной. Такой вот парадокс. Поэтому, прежде чем заняться повышением самооценки, нужно трезво оценить ситуацию.

Предлагаю вам решить психологическую задачку. На прием к психологу пришла студентка Катя с жалобой на заниженную самооценку. По словам Кати, она не может поверить в то, что она красива и достойна любви. При этом внешность у Кати нормальная, среднестатистическая.

Но в ходе расспросов выясняется, что нравятся ей исключительно самые красивые и популярные парни на факультете. А они – вот негодяи! – бегают за самыми красивыми и популярными девчонками. А Кате хочется, чтобы бегали за ней. Что вы можете сказать про ее самооценку? А что посоветовать девушке? Напишите свой вариант в комментариях, а потом возвращайтесь к чтению.

Я думаю, вы догадались, что заниженной самооценкой в этом примере даже и не пахнет. Мы видим неадекватно высокую планку притязаний, которая чаще всего свидетельствует о самооценке завышенной. Катя не считает себя некрасивой, наоборот, она считает себя очень красивой и востребованной. Но когда сталкивается с несоответствием своей оценки действительности, испытывает разочарование и подавленность. И эти негативные чувства ошибочно принимает за низкую самооценку.

Как бы выглядел пример с действительно заниженной самооценкой? Если бы Катя пришла и сказала, что за ней начал ухаживать однокурсник, а ей кажется, что она его недостойна. Из-за этого она не может расслабиться, все время испытывает тревогу и хочет отказать ему, хоть он ей симпатичен. Вот это типичный пример заниженной самооценки: сильная тревожность + стратегия избегания неудач.

Другой пример. Человека высоко оценивают на работе и предлагают ему должность выше. Но он испытывает страх не справиться с задачей и не оправдать возложенные на него ожидания. И в итоге решает отказаться, чтобы не покидать тепленькую зону комфорта.

Еще несколько симптомов заниженной самооценки:

  • склонность к самобичеванию;
  • переживания из-за ерунды;
  • чувствительность к чужому неодобрению;
  • пессимизм;
  • мнительность;
  • неуверенность в своих силах;
  • обесценивание своих реальных заслуг;
  • постоянное присутствие негативных мыслей;
  • недоверие к себе и своим решениям.

Надеюсь, я внесла ясность по поводу того, что такое низкая самооценка. Если обнаружили у себя вышеперечисленные признаки, то можете начинать работать над поднятием самооценки.

Советую также предварительно пройти тесты на самооценку, чтобы быть абсолютно уверенными.

Эффективные методы повышения самооценки

Самый главный шаг на пути к самосовершенствованию – осознать наличие проблемы. Часто человек маскирует ее за другими чувствами и сознательно избегает решения вопроса. Как только придет осознание, можно смело переходить к следующим методам повышения уверенности в себе:

  1. Заведите дневник достижений. Этот шаг не требует каких-либо серьезных денежных и временных затрат. Все просто: в конце каждого дня выделяйте 10-15 минут, чтобы записать свои маленькие и большие победы, которые случились с вами сегодня. Может быть, вы прочли книгу или, наконец, встали на час раньше обычного времени? Всегда можно найти повод для похвалы. Это поможет ежедневно формировать позитивное мышление и фокусировать свой взгляд на личных успехах. Важно перечитывать свои записи ежедневно.
  2. Смените окружение. Оцените тех, с кем вы чаще всего общаетесь. Если в вашем кругу есть негативно настроенные люди, откажитесь от взаимодействия с ними. Чаще находитесь в обществе позитивных и успешных людей, уверенных в себе и положительно настроенных по отношению к вам.
  3. Займитесь спортом. Лучший способ отвлечься, очистить мысли от негатива — физические упражнения. К тому же если заниженная самооценка связана с внешними данными, спорт поможет привести себя в форму. Кстати, во время занятий спортом наш организм вырабатывает гормон счастья — дофамин.
  4. Откажитесь от самокритики и самокопания. Не получится повысить самооценку, если постоянно себя ругать за что-либо или все время высказывать недовольства по поводу своей внешности и способностей. Чаще хвалите себя и думайте о хорошем.
  5. Избегайте сравнений. Каждый из вас — уникальная личность со своим индивидуальным набором качеств, достоинств и недостатков. Помните, что всегда найдутся те, кто достиг больших результатов, чем вы. В этом случае стоит брать с них пример, а не заниматься самобичеванием. А еще лучше – сравнивайте себя сегодняшнего с собой вчерашним, и отслеживайте свой рост, фиксируя достижения в дневнике, о котором мы говорили выше.
  6. Слушайте и проговаривайте аффирмации. Аффирмация — позитивное суждение, создающее правильный психологический настрой. Это наши утверждения и убеждения, мысли, чувства и желания, которые мы хотим иметь прямо сейчас. Важно формулировать аффирмации в настоящем времени. Например: «Я имею престижную и высокооплачиваемую работу», «Я красивая и здоровая», «Я счастливый человек».
  7. Выходите из зоны комфорта. Да, об этом методе слышат многие, но решается на это не каждый, ведь так уютно и безопасно находиться в своем «панцире». Посмотрите своей проблеме в лицо. Чувствуете неуверенность, когда находитесь в новой компании? Чаще посещайте людные места, мероприятия и первыми начинайте беседу. Отличным помощником для вас послужит наша онлайн-программа «Лучшие техники коммуникации», где вы научитесь эффективнее взаимодействовать с людьми благодаря интересным коммуникативным техникам. Стоит только сделать шаг, и вы поймете, что все не так страшно, как казалось на первый взгляд.
  8. Посетите тренинги. Существует много различных обучающих мероприятий, направленных на повышение самооценки, обретения уверенности в себе, что остается только выбрать подходящее именно вам. Если пока не готовы пройти тренинг, посмотрите фильм или прочитайте книгу на актуальную тему.
  9. Простите самого себя. Неуверенность часто является следствием чувства вины перед самим собой. Никто из нас не застрахован от ошибок, и здесь важно уметь их себе прощать. Напишите себе записку и расскажите в ней о своих чувствах, эмоциях, мыслях, проблемах, неудачах и обязательно письменно простите себе все то, за что ощущаете себя виноватыми.
  10. Медитируйте. Медитация помогает полностью расслабиться физически и отпустить мысли. Существует много разных техник, направленных на избавление от обиды на самого себя и достижение умиротворенности.

Уверенность в себе — это не врожденное качество, а сформированное в процессе жизни. Ваша главная задача на пути к здоровой самооценке – полюбить себя, научиться верить в собственные силы, что возможно только через ежедневную работу над собой и своими мыслями.

Занимайтесь любимым делом, не отказывайте себе в маленьких и больших радостях, всегда думайте о хорошем и тогда все получится!

Желаем удачи!

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Преодоление синдрома самозванца
  • Самокритика
  • Формирование правильной самооценки
  • Психологический портрет
  • Эгоцентризм
  • Полное руководство по уверенности в себе
  • Как повысить самооценку: практика из области НЛП
  • Формирование самосознания
  • Условия формирования характера
  • Три маски патологического нарциссизма

Ключевые слова:1Коммуникации, 1Психорегуляция

Причины заниженной самооценки

Но сначала давайте рассмотрим основные причины, почему самооценка может быть заниженной.

  • Излишний перфекционизм

Вы замечали, наверное, что заниженная самооценка часто бывает у людей замечательных во всех отношениях: образованных, умных, воспитанных, приятных в общении. Тогда как их противоположности демонстрируют невероятную уверенность. Почему так происходит?

Низкая самооценка часто связана с повышенной требовательностью к себе. Человек слишком яростно стремится к идеалу и поэтому не прощает себе даже маленькие промахи. Этот феномен называют синдромом отличника. Он своими корнями уходит в школу.

Если от ребенка всегда требовали только отличных оценок и не прощали даже четверок, у него формируется картина мира, в которой лишь идеальный результат имеет право на жизнь. Поэтому ему очень сложно выходить из зоны комфорта и пробовать что-то новое. В любом деле на начальном этапе ошибки неизбежны, но для перфекциониста они смерти подобны. Поэтому он выбирает стратегию избегания неудач, чтобы не испытывать сильную тревогу.

  • Неудачный опыт

Когда человек в чем-то терпит фиаско, его самооценка понижается. А если он при этом зацикливается на неудаче, сто раз прокручивает ее в голове и убивается, его самооценка буквально летит в пропасть.

Неудачу нужно принять во внимание и сделать правильные выводы. А затем постараться реабилитироваться. Сделать то, что не получилось с первого раза, достичь успеха в чем-то еще. Но ни в коем случае нельзя прятаться от неудач и избегать их! Мы уже выяснили, что эффект будет обратным.

Более 100 крутых уроков, тестов и тренажеров для развития мозга

Начать развиваться

Нужно постараться свести к минимуму вероятность их возникновения. Научиться правильно ставить цели, распоряжаться своим временем, тренировать силу воли. Как правило, этого достаточно, чтобы повысить результативность деятельности в несколько раз.

  • Нежелание брать на себя ответственность

Если человек живет не своей жизнью, а постоянно следует чужим указаниям, он непременно будет испытывать проблемы с самооценкой. Он не сможет в полной мере радоваться своим успехам, потому что успехи вроде как не совсем его.

Например, родители настояли на том, чтобы их сын пошел получать юридическое образование. Он беспрекословно подчинился: успешно отучился, устроился по специальности и достиг определенных карьерных высот. Но при этом всю жизнь продолжал считать себя никчемным.

А все потому, что человек не стал заморачиваться поиском своего призвания и продолжал идти по проторенному пути. Хотя мог уже 10 раз сменить профессию и начать заниматься тем, что приносит удовольствие.

Первая помощь

Проблема в том, что с возрастом мы настолько пропитываемся привычным взглядом на себя, что изменить что‑либо еще сложнее. И тем не менее каким бы ни было представление человека, оно ценно само по себе, так как свое поведение мы строим на основании того, что о себе думаем, а не на том, какие мы на самом деле. Отношение к себе поддается коррекции.
— Как и в лечении болезней, с которыми мы обращаемся к врачам, психологические проблемы тоже проще решить на раннем этапе, —

подсказывает Анна Добрук. —
Результат гораздо быстрее в работе с подростком или молодым человеком, чья психика еще достаточно подвижна и легко адаптируется к новому, ведь у молодежи меньше предубеждений и негативного опыта. Хотя избавиться от низкой самооценки можно в любом возрасте, когда есть желание обратиться к специалисту и следовать рекомендациям.
При этом нелишне обратиться за помощью к опытному специалисту, который поможет найти корни проблемы и добиться положительных сдвигов за небольшой срок. Тем, кто сомневается, стоит попробовать поработать над собой самостоятельно. Как это сделать?


Коллаж Ольги Пак.

Как повысить самооценку ребенку

Очень часто перед родителями встает вопрос о том, как помочь ребенку принять себя и стать увереннее. Особенно остро проблемы с самооценкой проявляются в подростковом возрасте. Советы, представленные выше, рассчитаны на взрослых самостоятельных людей. К детям нужен другой подход.

Если взрослый человек способен сам корректировать свои внутренние психологические процессы, то ребенку это пока не под силу. Самооценка маленького человека во многом зависит именно от действия родителей. Я расскажу, что нужно и не нужно делать, чтобы повысить ее в случае, когда это необходимо. Вот несколько советов:

  1. Не будьте слишком требовательны к ребенку. Вы же помните, что излишний перфекционизм очень вредит в жизни. Ваше личное тщеславие может стать источником больших проблем для ребенка. А также огромных счетов за услуги психотерапевта по восстановлению здоровой самооценки.
  2. Хвалите свое чадо за любые успехи. Не будьте черствыми сухарями, принимающими все достижения своего крохи как должное.
  3. Помогайте ребенку раскрывать и развивать таланты. Знакомьте его с искусством, водите на кружки и спортивные секции. Будьте терпеливы! Может пройти немало времени, прежде чем он найдет свое занятие.
  4. Позволяйте сыну или дочери проявлять самостоятельность. Пусть выбирает себе одежду, обустраивает комнату по своему усмотрению, расплачивается в магазине за покупки, естественно, под вашим контролем.
  5. Учите ребенка решать проблемы, улаживать конфликты, отстаивать свои права. Если все время будете делать это за него, он вырастет беспомощным и зависимым. На самооценке это скажется не лучшим образом.

Формирование самооценки личности

Структуру формирования самооценки можно рассматривать как компонент личностного новообразования, в который входит две составляющие: когнитивное и эмоциональное, работающие в неразрывном единстве. Когнитивная составляющая отражает знания индивида о себе различной степени обобщенности и выраженности, эмоциональная составляющая — это отношение к себе, так называемый накапливающийся «настрой на себя». Ведь любые знания о собственной личности индивид приобретает только лишь в социальном контексте. Затем эти знания неминуемо «обрастают» эмоциями.

Формирование самооценки личности происходит под воздействием нескольких взаимосвязанных факторов, к которым относят коммуникационное взаимодействие с окружающим социумом, активную деятельность индивида, самонаблюдение и самоконтроль. Личность, осуществляя любую форму деятельности, неизменно попадает в ситуации, при которых она вынуждена вырабатывать свое отношение к действиям и поступкам, поведению в целом, оценивать собственные умения и способности что-то производить, проявлять различные стороны своей личности.

Не существует определенного вида деятельности, который в большей или меньше степени будет воздействовать на формирование позитивной самооценки. Однако можно все-таки сделать вывод, что значительное воздействие на развитие самооценки (адекватной или неадекватной) оказывает деятельность, которая становится ведущей на конкретном этапе жизни индивида. Так, например, условия вырабатывания самооценки у детей или подростков заключаются в учебной деятельности и всем, что с ней взаимосвязано. Для более взрослых индивидов, зачастую, главным условием выработки адекватной самооценки становится трудовая активность. Однако в то же время для всех индивидов роль отдельно взятого условия сугубо индивидуальна. Так как профессиональная деятельность или учеба не всегда приносят удовлетворение, нередко они могут выступать даже источником стресса, негативных переживаний и неуверенности. Поэтому для самоутверждения и увеличения уверенности в себе, помимо учебной или трудовой деятельности существует множество других занятий, таких как хобби.

Важной характеристикой сформировавшейся личности считается появление дифференцированной самооценки. Это означает, что индивид способен разумно оценивать собственный потенциал в зависимости от области деятельности, он может здраво принимать и сильные, и слабые свои черты, не расстраивается, когда что-то обнаруживается за границами его понимания

Формирование самооценки играет важнейшую роль в становлении личности. Она обуславливает развитие уровня притязаний личности, уровня уверенности и неуверенности, что влияет на жизненную успешность индивида и самодостаточность личности в целом. Поэтому роль самооценки в формировании личности довольно трудно переоценить.

Методики и тесты на самооценку личности

Для диагностики оценки себя применяется множество методик. Выделим основные:

  • Методика Дембо-Рубинштейн. Значимыми в ней являются 3 установки – реалистичность, высота, устойчивость. Во время диагностики испытуемый определяет свое состояние при помощи избираемых шкал, учитывая некоторые нюансы. Исследование является простым в исполнении: на обычном листе чертится таблица, каждый ее столбец – одно из свойств, а его положение – содержание свойства на данный момент. Внизу оказываются те ценности, от которых испытуемый пытается избавиться, вверху – которыми хочет обладать. Такой тест обязательно выполняется в сочетании с последующим собеседованием.
  • Методика самооценки личности Будасси. Она анализирует параметр количественно, выявляет его адекватность. Основана на самооценивании. Проводится 2 возможными методами – требует сопоставления представлений с действительными показателями либо с другими людьми.
  • Тест Кеттелла. Этот опросник – наиболее распространенная методика диагностики, анализирующая индивидуально-психологические черты. Цель исследования – обнаружение 16 факторов личности.
  • Тест Лири. Основан на диагностике оценочных суждений по отношению к себе и близким, описании идеального «Я». Состоит из 128 утверждений, раскрывающих 8 типов взаимоотношений.
  • Тест на исследование состояний Г. Айзенка. Актуален при обнаружении в поведении черт агрессивности, фрустрации, ригидности. Информация подается тезисно. В перечне указываются состояния, которые могут быть типичны или, напротив, не свойственны испытуемому.

Формирование самооценки учащихся

Субъективное самооценивание оказывает существенное влияние на результативность разных видов деятельности и развитие личности индивида во всех периодах ее формирования. Адекватное самооценивание придает индивидууму уверенность в себе, помогает грамотно ставить цели и успешно их достигать в различных сферах жизни, придает необходимые личностные качества, такие как: инициативность, активность, предприимчивость, деятельность, способность к адаптации.

На определенном возрастном этапе на вырабатывание самооценивания, преимущественно воздействует тот вид деятельности, который в этот период является ведущим. Ведущей деятельностью учащихся младших классов становится учебная деятельность. Именно от того, как она будет проходить и зависит, главным образом, формирование самооценивания малыша. Успешность учебной деятельности прямо взаимосвязана с его успехом в учении и успеваемостью.

Формирование самооценки учащихся представляет собой основное новообразование личности. Оценочная деятельность учителей является базисом для вырабатывания самооценки у детей, обучающихся в начальной школе. Формирование самооценки учащихся продолжает развиваться тогда, когда учитель показывает положительное отношение к учащимся, верит в их возможности, демонстрирует желание помочь им учиться. А методическая сторона развития адекватной самооценки сводится к использованию в учебной деятельности, главным образом, субъективных эталонов, которые создают прецеденты для рефлексивного оценивания учащимися своих действий.

Учитель для развития у младших школьников адекватного самооценивания должен задействовать различные механизмы и способы. Главным способом считается обратная связь. Все направленные малышу взгляды, жесты, слова, движения, интонации являются обратной связью. Нужно учитывать, что ребенок поглощает и присваивает такие обратные связи. С их помощью он формирует свою самооценку. И если обратные связи будут иметь позитивную направленность, то они обеспечат развитие высокого уровня самооценки и, наоборот, если будут иметь негативную направленность — низкого.

Способы коррекции самооценки

Повышать самооценку нужно обязательно. Учиться любить себя, принимать со всеми недостатками никогда не поздно. Это та характеристика, которая при усердных целенаправленных занятиях хорошо поддается коррекции.

  1. Желательно заниматься саморазвитием, получать новые знания, навыки и впечатления

    . Чем сильнее прокачан интеллект и шире кругозор, тем больше человек уверен в себе. Кроме того, он становится интересным собеседником и люди это замечают, тянутся к нему, начинают говорить комплименты.

  2. Кстати, о комплиментах

    . Научитесь принимать их с видом английской королевы. Не нужно оправдываться на фразу «Как ты хорошо выглядишь!», лучше ответьте: «Что есть, то есть!».

  3. Злоупотреблять оправданиям не стоит никогда

    . Человек с хорошей самооценкой уверен в себе, поэтому он отвечает за все свои действия и извиняться у него необходимости нет.

  4. Учитесь создавать себе хорошее настроение, улыбаться и хвалить себя по любому поводу

    . Встала с дивана, чтобы помыть пол? «Какая же я молодец!». Но если не встали, то ругать себя не нужно. Скажите: «Пусть мои шикарные ножки немного отдохнут».

  5. Прощайте себя за ошибки, их совершают все

    . От чувства вины нужно избавляться, это агрессия, направленная против себя.

В процессе работы над повышением самовосприятия избавьте себя от общения с токсичными людьми, которые критикуют и обесценивают, пусть они выливают свой яд в другую сторону. Когда полюбите себя, их мнение станет вам безразличным либо вы сможете адекватно ответить.

Уровни самооценки личности

Кроме периодов формирования самооценки личности в психологии существуют уровни. Их три:

Низкий – такой уровень в психологии считается проблемой. Формируется под воздействием родителей еще в детстве. Для таких людей типична нерешительность, зависимость от мнения других людей, стремление к уходу от ответственности и перекладывание ее на плечи окружающих, чрезмерная требовательность, завистливость

Это «искаженный» эгоизм – индивид настолько погружен в собственные неудачи, что не замечает того, что происходит вокруг, не уделяет внимание проблемам своих близких. Средний или «нормальный». Такой уровень встречается у тех, кто уверен в себе и осознает и адекватно оценивает свои отрицательные и положительные качества

Люди с подобным «складом» ума инициативны и хорошо адаптируются в любых условиях, устанавливаемых социумом. Высокий – свойственен успешным и влиятельным. Если индивид имеет весомые достижения в какой-либо сфере, то у него с высокой вероятностью срабатывает подобный механизм. Однако есть множество случаев необоснованно высокой оценки своих действий и достижений, когда самомнение намного «обширнее», чем количество и качество реальных действий.

Кроме уровней в психологии выделяют виды оценивания – адекватный и неадекватный. Первый верно интерпретирует действия и характеристики индивидуума. Человек способен реально посмотреть на себя со стороны, поставить достижимые цели. В случае с неадекватным видом у индивидуума формируется неверное представление о себе – он либо занижает, либо завышает имеющийся «уровень». Коррекция таких отклонений невозможна без применения специальных тестов и методик. Они помогут определить, какова реальная картина, и стоит ли вести работу с психологом.

Формирование адекватной самооценки

Самооценка – одно из наиболее существенных условий, обуславливающих преобразование маленького индивида в личность. Она вырабатывает у субъектов потребность в соответствии не только окружающим индивидам и среде, но и уровню своих собственных персональных оценок. Правильно выработанная адекватная самооценка является не просто знанием собственной личности и не суммой некоторых черт, а определённым отношением к собственной личности. Она обуславливает постижение личности в качестве отдельного устойчивого объекта.

М. Феннел представлял самооценку в качестве центрального звена произвольной саморегуляции. По ее мнению она обуславливает направленность и уровень активности индивида, его позицию в отношении среды, социума, собственной персоны, являет собой сложнейший по психологической природе механизм. Она вовлечена во массу взаимосвязей и отношений с образованиями психики индивида и представляет собой важную детерминанту всех форм ее деятельности и коммуникационного взаимодействия. Начальные способности оценивать собственную персону закладываются еще в раннем детском возрасте, а их формирование и совершенствование проистекает на протяжении всего жизненного пути личности.

Р. Немов считал, что самооценка позволяет личности сохранить устойчивость вне зависимости от изменчивости ситуаций, при этом обеспечивая возможность индивиду оставаться самим собой.

Формирование адекватной самооценки человека чрезвычайно важно для межличностных взаимодействий, установления взаимоотношений с социумом, для благополучного общения, успешности в определенном виде деятельности

А особое внимание нужно уделять формированию самооценки ребенка, так как у него все образования личности только начинают формироваться, то и самооценка гораздо легче поддаётся воздействию и изменениям. Ведь малыш не приходит на свет с уже определенным отношением к собственной личности и потенциалу

Также как и все остальные черты личности, его самооценивание складывается в ходе воспитания, овладения деятельностью и межличностного взаимодействия.

По мере взросления малыши учатся постигать себя и собственное «Я», оценивать собственные качества. Именно эта оценочная составляющая «Я» носит название самооценка. Она представляет собой ядро самосознания, и взаимосвязанную с ним степень притязаний индивида. Под степенью притязаний понимают уровень трудности целей, поставленных ребёнком перед собой.

Самооценивание и уровень притязаний малыша оказывают огромное воздействие на эмоциональное благополучие, его развитие, успешность в разных сферах деятельности. В наше время все более бесспорным становится воздействие самооценки малыша на его поступки, поведение, действия и межличностные контакты.

На формирование позитивной самооценки у детей, в первую очередь, влияют семейное воспитание и педагогическое воздействие учителей.

Наверное, очень трудно переоценить воздействие семейного воспитания на детское самооценивание. Именно от родителей зависит уровень самооценки – будет она адекватной или нет. Для адекватной детской самооценки очень важна постоянная поддержка со стороны значимых взрослых, проявление искренней заботы о детях и частое позитивное оценивание их действий, поведения и поступков. Никогда не следует унижать детей. Если ребенок ошибается или делает что-то неправильно, нужно объяснить ему, что не так и показать, как нужно сделать. Старайтесь оценивать его поведение, а не личностные характеристики. Не бойтесь хвалить свое чадо. Только хвалить нужно правильно — не за качества, дарованные ему природой, а за его достижения, победы, пусть и маленькие.

Не менее важную роль в вырабатывании самооценки малышей играют учителя. Ведь дети школьного возраста значительную часть своего времени проводят в стенах школ. А учебная деятельность является на этом этапе развития главной. Поэтому, считается, что важнейшим фактором, обуславливающим адекватное формирование самооценки ребенка, является оценка учителей. Давая оценку знаниям, умениям малышей, учитель одновременно с этим производит оценку и их личностей, их потенциал, способности и место среди остальных. Именно таким образом воспринимают оценки учителей дети.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]