Педагогика – это наука, которая исполняет фундаментальную роль в процессе формирования и воспитания личности. Во время педагогической деятельности осуществляется передача знаний, навыков и опыта более младшему поколению, то есть, пошагово выполняется подготовка обучающихся к независимой, автономной жизнедеятельности.
Помимо воспитания и развития личности, в термин «педагогика» включают следующие аспекты:
- поиск, разработка, усовершенствование новых методов обучения;
- анализ, характеристика, прогнозирование, создание современных систем для развития и формирования личности;
- подготовка индивида к взрослой, независимой жизни в обществе;
- выявление определенных правомерных повторений;
- создание перспектив в период обучения.
Педагогика тесно связана с такими дисциплинами, как психология, педиатрия, философия, этика, физиология, социология и социальная педагогика.
Процесс воспитания личности по средствам педагогики невозможен без знания, четкого владения всех перечисленных ученых областей, так как любой педагог обязан учитывать физиологические особенности (темперамент, телосложение, наследственность), личные качества, психотипы, присутствующие социальные факторы, манеры поведения учеников.
Для продуктивного воспитания детей подросткового и младшего возраста важно найти персонализированный подход к каждому обучающемуся. А незнание вышеизложенных основ может привести к психологическому, либо физиологическому нанесению вреда здоровью у школьников/дошкольников.
Развитие индивидуальности
Модификация личности происходит под воздействием двух факторов:
- индивидуального – персональное восприятие событий, выбор приоритетов и моральных ценностей;
- социального – становление личности выполняется под влиянием общества, общепринятых норм поведения в социуме, воспитательного процесса.
Важно
Целостное формирование и совершенствование индивидуальных качеств, характера, манер поведения напрямую связано с воспитанием. Оно ориентирует, способствует организации развития индивида исходя из приоритетов и целей социума.
Существует две основополагающих концепции, которые, прогностически определяют психологическое и социальное развитие индивидуальности:
- Генетическая концепция – предполагается, что все ценности, черты характера, стиль поведения, интеллект передается человеку по наследству при его появлении на свет.
- Внешняя (социальная) концепция – если верить данному представлению, то при рождении человека, на биогенетическом уровне в нем не заложено никаких «программ». Его поведение, личные качества, потребности формируются под воздействием окружающего общества, а также жизненных обстоятельств. В воспитательном и жизнедеятельном процессах появляются вынужденные требования, интересы, различные желания, которые со временем трансформируются совместно со взглядом на жизнь и жизненными устремлениями. То есть человек сам выставляет для себя приоритеты или моральные нормы, вступает во внутриличностные конфликты из-за невозможности непременного получения желаемого, либо в силу иных обстоятельств.
Социальное воспитание как социальный институт
Проблема современности
В педагогике формирование – это процесс становления личности. И его принято рассматривать, как проблему воспитания. И в современном XXI веке она действительно стоит остро.
Всё потому, что сейчас у многих людей появилась тенденция выступать за свободное развитие личности. Некоторые даже всерьёз считают педагогическое воспитание нарушением права ученика/студента быть индивидуальностью. Поэтому преподаватель-профессионал должен грамотно сочетать традиционные методы с современными.
Самоопределение — это важно. Но! Не менее важна интеграция ученика в мировую и национальную культуру, формирование его, как гражданина, а также привитие ему осознания того, что без сотрудничества и взаимопонимания в современном обществе существовать невозможно. Зарубежные концепции интересны, но в неизменном виде и, тем более, целиком в нашу жизнь они не могут быть перенесены. Именно это должны понять в первую очередь родители XXI века.
Как воспитание влияет на формирование личности?
Человек формируется в результате непосредственного влияния бесчисленных факторов – суб-, объективных, внешних – внутренних, естественных – общественных, сознательных – несознательных, контролируемых – возникающих непредсказуемо/мгновенно.
При этом, каждый отдельный индивид выступает, как субъект своего персонального формирования, развития, образования. То есть вне зависимости от происходящих вокруг событий, он не отображает их и не воспринимает фотографически. Он формирует на их основе собственное мнение, понятия. Определяет со своей точки зрения их необходимость, правильность и целесообразность.
Процесс целенаправленного формирования личности младшего школьника обеспечивает организованность во время его воспитания. Основной целью этой модели управления является усмирение его необузданности в обществе. Таким способом педагог добивается от обучающего дисциплины, упорядочивания действий, целостного поведения.
В процессе обучения между педагогом и учеником развиваются взаимоотношения социального типа. Педагогической целью является итог взаимодействия учителя – ученика, или иначе продукт их общей деятельности. Последний показатель служит оценкой к работе педагога, качества организации им учебного курса, получить которую возможно только при воспроизведении анализа интеллектуального/социального совершенствования обучающегося, сдвигов в его развитии, непосредственно личностном становлении.
Воспитание – это дуальное действие, в котором ученик должен принимать активное участие. При этом координирующая роль всегда закреплена за педагогом. Обучающийся же выступает непосредственным участником воспитательных мероприятий, проходя которые он вправе выражать свое мнение, подчиняться или наоборот противостоять рассматриваемым стереотипам и нормам.
Коллектив
Это – основная база, за исключением семьи, на которой дети получают свой первый социальный опыт. Именно в коллективе ребёнок начинает своё становление, как личности. К тому же в школе общение планируется и впоследствии направляется высококвалифицированными преподавателями.
Коллектив – это объединение воспитанников, характеризующееся определёнными признаками. Главный из которых заключается в наличии у них общей социально значимой цели – получении образования.
Ещё один принцип подразумевает совместную деятельность коллектива. И отношения ответственной зависимости. Всем известно, что между членами любого коллектива образуется специфическая связь, которая отражает как единство их деятельности, так и переживания с оценочными суждениями.
Последний признак коллектива заключается в наличии общего руководящего органа. В данном случае, естественно, им является преподаватель, который регулирует все психолого-педагогические процессы. Именно учитель формирует здоровый микроклимат в коллективе, способствует доброжелательным отношениям между учениками, помогает им быть сплоченными. И от преподавателя зависит, поймут ли дети, что такое взаимопонимание и взаимопомощь.
Воспитание, как средство к становлению индивидуальности
Воспитание признается основным фактором формирования личности. Во время воспитательного процесса дети активно взаимодействуют с ровесниками, взрослыми людьми и окружающей средой, по-другому – социализируются в обществе.
Составляющие компоненты воспитания
- Ребенок – объект воспитания. В период социализации у него развиваются субъективные ценности, устанавливается определенное видение, мировоззрение, появляются привычки, знания, прикладные навыки.
Обратите внимание!
Часто просматривается тенденция копирования поведения взрослых, отдельных индивидов, так как обучающийся находится под постоянным влиянием более старших людей и окружающей среды. Поэтому взрослые обязательно должны показывать пример корректного поведения!
- Взрослые – являются инициаторами воспитательного действия, но одновременно сами подвергаются воспитанию в различных жизненных ситуациях социума.
- Общество – коллектив создает условия для самоутверждения, самосовершенствования, удовлетворения эстетических, нравственных потребностей.
- Социальная среда – влияет на качество воспитательного процесса в рамках общества, дома, школы.
Как воспитать ребенка личностью
Происходящие изменения
Методы формирования коллектива в педагогике переплетаются с принципами, которым следует преподаватель в индивидуальной работе с воспитанниками. Как бы то ни было, высококвалифицированный специалист в итоге добивается впечатляющих результатов. У учеников формируется новый уровень аффективно-потребностной и познавательной сферы, возникают устойчивые формы деятельности и поведения, развивается общественная направленность и индивидуальный характер. В ходе чего каждый из них преображается. Потому что развитие личности подразумевает происхождение изменений в психике, а также в духовной и интеллектуальной сфере ученика.
К позитивным преобразованиям относится улучшение памяти, характера, мышления и воли. Сюда же относится обретение, расширение и последующее углубление знаний, некий интеллектуальный рост. Естественно, всё это сопровождается изменением сознания и нравственным становлением.
Если выражаться научным языком, то ученик начинает превращаться в субъект общественной деятельности и межличностных отношений. И он не просто переходит с более низкого уровня на ступень повыше. Количественные изменения диалектически переходит в качественные преобразования духовных и психических характеристик воспитанника.
Это и есть социализация. Юный член общества учится усваивать ценности, нормы, установки, перенимает образцы поведения, воспроизводит приобретённый жизненный опыт. И этот процесс не прекращается. Социализация длится в течение всей жизни. Но начинается она ещё в школе, и держится под контролем небезразличных профессионалов-преподавателей, от которых во многом зависит, какими в будущем станут их воспитанники.
Роль игры в воспитании личности
Для детей, посещающих ДДУ или школы, в процессе формирования и воспитания личности большое значение имеют игры. В игровой форме легче усваивается информация, дети проявляют свои личные качества, у них развивается стратегическое, образное мышление.
Как игра воздействует на развитие индивида?
- В период игры дети учатся взаимодействовать друг с другом, у них формируются навыки общения и поведения в социуме.
- Развиваются лидерские качества, способность к самостоятельному осуществлению выбора, принятию решений.
- Кроме того, логические/ролевые игры позитивно влияют на умственное мышление, память. Ребенок учится соответствовать определенной роли, начинает понимать значение установленных норм, правил, старается придерживаться их.
- Зарождаются такие характерные черты, как – целеустремленность, ответственность, внимательность, дети учатся просчитывать исход жизненных ситуаций.
Анализируя поведение ребенка в игровой деятельности можно определить недочеты его обучения и развития, чтобы затем скорректировать персонализированный подход к нему для поправки данных нюансов.
Культура
Данное понятие очень многогранно. И оно находит отражение в педагогике. Формирование – это сложный процесс. Он подразумевает привитие ученикам эстетических и этических вкусов, а также умение видеть прекрасное в том, что некогда создал человек, или находить это в чём-то другом.
Почему это важно? Потому что личностью, о формировании которой идёт речь, может стать лишь человек, ставший частью социокультурной жизни. Это ученикам способен донести каждый хороший учитель. В психологии, которая тесным образом связана с педагогикой, под понятием «личность» подразумевается совокупность выработанных человеком предпочтений и привычек, его социальный и культурный опыт, знания, навыки и способность самостоятельно размышлять.
Впрочем, можно выразиться более просто. Личность – это образованный и разумный человек. И цели педагогики заключаются в вызове интереса у учеников ко всему, что поможет им таковыми стать. И в последующем оказании им соответствующей помощи в достижении задуманного.
Хороший учитель содействует развитию задатков, способностей и интересов учащихся, побуждает их к творческой деятельности. Также помогает воспитывать в них отношение к труду, обществу, различным профессиям, родителям, искусству, друзьям, жизни. Но главные цели педагогики заключаются в формировании поведения и сознания.
Генетика и биология
Процесс формирования личности начинается с утробы матери. Предполагать, что если читать нерожденному ребенку Платона, то он вырастет мыслителем, не стоит. На стадии биологического формирования закладываются генетические факторы. Те болезни и патологии, что передаются малышу от родителей.
Генетические и биологические факторы, влияющие на формирование личности:
- Биохимические особенности: психические заболевания, вещественный обмен.
- Наследственные заболевания.
- Образ жизни, который вели родители во время вынашивания ребенка: даже стрессы матери могут оказать воздействие на биохимическое и физическое развитие плода.
- Анатомические особенности.
Генетика и биология — база, с которой все начинается. В зависимости от окружения, воспитания и ряда других факторов человек будет по-разному вести себя в разных условиях. Личность инвалида, выросшего в центре большого города, окажется иной, чем личность человека в том же состоянии, родившегося в поселке в только развивающейся страны.