В настоящий момент понятие относится к общеметодологическим категориям. Оно в настоящий момент востребовано во многих областях человеческой деятельности. В том числе учитывать психологическое состояние на профессиональном уровне требуется при подготовке представителей многих специальностей. В том числе космонавтов, спортсменов, сотрудников силовых ведомств, специалистов в области трудовой и педагогической деятельности. Оно лежит в основе формирования общечеловеческих норм и правил поведения. Эта категория плотно изучается с середины ХХ века. Первоначальной причиной его изучения стало формирования учета при формировании норм трудовой деятельности. Под этим понятием в настоящий момент определяется своеобразие конкретной деятельности конкретного индивида
Виды психологических состояний
В настоящий момент выделяются следующие виды психологических состояний:
- Определяемые по источнику формирования как личностные и ситуативные.
- Выделенные в отдельный вид по уровню выраженности как поверхностные и глубокие.
- Могут отличаться по длительности, в такой ситуации выделяются кратковременные, длительные, средней продолжительности.
- Отличающиеся по степени осознанности как неосознанные и осознанные.
- Характеризуемые по эмоциональному признаку, как нейтральные, положительные и отрицательные.
- Выделенные по степени влияния угнетающие (астенические), активизирующие (стенические), отрицательные и положительные.
- Разделяемые по уровню проявления психологические, физиологические и психофизиологические.
Если максимально упростить все указанные виды то все психологические состояния подразделяются на три ведущих группы: положительные, отрицательные и специфические.
- В перечень положительных входит любовь, доброта, интерес к учебе, счастье и другие позитивные факторы. Они характеризуются повышенным уровнем социальной активности, положительным настроением, высокой степенью работоспособности.
- К отрицательным относится злость, зависть, страх, гнев и другие проявления состояний, полностью противостоящие положительным видам, соответственно они приводят к снижению уровня работоспособности, позитивного восприятия жизни.
- В перечень специфических состояний входит бодрствование, сон, состояние измененного сознания и аналогичные состояния.
В большинстве случаев свое состояние человек способен определить самостоятельно и оценить причину его возникновения. Нарушение самоопределения показывает наличие психологических нарушений. В настоящий момент психологические состояния только начинают плотно изучаться как отдельное направление. Многие критерии пока четко не идентифицированы.
Причины возникновения эмоционального стресса
Причинами стресса могут стать как внезапные так длящиеся негативные события в жизни человека. Если произошла трагедия, или, наоборот, человек долгое время был пленником тяжёлой ситуации без возможности отдохнуть, переключить внимание с травмирующей ситуации, может произойти своеобразное «выгорание психики».
При этом источником серьёзного эмоционально стресса могут быть как реальные травмирующие события, так и чрезмерно-негативное восприятие человека различных, для большинства людей, не являющихся чем-то серьёзным, событий. В группе риска в таком случае будут люди с легковозбудимой психикой, мнительные, ригидные, неумеющие переключаться.
Конкретные причины возникновения эмоционального стресса для большинства людей:
- смерть или тяжёлая болезнь близкого
- стихийное бедствие
- война
- потеря работы
- серьёзное заболевание
- развод
- смена жительства
- потеря источника дохода
- расставание с любимым человеком
Диагностика психологических состояний
В настоящий момент в специализированной практике выделяется три основных метода диагностического определения психологических состояний:
- Субъективно-оценочный, базирующиеся на изучении сопутствующие оснований, характерных для психологических состояний. Определяются пациентом самостоятельно. Учитывается то, что наблюдаемый способен описать. Как правило, используются специализированные шкалы-графики. В том числе «Шкала-график эмоционального состояния», САН, АСС, «Рельеф психологического состояния».
- Изучение неосознаваемых психологических состояний, проводимое на основании данных специально разработанных опросников. Пациент самостоятельно оценивает, насколько каждый приведенный в опроснике принцип соответствует его самовосприятию. Используются, например, «Шкала реактивной и личностной оценки тревожности», разработанная Ч.Д. Спилбергом и Ю.Д. Ханиным.
- Исследование экспрессивного (поведенческого) компонента.
При проведении исследований учитываются данные Релаксационно-активационного теста (РАТ). Учитываются параметры вегетативных функций, такие, как частота сердцебиения, дыхания, энцефалограмма мозга, КГР, ЭКГ и другие исследования.
Физиологические исследования позволяют объективно описывать непосредственные сдвиги в психоэмоциональном состоянии пациента. Часто именно такой вариант исследований признается специалистами как наиболее надежный и показательный. При исследовании проводится анализ действий нескольких людей, поставленных в аналогичные условия.
Проведение достоверных тестов рекомендовано только после достижения взрослого возраста. Показатели в детском и подростковом периоде высокой показательностью не отличаются.
Оценка психологического состояния
В настоящий момент оценка психического состояния проводится с помощью предоставлению пациенту возможности пройти определенные тесты. В них рассматриваются показатели состояния здоровья человека. Предлагается оценить уровень сердечной деятельности, наличие болей, например, головных или в желудке. Пациенту нужно оценить со своей точки зрения состояние и цвет кожных покровов, терморегуляции организма.
После обработки полученных результатов врач обязательно проводит с каждым пациентом индивидуальную беседу. В её ходе в равной мере учитываются как непосредственно ответы, которые дает человек, проходящий исследование, так и личные наблюдения специалиста. Медик оценивает поведение собеседника, уровень его уверенности в себе, готовности идти на контакт со специалистом.
Сопоставление полученных результатов позволяют дать максимально объективную оценку. Также у специалиста появляются данные о подтверждении или опровержении нарушений психологического состояния и вообще психологического здоровья. Проведение исследования необходимо с целью максимально полного понимания психической деятельности человека.
Проблемы психологических состояний
Проблем психологических состояний в настоящий момент только начинают плотно изучаться. Возникновение нарушений часто бывает связано с внешними симптомами. Но они способны становиться основанием дискомфорта и возникновения ощущения психологического неблагополучия.
Возникновение проблем психических состояний приводит к резкому снижению качества жизни. Пациенты ощущают общую неудовлетворенность. Психологические проблемы способны становиться основанием формирования психосоматических заболеваний. На уровне общей неудовлетворенности жизнью пациенты часто чувствуют бессимптомные головные боли или боли в ЖКТ. Часто возникает бессонница. Психосоматические состояния способны проявляться в виде головокружений и обмороков, приводить к нарушениям в питании. Самым частым нарушением становится снижение уровня работоспособности и готовности к социальной адаптации в коллективе.
Психологические состояния личности
В настоящий момент выделяется несколько основных видов психологических состояний личности. До середины ХХ века этот фактор не оценивался и не был четко определен для формирования психосоматического портрета отдельного человека. Хотя именно эти показатели часто готовы стать определяющими в определении многих ведущих факторов формирования комфортного повседневного образа жизни человека, его готовности заниматься различными видами деятельности.
Морально психологическое состояние
Определяется на основании сопоставления взаимодействия окружающей действительности с душевными переживаниями, генерируемыми на уровне психики индивида. Важным фактором, который требуется учитывать при формировании психологического портрета, в такой ситуации становится соответствие внутренних переживаний и состояния окружения.
Большая роль уделяется включению в рассматриваемые характеристики психотипа индивида, его личностных особенностей. Часто большую роль в адекватной оценке морально психологического состояния становится готовность учитывать природные склад характера. Оценка происходящего сангвиником всегда будет отличаться от взгляда на аналогичную ситуацию холерика.
Психологические состояния человека
При анализе рассматривается структурная организация всех психических компонентов конкретного человека. Она определяется с учетом позиций личностных и ориентационных установок. Такой анализ помогает сопоставлять личное состояние состоянию среды, способной удовлетворять личные потребности, субъективные реальности в отношении конкретных потребностей. Главную роль в такой ситуации имеют персональные установки и убеждения. Анализируется, с использованием каких компонентов человек приходит к оптимальному уровню удовлетворению потребностей и способна ли окружающая его среда предоставить возможность формирования необходимых показателей.
Психологическое состояние ребенка
До позднего подросткового возраста объективно оценивать психологическое состояние ребенка достаточно сложно. Неокончательно сформированная психика склонна к резким перепадам настроения и восприятия окружающей действительности.
При этом проведение анализа психологического состояния несовершеннолетнего становится адекватным способом оценки психологического состояния его окружения. Психологическое состояние ребенка страдает и это хорошо заметно специалисту в случае нарушения контакта с взрослыми родственниками, сверстниками. Негативные тенденции способны приводить к существенным когнитивным нарушениям. Снижается готовность восприятия знаний, ухудшается самочувствие, падает самооценка. Все эти показатели способны негативно отразиться взрослой жизни.
Социально психологическое состояние
Социально психологическое состояние способно оказывать значительное влияние на положительное или отрицательное восприятие жизни в целом. В этой ситуации специалисты рассматривают все отношения, в которые в разной мере вступает индивид, то, насколько он в них себя уверенно чувствует. Способно ли окружение формировать поддержку действий индивида или оно становится провокатором формирования нарушений.
Отрицательное социально психологическое состояние способно стать основанием формирования психосоматических нарушений.
Особенности психоэмоциональных состояний студента при дистанционной форме обучения
Современное образование
Правильная ссылка на статью:
Соколов Г.А. — Особенности психоэмоциональных состояний студента при дистанционной форме обучения // Современное образование. – 2014. – № 1. – С. 1 — 13. DOI: 10.7256/2306-4188.2014.1.10921 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=10921
Соколов Георгий Александрович
аспирант, кафедра Психология, Современная Гуманитарная Академия
107143, Россия, г. Москва, ул. Открытое Шоссе, 22
Sokolov Georgii Aleksandrovich
post-graduate student of the Department of Psychology at Modern University for the Humanities
109029, Russia, Moscow, Nizhegorodskaya ulitsa 32, korp.4
DOI:
10.7256/2306-4188.2014.1.10921
Дата направления статьи в редакцию:
15-02-2014
Дата публикации:
1-3-2014
Аннотация:
В статье описывается специфика психоэмоциональных состояний, возникающих при дистанционной форме обучения. Дается общая характеристика дистанционной формы обучения, описывается ее влияние на когнитивные процессы. Подробно описано психоэмоциональное состояние студентов в процессе обучения. Описываются источники отрицательных эмоций и положительных эмоций в образовательной среде. Показывается, что при дистанционном обучении у студентов возникает меньше отрицательных эмоций, особенно эмоций, связанных с переживанием экзаменационных стрессов. Также показано, что практически все источники положительных эмоций сохраняются и при дистанционном обучении. В настоящее время обучение является основным путем получения образования, под обучением также понимается процесс овладения навыками, знаниями и умениями и под руководством мастеров, педагогов, наставников и т. д. Формы обучения подразделяются на традиционное и дистанционного, в последнее время, набирающее особую популярность, образование [9].Дистанционное образование — это такая форма образования, при которой процесс обучения полностью или частично осуществляется с помощью компьютеров и телекоммуникационных технологий и средств. Субъект дистанционного образования удалён от педагога, а также от прочих учебных средств, и образовательных ресурсов [8]. Данная форма образования осуществляется с преобладанием дистанционных образовательных технологий, методов, форм и средств обучения в учебном процессе, также используется информация из образовательных массивов сети Интернет.
Ключевые слова:
Эмоции, Психоэмоциональные состояния, Отрицательные эмоции, Положительные эмоции, Обучение, Дистанционное обучение, Традиционное обучение, Образование, Креативность, Интернет
Abstract:
The author of the article describes peculiarities of psychoemotional state of students during distance learning. The author gives a general description of distance learning and explains what kind of impact it has on cognitive processes. The author in detail describes the psychoemotional state of students in the course of learning. He describes the sources of negative and positive emotions in the educational environment and shows that in case of distance learning, students do not experience so many negative emotions. In particular, they are less nervous before exams. The author also proves that distance learning manages to preserve almost all sources of positive emotions that a regular education has. At the present time learning is the main way to receiving education. Learning also means the process of acquiring knowledge and skills under the guidance of masters, teachers, mentors and etc. Learning an be traditional or distant. Noteworthy that distance learning has been growing quite popular lately. Distance learning means that the process of education is partly or fully performed by the means of computers and telecommunication technologies and means. The recipient of distance learning is far from a teacher as well as trainig and educational sources. This form of education is performed mostly through distant educational technologies, methods, forms and teaching resources as well as with the help of data obtained from the educational sources on the Internet.
Keywords:
emotions, psychoemotional state, negative emotions, positive emotions, learning, distance learning, traditional education, education, creativity, Internet Дистанционное образование — это такая форма образования, при которой процесс обучения полностью или частично осуществляется с помощью компьютеров и телекоммуникационных технологий и средств. Субъект дистанционного образования удалён от педагога, а также от прочих учебных средств, и образовательных ресурсов [8]. Данная форма образования осуществляется с преобладанием дистанционных образовательных технологий, методов, форм и средств обучения в учебном процессе, также используется информация из образовательных массивов сети Интернет.
Кроме Интернета, важной технологией, реализуемой, например, в Современной Гуманитарной Академии, является пересылка студентам образовательных контентов (бумажных и электронных учебников, видеокурсов лекций и семинаров, и др.) посредством системы «университетский телепорт — спутник — спутниковая антенна студента — телевизор». Эта технология является интерактивной, учащиеся проходят в режиме реального времени тестирование знаний, консультируются с педагогами и т. д.
Дистанционное образование еще в начале 70-х годов начало интенсивно развиваться в США и Европе. Причины его распространения очень просты и объективны: каждый человек вне зависимости от его места нахождения и национальности может получить диплом любого ВУЗа. Большинство специалистов в области обучения считают, что дистанционное образование – это форма, которая подает большие надежды, так как она может подойти многим потенциальным учащимся , и стоит дешевле. Кроме того, можно выбирать определенные учебные курсы, то есть получать «образование по заказу», что позволяет подойти к обучению более дифференцировано и получить только нужные знания [9]. Для дистантного обучения характерна технологичность – т.е., использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий и социальное равноправие; оно дает равные возможности получения высшего образования независимо от состояния здоровья, места проживания, материальной обеспеченности, элитарности обучаемого. Эта форма обучения согласуются с требованием гуманизации образования, подготовкой студентов в соответствии со стратегией «воспитания добра» [2].
Основу образовательного процесса при дистанционном обучении составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может самостоятельно определять последовательность освоения предметов, учиться в удобном для себя месте, с индивидуальной скоростью, а в ряде случаев — и в удобное для себя время. Поэтому основным преимуществом дистанционного обучения следует считать определенную свободу в плане местонахождения, времени обучения и его темпов, что делает дистанционное обучение привлекательным для тех пользователей, которые по той или иной причине не имеют возможности обучаться на очном отделении, но желают повысить свой образовательный уровень.
Онлайновое обучение позволяет повысить качество образования за счет широкого использования мировых образовательных ресурсов и увеличения доли самостоятельного освоения материала, причем последнее особенно важно, поскольку постепенно обеспечивает выработку таких качеств, как самостоятельность, ответственность, организованность и умение реально оценивать свои силы и принимать взвешенные решения, без чего немыслима успешная карьера. Кроме того, электронное обучение автоматически приводит «к раннему овладению навыками применения информационно-коммуникационных технологий, что позволяет в дальнейшем существенно повысить эффективность использования знаний в экономике» [7].
Но существуют и некоторые отрицательные стороны дистантного обучения. Во-первых, существует необходимость постоянного доступа к источникам информации. Для этого нужна хорошая техническая оснащенность, но не все желающие учиться имеют компьютер и выход в Интернет. Во-вторых, обучающиеся при этой форме обучения ощущают недостаток практических занятий. В-третьих, постоянный контроль над обучающимися — отсутствует, а он, к сожалению, является мощным побудительным стимулом для российского человека. В четвертых, обучающие курсы и программы не всегда достаточно хорошо разработаны поскольку квалифицированных специалистов на сегодняшний день не так много, и не каждый из них может создавать подобные учебные пособия,.
Поскольку дистантное обучение уже давно используется для получения образования и в нашей стране и за рубежом, то уже выполнены специальные научные исследования, позволяющие описать его специфику.
Лучше всего изучены когнитивные характеристики дистантных форм обучения. Цель любого вида обучения добиться у студентов понимания изучаемого материала, что возможно, когда слово (лекция) связывается с образом (например, видеоматериалом) [6], которые активно используются при дистантной форме обучения.
Исследования показали, что специфика дистантной формы обучения предъявляется определенные требования к функциям планирования и принятия решений, также опирается на определенные характеристики внимания, памяти и мышления студентов. В частности, показано, что обучение в индивидуальном темпе ведет к тому, что скорость изучения устанавливается самим учащимся в зависимости от его личных обстоятельств и потребностей. Дистантное обучение развивает свободу и гибкость мышления потому, что студент может избрать любой из многочисленных курсов обучения, а также самостоятельно планировать место, время и продолжительность занятий. Дистантное обучение обеспечивает мобильность благодаря эффективной реализации обратной связи между преподавателем и обучаемым, что является одним из основных показателей успешности процесса обучения, что также развивает мыслительные функции учащихся. Также при дистантном обучении преподаватели стремятся актуализировать творческие способности индивида, путем создания комфортных условий для творческого самовыражения, обучаемого [7].
Кроме влияния на когнитивную сферу, дистантное обучение также влияет на психоэмоциональную сферу учащихся. Ключевое отличие дистанционного образования от традиционного заключается в том, что в нем используется инновационные компьютерные технологии, которые в свою очередь не могут не оказывать влияние на психоэмоциональное состояние студентов.
Психоэмоциональные состояния – это особая форма психических состояний человека с преобладанием эмоционального реагирования по типу доминанты. Другими словами, это эмоциональное реагирование человека на какое-то действие, ситуацию или реакцию человека.
Целью нашей статьи является теоретический анализ специфики психоэмоциональных состояний студентов при дистантной форме обучения.
Актуальность этой темы основана на том, что эмоции определяют качество жизни любого человека, в том числе и студента [11]. Люди проявляют свои эмоции на работе, при общении с друзьями, с родственниками и близкими людьми – т.е. во всем, что им дорого и о чем они искренне заботимся.
Эмоциональное состояние относится как к наиболее важным в отношении жизни человека. Это могут быть переживание, аффективные состояния или эмоциональные порывы.
Все эмоции человека можно различать и классифицировать по качеству переживания. Американский психолог К.Изард выделил десять качественно различных «фундаментальных» эмоций: интерес — возбуждение, радость, удивление, горе — страдание, гнев — ярость, отвращение — омерзение, презрение — пренебрежение, страх — ужас, стыд — застенчивость, вина — раскаяние. Первые три он относит к положительным, остальные семь — к отрицательным.
Таким образом, у человека могут проявляться: положительные, негативные психоэмоциональные состояния. Все содержания эмоциональной сферы человека, какими бы разными они не казались, неотделимы от личности. В личности проявляется связь с потребностями, мотивами, где отражается состояния, процесс и результат удовлетворения. По отношению к личности все эмоциональные проявления возникают в трех основных видах:
- Как острые эмоциональные реакции на внезапные обстоятельства (гнев, радость, тоска, страх).
- Как эмоциональные состояния с изменениями нервно-психического тонуса (состояние эйфории и депрессии, страха и тревоги, гнева и тоски, и другие состояния).
- Как выраженная избирательность эмоциональных отношений, положительных или отрицательных к тому, или иному субъекту (чувства любви, привязанности, страсти, вражды, неприязни, ненависти и другие).
В проявлении к личности переживаемые эмоции могут быть показаны в телесных переживаниях. В ходе сравнения психоэмоциональных состояний и переживаний человека в зарубежных и отечественных психологических исследований было обнаружено особое влияние негативных психоэмоциональных состояний [1].
Начнем с того, что все перечисленные характеристики дистанционной формы обучения, влияют на студентов, их уровень качества жизни и психоэмоциональные состояния.
Характерный для дистантного обучения ряд особенностей влияет на психоэмоциональное состояние. Например, отсутствие очного общения между обучающимися и преподавателем, это означает, что все моменты, связанные с индивидуальным подходом и воспитанием, исключаются. Это скорее отрицательный фактор для обучения, поскольку рядом с обучающимся не оказывается человека, который мог бы эмоционально окрасить знания.
Для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося. Это требует от студента значительного самоконтроля, в том числе и умения контролировать свои эмоциональные состояния. Большинство авторов отмечают в качестве эмоциональных достоинств следующие характеристики дистантного обучения: низкое эмоциональное напряжение при обучении, минимальные стрессовые ситуации при проверке знаний, безприциндентность при взаимодействии с педагогами, отсутствие эффекта ореола.
При обучении у студентов могут возникать положительные и негативные психоэмоциональные состояния. Мы выделили у студентов, как и у любого человека, следующие негативные психоэмоциональные состояния: страх, боль, неуверенность, ревность, раздражение, недовольство, обида. В ходе проведения наблюдений за студентами в учебной деятельности мы наблюдали все данные проявления этих эмоций. Негативные состояния отражались в эмоциональном реагировании [12].
Другие авторы также выделяют различные факторы, вызывающие отрицательные эмоции у студентов в процессе обучения.
Т.Н. Березина выделяет три источника отрицательных эмоций в образовательной среде. «Первый из них специфичен именно для образовательной среды – это многочисленные страхи, тревоги, связанные с учебой, а как же страхи перед санкциями за плохую учебу, ярким примером отрицательной эмоции этого плана будет экзаменационная тревожность. Второй – это переживания неудачи, отрицательные эмоции, вызванные фрустрацией из –за невозможности достижения цели. Этот источник менее специфичен, поскольку фрустрация у подростка не всегда связана с образовательным процессом. Примером такого рода отрицательной эмоции могут быть переживания по поводу неудовлетворительной отметки, стыда за то, что не можешь подтянуться нужное количество раз на турнике, то, что позоришь родителей и т.п. Третий источник отрицательных эмоций – взаимоотношения подростков, их отношения между собой и со взрослыми. Здесь отрицательные эмоции связаны с отвержением подростка или юноши, отказом ему в отношениях дружбы или любви» [4, с.20]. Некоторые из этих эмоциональных переживаний являются общечеловеческими, например, отвержение в отношениях, они возникают не только у студентов и не только в учебном заведении [10]. Другие – характерны именно для образовательной среды. Это экзаменационный стресс, переживания из-за отрицательных эмоций. Многие авторы отмечают опасность таких отрицательных эмоций и их влияние на здоровье учащихся [5]. «В нашем случае, экзаменационный стресс и регистрируемая нами экзаменационная тревожность могут оказаться подлинными отрицательными эмоциями, опасность которых в том, что они ведут к появления в будущем психосоматических проблем. Поэтому, даже если отличники, могут компенсировать когнитивный компонент своей тревожности высокими способностями и получить желаемую отметку на экзамене, все равно экзаменационный стресс может привести к неприятным последствиям для их здоровья в будущем. Особенно это опасно в тех случаях, когда отметка на выпускном экзамене не совпадет с ожидаемой, то есть, положительные эмоции от пятерки не смогут компенсировать действие экзаменационного стресса, у ребенка будет подлинная отрицательная эмоция вдвойне, что может быть опасным в аспекте вызывания психосоматических реакций» [13, с. 125].
При дистантном обучении многие отрицательные эмоции оказывается вне учебного процесса, поскольку живое общение «преподаватель – студент» и «студент- студент» сведено к минимуму. Мы полагаем, что когда экзамены проходят в виде онлайн тестирования студенты переживают значительно меньший экзаменационный стресс, и у них будет меньше угроза для здоровья из-за возможных психосоматических проблем.
Но существуют также положительные эмоции в составе психоэмоциональных состояний студентов. Как показали исследования, у студентов при традиционной форме обучения можно выделить три основных источника положительных эмоций. «Чаще всего, подлинная радость связана с научным, художественным или социальным творчеством студента («занимался самосовершенствованием», «сочинил песню», «пришла в голову новая идея», «слушал музыку»). /…/ Другой источник подлинной радости связан с достижениями студента, его успехами, признанием его результатов другими людьми («мне предложили опубликовать мою статью», «представлял, как я получил престижную премию»). Подлинная радость от достижения может снять негативные переживания от пути к нему. Например, пятерка, полученная на экзамене, может компенсировать экзаменационную тревожность. /…/ И третий источник – социальные взаимоотношения людей, отношения любви, дружбы, подлинная радость часто встречалась в ситуациях отношений («позвонил друг», «подошел интересный мне молодой человек»)» [3 с.900].
Как мы полагаем, все эти источники положительных эмоций сохраняются и при дистантной форме обучения. Это связано с тем, что при дистанотой форме обучения основной упор делается на активацию творческих способностей человека [8], поэтому он буддет переживать весь спектр положительных эмоций, связанный с креативной деятельностью. Также при дистантной форме обучения сохраняется возможность всех достижений для студента, он получает положительные отметки, по итогам учебы может получить направление в магистратуру или аспирантуру, авторам лучших дипломов предлагается написать научную статью и т.д. Единственное, в чем студенты дистантной формы обучения получают меньше положительных эмоций, так это в сфере отношений, но как отмечала М.И.Розенова, — это общечеловеческие эмоции, с обучением не связанные [10], и наши студенты могут получить такие эмоции от отношений с людьми вне стен ВУЗа.
Таким образом, различная система образования имеет свои особенности положительные и отрицательные качества. Вы нашей статье были рассмотрены и выделены основные качества дистанционной и традиционной системы обучения. Дистанционная система обучения обладает следующими особенностями: обучением в индивидуальном темпе; свободой и гибкостью управления временем, доступностью для всех, социальным равноправием, творчеством, низким эмоциональном напряжением, минимальными стрессовыми ситуациями, безприциндентность. У традиционной системы образования выделены другие особенности: живое общение студентов и преподавателей, но при этом сильное стрессовое напряжение на контрольных, экзаменах и семинарах; также присутствует творчество; очень выражена методологическая и мировоззренческая направленность; развивает мотивацию учения; для нее характерен правильный выбор и применение преподавателем разнообразных источников приобретения знаний учащимися; гибкость используемых методик.
Библиография
Другие публикации этого автора |
. | Березина Т.Н. Взаимосвязь базовых запахов и базовых эмоций Вопросы психологии. 2012. № 4. С. 106-116. |
. | Березина Т.Н. Воспитание добра как психологопедагогическая проблема высшей школы. //Alma mater (Вестник высшей школы). 2013. № 2. С. 62-66. |
. | Березина Т.Н. Об эмоциональной безопасности образовательной среды. // Психология и психотехника. 2013. № 9. С. 897-902. |
. | Березина Т.Н.Эмоциональная безопасность образовательной среды и подлинные эмоции. // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2013. № 3. С. 16-22. |
. | Березина Т.Н. Вероятностная модель продолжительности жизни. // Психология и психотехника. 2013. № 4. С. 390-400. |
. | Березина Т.Н. Понимание как связь слова и образа (в аспекте психических образов высших порядков) //Психология и психотехника. 2013. № 6. С. 546-555. |
. | Делия В., «Профессионализация в условиях современной системы инновационного образования», М.: ИСЭПиМ, 2011г., 90c. ISBN 978-5-904147-21-1; |
. | Карпенко М.П., Чмыхова Е.В., Шляхта Н.Ф. Образовательная среда и интеллектуальный потенциал образования // Инновации в образовании. 2005.№4, 53с. |
. | Качество высшего образования/ Под ред. М.П.Карпенко. М.: Изд-во СГУ, 2012 г.,291с., ISBN 978-5-8323-0824-1 |
. | Розенова М.И. Семантика восприятия современной молодежью базовых отношений личности: психологические парадоксы. // Психология и психотехника. 2013. № 6. с. 536 – 545. |
. | Рубцов В.В., Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды как условие психосоциального благополучия школьника. //Безопасность образовательной среды: Сборник статей / Ответственный редактор и составитель Г.М. Коджаспирова. – М., Экон-Информ, 2008. |
. | Соколов Г.А. Коррекция психоэмоциональных состояний студентов при дистанционной форме обучения//Седьмая Московская научно-практическая конференция «Студенческая наука»:Сборник статей – в печати, 2012. |
. | Стрижиус Е.И. Влияние тревожности на результаты выпускных экзаменов (ГИА/ЕГЭ) у старшеклассников с различным уровнем успеваемости. // NB: Педагогика и просвещение. — 2013.-№ 1. |
. | О.А. Скоркин Здоровье школы // Педагогика и просвещение. — 2012. — 2. — C. 53 — 62. |
. | О.Е. Баксанский Руководство процессом познания: Knowledge Management // Философия и культура. — 2013. — 3. — C. 366 — 381. DOI: 10.7256/1999-2793.2013.03.10. |
. | М. И. Бочаров Анализ современного состояния системы обучения информационной безопасности в непрерывном образовании // Национальная безопасность / nota bene. — 2012. — 1. — C. 120 — 132. |
References (transliterated)
. | Berezina T.N. Vzaimosvyaz’ bazovykh zapakhov i bazovykh emotsii Voprosy psikhologii. 2012. № 4. S. 106-116. |
. | Berezina T.N. Vospitanie dobra kak psikhologopedagogicheskaya problema vysshei shkoly. //Alma mater (Vestnik vysshei shkoly). 2013. № 2. S. 62-66. |
. | Berezina T.N. Ob emotsional’noi bezopasnosti obrazovatel’noi sredy. // Psikhologiya i psikhotekhnika. 2013. № 9. S. 897-902. |
. | Berezina T.N.Emotsional’naya bezopasnost’ obrazovatel’noi sredy i podlinnye emotsii. // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Psikhologicheskie nauki. 2013. № 3. S. 16-22. |
. | Berezina T.N. Veroyatnostnaya model’ prodolzhitel’nosti zhizni. // Psikhologiya i psikhotekhnika. 2013. № 4. S. 390-400. |
. | Berezina T.N. Ponimanie kak svyaz’ slova i obraza (v aspekte psikhicheskikh obrazov vysshikh poryadkov) //Psikhologiya i psikhotekhnika. 2013. № 6. S. 546-555. |
. | Deliya V., «Professionalizatsiya v usloviyakh sovremennoi sistemy innovatsionnogo obrazovaniya», M.: ISEPiM, 2011g., 90c. ISBN 978-5-904147-21-1; |
. | Karpenko M.P., Chmykhova E.V., Shlyakhta N.F. Obrazovatel’naya sreda i intellektual’nyi potentsial obrazovaniya // Innovatsii v obrazovanii. 2005.№4, 53s. |
. | Kachestvo vysshego obrazovaniya/ Pod red. M.P.Karpenko. M.: Izd-vo SGU, 2012 g.,291s., ISBN 978-5-8323-0824-1 |
. | Rozenova M.I. Semantika vospriyatiya sovremennoi molodezh’yu bazovykh otnoshenii lichnosti: psikhologicheskie paradoksy. // Psikhologiya i psikhotekhnika. 2013. № 6. s. 536 – 545. |
. | Rubtsov V.V., Baeva I.A. Psikhologicheskaya bezopasnost’ obrazovatel’noi sredy kak uslovie psikhosotsial’nogo blagopoluchiya shkol’nika. //Bezopasnost’ obrazovatel’noi sredy: Sbornik statei / Otvetstvennyi redaktor i sostavitel’ G.M. Kodzhaspirova. – M., Ekon-Inform, 2008. |
. | Sokolov G.A. Korrektsiya psikhoemotsional’nykh sostoyanii studentov pri distantsionnoi forme obucheniya//Sed’maya Moskovskaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya «Studencheskaya nauka»:Sbornik statei – v pechati, 2012. |
. | Strizhius E.I. Vliyanie trevozhnosti na rezul’taty vypusknykh ekzamenov (GIA/EGE) u starsheklassnikov s razlichnym urovnem uspevaemosti. // NB: Pedagogika i prosveshchenie. — 2013.-№ 1. |
. | O.A. Skorkin Zdorov’e shkoly // Pedagogika i prosveshchenie. — 2012. — 2. — C. 53 — 62. |
. | O.E. Baksanskii Rukovodstvo protsessom poznaniya: Knowledge Management // Filosofiya i kul’tura. — 2013. — 3. — C. 366 — 381. DOI: 10.7256/1999-2793.2013.03.10. |
. | M. I. Bocharov Analiz sovremennogo sostoyaniya sistemy obucheniya informatsionnoi bezopasnosti v nepreryvnom obrazovanii // Natsional’naya bezopasnost’ / nota bene. — 2012. — 1. — C. 120 — 132. |
Ссылка на эту статью
Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи
Tweet
Уровни психологического состояния
При анализе психологического состояния индивида учитываются различные уровни психологического состояния. В настоящий момент специалисты выделяют несколько параметров, ложащихся в основу этой характеристики:
- Социально-психологический, при определении которого учитываются показатели личности, деятельности, межличностных отношений.
- Психологический, от которого непосредственно зависит формирование психологических функций и изменение настроения.
- Психофизиологический, от которого зависят вегетативные реакции организма, возможные изменения, происходящие в сенсорике и психомоторике.
- Физиологический, показывающий нейрофизиологические характеристики, сдвиги физиологических функций, морфологические и биохимические изменения в организме.
При изучении влияния уровней психологического состояния базовой характеристикой берется состояние индивида в хорошем настроении, в момент, когда он полностью удовлетворен исполнением своих физиологических и моральных потребностей. При рассмотрении ситуации в каждом конкретном случае требуется обязательно учитывать параметры «изменчивость-постоянство» и «долговременность-ситуативность». Такой анализ позволяет определять уровни и параметры психологического состояния при сопоставлении устойчивых черт личности и характера и психических процессов. Оценивается готовность кратковременного параметра переходить в стадию стабильного показателя.
В случае выявления долговременного нарушения уровней на любом этапе может быть рекомендовано обращение к психотерапевту для корректировки восприятия окружающей действительности и выявления возможного наличия психологических заболеваний.
Признаки эмоционального напряжения
Понятие эмоционального стресса впервые ввёл физиолог Ганс Селье в 1936 г. Под этим он подразумевал несвойственную специфическую организму реакцию в ответ на какое-либо неблагоприятное воздействие как способ адаптации к изменившимся условиям. Из-за влияния раздражителей (стрессоров) адаптационные механизмы организма пребывают в напряжении. Сам процесс адаптации имеет три основных этапа развития – тревога, резистентность и истощение.
Признаками эмоционального напряжения будут появляться у разных людей в разной степени выраженности
- Повышенная раздражительность
- Слезливость
- Учащение пульса
- Изменение частоты дыхания
- Потеря контроля над своими реакциями и поведение
- Тревожность
- Нарушения памяти и способности к концентрации
- Резкие скачки артериального давления
- Чувство страха, ощущение отчаяния
- Слабость
- Повышенная потливость
- Напряжение (зажимы) мышц
- Чувство нехватки воздух
- Постоянное чувство усталости
- Головная и мышечная боль
- Повышение или же, наоборот, снижение температуры тела
- Изменения в режиме сна — сонливость или бессонница
- Изменения аппетита
- Деперсонализация — чувство, что находишься вне тела
Факторы психологических состояний
Ведущим фактором психологического состояния человека в первую очередь становится состояние его здоровья. Параметры определяются при учете уровня стрессогенной среды на повседневную жизнедеятельность.
Кроме здоровья к таким факторам относится удовлетворение личной жизнью, межличностными отношениями, финансовым положением и иными моментами, показывающими степень удовлетворенности окружающей действительностью.
Сочетание нескольких отрицательных факторов или длительное негативное влияние одного из них приводит к ухудшению психологического состояния. В случае, когда такое восприятие происходящего длится продолжительный период или является избыточно волнующим, рекомендуется обращение к специалисту.
В ходе индивидуальных или групповых сеансов психотерапии, психотренингов психологи и, при необходимости, психиатры, формируют готовность к преодолению уровня влияния неблагоприятных состояний, оказывают помощь в активации необходимых волевых качеств, позволяющих преодолевать сложные периоды и устранять проблемы с минимальными психологическими нарушениями состояния. Формируется:
- фокус контроля;
- адекватная высокая самооценка;
- психологическая активность;
- доминирование позитивных эмоций без ажитации.
Люди, отличающиеся высокой силой нервной системы, легче переносят неизбежные жизненные трудности, чем лица со слабой волей.
Что такое состояние эмоционального стресса и как это влияет на ваше здоровье?
Когда вы находитесь в состоянии постоянного эмоционального накала — это может быть особенно болезненным и сложным, и может нести более тяжелые последствия, чем другие формы стресса. Отчасти причина заключается в том, что обычные меры борьбы со стрессом, например тщательные размышления о причинах, приведших к неконтролируемой эмоциональной реакции могут только усугубить ситуацию, тогда как при «обычном» состоянии стресса это может отлично сработать. Лучше всего для преодоления такого периода подходит профессиональный психолог. Но в этой статье поговорим также и о том, что вы можете сделать самостоятельно для работы с последствиями и профилактикой.
Важно Стресс оставляет тяжелый отпечаток на нашей повседневной жизни и создает сильные эмоциональные реакции, потому что наши отношения с другими (которые могут являться триггером состояния эмоционального стресса) напрямую влияют на нашу жизнь — к лучшему или к худшему. Здоровые отношения это не только радость в хорошие времена, но и ресурсы помощь во времена нужды, дополнительная устойчивость во времена тревоги, и даже долголетие и хорошее здоровье в старости.
Однако конфликтные отношения и «недруги» ухудшают напряжение и даже могут привести к тяжелым физическим последствиям. Однако отношения — не единственный фактор стресса. Финансовые кризисы, неприятная рабочая обстановка, состояние здоровья или множество других стрессоров могут вызвать такой психологический удар, который иногда бросает нас к нездоровому поведению, чтобы преодолеть потрясение и как то справиться с последствиями, особенно когда всё кажется безнадежным.
Возможно, одним из наиболее сложных аспектов преодоления стресса является ощущение неспособности контролировать происходящее. Чувство потери контроля — одно из самых тяжелых и трудно-принимаемых человеком, и само по себе является источником сильнейшего стресса. Но, если нам трудно или невозможно изменить/устранить причину стресса, мы всегда можем работать над своим отношением и реакцией на нее, и получить при необходимости помощь на этом пути.
Вот некоторые стратегии, которые вы можете применить чтобы помочь себе а преодолении негативных последствий.
Характеристика психологического состояния
Используется для оценки психической деятельности конкретного индивида. Она обычно рассматривается за определенный период времени. Предпочтение отдается длительной продолжительности проводимого исследования, занимающего минимум несколько дней.
На результаты краткосрочного анализа слишком значительное влияние способны оказывать временные факторы. Включая мелкие неприятности, просто плохое самочувствие, неуверенность от выполнения нового направления деятельности. Пролонгированное наблюдение позволяет оценивать склонность индивида к радости или грусти, апатии и активности. В этой ситуации проще учитывать обязательное сочетание индивидуальных особенностей человека и факторов среды, которая его окружает. Точное определение возможно только при адекватном сопоставлении указанных факторов.
После тщательного анализа определяют довлеющие характеристики психологического состояния. Учитываются изменения, захватывающие психологические, эмоциональные и физические параметры. Длительный период проведения наблюдений позволяет определить основные характеристики, свойственные конкретному индивиду. Например, преобладание склонности к доминированию и интенсивности положительных и отрицательных эмоций, печали или радости.
За счет этого может быть сформирован психотип конкретного персонажа. Это может использоваться при наличии или подозрении на присутствии определенных психологических заболеваний в разработке курса терапии. Также психотип может учитываться при определении соответствия к той или мной профессиональной деятельности, соответствия характера требованиям, предъявляемым к занимаемой должности. Это особенно важно ля военнослужащих, педагогов, медиков, сотрудников социальных служб.