Динамика и факторы развития интеллектуальных способностей

Развитие ума и интеллекта – задача весьма непростая, но крайне необходимая в жизни каждому человеку. О том, почему это так, мы говорили в статье «Развитие интеллекта. Что делать, чтобы стать умнее». Также в этой статье мы рассказывали, как нужно развивать интеллект, однако некоторые особенности мы, конечно же, не рассмотрели.

Одной из таковых, на наш взгляд, являются механизмы психики, соответствующие общепринятому пониманию интеллекта. Поэтому в настоящей статье мы хотим поговорить об интеллекте не с позиции внешних показателей интеллектуальности, а исходя из определенных функциональных механизмов.

Интеллект: определение и понимание

В первую очередь нам нужно формализовать определение интеллекта. Для этого нужно установить рамки применения этого понятия, которые не позволят размыть его смысл. Самой общей границей можно назвать необходимость осознания объекта интеллектуальных усилий, которые возможны лишь при творческой активности, причем она должна быть осознанной.

Творческую активность здесь нужно понимать как применение творческого мышления для поиска решений проблем, разработки новых вариантов действий и т.д. Говоря проще, это самое прямое проявление навыков адаптивности ко всему новому.

Важно заметить, что разбираться в интеллектуальных механизмах абсолютно бессмысленно, если не брать в расчет функциональность сознания, а также то, что вне сознания совершенно невозможна никакая выработка новых адаптивных навыков. Без этого глупо рассчитывать на появление жизненного опыта, который соответствует постоянно меняющимся условиям действительности.

Это приводит нас ко второму условию применения понятия интеллекта: интеллект является проявлением осознанной деятельности, и это проявление заметно отличается от устоявшихся поведенческих паттернов и стереотипов. Многие люди, обладающие богатейшим жизненным опытом, зачастую прибегают лишь к прошлым действиям своего интеллекта, при этом не демонстрируя того, что соответствовало бы настоящему. Именно поэтому интеллект тесно взаимосвязан не со способностью к решению задач (это под силу даже компьютеру), а со способностью творчески подходить к поиску новых решений.

Давайте же попробуем понять феномен интеллекта хотя бы в самом общем смысле. Когда человек рождается, интеллекта у него нет, из чего следует, что интеллект приобретается посредством личного опыта, формируется под влиянием окружающей среды на всех этапах развития человека.

Показатели интеллекта впоследствии поддаются оценке с помощью огромного количества IQ-тестов и анализа адекватности поведения человека. Поведенческая адекватность выражается в соответствии получаемого желаемому – если в результате своих действий человек получает неожиданный результат, вероятнее всего, его поведение не совсем адекватно ситуации (к примеру, если из 100 попыток сделать что-либо, в 70 случаях вы достигаете желаемого, значит, ваш интеллект эффективен на 70% в области совершаемых действий).

Также интеллект нельзя считать чем-то сугубо абстрактным – способностью решать математические задачи или головоломки и т.п. Интеллект можно назвать эффективностью абсолютно любых реакций, ведь он всегда подразумевает применение субъективной модели действий в соответствующих обстоятельствах (например, композитор может блистать интеллектом в музыке, но при этом оставаться полным профаном в других областях).

Чтобы описать механизмы работы психики, разбирать по полочкам суть интеллекта совсем не обязательно. Это философский термин, который появился еще до того, как механизмы адаптивности начали исследоваться наукой. Однако понятие интеллекта оказывается одним из самых востребованных, в частности, в области сопоставления эффективности адаптивных навыков людей в разных сферах их применения.

Как правило, уровень данной эффективности (относительно использования творческих навыков в социальной жизни) оценивается тестами на IQ, которые позволяют быстро и достаточно достоверно проанализировать индивидуальный потенциал каждого человека. Но эти тесты не очень подходят, когда нужно проверить активно действующий интеллект, т.к. они жестко ограничены по времени, что не позволяет применить реальный творческий подход к поиску решений.

Тестами можно проверить уже имеющиеся навыки решения задач в знакомых условиях, а не установить эффективность творческого подхода при поиске таких решений (для этого нередко требуется развивать разные промежуточные навыки). В дополнение к этому тесты на IQ пригодны в случае с небольшим количеством задач, а более обширные области они уже не затрагивают.

Каждый человек имеет механизмы осознания для подстройки под новые условия и выработки новых вариантов действий, формирующих поведенческие навыки, исходя из личного опыта. Так что в ситуациях, важных для человека, но не имеющих никакого отношения к другим людям, проявление интеллекта этого человека может окружающими вообще никак не восприниматься.

Исходя из рассмотренных нами условий применимости понятия «интеллект», под ним нужно понимать механизмы, которые обеспечивают осознание человека в совершенно новых и значимых ситуациях и творческий поиск соответствующих им новых вариантов поведения. Сюда же можно отнести проверку этих вариантов на эффективность в реальных условиях, оценку результата и формирование новых поведенческих паттернов.

Выработка новых вариантов поведения происходит при помощи навыков (автоматизмов) творческого поиска, способных развиваться и в новых условиях, постепенно дополняясь «свежими» составляющими. Продукт же интеллектуальной деятельности выражается здесь в новых поведенческих автоматизмах в новых обстоятельствах, за счет чего становится более широким и жизненный опыт реагирования.

Если не брать в расчет время, на протяжении которого проявляется интеллект в процессе формирования навыков, интеллектуальный потенциал будет выражаться в творческом потенциале адаптивности человека к новым условиям относительно конкретной формы деятельности.

По этой причине сравнивать интеллектуальный потенциал разных людей нецелесообразно. Делать это можно лишь в случае, если он применяется в схожих областях. Так, можно быть интеллектуалом в литературе, науке, механике, решении жизненных проблем, кулинарии, политике, бизнесе и т.д. Но сопоставлять интеллектуальные навыки и интеллектуальный потенциал разных областей нельзя.

Помимо прочего, проявление интеллекта может выражаться в приобретаемом человеком жизненном опыте, а эффективностью в этом случае будет являться степень соответствия опыта реальности (т.е. насколько действия соответствуют желаемому результату).

Как мы уже говорили, интеллекты в разных областях применения жизненного опыта нельзя сопоставлять по показателям эффективности. Однако никогда нельзя упускать из внимания тот факт, что интеллект, вне зависимости от того, с какой областью приложения жизненного опыта приходится иметь дело человеку, поддается развитию.

Личностные качества родителей

У детей с высоким уровнем интеллектуального и творческого развития родители обычно имеют положительное отношение к жизни, любят свою работу.

Родители детей с высоким уровнем развития интеллекта энергичны и динамичны, предпочитают культурное времяпрепровождение, отличаются независимостью во мнении, нонконформизмом, свободой в принятии решений.

Если родители сами отличаются высоким уровнем развития творческих и интеллектуальных способностей, если они дают ребёнку возможность для развития, поддерживают его и уважают, то это оказывает благотворное влияние и помогает ребёнку максимально реализовать свой потенциал.

Будьте примером для своего ребёнка!

Развитие интеллекта

Говоря о развитии интеллекта, в первую очередь нужно сказать о том, что люди, задумывающиеся на эту тему, поступают не совсем правильно, т.к. не спрашивают себя конкретно, какой именно интеллект, т.е. какие именно творческие навыки следует развивать. И это упущение нередко становится для людей камнем преткновения, преградой на пути.

Нужно понимать, что навыки понимания и восприятия вполне могут развиваться независимо от навыков эффективного выполнения каких-либо действий. Это наглядно показывают самые разные духовные практики. Благодаря им некоторые люди, например, воспринимают и осознают то, чего в материальном мире не существует. Их уверенность в восприятии этого нечто крайне высока, но при этом им не требуется подкреплять ее практическим анализом на соответствие действительности.

Не углубляясь в подробности еще больше, можно просто сказать, что развивать человек должен лишь то, что послужит формированию необходимых с практической точки зрения навыков. Человек начинает осваивать новые элементы поведенческих реакций, и в результате активизируется часть интеллектуального потенциала (навыки поиска новых решений), которая взаимосвязана с конкретной областью деятельности и конкретными условиями.

А когда человек пытается развивать что-то на будущее, он уже начинает заниматься самосовершенствованием, веря в то, что развиваемое им ему обязательно пригодится. Далее мы не будем продолжать вести речь на тему развития интеллекта (еще раз советуем почитать нашу статью «Развитие мышления. Что делать, чтобы стать умнее»), а коснемся другого не менее важного вопроса.

Влияние школы

В школе больше всего ценят послушание. Часто это выступает ограничением для творческих детей. Множество ограничений, правил и шаблонов душат их природную оригинальность.

Ещё в двадцатом веке итальянка Мария Монтессори предложила систему образования, в которой каждый ребёнок занимается в своём собственном ритме, то есть индивидуально. Это привело к положительным результатам. Но поскольку свобода и самостоятельность не допускается обществом, метод Марии Монтессори не используется.

5

Деградация интеллекта

Пожалуй, вы и сами прекрасно понимаете, что все, что не используется, со временем приходит в негодность, и интеллекта это касается тоже (кстати, рекомендуем также почитать статью «Сохранение ясного ума и интеллекта в пожилом возрасте»). Это можно назвать одной из простейших форм адаптации организма, исходя из особенностей окружающей среды и необходимости выполнять действия.

Все психические навыки, точно так же, как метаболизм, иммунитет и физическое состояние человека, соответствуют принципу адаптивности. Чтобы поддерживать их тонус, ими необходимо пользоваться. Вспомните, как после пары недель постельного режима во время болезни вам было как-то «не по себе» ходить и заниматься привычными делами. Аналогично этому, если не востребованы интеллектуальные навыки, они начинают угасать, понемногу забываться и т.д.

Говоря с научной точки зрения, если мозг на протяжении долгого периода времени бездействует, начинают отмирать целые нейронные структуры, состоящие из синоптических контактов, ветвлений тел нейронов, самих нейронов, дендритов и аксонов. Так что развитие интеллектуальных навыков требует, чтобы интеллект выполнял конкретные задачи, причем они должны быть важны и значимы для человека.

Что же касается пассивности интеллекта (и в особенности современного человека), то сегодня можно назвать реальные факторы, служащие причиной интеллектуальной деградации:

1

Первый фактор

В настоящее время можно найти огромное количество формализованной информации на тему самой разной деятельности. Это инструкции, руководства, пособия, рекомендации и советы, переходящие из уст в уста. Это приводит к тому, что любые потуги выработать свои собственные навыки в интересующей области во многих случаях лишь вредят человеку и отнимают у него время. Творческие инициативы работников во многих организациях, к сожалению, сегодня пресекаются на корню. От человека требуют всего лишь освоить эффективную методику и просто следовать регламенту.

Не будем спорить, есть и немало сфер деятельности, где без интеллекта не обойтись, где он востребован, где только с его помощью можно творить и создавать. Однако потребность в людях, бездумно выполняющих то, что сказано, в разы превышает потребность в творческих, креативных и инициативных высокоинтеллектуальных людях. Последнее, в свою очередь, и приводит к тому, что интеллектуальный потенциал таких людей простаивает без дела и увядает за ненадобностью.

Все чаще появляются специалисты с узкой специализацией, которым нужно лишь поддерживать имеющийся уровень интеллекта. Именно таких людей можно назвать «автоматами», «винтиками» в самых разных системах. Тех же, кто продолжает развивать свой интеллект по собственной инициативе и растягивает этот процесс на годы, несоизмеримо меньше.

Творчество, о котором мы уже не единожды упоминали, существенно отличается от всего, что создается по схемам, шаблонам и инструкциям. Продукт любого творчества – это самобытность и уникальность. Ценность творчества как раз-таки и состоит в возможности создавать новое, необычное, но все так же актуальное, а это можно смело назвать символами применения высокого интеллекта.

2

Второй фактор

Условия жизни сегодня все больше поддаются стандартизации, что проявляется в обобщающихся культурных представлениях. Уровень творческой самобытности идет на спад. Из-за избытка самых разных форм, обеспечивающих комфортную жизнь, люди перестают совершать ошибки, которые заставляют задуматься. Иногда даже отмечаются некие психические отклонения, не особо ярко проявляющиеся в социальной жизни. Но последствия у всего этого отнюдь неутешительные.

Для многих людей становится кредо бездельничать и жить за счет других людей. Качество культуры стремительно снижается. Из-за общепринятых норм и даже некоторых законов люди привыкают жить без интеллекта, но при любых других обстоятельствах это могло бы стоить им жизни. И это еще одна причина деградации интеллекта людей.

Но люди, которые поощряют такой социальный уклад, сами стремятся к сохранению и развитию своего интеллектуального потенциала. В противном случае общество оказалось бы перед угрозой разрушения. Это указывает на то, что, в общем и целом, не стоит говорить, что интеллектуальные возможности общества снижаются. Но все же соотношение высокоинтеллектуальных и низкоинтеллектуальных людей смещается в сторону последних.

Несмотря на это, есть смысл говорить и об ослаблении данной тенденции в любой области, и именно благодаря такому положению вещей поддерживается определенная стабильность. Но достигается эта стабильность порой за счет социальных конфликтов, многие из которых возникают как раз из-за людей с низким интеллектом, но при этом ведущих себя на равных с остальными, а иногда даже считающих себя умнее и важнее других.

Отдельного внимания заслуживает тот факт, что в крупных городах два изложенных выше фактора деградации интеллекта имеют большее значение, нежели в городах провинциальных. Поэтому в «более развитых» местах отмечается особое состояние психики их жителей и повышенный уровень интеллектуальной деградации. И это при том, что именно там находится наибольшее число интеллектуально развитых людей, систематически занимающихся развитием своего мышления (советуем также почитать статью «Проблемы высокого IQ»).

Надеемся, что представленная информация, пусть и не в полной мере, но все же помогла вам приблизиться к пониманию интеллекта и его механизмов, и на ее основе вы сможете сделать для себя определенные выводы: стоит ли развивать интеллект, что влияет на его развитие и т.д. Но в заключение нашей статьи мы хотели бы немного поговорить еще на одну тему – тему гениальности.

Личностные качества ребёнка

Многое зависит от характера и темперамента. Например, флегматикам будет достаточно сложно проявить себя в школе. Их могут начать считать малоспособными только ввиду их темперамента.

Можно условно разделить детей на вдумчивых и импульсивных. Первые могут углубиться в задание и работать с ним столько, сколько им нужно, несмотря на сложность. Вторые же нацелены на быстрый результат, поэтому зачастую дают тот ответ, который первым пришёл в голову. Это затрудняет процесс обучения.

Также вдумчивые дети избегают участия в жизни коллектива (класса) и стараются не попадать в незнакомые социальные ситуации. Импульсивные же легко входят в коллектив и не боятся рисковать.

6

Гениальность

В некоторых случаях, когда человек проявляет высокую интеллектуальную активность в творческой деятельности, ей может сопутствовать то, что на основе определенных признаков воспринимают как гениальность.

Если понимать смысл механизмов, составляющих основу психики и обуславливающих интеллектуальный потенциал, а также суть самого этого потенциала, можно говорить об экстремальном состоянии интеллектуального творчества, т.е. о гениальности. Как правило, гениальностью является степень интеллектуального потенциала, способствующая созданию неординарных и особо выдающихся творческих результатов.

Состояние гениальности отличается своими характеристиками психической, а также физиологической организации. И эти характеристики таковы, что без кропотливой и вполне серьезной работы никаких гениальных идей и результатов ожидать просто не стоит. Среди данных характеристик можно выделить:

  • Необходимый уровень энергетики и энергии, зависящий, помимо прочего, от особенностей движения крови по сосудам, метаболизма и вентиляции легких. Если они не будут соответствовать определенным параметрам, у организма человека не будет возможности полностью раскрыть творческие навыки.
  • Независимо от уровня энергетики и энергии, у человека обязательно должна быть мотивирующая сила – что-то, что будет постоянно подталкивать его к действиям и заставлять придерживаться выбранного направления. Иначе человек не станет даже пальцем шевелить, ведь у него не будет никакой цели.

Если две этих характеристики присутствуют, а их сочетание оказывается подходящим, появляется неудовлетворенность человека текущим положением дел, требующим для своего изменения совершения осознанных волевых усилий. И когда понимание конкретной ситуации накапливается и достигает критической отметки, происходит то самое озарение, называемое гениальным. Если же человек будет лежать на диване и смотреть в потолок, ни на какие откровения ему лучше не рассчитывать.

Что же такое гениальность? В первую очередь, это постоянное пребывание в процессе осмысливания какой-либо творческой идеи, непрекращающаяся и преобладающая над всем остальным мозговая активность. Она не останавливается, даже когда человек спит, ведь она имеет для него такое большое значение, что получает подпитку из большинства существующих областей восприятия.

Эта активность не появляется сама по себе и из ниоткуда. Это следствие кропотливого изучения и обдумывания определенной проблемы или ситуации, играющей в жизни человека важнейшую, чуть ли ни главную роль (одной из таких ситуаций может быть состояние влюбленности, когда невозможно думать ни о чем другом).

Из этого следует вывод: чтобы делать поистине гениальные вещи, вовсе не обязательно быть гением от природы, наследовать какие-то генетические черты от предков. Состояния гениальности можно достичь искусственно, «заболев» чем-то окончательно и бесповоротно. Эта «болезнь» активизирует максимум интеллектуального потенциала, тем самым и приведя к состоянию творческой гениальности.

Мы глубоко убеждены, что развивать мышление и интеллект должен каждый человек. На это не должно влиять ни окружение, ни обстоятельства, ни какие-либо иные причины. Единственное, что должно оказывать влияние – это искреннее желание развиваться, становиться лучше и умнее. Мы желаем вам иметь это желание, никогда ни перед чем не останавливаться и, конечно же, собирать как можно больше информации о работе интеллекта и его особенностях.

Пусть наша статья послужит еще одной монеткой в вашу копилку знаний. Искренне желаем вам удачи и достижения новых вершин!

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Тест Векслера
  • Как стать умнее: 4 типа интеллекта по Стивену Кови
  • Теория множественных интеллектов Гарднера
  • Чего вы могли не знать об интеллекте
  • Эрудиция и интеллект: почему они работают только вместе
  • Интеллект и его развитие: несколько рекомендаций
  • Развиваться или деградировать?
  • Deep Learning: в чем суть метода глубокого обучения?
  • Теория Кеттелла-Хорна-Кэрролла
  • Фактор общего интеллекта

Ключевые слова:1LLL, 1Когнитивистика

Семейные факторы

Чем больше в семье детей, тем ниже их IQ. Это было доказано в 1970-х годах в Нидерландах. Количество исследованных людей составило более 300 000 юношей со средним возрастом 19 лет. Причём первенцы, как правило, умнее своих младших братьев и сестёр.

Также уровень развития ребёнка зависит от социальной среды. Во Франции в 1980 году было проведено исследование: сравнили коэффициент интеллекта детей из бедных семей, но воспитанных в привилегированном слое, и их братьев и сестёр, воспитанных в низшем социальном слое. Разница составила примерно 20 пунктов в пользу воспитанных в привилегированном обществе.

4

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]