.
Сами того не замечая, люди получают внушения от своего окружения и в той же мере сами влияют на других. Все верования, идеи, помыслы, вплоть до характеров и нравов, поддаются внушению. Это эффективное средство, позволяющее управлять разными формами состояния. Оно активно применяется в медицине, спорте, педагогике. Главная задача воздействия — нести позитивные моменты и учить извлекать пользу. Но есть категория людей, которым особенно легко навязывать свои идеи, мысли, соображения.
Что такое внушаемость
Человек внушаемый — тот, которого легко подчинить чужой воле. В этом есть не только недостатки, но и свои преимущества.
Через внушение происходит воспитание. Нет людей полностью свободных от суждений и мнений других. Сначала родители рассказывают детям, что такое хорошо, а что плохо. Доносят информацию об окружающем мире в рамках его достоинств и недостатков. Затем на пути встречаются другие люди, которые тоже могут как-то на нас повлиять. Психологи уверяют, что степень внушаемости каждого человека имеет свои особенности.
Плюсы и минусы качества
Люди, поддающиеся внушению, легко приспосабливаются к обстоятельствам, редко конфликтуют. Они быстро запоминают любую информацию и очень часто становятся профессионалами одного дела.
Позитивные качества:
- наличие талантов;
- легкое и быстрое восприятие любой информации;
- пластичность психики и логики;
- высокая обучаемость.
К недостаткам внушаемых людей стоит отнести то, что они доверчиво принимают критику в свой адрес, у них низкая самооценка. Очень быстро поддаются влиянию мошенников, т. к. верят в добрые поступки других людей.
Негативные качества:
- быстрая смена мнения;
- попадание под влияние мошенников или аферистов;
- появление частых конфликтов от разнообразия мнений.
Частые конфликты — возможное следствие повышенной внушаемости
Повышенная внушаемость не мешает человеку жить, но ее степень может влиять на качество жизни.
Примеры неосознанное влияния
Один из них мужчина, например, в этот момент решил сплюнуть собравшуюся слюну и делает это не в сторону газона, а под ноги идущей ему навстречу молодой девушке. Это можно расценивать как проявление негативного отношения незнакомца к случайно следовавшей мимо девушке. А можно просто подумать, что парень мало воспитан и поступает так некрасиво всегда. Но та самая девушка не догадывается о реальных мыслях встречного, потому этот плевок принимает на свой счет. А значит, страдает ее настроение и самооценка.
Вдруг именно в этот день юная особа, на свой взгляд, выглядела не совсем хорошо. И по ее мнению, парень заметил ее недостатки и так отреагировал на ее секундное появление. Так или иначе, психологическая травма юной особе нанесена за считанные секунды. Неосознанное поведение юноши повлияло на незнакомку не самым лучшим образом. Сам того не подозревая, он ей внушил чувство неполноценности, закомплексовал.
Еще одним примером негативного воздействия может стать поход в кино. В кассе кинотеатра, наблюдая за парой влюбленных, можно определить лидера, ведь это не всегда бывает мужчина, понять – кто задает тон отношениям и влияет на поведение партнера. Она желает посмотреть фильм о любви, что естественно, он ужастики. Их желания на данный момент разобщены. И тут начинается противодействие – кто кого. В ход идет явно отрицательное психологическое воздействие — обиды, слезы, крики и угрозы.
Чаще всего этим страдают девушки. Для них такие способы – простейшее орудие манипуляции. У мужчин, как правило, один ответ – молчание, сдвигание бровей и активный анализ вероятных исходов. Мягкий и уступчивый мужчина еще до входа в кинотеатр знает, какой фильм со своей спутницей он будет смотреть сегодня. Также все бразды в выборе киноленты отдают своим девушкам по-настоящему влюбленные мужчины. Фильм, который нравится самому парню, он посмотрит в одиночестве в любой удобный момент.
Как негативным, так и положительным примером убеждения или внушения можно считать рекламу на ТВ. А рекламируют, как известно, все самое необходимое. Например, медикаменты – то, отчего трудно отказаться многим. Фармацевтические компании вкладывают многомиллионные суммы в информацию, которая повлияет на миллиарды. То или иное средство устранит конкретную проблему конкретного человека. Телезритель посмотрел и забыл, но на подкорке головного мозга полученные сведения закрепились. А значит, произошел контакт прямого и даже положительного внушения. И как только у человека возникает проблема со здоровьем, он вспоминает активные рекламные призывы и спешит в аптеку за исцеляющим препаратом. Прямое влияние рекламы на поведение человека прослеживается по всем позициям продвигаемого товара.
Особенно хорошо действует способ многократного внушения информации. К такому варианту воздействия можно отнести моду. Создание одежды одним человеком, ее пропаганда и продажа массам – это простейшая цепочка, когда одна идея воздействует на массы. Каждый стремится подражать модным тенденциям, моделям и звездам. Это желание продиктовано многолетними и многоразовыми внушениями о моде, красоте и востребованности определенных вещей, причесок, обуви, косметики. Влияние моды – это осознанное воздействие со стороны законодателей моды и тех, кто подчиняется их законам.
Первые дают посыл о предмете моды, вторые принимают этот посыл и становятся потенциальными покупателями. Они уже знают, что приобретут товар именно той торговой марки или конкретную модель платья, пальто, которые увидели на просторах рекламы и поверили сказанному там. Мода – это всего лишь подражание, желание быть как все. Своеобразная психологическая зависимость от чужого мнения. Ведь, если ты одет не по последней моде, то ты профан. Лишь смелые и самодостаточные личности способны противостоять навязыванию мыслей и поведения.
Дети, как раз, в силу возраста еще не достигли уровня осознанного выбора и часто подражают взрослым. От того, какой взрослый находится рядом с ребенком, зависит результат влияния. Плохой пример – плохой воспитательный результат, и наоборот. Пьющие, орущие и плохо воспитанные взрослые окажут самое неблагоприятное воздействие на свое чадо, которое в дальнейшем приведет к негативному поведению в семье уже самого выросшего наследника. Любой воспитательный, а значит – имеющий влияние, пример всегда несет нагрузку. Лучше быть положительным примером и воздействовать на будущее своих детей лишь позитивно.
Показатели внушаемости
Внушаемые персоны слепо следуют советам, даже если хотели поступить по-другому. Они легко могут менять свои взгляды, мнения, склонны к раздражению и подражанию.
Показатели внушаемости:
- робость, зависимость, доверчивость;
- впечатлительность, наличие комплекса неполноценности;
- тревожность, эмоциональность, низкая самооценка;
- подвержены влиянию гипноза;
- неуверенность в собственных силах и утверждениях;
- медлительность мышления;
- наличие расстройств психики;
- склонность к подражанию.
Внушаемые личности не умеют сопоставлять факты и рассуждать, не имеют своего мнения. Постоянно переживают за свое поведение, испытывают тревогу, когда нужно сделать самостоятельный выбор, сомневаются в правильности своих действий. Они всегда находятся в поиске личности, желательно авторитетной и статусной, которая подскажет и поможет, внушит правильность выбора.
Опасности
Внушаемые и слабые люди могут быть опасными для себя и окружающих. Самовнушение и постороннее внушение одинаково опасны. Личность склонна принимать неправильные суждения как проверенные факты. У нее нет личного мнения, или она не может его отстоять.
Опасно самовнушение для людей с низкой самооценкой. Они лучше воспринимают негативную информацию, которая подтверждает их несостоятельность. Различают два вида внушаемости: первичную, связанную с самовнушением, и вторичную, основанную на низкой самооценке и отсутствующей мотивации.
Опасность самовнушения или внушения состоит и в том, что личность не приходит к выводам самостоятельно, поэтому не может на них опираться в сложный момент. Внушенные убеждения только кажутся ей обоснованными, но их нельзя использовать себе во благо. Подсознание не различает случайное самовнушение или внушение гипнотизера, поэтому возникают расстройства психики, снижается стрессоустойчивость, проявляется агрессия и апатия.
Факторы и причины
Внушаемые люди могут и не подозревать, что подвергаются влиянию. Существуют ситуации, при которых они становятся жертвой навязчивости. На внушаемость влияют факторы:
- степень важности информации;
- усталость и дефицит времени;
- стресс и давление со стороны;
- неопределенность в выборе;
- психологическая неустойчивость;
- алкогольная или наркотическая зависимость.
Быстро поддаются внушению дети и пожилые люди. Во время болезни или стрессовой ситуации людям легко внушить конкретные действия. Когда человек понимает результат влияния, его самооценка падает. Внушаемость зависит от таких категорий:
- обстоятельства;
- жизненный опыт;
- уровень образования;
- возраст.
Внушению можно поддаться как под действием гипноза, так и из-за низкой самооценки. Перестать поддаваться внушению трудно, но возможно.
Описание
Является индивидуальной особенностью личности, зависит от ряда характерологических особенностей (например, у истеричных лиц выше, чем у психастеников), от возраста (выше у детей), некоторых болезненных состояний (повышенная внушаемость типична для алкоголиков).
Внушаемость зависит от психологического состояния личности в тот или иной момент, ее эмоциональности, степени усталости и т. п. В значительной мере взаимосвязана с конформностью, то есть с тенденцией подчинять свое поведение влиянию других людей (такое «групповое давление» больше обусловлено факторами социальными).
Различная степень внушаемости и ее характер определяют выбор психотерапевтических методик — гипнотерапии, рациональной психотерапии. Внушаемость относительно гипнотического воздействия — гипнабельность. Существуют специальные тесты суггестивности.
Тест С. Н. Астахова (1962)
Лёгкое надавливание на веки в области надбровных дуг после соответствующего воздействия у лиц с повышенной внушаемостью и гипнабельностью вызывает смыкание век.
Проба П. И. Буля (1955)
Обследуемому дают в руки подвешенный на нитке металлический груз, к которому то подносят, то убирают от него выпиленный из дерева подковоподобный, специально покрашенный «магнит».
Больному внушают, чтобы он обратил внимание на якобы имеющие место отклонения в положении груза под влиянием «магнита». У внушаемых лиц груз действительно начинает качаться в заданном направлении вследствие возникновения идеомоторных движений.
Степени внушаемости
В психологии существует понятие степени внушаемости. Она может быть повышенная и легкая. Первая характерна для людей:
- малообразованных;
- с психическими расстройствами;
- склонных к истериям.
Вторая степень наблюдается в определенной ситуации:
- под влиянием алкоголя;
- в состоянии стресса;
- во время истерик;
- у детей 7-11 лет.
В состоянии стресса человек становится более внушаемым
Роль внушения в образовании
Мы рассмотрели, что такое внушение в психологии и обсудили образовательные последствия внушения при рассмотрении каждого отдельного типа внушения. Теперь можем обобщить.
Роль учителя
Учитель обладает престижем, авторитетом и уважением. Он может использовать это для внушений. Учитель должен попытаться завоевать уважение с помощью своей образованности, опыта и такта, и стараться избегать наказаний и негативных ситуаций.
Роль ученика
Ученик должен позволить себе руководствоваться мыслями своих родителей и более опытных учителей. Учитель имеет право «вкладывать свои знания и жизненный опыт в общий котел, из которого каждый растущий ум его маленького сообщества может извлечь, что ему нужно».
Формирование признаков
Внушение помогает в усвоении информации, нравственном поведении, эстетическом развитии и формировании характера. С помощью внушения могут быть привиты хорошие привычки поведения и ценные интересы.
- Моральное влияние старших обычно улавливается ими.
- Люди, окружающие ребенка, являются главным источником внушений, формирующих его жизнь.
- Изучение биографий влияет на характер.
- Эстетически украшенный школьный городок воспитывает эстетическое чувство.
- Чувства всех типов (моральные, эстетические, патриотические и т. д.) развиваются по внушению старших.
Влияние материальных инструментов
Материальное окружение также оказывает свое наводящее влияние. Печатная страница дает авторитетное внушение. Следовательно, учебники должны иметь высокие стандарты качества.
Биографии великих лидеров будут наводить на мысль о патриотизме и самопожертвовании. Классные комнаты по различным предметам должны быть оформлены и украшены иллюстрациями, создающими наводящую атмосферу.
Эффект способа внушения
Негативных внушений следует избегать. Положительные внушения имеют желаемый эффект. Отрицательное самовнушение деморализует человека. Следовательно, следует поощрять положительное самовнушение.
Эффективно использование авторитетного и коллективного внушения и избегание противопоставлений.
Постоянное использование внушения также вредно, поскольку оно воспитывает привычку к покорности. Учеников можно побуждать к самостоятельному исследованию вопроса с возможностью прийти к собственному заключению.
Внушение и страх
Внушение лучше всего работает при отсутствии страха.
Дети-правонарушители нуждаются в сочувственном отношении в сочетании с позитивным внушением. Разочарованный ребенок может обрести уверенность в себе посредством самовнушения.
Ограничения внушения
Высказанные внушения очень часто теряют свою эффективность и наносят ущерб критическому суждению и инициативе учеников.
Дамвиль говорил: «В науке, истории, географии, арифметике и даже в значительной степени в литературе главная цель учителя должна состоять в том, чтобы побудить детей исследовать и прийти к своим выводам. Они не должны склоняться к пассивному восприятию всего, что им говорят их учителя».
- Принуждение и страх не должны сопровождать внушение.
- Лица, которые твердо убеждены, предубеждены или имеют жесткое отношение, не принимают внушений. Старые бабушки наименее внушительны. Старые консервативные учителя вряд ли примут какое-либо полезное, но новое внушение от молодых учителей.
- Идеи, не поддерживаемые большинством, какими бы полезными они ни были, не принимаются с готовностью.
Несмотря на все эти ограничения, внушение — это психологический инструмент, который творит чудеса в руках умелых учителей, родителей и психологов.
А какие внушения сделали или приняли вы? Пишите в комментах.
П.С. Получите бесплатно мою пдф-книгу «Счастье?! Как впустить в свою жизнь то, без чего оно невозможно» здесь и получайте позитивные внушения! Будьте здоровы!
Групповая внушаемость
Кроме индивидуальной выделяют групповую внушаемость. Так называемый эффект толпы. Когда группа людей подвержена влиянию одного человека, индивид не может контролировать свои эмоции и мысли. Он думает и действует так же, как и люди в его группе. Само принятие информации происходит как под гипнозом. Это неосознанная и неконтролированная внушаемость. Личность может неосознанно воспринимать информацию, только для того, чтобы быть в этой группе. Это не всегда негативное влияние. Категории таких групп сопровождают людей всю жизнь:
- группы в детском саду или школе;
- группа друзей;
- коллектив;
- кружки и секции.
Желание быть в группе становится выше собственных принципов и жизненных позиций. Индивид не может быть один и потому должен принимать правила группы и подчинятся им.
Примеры
Внушаемость проявляется в повседневной жизни людей:
- Кто-то становится свидетелем ссоры после школы. Когда позже его спросили о произошедшей «огромной битве», он вспоминает воспоминания, но неосознанно искажает их преувеличенными выдумками, потому что теперь он думает об этом событии как о «огромной битве», а не просто аргументе.
- Родители говорят детям, что они хорошие певцы, поэтому с тех пор они считают себя талантливыми, в то время как их родители на самом деле ложно поощряют их.
- Учитель может обмануть своих учеников AP Psych, сказав: «Внушаемость — это искажение памяти посредством внушения или дезинформации, верно?» Вероятно, что большинство учеников согласятся с ним, потому что он учитель и то, что он сказал, звучит правильно. Однако на самом деле этот термин представляет собой эффект дезинформации .
Однако внушаемость также может проявляться в крайностях, что приводит к негативным последствиям:
- Показания свидетеля изменяются, потому что полиция или адвокаты вносят предложения во время допроса, в результате чего их и без того сомнительные наблюдения превращаются в искаженные воспоминания.
- У молодой девушки начались мигрени, которые привели к недосыпанию и депрессии. Ее терапевт, который был специалистом по делам, связанным с жестоким обращением с детьми, неоднократно спрашивал ее, подвергал ли ее отец сексуальному насилию. Это предположение заставило юную девушку сфабриковать воспоминания о том, как ее отец приставал к ней, что привело к тому, что ее поместили в приемную семью, а ее отца судили по обвинению в жестоком обращении.
Заблуждения
Многие люди поддаются влиянию и внушению, но и абсолютно не внушаемых людей не существует. Те люди, которые утверждают, что полностью живут только своими мыслями, как бы защищаются от мира. Хотят сами себе доказать, что не смотрят ни на кого и не слушают никого. Но это не так. Любая информация, поступающая к нам, уже влияние, чье-то мнение, которому иногда стоит следовать, а не просто воспринимать.
К последствиям внушения можно отнести и элементарные правила поведения, устоявшиеся в обществе требования. Учителя в школе дают знания — это тоже внушение и требование обработки их и восприятия. Каждая личность потом уже учится извлекать из поступившей информации нужное для себя. Это подтверждает тот факт, что внушаемость — не такое и плохое качество, как кажется. Необходимо получать от информации пользу.
Некоторые психологи изучают силу внушения, как метод борьбы с болезнями. В категории больных есть те, которые сами себе внушили заболевания.
Авторитетное внушение
Престиж или авторитет помогают обеспечить постоянное принятие идеи. Мы обычно принимаем внушения от старших, которыми мы восхищаемся и которых уважаем. Мы также принимаем советы от тех, кто превосходит нас в знаниях, опыте, престиже и статусе.
Чем объясняется внушение авторитета?
Росс говорит: «Если один человек почтительно относится к другому, он с готовностью примет его убеждения, мнения и взгляды, и это верно для всех внушений, будь то в гипнозе или в нормальном состоянии. Мы все склонны принимать внушения от авторитетных лиц, от людей, которыми мы восхищаемся, и от печатной страницы».
Таким образом, первое объяснение — отношение различия. Есть еще одно объяснение такой позиции. У нас такое отношение к другому, когда нам не хватает знаний и подготовки, чтобы противостоять его взглядам.
В основе этого отношения лежит отношение к другим. Дети подчиняются родителям и учителям, так как считают их превосходящими себя.
Простые люди подчиняются лидерам и ораторам на политической платформе, поскольку они смотрят на них с большим уважением.
Это также объясняется и тем, что некоторые люди впитывают и сохраняют привычное отношение уважения и послушания к другим (родителям, старшим, начальствам и лицам, находящимся у власти).
Образовательные последствия престижных внушений очень важны:
- Учитель, будучи старшим по возрасту, знаниям и опыту, находится в положении, позволяющем делать внушения своим ученикам, которые могут принимать их неосознанно. Школьные преподаватели могут бессознательно воспитывать среди учеников заветные идеалы и гражданские качества.
- Учебники, пользующиеся авторитетом печатных слов, не должны содержать ничего, что могло бы дать неверное отношение ученикам. Неправильные высказывания, сделанные в учебнике, могут стать серьезным опровержением правильным высказываниям учителя.
- Учитель должен помнить, что его внушения будут приняты только тогда, когда он пользуется уважением и авторитетом. Когда авторитет теряется, все его прямые или косвенные наставления нивелируются.
Состояние повышенной внушаемости
Гипноз — состояние повышенной внушаемости. Многие люди уверены, что они умны и сильны духом, потому гипноз им не страшен. Они путают внушаемость с доверчивостью.
Гипноз — состояние человека, которое характеризуется повышенной внушаемостью
Доверчивость — это понятие простодушия и легковерности. Таких людей легко обмануть, переубедить. Гипноз отвергает мнение, что только глупый и неразвитый, доверчивый, может впасть в состояние гипноза. Наоборот, гипноз увеличивает уровень внушаемости. Чем умнее личность, чем более развито у нее мышление, тем выше внушаемость. Гипноз не ставит перед собой задачу обмануть. Он создает ситуацию, в которой легко внушить какие-либо идеи. Психологи доказали, что самые внушаемые личности очень умны и талантливы. Они легко получают информации с новыми идеями и взглядами. Могут быстро сделать их своими, переделать их под себя.
Основные признаки
Повышенная или чрезмерная внушаемость проявляется не только в состоянии транса, но и в поведении личности в привычных условиях. Готовность к подчинению влияет на личные и профессиональные качества личности. Она является идеальным подчиненным, работником, который может следовать за лидером и не оспаривать его авторитет. Она просто принимает чужие идеи – повышенная индивидуальная внушаемость сочетается с заниженной самооценкой, тогда мужчине или женщине трудно поверить в собственные силы.
Советы для таких людей – руководство к действию. Внушаемые и слабые люди быстро соглашаются и редко начинают споры. Они спокойные и закомплексованные. Такие люди зависимы от настроения окружающих, они заражаются общим настроением, вне зависимости от личностных предпочтений. Мера внушаемости подкрепляется дополнительными неблагоприятными условиями: на фоне повышенной тревожности и частых стрессов увеличивается готовность к подчинению. Доверчивость и апатичность внушаемой личности – помощники гипнабельности, определяют общее влияние гипноза.
Методы борьбы
Если особа сильно поддается внушаемости, это доставляет ей и ею окружению массу проблем. Часто чужое ненужное мнение создает барьер в отношениях между близкими или друзьями. Способы борьбы с чувством внушаемости:
- работайте над повышением самооценки;
- активное развивайте навыки абстрактного мышления;
- учитесь оперировать фактами;
- умейте проверять преподнесенную информацию;
- научитесь обрабатывать информацию, анализировать и извлекать только полезные данные;
- участвуйте в тренингах по развитию критического мышления.
Высокая степень внушаемости не позволяет жить своей жизнью. Все эмоции, взгляды, понятия притупляются, отодвигаются на второй план. Такой индивид поддается стрессам, которые ведут к полной абстракции и безвольности. Если ему на пути попадается личность с хорошими помыслами, позволяющая поверить в свои силы, тогда внушаемость станет верным попутчиком.
Итог
Внушаемость зачастую бывает неосознанной. Определенные черты характера и готовность человека доверять внешней информации делают его внушаемым. Сомнения в собственных знаниях либо полное их отсутствие еще больше способствует внушаемости.
Лишь критическое мышление, когда человек не доверяет, проверяет, сам делает выводы, не позволяет ему быть внушаемым. С другой стороны, внушаемость позволяет человеку быстро входить в те группы, где он хочет находиться, а также быстро устанавливать благоприятные межличностные отношения с окружающими, не провоцируя конфликтов и споров на разногласии мнений и взглядов. То есть человек готов жить в соответствии с чужими взглядами и мнением, чтобы только не провоцировать конфликтов и быть всегда принятым другими людьми.