К теме: Психика как свойство высокоорганизованной живой материи


Мир психологии

Психика – свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.

Природа и механизмы:

  1. психика – это свойство только живой материи. Причем, не просто живой материи, а высокоорганизованной живой материи. Не вся живая материя обладает этим свойством, а лишь та, которая обладает специфическими органами, обусловливающими возможность существования психики.
  2. главная особенность психики – способность отражать объективный мир, т.е. высокоорганизованная живая материя, обладающая психикой, обладает способностью получения информации об окружающем ее мире.
  3. живая материя, обладающая психикой, способна реагировать на изменение внешней среды или на воздействия объектов окружающей среды.

Раздражимость – определенное свойство, отличающее живую материю от неживой. Внешне выражается в проявлении вынужденной активности живого организма (наблюдается уже у простейших организмов – амеба и даже у растений, так называемый «тропизм» — вынужденное движение).

Чувствительность – более сложная форма реагирования, сочетающая более сложное анатомическое строение живого организма и его реагирование на сложный комплекс факторов внешней среды. По Леонтьеву – появление чувствительности у животных может служить объективным биологическим признаком возникновения психики. Характеризует общую способность к ощущениям.

Поведение – это сложный комплекс реакций живого организма на воздействие внешней среды. Живые существа, в зависимости от уровня психического развития, обладают поведениями различной сложности. Самое сложное поведение наблюдается у человека, который в отличии от животных обладает не только способностью реагировать на внезапные изменения условий внешней среды, но и способностью формировать мотивированное (осознанное) и целенаправленное поведение. Возможность осуществления столь сложного поведения обусловлена наличием у человека сознания.

Сознание – высший уровень психического отражения и регуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу. С практической точки зрения сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире и предвосхищающих его практическую деятельность. Человека отличает от животных механизмы протекания сознания, которые зародились в процессе социального развития человека. В результате действия механизмов человек выделяет себя из окружающей среды и формирует свою «Я-концепцию» и критичность.

Функции психики: большинство авторов выделяют 2 основных ф-ции психики:

  1. ф-ция отражения, способствующая познанию окружающего мира;
  2. ф-ция регуляторная, дающая возможность регулирования своих действий и поведения.
  3. ф-ция сохранение целостности организма (Маклаков).

Функции взаимосвязаны между собой и являются элементами интегративной функции психики, которая заключается в обеспечении адаптации живого организма к условиям окружающей среды.

Стадии развития психики: Леонтьев А.Н. – 3 стадии

  1. Стадия элементарной чувствительной (сенсорной) психики – отражает одно свойство предмета или явления, непосредственно воздействующее на органы чувств (пчела летит на запах).
  2. Стадия перцептивной психики – отражает предмет или явление в совокупности свойств в виде образа.
  3. Стадия интеллектуального поведения (элементарного мышления) – животное мысленно устанавливает связи между предметами в данной ситуации, но не могут отразить ситуацию в понятиях.

Фабри, опустил 3-ю стадию и предложил на 1,2-ю ввести уровни (низший, высший, наивысший):

Стадии и уровни психического отражения, его характеристикаОсобенности поведения, связанные с данной стадией и уровнемВиды живых существ, достигших этого уровня развития
I. Стадия элементарной сенсорной психики
А. Низший уровень. Примитивные элементы чувствительности. Развитая раздражимостьА. Четкие реакции на биологически значимые свойства среды через изменение скорости и направления движения. Элементарные формы движения. Слабая пластичность поведения. Несформированная способность реагирования на биологически нейтральные, лишенные жизненного значения свойства среды. Слабая, нецеленаправленная двигательная активностьА. Простейшие. Многие низшие многоклеточные организмы, живущие в водной среде
Б. Высший уровень. Наличие ощущений. Появление важнейшего органа манипулирования – челюстей. Способность к формированию элементарных условных рефлексовБ. Четкие реакции на биологические нейтральные раздражители. Развитая двигательная активность (ползание, рытье в грунте, плавание с выходом из воды на сушу). Способность избегать условий среды, уходить от них, вести активный поиск положительных раздражителей. Индивидуальный опыт и научение играют небольшую роль. Главное значение в поведении имеют жесткие врожденные программыБ. Высшие (кольчатые) черви, брюхоногие моллюски (улитки), некоторые другие беспозвоночные
II. Стадия перцептивной психики
А. Низкий уровень. Отражение внешней действительности в форме образов предметов. Интеграция, объединение воздействующих свойств в целостный образ вещи. Главный орган манипулирования – челюстиА. Формирование двигательных навыков. Преобладают ригидные, генетически запрограммированные компоненты. Двигательные способности весьма сложны и разнообразны (ныряние, ползание, ходьба, бег, прыжки, лазание, полет и др.). Активный поиск положительных раздражителей, избегание отрицательных (вредных), развитое защитное поведениеА. Рыбы и другие низшие позвоночные, а также (отчасти) некоторые высшие беспозвоночные (членистоногие и головоногие моллюски). Насекомые.
Б. Высший уровень. Элементарные формы мышления (решение задач). Складывание определенной «картины мира»Б. Высокоразвитые инстинктивные формы поведения. Способность к научениюБ. Высшие позвоночные (птицы и некоторые млекопитающие)
В. Наивысший уровень. Выделение в практической деятельности особой, ориентировочно-исследовательской, подготовительной фазы. Способность решать одну и ту же задачу разными методами. Перенос однажды найденного принципа решения задачи в новые условия. Создание и использование деятельности примитивных орудий. Способность к познанию окружающей действительности независимо от наличных биологических потребностей. Непосредственное усмотрение и учет причинно-следственных связей между явлениями в практических действиях (инсайт)В. Выделение специализированных органов манипулирования: лап и рук. Развитие исследовательских форм поведения с широким использованием ранее приобретенных знаний, умений и навыковВ. Обезьяны, некоторые другие высшие позвоночные (собаки, дельфины)

Происхождение психики

На всех этапах развития науки активно проявлялись психические процессы живых существ, что вело к эволюции их в более сложную форму, присущую человеку. Первое упоминание психики в античной философии относят к периоду IV−V вв. до н. э. Долгое время система взглядов этого понятия развивалась в рамках философии, религии и естествознания.

В психологии научные направления были сформированы только в конце XIX — начале XX в. Сложённые в целостные теоретические подходы, они определили понятие психики, её сходство и различие между человеком и животным.

Сознание человека

Взаимосвязь психики и сознания человека — это особый феномен, для которого характерен высокий уровень абстрактно-логического мышления, взаимодействие с окружением, речь, прогноз событий, самоанализ и самоконтроль.

Человек — это биологический вид, который в процессе филогенеза создал между собой и окружением сложную опосредованную систему. Сознание — высшая форма отражения действительности, совокупность психических процессов, позволяющих человеку ориентироваться в окружающем мире. Это также способность мыслить, рассуждать и оценивать своё отношение к действительности.

Психическая функция формируется на основе трёх видов информации:

  • сенсорной — приходящей из внешнего мира;
  • получаемой из памяти;
  • извлекаемой из центров мотивации.

В первом случае сознание связывается с внешним миром, во втором — это соединение прошлого, настоящего и личного опыта субъекта. В третьем варианте удовлетворение потребностей придаёт сознанию жизненный смысл.

Структурное представление

В психологии выделяют три большие группы психологических явлений, которые составляют структуру психики: психические состояния, процессы и свойства.

Психический процесс — явление, проявленное в форме реакции, у которого присутствует начало, развитие и окончание. Раздражения поступают как от внешних источников, так из внутренней среды организма.

Психические процессы разделяют на познавательные, эмоциональные и волевые:

  • В категорию познавательных входит — мышление, восприятие, память, ощущение, речь, воображение.
  • К эмоциональным относятся — чувства низшего и высшего порядка, настроение, состояние стресса, фрустрации, аффекта.
  • Волевые качества определяют сознательно поставленные цели, принятые намерения, установки, потребности, мотивы.

Психические состояния — устойчивые явления, вызванные воздействием на человека событий внутренней и внешней жизни. Индивид обычно осознаёт только состояние, а сам фактор, вызвавший его, определяется не отчётливо.

Состояния бывают:

  • Общие — бодрость, радость, апатия, тревога, интерес, активность, расслабленность и т. д.
  • Эмоциональные — гнев, грусть, раздражительность, радость.
  • Творческое состояние — вдохновение.
  • Состояния фрустрации, аффекта.
  • Психические свойства — это особенность, присущая людям. Устойчивые явления определяют качественно-количественный уровень жизнедеятельности, характерны для определённого человека.

    Характеристика психических свойств представлена в нескольких направлениях:

  • Жизненная позиция человека: потребности, интересы, убеждения, идеалы. Все эти явления определяют уровень активности человека.
  • Тип темперамента — природные качества личности. Уравновешенный, подвижный, медленный, сильный.
  • Черты характера — система взглядов, поведение и т. д.

Психическое образование человека — это особенности, приобретённые личностью в процессе профессионального и жизненного опыта. Человека характеризует несколько проявлений: знания, навыки, умения, привычки, взгляды, установки, убеждения.

Высокоорганизованная материя

Нервная система — это сложная, живая структура, состоящая из миллиардов элементов. В процессе биологической эволюции изменение построения связей между элементами привело к формированию уникального органа, способного не только воспринимать окружающий мир, но и координировать действия других органов, влияющих на существование организма.

К этим процессам относят: дыхание, зрение, слух, размножение, движение. Нервная система также способна упорядочивать, извлекать и хранить по мере необходимости информацию о прошлом опыте. Не менее важная её способность — предвосхищать изменение жизненных условий.

Высокий уровень организации нервной системы проявляется в способности к саморазвитию и эволюции. Развитие индивида происходит от рождения до смерти. В сознании индивида образ мира — это не просто декорация с разворачивающимися жизненными событиями. Индивидуальный подход и избирательность проявляются в поведении, с помощью которого носитель удовлетворяет потребности.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]