Акцентуации характера у подростковстатья по психологии по теме

Ваш ребенок стал сам не свой? Вы уже не уверены просто ли в подростковом возрасте дело? Переживаете за психическое и физическое состояние вашего чада? Думаете, вести ли его к психологу? Не торопитесь. Не исключено, что ваш ребенок самый среднестатистический подросток. Просто попал в число тех, у кого дали о себе знать акцентуации. А что это такое, читайте далее.

Акцентуации встречаются у 50-80 % подростков. У взрослого населения этот процент гораздо ниже. Обусловлена такая разница спецификой возрастов. В пубертатном периоде происходит перестройка всего организма, что не может не отражаться на характере.

Впервые изучением подростковых акцентуаций занялся М. Деляман (XIX век). Таких подростков он называл «легко теряющими равновесие». Позже К. Леонард ввел термин «акцентуированная личность», которым подчеркивал, что речь идет о норме, а не о патологии.

Почему именно подростковый возраст заслуживает отдельного рассмотрения в рамках проблемы акцентуаций? Тому есть 3 причины:

  1. Это критический период, обладающий повышенным риском развития психопатий.
  2. Учеными отмечено, что типы акцентуаций становятся заметны в разном возрасте (какой-то с рождения, какой-то только при поступлении в школу), что обусловлено специфическими опасными ситуациями для каждого типа. То есть они не проявят себя до тех пор, пока не сложится нужная ситуация. Вместе с этим отмечено, что в подростковом периоде происходит полное раскрытие всех типов.
  3. Сложившиеся до этого возраста типы претерпевают серьезные изменения, которые важно отследить.

Наиболее полной классификацией преходящих подростковых акцентуаций признана дифференциация А. Е. Личко. Предлагаю вам рассмотреть каждый тип отдельно, через описание его характеристик и критичных ситуаций, склонность к отклонениям в поведении. Также вы получите рекомендации по взаимодействию с каждым типом.

Гипертимный

Такие дети заметны с рождения. Они отличаются быстрым ростом, всегда веселы и бодры. Правда, при условии, что им не противится окружение. Иначе возможны короткие вспышки агрессии. Такие дети легко сходятся с ровесниками и взрослыми, разговорчивы, не против похулиганить, любознательны.

Это находчивые и предприимчивые люди. Они хорошо переносят высокие нагрузки и лишения. Но им тяжело при безделье. По мере взросления стараются уйти в группу сверстников, где обычно бывают лидерами. Учебный материал осваивают хорошо, но из-за легкомыслия имеют нестабильные успехи.

Опасности

Гипертимные подростки неразборчивы в знакомствах и связях (в том числе сексуальных), неаккуратны и необязательны. Высок риск алкоголизации. Имеют адекватную самооценку, но иногда переоценивают свои возможности.

Как правило, это явная акцентуация.

  • При авторитарном (диктаторском) или наоборот попустительском (потакающем) стиле воспитания развивается асоциальная направленность личности.
  • При стиле воспитания «кумир семьи» развивается суицидальная и истеричная направленность.
  • При других разрушающих стилях и негативных внешних факторах может развиться буйное помешательство.

Критичные ситуации

Подчинение дисциплине, изоляция или контакты с окружением под чьим-то контролем, вынужденное безделье, гиподинамия, роли второго плана, подчинение в коллективе, монотонная работа.

Склонность к отклоняющемуся поведению

Групповые правонарушения, пьянство, употребление других психоактивных веществ.

Рекомендации родителям

Необходимо идти от противного (актуально для коррекции всех типов) и создавать ситуации, противоположные критичным. В данном случае — ситуации инициативности, лидерства, непринужденного общения по интересам (кружки, секции, встречи).

Важно быть доброжелательными и открытыми. В общении с таким ребенком нет места требованиям и приказам. Я не говорю, что он должен лентяйничать. Просто не приказывайте, а вежливо просите. Как равного партнера. Важно придерживаться диалога и не «разжевывать» одну тему долгое время.

Выраженный контроль недопустим, но ненавязчивая заинтересованность в жизни ребенка необходима. Учтите, что гипертимные дети прекрасно чувствуют формальное отношение. Так что интересоваться нужно искренне. Идеально – найти совместное увлечение.

Акцентуации характера у подростковстатья по психологии по теме

Акцентуации характера у подростков

Характером называют своеобразное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающих типичные для него индивидуальные способы поведения в определенных жизненных условиях и ситуациях. Своеобразие характера человека проявляется в системе его отношений к действительности: к другим людям (общительность – замкнутость, тактичность — грубость); к делу (ответственность – недобросовестность, трудолюбие — ленность); к себе (скромность – бахвальство, гордость — униженность); к имуществу (щедрость – жадность, бережливость — расточительность)… Характер тесно связан с моралью, убеждениями и мировоззрением. Благодаря этой связи черты характера определяют социальную позицию индивида. Относительная устойчивость характера не исключает его высокой пластичности, что имеет большое значение для его целенаправленного формирования.

Иногда отдельные черты характера приобретают крайнюю заостренность, настолько сильную выраженность, что могут становиться его слабым звеном. Такие крайние варианты нормального развития характера называются акцентуациями.

Акцентуация характера – это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены.

Особенности характера при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь в определенных условиях, когда жизненная ситуация предъявляет повышенные требования к наиболее слабому звену характера, и почти не обнаруживаются в обычных условиях.

Подростковый возраст является периодом становления характера — в это время формируется большинство характерологических типов. Именно в этом возрасте акцентуации характера выступают наиболее ярко.

У подростков от типа акцентуации характера зависит многое — особенности нарушений поведения, острых аффективных реакций и неврозов. Изучение психотипа подростка дает реальную возможность педагогам предвидеть, прогнозировать в определенной степени его поведение в той или иной ситуации. Знание особенностей психотипа подростка позволяет более оптимально взаимодействовать с ним, помогать становлению и развитию его личности, не нарушая при этом естественного природного начала в каждом ребенке. Работа педагога с акцентуантом в основном заключается в коррекции или построении особого рода отношений акцентуанта с окружающими с учетом характера его акцентуации.

Гипертимный тип.

Основные признаки: С детства гипертимные подростки отличаются большой подвижностью, чрезмерной самостоятельностью, склонностью к озорству, недостатком чувства дистанции в отношении ко взрослым. С первых лет жизни они везде вносят много шума, любят компании сверстников и стремятся командовать ими. Главная черта гипертимных подростков – почти всегда очень хорошее, даже приподнятое настроение. Всегда хорошее настроение, высокий жизненный тонус создают благоприятные условия для переоценки своих способностей и возможностей. Избыточная уверенность в своих силах побуждает «показать себя», предстать перед окружающими в выгодном свете, прихвастнуть. Неудержимый интерес ко всему вокруг делает гипертимных подростков неразборчивыми в выборе знакомств. Контакт со случайными встречными не представляет для них проблемы. Устремляясь туда, где «кипит жизнь», они порой могут оказаться в неблагоприятной среде, попасть в асоциальную группу.

Сильные стороны: общительность, активность, оптимизм, высокий жизненный тонус, щедрость, отсутствие внутренних конфликтов.

Слабые стороны: поверхностность, легкое отношение к морали и законам, необязательность, фамильярность, легкомысленность, готовность на безудержный риск, грубость (но без всякого зла).

Конфликтные ситуации:

  1. Строгая регламентация, жесткое подчинение дисциплинарным требованиям;
  2. ограничение двигательной активности, вынужденное безделье;
  3. резкое ограничение общения, одиночество.
  4. однообразная обстановка, монотонный труд, требующий тщательной кропотливой работы;

Рекомендации:

Необходимо создание таких условий, в которых может проявиться активность подростка. Поэтому основная задача педагога – обеспечить полезные направления приложения детских сил и энергии, т.е. идти не по пути ограничения активности, а по пути ее продуктивного использования. Желательно поручать руководство в организации дел, развлечений, где требуется быстрота, разнообразие, находчивость. Особенно полезны занятия спортом. Из наиболее подходящих видов спорта можно назвать плавание, снижающее возбудимость нервной системы, и восточные единоборства, прививающие навыки самоконтроля и самодисциплины.

Повседневная навязчивая опека, постоянные нравоучения и наставления, «проработка» на виду у других могут вызвать только усиление «борьбы за самостоятельность», непослушание и нарочитое нарушение правил и порядков. В воспитании противопоказан мелочный контроль, но недопустим и недостаток контроля. Избегать чрезмерной директивности. Беседы лучше вести в живом и быстром темпе, не задерживаясь долго на одной теме, чаще передавая инициативу в разговоре самому подростку (не любят, когда «мямлят»). Особое внимание нужно обращать на соблюдение дистанции, достаточной для продуктивного взаимодействия.

Предпочитаемая деятельность: работа, связанная с постоянным общением: организаторская деятельность, служба сбыта, спорт, театр и т.д.; склонны к смене профессий, места работы; не нравится работа, требующая точности, систематичности.

Истероидный (демонстративный) тип.

Основные признаки: Главная черта этого типа – беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда постоянного внимания к своей особе, восхищения. На худой конец предпочитается даже негодование или ненависть, направленные в свой адрес, но только не безразличие и равнодушие–только не перспектива остаться незамеченным. Все остальные качества истероида питаются этой чертой.

Желание привлекать к себе взоры, становится насущной потребностью.

Ярко выраженная тенденция к вытеснению неприятных для него фактов и событий, лживость, фантазирование и притворство, используемые для привлечения к себе внимания, авантюристичность, тщеславие, «бегство в болезнь» при неудовлетворенной потребности в признании.

Сильные стороны: упорство и инициативность, коммуникабельность и целеустремленность, находчивость и активность, хорошие организаторские способности, самостоятельность и готовность взять на себя руководство, энергичность (хотя истероид быстро выдыхается после выплеска энергии).

Слабые стороны: чувствительны к невниманию, потери комфорта, склонность к интригам и демагогии, лживость и лицемерие, задиристость и бесшабашность, необдуманный риск (но только в присутствии зрителей), учет только собственных желаний, явно завышенная самооценка, обидчивость (когда задевают его лично).

Конфликтные ситуации:

  1. ситуации, вольно или невольно задевающие самолюбие;
  2. ситуации пусть даже некоторого равнодушия со стороны окружающих людей, а тем более сознательного игнорирования его личности (потребность привлечь к себе внимание может привести к попытке самоубийства);
  3. критика достижений, таланта или способностей;
  4. ограничение круга общения, вынужденное одиночество;
  5. ситуации нелепого или смешного положения;
  6. разоблачение, особенно публичное, его вымыслов, а тем более их высмеивание.

Рекомендации:

Для установления контакта необходимо дать подростку почувствовать, что к нему испытывают интерес как к личности. Учитывая повышенную потребность во внимании, нужно найти формы, в которых эта потребность могла бы успешно удовлетворяться.

Взаимодействие с подростком должно быть ровное, спокойное, деловое, без особого выделения. Исключить атмосферу обожания, необоснованного признания. Положительные оценки, поощрения должны даваться избирательно – только за реальные достижения и способности.

Игнорировать всяческие попытки уклониться (например, используя болезнь) от работы.

Предпочитаемая деятельность: работа с постоянно меняющимися кратковременными контактами, актерская деятельность.

Психастенический тип.

Основные признаки: Главными чертами психастенического типа являются высокая тревожность, мнительность, нерешительность, склонность к самоанализу и постоянным сомнениям, тенденция к образованию ритуальных действий. В детстве робкие, пугливые, склонные к рассуждательству. В подростковом возрасте у них проявляется нерешительность, тревожная мнительность. Принять решение или сделать выбор – это для них самая трудная задача, причем даже после принятия решения вновь следуют долгие сомнения и раздумывания о правильности сделанного выбора. Люди этого типа – прирожденные пессимисты, опасающиеся будущего и ожидающие неудач. Защитой от постоянной тревоги за будущее становятся специально выдуманные приметы и ритуалы.

Сильные стороны: дисциплинированность, исполнительность, аккуратность, серьезность, добросовестность, рассудительность.

Слабые стороны: чувствительность к различного рода испытаниям, нерешительность, безынициативность, склонность к бесконечным рассуждениям, самокопание, наличие навязчивых идей и опасений.

Конфликтные ситуации:

  1. ситуации, когда необходимо принять самостоятельные решения;
  2. ситуации быстрого переключения с одного занятия на другое;
  3. ситуации выполнения заданий без четких указаний и инструкций;
  4. ситуации сильного беспокойства или страха;
  5. ситуации критики самого подростка или его поведения;
  6. ситуации длительных физических или психологических перегрузок.

Рекомендации.

Педагогическая помощь этому направлена на преодоление чувства нерешительности, иногда даже неполноценности, закомплексованности. Необходимо помочь подростку освободиться от необоснованных сомнений и опасений, которые значительно осложняют его жизнь. Поэтому при общении не надо постоянно обращаться к его чувству ответственности, необходимо поддерживать любой положительный почин, ни в коем случае нельзя высмеивать или подавлять инициативу ребенка. Необходимо обеспечить ребенку ощущение успеха. Сравнивать его нужно только с ним самим и хвалить за улучшение его собственных результатов.

Благоприятными являются ситуации спокойной, заранее регламентированной работы, когда нет необходимости самостоятельно принимать ответственные решения. Однако следует поощрять решительные высказывания подростка, готовность самостоятельно принимать решения и в дальнейшем действовать в соответствии с ними. Чаще хвалить за успехи, предоставлять возможность больше заниматься любимым делом.

Предпочитаемая деятельность: индивидуальные виды деятельности; не рекомендуются руководящие должности, профессии, связанные с большой ответственностью.

Эпилептоидный тип.

Основные признаки: Главными чертами эпилептоидного типа являются вязкость мышления, скрупулезная педантичность, склонность к злобно-тоскливому настроению с накапливающейся агрессией, которая проявляется в виде аффектов, приступов гнева и ярости, конфликтности. Аффекты не только очень сильны, но и продолжительны – эпилептоид долго не может остыть. Повод для гнева может быть мал и ничтожен, но он всегда сопряжен хотя бы с незначительным ущемлением интересов. Лидерство проявляется стремлением властвовать над сверстниками (чего добиваются чаще всего физической силой). У таких детей замечается недетская бережливость ко всему «своему», любые попытки покуситься на их ребячью собственность могут вызывать крайне злобную реакцию.

Сильные стороны: дисциплинированность, аккуратность, тщательность, бережливость (часто переходящие в излишний педантизм), надежность (всегда выполняет свои обещания), пунктуальность, внимание к своему здоровью.

Слабые стороны: непереносимость длительного состояния внутреннего напряжения, чрезмерная требовательность к другим, жестокость, нечувствительность к чужому горю, бурное реагирование против ущемления своих интересов.

Конфликтные ситуации:

  1. Ограничение самостоятельности,
  2. Ущемление прав и интересов ребенка,
  3. Замечания, задевающие самолюбие,
  4. Проигрыши в игре,
  5. Обещания, которые остаются невыполненными,
  6. Изменение устоявшихся порядков и правил,
  7. Ограничение возможности проявить свой авторитет, свою власть над другими людьми.

Важно установить контакт, взаимопонимание с ребенком. Обстоятельность и неторопливость, чуткость и тактичность – вот что требуется от взрослого. Такой стиль общения позволяет сформировать у подростка социально приемлемую модель поведения. Контакт с подростком целесообразнее всего устанавливать вне периодов аффективного напряжения, побуждая его в начале беседы «выговориться» на одну из наиболее интересных для него тем. Очень важно такому подростку найти подходящее дело, которое отвлекает его от отрицательных эмоций, снимает напряжение, желательно привлекать к занятиям спортом. Хорошо помогает доброжелательное авансирование его будущих успехов, поощрение его реальных достижений, которые помогают подростку самоутвердиться. Можно поручать руководство небольшими группами. Так как у ребенка затруднено переключение с одного занятия на другое, вхождение в любую новую деятельность, то надо давать ему достаточно времени для включения в работу, не «дергать» и не торопить. Количество переключений следует по возможности уменьшить и не стоит делать слишком частых перерывов в занятиях.

Предпочитаемая деятельность: военизированные структуры, физический труд, ручной труд, атлетические виды спорта; работа, дающая гарантированный рост, ощущение независимости и возможность проявить себя.

Лабильный тип.

Основные признаки: Главная черта лабильного типа – резкая смена настроений в зависимости от ситуации. Настроению присущи не только частые и резкие перемены, но и значительная их глубина. От настроения данного момента зависят и самочувствие, и аппетит, и сон, и трудоспособность, и желание побыть одному или только вместе с близким человеком или же устремиться в шумное общество, в компанию, на люди. Лабильные подростки –«люди настроения» и от настроения у них все зависит. Лабильному типу свойственна преданная дружба, от друга они ждут понимания и способности выслушать их, когда им хочется «поплакаться в жилетку». Друг у таких детей обычно бывает один. Похвала таким детям совершенно не вредна, — она не приводит к заносчивости. Велика потребность в сопереживании.

Сильные стороны: общительность, добродушие, чуткость и привязанность, искренность и отзывчивость (в периоды приподнятого настроения).

Слабые стороны: раздражительность, вспыльчивость, ослабленный самоконтроль, склонность к конфликтам (в периоды подавленного настроения). Конфликтные ситуации:

  1. ситуации сильной конкурентности;
  2. ситуации ущемления чувства собственного достоинства;
  3. ситуации полной дисгармонии его настроению (всем весело, а он в это время страдает);
  4. ситуации угрозы наказания, страха перед чем-либо или кем-либо;
  5. эмоциональное отвержение со стороны значимых для него людей,
  6. утрата близких или разлука с теми, к кому привязан.

Рекомендации:

Так как ярко выражена потребность в сочувствии и сопереживании, то желательно соответствующее эмпатийное поведение педагога. Как правило, проявлением эмоциональной отзывчивости, сочувствия и сопереживания можно достичь того, что не удается сделать никакими другими способами и усилиями.

Как правило, проявление эмпатии педагогом ведет к быстрому установлению доверительных отношений с подростком, но следует учитывать чрезвычайную эмоциональную чувствительность ребенка, и вследствие этого, высокую изменчивость настроения.

Установление контакта возможно, если подросток видит доброжелательное отношение к себе, находит сочувствие. Обычно вслед за эмоциональным реагированием наступает душевное расслабление, в таком состоянии ребенок становится доступным для продуктивного контакта.

Особое внимание необходимо уделять их взаимоотношениям со сверстниками. Следует учитывать, что для него важны эмоциональная поддержка, сопереживание окружающих.

Лабильный подросток легко выходит из подавленного состояния при ободрении, утешении и появлении приятной перспективы (пусть не всегда реальной).

Предпочитаемая деятельность: творческие занятия, сфера искусства, профессии, связанные с близостью к природе, медицина, воспитание и обучение.

Сензитивный тип.

Основные признаки: повышенная впечатлительность, боязливость, обостренное чувство собственной неполноценности. Подростков этого типа отличают чрезмерная чувствительность и высокие моральные требования к себе. В детстве они пугливы, стараются избегать чрезмерно подвижных игр, предпочтение отдают тихим играм или играм с малышами, очень замкнуты среди посторонних. Чрезвычайно привязаны к родным. У них рано формируется чувство долга, поэтому учатся они очень старательно, но побаиваются контрольных.

Сильные стороны: доброта, спокойствие, внимательность к людям, чувство долга, высокая внутренняя дисциплинированность, ответственность, добросовестность, самокритичность, повышенная требовательность к себе, стремление преодолеть свои слабые стороны.

Слабые стороны: мнительность, пугливость, замкнутость, склонность к самобичеванию и самоуничижению, растерянность в трудных ситуациях, повышенная обидчивость и конфликтность на этой почве. Внутренняя неуверенность в себе может компенсироваться внешней бравадой.

Конфликтные ситуации:

  1. насмешки или подозрения в неблаговидных поступках;
  2. недоброжелательное внимание или публичные обвинения.

Рекомендации:

Основной целью педагогической помощи является постепенное повышение самооценки, преодоление чувства собственной неполноценности.

Нелегки для установления контакта, но естественная потребность поделиться своими затаенными переживаниями у них бывает достаточно сильна. Поэтому необходимо проводить многократные беседы с детальным разбором и анализом ситуаций, помогающие подросткам осознать свою мнительность и ложное чувство неполноценности.

Важно создавать ситуации самоутверждения в тех сферах деятельности, где они могут проявить себя наиболее полно и естественно. Но вместе с тем следует помогать утверждаться и в тех сферах, где подросток чувствует себя наиболее слабым. Создавать ситуации, стимулирующие убежденность подростка в том, что он нужен другим.

Необходимо дозировать нагрузки, поскольку дети с этим складом личности подвержены астенизации. Желательно оберегать от чрезмерно сильных впечатлений.

При общении противопоказаны чрезмерная опека, мелочный контроль за каждым шагом, каждой минутой.

Предпочитаемая деятельность: работа, не требующая широкого круга общения.

Неустойчивый тип.

Основные признаки: Характеризуется безволием, которое отчетливо выступает, когда дело касается учебы, труда, исполнения обязанностей. В поиске развлечений также не обнаруживают напористости, а скорее плывут по течению. В детстве отличаются непослушанием, непоседливостью, всюду и во все лезут, но при этом трусливы, боятся наказания, легко подчиняются другим детям. Элементарные правила поведения усваиваются с трудом.

Обычно у них нет желания учится. Только при непосредственном и строгом контроле, нехотя подчиняясь, они выполняют задания, всегда ищут случая отлынивать от занятий. Вместе с тем рано обнаруживается повышенная тяга к развлечениям, удовольствиям, праздности, безделью.

Сильные стороны: открытость, быстрота переключения в делах и общении, любопытство, общительность, доброжелательность.

Слабые стороны: безволие, тяга к пустому времяпрепровождению, болтливость, лень, хвастовство, безответственность, трусость.

Конфликтные ситуации:

  1. жесткое подчинение дисциплинарным требованиям,
  2. необходимость длительных усилий и концентрации сил на какой-то работе,
  3. необходимость принимать конкретные решения и нести за них ответственность.
  4. Ограничение в общении с людьми, которые помогают развлекаться.

Рекомендации:

Оказание педагогической помощи подростку требует большого терпения, такта, систематичности и настойчивости. Ребенка нельзя оставлять без внимания, он должен быть всегда на виду (постоянный контроль). Необходим суровый, жестко регламентированный режим. Нельзя позволять уклонятся от выполнения порученного дела, исключать возможность уклоняться от работы, если заняты все. Необходимо наказывать за безделье. При организации воспитания целесообразно согласовывать усилия педагогов и родителей. Только при постоянных и слаженных усилиях может быть получен положительный результат.

Слабоволие является одной из основных черт неустойчивых. Именно слабоволие позволяет удержать их в обстановке сурового и жесткого регламентированного режима. Когда за ними непрерывно следят, не позволяют отлынивать от работы, когда безделье грозит суровым наказанием, а ускользнуть некуда, да и вокруг все работают – они на время смиряются. Но как только опека начинает ослабевать, они немедленно устремляются в ближайшую «подходящую компанию». Слабое место неустойчивых – безнадзорность, обстановка попустительства, открывающая просторы для праздности и безделья.

Предпочитаемая деятельность: профессии, не требующие усилий, самостоятельно устанавливающие режим работы ( работа «на дому», ж/д проводник, охранник и т.д).

Циклоидный тип.

Основные признаки: чередование фаз хорошего и плохого настроения с различным периодом. В детстве циклоиды ничем не отличаются от сверстников, но с наступлением подросткового возраста у них возникает первая субдепрессивная фаза (субдепрессия — это маловыраженная депрессия, для которой характерны склонность к апатии, вялость, ощущение, что все валится из рук). В этот период циклоиды начинают тяготиться обществом и компанией, у них резко снижается работоспособность. Серьезные неудачи в период субдепрессии могут вызвать аффективную реакцию и суицидальные попытки.

Субдепрессивная фаза длится 2-3 недели, после чего настроение повышается, циклоиды становятся по поведению гипертимами и начинают наверстывать упущенное в период субдепрессивной фазы.

Сильные стороны: инициативность, жизнерадостность, общительность в периоды хорошего настроения.

Слабые стороны: непоследовательность, неуравновешенность, безразличие, вспышки раздражительности, чрезмерной обидчивости и придирчивости к окружающим (в периоды подъема настроения). Грусть, задумчивость, вялость, упадок сил, трудности в учебе и в жизни, раздражаемость компаниями сверстников (во время спада).

Конфликтные ситуации:

  1. эмоциональное отвержение со стороны значимых для них людей;
  2. коренная ломка жизненных стереотипов.

Рекомендации:

Особенности взаимодействия с подростком зависят от фазы. При установлении контакта важно понять, что ребенок сейчас чувствует, как относится к себе и окружающим в данный момент. Только после этого можно начинать содержательную часть беседы.

Если подросток находится в фазе спада, то целесообразнее просто оказать ему поддержку, помочь справиться с упадком сил; не стоит в это время пытаться повлиять на него. Если же он находится в стадии подъема, то можно и нужно поговорить с ним о том, что ему следует делать, чтобы понимать свои особенности и больше контролировать себя.

Предпочитаемая деятельность: интересы зависят от цикла настроения. Склонны к разочарованию в профессии, смене места работы.

Астеноневротический тип.

Основные признаки: быстрая утомляемость, раздражительность, склонность к депрессиям и ипохондрии (повышенному вниманию к своему здоровью). С детства характерны признаки невропатии (капризность, ночные страхи, заикание), повышенная утомляемость, раздражительность. Такие дети раздражаются по любому поводу, но потом быстро раскаиваются. Дети с такой акцентуацией плохо переносят поездки в общественном транспорте, быстро устают от компании. Они не стремятся к близким отношениям из-за своей пугливости и неуверенности в себе, не проявляют инициативы. Круг друзей у них ограничен, прежде всего, из-за их внезапной раздражительности и частых капризов.

Сильные стороны: аккуратность, дисциплинированность, скромность, покладистость, исполнительность, дружелюбие, незлопамятность.

Слабые стороны: капризность, плаксивость, неуверенность в себе, вялость, забывчивость. Такие подростки робки, стеснительны, с явно заниженной самооценкой, не могут постоять за себя.

Конфликтные ситуации:

  1. повышенная требовательность, сравнивание с другими детьми;
  2. ситуации грубо выраженных конфликтов,
  3. реальные неудачи, отрицательные отзывы об их работе;
  4. ситуации внезапного физического и психического напряжения,
  5. ситуации, когда смеются над ее слабостями, ошибками, неумелыми действиями.
  6. изменение внешних обстоятельств, ломка стереотипов.

Рекомендации:

Основной целью педагогической помощи является создание ситуаций, в которых подросток может проявить уверенность, твердость, смелость. Маленькие успехи должны быть замечены. Иногда может быть оправданной и немного завышенная самооценка в целях повышения уверенности в себе. Нуждаются в похвале.

Особенно важным является спокойная обстановка, доброжелательное отношение, продуманный режим труда и отдыха, разумное чередование нагрузок с тем, чтобы ребенок не переутомлялся, предоставление возможности быть одному. Аффективные вспышки возможны в условиях соревнования, когда подросток начинает понимать, что он не в состоянии стать победителем. Поэтому не следует создавать или провоцировать ситуации соревнования.

Предпочитаемая деятельность: работа, не требующая широкого круга общения.

Интеллектуально – эстетическая деятельность

Шизоидный тип.

Основные признаки: отгороженность, замкнутость, интроверсия, эмоциональная холодность, проявляющиеся в отсутствии сопереживания, трудностях установления эмоциональных контактов; недостаток интуиции в процессе общения.

Шизоидные черты проявляются раньше других — с раннего возраста такие дети предпочитают играть в одиночестве. Они тянутся к взрослым, где легче молчать и как бы оставаться наедине с собой.

В подростковом возрасте у таких детей есть трудности с развитием эмпатии (сопереживание чужим радостям и печалям), они не умеют вступать в неформальные контакты, их внутренний мир остается закрытым и непонятным для окружающих. Подросток может долго терпеть мелочную опеку в быту, подчиняться установленному для него распорядку жизни и режиму, но реагировать бурным протестом на малейшую попытку вторгнуться без позволения в мир его интересов, увлечений и фантазий. Любят подчеркивать свою независимость и самостоятельность.

Сильные стороны: серьезность, несуетливость, немногословие, устойчивость интересов и постоянство занятий.

Слабые стороны: замкнутость, холодность, излишняя рассудочность.

Конфликтные ситуации:

  1. установление неформальных эмоциональных контактов,
  2. насильственное вторжение посторонних в его внутренний мир;
  3. критика его образа жизни, его «системы».

Рекомендации:

Установление контакта представляет значительную трудность. Подросток часто совершенно не выносит попыток «залезть в душу». Поэтому при налаживании контакта следует избегать излишней настойчивости, напористости.

В начале беседы целесообразно использовать прием «анонимного обсуждения», когда выбирается факт из жизни класса, школы и он обсуждается с ребенком, чтобы выяснить и уточнить основные жизненные позиции педагога и подростка. Основным признаком установления контакта служит момент, когда ребенок начинает говорить сам, по своей инициативе, подчеркивая свою точку зрения на ту или иную проблему. Останавливать его в этот момент не следует, так как, чем больше он говорит, тем больше раскрывает свой внутренний мир, тем легче направить дальнейшую часть разговора в нужное русло.

Для развития коммуникативных способностей подростка необходимо включать его в различные групповые и коллективные формы деятельности.

Предпочитаемая деятельность: работа, не требующая широкого круга общения, интересы к теоретическим наукам, философским размышлениям, коллекционированию, шахматам, музыке, фантастике.

Литература

  1. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М.: Просвещение, 1973.
  2. Иванов Н.Я., Личко А.Е. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков. – М. и СПб.: Фолиум, 1994.
  3. Леонгард К. Акцентуированные личности. /Психология индивидуальных различий. Тексты /Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1982.
  4. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1977.
  5. Прутченков А.С., Сиялов Л.Л. Эй ты, параноик!!! (О психотипах личности, о диагностики акцентуации характера детей и педагогической помощи им). – М.: Новая школа, 1994.
  6. Пятунин В.Н. Девиантное поведение несовершеннолетних. Учебное пособие для сотрудников КДН и ЗП — Челябинск, 2002.
  7. Реан А.А. Практическая психодиагностика личности: Учеб. Пособие. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2001.
  8. Розум С. И. Лекции.

Циклоидный

Дает о себе знать в подростковом возрасте, сначала у девочек. Проявляется:

  • апатией,
  • пессимистичным настроем,
  • снижением аппетита,
  • низкой работоспособностью.

Неудачи могут спровоцировать суицидальные мысли. На смену этому циклу приходит полная противоположность. Один цикл длится от недели до двух.

Критичные ситуации

Смена стереотипов, традиций, жизненных ориентиров; неожиданные поручения; смена правил, режима, обязанностей; неудачи, психические перегрузки.

Склонность к отклоняющемуся поведению

Не склонны. В редких случаях отмечается гомосексуализм и алкоголизм.

Рекомендации родителям

Важно выучить цикл своего ребенка и составить комплекс заданий на каждый цикл. Задания должны соответствовать настроению и силам ребенка, отвлекать его от негативных мыслей.

Циклоидная акцентуация характера

Циклоидный тип акцентуации характера подростков наблюдается чаще всего в старшем подростковом или раннем юношеском возрасте. Он характеризуется периодическим колебанием настроения и жизненного тонуса. В период подъема настроения циклоидным детям присущи признаки гипертимного типа, а во время спада настроения у них резко снижается уровень контактности, они становятся молчаливыми и пессимистически настроенными. Подростки с данной акцентуацией характера очень уязвимы к кардинальному разрушению привычных жизненных стереотипов. Серьезные неудачи и нарекания со стороны окружающих могут усугубить их депрессию, вызвать бурную аффективную реакцию с попытками суицида. В данной ситуации подростку требуется ненавязчивая забота и внимание со стороны окружающих, теплые отношения со значимым для него человеком.

Лабильный

Заметен с детства. Это часто болеющие дети с нестабильным настроением. В группе сверстников стараются занять роль «любимца». Как в отдалении от семьи, так и в сближении с ровесниками подвержены настроению. Умеют строить глубокие и продолжительные отношения. При хорошем настроении – общительны и добры, при плохом – раздражительны и драчливы.

Опасности

При эмоциональном игнорировании родителями, смерти или уходе члена семьи лабильный тип способен страдать депрессией; подвержен неврозам, истерикам.

Критичные ситуации

Конкуренция, критика, неуспех, страх, наказание, принижение достоинства.

Склонность к девиациям

Не склонен.

Рекомендации родителям

Важно доброжелательно и сочувствующе относиться к подростку, чтобы установить доверительные взаимоотношения. Для данного типа это важно. После эмоциональной разгрузки он становится готов к продуктивной беседе. Необходимо всегда подбадривать ребенка и вырисовывать ему положительные перспективы.

Интровертированная акцентуация характера

Яркими признаками подростков с интровертированной акцентуацией является замкнутость и отстраненность от окружающего мира, сниженная потребность в общении. У интровертированных детей часто сочетаются противоположные черты: отстраненность и чрезмерная чувствительность, упрямство и податливость, огромная привязанность и немотивированная антипатия, богатство внутреннего мира и ограниченность его внешних проявлений. Такие подростки бурно реагируют на некорректные попытки взрослых проникнуть в их внутренний мир. Отгороженность от внешнего мира затрудняет социализацию подростков. Для сближения с такими подростками необходимо продемонстрировать искреннюю заинтересованность их личностью, увлечениями и делами.

Астеноневротический

Такая акцентуация заметна с рождения. Больше других походит на патологию. Ребенок страдает беспокойным сном и кошмарами, непроизвольным мочеиспусканием, плохим аппетитом. Он пуглив и плаксив. Склонен к быстрому утомлению, раздражительности, надумыванию болезней.

При этом исполнителен, аккуратен и послушен. Ему быстро надоедает компания сверстников. С родителями в открытую «войну» не вступает, но таит обиду. Такой тип развивается на фоне эмоциональной холодности родителей или при чрезмерной опеке. Страхи сопряжены со здоровьем.

Критичные ситуации

Соревнование, соперничество, высокие нагрузки (физические и психические), конфликт, активное общение, принятие волевых решений, смена привычного образа жизни, критика (особенно некорректная).

Склонность к девиациям

Не склонны.

Рекомендации родителям

Важно исключить давление и критику, создавать ситуации успеха. Начинать беседу стоит с шутки, приятного воспоминания (чтобы переключиться с обид). Нельзя обижать ребенка или остальных членов семьи и обижаться друг на друга. Нужно изменить установку ребенка на представление о том, что мир хороший.

Провоцирующие факторы

Стоит учитывать, что определенные обстоятельства могут влиять на развитие акцентуаций.

  1. Излишняя опека родителей, контроль с их стороны. Влияет на усугубление или появление сенситивной, психастенической и астенической акцентуации.
  2. Нехватка родительского внимания, их опеки. Способствует развитию истероидной, конформной или неустойчивой черт.
  3. Жесткое отношение, излишняя строгость усиливает эпилептоидный тип.
  4. Слишком высокие требования к своему ребенку провоцируют развитие психастенического типа.
  5. Отсутствие эмоциональной связи с чадом приводит к усилению или развитию сенситивного, лабильного или астенического типа.
  6. Излишние внимание к здоровью ребенка, к его хроническим заболеваниям влияет на развитие астено-невротической и истероидной акцентуации.
  7. Конфликты с ровесниками могут повести за собой формирование конформной, а также шизоидной акцентуации.

К общим факторам относят:

  • невозможность получить удовлетворение в любви, внимании или общении;
  • отсутствие таких понятий, как нормы культуры и морали;
  • наличие неправильной самооценки, развитие неполноценности;
  • отсутствие хобби, цели в жизни, стремлений;
  • генетическая предрасположенность

Сензитивный

Это пугливые и боязливые подростки. Часто неуверенные в себе и ощущающие свою неполноценность. Они стеснительны, замкнуты, боятся рисковать. Всегда привязаны к семье (даже при ее неблагополучии). Сверстникам предпочитают ребят помладше.

Обладают высокими моральными установками, требовательны к себе. Могут долго следовать своему идеалу. Способны объективно оценивать себя, обладают развитой интуицией. Страхи сопряжены с тем, что о подростке думают окружающие.

Опасности

Такой тип развивается на фоне чрезмерной требовательности и холодности родителей, гиперопеки. При неблагоприятном развитии может сформироваться шизофрения, депрессия, фобии.

Критичные ситуации

Резкая смена деятельности, ситуация выбора, трудные поручения, несправедливые обвинения, критика, изоляция от близких (невозможность поделиться чувствами), ситуации, требующие лидерства и ответственности.

Склонность к девиациям

Не склонны. Иногда отмечается тяга к суицидальным мыслям. Алкоголь вызывает отвращение.

Рекомендации родителям

Работа должна быть направлена на повышение самооценки и уверенности ребенка. Главный метод – беседы наедине.

Полезно найти ту деятельность, в которой ребенок силен, и направить его туда. Способствовать его самоутверждению в ней. Однако вместе с этим важно помогать ребенку утверждаться на других позициях (где он слаб).

Недопустима излишняя опека и мелочный контроль, насмешки и постоянные запреты. Ребенок должен учиться самостоятельности. Для этого нужны ошибки, а их не будет, если подросток не будет пробовать.

Сенсативная акцентуация характера

Подростки, принадлежащие к данному типу, очень уязвимы и боязливы, у них ярко выражено чувство собственной неполноценности. Учатся подростки с сенсативной акцентуацией, тщательно и успешно, но стесняются отвечать на уроках, боясь, запнутся и вызвать смех. Очень часто такие дети скрывают свои реальные знания, чтобы сверстники не считали их выскочками или заучками. Уровень контактности подростков данного типа ниже среднего. Они отдают предпочтение узкому кругу друзей, редко вступают в конфликт, обычно занимают пассивную позицию. Для них характерны такие качества, как альтруизм, сострадание, умение радоваться чужим успехам, добросовестность. У них достаточно рано формируются очень высокие моральные и этические требования к самому себе и окружающим. Чувство неполноценности у сенситивных подростков провоцирует выраженную реакцию гипер-компенсации. Они самоутверждаются там, где чувствуют свою неполноценность.

Психастенический

Это робкие, пугливые, неуклюжие подростки. Отличаются физической слабостью. Раскрывается тип чаще всего при поступлении ребенка в школу и чрезмерной требовательности родителей.

Подростки мнительны, отличаются самокопанием, тягой к рассуждениям. Страхи тесно сопряжены с будущим. В защиту приходят ритуалы, символы, формализм. Привязываются к одному члену семьи. Избегают сверстников. Они верны, надежны, стабильны в настроении.

Опасности

Существует риск развития синдрома навязчивых состояний или шизофрении.

Критичные ситуации

Самостоятельное принятие решения (выбор), задания без инструкций, быстрая смена деятельности, страх, физические и психические длительные нагрузки.

Склонность к девиациям

Не склонен.

Рекомендации родителям

Нужно способствовать инициативности ребенка, не призывать к чувству ответственности. Начать разговор следует со вспоминания и обсуждения его успехов. Если доверие от ребенка получено, то потом нужно напрямую обсудить с ним все его страхи. Вместе разобраться, чем это реально грозит и грозит ли. Во время беседы также нужно поощрять инициативу (высказывания подростка, принятие им решений).

Диагностика

Если подросток начинает у родителей вызывать тревожные мысли, необходимо проконсультироваться с психологом. Лучше всего определить наличие психопатии или акцентуации позволяет клинический метод.

Происходит опрос подростка. Специалист наблюдает за его поведением, реакциями, отдельно опрашивает родителей.

Диагностика может затянуться на продолжительный период, так как не исключено возникновения трудностей с определением состояния ребенка.

  1. Психолог интересуется самочувствием подросткам.
  2. Расспрашивает его об увлечениях.
  3. Узнает, как он относится к друзьям, какие у него отношения в семье.
  4. Вычисляет уровень самооценки.
  5. Осматривает ребенка на наличие травм, парезов, татуировок.
  6. Общаясь с родителями, специалист узнает о событиях детства пациента, выясняет, какие с ним произошли перемены, выявляет возможные причины, повлиявшие на развитие отклонений.

Шизоидный

Это замкнутые, необщительные (не хотят или не могут) подростки. В поведении, интересах и характере противоречивы (например, холодны, но сентиментальны). Шизоиды заметны с детства. Это тихие дети, «мамина радость». Они не хулиганят, не бегают, не тянутся к другим детям. Обладают слабой интуицией, что часто создает им образ Кая с замороженным сердцем. Из-за чрезмерной закрытости и низкой эмоциональности они кажутся непредсказуемыми и сложными другим людям. Отличаются богатой фантазий, нестандартными увлечениями.

Опасности

Шизоидный тип развивается на фоне эмоционального отвержения. Опасен тип полной социальной изоляцией.

Критичные ситуации

Неформальное общение и неформальные контакты, роль организатора, участие в коллективных играх или делах, смена привычного уклада.

Склонность к девиациям

Одиночные самостоятельные правонарушения, преступления, алкоголизм.

Рекомендации родителям

Найти увлечение подростку; признавать его идеи, но не вторгаться чрезмерно во внутренний мир.

Возбуждающая акцентуация характера

Подростки такого типа акцентуации характера часто предстают мрачными, раздраженными, озлобленными, а в некоторых ситуациях даже агрессивными. Интеллектуальная сфера таких детей, как правило, инертна. Заниженная мотивация к учебе очень часто сочетается у них с высокими претензиями к оценкам. Педагог должен предоставить им возможность заслуженно получать высокие оценки, используя дифференциацию и индивидуализацию в обучении. Доброжелательность, последовательность и тактичность во взаимодействие с такими подростками должны сочетаться с защитой окружающих от их тирании. Одним из способов коррекции поведения является апелляция к их сознанию и самосознанию, в индивидуальных беседах проведение анализа и оценки поведения.

Эпилептоидный

Часто пребывают в состоянии уныния, озлобленности, раздражения. Это взрывные люди. Они бережливы с вещами, но жестоки с людьми и животными. Стараются получить власть. Не отличаются гибкостью, упрямы. От семьи стараются оторваться, полностью оборвать все связи. Для компании выбирают безвольных ровесников или младших по возрасту. Любят, чтобы их боялись. Однако перед авторитетными людьми могут сами пресмыкаться.

Критичные ситуации

Безвластие, необходимость креативных решений, ущемление интересов, конкуренция, критика, притеснение.

Склонность к отклонениям в поведении

Возможны садомазохистские наклонности, гомосексуализм, тяга к асфиксии, употребление алкоголя «до отключки», тяга к разрушениям.

Рекомендации родителям

Важно быть неторопливыми, чуткими, тактичными, но настойчивыми. Такому ребенку нужно поручать руководство группами или занятиями. Важно найти отвлекающее его от негативных мыслей дело.

Истероидный

Такие подростки любят быть в центре внимания. Им нужно восхищение. Это весьма эгоцентричные личности. Если они не могут добиться положительного отношения, то добиваются отрицательного.

Единственное, что губительно для истероидов – равнодушие. Они прекрасные актеры, лжецы, фантазеры. Как правило, не способны на глубокие чувства, но могут их сыграть. Всегда добиваются желаемого. Могут быть организаторами и лидерами.

Опасности

Для привлечения внимания могут совершить суицид, заболеть, уйти в странную группировку, убежать из дома. Возникает такой тип на фоне вседозволенности. Опасен истерическими психозами.

Критичные ситуации

Игнорирование их личности, одиночество, ограничения в самовыражении, инструкции к заданиям, невыгодное положение, нелюбовь и непризнание другими, размеренная однотипная жизнь и работа.

Склонность к девиантному поведению

Показушные побеги из дома, показушное употребление алкоголя, показушные попытки суицида.

Рекомендации родителям

Важно преподнести подростку его демонстративность как доминирующую черту. Для этого нужно совместно разобраться в мотивах и причинах поступков ребенка, а после научить более корректному способу удовлетворения своих желаний.

Полезно смотреть фильмы и читать литературу, где главный герой обладает такой акцентуацией. Направить энергию в нужное русло можно с помощью общественных мероприятий (например, организация дискотек в школе). Для преодоления эгоцентризма нужно поощрять малейшие потуги подростка в сторону других людей: рассказы о чужих достижениях, жизнях.

Как помочь

Если родители замечают какие-то серьезные проблемы в поведении своего ребенка, необходимо обратиться за консультацией к психологу. Однако, если поведение не вызывает излишней тревоги и есть вероятность того что получится справиться собственными силами, то можно прислушаться к следующим рекомендациям. Только важно учитывать то, какой именно тип акцентуации преобладает у подростка.

  1. Ребенка с истероидным типом нужно поощрять, хвалить, но только за настоящие достижения. Нужно ему поручить оказать помощь кому-то из сверстников, чтобы тот оказался в центре внимания.
  2. Подростку с эпилептоидным типом необходимо обеспечить душевный комфорт, снизить проявления его агрессии и раздражительности. Родители должны потребовать безоговорочного соблюдения правил, которые установлены дома. Важно, чтоб мать или отец заняли авторитетный статус в глазах своего ребенка.
  3. Если подросток имеет шизоидный тип, то желательно отправить его в театральную студию. Так ребенок научиться проявлять эмоции, вовлекая свою мимику. Также такого малыша можно отдать на танцы, или единоборство — любые виды, где тренируют пластичность. Важно стимулировать нахождение в центре внимания. Например, поручите ему развлекать младшего брата или маленьких детей во дворе. Важно, чтобы он научился говорить эмоционально и громко. Нужно позаботиться о развитии чувства стиля, чтобы подросток научился заботиться о своей внешности, следил за проявлениями моды.
  4. С подростком циклонного типа нужно быть максимально тактичным, особенно, если в данный момент у него субдепрессивная фаза. Важно такого ребенка оберегать от эмоциональных нагрузок. Не оскорблять его, не допускать грубых высказываний, помнить о том, что данное поведение может спровоцировать нервный срыв. Когда ребенок находится в хорошем настроении, нужно научить направлять его энергию в правильное русло. Важно оказывать поддержку в его начинаниях, учить доводить все дела до конца. В моменты субдепрессивной фазы повышать его самооценку.
  5. Если у Вашего чада неустойчивый тип акцентуации, то нужно позаботиться о наличии строгого контроля. Поручайте ему задания, следите за тем, чтобы он их выполнял правильно и в срок. Можно обратиться к методу «кнута и пряника». Например, за непослушание или невыполненное задание должен возлагаться какой-то штраф, а за качественную работу — бонусы. Такому ребенку также важно заниматься каким-то активным спортом, который позволит избавиться от излишней энергии.
  6. Если подросток с лабильным типом, нужно проявлять свою открытость в общении и сочувствие к нему. Важно, чтоб ребенок понимал, что Вы разделяете его чувства. Позвольте ему опекать кого-то в семье, кого-то, кто является более слабым. Нужно посоветовать ребенку расширять его круг общения, общаться с детьми вне школы.
  7. Если у Вашего подростка конформный тип акцентуации, то нужно предложить, чтобы он принял решение независимо от мнения других людей. Желательно, чтоб ребенок крутился не в одном коллективе, а общался с людьми из различных сфер, например, с одноклассниками, с ребятами из спортивной секции, с детьми со двора. Важно найти авторитетную личность, которая бы стала примером для подражания Вашего сына или дочери.
  8. Если имеет место астено-невротический тип, то необходимо не реагировать на вспышки гнева подростка, хвалить его даже за малейшие достижения. Это позволит мотивировать ребенка, поощряйте занятия спортом.
  9. Подростка с психастеническим типом нужно научить моделировать ситуации, которые его пугают. Потом разбирать, как он станет действовать, чтобы найти правильное решение. Нужно научить ребенка конструктивно подходить к любой проблеме, продумывать, как поступить, какие действия позволят избежать повтора случившегося.
  10. Если имеет место гипертимный тип, то такого сына или дочку необходимо приучить к самоорганизации и дисциплине. Недопустимо прибегать к тотальному контролю. Можно посоветовать ребенку, чтоб он завел дневник, в котором бы планировал свои задачи на следующий день, контролировал их выполнение. Разрешите подростку самому придумывать, какое наказание будет его ожидать, если он перестанет доводить свои дела до конца. Приучайте к тому, чтоб ребенок поддерживал порядок на своем рабочем столе и в комнате.
  11. Подростку с сенситивным типом нужно повышать самооценку, избавляться от неуверенности. Поручайте ему задачи, которые не слишком легкие, но в то же время позволят ощутить то, что он с ними справляется. Важно почаще общаться с таким ребенком, установить с ним контакт. Не забывайте благодарить и хвалить ребенка за хорошие поступки, за его победы. Желательно избавиться от критики в его сторону, ни в коем случае не навешивать ярлыки. Приучите ребенка к аутотренингу, чтоб он убеждал себя в том, что чувствует себя уверенно и спокойно.

Теперь Вы знаете, что такое подростковые акцентуации. Как видите, данное состояние может возникать в этом возрасте и сохраняться с человеком на протяжении всей его жизни. Если приходит осознание того, что подобное явление мешает нормальному процессу жизнедеятельности, влияет на поведение подростка, необходимо заняться коррекцией, иногда нелишне обратиться к опытному специалисту.

Неустойчивый

Это слабохарактерные личности, не отличающиеся ответственностью. Непослушны, нередко асоциальны. Хотя внешне могут быть вполне общительными, услужливыми и послушными.

Не хотят учиться, тянутся к беззаботному времяпрепровождению. Часто попадают в нехорошие истории. Их привлекает все запретное. К семье равнодушны. Формируется такой тип на фоне низкого контроля родителей.

Критичные ситуации

Длительная концентрация внимания и воли, самостоятельное принятие решения, дисциплина, поручения, ограничения в удовольствиях.

Склонность к девиациям

Сексуальная распущенность, асоциальное поведение.

Рекомендации родителям

Во-первых, наберитесь терпения, такта и настойчивости (в хорошем смысле этого слова). Позитивное влияние окажут систематические занятия в спорте. Важное условие – единство действий педагогов и родителей.

Конформный

Главная характеристика – отсутствие своего мнения. Эти люди всегда плывут по течению, подстраиваются под окружение и условия. Им проще изменить себя, чем ситуацию. При этом адаптация к новым условиям происходит тяжело. Они не ищут доказательств и опровержений, все принимают как данность. Девиз этого типа: «быть как все».

Опасности

Такой тип редко переходит в патологию. Но, например, при потере близкого человека может развиться депрессия, при аресте – паранойя.

Критичные ситуации

Самостоятельный выбор, новое занятие без образца или помощника, непринятие авторитетной группой, ситуации волевых решений и действий, новые знакомства, просьбы рассказать о себе или проявить себя.

Девиантное поведение

Мелкие правонарушения, алкоголизм (под влиянием группы).

Рекомендации родителям

Поставьте перед подростком цель (лучше общественное дело). Вместе с ним увлеченно занимайтесь этой идеей, так вы сможет заслужить авторитет. Поговорите с подростком об его планах, не высмеивайте их (даже странные и нереальные на ваш взгляд цели).

Тревожно-педантичная акцентуация характера

Подростки, принадлежащие к этому типу, нерешительны, склонны к размышлениям и самоанализу. У них часто возникают навязчивые страхи и мысли. Необходимость сделать самостоятельный выбор может привести к длительным и невыносимым метаниям. Нерешительность вызывает гипер-компенсации, проявляющиеся во внезапной самоуверенности, безапелляционности в суждениях, поспешных действиях в ситуациях, где необходимы рассудительность и осторожность. В отношениях с подростком такого типа акцентуации необходимо придерживаться оптимистического общения, избегать наказаний и запугивания, практиковать поощрения и мотивировать его активность и самостоятельность.

Что еще нужно знать о подростковых акцентуациях

Особенности девиантного поведения в зависимости от типа акцентуированного характера и критичные для него ситуации необходимо знать, чтобы точнее понять картину поведения вашего ребенка и определить тактику коррекции. Однако далеко не всегда встречается чистый тип акцентуаций, от чего могут искажаться все описанные выше характеристики.

Смешанные типы встречаются в 50 % случаев. Однако не все типы могут сосуществовать. Одни сочетания обусловлены генетикой и нарушениями развития в детстве:

  • лабильно-циклоидный,
  • конформно-гипертимный,
  • лабильно-астеноневротический,
  • лабильно-сензитивный,
  • шизоидно-сензитивный,
  • шизоидно-психастенический,
  • шизоидно-истероидный,
  • шизоидно-эпилептоидный,
  • эпилептоидно-истероидный,
  • гипертимно-циклоидный.

Другие сочетания акцентуированных типов обусловлены разрушающим стилем воспитания и (или) длительной психотравмирующей ситуацией, гиперкомпенсацией. К таким типам относятся:

  • гипертимно-неустойчивый,
  • гипертимно-истероидный,
  • лабильно-истероидный,
  • шизоидно-неустойчивый,
  • эпилептоидно-неустойчивый.

При этом происходит наслаивание нескольких элементов характера, стоящего во второй части названия. То есть, например, наложение неустойчивого типа на эпилептоидный.

Обобщенно представить возможность трансформации и развития акцентуаций можно следующим образом (смотрите рисунок ниже).

Схема трансформаций и развития акцентуаций (по А. Е. Личко)

Понятие акцентуации

Неблагоприятные условия развития подростка провоцируют отклонения в формировании его личности. В частности возникают акцентуации характера, приобретающие патологический характер и разрушающие целостную структуру личности подростка.
Определение 1

Акцентуация характера – это чрезмерное выражение черт характера и их сочетаний, являющееся крайним вариантом нормы и граничащее с психопатией.

Акцентуация характера проявляется по-разному и в разной степени соответствует принятым общественным нормам.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]