Сущность, общая характеристика и классификация видов функций социальных конфликтов
Определение 1
Функции социального конфликта – это совокупность внешних форм выражения социального назначения конфликтного столкновения, складывающегося между социальными субъектами – отдельными индивидами и социальными группами.
Иными словами, функции социального конфликта отражают ту роль, которая выполняется конфликтом по отношению к самому обществу, отдельным социальным группам, общественным организациям и отдельным индивидом. Указанное определение основано на общетеоретическом понимании функции как роли, выполняемой тем или иными социальным институтом или субъектом.
При этом необходимо отметить, что с развитием теории социального конфликта изменялось и представление о его функциях. Так, на стадии становления теории социального конфликта, то есть в то время, когда учеными конфликт оценивался преимущественно как положительное явление общественной жизни, соответственно основными функциями социальных конфликтов признавалось разрешение социальных противоречий и обеспечение равновесия в обществе.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
В свою очередь на современном этапе, с учетом осуждения большей части насильственных форм социальных конфликтов в процессе их характеристики стали выделяться как позитивные функции, выполняемые преимущественно мирно разрешаемыми конфликтами, так и негативные функции, о чем подробнее будет сказано ниже. В то же время, необходимо учитывать, что дифференциация функций социальных конфликтов на позитивные и негативные носит весьма условный и персонифицированный характер, поскольку один и тот же социальных конфликт может выполнять положительные функции для одной из сторон, и приводить к негативным последствиям для другой.
Замечание 1
В этой связи в специальной литературе часто подчеркивается функциональная противоречивость социальных конфликтов, в связи с чем соотношение положительных и отрицательных функций конфликта целесообразно рассматривать в каждом конкретном случае индивидуально, в зависимости от содержания и особенностей соответствующего противоречия.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Функции социальных конфликтов 410 ₽ Реферат Функции социальных конфликтов 270 ₽ Контрольная работа Функции социальных конфликтов 240 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Переходя к классификации видов функций социальных конфликтов отметим, что в специальной литературе по данному вопросу предлагаются различные точки зрения. Так, в зависимости от субъектного состава выделяются функции межличностных, межгрупповых, межинституциональных и общесоциальных конфликтов, в зависимости от направленности конфликтного взаимодействия – функции внутренних и внешних конфликтов. При этом наиболее распространенной остается обозначенная ранее классификация функций социальных конфликтов на положительные (именуемые также позитивными или конструктивными) и отрицательные (соответственно именуемые негативными или деструктивными).
1.1. Формирование конфликтологических идей
Высшей ценностью мыслители древности
признавали не войну и борьбу, а
мир
и
согласие.
«В сражениях побеждают те, кто скорбит войну, – учил древний китайский философ
Лао цзы
(579 – 499 до н. э.), – главное состоит в том, чтобы соблюдать спокойствие» (
Древнекитайская философия.
В 2 т. – М.: Наука, 1972. Т. 1. – С 124). По его мнению, главные первоначала мира Ян (светлое) и Инь (темное) не столько борются между собой, сколько, дополняя друг друга, образуют гармонию Единого.
Этим взглядам китайского мыслителя созвучны идеи и древнегреческого философа Гераклита Эфесского
(535 – 475 до н. э.), который видел источники конфликтов в некоторых универсальных свойствах мира в целом, в его противоречивой сущности. Но вместе с тем он понимал, что кроме противоречий и вражды в мире есть место и для гармонии, согласия:
Война – отец всех вещей, а мир – их мать… Все сущее сложено в гармонию через противообращенность… Универсум попеременно то един и связан дружбой, то множествен и сам себе враждебен в силу некоей ненависти.
Именно в свете категорий противоречий и борьбы,
впервые представленных древними философами в качестве всеобщих характеристик бытия, может быть глубоко понята и сущность конфликта, его универсальный характер.
Противоречие –
центральная категория диалектики – современного философского учения о всеобщих категориях и законах развития природы, общества и человеческого мышления. Согласно этому учению противоречие связано с многообразием элементов единого целого. Противоречие и есть отношение особого рода между этими элементами целого, возникающее при появлении всякой рассогласованности, несоответствия в структуре целого. И поскольку абсолютно устойчивого соответствия ни в одном реальном предмете нет, постольку противоречие носит универсальный характер, как и конфликт» который в данной связи может быть представлен как момент обострения в развитии противоречия, как проявление одного из его состояний или свойств. Именно потому, что противоречие носит универсальный характер, мир находится в постоянном движении и развитии (Шевчук Д.А. Конфликты: избегать или форсировать?: все о конфликтных ситуациях на работе, в бизнесе и личной жизни. – М.: ГроссМедиа: РОСБУХ, 2009).
Таким образом, категория противоречия
связана с изучением источника всякого движения, изменения и развития, который современная диалектика видит в сущности самих предметов. С универсальностью противоречия связан и всеобщий характер конфликта, выступающего как одно из состояний или свойств противоречия.
Категория борьбы
дополняет понятие противоречия, конкретизируя характер взаимоотношений его противоположных сторон. Борьба – одно из основных понятий диалектики. Его содержание включает в себя не только сам момент борьбы противоположных сил, но и момент их сосуществования, которым и обеспечивается целостность процесса.
Однако среди как древних, так и современных философов нет полного единства в понимании роли противоречий, борьбы и конфликтов. Уже некоторые из древних философов высказывали утопические надежны на возможность создания общества, где будут устранены всякие противоречия и конфликты. Древнегреческий философ Эпикур
(341 – 270 до н.э.) считал, что бедствия, связанные с бесконечными войнами, в конце концов вынудят людей жить в состоянии прочного мира. И несмотря на то, что реальная жизнь вновь и вновь разрушила несбыточные мечты, утопии подобного рода обнаружили большую притягательную силу и возникали вновь и вновь.
Истолкование природы конфликта в эпоху Средневековья
Bо времeнa Средневековья,
когда утвердилась христианская религия, основанная на идеях человеколюбия, равенства всех перед Богом, добиться прочного мира между людьми опять таки не удалось. Причем, столкновения продолжались не только между верующими и неверующими, но и между самими единоверцами. По этому поводу
Эразм Роттердамский
(1469 – 1536) замечал:
«Наибольшим абсурдом является то, что Христос присутствует в обоих лагерях, как будто сам с собой ведет борьбу».
Пытаясь как то объяснить и оправдать бесчисленные проявления зла в мире» созданном Богом, религиозная философия разработала специальное учение, получившее наименование «оправдание Бога», или «теодицея».
Суть этого учения сводилась к выяснению тога, как при добром и всемогущем Боге в мире существуют многообразные конфликты: глобальные катастрофы, жестокие войны, коварные убийства, несчастья и страдания людей.
Постановка этих, по выражению Г. Гейне, «проклятых вопросов» явилась одним из источников зарождения богоотрицания, атеизма. Поэтому различного рода попытки ответить на эти вопросы, начавшись еще на заре христианства, не прекращаются до сих пор. Известен ответ одного из первых христианских богословов Тертуллиана
(160 – 220), который считал что природа Бога, его замыслы не поддаются человеческому разуму и потому нам ничего не остается, как только слепо верить в него. «Верую, потому что абсурдно», – говорил он.
Нетрудно заметить, что в объяснении коренных причин существования в мире различного ром коллизий философами дохристианского и христианского периодов много общего. И те, и другие признают, что борьба, конфликты, представляют собой органическое, неустранимое свойство бытия. Различие между античными и христианскими философами состоит лишь в том, что одни усматривают в эти универсальных явлениях свойство, изначально присущее бытию, природе, а другие видят в них замысел, волю Бога.
Два различных подхода к пониманию природы социального конфликта в Новое время
О противоречиях в природе, обществе, мышлении, о борьбе между людьми, классами, государствами ученые размышляли особенно много в Новое время,
когда социальные конфликты стали наиболее острыми. О природе конфликтов писали Ф. Бэкон и Т. Гоббс. Ж. Ж. Руссо и И. Кант, Гегель и Маркс, Вл. Соловьев и И. Бердяев.
В ходе обсуждения выявились два
различных подхода к пониманию природы социального конфликта, которые можно определить как пессимистический и оптимистический.
1
Пессимистический подход
наиболее четко выразил английский философ
Томас Гоббс
(1588 – 1679). В книге «Левиафан» (1651) он негативно оценивал человеческую природу. Человек, полагал он, по своей естественной природе является существом эгоистическим, завистливым и ленивым. Поэтому первоначальное состояние человеческого общества он оценивал как «войну всех против всех». Когда это состояние стало для людей непереносимым, они заключили между собой договор о создании государства, которое, опираясь на свою огромную силу, сравнимую лишь с мощью библейского чудовища Левиафана, способно избавить людей от бесконечной вражды. Таким образом, негативно оценивая человеческую природу, Т. Гоббс не видел другого способа преодоления порочности людей кроме применения государственного насилия.
2
Оптимистический подход
представлен французским философом Жан Жаком Руссо (1712 – 1778), который в отличие от Гоббса считал, что человек по своей природа добр, миролюбив, создан для счастья. Источником конфликтов в современном обществе, по его мнению, явились недостатки в его организации, заблуждения и предрассудки людей и прежде всего их приверженность частной собственности. Важнейшим инструментом восстановления естественных для людей отношений мира и согласия должно стать создаваемое ими по взаимному договору демократическое государство, опирающееся преимущественно на ненасильственные, воспитательные средства, которые в наибольшей степени соответствуют сущности человека.
И в последующий период исследователи данной проблемы или придерживались одной из указанных двух концепций, или же разрабатывали ту или иную разновидность их синтеза.
Так, немецкий философ Иммануил Кант
(1724 – 1804) считал, что
состояние мира между людьми, живущими по соседству, не есть естественное состояние…. Последнее есть, наоборот, состояние войны, т.е. если и не беспрерывные военные действия, то постоянная угроза. Следовательно, состояние мира должно быть установлено.
Таким образом. Кант, подобно Т. Гоббсу, пессимистично признает естественным для людей «состояние воины», но вместе с тем подобно Ж. Ж. Русо, выражает оптимистическую надежду на возможность достижения «состояния мира».
Концепция социального конфликта Маркса и его последователей
Весьма детальная концепция социального конфликта была предложена экономистом и социологом Карлом Марксом
(1818 1883). По Марксу, конфликты свойственны всем уровням социальной жизни: политике, экономике, культуре. Вся история до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов. Ее главной причиной было господство частной собственности, на которой основываются все так называемые «антагонистические общественно экономические формации». В коммунистическом обществе, основанном на общественной собственности, исчезнут антагонистические противоречия, конфликты. Тем самым будет окончена предыстория человечества и начнется его подлинная история.
Последователи Маркса в России, В. И. Ленин
у другие, полагали, что острые социальные противоречия исчезнут уже при социализме, на первой, низшей фазе коммунизма. В советской философии это положение признавалось бесспорным, провозглашалось, что с построением развитого социализма перерастание неантагонистических противоречий в антагонистические становится объективно невозможным.
Однако достижение этого идеала связывалось в марксизме с применением массового насилия в виде непримиримой борьбы пролетариата с буржуазией, социалистической революции, вооруженного восстания, гражданской войны и диктатуры пролетариата. Поэтому именно эта формы социальных конфликтов марксизме разработаны наиболее детально. Следуя учению Маркса, Ленин и его соратники создали развернутое учение о движущих силах социалистической революции, искусстве подготовки и проведения вооруженного восстания, методах осуществления диктатуры пролетариата в целях ликвидации правящей элиты во главе с царской фамилией, а также дворянства, духовенства, буржуазии, кулачества, разнообразных «врагов народа», «инакомыслящих» и т. п. Революционное насилие было для Маркса и его последователей главным методом разрешения социальных конфликтов, а реформы, компромиссы – лишь его побочным продуктом.
В своем последующем развитии теория конфликта постоянно опирается на исходные идеи о природе конфликта, высказанные выдающимися мыслителями древности, Средневековья и Нового времени. Так, современная конфликтология, используя эти идеи классической философии, тек или иначе придерживается двух
основных концепции человеческой природы.
Одни ученые, руководствуясь идеями Руссо. Маркса, утверждают, что человек есть существо рациональное, а всплески агрессии и жестокости возникают как вынужденная реакция на жизненные обстоятельства. По их мнению, человеческое сознание и психика формируются прижизненно под влиянием конкретных социальных условий. Они считают, что реформы и совершенствование социальных институтов приведут с неизбежностью к уничтожению конфликтов и войн.
Другие утверждают изначальную иррациональную природу человека, для которого насилие и агрессия являются природными и естественными. Следуя установкам Т. Гоббса, развитым в трудах Ф. Ницше
(1844 – 1900) и
3. Фрейд
(1856 1939), сторонники этой концепции рассматривают агрессивные проявления в поведении человека как патологию и отклонение в его природе, а как естественное состояние, диктуемое его природой. По их мнению, именно поэтому, стремясь к вечному и последнему миру, человечество неизбежно возвращается к войне.
Однако, несмотря на плодотворность идей о природе конфликта, высказанных классической философией, в изучении сущности конфликта вплоть до конца XIX в. имелись существенные недостатки:
1. конфликты рассматривались лишь в самом общем плане, в связи с философскими категориями противоречий и борьбы, добра и зла, как всеобщее свойство не только социального, но и природного бытия;
2. специфика социальных конфликтов в целом не исследовалась, давалось лишь описание отдельных видов социальных конфликтов: в экономике, политике, культуре, психике;
3. исследовались преимущественно лишь конфликты макро – уровня, между классами, нациями, государствами, а конфликты в малых группах, внутриличностные конфликты оставались вне поля зрения ученых;
4. общие черты конфликта как феномена социальной жизни не исследовались, в связи с чем не было и самостоятельной теории конфликта, а следовательно, и конфликтологии как науки.
В качестве самостоятельной дисциплины конфликтология сложилась лишь к середине XX в., выделившись из двух фундаментальных наук: социологии и психологии.
Развитие конфликтологии в рамках социальной науки
В социологии общая концепция социального конфликта стала складываться в конце XIX – начале XX в. в работах немецких ученых Макса Вебера
(1864 – 1920) и
Георга Зиммеля
(1858 – 1918). Они доказали, что конфликты являются неустранимой частью социальной жизни. Для социологического подхода в отличие от философского, предельно обобщенного, характерно исследование конфликта на основе таких специфических методов, как анкетирование, статистический анализ массовых данных, интервьюирование и др. В результате, в рамках социологического подхода представления о конфликтах стали более детальными, конкретными, «живыми». Хотя взгляды на природу и роль конфликтов в жизни общества у разных социологов были неодинаковыми, все они тем не менее признавали их важную роль в общественной жизни и необходимость их конкретно социологического анализа.
По мысли М. Вебера, общество представляет собой совокупность групп, различающихся своим статусом. Поэтому их интересы расходятся, что и порождает социальные конфликты. Всякие надежды на возможность их устранения из жизни общества иллюзорны. Нужно признать неизбежность существования на этой земле вечной борьбы одних людей против других.
Однако интересы людей не только расходятся, но в какой то мере и совпадают, что создает основу для баланса сил, достижения социального консенсуса. И хотя конфликты не могут быть вовсе устранены из социальной жизни, это не означает, что она характеризуется постоянной нестабильностью.
Г. Зиммель в своей книге «Конфликт современной культуры» (1918) и ряде других своих работ исходил из того, что существующее в обществе множество эгоистических групп тем не менее не изолированы друг от друга, а наоборот, тесно связаны между собой тысячами незримых нитей. Именно эти пересечения групповых интересов смягчают конфликты и служат почвой для устойчивости демократических обществ. Тем не менее конфликты неустранимы, они представляют необходимое универсальное свойство социальной жизни, столь же устойчивую ее форму как власть, рынок, общественный договор и др. Как только жизнь возвысилась над чисто животным состоянием, в ней обнаружился внутренний конфликт, нарастание и разрешение которого есть путь обновления всей культуры.
Современная эпоха как раз отличается крайней степенью развития этого всеобщего свойства жизни. Из всех исторических эпох, в которых этот конфликт принял характер острого … ни одна не обнаруживает его в виде основного мотива и в такой мере как наша. Многочисленные последователи Зиммеля обосновывали мысль, что важнейшая практическая цель социологии – способствовать трансформации конфликтов в сотрудничество. Именно после работ Зиммеля в научный оборот вошел термин «социология конфликта».
Эти исходные положения и послужили основой для создания к середине XX в. теории конфликта
в качестве самостоятельной области социологии. Эта задача была решена главным образом усилиями двух выдающихся ученых – немецкого социолога
Ральфа Дарендорфа
(р. 1929) и американского социолога
Льюиса Козера
(р. 1913).
Дарендорф в своих известных работах «Классы и классовые конфликты в индустриальном обществе» (1957), «Современный социальный конфликт» (1988) к др. рассматривает конфликт в качестве главной категории социологии и именует поэтому свою социологическую концепцию теорией конфликта.
Для него наличие конфликтов – естественное состояние общества. Не наличие, а отсутствие конфликтов является чем то удивительным и ненормальным. Повод к подозрительности возникает тогда, когда обнаруживается общество или организация, в которых не видно проявлений конфликта. Конфликты отнюдь не всегда являются угрозой для данной общественной системы, напротив, они могут служить одним из источников ее изменения и сохранения на основе порождаемых конфликтами позитивных изменений.
В отличие от К. Маркса, Р. Дарендорф полагает, что главным источником конфликта являются неэкономические, а политические противоречия
между социальными группами, связанные с концентрацией власти у одних и ее отсутствием у других. Конфликты на экономической почве между рабочими и предпринимателями сегодня лишены прежней взрывной силы и могут быть разрешены без применения революционных методов, характерных для XIX в.
Современное общество выработало рациональные методы регулирования конфликтов с участием в этом процессе властных структур. Основные положении разработанной им теории социального конфликта можно свести к следующему:
1) поскольку отличительная черта любого общества – отношения господства и подчинения, его атрибутом является конфликт;
2) основой социальной жизни, ее конфликтности являются властные отношения,
господство одних групп над другими: хозяев – над работниками, офицеров – над солдатами, преподавателей – над студентами, государственных чиновников – над всем остальным обществом;
3) общество представляет собой систему конфликтующих групп.
Конфликты неизбежны, универсальны. Существует множество разновидностей конфликтов, в том числе внутриличностные, внутригрупповые межличностные и межгрупповые, на уровне общества в целом, межгосударственные и др. Поэтому правильнее говорить не о разрешении конфликтов, а об их
регулировании,
поскольку конфликты полностью никогда не исчезают;
4) общность интересов людей, образующих одну группу, и различия интересов разных групп по мере их осознания ведут к образованию различного рода организационных структур,
профсоюзов, партий, лоббистских объединений и т.п.;
5) именно эти структуры способствуют обострению конфликтов,
особенно в условиях чрезмерной концентрации власти в руках немногих и отсутствия у других групп не только самой власти, но и возможности ее получить.
Классическим произведением современной конфликтологии стала работа Л. Козера «Функции социального конфликта» (1956). Развивая идеи Вебера и Зиммеля о всеобщности и универсальности конфликта, американский социолог дал в своей работе глубокое обоснование позитивной роли конфликтного взаимодействия
в жизни общества. Им был сформулирован ряд положений, ставших теоретическим фундаментом современной науки о конфликте:
1) постоянным источником социальных конфликтов является неустранимый дефицит ресурсов, власти, ценностей, престижа, всегда существующий в любом обществе. Поэтому пока существует общество, будет существовать в нем и определенная напряженность, время от времени перерастающая в конфликты. Особую роль в постоянной борьбе за эти дефицитные ресурсы имеет стремление людей к власти и престижу;
2) хотя конфликты существуют в любом обществе, их роль в недемократическом, «закрытом», и демократическом, «открытом», обществе различна. В «закрытом», особенно в тоталитарном обществе, которое расколото на два враждебных, противоположных лагеря, конфликты носят революционно насильственный, разрушительный характер. В «открытом» обществе, хотя и возникает множество конфликтов, они разрешаются конструктивным путем;
3) конструктивные и разрушительные результаты конфликта глубоко различаются между собой. Главная задача конфликтологии и состоит в разработке рекомендаций по ограничению негативных и использованию позитивных функций конфликтов.
Следует отметить, что теория конфликта, разработанная Р. Дарендорфом и Л. Козером, имела и критическую направленность. Она противопоставлялась ее авторами как марксистской теории классовой борьбы, господствовавшей в середине XX в. в социалистических странах, так и концепциям социального согласия и «человеческих отношений», которые пользовались влиянием на Западе.
Концепция социального согласия и «человеческих отношении»
Эти концепции наиболее полно были представлены американскими социологами Толкоттом Парсоном
(1902 – 1979) и
Элтоном Мэйо
(1880 – 1949)
Т. Парсонс в своей работе «Структура социального действия» (1937) трактовал конфликт как социальную аномалию, своего рода социальную болезнь, которую надо лечить. Нормой, с его точки зрения, являются как раз бесконфликтность, гармония социальной системы, снятие социальной напряженности.
Основатель теории «человеческих отношений» Э. Мэйо также утверждал, что главная проблема современности – установление мира в промышленности, преодоление опасной социальной болезни – конфликтности. По его мнению, социальное здоровье – это «социальное равновесие», «состояние сотрудничества». К нему и нужно всячески стремиться, используя не только экономические, но и психологические методы, в частности, формирование благоприятного психологического климата в производственных коллективах, чувства удовлетворенности трудом, демократического стиля руководства и т.п.
Его идеи нашли определенную поддержку у менеджеров практиков. Однако со временем, примерно с 50 х годов, надежды, связанные с теорией социального сотрудничества, человеческих отношений, общественного согласия стали ослабевать, поскольку на их основе полностью преодолеть конфликты как на производстве, так и в обществе в целом не удалось. Поэтому пришлось вновь вернуться к конфликтной модели общества, которая и была представлена в наиболее развернутом виде в работах Дарендорфа и Козера.
Общая теория конфликтного взаимодействия
Существенный вклад в завершение формирования конфликтологии в качестве самостоятельной научной дисциплины внес еще один американский социолог – Кеннет Боулдинг.
В книге «Конфликт и защита. Общая теория» (1963) он попытался, опираясь на имеющиеся достижения в исследовании конфликтов, изложить общую теорию конфликтного взаимодействия.
Исходной посылкой его концепции было признание того, что конфликтное поведение людей, их постоянная вражда с себе подобными представляют собой естественную для них форму поведения. Однако, высказывая столь пессимистическую оценку человеческой природы, он выражал надежду на то, что, опираясь на человеческий разум и моральные нормы, человека все же можно совершенствовать, смягчая формы конфликтного взаимодействия.
Для этого нужно прежде всего уяснить общие элементы и общие образцы развития, присущие всем конфликтам. Именно эти общие знания помогут уладить конфликт в любом его специфическом проявлении. Основой этих общих представлений о конфликтах, происходящих как в обществе, так и в природе, является описание двух их основных моделей: статической и динамической.
Статическая модель
рассматривает конфликт как специфическую систему, первым элементом которой являются стороны (люди, животные, объекты, теории), а вторым – отношения между этими сторонами. Конфликт определяется Боулдингом как конкурентная ситуация, в которой стороны стремятся занять позицию, не совместимую с желаниями другой стороны.
Динамическая модель
строится на известной современной психологической концепции бихевиоризма, или поведенческой психологии, согласно которой человек ведет себя по принципу «стимул – реакция», постоянно реагируя на импульсы окружающей среды. Динамика конфликта и есть одно из проявлений общих поведенческих реакций человека в условиях противоборства.
Если возможности животных в конфликтной ситуации ограничены некоторым минимальным числом стереотипов «борьба из за пищи, территории, места в иерархии», то природа человека столь пластична, что предполагает множество вариантов конфликтных действий.
Специфика общественных конфликтов связана с оперированием большими объемами информации, знаков, символов, знаний о мире, о себе и о других людях. Даже те конфликты, которые на первый взгляд связаны только с материальными причинами, в действительности имеют много других аспектов, будучи связаны также и с утверждением статуса, роли, престижа и т.п.
Этим определяется сложный характер мотивов, вызывающих конфликт, наличие в них не только явных, но и скрытых моментов. Ключ к природе любой ситуации как раз и находится в самосознании
сторон, будь то отдельные личности или социальные организации.
Тем не менее существует единый, универсальный источник конфликта. Им является несовместимость потребностей сторон
при ограниченных возможностях их удовлетворения.
Следует подчеркнуть, что достаточно четко сформулированный Боулдингом принцип «скэрсити»
(от англ. scarcity), т.е. ограниченности, дефицита, нехватки каких либо ресурсов и благ, материальных или духовных, стал активно развиваться во многих последующих работах западных и отечественных конфликтологов.
Вслед за Боулдингом конфликтология стала также широко использовать теорию игр, моделирования конфликтных ситуаций в целях внесения рационального момента, точного расчета в поведение конфликтующих сторон, разработки определенного плана конфликтных действий, «стратегий конфликта» и т.п. Причем смыслом всех этих стратегий являются улаживание конфликтов, трансформация ситуации конфликта в ситуацию гармонии.
Публикации этих, а также ряда других социологов привлекли к себе внимание широкой общественности. Стали проводиться научные семинары, конференции по этой проблематике, возникли специальные научные центры по исследованию конфликтных ситуаций. Появились первые периодические издания по этой тематике. Подобные центры и издания возникли сначала в США, а затем и в ряде других западных стран. Стали появляться специалисты, способные оказывать услуги в качестве посредников по урегулированию различного рода конфликтов, а затем возникли и особые фирмы, специализирующиеся на досудебном регулировании гражданских дел. Подобная практика приобрела весьма широкий характер.
Развитие конфликтологии в рамках психологической науки
Расширяющаяся практика досудебного улаживания конфликтов выявила большую роль в их регулировании не только социологического, но и психологического подхода.
Ведь необходимой стороной социального конфликта является не только выраженное во вне поведение людей, но и их внутренние установки, ценности, взгляды и чувства, потребности и интересы, т.е. их психология, индивидуальная и корпоративная.
Поэтому со временем стало быстро увеличиваться число работ и по этой тематике. Наряду с социологией появилась и психология конфликта.
Если социология ориентирована на анализ межгрупповых конфликтов, то психология сосредоточивается преимущественно на исследовании внутриличностных и межличностных противоречий, хотя одновременно она участвует и в изучении психологических аспектов межгрупповых столкновений, например, межнациональных конфликтов.
Психолог видит в конфликтном взаимодействии столкновение противоположных мотивов, взглядов, интересов, которые не могут быть удовлетворены одновременно. Таков конфликт, переживаемый молодым человеком при выборе между двумя интересными профессиями. Весьма болезненным может быть внутренний конфликт при выборе между двумя, поджидающими человека неприятностями, опасностями. Так, человек может захотеть избавиться от неудовлетворяющей его, неприятной работы, но вместе с тем одновременно он может бояться стать безработным.
Испытываемые при подобного рода конфликтных ситуациях чувства дискомфорта, тревоги могут стать настолько сильными, что превратятся в источник невроза или стресса.
Исследуя причины разнообразных психических расстройств, австрийский психолог Зигмунд Фрейд
(1856 – 1939) пришел к выводу, что их главным источником является изначально присущий человеческой психике
конфликт между сознательным и бессознательным,
между смутными, инстинктивными влечениями и требованиями моральных и правовых норм. Именно эта дисгармония человеческой души служит главным источником всех социальных конфликтов: внутриличностных, межличностных, межгрупповых.
Один из последователей Фрейда Карл Юнг
(1875 – 1961) предложил новую классификацию характеров людей, в основе которой лежал критерий различий по способу разрешения ими внутренних конфликтов. По этой классификации все люди делятся на два основных психотипа: интровертов и экстравертов.
Интроверты –
это люди обращенные внутрь, характеризующиеся замкнутостью, созерцательностью, обращенностью на самого себя, стремлением дистанцироваться от других людей, внешнего мира.
Экстраверты,
наоборот, обращены во вне, в своем мышлении и поведении открыты для внешних влияний.
Современная психология разработала и другие типологии, учитывающие поведение людей в конфликтных ситуациях.
Так, американский психолог Эрик Берн
(1902 – 1970) разработал
концепцию трансактного анализа.
Согласно его теории все люди разделяются по трем основным состояниям, которые доминируют в их психике: «ребенок», «родитель» и «взрослый». Люди, относящиеся к первой группе, склонны к эмоциональному, спонтанному поведению; вторые любят поучать, отличаются стереотипным мышлением; третьи – прагматичны, рассудочны. Конфликтные ситуации как раз и возникают, когда начинают взаимодействовать люди с однотипной психикой, например два «ребенка» или два «взрослых».
В 90 е годы американский психолог К. Томас
предложил оригинальную
тестовую методику
определения склонности людей к одному из способов поведения в конфликтной ситуации. Эти способы поведения он обозначил следующим образом:
1)
избегание или уход от конфликта;
2)
соперничество или силовой метод;
3)
приспособление или метод односторонних уступок;
4)
компромисс или взаимные уступки;
5)
сотрудничество или достижение взаимовыгодного решения.
Таким образом, главные предпосылки для возникновения конфликтологии в качестве самостоятельной дисциплины были созданы развитием философии, социологии и психологии.
Конфликтология и правоведение
Однако в становлении новой научной дисциплины сыграли определенную роль и другие науки, исследовавшие некоторые специфические формы конфликтного взаимодействия. К их числу относятся: история, искусствоведение, педагогика, политология, военные науки, правоведение, экономическая теория, теория управления и некоторые другие. Создаются математические модели конфликтных ситуаций. С религиозных позиций эту проблему рассматривает и современная теология (богословие), особенно в связи с исследованием вопроса о теодицее, оправдании Бога в отношении допускаемого им зла на земле.
Особая роль среди этих наук принадлежит правоведению,
которое в последние годы активно стремится «увидеть конфликт глазами юриста»
Важная роль правовых наук в исследовании конфликта связана с тем, что именно эти науки определяют, что должно происходить, если сталкиваются права нескольких лиц или организаций, которые для юриспруденции являются субъектами правоотношений, физическими или юридическими лицами. Конфликт между юридическими лицами чаще всего разрешается именно юридическим путем. Ситуация с физическими лицами может быть более разнообразной. Но участник любого конфликта при определенном развитии событий может стать предметом воздействия правоохранительных органов, т.е. может из участника обычного конфликта превратиться в участника гражданского или уголовного процесса в качестве истца, ответчика, потерпевшего, обвиняемого или свидетеля. Нередко, начавшись вне правового поля, конфликт превращается в правовой и, таким образом, попадает в сферу действия той или иной отрасли права. Так, семейная ссора может перерасти в уголовное преступление, если она выливается в рукоприкладство.
Особое значение, как показывает юридическая практика, правовой элемент имеет в спорах о наследстве, которые часто разрешаются не полюбовно в семейном кругу, а в судебном заседании на основе существующего закона о наследстве.
Реже правовой аспект встречается в так называемых когнитивных,
познавательных конфликтах, в столкновениях, возникающих в условиях, когда новая информация противоречит сложившимся взглядам и представлениям. Но в странах с тоталитарным режимом, господством монопольной идеологии нередко правовые органы вмешиваются и в такие дискуссии, преследуя инакомыслящих.
Для регулирования конфликтов в различных сферах жизни применяются соответствующие нормы,
относящиеся к тем или иным отраслям права. Наиболее часто конфликтные взаимоотношения регулируются на основе норм гражданского, трудового, финансового, семейного права. Наиболее опасны конфликты, относящиеся к сфере действия уголовного права. Особая роль принадлежит международными и межнациональным конфликтам, регулируемым нормами международного права, а также конституционным законодательством.
Позитивные функции социальных конфликтов
Как было отмечено выше, наиболее распространенным подходом к изучению функций социальных конфликтов выступает их анализ путем дифференциации на позитивные и негативные функции. Так, к числу позитивных функций социальных конфликтов принято относить:
- Способность социального конфликта выявлять и устранять объективно складывающиеся в обществе противоречия, что способствует обеспечению непрерывного эволюционного развития общества в целом. Значение названной функции состоит в том, что своевременное выявление и разрешение социальных противоречий способно предотвратить в будущем более серьезные формы социальных столкновений, последствия которых способны быть куда более деструктивными;
- Уменьшая социальную напряженность в результате разрешения социального конфликта, он выполняет функции стабилизации и интеграции отношений, складывающихся между социальными субъектами;
- Социальные конфликты способны выступать катализатором развития общественных отношений и процессов, придавая им динамичность путем предоставления их участникам стимулов к созидательному поведению и поиску компромиссных путей общественного развития;
- Состояние социального конфликта способствует более глубокому осознанию социальными субъектами присущих им и другим социальным субъектам представлений и интересов, пониманию существования проблем и противоречий общественного развития;
- Социальный конфликт выполняет и субъективные функции, способствуя снятию социальной напряженности его участников, а также внутреннему развитию индивида и его способности к эффективному межличностному взаимодействию.
Функции конфликта
Позитивные функции | Негативные функции |
Не дает сложившейся системе отношений застыть, толкает ее к изменениям, открывает дорогу к инновациям Играет информационную роль, позволяющую получить информации об оппоненте Способствует структурированию социальных групп, созданию организаций, сплочению коллективов единомышленников | Ухудшение социально-психологического климата, увольнение сотрудников, снижение дисциплины Уменьшение сотрудничества между конфликтующими сторонами Материальные и эмоциональные затраты Дух конфронтации, затягивающий людей в борьбу и заставляющий их стремиться больше к победе, чем к решению реальных проблем |
Позитивные функции | Негативные функции |
Стимулирует активность Развивает чувство ответственности, осознание ими своей значимости Выявляют достоинства и недостатки людей Снимает напряженность Выполняет диагностическую функцию | Неадекватное восприятие и непонимание конфликтующими сторонами друг друга |
Негативные функции социальных конфликтов
Второй группой функций социальных конфликтов, выделяемых современной наукой выступают негативные (деструктивные) функции рассматриваемого социального явления. К их числу, исходя из анализа содержания и специфики социальных конфликтов, в общем виде могут быть отнесены:
- Возможность оказания социальным конфликтом негативного влияния на внутреннее психологическое состояние его участников, особенно на стадии открытого противоборства и эскалации социального конфликта;
- Социальные конфликты в своих крайних проявлениях также сопровождаются применением механизмов психологического и физического насилия сторон конфликта по отношению друг к другу, а также третьим лицам;
- Социальные конфликты способны негативным образом отражаться на процессе общественного производства, производительной созидательной деятельности членов социума, особенно в случае массовых социальных конфликтов, приводящих к смещению приоритетов и снижению качества профессиональной трудовой и образовательной деятельности;
- Негативная роль социальных конфликтов может выражаться и по отношению к их влиянию на развитие отдельной личности, социальной группы или института, или на темпы общественного развития в целом, поскольку затяжные и массовые социальные противоборства подрывают представления людей о справедливости и нравственности, приводят к смещению ценностных ориентиров, и т.д.
Получи деньги за свои студенческие работы
Курсовые, рефераты или другие работы
Природа и основания возникновения
Конфликт рождается, когда одна сторона считает, что другая ущемляет ее интересы.
Когда у людей слишком разное восприятие происходящего, не совпадает мнение по тому или иному вопросу, происходит столкновение.
Каждая сторона пытается доказать свою правоту, отвергает аргументы противника. Люди перестают слышать друг друга, зацикливаются только на своей точке зрения.
Пропадают уважение друг к другу, толерантность, растут ненависть, презрение. Рождается стремление доказать другой стороне свою правоту и принять ее.
Специалисты считают конфликты естественным явлением, которое возникает в ходе социализации человека.
Он пытается завести друзей, появляются определенные знакомства. В ходе общения порой собеседники понимают, что их мнения расходятся, а это рождает негативные ситуации.
Обычно сопровождаются конфликты спорами, агрессией, но бывают случаи, когда собеседники приходят к компромиссу, уважительно относятся не только к своему мнению, но и к мнению оппонента.
Психологами выделяется несколько причин конфликтов:
- Объективные. Несовпадение интересов, взглядов на жизнь. Стороны в этом случае не могут принять взгляды друг друга, критикуют.
- Организационно-управленческие. Связаны с профессиональной деятельностью человека, когда работник допускает ошибки, чувствует давление руководителя, либо начальник не исполняет поручения, критикуется подчиненными. Обе стороны бывают недовольны друг другом, ожидания не соответствуют реальности.
- Социально-психологические. Обычно это неправильная оценка результатов деятельности, либо человек относится к взрослому как к ребенку и разговаривает с ним, как с маленьким, не дает серьезных поручений.
- Личностные. Несовпадение темпераментов, характеров, недостаточная социальная адаптивность, неправильная оценка собственных возможностей. Собственное самосовершенствование поможет предотвратить негативные ситуации.
Спровоцировать такой инцидент могут также повышение голоса, грубые выражения, высокомерие, отсутствие желания поговорить, решить проблему в ходе общения.
Причины возникновения конфликтов:
Классификация конфликтов
Положительные черты характера человека — что к ним относится
Столкновение интересов имеет довольно широкую классификацию:
- По воздействию на деятельность организации (способствующие или препятствующие принятию правильных решений):
- конструктивные (развивают организацию, благодаря адекватной коммуникации);
- деструктивные (враждебность, соперничество).
- По содержанию:
- реалистические (неудовлетворение, несправедливость);
- нереалистические (намеренная агрессия, провокация).
- По характеру участников:
- внутриличностный (внутренний спор);
- межличностный (между двумя оппонентами);
- межгрупповой (между несколькими группами);
- между личностью и группой (например, начальство и подчиненные).
Спор способствует выяснению отношений
- По сферам проявления:
- социальные (в системе взаимоотношений индивидов);
- политические (борьба на почве власти);
- экономические (например, спор из-за собственности).
- По выраженности противостояния:
- скрытые (без внешних агрессивных действий);
- открытые (провокация, например, война).
Действующие лица конфликта
В конфликте принимают участие прямые и косвенные стороны. Прямые участники – это субъекты данного явления: зачинщики и другая сторона, оппонент, собеседник. Косвенные лица в конфликтной ситуации – это подстрекатели, провокаторы, которые могут и не быть в курсе обсуждаемой темы. Есть также пособники, всячески раздающие советы одной из сторон дискуссии, поддерживая ее. Есть так называемые посредники, третья сторона, которая судит и способствует постепенному завершению столкновения интересов.
Динамика конфликта.
Началом конфликта выступает инцидент, т.е. действия оппозиционных сторон, направленные на достижение их целей. Инцидент характеризуется осознанием конфликтной ситуации и переходом к непосредственной активности.
Развиваясь по определенным закономерностям, конфликт имеет свою динамику, в которой выделяют четыре основных стадии.
1. Возникновение объективной конфликтной ситуации. Эта ситуация — так называемая стадия потенциального конфликта — не сразу воспринимается людьми адекватно.
2. Осознание объективной конфликтной ситуации или осознание конфликта (все участники конфликта воспринимают ситуацию как трудноразрешимую). В это время происходит осознание противоречий. Причем последние могут быть не только объективными, реально существующими, но и субъективными, т.е. мнимыми, реально не присутствующими.
3. Конфликтные действия или переход к конфликтному поведению. На этом этапе конфликтное поведение направлено на блокирование достижений противоположной стороны, ее стремлений, целей, намерений. При этом деструктивный конфликт характеризуется стремлением участников унизить друг друга, конструктивный же — конфликтными действиями, не выходящими за рамки делового контакта, а также поиском возможных путей выхода из конфликта.
Это наиболее острая, динамичная стадия, которая вся наполнена конфликтным содержанием: конфликт обостряется эмоциональным фоном, т.е. чувствами, которые в свою очередь подталкивают людей к конфликтным действиям, — обратное действие. Так возникает цепная реакция. Начавшееся взаимное проявление противоборства зачастую изменяет конфликтную ситуацию, возникшую с самого начала. Оно привносит в нее новые стимулы для последующих действий.
Цепная реакция, возникающая под воздействием эмоционального и когнитивного факторов, приводит к эскалации конфликта и превращает его в затяжное столкновение. В этом и состоит негативный аспект цепной реакции; позитивный же заключается в том, что в этой цепной реакции появляются тенденции противоположного характера, т.е. его разрешения: конфликтные действия полностью разъясняют истинное положение дел, реальные отношения между сторонами конфликта (оппонентами) и таким образом выполняют познавательную функцию.
При вступлении в конфликт каждая из сторон имеет гипотезу об интересах оппонента, причинах его вступления в конфликт. Затем в ходе самого конфликта эти интересы и причины проясняются окончательно, становятся очевидными силы противника и возможные последствия конфликта. В этой фазе когнитивная функция отрезвляет противника, ставит под сомнение правомерность конфликта; и тогда проявляются предпосылки для его разрешения.
4. Разрешение конфликта. Оно возможно за счет изменения объективной конфликтной ситуации или за счет трансформации образов этой конфликтной ситуации, имеющихся у оппонентов. Разрешение конфликта может быть частичным (исключение конфликтных действий, однако побуждение к конфликту все же остается) и полным (конфликт устраняется на уровне внешнего поведения и на уровне внутренних побуждений).
Необходимые и достаточные условия и факторы
Условия конфликта , это обстоятельства, которые провоцируют возникновение негативных ситуаций. Они могут быть объективными и субъективными. К объективным условиям относятся:
- перемены в экономической, политической и социальной жизни общества,
- финансовое расслоение граждан, когда доходы людей значительно различаются,
- нарушение традиционных, нравственных устоев,
- болезни: как физического, так и психологического плана.
Субъективными условиями для рождения конфликта являются:
- человек слишком тревожный и волнительный,
- стрессовое состояние,
- эгоистичное поведение,
- низкие нравственные, личностные качества человека,
- невозможность строить отношения с другими людьми.
Причины конфликта
Отрицательные черты характера — как найти и исправить негативные качества
Среди основных причин возникновения столкновения интересов выделяют следующие:
- Расхождение взглядов и мнений, невозможность согласиться с собеседником.
- Разный уровень социального статуса, класса. В пример можно привести противоборство начальника и подчиненного.
- Несовпадение ожиданий и результатов.
- Недоразумения, недопонимания, логические и семантические трудности.
Кратко описать фактор активизации конфликта можно как несовместимость претензий собеседников из-за ограниченных возможностей их разрешить. Некоторые индивиды предпочитают избегать подобных ситуаций, отказываются спорить, выяснять отношения. Однако невозможно делать так всегда, поскольку без столкновения интересов общество прекратило бы существование ввиду полного удовлетворения всех потребностей, что затормозило бы развитие.
Положительные и отрицательные стороны конфликта
У конфликта есть положительные и отрицательные стороны. Положительные стороны конфликта помогают приоткрыть завесу мыслей оппонентов, даже если они пытаются убедить друг друга в своей правоте агрессивно и напористо. Придерживаясь стойкой позиции, они позволяют себе выражаться прямо, что часто звучит негативно. Однако, получив информационный поток, относясь к этому адекватно, можно сделать ряд выводов, где бывают общие компромиссы.
Полностью разрешить проблему может и не удастся, по крайней мере, не сразу. К негативной стороне подобного явления относят эмоциональную нестабильность, способную затруднить принятие некого общего решения, нахождение компромисса.
Структура и содержание конфликта.
Структуру конфликта можно выразить формулой: Конфликт = Конфликтная ситуация + Инцидент.
Конфликтная ситуация характеризуется наличием противоречия в интересах и потребностях сторон и может долго не осознаваться. Она отражает всю совокупность причин и условий, предшествующих конфликту и вызывающих его.
На конфликтную ситуацию обычно влияют: объект конфликта, его субъекты (стороны), позиции (мотивировка) сторон, образ ситуации, представленной в сознании каждой из сторон.
Объектом конфликта является реальный или идеальный предмет, который служит причиной конфликта. Объект конфликта очень трудно, подчас невозможно определить. Кроме того, существует опасность, что в процессе конфликтного взаимодействия один объект конфликта может быть подменен другим, что часто происходит неосознанно и усложняет разрешение конфликта. Принимая во внимание предмет нашего исследования, следует подчеркнуть: участие в конфликте представителей разных этносов часто приводит к тому, что их поведение и действия опосредуются разницей в их взглядах и мотивации действий и поступков, отличиями в специфике взаимоотношений и даже культуре народа в целом.
Субъекты (стороны) конфликта — это непосредственные его участники. Некоторые ученые предлагают разделять стороны и участников конфликта, мотивируя это тем, что при развитии в нем могут оказаться случайные люди (участники конфликта), чьи интересы не совпадают с интересами сторон (субъектов) конфликта, но которые оказались в зоне действий последнего.
Цели, мотивы и задачи конфликтующих сторон определяют позиции субъектов — внутренние и внешние. Первые представляют собой открыто предъявляемые требования к оппоненту. Вторые содержат истинные мотивы вступления в конфликт. Внутренняя позиция может не совпадать с внешней. Кроме того, она может быть неосознаваемой и самим субъектом. Для конструктивного разрешения конфликта необходимо правильно осмыслить свою внутреннюю позицию.
На конфликтную ситуацию большое влияние оказывает образ ситуации оппонента, его видение сложившихся условий. Часто образы ситуаций обеих сторон бывают прямо противоположны, а для разрешения конфликта важно уметь посмотреть на проблему глазами оппонента. При участии представителей разных этносов это практически невозможно, особенно если они не знают национальной психологии друг друга.
В структуру конфликта включают также ранги оппонентов. Оппонент первого ранга — это индивид, который выступает в конфликте от своего имени и отстаивает собственные интересы и цели. Оппонент второго ранга — индивид (или группа), который выступает от имени группы и преследует ее цели. Оппонентом третьего ранга является индивид (или структура), выступающий от имени структуры, которая состоит из взаимодействующих простых групп. Ранги могут продолжаться и далее. Выделяют также оппонента нулевого ранга. Это человек, который находится в споре с самим собой и только вырабатывает свою позицию, свое решение. В моноэтнической группе, как показало проведенное исследование, ценности группы (общенациональные) всегда выходят на первое место и существенно влияют на содержание и развитие конфликта.