Разностороннее развитие личности человека и его основные компоненты


Интуиция

Древнегреческий мыслитель Сократ был уверен, что его идеи были продиктованы ему персональным демоном по имени Даимониум (внутренний голос). Большинство людей не пользуются заложенным внутри них кладезем знаний о мире – интуицией. Ее существование доказано исследователями. В основных направлениях развития личности давно разрабатываются способы, позволяющие оптимально работать с этим драгоценным инструментом.

Нейролингвист и профессор СПбГУ Татьяна Черниговская на основании последних исследований делает достаточно интересные выводы по поводу работы мозга и интуиции. Вот некоторые из них.

  • Мозг человека – загадочная вещь, которую по ошибке человек называет «мой». Кто кому принадлежит – это отдельный вопрос;
  • Удачные решения от бессознательного «Я» — интуиции – приходят только в том случае, если человек долгое время уже проработал над проблемой, однако не сумел найти решения при помощи логики. Научное открытие или творческая идея не может прийти по приглашению. Таблица Менделеева не приснилась его служанке. Ученый в течение длительного времени работал над своим «детищем», пока что-то не «щелкнуло» в его мозгах;
  • Нужно обязательно заставлять мозг трудиться. Чем больше работает мозг, тем дольше он остается сохранным. Об этом говорила еще внучка Бехтерева Наталья Бехтерева в своей работе «Умные живут долго»;
  • Мозг принимает решение за полминуты до того, как человек его осознает. 30 секунд является огромным временным интервалом для нервной деятельности. В итоге, задается вопросом Черниговская, кому принадлежит принятое решение – человеку или мозгу?

Разностороннее развитие личности будет неполным без развитого «шестого чувства». Для развития интуиции можно использовать разные способы. Эффективными методами являются различные техники самопознания и медитация. Они помогают очистить сознание от информационного «мусора». Практикуя медитацию, легче прислушаться к внутреннему голосу.

Также можно использовать возможности мозга во время сна. Засыпая, ненадолго подумайте о вопросах или проблемах, которые требуют решения. Так воображение активируется. Пока сознание будет отдыхать, бессознательный разум займется поиском творческого решения. Держите недалеко от себя блокнот и ручку. Если вы проснетесь посреди ночи с интересными идеями, то сможете сразу их записать.

Преимущества такой личности

  1. Люди, следующие за своим интересом, могут рассматривать проблемы под разными углами, выбирая наиболее эффективный или творческий способ их решения.
  2. Мышление не ограничено, отчего получают от жизни намного больше, чем те люди, которые не стремятся развиваться и познавать что-то новое.
  3. Низкий уровень возникновения депрессии. Каждый день наполнен, энергия имеет выход, а новые впечатления позволяют проживать целую гамму позитивных эмоций. Куда уж тут до депрессии? Да и особо времени на неё нет, вокруг ведь столько удовольствий, столько всего ещё нужно изучить.
  4. Разного рода задачи выполняются более качественно и быстро, хотя бы потому, что в арсенале масса идей и желания экспериментировать, действовать.
  5. Повышается самооценка, так как человек может легко опираться на свои знания, он понимает, что умеет, что в состоянии дать другому человеку и вообще, на что способен. Каждое маленькое достижение крупица за крупицей повышает уверенность в себе.
  6. Разносторонний человек востребован как в профессиональной деятельности, так и в личной жизни. Он интересен другим, его присутствие желанно и ценно.
  7. Повышается уровень интеллекта, улучшается память, внимание, логика, творческие способности и прочее. Грубо говоря, происходит гармоничное развитие когнитивной сферы.
  8. Материальное благополучие. Финансовое положение улучшается в связи с конкурентной борьбой компаний за ценного сотрудника.
  9. Происходит осознание своих ценностей, стремлений, целей, чувств и границ.
  10. Растёт уровень нравственности, что благоприятно влияет на общество в целом.
  11. Таких личностей реже обманывают, так как они умеют распознавать манипуляции и ложь.
  12. Высокий уровень адаптивности, то есть мало какие невзгоды и проблемы способны их «сломать», потому что знают, что выход есть всегда, пока есть жизнь.
  13. Слово «скучно» совсем пропадает из лексикона, потому, что такие люди умеют ценить свою каждую минуту, и не тратят время зря.

Пациентка Милтона и автоматическое письмо

Но в науке давно существовали предположения о том, что интуиция не является выдумкой. В психологической практике всемирно известного гипнотизера Милтона Эриксона есть интересный случай. Он недвусмысленно намекает на то, какой информацией может обладать о нас интуиция, и связан с автоматическим письмом. Автоматическое, или трансовое, письмо – это процедура, во время которой человек пишет без активного участия сознания. То есть, он держит в руках ручку или карандаш, но при этом находится в гипнотическом состоянии.

Во время одной из своих лекций Милтон Эриксон демонстрировал этот способ с участием девушки, которую звали Пэгги. Будучи под гипнозом, она сделала запись на листке бумаги. Затем Пэгги сложила его несколько раз и спрятала в карман сумки.

Через несколько месяцев известный гипнотизер получил от нее телефонный звонок. «Я нашла в своей сумке записку. Откуда она взялась? Предполагаю, что ее наличие связано с вами». «Что же там написано?», — поинтересовался Милтон Эриксон. «Будет ли у меня свадьба с Гарольдом?», ответила Пэгги. «Скажите, пожалуйста, на момент посещения моей лекции в апреле были ли вы знакомы с Гарольдом?» «Нет», — отвечала девушка, — «я была помолвлена с Биллом. И ничто не намекало на наше расставание. Гарольда я узнала в июне, а до этого видела его всего несколько раз».

Очевидно, что еще за несколько месяцев подсознание девушки обладало информацией о ее будущих взаимоотношениях. Так как сознание пока что не могло принять этой информации, то во время гипнотического погружения она спрятала записку в глубокий карман.

Сколько раз можно стать профессионалом?

Расчёты:

Малкольм Гладуэлл описал закон 10 000 часов, вольная интерпретация:

  • Чтобы стать профессионалом — нужно 2000+ часов (год по 40 часов в неделю).
  • Чтобы стать профессионалом высокого уровня — нужно 6000+ часов.
  • Чтобы стать экспертом мирового уровня — 10 000 часов.

Даже, при желании, можно стать программистом за 1000 часов (полгода по 40 часов в неделю).

Студент в университете тратит 5000 часов за 5 лет. Половина предметов профильных. За 2500 часов — готовят «профессионала». Часто — профессионального бездельника.

Возьмём 22-х летнего студента, выпустившегося и осознавшего, что он никому не нужен. Студент много гуляет, зато быстро схватывает.

У него есть 2 выхода: ныть или учиться. Умный студент выбирает учиться.

Чего мы можем достичь к 60 годам:

  • Освоить 20-30 профессий.
  • Или стать профессионалом высокого уровня в 10 профессиях.
  • Или стать экспертом мирового уровня — в 2-х областях.

Это идеальный вариант, но даже если всё разделить на 2 — всё равно отличный результат. Вопрос только в желании человека, времени и энергии.

Самый продвинутый девайс: человеческий мозг

Что влияет на развитие личности человека больше всего? Конечно, развитый интеллект, ответственность за который несет наш мозг. Часть мозга, которая строго соответствует интеллекту, называется неокортексом – корой головного мозга. Она заполнена нейронами – нервными клетками. Они настолько плотно упакованы, что среднестатистический неокортекс вмещает порядка 30 миллиардов нервных клеток. Если нарисовать на бумаге маленький квадратик, сторона которого будет равна 1 мм., то в нем уместиться сотня тысяч нервных клеток.

Эти 30 миллиардов нейронов – и есть человеческая личность. Фактически, основные направления развития личности работают именно с этой микроскопической областью. Здесь содержатся почти все навыки, умения, воспоминания. Что касается мозга целиком, то по поводу его «вместимости» дает следующее сравнение уже упомянутая Татьяна Черниговская. В нем умещается 5,5 петабайт информации. Это все равно, что смотреть видеосериал в течение 3 млн. часов без перерыва – на это уйдет триста лет.

Еще один феномен – разделение мозга на два полушария. Мышление левого полушария – логично и систематизировано. Оно включается при процессах счета, чтения, письма, сборе отдельных фактов. Правое полушарие работает по совершенно другому принципу. Оно мыслит образами – «узнает» лица, места, мелодии.

Еще около лет столетия назад человечество не имело представления о том, что такое разностороннее развитие личности. Понятия о функциях правого и левого полушарий возникли в середине ХХ в. Но они дают возможность усвоить некоторые очевидные принципы. Пример: детей часто ругают за то, что вместо чтения книг они сидят перед экранами телевизоров. И, по-видимому, не зря. Просмотр телевизора или «зависание» в интернете действительно происходит в ущерб становлению личности.

Телевидение несет огромный поток зрительной информации, воспринимаемый правым полушарием. Но для ее обработки и осмысления левым полушарием необходимо время и навыки, которыми ребенок не обладает. При помощи чтения у детей формируется способность к абстрактному мышлению. Телевидение с его постоянно меняющимися картинками не дает такой возможности. Разностороннее развитие личности, особенно в детстве, происходит только при использовании обоих полушарий.

Проблемы воспитания всесторонне развитой личности

Теоретические и практические проблемы, выдвигаемые жизнью в ходе осуществления идеи всестороннего развития личности

В «Философских тетрадях», конспектируя книгу Л.Фейербаха «Лек­ции о сущности религии», В.И.Ленин писал: «Человеку нужен идеал, но человеческий, соответствующий природе, а не сверхъестественный». Дальше следует цитата из Фейербаха: «Пусть нашим идеалом будет не кастрированное, лишенное телесности, отвлеченное существо, а — цель­ный, действительный, всесторонний, совершенный, образованный че­ловек»1. Устремленность к идеалу в практике воспитательной работы, умение видеть этот идеал в живом человеческом воплощении — не такая простая вещь, как на первый взгляд кажется. Одним из условий, от ко­торых зависит мастерство, совершенство воспитательной работы, явля­ется умение педагога ориентироваться на живой идеал, умение видеть, ценить, беречь в человеке главное, определяющее. Процесс воспитания всесторонне развитой, гармонической личности состоит в том, что, заботясь о совершенстве каждой грани, стороны, черты человека, вос­питатель в то же время никогда не упускает из виду то обстоятельство, что гармония всех человеческих граней, сторон, черт определяется чем-то ведущим, основополагающим. Живая человеческая плоть и кровь всесторонне развитого человека воплощают в себе полноту и гармонию сил, способностей, страстей, потребностей, в которой воспитатель ви­дит такие стороны, черты, грани, как моральное, идейное, гражданское, умственное, творческое, трудовое, эстетическое, эмоциональное, физи­ческое совершенство. Ведущим, определяющим компонентом в этой гармонии является нравственность. Школа — очаг знаний, образованно­сти, умственной культуры и труда; годами учитель ведет своих питом­цев по тропинке знаний к вершинам человеческой мудрости; интеллек­туальные ценности и умственный труд — важнейшие инструменты в наших руках, с помощью которых мы творим человека.

В. А. Сухомлинский

Однако природа духа человеческо­го такова, что не все воспитанники, которые пришли в школу маленькими детьми, уходят из ее стен в жизнь одинаково духовно богатыми, в оди­наковой степени приобщившимися к неисчерпаемому источнику интеллек­туальных ценностей. Для одних сред­нее образование — только первый шаг на пути к дальнейшему интеллекту­альному обогащению, познанию, со­вершенствованию, другие же и про­граммой средней школы овладевают с большим трудом и напряжением, но это не говорит о том, что такой чело­век — несчастный, обреченный.

Неравенство умственных способ­ностей, которое становится очевидным для самих воспитанников уже в годы их детства и отрочества, понимание

этого неравенства как причины, в силу которой не всем суждено дос­тичь одинакового предела умственного развития, — это обстоятельство становится в наши дни источником ряда трудностей и ряда исключи­тельно важных, тонких, сложных проблем идеи всестороннего развития. Задача воспитателя заключается в том, чтобы это неравенство не пе­реживалось отдельными воспитанниками как несчастье. К сожалению, в практике воспитательной работы некоторых школ именно понима­ние отдельными детьми своих ограниченных возможностей в интел­лектуальном развитии является причиной их нежелания учиться. Че­ловек уже в детстве чувствует себя как бы неполноценным. Этого не должно быть! Каждый человек уже в годы детства и особенно в отро­честве и ранней юности должен постичь счастье полноты своей духов­ной жизни, радость труда и творчества.

Это очень тонкая, можно сказать, деликатная проблема процесса воспитания всесторонне развитой личности. Ее практическое решение заключается как раз в том, чтобы духовная жизнь школы и ее питом­цев не ограничивалась, не исчерпывалась единственно успехами в овладении учебной программы. Мастерство и искусство воспитания всесторонне развитой личности состоит в умении педагога открыть буквально перед каждым, даже перед самым заурядным, самым труд­ным в интеллектуальном развитии питомцем те сферы развития его духа, где он может достичь вершины, проявить себя, заявить о своем Я, черпать силы из источника человеческого достоинства, чувствовать себя не обделенным, а духовно богатым.

Этой сферой и является нравственное развитие. Здесь ни одному человеку не закрыта дорога к вершинам, здесь подлинное и безгра­ничное равенство, здесь каждый может быть великим и неповтори­мым. Идея всестороннего развития может быть в полной мере осуще­ствлена лишь при условии, что коммунистическая нравственность пронизывает все грани человеческой личности, открывая перед каж­дым путь к гражданским, идейным, творческим, трудовым, эстетиче­ским и интеллектуальным ценностям…

Гармонии личности, представляющейся нам идеалом всесторонне­го развития, нельзя достичь без гармонической воспитательной рабо­ты. Учение, уроки, выполнение заданий, постоянное получение отме­ток не должны ни в коем случае стать единственной и всепоглощаю­щей меркой, которой измеряется, оценивается человек — а он, малень­кий человек, воспринимает, переживает эту оценку, это повседневное измерение с особенной остротой и уязвимостью. Он должен на собст­венном опыте убедиться, что его измеряют многими мерами, к нему подходят с разных сторон. Человек, который приходит к нам в школу малышом-несмышленышем, не должен быть учеником в узком пони­мании этого слова. Если он для педагога только существо, которому надо дать, вложить в его голову знания, — он не станет всесторонне развитой личностью. Личность немыслима, если человек не заявляет о себе, если в какой-то сфере духа человеческого он не стал властели­ном, если он не утверждает себя в деятельности и — это исключительно важно — в успехах, если он не переживает своего достоинства творца, если не идет с гордо поднятой головой. Гармоническое воспитание заключается в том, чтобы нравственное богатство многогранной дея­тельности человека, которого мы воспитываем, накладывалось на все сферы духовной жизни школы…

Вторая

проблема, определяющаяся в ходе осуществления идеи все­стороннего развития со всеми вытекающими из нее сложностями и трудностями, заключается в том, чтобы
вход в тот дворец, имя кото­рому

знания, образованность, приобщение к богатствам человеческой культуры, мыслился и переживался как величайшее благо нашего строя, нашего общества,
чтобы молодое поколение дорожило этим благом как бесценным завоеванием нашей революции. Кажется парадоксаль­ным, просто уму непостижимым тот факт, что для некоторой части подростков и юношества это великое благо — в тягость, учение — тяж­кое бремя, а учителям в ряде случаев приходится без конца воевать с лодырями и бездельниками… Преодолеть это можно лишь в том слу­чае, если сердцевиной духовной жизни школы, средоточием того бо­гатства и многогранности отношений личности к среде, о котором шла речь, станет
долженствование.
Наше время открыло новые грани в важнейшей нравственной проблеме, являющейся в то же время и проблемой всестороннего развития личности. Это соотношение, сочетание общественного и личного, гармония личного счастья и общест­венного блага. Умение подчиняться общественному долгу должно отвечать личным желаниям человека. Это и есть долженствование. Нравственное потребительство — огромный порок, который проника­ет иногда в мир детства, отрочества и ранней юности в нашей стране вследствие того, что из-за неправильного, не будет преувеличением сказать, неразумного подхода старших к младшим, у младших ис­кривляется представление о том, что должны старшие по отношению к ним, младшим, и что должны они, младшие, по отношению к стар­шим, к обществу. Гармоническое развитие личности возможно только при условии, что с малых лет человек на собственном опыте убежда­ется: в жизни есть понятие
трудно,
есть большое напряжение физиче­ских и духовных сил, есть допустимое и недопустимое, похвальное и предосудительное, нравственно благородное и мерзкое. Постижение трудного открывает перед человеком путь к счастью — в этом мастер­ство и искусство воспитания в духе долженствования… Задача воспи­тателя заключается в том, чтобы его питомцу было трудно; именно в постижении трудного истоки способности, способности глубоко нравственной — ценить материальные и духовные богатства, которые даются старшими поколениями. Постижение же трудного как источ­ника счастья и радости личности открывается там, где есть строгая гармония между тем, что человек получает от общества, и тем, что он дает обществу.

Здесь мы подходим к третьей

проблеме всестороннего развития личности —
воспитание потребностей.
Задача заключается не только в том, чтобы воспитывать разносторонние материальные и духов­ные потребности. Потребление не столь трудное дело. Значительно сложнее добиться гармонического развития материальных и духов­ных потребностей и особенно того, чтобы в жизни человека была активная деятельность, целью которой является становление и удов­летворение потребностей высшего порядка — потребностей духа. Материальные блага в настоящее время хлынули в мир детства, от­рочества и ранней юности настолько обильным потоком, что возни­кает опасность потери представления о трудовом происхождении и вообще об источнике этих благ. Одна из очень сложных социально-педагогических проблем заключается сейчас в том, чтобы у детей, подростков и юношества воспитывалось, можно сказать, строгое отношение к материальным благам. В воспитании такого отноше­ния мы видим большую мудрость и нравственное богатство настав­ников — отца, матери, учителя. Здесь особенно важно то, чтобы жизнь приобрела ярко выраженный нравственный смысл. В сознании юно­го гражданина мы развиваем мысль и чувствование того, что вот это я имею право желать, а этого желать не имею права, это для меня предосудительно, недопустимо, позорно. Воспитание
культуры
желаний —

один из самых ярких оттенков той сложной вещи, кото­рую мы называем нравственным смыслом школьной жизни. Только человек, умеющий по-человечески желать, понимает и чувствует, что такое трудно, что позволительно и что непозволительно. Культура желаний — обратная сторона долженствования. Воспитывая высоко­нравственные, благородные желания и удерживая от желаний недо­пустимых и непозволительных, мы тем самым предотвращаем большую беду — разлагающее, развращающее влияние удовлетворе­ния прихотей.

Воспитание культуры желаний в большой мере определяется тем, насколько мудрая гармония устанавливается в жизни человека между удовлетворением материальных потребностей и становлением, разви­тием, удовлетворением потребностей духовных.

Это
четвертая,
столь же сложная и нелегкая, проблема всестороннего развития личности. Школа как очаг высокой нравственности и культуры немыслима без богатой, многогранной духовной жизни коллектива; личность — если мы имеем своим идеалом, по словам А.В.Луначарского, ярко выра­женную личность (а именно так и надо представлять идеал воспита­ния) — немыслима без богатства духовной жизни.

Одним из парадоксов, с которыми, к сожалению, приходится ино­гда сталкиваться, является то, что учение, овладение знаниями есть, а духовная жизнь, по существу, отсутствует. Ныне, когда мы осущест­вляем всеобщее среднее образование, проблема духовной жизни школьного коллектива и личности приобретает исключительное зна­чение. Если мир интеллектуальных интересов человека, которого мы называем школьником, ограничивается приготовлением уроков, если, кроме обязательных знаний, ничего нет, если сфера интеллектуальной жизни втискивается только в учение и не включает в себя творческого труда — школа становится для человека очень непривлекательным, угрюмым местом, а учение — тяжелым, наскучившим, однообразным делом. Только в том случае, когда в школе ключом бьет многогранная духовная жизнь, овладение знаниями становится делом желанным, привлекательным, оно не прекращается и после окончания школы, продолжается в годы труда…

Всеобщность среднего образования, доступность высшего обра­зования миллионам рабочих и крестьян — небывалые в истории че­ловечества явления, источник которых — справедливость, гуман­ность социалистического строя. В эксплуататорском обществе при­обретение знаний, получение диплома означали право на опреде­ленные привилегии, не доступные массе трудящихся, и прежде всего на привилегию освобождения от труда. Образованность и труд в сфере материального производства были несовместимы. Наше об­щество поставило цель приобщить к культурным ценностям и бо­гатствам всех тружеников. Совершенно изменилась функция образованности. Знания нужны не только для труда, но и для богатой, разносторонней, счастливой духовной жизни, не связанной непо­средственно с трудом. Эта воспитательная направленность общеоб­разовательной школы выдвигает пятую

проблему идеи всесторонне­го развития:
человека, получающего среднее образование, надо подго­товить, «настроить» на «простой», «черновой», будничный труд рабочего и крестьянина.
Надо воспитать не просто готовность -практическую и нравственную — к этому труду, но и стремление, желание, влечение посвятить ему всю свою жизнь. Эта проблема -одна из наиболее сложных, она тесно связана с предыдущими.

Усвоение прочных, глубоких, осмысленных знаний, воспитание на всю жизнь неискоренимого человеческого желания знать больше, чем я знаю сегодня, —

такова
шестая
проблема идеи всестороннего развития. Мы не поставили ее на первое место лишь потому, что, как и другие про­блемы всестороннего развития, она тысячами нитей-зависимостей связана со многими другими проблемами, зависит от них и в то же время обусловливает их успешное решение. В воспитании всесторонне развитого человека вообще нет ничего второстепенного, все здесь важно, и если что-нибудь упущено или сделано неправильно, рушатся основы гармонии, представляющей собой всестороннее развитие как нечто единое целое…

Без чуткого, бережного отношения воспитателя к чести, достоин­ству маленького труженика, которого мы называем учеником, школь­ником, немыслимы ни чувство долга, ни послушание — а эти вещи так же неотделимы от школьного воспитания, как и любовь к ребенку. Самое изощренное «творчество» учителя, цель которого — добиться дисциплины, повиновения, ответственности воспитанников, остается бессильным и к тому же приводит к конфликтам между воспитателем и его питомцами, если, образно говоря, честь идостоинство не рож­дают младенца — желания учиться… Только если ты умеешь нянчить это дитя, в руках твоих становятся тонкими, мудрыми инструментами послушание, дисциплина, ответственность, долг.

Высокая педагогическая культура семьи

— вот
седьмая
проблема, выдвигаемая жизнью в связи с осуществлением идеи всестороннего развития человека. Совершенствование, углубление общественного характера воспитания означает не умаление, а усиление роли семьи. Гармоническое, всестороннее развитие возможно только там, где два воспитателя — школа и семья — не только действуют заодно, ставя пе­ред детьми одни требования, но и являются единомышленниками, разделяют одни убеждения, всегда исходят из одних и тех же принци­пов, не допускают никогда расхождений ни в целях, ни в процессе, ни в средствах воспитания.

Проблема эта тоже принадлежит к наиболее сложным и трудным. Взаимозависимости педагогических явлений в наши дни все больше усложняются: задачи, выдвигаемые жизнью перед школой, становятся настолько сложными, что без высокой педагогической культуры всего общества, и прежде всего семьи, усилия учителей, какими бы значи­тельными они ни были, окажутся недостаточно эффективными. Все школьные проблемы должны находить свое преломление в семье, все трудности, возникающие в сложном процессе школьного воспитания, уходят своими корнями в семью; всестороннее развитие личности зависит от того, какими людьми открываются перед ребенком мать и отец, как познаются человеческие отношения и общественная среда на примере родителей.

Серьезной задачей семьи и школы является формирование у воспи­танников нравственной готовности к отцовству и материнству. Без этой готовности невозможно представить всестороннее развитие че­ловека. Готовность к высокой миссии отца и матери — одна из важ­нейших сторон гражданственности людей социалистического общест­ва. Многолетний опыт убедил нас, что умение видеть в ребенке, под­ростке, юноше, девушке будущих отца и мать, умение оценивать педа­гогические явления с той позиции, что через два десятилетия наш ма­лыш приведет в школу своего сына и будет вместе с нами размышлять о том, как его лучше воспитать, — это умение необходимо нашему обществу в такой же мере, как и высокий уровень трудового мастер­ства производителей материальных и духовных ценностей. Первая школа отцовства и материнства — полноценное нравственное воспи­тание в годы детства, отрочества, ранней юности. Педагог, озабочен­ный тем, чтобы из каждого малыша вышел хороший отец, видит за­дачу большой воспитательной важности в утверждении исключитель­но ценной нравственной черты — деятельного долга. Поэтому одним из определяющих условий нравственного воспитания является стрем­ление к тому, чтобы каждый наш питомец уже в годы детства и ранне­го отрочества умел возлагать на себя труд ответственности, бремя долга

за жизнь, здоровье, душевный покой, благополучие других лю­дей; чтобы уклонение от труда, ответственности и долга мыслилось и переживалось человеком как мерзость.

Первый урок моральной готовности к материнству и отцовству за­ключается, таким образом, в том, чтобы уже в годы детства и раннего отрочества каждый наш воспитанник умел дорожить человеком как величайшей ценностью, был непримиримым, нетерпимым к самой мысли о том, что человеку можно принести несчастье, оскорбить, уни­зить его. Подлинное человеколюбие предполагает высокую дисциплину поступков, чувств и мыслей. Наш девиз — человек не раб, а властелин своих чувств и порывов.

Осуществляя задачу воспитания моральной готовности к материн­ству и отцовству, мы пришли к системе этических бесед, посвященных высокой миссии матери и отца. Это беседы о любви и дружбе, браке,

деторождении, воспитании детей. Конечно, эти беседы были бы бес­полезными, если бы не забота педагогического и родительского коллек­тивов о том, чтобы и в семье, и в школе каждый ребенок видел пример осознанного труда

и
ответственности.
С того момента, как родители отдали своего ребенка в школу, они становятся слушателями родительской школы. Программа постоян­ного повышения педагогической культуры отцов и матерей — это, по существу, наша совместная с ними работа — тонкая и трудная, конеч­ной целью которой является идеал всесторонне развитого, гармониче­ского человека. Самое трудное состоит в том, чтобы отец и мать вме­сте с нами видели, понимали духовный мир своего ребенка, умели разобраться в причинах и следствиях, осмыслить воспитание как це­ленаправленный труд…

Взрослость не должна приходить к человеку неожиданно. Там, где родители в один прекрасный день с изумлением убеждаются, что их дети стали взрослыми людьми и в связи с этим надо что-то сроч­но предпринимать, общество получает 20-летних младенцев, со­зревших для того, чтобы рожать детей, но незрелых нравственно. Воспитание моральной зрелости


восьмая
проблема всестороннего развития. Школа — мир счастливого детства, но этот мир должна озарять мысль о том, что дети завтра станут взрослыми. Взрослые мысли, заботы, идеи — все это должно постепенно входить в мир безмятежного детства. Воспитание моральной зрелости — сложный процесс, затрагивающий все сферы отношений формирующейся личности к естественной и общественной среде, начиная от взаимо­отношений в семье и кончая выполнением гражданского долга. Мо­ральная зрелость, взрослость в решающей мере определяется отно­шением к труду, точнее, местом труда в духовной жизни. Степень зрелости зависит от того, чем живет человек, какие заботы, тревоги наполняют его жизнь, в чем открывается перед ним смысл бытия. Одна из сложнейших педагогических задач заключается в том, что­бы важнейшей заботой, наполняющей духовную жизнь человека уже в годы раннего отрочества, было трудовое увлечение. Зрелость — это духовная устремленность в будущее, способность задумываться над тем, каким я буду завтра. В воспитании моральной зрелости важно то, чтобы труд, одухотворивший воспитанника, имел общественную значимость.

Гражданин начинается с убеждения: своим трудом я выполняю долг перед людьми. Уже в 13-14-летнем возрасте важное место в ду­ховной жизни человека должна занимать трудовая деятельность, соз­дающая материальные ценности для людей. Нельзя сводить дело лишь к тому, чтобы напоминать подросткам: вы прежде всего ученики, ва­ша основная обязанность — хорошо учиться. Если комсомолец чувст­вует себя только учеником, только воспитываемым, он станет беззаботным потребителем, а отсюда один шаг до нахлебничества. Корень зрелости, взрослости в том, чтобы в 13-14-летнем возрасте человек видел в себе не только ученика, но и члена общества, имеющего обя­занности перед людьми, без трудового напряжения которого (он дол­жен убедиться в этом на собственном опыте) не могли бы жить другие люди. В этом — подлинное соединение обучения с трудом. Оно неотде­лимо от нравственного воспитания и составляет самую сущность мо­рального становления личности.

Антология педагогической мысли Украинской ССР/ Сост. Н. П. Калиниченко. — М., 1988. — С. 444-457.

Как развить интеллект?

Вообразите себе гонщика-велосипедиста, который пытается ехать при помощи только первой и второй скорости. Он искренне удивлен, почему у него не выходит выиграть гонку. Большинство людей похожи на такого велогонщика, когда дело касается использования возможностей мозга. Они даже не предполагают, что у их «мыслительного аппарата» есть третья и четвертая скорости.

Есть часть людей, которые пользуются мозгом немного больше, чем другие. И все тут же начинают считать их «одаренными». Но в действительности они просто более оптимально используют резервы своего мозга. Для них разностороннее развитие личности – это норма, а не временная нагрузка для мозга. Рассмотрим несколько методов, которые позволяют использовать оба мозговых полушария и развить интеллект.

  • В решении задач использовать аналогии и искать похожие процессы в других сферах человеческого знания;
  • Использовать воображение: намеренно «выключать» фундаментальные законы природы, так, как это происходит в сказках;
  • Общаться с людьми, обладающими высоким интеллектом – даже если они не принадлежат к вашему профессиональному кругу. Развитие личности в интеллектуальной среде происходит гораздо быстрее. Такой обмен идеями действительно интересен и включает мыслительный процесс. Он нередко полезен для развития интеллекта и решения задач, относящихся совершенно к другой области знания.
  • Для решения практических задач нередко бывает полезно написать отчет, или изобразить проблему на бумаге. Этот способ позволяет систематизировать имеющиеся вопросы, увидеть их со стороны. Такой способ применим и для самопознания – часто кажущаяся мучительной эмоциональная проблема теряет свою остроту, если описать ее при помощи слов или красок;
  • Необходимо уметь ставить перед собой правильные вопросы, позволяющие сменить угол зрения. Здесь придется напрячь мозг. Например, вопросы могут быть такими: «Может ли быть этот объект большего или меньшего размеров?», «Можно ли что-то к нему добавить, или, наоборот, отнять? Переместить? Расположить выше или ниже?». Или вопросы другого характера: «А что, если посмотреть внутрь?», «Как еще это можно использовать?», «Какие трудности это устраняет и какие создает?», «В чем состоит принцип работы?» и т.д.

Правда. Мы все — мультипотенциалы

Что же открыла миру Эмили? Взяла самого обычного здорового человека и назвала — мультипотенциалом. Она классно раскрыла тему, но сделала один шаг в сторону — на нём я и делаю акцент.

«Мультипотенциалы» — не особенный типаж людей, они не родились с интересом ко всему. Они просто его сохранили!

Назад в детство. Пожарные не с самого детства бросались тушить огонь. Скорее всего, совали в него руки и возможно пробовали его лизнуть :) Они проявляли интерес. Если мама в детстве ударила по рукам в такой момент — отбила интерес.

Затем, ребёнок пробует рисовать, а ему говорят, что рисунок — ужасен. Минус потенциальный интерес.

Ещё сохранив интерес к спорту, такой ребёнок идет на карате. Удар в нос — последний интерес «в крови». Всё, готов будущий специалист.

Изначально, мы интересовались всем. Мы — «мультипотенциалы». Но некоторым отбили желание. Из «мульти» превратили в «моно». Из разносторонне развитой личности сделали обычную личность, в хорошем случае — просто развитую.

У «мультипотенциалов» родители и окружение оказались достаточно умные, чтобы не загнать ребёнка в рамки, и дали ему возможность развивать свой интерес. Или, уже во взрослом возрасте, человек занимался

Разностороннее развитие личности и спорт

Предполагает ли разностороннее развитие личности занятия спортом? Однозначно, да. Мир, в котором живет человек XXI века, кардинально отличается от мира наших родителей. Жизненный темп увеличился во много раз. Еще больше возросли нагрузки на психику. Монотонная работа и малоподвижный образ жизни могут приводить к заболеваниям. А низкий уровень тренированности приводит к тому, что даже небольшое психоэмоциональное влияние или малейшая физическая нагрузка оказывают стрессовое влияние.

Небольшое напряжение обоих типов имеет характер тренировки. Но большие и постоянные нагрузки истощают организм и психику. Спорт и физические нагрузки позволяют добиться продуктивности в работе и творчестве, избежать заболеваний. Спорт – это то, что влияет на развитие личности человека прямым путем – через тело. Чтобы начать тренироваться, вам не нужны дорогие абонементы в спортзал. Приседания и отжимания можно делать прямо дома. Как сделать спорт частью своей жизни? Методика физической нагрузки может быть разной и подбираться с учетом особенностей человека, его пожеланий. Но чтобы занятия действительно приносили пользу, необходима дисциплина.

Если вы твердо решили внести занятия спортом в свой график, здесь может потребоваться двойной, а то и тройной самоконтроль. Но разностороннее развитие личности невозможно без физического развития. При планировании занятий нужно учитывать все факторы: рабочее расписание, семейные обстоятельства, учебу. Однако никакие обстоятельства не могут быть оправданиями. Ведь каждый несет ответственность за свое физическое состояние сам.

На тренировках нужно выкладываться на все 100%. Даже самая изысканная программа не принесет успеха, если она будет выполняться кое-как. Именно во время занятий спортом происходит проверка на выносливость. Как говорят профессиональные спортсмены, без приложения экстремальных усилий невозможно достичь экстремальных успехов.

Пострадавшие специалисты

Выступление Эмили — яркое, но, она делает подмену:

  • Здоровый, разносторонний человек — мультипотенциал.
  • Забитый в детстве ребёнок, выросший специалистом или рабочим — тоже здоровый.

Эмили акцентирует на мультипотенциалах и как их нужно беречь. — Да они и сами справятся!

Акцент нужно делать на пострадавших специалистах! Они могут стать творческими, но не знают, что могут. Снимут страхи и блоки — сразу зарисуют и запоют.

Вывод

Разностороннее развитие личности возможно только при сочетании неосознаваемых устремлений человека с сознательными целями. Проще говоря, когда интуиция дружит с логикой. Только человек с хорошей самооценкой, сбалансированными потребностями и мотивами, четко поставленными целями и развитой привычкой к самоконтролю может рассчитывать на достижения в разных областях. Посвящение времени основным направлениям развития личности также предполагает развитые навыки управления временем. Эти усилия никогда не напрасны. Гармонично развитый человек может избежать большинства нарушений эмоциональной, физической и нравственной области.

Тематика: Медитация, Психическое здоровье, Личностный рост, Самореализация, Развитие интеллекта

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]