Определение секты дать сложно – на этот счёт спорят сами эксперты. Обобщённо сектой называют отдельную религиозную группу людей, имеющих учение и практику, которые отличаются от основных существующих мировых конфессий. Несмотря на разные подходы, среди исследователей данного вопроса (а темой занимаются социологи, религиоведы, историки, культурологи и др.) можно выделить ключевые характеристики, свойственные большинству из сект.
1. Маркетинг. Сектанты стараются привлечь как можно больше адептов, поэтому участники секты обычно активно занимаются пропагандой своего учения. Должны насторожить назойливые звонки, письма и сообщения с предложениями бесплатно посетить семинар по духовному росту или пробуждению. Благотворительные концерты, фестивали для детей, психологические тренинги тоже зачастую скрывают псевдорелигиозные течения.
КСТАТИ | |
Существует специальный психологический приём «бутерброд»: человека окружают особым вниманием и заботой, двое сектантов постоянно держат всестороннюю связь с вербуемым, чтобы не допустить его критических мыслей в отношении учения. |
2. Иерархия и двойное учение. Обычно инициаторы секты маскируют своё учение под общепризнанные ценности. Всей правды об истинных идеалах сектантов новичкам никогда не рассказывают. Зачастую, чтобы стать «посвящённым» в дела общины, нужно занимать высокое место в иерархии. Иерархичность – одно из главных свойств построения религиозной секты. Такое устройство позволяет держать всю организацию под строгим контролем, а также стимулировать участников проявлять активность, чтобы добраться до следующей ступени.
3. Взносы. Большинство сект существует на средства её приверженцев. На каком-то определённом этапе от участника секты начинают требовать взносы, пожертвования и вклады в общее дело. Иногда секты с самого начала информируют о платности своих семинаров и тренингов, но зачастую о том, что придётся платить, новичок узнаёт уже после «посвящения» в свои ряды. Для того чтобы распоряжаться средствами и имуществом своих приверженцев, сектанты могут использовать различные методы подавления сознания, гипноза и психологического давления, вплоть до угроз жизни и здоровью.
4. Непогрешимый лидер. Сектантские учения обычно претендуют на уникальность и неоспоримость. Более того, у течения есть лидер, из биографии которого известны лишь те отдельные факты, которые подтверждают его «священность». Все знания, пришедшие к «верховному учителю», обычно получены сверхъестественным путём – через общение с духами, природой или инопланетным разумом. Его уровень «просветления» недостижим для последователей, а приказы не обсуждаются. Это своеобразный «диктатор», а подчинение ему по иерархическим ступеням носит тоталитарный характер. Даже если на начальных этапах новичкам кажется, что участие носит добровольный и демократичный характер, на самом деле в структуре всё строго регламентировано.
Как распознать секту и самому не стать сектантом
Книжки и брошюрки с яркими обложками, на которых, как слоган, слова: «Бог любит тебя. А что ты знаешь о Боге?»… Их можно обнаружить в поликлинике, в клубе, куда вы привели ребенка на занятия, в магазине на столике для упаковки продуктов, даже в собственном почтовом ящике… Улыбчивые молодые люди у метро раздают листовки, приглашающие на лекции, на которых вам откроется смысл жизни… А за углом вам предложат уже не тоненькую брошюрку, а увесистый том о йоге… Но может быть и так: к вам подойдут и просто спросят: «Вы счастливы? Хотите быть счастливым?» Сект и всевозможных религиозных общин сегодня в России действует множество. Как попадают в них люди? Что делать, если вас или ваших близких пытаются завлечь в секту или какую-то вроде бы по виду христианскую общину? Как вообще отличить, что вы имеете дело с адептом сомнительного учения? Об этом беседуем с сектоведом Романом Михайловичем Конем.
Мормонские проповедники
– С начала 1990-х годов, с момента вступления в силу законов о свободе вероисповеданий, в стране активизировалась деятельность различных сект и т.н. протестантских деноминаций. Они становились популярными у людей молодых, активных, занимающихся бизнесом… Скажите, пожалуйста, почему секты оказались так привлекательны?
– Однозначного ответа на вопрос, почему тот или иной человек стал членом какой-то секты, скорее всего не будет. Каждый случай всегда особенный. Но если говорить о начале 1990-х годов, то общие причины того, почему сектантство в то время привлекало людей, можно назвать.
Начало 1990-х годов – это время религиозного вакуума в бывшем Советском Союзе. Многие люди пребывали в поиске смысла своего бытия, искали Бога, и любого, кто с Библией в руках выступал с проповедью о Боге, они воспринимали чуть ли не как Самого Иисуса Христа или Его посланника. Религиозным поискам содействовали и внешние причины: разрушение привычного уклада жизни, свертывание социальных и медицинских программ, демонтаж коммунистической идеологии, бывшей мировоззренческим ориентиром для многих.
– Неужели все, кто последовал за новоявленными проповедниками, стали сектантами?
Сектантом человек становится не тогда, когда посещает собрания секты, а тогда, когда встречается с Истиной, но избирает заблуждение
– Если человек неверующий, или не имеющий религиозных знаний, или ищущий услышал сектантскую проповедь о Боге и увлекся ею, то он еще не стал сектантом. До того момента, пока Истина не открылась ему, говорить о человеке как о сектанте можно лишь формально, но настоящим сектантом он еще не является. Сектантом он станет тогда, когда встретится со свидетельством об Истине, но изберет заблуждение.
– Поясните, пожалуйста.
– Когда человек был обращен в баптизм, адвентизм, пятидесятничество, стал харизматом, иеговистом, кришнаитом, мормоном или последователем иной секты, то ему был навязан сектантский взгляд на Православие, представляющий нашу веру в искаженном виде. Сектанты говорили ему, что, например, православное почитание икон – это идолопоклонство, священство – это преграда между Богом и человеком. Но как только человек соприкоснулся с Православием и услышал, что сектантское понимание православного учения об иконах или священстве искажено и не соответствует тому, чему на самом деле учит Церковь, то он оказывается перед выбором: остаться верным сектантскому толкованию Православия или отвергнуть сектантские заблуждения и избрать истину.
Святые отцы отмечают упорство воли, сознательное противления истине, защиту лжи как отличительную особенность ереси и сектантства
Право выбора принадлежит разумной воле личности, но воля в нынешнем падшем состоянии удобопреклонна ко греху, поэтому возможны нерациональные поступки. Все святые отцы отмечают упорство воли, сознательное противления истине, защиту лжи как отличительную особенность ереси и сектантства.
Если у человека находится мужество признаться в своем заблуждении и принять истину, то он совершает решительный шаг и уходит из секты.
– А есть ли статистика, показывающая, сколько людей ушло из сект?
– Ответить на этот вопрос непросто, поскольку сквозной статистики о количестве сектантов нет. Можно говорить о динамике в пределах отдельных сект. Например, в период сектантского бума в России в 1992–1994 годах количество мунитов, имевших статус полноправных членов, составляло, по разным данным, от 2 до 6 тыс. человек. В те годы, чтобы стать полным членом этой секты, требовался испытательный срок продолжительностью в семь лет; следовательно, количество адептов, стремившихся к этой цели, было в несколько раз больше. В 2012 году, после смерти основателя секты Муна, в России насчитывалось, по данным самих мунитов, около 1 тыс. членов, однако не уточнялось, кто вошел в эту статистику.
Собрание московских мунитов. 1997 г.
Люди, ушедшие из сект, не всегда считают нужным заявлять об этом. Но часть из них сочла своим долгом публично заявить о своем уходе и стала вести борьбу с сектами, чтобы предостеречь других от сектантских заблуждений.
– А если отвлечься от ситуации 1990-х годов, которая все-таки была особой, почему люди попадают в секты в иные времена? И почему там остаются?
У врага рода человеческого задача одна – отвлечь человека от Христа и Его Церкви. А для этого годятся все приемы
– Существует мнение, что причины увлечения сектантством коренятся в социальных, политических условиях жизни и психологии самого человека. Если бы это было так и сектантство было бы естественным этапом развития человека и общества, то с исчезновением социально-политических проблем, психологических проблем оно бы тоже исчезло. На самом деле эти обстоятельства являются внешними факторами, способствующими появлению сект и попаданию в них людей. Не отрицая их влияния, надо сказать, что всё же главной причиной попадания в секты является выбор самого человека под влиянием неразумной ревности по спасению, гордости, тщеславия, стремления оправдать плотские похоти и страсти – и злая воля демонов, которые избирают тех, кто подвержен страстям, и через них начинают проповедовать лжеучения. Ведь у врага рода человеческого задача одна – отвлечь человека от Христа и Его Церкви. А для этого годятся все приемы.
Если человека сложно склонить к отречению от веры в Святую Троицу, то демоны способствуют появлению лжеучения, где есть вера в Троичного Бога, но нет Церкви. Для тех, кто хочет следовать евангельским нравственным заповедям и смущается догматом о Святой Троице, кому кажется, что это язычество – якобы три Бога, создается учение о едином Боге. Для тех, кто хочет, чтобы было учение о Троице, но еще желательно, чтобы христианин не выглядел маргиналом, а был человеком процветающим, есть харизматические секты. И они объяснят, почему человек должен быть здоровым и жить в достатке. Оказывается, распятый Господь Иисус Христос пригвоздил ко Кресту все немощи и страдания: бедность, нищету, болезни… И тот, кто считает себя христианином, просто изъят из-под действия бедности и прочих несчастий.
Есть целый ряд сект, где якобы совершается Евхаристия, вечеря Господня. При этом Евхаристия воспринимается лишь как воспоминание трапезы, которую совершил Христос со Своими учениками накануне Крестных страданий, но этот обряд ни благодати не сообщает, ни к спасению отношения не имеет.
– А каким людским страстям потакают секты?
– Всем. Например, в секте Виссариона в 1990-х годах распространялось учение о семье как союзе мужчины и женщины, основанном на взаимной любви. Одновременно с проповедью этого учения у Виссариона появилось много любовниц, и ему надо было как-то оправдать свой разврат. Тогда он стал учить, что любовь мужа к супруге – это эгоистическая любовь, а подлинная любовь должна распространяться на многих женщин, поэтому у мужчины должна быть не одна жена, а две, три…
Секта Виссариона
Ничего нового в этом оправдании человеческих страстей нет. Апостол Павел в Послании к Римлянам говорит, что люди настолько отпали от Бога, что стали освящать и обожествлять свои страсти. И сегодня, если человек стремится оправдать какие-то свои страсти и немощи, он зачастую в сектах получает на них религиозную санкцию. Оправдываются черствость, самомнение, гордость, тщеславие, равнодушие и т.д.
– Какие социальные и психологические опасности таят в себе секты?
– Когда речь заходит об опасности, исходящей от сект, как правило, приводят факты деструктивного влияния на личность и общество вне какой-либо связи с учением сект. Считается, что секты опасны в силу деструктивности сложившейся в них психологической атмосферы. Однако ее корень – в вероучении сектантов.
Сектанты совершают преступления, но не все преступления, совершенные ими, являются специфически сектантскими. Иногда они совершают преступление не потому, что они кришнаиты, или сайентологи, или представители других сект, а в силу испорченной человеческой природы, подобно тем, кто исповедует другие религии.
Но есть целый ряд преступлений, которые совершают сектанты в силу того, что учение, которому они привержены, делает легитимными их антиобщественные и уголовные деяния.
– Приведите, пожалуйста, примеры.
– Кришнаиты учат о том, что эффективным средством избавления от кармы является преданное служение Кришне и тот, кто посвящает свою жизнь этому служению, может совершать любые действия, не ведущие к ухудшению кармы. Поэтому кришнаитам можно лгать, воровать, заниматься мошенничеством – но при одном условии: совершается это в состоянии преданного служения Кришне. Таким образом, уголовные деяния получают религиозное обоснование. Другой пример. У «Свидетелей Иеговы» имеется запрет на переливание крови. И если иеговист оказывается в ситуации, когда переливание крови необходимо для спасения жизни человека, то его отказ от этой процедуры – это фактически сознательное самоубийство. Но для представителя данной секты – это не самоубийство, а исполнение ложно понятого запрета на вкушение крови – то есть добродетель.
Кришнаиты и идол Свами Прабхупады
– А как мотивируется запрет на переливание крови?
– В Священном Писании есть запрет на употребление крови в пищу. Иеговисты толкуют его расширительно – как запрет на переливание крови, рассматривая эту процедуру как способ питания. Однако в нашем организме система пищеварения и система кровообращения не напрямую связаны между собой: кровь не участвует в процессе пищеварения.
Секты опасны тем, что легитимизируют уголовные, административные, антисоциальные деяния, наполняя их религиозным смыслом
Так что опасность сектантства, прежде всего, в том, что секты легитимизируют уголовные, административные, антисоциальные деяния, наполняя их религиозным смыслом. Таким образом, деструктивность сект определяется их учением. При этом следует учитывать, что секты, в которых еще не сложилось вероучение и многие положения прописаны нечетко, обладают теоретической возможностью для весьма широкого толкования вероучения, в том числе и для оправдания разного рода деяний.
– О чем нужно помнить нам, христианам, как, впрочем, и всем другим людям, чтобы не оказаться втянутыми в секты?
– Христианам в первую очередь нужно знать учение Церкви и проявлять трезвомыслие. Если христианин слышит проповедь, идущую вразрез с основополагающими постулатами его веры, то это должно сразу насторожить. Например, если кто-то утверждает, что Второе пришествие Христа состоялось в 1914 году, то знакомый с Евангелием сразу среагирует на это, мягко говоря, странное утверждение. В Евангелие четко сказано, что Второе пришествие Христа будет видимым всем и будет сопровождаться знамениями космического масштаба. В 1914 году подобного не наблюдалось. Если Виссарион утверждает, что он второй раз пришедший Христос, но под новым именем и в новом теле, то очевидно, что данное учение с евангельским не имеет ничего общего.
Во-вторых, чтобы не попасть под влияние сектантов, надо попытаться определить, представитель какого учения перед вами. Если вам предлагают пойти на курсы изучения Священного Писания, следует попросить предлагающего представиться. Если он не хочет четко обозначить свою религиозную принадлежность, значит, мы имеем дело с чем-то сомнительным. Следует помнить, что сектанты любят представляться и православным епископом, священником, иеромонахом, монахом…
– Даже так?
– Да, даже так. К примеру, известный ныне «бог Кузя» начинал свою деятельность в православной среде. Он явился на православный приход и представился монахом. Настоятель проявил неразборчивость и принял его как монаха, не потребовав от него никаких документов. Затем этот «монах» открылся настоятелю, что он якобы иеродиакон, затем – что он иеромонах, поставлен покойным митрополитом Питиримом, был пострижен в его домашней церкви, документов не сохранилось. Его допустили к совершению богослужений. Но в конце концов он был разоблачен и изгнан из православного прихода.
«бог Кузя»
Приобретя некий опыт, он в Москве стал представляться уже епископом Романом. Но никого не смутило, что епископ без кафедры.
Как должен поступать православный человек в такой ситуации? Если он слышит, что есть какой-то подвижник, тем более епископ, надо навести справки. Узнать, из какой епархии. В настоящее время сведения о священнослужителях Церкви доступны почти всем. Если называется епархия, то в конце концов можно в эту епархию позвонить, там справиться. Да просто задать себе вопрос: а что этот «епископ» делает в нашем городе, в нашей местности? Почему покинул свою епархию? И об объявившихся вдруг необыкновенных старцах, о подвижниках обязательно надо справляться.
– На что важно обратить внимание, если человек, подошедший к вам, представился, сказал, из какой он религиозной организации?
Недавно образованные христианские группы с короткой историей должны вызвать у вас настороженность
– Обязательно обратить внимание на время возникновения этой организации. Если эта организация называет себя «церковью», но возникла 10 лет назад, 20, 30, 40, 50 лет назад, вполне закономерен вопрос: «Какое отношение эта христианская группа имеет к Церкви апостольского времени, созданной в 33 году по Рождестве Христовом? Что делали ее общины эти почти две тысячи лет?» Недавно образованные христианские группы с короткой историей должны вызывать настороженность. Замечено: сектанты не любят вопросов о своей истории, о своем происхождении, они постараются уклониться от ответов, будут просто говорить: «Мы христианская церковь», настаивать, что время появления не важно, а главное – это вера.
– Что еще не любят сектанты?
– Они не любят, когда им задают критические вопросы, сравнивают их учение с православным.
– Люди доверчивы….
– Да, люди доверчивы. Но в первую очередь надо доверять Церкви, и как только человек не доверяет Церкви, он оказывается в опасности.
– А почему не доверяют Церкви, как вы думаете?
– Причины недоверия, как правило, субъективны. Кому-то не понравился священник в храме, в который он зашел. Кого-то обидели, что-то резкое сказали – такое случается. Но надо всегда отделять личное от учения Церкви. А если человек не доверяет Церкви, то это свидетельствует о его самомнении и гордости, а она ведет к прелести. Этой страстью пользуются демоны как эффективным средством нападения на человека. На ней же умело играют сектанты.
Нередко можно на улице услышать, как иеговисты или представители протестантских общин вербуют человека: «У нас не пьют, у нас крепкие семьи. У нас то хорошо, это хорошо – а у них, православных, всё плохо, плохо и плохо». Это типичный пример того, как пытаются эксплуатировать человеческое недовольство. И это недовольство может привести человека в секту. А атмосфера в секте многих сразу очаровывает, потому что к новичкам тотчас же проявляют внимание, их располагают к себе, о них заботятся. И человеку это, естественно, нравится, он начинает чаще и чаще ходить на собрания сектантской общины. Привыкает, и через какое-то время ему уже сложно расстаться с этой средой.
Роман Михайлович Конь
– К нам постучали в дверь и спросили: «Хотите ли вы знать о Боге?» Что мы должны ответить? Как поступить?
– Зависит от того, кто открывает дверь. Если это православные люди, то они должны сказать, что они знают истинное учение Боге. Они могут предложить пришедшим свое учение, чтобы и те приобщились к истине, которой владеет Церковь, или предложить посетить богословские курсы на приходе или пообщаться со священником.
Поинтересуйтесь у подошедших к вам, в чем заключаются основные положения их вероучения
Если дверь открывают люди нецерковные, малоцерковные или колеблющиеся, то, прежде всего, им надо поинтересоваться, кого представляют пришедшие. Если на просьбу представиться следует отказ, то перед ними однозначно сектанты. Если сектанты называют свою организацию, надо попытаться выяснить, в чем заключаются основные положения их вероучения, и спросить, чем они отличаются от учения Православной Церкви. Если пришедшие не смогут или не захотят этого сделать, это должно насторожить. Если людей не смущает сектантское учение, то они должны быть готовы понести все последствия своего выбора.
– В своем почтовом ящике мы обнаружили книжки явно сектантские: «Свидетелей Иеговы» или другой секты… Что мы с этим должны сделать?
– Выбросить в мусоропровод или сжечь. Поставить в известность приходского священника и катехизатора (миссионера) о том, что на территории прихода действуют сектанты, распространяют агитационные материалы. Желательно мобилизовать прихожан, чтобы в почтовых ящиках появлялась не только сектантская литература и жители дома, подъезда, улицы смогли узнать, что кроме сектантов существуют православные приходы, в которых их ждут и где для них проводятся занятия по изучению Священного Писания, по изучению библейской истории, где читаются лекции по богословию, на которых можно узнать о Боге и спасении.
Запоздалые вопросы
Членство человека в секте в большинстве случаев очевидно, а признаки сектантства лежат на поверхности. Например, кришнаит будет ежедневно вставать в пять утра, петь мантры, поклоняться божествам, стоящим в домашнем алтаре. Ваша кухня пропитается запахом карри и других индийских специй.
Собственно нестандартное, зачастую неадекватное, противоречащее общепринятым нормам поведение сектантов является одной из причин того, почему социум воспринимает секты негативно и борется с ними. Общество не заинтересовано в том, чтобы увеличивалось число людей, которым затруднительно в нем выживать.
Констатация того, что ваш близкий попал в секту, в общем-то бесполезна.
Это как засвидетельствовать, что ваза разбилась: факт установлен, но вот склеить ее будет весьма затруднительно. Если человек уже стал членом сомнительной организации, принял ее идеологию, сменил свои мировоззрение и образ жизни в соответствующем направлении, исправить ситуацию крайне сложно и практически невозможно.
Хотите, чтобы ваше желание исполнилось? Приглашаем на трансформационную психологическую игру, которая запустит сбычу мечт!
Пробовали убедить пенсионера в том, что коммунизм – это утопия, а марксизм – лженаука? Пытались доказать молодому человеку-либертарианцу, что государство все-таки должно вмешиваться в экономику? Тогда вы знаете, с каким трудом человек отказывается от установок, которые считает плодом своего свободного выбора и частью собственного «Я».
Признаки попавшего в секту человека
Теперь обратимся к вопросу, какие признаки помогут определить, что член вашей семьи или другой человек, которого вы хорошо знаете, оказался вовлечён в нелегальную религиозную организацию.
Присмотритесь к поведению и высказываниям человека:
- он пропадает на несколько часов — посещает мероприятия («сходки», встречи, семинары);
- в доме появляется литература организации, звучит специальная «духовная» музыка, воскуряются благовония на восточный манер или образки святых покровителей, чтимых данной общиной;
- у него появляется сразу много новых знакомых — эффект «вхождения в круг», он рассказывает о них, они приходят в гости или звонят;
- он начинает соблюдать неизвестные ритуалы при повседневных действиях (омовения, жесты, молитвы, пение), соблюдает необычные посты и праздники;
- начинает воспитывать и поправлять вас, может прямо обвинить в греховности вашего образа жизни, попутно заявляя, что стал новым человеком;
- проповедует, пытается обратить в свою веру, осуждает ваше «невежество»;
- меняется выражение лица, становится как бы просветлённым, взгляд погружён в себя;
- становится замкнут, отказывается от общения.
Если из дома пропадают ценности, он бросает работу (тайком или открыто), уходит жить в организацию, отключает мобильный, значит влияние организации очень сильное, требования к членам радикальны и опасны.
Двойное учение
У секты часто есть “двойное дно”. На этапе рекламы о лидере секты, правилах, условиях жизни в их обществе говорится далеко не всё. Сначала вербуемый адепт видит красивую картинку, слышит только о грядущих улучшениях в своей жизни. Только потом выясняется, что лидер может быть ранее судим за преступления или же просто сам не верит в то, что внушает другим. А все это было создано только ради его же обогащения.
Сначала от новоизбранного ничего не требуется – кроме участия в жизни общества, изучения принципов их веры, морали. Только потом выясняется, чтобы продолжить существование в секте, нужно чем-то (всем, чем только можно) заплатить, отказаться от прежней жизни. Обычно к этому моменту адепт уже ввязался в секту во всех смыслах: психологически, возможно, медикаментозно, а также мог подвергаться физическому насилию.
Избранничество
На каждой ступеньке сектантской иерархии взывают к глубинным переживаниям человека, а также к его честолюбию, любопытству. Обычно адепта пытаются отстранить от прежних связей, объясняя эту необходимость «избранностью» сектантов и «отличием» от основной массы людей, не верующих в то же, что и они (теперь).
Адепту общины могут даже внушить, что именно но является посланником Бога, только ему под силу изменить этот мир. Без него и, конечно, духовных лидеров секты, которые помогут и направят его на верный путь, человечество погрязнет в хаосе.
Религиозный маркетинг или религиозная реклама
Пропаганда секты обычно очень настойчивая. Реклама взывает к следованию якобы общечеловеческим ценностям (гостеприимство, взаимовыручка, добродушие, сплочение группы и т. п.). В агитационном материале (листовках, плакатах и др.) обещают получение благ, что нужны каждому, но не у всех в достатке:
- любовь;
- счастье;
- материальное благополучие;
- уважение и принятие окружающих.
Послесловие
Вера важна для каждого человека. Но самый полезный вариант веры с точки зрения психологии – это вера в себя, собственные силы. Рациональное объяснение окружающих явлений, умение устанавливать причинно-следственные связи, познание и принятие себя, работа над собой полезнее для психологического здоровья и самореализации, чем вера в высшие силы или надежда на других людей. Человек – автор и управленец всего, что с ним происходит.
О том, как помочь жертве сектантства, читайте в статье «Почему попадают в секту. Как не стать жертвой и не попасть в секту. Помощь попавшему в секту».
Наличие непогрешимого гуру и догмат учения
Если в религии Бог – это нечто неземное, иногда воплотившееся в людей или животных, а иногда являющееся человеку для донесения истин, то в секте есть тотальный духовный лидер.
Бог любит всех людей, наказывает за серьезные прегрешения, но и это может простить. Для прощения нужно покаяться, молиться, исправлять свое поведение, жить с пользой для окружающих. У гуру сектантов всё иначе. Здесь требуется подчинение, отказ от родных, близких, прежних интересов.
Можно возразить, мол, в православных монастырях тоже живут отшельники, которые отказались от мирских связей, благ. Однако разница существенная – прежде чем постричься в монахи, необходимо пройти несколько этапов, просто попробовать себя в роли трудника при обители. В секту буквально заманивают, подавляют волю в короткие сроки.
К тому же, религиозная деятельность в целом приносит добро, монахов не заставляют ходить по домам, зазывать в свою организацию ради наживы. Экскурсии в известные монастыри дают ощущение трепета, благоговения. Не зря каждый год совершается множество паломнических поездок по стране. Чего нельзя сказать о сектах.
А у вас развитая сила воли?
Чтобы узнать, насколько вы волевой человек и как развить силу воли именно вам, составьте натальную карту. Вы увидите свои слабые места и поймете, как на них повлиять.
Для начала изучите характеристики первого дома.
- Солнце дает уверенность в себе, но часто и самоуверенность. Такого человека сложно заманить в сомнительное сообщество. Но если он заинтересовался каким-то учением и твердо уверовал, его будет сложно переубедить.
- Юпитер делает человека добрым, открытым и восприимчивым. Он может пропустить момент, когда его начинают обманывать и завлекать в культ.
- Марс дает напористый характер, пробивную личность, а также раздражительность по любым поводам. Этот человек может стать ярым последователем секты и ее активным агитатором. Но если что-то ему не понравится на этапах знакомства, он моментально охладеет к движению.
Еще вам стоит посмотреть планеты в 4-м и 9-м домах. Они покажут, хватает ли вам счастья и удачи в жизни, чтобы не столкнуться с деструктивными культами. Также изучите 6-й дом, который отвечает за врагов и препятствия в жизни.
Присоединяйтесь к нам! Добавляйте номер основателя Института, Сергея, в Whatsapp себе в контакты по этой ссылке и добавляйтесь к нему в друзья ВКонтакте. Пишите ему в личные сообщения кодовое слово «ЛАКШМИ БЛОГ», чтобы узнать больше и получить в подарок пособие по составлению персонального гороскопа.
Друзья, а вы или ваши знакомые когда-нибудь сталкивались с сектами? Как вы считаете, что, кроме силы воли и благой кармы, может уберечь от опасного культа? Давайте обсудим это в комментариях.
Что же такое «контроль сознания»?
Контроль сознания – это умышленное насильственное управление психикой и поведением человека для достижения манипулятором корыстных целей с использованием техники модификации поведения без осмысленного согласия контролируемых людей.
Механизмы контроля сознания в таких группах одинаков. Он может немного варьироваться, менять местами фазы и установки, их последовательность, но сущность и цель их одна – реформация сознания под культовую личность, знаковую фигуру данной организации. Техника модификации поведения неофита в таких группах состоит из:
- изоляции от бывших друзей и семьи;
- доведения до физического истощения строгой диетой и до психологического стресса;
- использование средств и способов повышения внушаемости и повиновения;
- включение мощного группового давления;
- управление информационным потоком;
- нивелирование индивидуальности;
- стимулирование полной зависимости от группы.