Моральные нормы: понятие, примеры, отличия от правовых норм


Что такое моральные нормы?

Моральные нормы — это комплекс правил поведения, который устанавливается в рамках конкретного общества в зависимости от имеющихся у людей представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости. Сохранность моральных норм обеспечивается за счет общественного одобрения и внутреннего убеждения каждого члена общества.

Все моральные нормы формируются из имеющихся у людей реальных принципов, идеалов, понятий о добре и зле. Таким образом, все они проходят некоторое «общественное сито», через которое просеиваются все нормы поведения и остаются действительно корректные.

Благодаря наличию моральных норм осуществляется регулирование поведения человека в различных отраслях и сферах общественной жизни. В первую очередь здесь можно выделить быт, работу, семейные и личные отношения, межгрупповые и международные. Однако любая разновидность взаимодействия определяется конкретным набором моральных норм. Стоит отметить, что моральные нормы заметно отличаются от особых требований каждой из отрасли своим социально-всеохватывающим характером, поскольку они являются обязательными для всех людей. Они фиксируют в себе особые требования и составляют базис и норму поведения общества, определяют культуру межчеловеческих отношений.

Любая моральная норма должна быть обоснованной с точки зрения ценностной базы общества, а также его идеалов, поскольку моральные нормы выступают в качестве подчиненного инструмента данных идеалов.

Контроль за соблюдением моральных норм складывается под воздействием общественного мнения и авторитетов, которое культивирует в сознании каждого человека позицию в вопросах личностных представлений о достойном и недостойном, нравственном и безнравственном.

Примеры моральных норм

За всю историю существования человечества было сформировано огромное количество различных моральных норм, большинство из них закреплено во всех современных религиях и учениях. Рассмотрим перечень наиболее важных моральных норм:

  • Благоразумие. Человек должен уметь руководствоваться собственным разумом, а не внезапными порывами эмоций.
  • Воздержание. Этот базис затрагивает не только сферу личных отношений, но и культуру питания, развлечения, а также весь комплекс удовольствий. С давних времен люди пришли ко мнению, что материальные блага являются помехой для духовных ценностей. Великий пост является одним из проявлением конкретно этой моральной нормы.
  • Справедливость. Этот принцип можно охарактеризовать пословицей «Относись к другим так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе». Необходимо проявлять уважение по отношению к другим людям.
  • Вежливость. Также произрастает из необходимости уважать других людей. Вежливость является основой дипломатии.
  • Трудолюбие. На любом из этапов становления человечества, в любом обществе, труд всегда поощрялся.
  • Смирение. Под смирением подразумевается умение вовремя сделать паузу и остановиться. Человек должен уметь своевременно останавливать свои порывы.

Как работают моральные нормы?

Содержание поведение человека определяется имеющимися у него моральными принципами, поскольку они содержат в себе некоторые базовые алгоритмы поведения в конкретной ситуации. Набор этих принципов определяется особенностями конкретного общества. Они направлены на регулирование различных отраслей жизни человека, а также его поступков. При этом все моральные нормы постоянно поддерживаются общественным авторитетом, дисциплиной и мнением, также это закрепляется убеждением каждого человека в обществе о необходимости придерживаться должного поведения в конкретных условиях.

Стоит отметить еще одну особенность моральных норм. Они не просто являются следствием имеющегося общественного порядка, а выступают в качестве идейного обоснования конкретных представлений человека о должном или недолжном поведении, как в целом, так и в конкретной жизненной ситуации. Это одно из ключевых отличий моральных норм от простых обычаев и привычек, к которым можно отнести празднование дня рождения, свадьбы, Нового года.

Урок-конспект «Основные принципы и нормы морали»

План-конспект урока

на тему:

«Основные принципы и нормы морали»

ТИП урока:

комбинированный

ЦЕЛИ УРОКА:

1. Познакомить студентов с сущностью понятий «мораль» и «нравственность», обосновать их значение в жизни общества.

2. Показать причины изменения нравственных категорий в развитии общества, как важнейшим регуляторам общественной жизни.

2. Сформировать понимание ценности собственных жизненных целей и задач при уважении целей и задач других людей. Подвести учащихся к пониманию нравственного содержания доброты, гуманности, милосердия, к мотивации совершения добрых и гуманных поступков.

3. Развивать нравственную культуру, формируя отношение к моральным ориентирам.

План:

  1. Мораль и её значение в жизни человека и общества.
  2. Функции морали.
  3. Специфика моральных форм.
  4. Нравственная культура.

Ход урока:

1. Организация начала урока.

Актуализация и концентрация внимания на изучении темы.

1. Что такое социальные нормы, какие виды социальных норм Вы знаете?

2. Что такое этика и что она изучает?

3. Изложение нового материала по плану.

  1. Понятие морали

Мораль в переводе с латинского означает относящийся к нраву, складу души. Мораль — это сочетание норм, правил принципов, исполнение которых является следствием либо внутреннего убеждения человека, либо воздействия на него силы общественного мнения. Мораль изучает специальная философская наука — этика.

Мораль возникла ещё задолго до раскола общества на классы и до возникновения политического и правового сознания. Мораль — исторически первая форма общественного сознания Своим происхождением и ролью моральное сознание обязано тому обстоятельству, что в условиях общественного бытия, в любой системе экономических отношений функционируют 2 уровня интересов:

— интересы различных социальных общностей (рода, класса, нации и т.д.);

— интересы отдельных индивидов, входящих в состав этих общностей.

Мораль опирается на авторитет общественного мнения и нравственные убеждения личности. В реальной действительности эти 2 уровня носят противоречивый характер. Моральное (нравственное) сознание включает 2 основных вида нормативов: нормы морали и принципы морали. Нормы морали

— это правила поведения людей в конкретных жизненных ситуациях. Ими выступают представления о гуманизме, добре, долге, совести, стыде, честности и т. д. На каждом этапе исторического развития и в разных странах данные представления менялись.
Принципы морали
— более широкого диапазона, чем нормы. Они обычно формируются как девизы, под знаком которых необходимо вести себя не только в конкретной жизненной ситуации, но и в целой системе общественных отношений. К такого рода нравственным принципам относятся такие положения, как «уважай ближнего», «чти отца своего», «не укради» и т.п.

Мораль действует в обществе как совокупность трех структурных элементов: моральной деятельности, нравственных отношений и морального сознания.

Прежде чем раскрыть основные функции морали, рассмотрим ряд особенностей действий морали в обществе. Дело в том, что в моральном сознании выражен некий стереотип, шаблон, алгоритм поведения человека, признаваемый обществом как оптимальный на данный исторический момент. Существование морали можно интерпретировать как признание обществом того простого факта, что жизнь и интересы отдельного человека гарантированы только в том случае, если обеспечено прочное единство общества в целом. Таким образом, мораль можно считать проявлением коллективной воли людей, которая через систему требований, оценок, правил пытается согласовать интересы отдельных индивидов друге другом и с интересами общества в целом.

2. Функции морали

Какова же социальная роль морали, т. е. каковы её основные функции?

Здесь можно назвать 3 основные функции морали: регулятивную, оценочную и воспитательную.

Регулятивная функция

одна из главных. Мораль выступает, прежде всего, как способ регулирования поведения людей в обществе и саморегулирования поведения индивида. Несмотря на то, что в обществе существуют различные способы регуляции: правовой, технический и др., моральный способ регуляции продолжает оставаться уникальным. Здесь не нужно создавать какие-то специальные органы или учреждения, моральное регулирование осуществляется в основном через усвоение индивидами соответствующих норм и принципов поведения в обществе.

Воспитательная функция

формирует личность, концентрируя нравственный опыт человечества, делая его достоянием каждого нового поколения людей. Через нравственные идеалы и цели, мораль обеспечивает гармоничное сочетание личных и общественных интересов. Она учит делать каждое дело таким образом, чтобы от этого не было плохо другим людям.

И, наконец, оценочная функция позволяет морали рассматривать мир, явления и процессы с точки зрения их гуманистического потенциала. Все это, несомненно, способствует объединению людей, их развитию. Нравственно оценочное отношение к действительности есть ее осмысление в понятиях добра и зла, справедливости и несправедливости, благородства и низости и др. Конкретная форма выражения нравственной оценки может быть различной: похвала, согласие, порицание, критика, выраженные в оценочных суждениях; проявление одобрения или неодобрения. Нравственная оценка действительности ставит человека в активное, деятельное отношение к ней. Оценивая мир, мы уже что-то меняем в нем, а именно меняем свое отношение к миру, свою позицию.

3. Специфика моральных норм

Вместе с моралью взаимоотношения между людьми в обществе регулирует и право. Оно так же, как и мораль, включает в свои структуры нормативы и принципы. Между моралью и правом существуют единство и взаимосвязь

, проявляющиеся в том, что:

— мораль и право должны соответствовать друг другу и утверждать в обществе принципы добра и справедливости;

— имеют общий объект для регулирования — общественные отношения;

— обладают сходными структурами для осуществления процесса нормотворчества;

— не должны противоречить друг другу.

Отличия:

— в правовых актах выражается государственная воля; в моральных нормах и принципах — общественное мнение;

— нормы права содержат в себе сумму предписаний гражданам, санкционированные государством; моральные нормы формируются в процессе непосредственного поведения и общения людей в обществе;

— нормы и принципы права всегда конкретны, однозначны в толковании; понимание моральных истин может зависеть от различного их восприятия и толкования.

Некоторые моральные нормы могут по форме совпадать с правовыми. Например, норма «не укради». Можно задать вопрос: «Почему человек отказывается от кражи?» Если из-за страха перед судом, то мотив не морален, если из убеждения, что кража — это плохо, то поступок основан на моральных основаниях. В некоторых ситуациях право и мораль конфликтуют и то, что человек считает своим моральным долгом, является нарушением закона (например, некто крадет лекарство, чтобы спасти жизнь близкого человека).

4. Нравственная культура.

Нравственность

– это степень усвоения личностью моральных ценностей общества и практическое следование им в повседневной жизни, т.е. выражение человеческого в человеке. Это уровень реального морального поведения людей. Мало знать нормы морали, важно руководствоваться ими в повседневной жизни. Моральная культура представляет собой исторически сложившуюся систему традиционных, устоявшихся, фиксированных, нормативных отношений между людьми.

Как Вы считаете, почему нравственная культура личности различна у разных людей? Какие факторы можно выделить? (низкая общая культура, принадлежность к разным социальным слоям, различные интересы и др.)

Элементами моральной культуры являются: обычаи, правила поведения, нравы данной культуры.

Основными нравственными понятиями являются:

добро и зло

(добро — позитивное, созидательное, гармоничное качество личности, зло — агрессивное, разрушительное, эгоистичное состояние индивида);

долг

— необходимость подчиняться более значимой воле, чем собственная, при выполнении нравственных обязательств;

совесть

— соотнесение поступков человека с общепринятыми нормами морали;

гуманизм

— признание человека высшей ценностью.

Принцип гуманизма получает свое наиболее яркое выражение в т.н. «золотом правиле нравственности», которое предполагает отношение к другому как к самому себе. Другими словами, сформулировать «золотое правило» можно так: «возлюби ближнего, как самого себя». Мораль является основой любви, брака и семьи. В свою очередь, семья вырастает из любви как нравственно-этического начала. Взаимная любовь задает семье необходимый нравственный заряд, который впоследствии гармонизирует и защищает семейные отношения. Помимо любви, опорой семьи является чувство долга. Если его утратить, то будут потеряны и любовь, и семья. Отсюда смыслом семейной жизни является создание и поддержание той атмосферы, которая бы способствовала сохранению семьи. Содержанием семейной жизни должен стать диалог, направленный на понимание и уважение интересов всех членов семьи. Доброжелательное и терпимое отношение супругов друг к другу, родителей к детям и детей к родителям является непременным условием стабильности и целостности семьи.

Таким образом, мораль начинается там, где один человек заботится о другом. Мораль созидательна: она строит мир, соединяет людей. Жить надо, не нарушая норм морали.

Закрепление усвоенного материала:

Вопросы:

  1. Что такое мораль?
  2. Какие функции выполняет мораль?
  3. Что такое моральный выбор и моральная ответственность?
  4. В чем главное отличие моральных норм от обычаев и правовых норм?
  5. Какую роль играет мораль в жизни человека и общества?

Домашнее задание:

записи в тетради.

Творческое задание.

Прочитать отрывок из произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть». Дать характеристику и анализ моральной категории «совесть».

Литература

  1. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник: Рекоменд. «ФИРО».- 8-изд.,2012, 432 с.
  2. Важенин А.Г. Практикум по обществознанию: учеб. пособие для сред. проф. учеб. заведений.- 9-е изд. — М.: Академия. 2013. — 208 с.
  3. Касьянов В.В. Обществознание: учеб. пособие для ссузов: допущено МО РФ / В.В. Касьянов.- Ростов н/Д.: Феникс, 2012.- 414 с.- (Среднее профессиональное образование).
  4. Обществознание в схемах и таблицах / А.В. Махоткин, Н.В. Махоткина. – М.: Эксмо, 2013. – 368 с.
  5. Обществознание в таблицах и схемах / Е.В. Домашек, О.В. Вальчинская, А.В. Чагина. – изд. 5-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 190 с.
  6. Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 11 класс. – М., ВАКО, 2009. – 272 с.

Последствия нарушения моральных норм

В первую очередь следует отметить добровольный характер соблюдения моральных норм. Однако нарушение подобных принципов приводит к наложению определенных санкций, проявляющихся в отрицательной оценке и осуждении поведения конкретного человека. Подобный характер санкций демонстрирует моральное осуждение и запрет на повторение подобного поведения человека в будущем. При этом подобные моральные санкции могут быть адресованы как конкретному человеку, так и определенным социальным группам. Моральные санкции выступают в качестве еще одного столпа, который поддерживает и закрепляет нравственные требования общественных норм.

Стоит отметить, что некоторые моральные нормы, а точнее их нарушение, могут подразумевать значительно более жесткие санкции, которые определяются нормами действующих в обществе формальных требований. К примеру, если военнослужащий солгал своему командиру, то подобное поведение приведет к серьезным последствиям, которые будут определены степенью тяжести последствий, сформировавшихся в результате обмана.

Моральные нормы могут выражаться в положительной и негативной форме. Примером положительной являются такие законы как «будь честен», «уважай старших», «помогай ближнему». Негативные же проявления подразумевают запрещающий характер норм, к примеру «не укради».

Обычаи, традиции и деловые обыкновения

Обычаи – это исторически сложившиеся правила поведения людей в результате неоднократно повторяющихся действий и закрепившиеся в определенные нормы.

К разновидностям обычаев относятся ритуалы и обряды – выполнение определенных символических действий.

Традиции – близки к обычаям, это также исторически сложившиеся правила, которые передаются от одного поколения к другому, и поддерживают семейные, национальные, государственные устои.

Деловые обыкновения – это такие правила поведения людей, которые складываются в связи с общением людей в производственной, учебной, научной сфере.

Данные правила предусматривают определенный порядок в какой-либо сфере, они имеют локальный характер.

Например, принято, что в школе ученика встают при появлении учителя в классе. Или в организации проводятся планерки в какое-то конкретное время.

Вас может заинтересовать ментальная карта «Кредитный договор с банком», где перечислены наиболее распространенные нарушения банков

Или уточните ЗДЕСЬ как в судебном порядке оспаривается прекращения трудового договора

Как формируются моральные нормы?

Здесь в первую очередь следует осознавать, что такие категории как «добро» и «зло», «плохое» и «хорошее» являются весьма условными и относительными. В каждом обществе могут существовать собственные оценочные суждения на этот счет. Поскольку мораль также формируется на основе данных условных категорий, то она также носит относительно условный характер, который будет присущ конкретной социальной группе. Также на формирование моральных норм в значительной степени влияют многовековые традиции и обычаи, которые могут значительно варьироваться в зависимости от общества.

На текущий момент ученые проявляют большую заинтересованность к процессам формирования морали в различных этносах. Исследования подобного характера направлены на изучение социальной эволюции и опираются на тот факт, что поведенческие нормы формируются таким образом, чтобы обеспечить выживание конкретной этнической группы, а также гарантировать продолжение рода. В таком случае каждый человек будет заниматься соблюдением норм всеобщей морали, поскольку будет ощущать ответственность перед социумом.

Функции моральных норм

Моральные нормы выполняют в обществе несколько важных функций:

  • Мировоззренческая. Исходя из морали общества, происходит формирование ценностных ориентаций и категорий: норм, оценок и запретов. Все индивиды общества занимаются выполнением данных установок.
  • Познавательная. Каждый человек способен лучше узнать об особенностях культуры собственного общества.
  • Регулятивная. Мораль выступает в качестве средства регулирования повседневной жизни людей. При этом она накладывает некоторые санкции, а также поддерживает правила поведения.
  • Оценочная. Гуманистический подход становится основой рассмотрения всех окружающих явлений и процессов. Подобный подход позволяет различать такие условные категории как «добро» и «зло».
  • Воспитательная. Обеспечивает передачу конкретных ценностей из поколения в поколение.
  • Мотивационная. Поведение каждого человека определяется широким количеством факторов, одним из которых является мотивация, которая подталкивает человека к действию или бездействию.
  • Контролирующая. Индивид должен осуществлять самостоятельный контроль над собой, основываясь на осуждении со стороны других членов общества.
  • Координационная. Описывает принципы взаимодействия людей в различных обстоятельствах.
  • Интегрирующая. Заключается в единстве общества, а также его целостности по отношению к внутреннему миру конкретного человека.

Назначение морали

Нравственность выступает в роли регулятора поступков человека, которые впоследствии определяют его принципы, личные взгляды и убеждения. Люди не нуждаются в законных документах для принятия моральных устоев, такое решение принимается добровольно и самостоятельно.

Оценочная функция морали состоит в качественном восприятии собственных и чужих поступков, определении смысла действий. Человек использует приобретенный гуманистический запас для взвешивания на весах моральных ценностей своих шагов и дел других индивидуумов. Более точное определение дается в случае достижения высокого уровня соответствия моральным нормам.

Воспитательное значение состоит в том, что постоянное следование нравственным принципам ведет к формированию у человека социальных идеалов. Развивается оптимальное сочетание общественных и персональных интересов. Индивидуум достигает собственных целей таким способом, чтобы это было не во вред окружающему пространству и людям.

Другие наблюдатели осуществляют негласный контроль над поведением человека, осуждают его за плохие поступки и выражают позитивные эмоции при благожелательных действиях. Общество следит за условиями существования людей. Мораль иногда зависит от обстоятельств, поэтому среда должна быть достойной человека. Нравственность играет интегрирующую роль для личности, осознание правильности собственных поступков ведет к внутренней гармонизации.

Чем моральные нормы отличаются от правовых?

Стоит отметить, что право и мораль в современном обществе строятся на схожих принципах, поскольку находятся на страже общечеловеческих ценностей и идеалов. Однако всегда стоит помнить о том, что право и мораль выступают в качестве разных нормативных регуляторов. Для каждой из этих категорий характерны свои особенности и область воздействия. При этом данные категории обладают определенными точками соприкосновения. Однако имеются и определенные различия. Рассмотрим их:

  • Моральные нормы по своему характеру являются довольно расплывчатыми и неопределенными. Правовые нормы не допускают различных трактовок и всегда являются определенными и четкими;
  • Нормы права занимаются регулированием наиболее важных общественных отношений, которые являются ключевыми с точки зрения жизнеобеспечения человека. Нормы морали регулируют все личностные и общественные принципы поведения;
  • Форма закрепления. Правовые нормы закрепляются в законах, моральные нормы откладываются в сознании общества.
  • Санкции правовых норм обеспечиваются государственным принуждением, а моральные нормы охраняются возможностью общественного осуждения.

На чем формируется здоровая личность?

Нравственно-этические нормы и другие ценности составляют образ не только древнего, но и современного человека, успешно сложившегося в смысле эталонного благочестия. Ребенок, и даже взрослые, должны стремиться именно к этому портрету. Так мы можем видеть преследование данной цели, исходя из анализа поступков личности.

В христианстве в виде эталона используется образ Спасителя – Иисуса Христа. Именно он стал закладывать в человеческие души и сердца справедливость, а также нравственные нормы поведения в обществе. Он — Бог.

Нормы этики и другие правила играют роль личностных и жизненных ориентиров для разных людей. Здоровая личность ставит перед собой собственные цели. Таким образом, проявляется позитивная нравственность, которая помогает управлять аморальным поведением, а также мыслями и чувствами человека.

Как известно, мораль выполняет свои функции в обществе в виде 3, связанных между собой элементов. Каждый из них являет собой одно из воплощений нравственности. Представим их:

  • моральная деятельность;
  • моральное сознание;
  • нравственные отношения.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]