Что такое мораль — функции, нормы и принципы морали

Находясь в социуме, человек постоянно вступает во взаимодействие с другими людьми. Для того, чтобы этот процесс был направлен в позитивное русло, обществом были выработаны социальные нормы — правила поведения, касающиеся разных сторон жизнедеятельности. Одним из видов таких норм является мораль. Узнаем, что такое мораль, зачем она нужна людям, какие принципы лежат в её основе.

Понятие морали

В обществознании под моралью понимаются нравственные нормы поведения человека. Они оценивают его деятельность с позиции хорошего и плохого, добра и зла. Эти правила не закреплены в официальных документах, но затрагивают всех без исключения членов общества.

В раннем детстве мы усваиваем нормы морали, которых придерживается наша семья (семейные ценности, образцы поведения, реакции на происходящее). По мере взросления в школьном классе, дружеской компании, рабочем коллективе эти представления о правильном и неправильном обогащаются, становятся важной составляющей частью внутреннего мира человека, основой его мировоззрения.


Рис. 1. Ребёнок в семье.

Моральные требования

  1. Правила поведения (уступать место старшим, не лгать и др.)
  2. Моральные качества (честность, сострадание, справедливость)
  3. Нравственные принципы (альтруизм)
  4. Психологические механизмы (совесть)
  5. Моральные ценности (доброта, счастье и др.)
  6. Нравственная культура – насколько индивид воспринимает нормы и ценности общества в котором живёт.

Мораль – это противоборство добра и зла. Добро понимается под влечением человека к поддержанию межличностных отношений, к достижению совершенства. Добро носит созидательный характер, а зло – разрушительный (разрушает общественные отношения и личность изнутри)

Мораль выбор – это степень свободы между выбором добра и зла. За последствия индивид отвечает не только перед обществом, но и перед собой.

Функции морали

В любом обществе существуют нравственные устои. Узнаем, для чего они нужны, какие функции выполняют.

  • Познавательная функция помогает нам оценивать действия других людей с позиции правильного или неправильного.
  • Воспитательная — способствует формированию убеждённости человека в том, какие действия являются целесообразными в той или иной ситуации. Такие модели поведения усваиваются нами в детстве, позже приобретают характер привычки (например, молодые уступают место пожилым в общественном транспорте).
  • Регулятивная функция контролирует поведение отдельных людей и общества в целом, что делает нашу жизнь более стабильной.
  • Аксиологическая функция заключается в способности морали влиять на формирование ценностей и убеждений человека, обогащать его внутренний мир.
  • Мотивационная — состоит в способности морали подталкивать человека к совершению определённых действий (например, помочь тем, кто оказался в трудной жизненной ситуации).


Рис. 2. Подарки для детского дома.

Что мы узнали?

Мораль — это система принципов и правил, регулирующих поведение людей с позиции добра и зла. Она выполняет множество функций, знакомство с которыми происходит в 8 классе: воспитательную, познавательную, регулятивную, мотивационную. В её основе лежат принципы гуманизма, милосердия, справедливости, патриотизма.

Предыдущая

ОбществознаниеФункции семьи основные в современном обществе(экономическая,воспитательная,репродуктивная ), примеры в таблице кратко для 7 класса

Следующая

ОбществознаниеДеньги как средство обращения: функции меры и примеры из жизни кратко

Главные категории морали

В основе морали как системы правил лежат определённые понятия. Рассмотрим наиболее важные из них, узнаем, по какому признаку они определяются.

  • Добро — категория, включающая в себя всё то, что способствует формированию духовного мира человека, положительно влияет на развитие общества. Его противоположностью является зло.
  • Добродетель — поступки и поведение человека, соответствующие нравственным принципам. Противоположностью является порок.
  • Совесть — способность людей анализировать собственные поступки с точки зрения добра и зла, делать выводы о том, как действовать в подобной ситуации в будущем.
  • Стыд — чувство собственной неправоты, несоответствия ожиданиям окружающих.
  • Долг — представление человека об обязанностях, основанных на моральных принципах.


Рис. 3. Забота об инвалидах.
Всем известно золотое правило морали: не делай окружающим того, чего не хотел бы по отношению к себе. Оно было сформулировано в древности китайским мудрецом Конфуцием. Золотое правило основывается на принципе взаимности: для того, чтобы оценить правильность своего поступка, мы должны поставить себя на место другого человека.

Мораль и нравственность.презентация к уроку (2, 3, 4 класс) на тему

Слайд 1

Мораль или нравственность классный час Презентация создана учителем начальных классов МОУ «СОШ №62» Ересько Т.Н.

Слайд 2

Мораль или нравственность -это форма общественного сознания, которая включает в себя совокупность норм и правил поведения людей.

Слайд 3

Нравственность человека включает в себя несколько компонентов: ●Во –первых, знание человеком того, как надо себя вести в том или ином случае . ●Во –вторых, соблюдение этих правил в своем поведении . ●В – третьих – способность человека оценивать свои или чужие поступки и действия.

Слайд 4

Моральную культуру и нравственность питают 4 важнейших источника: ●Совесть ●Стыд ●Ответственность ●Долг

Слайд 5

Моральные нормы. Вы живете среди людей. Каждый ваш поступок, каждое желание отражаются на людях. Знайте, что существует граница между тем, что вам хочется, и тем, что можно. Ваши желания – это радость и слезы ваших близких. Проверяйте свои поступки вопросом: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими поступками. Делайте так, чтобы окружающим вас было хорошо.

Слайд 6

Вы пользуетесь благами , созданными другими людьми. Люди дают вам счастье детства, отрочества, юности. Платите им за это добром.

Слайд 7

Все блага и радости жизни создаются трудом и только трудом. Идя в школу, вы идете на работу. Так делайте ее хорошо, со старанием и прилежанием.

Слайд 8

Будьте добрыми и чуткими к людям. Помогайте слабым и беззащитным. Не делайте людям зла. Помогайте в беде товарищу. Уважайте, почитайте мать и отца. Они дали вам жизнь, они воспитали вас, они хотят, чтобы вы стали честными гражданами соей страны, людьми с чистым сердцем, ясным умом, доброй душой.

Слайд 9

Не будьте терпимы к людям, которые стараются жить за счет отца и матери. Проявляйте нетерпимость к тем, кто не заботится об интересах своей страны, своего народа.

Слайд 10

Человек отличается от животного своим сознанием, умением мыслить, говорить. Ему присуща духовная деятельность, которая включает не только самоуглубление и самоанализ, но и творческий труд по самосовершенствованию. Не давайте душе лениться. Не будьте равнодушными в различных сферах жизни общества и государства: в политической, этической, эстетической и др. бойтесь равнодушных, ибо с их молчаливого согласия совершаются многие преступления против человечества. Будьте активны любых гражданских делах. Пусть вашим девизом станут слова: «Если не я, то кто это сделает?»

Слайд 11

Правила самовоспитания Определи цель в жизни: дальнюю, среднюю, ближнюю. Кто живет одним днем, тот просто прозябнет. Жизнь без цели – гибель души и разума.

Слайд 12

Старайся понять смысл и суть жизни. Нельзя жить, если не знаешь, зачем живешь и чего хочешь.

Слайд 13

Нельзя изменить мир к лучшему, не изменив к лучшему себя и тех, кто тебя окружает. Воспитывая себя, воспитывай других.

Слайд 14

В борьбе добра и зла не может быть компромисса. Правда и справедливость не терпят уступок и сделок. Не уступай подлости, иначе погубишь в себе человека.

Слайд 15

Лучше трудно, но интересно, чем легко, но скучно. Трудность интересна тем, что раскроет в тебе новые качества.

Слайд 16

Никогда нельзя сказать, что сделано все. Плох тот день, после которого не осталось задач на завтрашний.

Слайд 17

Больше отдашь – богаче будешь. Высшее счастье не в том, чтобы брать, а в том, чтобы давать.

Слайд 18

Поменьше вини в своих неудачах кого – то другого, почаще – себя. Здоровое недовольство собой – высокое достоинство настоящего человека.

Слайд 19

Приучи себя чаще говорить «надо», «должен», реже – «не хочу», «не буду»

Техника правильной медитации для расслабления на всех уровнях

Перед тем, как начать практиковать медитацию, стоит учесть несколько моментов. Эта практика подразумевает определенный труд, освоить ее не так просто. Зато те, кто владеет ею, способны полноценно отдохнуть за 20-40 минут сильнее, чем не владеющие – за всю ночь сна.

Для медитации понадобится тишина и уединение.

  1. Положение тела – лежа на спине либо сидя на стуле ровно. В любом случае, спина должна быть выпрямлена. Нужно потянуться макушкой прямо, чувствуя, как растягивается позвоночник. Глаза должны быть закрыты – основное восприятие сейчас тактильное. Нужно чувствовать ту часть тела, которая расслабляется.
  2. Каждую часть тела нужно почувствовать поочередно. Перенесите все внимание на правую ногу. Ощутите, как расслабляются в ней мышцы – от бедра до стопы. Повторите то же самое с левой ногой.
  3. Почувствуйте, как поочередно расслабляются руки.
  4. Расслабьте мышцы спины, пресса, грудной клетки и плеч. Ощутите, как с них спадает напряжение. Почувствуйте, что ваше туловище больше не скованно необходимостью постоянно держаться в неестественной позе.
  5. Расслабьте шею и мышцы лица.

Данная медитация требует определенной практики. Однажды вы почувствуете, что все сделали правильно. Тогда ваше тело будет в состоянии, близком к невесомости – максимально свободном и расслабленном. Вы почувствуете, что еще немного – и воспарите от получившейся легкости.

Воспитание нравственности

С самого раннего детства нам начинают рассказывать о том, что такое хорошо и что такое плохо. Родители и прочие старшие родственники, воспитатели и учителя прививают моральные нормы детям. Также в этом участвует весь остальной социум – общаясь с другими детьми в коллективе, ребенок также впитывает определенные нормы.

Как происходит воспитание и привитие нравственных ориентиров?

  • Личный пример. Самый эффективный, хотя и недооцененный некоторыми способ. По своей природе ребенок – подражатель. Это абсолютно нормально. У животных детеныши учатся исключительно через подражание взрослым особям, и для человека это тоже характерно. Если родители соблюдают моральные принципы, то ребенок, глядя на них, будет стараться делать так же.
  • Нравоучения. Разговаривая с ребенком о правилах поведения, можно донести до него многое из того, что ему непонятно.
  • Искусство. Книги, фильмы и мультипликация, спектакли и музыка доносят до детей нравственные нормы под видом увлекательных сюжетов.
  • Личный опыт. Если малыш из раза в раз стремится поступать правильно, и видит, что это приводит к положительным результатам, он будет стремиться делать так и дальше.

Зачем нужна мораль в обществе

Как согласованно люди смогут сосуществовать в отдельном социуме определяют нравственные нормы. Они не универсальны и изменяются под влиянием фактов истории, географии, традиций и этноса. Со временем ответы на вопросы вроде «для чего нужна мораль» стали в корне отличаться. В средние века современное потребительское отношение к жизни и стремление к обогащению было бы осуждено. В наше время принято, что чем больше состоятельных людей в обществе, тем лучше.

Нравственность рождает качественные отношения, определяя грани между добром и злом, плохими или хорошими действиями. В общем, личностное «эго» формируется из правил, которые определяют всё наше существование, наш подход к тому, что происходит вокруг нас. Поэтому вопросы – зачем нужна мораль в жизни человека или зачем нужны правила морали будут актуальными пока существует само человечество.

Отличительные признаки моральных норм

  • Всеобщая обязательность. Некоторые категории людей не могут быть осуждены по закону, например, в силу малолетнего возраста или других причин. Моральные же нормы подразумевают, что за плохой поступок осуждение получит каждый, кто его совершил.
  • Добровольность. Пожалуй, это главный отличительный признак. Соблюдать законодательство обязаны все жители и гости государства. Соблюдение же нравственных норм лежит на совести каждого отдельного человека. Оно зависит от его воспитания и личных качеств, а также личного мнения по поводу разумности и допустимых рамок морали.
  • Особый характер санкций за несоблюдение. Этот признак вытекает из предыдущего. Если за несоблюдение законов государства грозит уголовное или административное наказание, несоблюдение нравственных норм наказывается общественным порицанием.
  • Всеохватность. Нравственные законы распространяются на всех – от крупнейших политиков до рядовых граждан.

Что отличает мораль от законов?

Пытливые умы часто задаются следующим вопросом. Многие аспекты жизни людей регулируются при помощи законодательства. Основные законы схожи везде независимо от специфики государства: так, они запрещают убивать, кроме оговоренных случаев, например, убийства противника на поле боя. Законодательство накладывает запрет на воровство, мошенничество, применения обмана и насилия с целью завладеть чужим имуществом.

То есть, огромную часть норм поведения в нашей жизни определяют именно законы. Чем же от них отличается мораль, для чего она вообще нужна? На этот вопрос можно дать следующие ответы.

Личные ценности и моральные устои общества

То, какие у вас ценности, и то, как они соответствуют моральным устоям вашего сообщества и вашим собственным действиям, напрямую влияет на чувство принадлежности и, шире, удовлетворенность жизнью.

Личные ценности — это принципы, в которые вы верите и в которые инвестировали. Ценности — это цели, к которым вы стремитесь, они во многом определяют суть личности. Но что более важно, они являются источником мотивации к самосовершенствованию. Ценности людей определяют то, чего они хотят лично, тогда как мораль определяет, что общество вокруг этих людей хочет для них.

Психологи-гуманисты предполагают, что у людей есть врожденное чувство ценностей и личных предпочтений, которое, как правило, скрывается под слоями социальных требований и ожиданий (социальной морали). Часть человеческого пути включает в себя постепенное повторное открытие этих врожденных и сугубо личных желаний, которые бессознательно скрываются, когда оказывается, что они противоречат требованиям общества. Тем не менее, если провести «инвентаризацию» ценностей, большинство хорошо социализированных людей обнаружат, что между тем, чего они хотят, и тем, чего хочет общество, существует большая степень соответствия.

Да, определенное поведение считается желательным, другое — нет, однако по большей части, как мы увидели, мораль не высечена на камне и часто отражает местные культурные особенности и исторические аспекты, которые имеют свойство меняться.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]