Несмотря на то, что многие отождествляют понятия интеллекта и мышления, разница между ними есть. В то время, как мышление – это обозначение умственной деятельности человека, интеллект представляет собой способность к этому процессу. Следующее отличие: мышление – это базовый врожденный комплекс познавательных возможностей, интеллект – более сложная структура, которую можно развивать. В то же время, мышление, как базовый компонент интеллекта, способно развиваться одновременно с ним.
Философия ИИ
Философия искусственного интеллекта (ИИ) – это отрасль философии, пытающаяся ответить на следующие вопросы:
- В чем суть интеллекта? Может ли машина полностью заменить мышление человеческого разума?
- Одинакова ли природа компьютера и человеческого мозга? Какие методы использует человеческий мозг для создания сознания (или, по крайней мере, его иллюзии)?
- Может ли машина иметь ум, психические состояния, сознание, похожие на человеческие? Может ли машина чувствовать себя?
Эти три вопроса в отношении мышления и интеллекта в философии отражают разные интересы ученых, занимающихся ИИ. Научный ответ на эти вопросы полностью зависит от используемых определений «интеллект», «сознание», «машина».
Некоторые из основных установок в философии ИИ включают:
- «Вежливая конвенция» Тьюринга: «Если машина ведет себя так же разумно, как человек, то она столь же умна, как и человеческие существа».
- Предложение Дар.
- Гипотеза физической системы символов Ньюэлла и Саймона: «Физическая система символов имеет все необходимые и достаточные средства для общей деятельности интеллекта».
- Аргумент Джона Серла: «Идеально запрограммированный компьютер с правильными входами и выходами имел бы ум, неотличимый от человеческого разума».
- Механизм Гоббса: «Разум – это не более, чем подсчет».
Тема интеллекта в психологии и философии по-прежнему открыта. До сих пор ни одна концепция не была принята как единственно правильная, исследования в этой области продолжаются. В дополнение к биологическим основам познания, психологи сосредоточены на исторических, эволюционных, социальных, эмоциональных, моральных, культурных аспектах и контекстах. Концепция интеллекта не применяется только в теоретической или абстрактной плоскости, но также распространяется в реальный мир.
Мышление, что это
Мышление — это наивысшая ступень человеческого сознания, позволяющая человеку ориентироваться в окружающем мире, накапливать опыт, формировать представление о предметах и явлениях. Представляет собой внутреннюю систему способную моделировать закономерности мира окружающего человека, прогнозировать варианты развития событий, анализировать происходящее и аккумулировать своеобразные истины.
Основные функции: постановка цели и планирование ее достижения, поиск выхода из различных ситуаций, контроль происходящего и оценка степени достижения поставленных целей на основе личной мотивации. В психологии выделяют разные виды мышления, как здорового, так и патологического.
Концепция мышления
В восприятии и ощущении человек воспринимает окружающий его мир как результат прямого, сенсорного отражения. Тем не менее, внутренние законы, сущность вещей, не могут быть прямо отражены в нашем сознании.
Никакой шаблон не может быть воспринят непосредственно органами чувств. Познание основано на признании связей и отношений между вещами. Мысль является опосредованным и обобщенным отражением существенных, регулярных отношений реальности.
Это обобщенная ориентация в определенных ситуациях реальности. В структуре человеческой психики мышление как явление, являющееся общей чертой человека, относится к психическим познавательным процессам, которые являются первичным отражением и осознанием человеком последствий окружающей действительности. Традиционные определения в психологической науке, как правило, устанавливают две ее основные особенности: обобщение и посредничество, т.е. мышление представляет собой процесс обобщенного и опосредованного отражения реальности в ее основных контекстах и отношениях. Мышление — это процесс познавательной деятельности, в котором субъект работает с различными типами обобщений, включая образы, понятия и категории.
Суть мышления заключается в выполнении некоторых познавательных операций с образами во внутренней картине мира. Эти операции позволяют строить и реконструировать меняющуюся модель мира.
Характеристики интеллекта и смежные способности
Развитое мышление Homo sapiens позволило ему отделится от остального животного мира и занять доминирующую позицию на всей планете. При этом стоит отметить, что влияние интеллекта человека совершенно точно выходит за пределы его собственной жизни, то есть оказывает посмертное влияние на существование будущих поколений. Разумеется, данное качество должно в равной мере сочетаться и с другими способностями индивида, иначе оно не будет иметь столь весомого значения, например, без навыков познания, обучения и логического мышления. Также требуется уметь анализировать информацию для ее последующей систематизации, классифицировать применимость данных в различных отношениях, находить определенные связи, различия, и закономерности, а также ассоциировать полученные сведения с какими-либо другими и аналогичными.
Всего можно выделить семь основных параметров, по которым можно охарактеризовать уровень развития интеллекта у определенного человека.
- Широта мышления. Под ней понимается способность индивида охватывать рассматриваемый вопрос полностью без потери исходных вводных данных о нем. Также в данный параметр входит возможность видения вариативности решения конкретно поставленной задачи.
- Любопытство. Стремление человека к разностороннему познанию того или иного изучаемого им явления в определенных существенных отношениях. Без развития данного качества становится сама по себе затруднительна какая-либо познавательная деятельность.
- Критичность мышления. Необходимое умение для строгого оценивания результатов собственной интеллектуальной деятельности. Выражается в способности подвергать свои суждения критической оценке, отбрасывать неправильные решения, прекращать выполнение ненужных действий при их противоречивости относительно поставленной задачи.
- Глубина ума. Основным назначением данной характеристики является возможность отделения главного от второстепенного, значимого от всего прочего, а также различать понятия необходимого и случайного.
- Доказательность мышления. Достаточно значимая черта, благодаря которой человек способен в нужный момент находить правильные факты, закономерности и аргументы, которые могли бы убедить других людей в правильности выводов и суждений индивида.
- Логичность мышления. Умение расставить все факты и суждения в определенной строгой последовательности, учесть все стороны и характеристики рассматриваемого объекта, проследить каждую вероятную взаимосвязь.
- Подвижность и гибкость ума. Способность к наиболее широкому применению имеющегося опыта, оперативное исследование и установление связей и взаимоотношений между новыми предметами, а также способность к преодолению шаблонность и стереотипность мышления.
Признаки высокого интеллекта
У каждого человека имеются разные способности. Ученые представили список особенностей, которые свойственны людям с высоким интеллектом:
- Высокий уровень тревожности. Специалисты объясняют это тем, что люди с высоким IQ умеют анализировать ситуацию и предполагать ее исход. Высокоинтеллектуальные люди чаще всего страдают депрессиями и бессонницей, которые развиваются из-за способностей предвидеть неприятные ситуации и их обдумывать.
- Смена режима дня. Большинство людей живет по такому распорядку: просыпаются рано утром и ложатся спать к вечеру, такой тип называют «жаворонками». Что касается противоположного типа, «совы», они чаще подвержены заболеваниям нервной и сердечно-сосудистой систем. Тем не менее такие люди показывают более высокие аналитические результаты, отличаются хорошей концентрацией внимания, а также меньше устают. Большая часть руководителей и людей, которые занимают другие ответственные должности, являются «совами».
- Чувство юмора. Способность понимать юмор связана с богатым словарным запасом и вербальным развитием. Талантом подшутить на любую тему, в том числе и над собой, обладают высокоинтеллектуальные люди.
- Неаккуратность. Специалисты считают, что высокий интеллект связан со склонностью к творческому беспорядку. По их мнению, неправильно организованное место оказывает дисциплинирующее воздействие и способствует активизации умственных процессов, а также усилению креативности.
- Самокритичность. Люди с данным признаком имеют склонность сомневаться в качестве своих знаний. Чем больше человек осведомлен, тем больше перед ним раскрывается круг вопросов, на которые он пока не знает ответов. И, напротив, менее развитые люди всегда уверены в своих знаниях и стараются не мучить себя «лишними» сомнениями. Связь между самокритичностью и уровнем интеллекта является научно подтвержденным фактом, и имеет название «эффект Даннинга – Крюгера».
- Лень — признак высокого интеллекта. Ученые пришли к выводу, что именно она является отличительной чертой умных и вдумчивых людей. Они уверены, что более поверхностные люди не умеют рационально использовать свое свободное время. Согласно исследованиям, высокоинтеллектуальные люди ведут себя менее активно, нежели те, кто не отличается высокими знаниями. Таким образом, специалисты пришли к такому выводу: чем выше интеллект, тем ниже активность.
От редакции : Механизм развития, симптомы, предотвращение и лечение приступов мигрени
Несомненно, к признакам высокого IQ можно отнести хорошую память, аналитический склад ума, способность к обучению. Но если природный дар ребенка начать развивать с маленького возраста, он раскроется во всей полноте. В тех семьях, где родители активно занимаются с малышами, из них вырастают любознательные, сообразительные и коммуникабельные дети.
Интеллект
Существует множество определений интеллекта. Он характеризует следующие способности:
- справляться с новыми или трудными ситуациями;
- учиться на собственном опыте;
- приспосабливаться к новым обстоятельствам;
- адаптивное поведение в контексте меняющихся условий.
Кроме определения понятия интеллекта в мнениях ученых имеются различия даже в том, следует ли понимать его, как одно целое, или он делится на несколько относительно разных видов.
Например, согласно теории американского психолога Роберта Дж. Штернберга, интеллект состоит из 3 компонентов:
- аналитическое мышление, в основном, участвующее в решении проблем, с которыми человек сталкивался в прошлом;
- творческое мышление, используемое для поиска путей решения проблем;
- практическое мышление, связанное с повседневной жизнью.
Его коллега, Говард Гарднер, выделяет 8 типов мышления и интеллекта:
- лингвистический;
- логико-математический;
- визуально-пространственный;
- двигательный;
- музыкальный;
- межличностный;
- внутриличностный;
- природный.
Позже он выделил 9-й тип, т.н. экзистенциальный интеллект.
Эдвард Торндайк выделяет только 3 основных типа интеллекта:
- теоретический (абстрактный);
- практический (конкретный);
- социальный – способность контролировать других (включает эмоциональный интеллект).
Из перечисления вышеупомянутых компонентов становится ясно, что некоторые из них имеют большую связь с теоретической частью жизни (образование), другие – с практической (опыт работы, искусство справляться с жизнью). Способность достигать высоких доходов – это вопрос практического применения теоретических знаний, полученных посредством изучения, наблюдения, образования. Потерпеть неудачу может как первая часть (приобретение знаний), так и вторая (возможностью применять их на практике). Некоторые люди, имеющие хорошее мышление и интеллект, не получают образование, соответствующее уровню их IQ. Причины могут варьироваться от финансового, географического, политического фактора до чрезмерной критики в отношении учителей.
Социальный интеллект также важен. Он включает способность обрабатывать, распознавать, контролировать эмоции, строить качественные, долгосрочные отношения, сотрудничать с другими. Социальные навыки значительно влияют на получение рабочих мест или выгодных заказов. Успех предопределен следующими умениями:
- обращение к людям;
- впечатление;
- хорошая работа в команде и с начальством;
- создание соответствующей сети контактов, знакомых;
- проникновение в секреты организационной структуры;
- понимание писанных и неписаных правил поведения в новой команде.
Взаимосвязь между умственным и эмоциональным интеллектом
Эмоциональный интеллект (ЭИ) – это способность человека осознать, идентифицировать (отражать), управлять своими эмоциями, понимать эмоции других людей, эффективно влиять на них. Эти способности, согласно экспертам, являются самыми важными для жизни.
В управленческой практике ЭИ недооценивается, в компаниях и организациях по-прежнему принято смотреть на успешные результаты деятельности, как на плоды высоких умственных качеств работников. На самом деле, чувства и эмоции человека (как и их соотношение с разумом) очень важны
Они влияют на то, что привлекает наше внимание, как мы думаем, что решаем. Например, голодный человек в торговом центре видит еду, сытый – обувь, книги
Соотношение между умственным и эмоциональным интеллектом еще не полностью сопоставлено. Но уже известно много интересных вещей. Творческие способности и успешная деятельность человека – это результат его продуктивного мышления, суть которого сложна. Эти качества не обусловлены лишь высокими умственными способностями. Они являются результатом сочетания рациональной мыслительной способности и ЭИ, пропорционального характеру ситуации.
Характеристика мышления и интеллекта в психологии говорит о том, что очень умные люди не всегда обладают высокопродуктивным мышлением. Их продуктивное мышление может иметь более низкий показатель, чем у средне умного человека.
У людей, показавших более 120 баллов в тестах IQ, вероятность успешного лидерства составляет всего 5-15%. Они не обладают хорошей способностью вдохновлять и мотивировать других людей.
Если человек думает, что мыслит объективно, это еще не значит, что он разведчик
Процитированная выше фраза с Reddit — «очень спокойно и рационально» — весьма показательна. Мы всегда считаем себя объективными, поскольку чувствуем себя объективными. Мы рассматриваем собственную логику, и она кажется нам безупречной. Мы не видим в себе никаких признаков предвзятости. Мы чувствуем себя спокойными и беспристрастными.
Однако ваше спокойствие еще не означает, что вы справедливы, как невольно продемонстрировал этот участник Reddit. И способность объяснить свою позицию «рационально», как он выразился, — обычно под этим подразумевается способность привести убедительный аргумент в свою пользу — еще не значит, что его позиция справедлива. Конечно, ваш аргумент кажется вам убедительным. Любому человеку собственные аргументы кажутся убедительными. Именно так работает мотивированное рассуждение.
На самом деле взгляд на себя как на рационального человека может вам же и повредить. Чем более объективным вы себя считаете, тем больше доверяете собственной интуиции и собственному мнению, считая их точным отражением реальности, тем менее склонны ставить их под вопрос.
Мы мыслим так: «Я объективно смотрю на вещи, а значит, мое мнение по поводу законов, ограничивающих владение оружием, несомненно, правильное, в отличие от мнений всех этих неразумных людей, которые со мной не согласны». Или: «Я беспристрастен, а следовательно, если этот соискатель должности кажется мне более подходящим, значит, он и в самом деле лучше подходит».
В 2008 году финансиста Джеффри Эпштейна обвинили в принуждении несовершеннолетних девочек к сексу. Через несколько лет один журналист брал интервью у физика Лоуренса Краусса, близкого друга Эпштейна, и заговорил о его деле. Краусс отмахнулся от обвинений в адрес Эпштейна, сказав при этом следующее: «Я как ученый всегда сужу на основании эмпирических фактов. Вокруг Эпштейна всегда были женщины в возрасте от 19 до 23 лет, но ничего другого я не видел, поэтому как ученый делаю вывод: каковы бы ни были его проблемы, я поверю его словам против слов других людей».
Это весьма сомнительная ссылка на эмпиризм. Хороший ученый не обязательно верит лишь тому, что видел своими глазами. Краусс просто доверяет своему другу больше, чем женщинам, которые выдвинули против него обвинения, и следствию, подтвердившему эти обвинения. Это никак нельзя назвать объективностью ученого. Если вы исходите из предпосылки, что вы объективны, то ваши умозаключения кажутся безупречными, но на самом деле таковыми обычно не являются.
2.Виды мышления. Наглядно-действенное. Допонятийное и понятийное мышление
Наглядно-действенное –
свойственно и животным. Обезьяны в экспериментах Келера не могли достать подвешенный к потолку банан, пока Султан не догадался использовать ящик, который был в помещении, но его необходимо было перевернуть и использовать как подставку, позволяющую дотянуться до банана.
Дети Пиаже на уровне сенсомоторного интеллекта – у них развивается наглядно действенное мышление.
В 1980-х годах американским психологам супругам Гарднерам удалось обучить шимпанзе языку глухонемых (не могут говорить в связи с ограничениями артикуляторного аппарата и фонематического слуха). Обезьяны конструировали фразы из нескольких слов, некоторые даже употребляли слова в переносном смысле, например, слово «грязный» — для человека, не выполняющего их желания. Но по уровню развития шимпанзе не преаосходят 3-5 летнего ребенка.
Допонятийное мышление
.
Суждения детей — единичные, о данном конкретном предмете, относятся к наглядной действительности. Часто это суждения по сходству или различию. Самая ранняя форма доказательства – пример. Особенность допонятийного мышления – эгоцентризм
, то есть отсутствует способность к свободному переносу начала координат, децентрации по отношению к собственному «я». Другие свойства –
синкретизм
(тенденция связывать все со всем, оперировать единичными случаями),
трансдукция
(переход от частного к частному, минуя общее, смешение существенных и несущественных свойств), несогласованность объема и содержания. Пример. На карточках представлены следующие предметы: 2 камня, 3 ведра, 7 собак и 2 лошади. Вопрос: чего больше живых существ или физических тел? Ответ: живых существ.
Нечувствительность к противоречиям.
Живое солнце ?– да. Почему? – Оно двигается.
Смешение отношений естественной причинности с отношением намерения человека и его реализации.
Опрошенные Пиаже дети считали, что реки вырыты людьми, а из образовавшейся при этом земли возникли горы.
Отсутствие представлений о сохранении количества
: судят о количестве вещества по одному параметру, высоте жидкости в сосуде, не учитывают объем. Шарик из теста на глазах ребенка превращают в лепешку и кладут на стол. Вопрос: где больше теста? – В лепешке. Осознание тождественности изменяющего объекта приобретается постепенно.
Заметные, легко воспринимаемые свойства, кажутся более важными, чем существенные.
Большие вещи всегда тяжелые, маленькие – легкие. Отсюда недоступность такого фундаментального физического понятия как масса.
Виды мышления в психологии
Выделяется несколько видов мышления в психологии.
Все они представляют собой как бы различные уровни представления действительности, разные уровни абстрагирования
:
- Наглядно-действенное мышление
. Это первичный уровень осмысления действительности. В данном случае мыслительные процессы ещё не отделяются от действий. Человек как бы «мыслит руками». Такое мышление является преобладающим у детей до трёхлетнего возраста. Так, ребёнок сравнивает предметы, прикладывая их друг к другу; синтезирует и анализирует, строя из кубиков «домик» и ломая игрушки; обобщает и классифицирует, раскладывая кубики по цвету, форме и размеру. У взрослых такое мышление не исчезает, а лишь отходит на второй план; оно задействуется в тех случаях, когда точно предсказать события не представляется возможным: при освоении малознакомой техники, перестановке мебели и т. д. - Наглядно-образное мышление
. Это более высокий уровень осмысления действительности. Здесь уже мыслительные процессы опережают действия, а не наоборот, как было в предыдущем случае. Чтобы представить предмет и охарактеризовать его свойства, человеку уже не нужно трогать его руками. Такое мышление преобладает у ребёнка от четырёх до семи лет. У взрослых же оно проявляется, когда они, к примеру, планируют ремонт квартиры: человек уже заранее может представить, как будет выглядеть комната, какого цвета будут обои и потолок и т. д. - Словесно-логическое мышление
. Это полностью абстрактные мыслительные процессы, оперирующие понятиями, логическими конструкциями; такие конструкции иногда могут вообще не иметь наглядного образа – таковы, скажем, понятия вроде «честность», «стоимость» и др. С помощью такого мышления человек определяет общие закономерности разнообразных явлений природы, обобщает наглядный материал. Понятно, что такое мышление не может быть доступно маленькому ребёнку, поскольку в раннем возрасте у человека ещё не накопилось достаточного количества образного материала.
Понятие
Из латинского языка это слово переводится как понимание, познание. Интеллект — это способность нашего мозга к пониманию и решению определенных задач.
Первым возвел идею культа интеллекта Платон. Во всех своих текстах он придавал огромное значение мышлению. Он писал, что жизнь без любопытства, желания узнавать новое, невозможна. Платона полностью поддерживал его ученик Аристотель, который развил концепцию первенства разума. Говорил, что тот, у кого есть задатки править, должен править, а другие — подчинятся.
Уровень умственных способностей можно развить и повысить, а можно и снизить. Академик Моисеев заявляет, что интеллект — это создание удачной стратегии, планирование своих шагов, что поможет достичь желанной цели. Это организация своей жизни и деятельности с помощью других способностей, к которым относят: обучение, мышление, способность классифицировать, интегрировать, вычленять ненужное, находить связи и закономерности.
Основными свойствами интеллекта являются:
любопытство — стремление узнать что-то новое, исследовать явления; глубина разума — умение находить главное и важное в куче информации, и отсеивать ненужное; логичность — последовательность рассуждений, умение строить разумные и правильные цепочки с учетом взаимосвязей и деталей; гибкость ума — умение человека использовать свои возможности, опыт, знания, не применяя шаблоны, а создавая собственные решения проблем; широта мышления — возможность полноценно изучать данные, не терять информацию, видеть несколько решений задачи; критичность мышления — умение оценивать результат работы, находить правильные и отсеивать ложные, также — это способность сменить путь, если он не истинный; доказательность ума — находить факты, и в нужный момент использовать их, чтобы убедиться в правильности поставленной цели.
В обычной жизни индивидуум всегда использует свои мыслительные способности для познания окружающего мира, следующих шагов и нахождения оптимального решения. Довольно трудно представить хотя бы день жизни без возможности анализа ситуации и сопоставления фактов и предметов.
Только благодаря мыслительному процессу существует возможность саморазвития и совершенствования личности. Без интеллекта человек не смог бы совершать научные прорывы, создавать лекарства от опасных заболеваний, музыку или писать картины.
Индивидуальные особенности
Традиционная концепция в психологии выделяет классификацию по трем видам интеллекта:
- Врожденный, который нельзя заучить и привить.
- Социально-поведенческий, который прослеживается в поступках и высказываниях
- Оцениваемый, он поддается измерению с помощью психологических тестов.
Люди отличаются не только по наличию способностей, но и по их качественным характеристикам, набору, который свойственен личности. Однозначно сказать, что талантливый художник будет таким же в танцах, нельзя. А вот то, что различия в уровне мыслительной деятельности заметны почти с рождения – можно.
Очная консультация
Каковы особенности и преимущества очной консультации?
Консультация по скайпу
Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу?
Если ребенок проявляет любопытство к окружающему миру, доставляет массу хлопот, разматывая туалетную бумагу, опрокидывая еду, таская за хвост домашнюю кошку – будьте уверены, это признак высокого интеллекта. А вот тихоня, с которым, по мнению родителей, им повезло, вряд ли будет выделяться высоким уровнем IQ. Чтобы правильно его оценить используют техники оценки в виде тестов с отличающимися заданиями для разных возрастных категорий.
От чего зависит интеллектуальный уровень
Определенный набор качеств мы получаем с рождения, по наследству. На них невозможно влиять. Но речь идет только о половине навыков. Другая – приобретается в течение взросления и зависит не только от природных данных: подвижность нейронов, быстрота реакции, характер нервной системы, но и от социального окружения, в котором развивается личность.
Особое значение для становления умственных способностей имеет эмоциональная связь ребенка и матери. Дети, которые окружены любовью, лаской и заботой показывают лучшие результаты по оценочным intellectus тестам.
Возрастные различия
Измерение интеллекта у одного и того же человека в разном возрасте даст взаимосвязанные результаты. То есть, если малыш в 5 лет отличался умом и сообразительностью, показатели мозговой активности. скорее всего, останутся высокими и в 20, и в 40 лет. Однако, 100% гарантии дать нельзя.
Например, Паскаль, будучи 13-летним, участвовал в заседаниях ученого совета по математике, а Эйнштейн в 15 лет был исключен из школы за неуспеваемость.
Сравнивая показатели разных возрастных групп, мы увидим определенные закономерности:
- коэффициент растет до 17-18 лет, замедляя движение в переходные периоды, когда мозг «занят» решением других вопросов;
- после 20 лет развитие значительно замедляется;
- логический, аналитический и арифметический потенциал раскрываются к 30 годам;
- медицина проще дается к 40 -45 годам, психология – после 50;
- искусству покорны все годы, ограничения исследователями не установлены.
Интересен тот факт, что обязательного регресса интеллектуальной активности не происходит. Конечно, у пожилых людей нарушаются физиологические процессы, влияющие на кору головного мозга, зато человек приобретает важный жизненный опыт, который помогает ему применять те знания, которые он накопил.
Гендерные различия
Хотя стереотип об огромной разнице умственных способностей сильного и слабого пола постоянно обсуждается в обществе, научно обосновать наличие «интеллектуальной пропасти» никто пока не смог. Действительно, средний уровень интеллекта примерно одинаков у мужчин и женщин. Разница наблюдается в следующих аспектах:
- девочки до 15 лет развиваются намного быстрее мальчиков;
- математическими талантами лучше удается блистать представителям мужского пола, а женщины отличаются развитием речи, эмоциональной активности и творческих навыков;
- приоритетом прекрасной половины является нестандартное мышление.
Отличия ума и интеллекта
Сравнивая ум и интеллект, можно сформулировать следующие отличия:
- Интеллект позволяет получить и усвоить знания. Познания человека с высоким интеллектом более обширны. В то время как ум дает возможность применить полученные знания в реальной жизни.
- Интеллект аккумулирует готовые ответы и решения, иногда превращаясь в эрудированность. Умный человек мыслит и лучше и глубже, и способен создавать новые пути и подходы в решении проблем. Другими словами, наличие ума позволяет более широко и глубоко понимать окружающую реальность и действовать сообразно ситуации.
- Интеллект склонен к теоретизированию, тогда как ум направлен на постижение конкретных, реальных, чувственно-воспринимаемых явлений.
- Человек с умом рационально и грамотно действует в реальной жизни. Человек с интеллектом может одержать уверенную победу в научном споре благодаря своей начитанности, эрудированности, логике, но при этом в жизни совершать много ошибок.
- В ситуации неопределенности и необходимости принимать решение нужен ум, а не интеллект. Поскольку именно ум способен прогнозировать результат действий и дальнейшее развитие ситуации.
- Образование упорядочивает и совершенствует ум, но не заменяет его. Поэтому в среде интеллектуалов иногда можно встретить не сильно умных людей.
- Ум возможен без интеллекта, хотя в этом случае интеллект может быть в зачатке (например, у животных). Интеллект без ума, в смысле рационального или житейского ума, также может быть.
Развитое мышление как основа ума способно компенсировать плохую память, недостаток информации или фактических знаний, поэтому наличие ума для жизни более значимо, чем интеллекта.
Рациональное мышление
Жизнь не стоит на месте, она постоянно меняется, чтобы идти в ногу со временем, необходимо уметь адаптироваться к новым условиям. Умный человек не станет изобретать что-то новое, если для этого нет причин. Он способен проявить гибкость мышления и рациональность, и найти другой, более простой и оптимальный путь решения задачи.
Нужно уметь рассматривать проблему с разных сторон, искать не одно решение, а иметь несколько запасных вариантов. Высокоинтеллектуальный человек может критически относиться к своим решениям и мыслям, уметь признавать собственное несовершенство и ошибки.
Он не считает себя выше или умнее других, он способен адекватно оценить собственные знания. Самосовершенствование и тяга к знанию помогут сделать себя лучше. Человек с высоким интеллектом никогда не останавливается на достигнутом, он всегда стремится к улучшению.
Нарушения
При развитии психических заболеваний могут наблюдаться нарушения процессов мышления:
- Скачки. Для них характерны ответы без осмысления слов, хаотичные ассоциации, ошибки подлежат исправлению только после акцентирования внимания на них. Дополнительно к этому повышается отвлекаемость.
- Непоследовательность суждений. Характер суждений становится неустойчивым. Задания выполняются правильно, неправильно, процесс происходит поочередно. Колебания суждения проявляются при любых изменениях условий выполнения заданий.
- Инертность. Во время развития этого нарушения, наблюдается замедление психических процессов. Пациенты не могут нормально отвечать на вопросы, делают это после длительной паузы.
- Соскальзывание. Проявляется тем, что больной при решении задач неожиданно сбивается с намеченного плана, отдает предпочтение ложным суждениям, ассоциациям.
- Откликаемость. Чаще возникает у пациентов, которые страдают от сердечно-сосудистых заболеваний. Проявляется невозможностью ориентироваться во времени, пространстве. Человек начинает считать различные картинки реальностью.
От редакции : Упражнения и продукты для улучшения концентрации внимания
Мышление и интеллект
Интеллект — совокупность умственных способностей человека
, обеспечивающих успех его познавательной деятельности. В широком смысле под этим термином понимают совокупность всех
познавательных функций индивида
(восприятие, память, воображение, мышление), а в узком — его мыслительные способности1. В психологии существует понятие структуры интеллекта, однако, понимание этой структуры варьирует в широких пределах в зависимости
Мышление и интеллект — близкие по содержанию термины. Родство их становится еще яснее, если перейти на обыденную речь. В этом случае интеллекту будет соответствовать слово «ум». Мы говорим «умный человек», обозначая этим индивидуальные особенности интеллекта. Мы можем также сказать, что «ум ребенка с возрастом развивается», — этим передается проблематика развития интеллекта. Термину «мышление» мы можем поставить в соответствие слово «обдумывание». Слово «ум» выражает свойство, способность, а «обдумывание» — процесс. Таким образом, оба термина выражают различные стороны одного и того же явления. Человек, наделенный интеллектом, способен к осуществлению процессов мышления. Интеллект
— это способность к мышлению, а мышление — процесс реализации интеллекта.
В психологии существует понятие структуры интеллекта,
однако, понимание этой структуры варьирует в широких пределах в зависимости от взглядов того или иного психолога. Например, известный ученый
Р. Кеттел
выделял в структуре интеллекта две стороны: динамическую — «текучую»
(fluid),
и статическую — «кристаллизованную»
(crystallized).
Согласно его концепции «текучий интеллект» проявляется в задачах, решение которых требует быстрой и гибкой адаптации к новой ситуации. Он больше зависит от генотипа человека. «Кристаллизованный интеллект» больше зависит от социальной среды и проявляется при решении задач, требующих соответствующих навыков и опыта.
Можно использовать и иные модели структуры интеллекта, например, выделив в нем следующие компоненты:
- способность к обучению (быстрому освоению новых знаний, умений и навыков);
- способность успешно оперировать абстрактными символами и понятиями;
- способность к решению практических задач и проблемных ситуаций;
- объем имеющейся долговременной и оперативной памяти.
Соответственно, тесты на интеллект включают в себя несколько групп заданий. Это тесты, выявляющие объем знаний в определенной области; тесты, оценивающие интеллектуальное развитие человека в связи с его биологическим возрастом; тесты, определяющие способности человека решать проблемные ситуации и интеллектуальные задачи. Помимо этого, существуют и специальные тесты. Например, на абстрактно-логическое или пространственное мышление, на вербальный интеллект и пр.
К наиболее известным тестам такого вида относятся:
- тест Стенфорда-Бине
— оценивает интеллектуальное развитие ребенка;
- тест Векслера
— оценивает вербальный и невербальный компонент интеллекта;
- тест Равена
— невербальный интеллект;
- тест Айзенка (IQ)
— определяет общий уровень развития интеллекта.
Лекция №5 Мышление, интеллект для дисциплины ОП.02 Психология
Лекция №5. Мышление, интеллект. Речевая деятельность личности.
План:
- Понятия «мышление»,
- Уровни, виды и функции человеческого мышления
- Формы мышления и классификация
- Понятия «интеллект», «ум».
- Воображение как вид мышления.
- Понятие «речевая деятельность»
- Функции речевой деятельности.
Три загадки
Я
положила карандаш в комнате так, чтобы никто не смог перешагнуть или перепрыгнуть его. Как я это сделала? Я ПОЛОЖИЛ ЕГО У СТЕНЫ
У
отца Мэри есть 5 дочерей: Чача, Чичи, Чече, Чочо. Как зовут 5 дочь? МЭРИ
С
тоит богатый дом и бедный. Они горят. Какой дом будет тушить полиция? ПОЛИЦИЯ НЕ ТУШИТ ПОЖАРЫ
Есть такое выражение: «Если бог хочет наказать человека, он лишает его разума»… Ум, мышление, разум всегда считались достоинством человека, а отсутствие ума – большой бедой. Во многих сказках главному герою приходиться отгадывать 3 загадки, чтобы спасти свою жизнь или получить руку и сердце прекрасной принцессы. Одной из самых трудных считается такая: «Что на свете всего быстрее?». И умный герой отвечает: «Быстрее всего мысль человеческая».
Что же такое мысль? Мышление? Надо ли специально учиться думать и можно ли этому научиться?
Обладание разумом, умение думать является важнейшим отличием человека от других живых существ. Мышление позволяет человеку приспосабливаться к окружающей среде, ставить цели и достигать их, проникать в сущность вещей и явлений, общаться с другими людьми.
Что же такое мышление?
Мышление
– это опосредованное и обобщенное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях. Мышление рассматривается как процесс, а мысль как результат этого процесса.
Окружающий нас мир мы познаем с помощью ощущений и восприятий. Мы видим предмет, пробуем его на ощупь, на вкус; воспринимаем цвет и форму и таким образом узнаем его свойства, качества, особенности. Но таким путем мы можем воспринимать лишь единичные факты окружающего мира. В процессе мышления, человек выходит за рамки чувственного познания, т.е. начинает познавать такие явления внешнего мира, их свойства и отношения, которые непосредственно в восприятии не даны, и потому не наблюдаемы.
Так, например, известными являются следующие факты: песок сыпучий, у кубика шесть граней, а яблоко имеет шаровидную форму. Вместе с тем, объем Земли, химический состав стекла (основным компонентом которого является песок), конструктивные особенности здания, имеющего форму куба и т.д. – все это не поддается познанию путем непосредственного восприятия. Познать их природу помогает процесс мышления.
Альберт Эйнштейн на вопрос сына, чем он знаменит, ответил: «Слепой жук, ползущий по поверхности шара, считает, что он передвигается по плоскости, а мне удалось увидеть эту поверхность кривой».
В мышлении мы имеем дело с отражением наиболее общих и существенных свойств, предметов и явлений.
– Подумайте, что объединяет нас всех, таких разных? Все мы являемся живыми, разумными существами – людьми. Произнося слово «человек», мы сразу понимаем, что речь идет о живом существе, обладающим сознанием, умеющим говорить, трудиться и т.д. Это и есть обобщенное
представление о том, кто такой человек.
Мышление является не только процессом обобщенного, но и опосредованного
познания действительности. Опосредованность нашего мышления заключается в том, что мы отражаем действительность, опираясь на уже известные, накопленные человечеством, знания и умения, закрепленные в языке. Овладевая речью, языком, мы учимся мыслить. И наоборот: «Кто ясно мыслит, тот ясно излагает». Речь позволяет в одном слове, фразе отразить целый класс понятий, смысл тех или иных явлений.
Мышление позволяет предвидеть ход событий и результаты наших собственных действий. Так, например, невозможно наблюдать многие болезненные процессы, происходящие в организме человека, однако, изучая симптомы болезни, анализируя причинно-следственные отношения, врач делает вывод об истоках заболевания и способах его лечения.
Мыслительная деятельность протекает в виде мыслительных операций.
Рассмотрим основные мыслительные операции.
Анализ
– это мысленное расчленение целого на части. В его основе лежит стремление познать целое глубже путем изучения каждой его части. Например: Стоит девушка, ждёт на свидание парня (или наоборот, кому как нравится), а его нет. Она начинает придумывать причины, почему он не пришёл. Анализирует, значит. Или, например, вы попросили о чём-то друга, он отказал. Думаете, что вы сделали неправильно, как нужно было себя вести, чтобы не отказал он в просьбе. Тоже анализ.
Синтез
– это мысленное соединение частей в единое целое. Пример: по внешним проявлениям какого-то человека мы пытаемся определить его характер, черты личности, составить портрет. При чтении в тексте выделяются отдельные буквы, слова, фразы и вместе с тем они непрерывно связываются друг с другом: буквы объединяются в слова, слова — в предложения, предложения — в те или иные разделы текста. Или вспомним рассказ о любом событии — отдельные эпизоды, их связь, зависимость и т.д.
Сравнение
– сопоставление предметов и явлений для обнаружения сходства и различия между ними. Пример. Человек интересуется книгами постольку, поскольку он интересуется, скажем, научной фантастикой. Встречая какую-нибудь книгу, он обращает внимание на те детали, которые могут показать, что она относится именно к научной фантастике. На обложке можно встретить фамилию знакомого автора, если автор неизвестен, тогда название произведения или характерное оформление обложки может выдать принадлежность книги к тому или иному жанру. Поэтому, встречая две книги, любитель фантастики будет сравнивать их между собой по авторам, названиям, оформлению. И, даже не заглядывая внутрь, может отдать предпочтение той или иной книги. Другой человек тоже интересуется книгами, но интерес его профессиональный: он занимается издательской деятельностью. Такой человек, скорее всего, будет сравнивать книги между собой по другим основаниям: качеству бумаги, способам оформления обложки, размерам книги и еще каким-нибудь техническим характеристикам.
Обобщение
– мысленное объединение предметов или явлений не основе общих и существенных для них свойств и признаков, процесс сведения менее общих понятий в более общие. Например, из прошлого опыта мы знаем, что москвичи – высокомерные снобы и жлобы. И когда мы знакомимся с новым человеком и узнаём, что он москвич, мы сразу думаем о нём, что он сноб и жлоб.
Абстрагирование
– это мысленное выделение существенных свойств предметов и явлений при одновременном отвлечении от несущественных. Мыслить абстрактно – значит уметь какое-то свойство, сторону познаваемого объекта рассмотреть вне связи с другими особенностями того же предмета. Например, сказав «стол», мы представляем некий образ целого класса предметов. В этом понятии объединяются наши представления о разных столах. Либо нам человек не нравится своим характером, но он классный специалист, и мы абстрагируемся от того, что он, допустим, ругается матом, зато телевизоры чинит качественно и бесплатно.
Конкретизация
– это выделение из общего, того или иного конкретного признака или свойства. Конкретизация всегда выступает как пример или как иллюстрация чего-то общего. Пример. Мы не можем высказаться о каких-то аспектах абстрактно, мы переводим разговор на личности. Вместо того чтобы сказать: «Я не люблю, когда опаздывают», говорим: «Я не люблю Сашку, потому что он опаздывает».
Все мыслительные процессы протекают не изолированно, а в различных сочетаниях.
Различают следующие виды
мышления:
Наглядно-действенное мышление
– вид мышления, предполагающий решение умственных задач в плане практической деятельности. Примером такого мышления является доставание удаленных предметов путем преодоления физических препятствий на пути к ним. Если ребенок хочет взять привлекательный для него предмет, который лежит далеко и до которого невозможно дотянуться рукой, то он может воспользоваться для этого палкой. Если привлекательный предмет расположен высоко, ребенок для его получения может использовать стул.
Наглядно-образное
– мышление опирается на представления или восприятие, так как задачи решаются посредством образов. Вид мышления, которое не требует систематического практического манипулирования с объектом, но во всех случаях предполагает отчетливое восприятие и представление этого объекта. Такое мышление оперирует наглядными изображениями – рисунками, схемами, планами. Вместо того чтобы практически решать задачу удобной расстановки мебели в комнате, передвигая с места на место тяжелые предметы и наблюдая, что в результате этого получается, человек может мысленно переставить эти предметы и, получив в результате образного преобразования ситуацию, оценить результат.
Словесно-логическое
– это вид мышления, который опирается на понятия и рассуждения, а также логические действия с ними для получения выводов и умозаключений. Например, вычисления в уме. Или мысленное «проигрывание» развития ситуации. Этот вид мышления характерен для взрослых людей, так как он быстрее и удобнее, не требует внешнего антуража. Правда, иногда и взрослому человеку, чтобы понять конструкцию чего-то, требуется увидеть изображение или проделать какое-то действие.
Основными формами
мышления являются понятия, суждения и умозаключения.
Понятие
– это такая форма мышления, отражающая наиболее общие признаки и свойства предметов или явлений объективного мира, выраженная словом.
Суждение
– это форма мышления, в которой отражаются связи между понятиями, выраженная в виде утверждения или отрицания. Обычно суждение состоит из двух понятий: подлежащего и сказуемого. Например, «халат белый». Всякое суждение может быть истинным или ложным, т.е. соответствовать или не соответствовать реальности. Например: «Некоторые студенты – отличники», «Все здания – памятники архитектуры».
Умозаключение
– это форма мышления, посредством которой из двух и более суждений выводится новое суждение – заключение. Умозаключение, как новое знание, мы получаем путем выведения из уже имеющихся знаний.
Например: «Все рыбы дышат жабрами»
«Окунь – рыба»
«Окунь дышит жабрами».
Индивидуальными особенностями мышления принято считать следующие качества ума: глубина, критичность, гибкость, широта ума, быстрота, оригинальность и пытливость.
Как вы понимаете каждое из перечисленных свойств?
Воображение
– это психический процесс создания новых образов предметов и явлений, путем преобразования уже имеющихся. Это опережающее отражение действительности в новых, неожиданных и непривычных сочетаниях и связях.
Подобно мышлению, воображение – это аналитико-синтетическая деятельность, которая осуществляется под влиянием сознательно поставленной цели, либо чувств и переживаний, которые владеют человеком в данный момент.
Чаще всего воображение возникает в проблемной ситуации, когда требуется быстрый поиск решения. Однако, в отличие от мышления, опережающее отражение (опережающие конкретные практические действия) в воображении происходит в виде ярких представлений. Благодаря воображению, еще до начала работы, мы можем себе представить готовый результат труда.
Выделяют два вида
воображения: активное и пассивное.
Активное воображение
характеризуется произвольностью возникновения, при активном участии сознания и воли. Человек ставит перед собой цель: придумать, представить нечто в виде образа, и, контролируя весь процесс, решает определенную задачу (творчество писателей, художников).
Активное воображение бывает воссоздающим
, при котором образ предмета или явления создается со слов, по описанию; и
творческим
.
Творческое воображение
– это воображение, при котором создаются совершенно новые образы, в целом и по частям отличающиеся от всего известного.
Пассивное воображение
характеризуется непроизвольностью возникновения образов без участия сознания и воли (сновидения, галлюцинации, образы, возникающие в бреду).
Воображение обладает психотерапевтической функцией. Через воображение можно оказывать положительное влияние на психическое состояние и поведение человека. Произвольно вызывая у себя определенные образы, человек может изменить свое собственное физическое и психическое состояние. Например, представляя себе жаркое лето, мы может ощутить тепло; воображая, что находимся на морозе, почувствуем холод. Нередко встречаются факты внушения различных болезней. Так, студенты-медики в первые годы обучения, находят у себя множество различных болезней. Особенно ярко это проявляется у лиц впечатлительных, с богатым воображением.
Наконец, воображение позволяет в какой-то степени удовлетворять человеку свои потребности. Если, например, человека кто-то обидел, то, воображая, что бы он сказал обидчику, человек, в известной степени, удовлетворит потребность отомстить и это его успокоит.
Интеллект
– общая способность к познанию и решению проблем.
Что это?
Под интеллектом понимается система всех познавательных способностей человека (восприятие, память, мышление, воображение) и способность к решению проблем без проб и ошибок в уме. Впрочем, существует немало парадоксальных определений интеллекта, созданных психологами. «Интеллект – то, что измеряют тесты интеллекта», — уходил от ответа Альфред Бине, когда его просили рассказать, что же это такое. Еще более изящное определение принадлежит Мак Нимару: «Всякий человек знает, что такое интеллект. Это то, чего нет у других!».
Наследственность или способности?
Очень долго существовало два мнения относительно интеллекта. Согласно первому из них, интеллект — черта сугубо наследственная: либо человек рождается умным, либо нет. В соответствии со второй точкой зрения, интеллект связан со скоростью восприятия или реагирования на внешние стимулы. Еще в 1816 году немецкий астроном Бессель утверждал, что он может определить уровень интеллекта своих сотрудников по скорости их реакции на световую вспышку.
Итак, интеллект — это весьма общая умственная способность, которая включает возможность делать заключения, планировать, решать проблемы, абстрактно мыслить, понимать сложные идеи, быстро обучаться и учиться на основании опыта. Это не просто изучение книг, узкие академические знания или навыки проходить тесты. Напротив, интеллект отражает более широкую и глубокую способность познавать окружающий мир, понимать суть вещей и соображать, что делать в той или иной ситуации.
Уровнем интеллекта называют уровень развития мыслительных способностей относительно возраста. Люди с недостаточным уровнем интеллекта больны олигофренией — врожденным слабоумием. Помимо этого существует и приобретенное слабоумие — деменция.
Что такое — ум? Кто такой — умный человек?
Ум
— способность думать, способность находить решение жизненных задач, способность видеть и предсказывать последствия своих действий. Противоположность ума — глупость, отсутствие ума — слабоумие.
Умный человек — это человек, умеющий думать, пользующийся своей головой (это делают не все и не всегда) и имеющий для этого необходимый материал (предметные знания).
Думать — понимать и анализировать происходящее, принимать адекватные решения, учитывать последствия и делать выводы, способный активно и самостоятельно решать жизненные или ситуативные задачи.
Люди не всегда пользуются умом; в повседневной жизни его с разной степенью успешности заменяют, когда наработанные привычки и автоматизмы, когда образованность, а когда-то люди просто выключают голову и полагаются на свои эмоции и чувства. Конкретный анализ показывает, что, похоже, большинство людей думает едва ли более 10% времени. Люди делают глупости нередко вовсе не из-за недостатка ума, а из-за отсутствия привычки им пользоваться. Не все люди любят думать, не всегда это принято, и, по крайней мере, большинство женщин большую часть времени живут, руководствуясь не умом, а чувствами. Можно сказать, что умный человек — это жестко контролирующий свое сознание на высокой ноте концентрации в строго заданной точке.
Ум — не то же самое, что образованность. Образование обогащает и оттачивает ум, но его не заменяет, и среди высокообразованных людей иногда можно встретить людей не сильно умных. Ум — не то же самое, что интеллект, если интеллект понимать, как способность быстро отвечать на вопросы тестов, решать логические задачи и головоломки. Ум — это не только способность думать (мыслить), это и жизненный опыт, предполагающий использование готовых решений, это также хитрость, сообразительность и другие способы нахождения нужного решения.
Любопытно, что человек думает не только головой, в решении жизненных задач у человека задействовано все его тело: когда-то помогая ему, когда-то мешая. Умного человека от глупого можно отличить по выражению глаз, по интонации и даже по походке. На ум влияет и гормональная ситуация в организме: увеличение уровня тестостерона (мужского полового гормона) улучшает сообразительность и способность к пространственному (топографическому) мышлению.
Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так и настоящий, явилось речевое общение, которое развивалось на основе трудовой деятельности. Речь
— это язык в действии.
Язык
— система знаков, включающая слова с их значениями и синтаксис — набор правил, по которым строятся предложения. Слово является разновидностью знака, поскольку последние присутствуют в различного рода формализованных языках. С помощью речи люди переходят от образа к понятию, с помощью речи можно создавать такие единицы мыслительного акта, как суждение и умозаключение, с помощью речи можно строить логические построения и мыслить о вещах, которые никогда не воспринимались людьми непосредственно. Например, человек может иметь свою картину давно прошедших времен, картину будущего. Речь позволяет строить логические цепочки и создавать теории о явлениях, которые принципиально не могут быть восприняты человеком, например таких, как строение атомов, химические процессы, протекающие в живом организме, космогонические теории или теории происхождения жизни на Земле. Речь имеет такое большое значение в процессах мышления, что может рассматриваться в одном контексте с процессами мышления.
Речевая деятельность
– это активный, целенаправленный процесс создания и восприятия высказываний, осуществляемый с помощью языковых средств в ходе взаимодействия людей в различных ситуациях общения.
Речевая деятельность является одним из наиболее сложных видов деятельности по всем своим параметрам. Например, я прошу у соседа по столу передать мне кусок хлеба. Акт деятельности, если брать ее как целое, не завершен: цель будет достигнута лишь в том случае, если сосед действительно передаст мне хлеб. Таким образом, говоря далее о речевой деятельности, мы не совсем точны: для нас будет представлять интерес и нами будет в дальнейшем рассматриваться не весь акт речевой деятельности, а лишь совокупность речевых действий, имеющих собственную промежуточную цель, подчиненную цели деятельности как таковой.
Речь имеет три функции:
Функция
обозначения
— отличает речь человека от коммуникации животных. У человека со словом связано представление о предмете или явлении.
Функция обобщения
связана с тем, что слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но и целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков.
Функция выражения,
т.е. передачи информации. Если первые две функции речи могут быть рассмотрены как внутренняя психическая деятельность, то коммуникативная функция выступает как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми.
Связанная с сознанием в целом, речь человека включается в определенные взаимоотношения со всеми психическими процессами; но основным и определяющим для речи является ее отношение к мышлению.
Поскольку речь является формой существования мысли, между речью и мышлением существует единство. Но это единство, а не тожество. Равно неправомерны как установление тожества между речью и мышлением, так и представление о речи, как только внешней форме мысли.
В психологии различают два основных вида речи: внешнюю и внутреннюю
. Внешняя речь включает письменную и устную (диалогическую и монологическую).
Речь обладает определенными характеристиками
Содержательность речи зависит, прежде всего, от ценности сообщаемых в ней фактов и от способности ее автора к сообщению.
Понятность речи зависит от ее смыслового содержания, от ее языковых особенностей и от соотношения между ее сложностью, с одной стороны, и уровнем развития, кругом знаний и интересов слушателей — с другой.
Выразительность речи предполагает учет обстановки выступления, ясность и отчетливость произношения, правильную интонацию, умение пользоваться словами и выражениями переносного и образного значения.
Контакты между людьми возможны при наличии речи, и насколько эта речь будет понятной, настолько эффективнее будет общение. Большое значение в медицине имеет слово, что подразумевает не только культуру речи, но и чувство такта, умение поднять пациенту настроение, не ранить его неосторожным высказыванием.
Очевидно, что владеть речью необходимо всем: и инженерам, и рабочим, и менеджерам. Но особенно необходимо уметь управлять словом медикам, для которых слово — важнейший инструмент, иногда творящий чудеса. Словом можно подбодрить, вселить надежду, раскрыть перспективы. Иногда слово выполняет роль терапевтического средства, и способствует улучшению здоровья.
Слово укрепляет доверие, позволяет настроиться на нужную волну, добиться желаемого результата. На что обратить внимание в речи медика? Прежде всего – это тон. Тон медика всегда должен быть доброжелательным. «Я хочу тебе помочь» — как бы говорят медсестра и врач, подкрепляя свои слова улыбкой. В речи медика не должно быть резких слов и выражений, жесты желательно выбирать более открытые, располагающие к себе.
Одно из главных качеств – понятность, доступность речи. Пациент также должен быть уверен, что его понимают, ему стараются помочь. Многонациональный состав пациентов делает необходимым для медика знание менталитета разных народов хотя бы на дилетантском уровне.
Не менее важное качество – убедительность речи. Для того, чтобы речь была убедительной, медик должен быть уверенным в правоте своих слов. Чем более богатый словарный запас у медика, тем легче ему общаться с пациентами.
Умение слушать и слышать также необходимо медику. Иногда умение выслушать больного становится важнее лекарства, а иногда помогает найти тот самый правильный способ лечения.
Для медика важно все: и как представить себя, и как общаться, и как делать те или иные выводы.
Рефлексия
Приём «Рефлекторный экран»
- Мне было интересно…
- Мы сегодня разобрались…
- Я сегодня понял, что…
- Мне было трудно…
- На следующем занятии уроке я хочу …
Домашнее задание.
Учебник «Психология для средних медицинских учреждений» Полянцевой О.И., стр. 69-76, стр. 72, 76 — нарушения мышления, нарушения речи, конспект.
7
Первичные умственные способности
Данные способности составляют основополагающие элементы интеллекта и всей человеческой деятельности. Количество таких первичных умственных способностей довольно велико. К примеру, известный исследователь интеллекта Дж. Гилфорд обнаружил 120 подобных элементарных факторов, благодаря развитию которых повышается качество умственной деятельности любого индивида.
Некоторые первичные умственные способности можно разделить на ряд категорий, перечисленных ниже.
- Умение выполнять мыслительные операции. Включает в себя анализ, синтезирование и сравнение объектов и явлений. Сюда же относится создание сложных мыслительных конструкций и умение составлять грамотные выводы.
- Вербальные способности. Определяют возможности понимания речи и использования речевых единиц как в ходе собственных измышлений и рассуждений, так и для коммуникации с другими людьми.
- Память. Подразумевает максимальные объемы хранимой информации, скорость усвоения и длительного запоминания, а также продолжительность ее доступности для использования в любое время.
- Способность к элементарным арифметическим операциям, устному и письменному счету в приемлемо быстрые сроки.
- Умение ориентироваться в пространстве, а также визуально определять размеры, объемы и формы различных объектов.
Совокупность данных способностей подразумевает наличие определенного интеллектуального уровня развития индивида. Тем не менее стоит отметить, что все приведенные первичные характеристики редко бывают развиты в равной высокой степени, на что несомненное влияет в определенной степени и наследственный фактор.
Структура интеллекта
Как любая способность, интеллект представляет собой комплекс различных качеств личности. Психологи до настоящего времени не пришли к единому мнению о том, что входит в структуру интеллекта. И дело здесь не столько в недостаточной изученности этого психического явления, сколько в том, что интеллект разный. Согласитесь, умственные способности математика и писателя отличаются, причем не количественно, а именно качественно. Но о видах интеллекта и их особенностях мы поговорим с вами в другой статье.
Чтобы не путаться в разнообразных проявлениях этой способности к мышлению, выделили понятие общего интеллекта или первичных умственных способностей.
Основной, генеральный фактор (фактор G), определяющий уровень интеллекта человека – это скорость переработки информации, в том числе и скорость получения новых знаний, их осмысление, установление связей (ассоциаций) с прежним опытом и длительное сохранение в памяти.
Кроме генерального фактора, выделяют еще несколько первичных умственных способностей, составляющих основу интеллекта:
- Вербальные способности, определяющие понимание речи и использование слов как для передачи информации, так и в процессе мышления.
- Память, в том числе объем сохраняемой информации, скорость ее запоминания и продолжительность хранения.
- Способность ориентации в пространстве, соотношение объема, размера и формы объектов.
- Умение выполнять мыслительные операции: анализ, сравнение, синтез, создавать сложные мыслительные конструкции и делать выводы.
- Способность оперировать числами в рамках элементарных арифметических действий.
Это самые основные, элементарные факторы, определяющие уровень интеллекта. На самом деле их значительно больше. Например, один из известных исследователей интеллекта Дж. Гилфорд выделил 120 первичных умственных способностей, развитие которых может обеспечить человеку высокий уровень интеллекта.
Мышление
Мышление – один из когнитивных процессов. Речь идет, в основном, о работе с информацией, идеями, концепциями. Мышление позволяет человеку находить корреляции, решать проблемы.
Функции мышления:
- формирование концепций;
- распознавание и поиск отношений;
- решение проблем;
- создание чего-то нового.
Результатом является новая информация, опыт, знания.
Свойства
В отношении мышления различаются несколько свойств:
- Конвергенция. Возможность придерживаться определенной темы, идти по линии логического контекста.
- Дивергенция. Также называется художественным, творческим мышлением, характеризуется широким спектром возможностей.
- Мировоззрение. Определяет, насколько широкие знания и проблемы человек может включить или решить в мышлении.
- Глубина. Определяет, насколько человек может вдаваться в детали проблемы (например, посредством анализа).
- Точность (надежность). Определяет, насколько логичны, практичны, правильны идеи.
- Независимость. Способность решать проблемы может быть более или менее обусловлена помощью других людей.
- Гибкость. Способность оторваться от мыслительных стереотипов, находить наиболее эффективное решение данной проблемы (например, преодоление функциональной фиксации).
- Критичность. Способность провести критический анализ отдельных знаний, процесса решения проблемы.
Типы
Мышление делится на несколько типов по различным параметрам.
Конкретное VS Показательное VS Абстрактное:
- Конкретное – непосредственно относится к практическим предметам, человек думает, что он сделает. Этот вариант непрактичен, длителен, утомителен.
- Показательное – прежде чем начать что-то делать, человек представляет, как это будет происходить. Этот вариант более практичный и быстрый.
- Абстрактное – человек не представляет никакие предметы, думает абстрактно. Так, например, решаются математические уравнения.
Аналитическое VS Синтетическое:
- Аналитическое – анализирует целую вещь, делит ее на более мелкие части, которые снова анализирует.
- Синтетические – объединение знаний и фактов в одну концепцию.
На практике часто используются оба типа.
Конвергентное VS Дивергентное:
- Конвергентное – поиск одного правильного решения.
- Дивергентное – поиск всех возможных вариантов решений.
Ввиду сходства этих типов, они также часто применяются вместе – сначала дивергентное мышление, затем – конвергентное.
Рассуждение
Это процесс мышления, в котором выводы основаны на информации.
Способы рассуждения:
- Дедукция – вычитание выводов для конкретного случая из общих правил (из множества определяется один). Пример: Сократ – это человек → человек смертен → Сократ смертен. Дедукция никогда не приносит никакой новой информации.
- Индукция – идет в обратном направлении, чем дедукция – от одного к множеству. Речь идет об установлении общих правил на основании конкретных случаев. Пример: у Петра есть машина → у Александра есть машина → у всех мужчин есть машины. Индуктивные суждения всегда применяются только с определенной вероятностью, никогда не со 100%. Все научные теории основаны на индуктивном суждении.
Мыслительная операция и решение проблем
Мыслительные операции – это целенаправленное умственное манипулирование психическим содержанием, направленное на решение, как теоретических, так и практических проблем.
Мыслительные операции делятся на 2 категории:
- Логические операции – регулируются точными правилами, которые не следует нарушать. В процессе решения проблемы человек следует алгоритму (точно так же, как компьютер). Решение – верное и точное. Однако в повседневной жизни это непрактичный и длительный путь.
- Эвристические операции – сокращенная практика мышления, приводящая к результатам без индивидуального рассмотрения всех вариантов и альтернативных подходов. Результаты оцениваются с точки зрения подходящих/неподходящих. Этот вариант чрезвычайно быстрый и эффективный по сравнению с предыдущим, но он также обременен высоким процентом ошибок.
Индивидуальные психологические особенности мышления
Индивидуальные особенности свойственны тому, как человек мыслит. Эти особенности выражаются у разных людей, прежде всего, в том, что они имеют разное соотношение взаимодополняющих типов и форм мыслительной деятельности (зрительно-актуальной, зрительно-имагинативной, вербально-логической и абстрактно-логической). Кроме того, к индивидуальным особенностям мышления относятся такие качества познавательной деятельности, как продуктивность ума, самостоятельность, широта, глубина, гибкость, скорость мышления, креативность, критичность, инициативность, находчивость и т.д. Под скоростью мышления подразумевается скорость мыслительных процессов. Независимое мышление — это способность увидеть и задать новый вопрос или проблему, а затем решить ее самостоятельно.
Именно эта независимость проясняет творческую природу мышления. Гибкость мышления — это способность изменять аспекты рассмотрения объектов, явлений, их свойства и связи, способность изменять планируемый способ решения проблемы, если она не отвечает изменившимся условиям, активная перестройка исходных данных, понимание и использование их относительности. Инерция мышления — качество мышления, проявляющееся в склонности к закономерностям, привычным мыслительным процессам, сложности переключения с одной системы действия на другую.
Мышление — минимальное количество упражнений, необходимое для обобщения принципа решения. Экономика мысли — количество логических шагов (умозаключений), используемых для изучения нового шаблона. Хлеб разума — умение охватить широкий спектр тем в различных областях знаний и практики.
Глубина мысли — способность проникать в самое необходимое, раскрывать причины событий, предсказывать последствия, проявляющаяся в степени смысла знаков, которые человек может абстрагировать при освоении нового материала, и степени их общности. Последовательность мышления — способность следовать строгой логической последовательности при рассмотрении конкретной темы. Критическое мышление — качество мышления, которое позволяет провести строгую оценку результатов мыслительной деятельности, найти ее сильные и слабые стороны и доказать правдивость выдвинутых утверждений. Стабильность мышления — это качество мышления, проявляющееся в ориентации на набор ранее выбранных значимых особенностей и привычных шаблонов.
Все перечисленные характеристики индивидуальны, меняются с возрастом и могут быть исправлены. Эти индивидуальные особенности мышления должны быть специально учтены для правильной оценки умственных способностей и знаний.
Интеллект — это способность системы самообучения создавать программы (прежде всего эвристические) для решения задач определенного класса сложности и решать эти задачи.
Под современным определением интеллекта понимается способность осуществлять процесс познания и эффективного решения проблем, особенно при решении нового спектра жизненных задач. Поэтому можно развивать уровень интеллекта, а также увеличивать или уменьшать эффективность человеческого интеллекта. Часто эта способность характеризуется с точки зрения задач, которые возникают в жизни. Например, по отношению к задаче выживания: выживание — это главная задача человека, все остальные вытекают из главной задачи или из задач в каждой сфере деятельности.
Согласно Н.Н. Моисеев, интеллект — это, прежде всего, постановка целей, планирование ресурсов и разработка стратегий достижения целей.
Есть основания полагать, что зачатки интеллекта животных имеют, и уже на этом уровне их интеллект через механизмы постановки и достижения целей повлиял на эволюцию животных. Относительно новая область, когнитивная этология, изучает интеллект животных.
Интеллект — это способность планировать, организовывать и контролировать свои действия, направленные на достижение цели, в соответствии с истиной и добром. Обратите внимание, что это определение включает в себя устройства с искусственным интеллектом. Интеллект может быть реализован только в информационном пространстве. Каждый вид деятельности формирует собственное информационное пространство. Способ его формирования и использования строится на принципах организации интеллекта. Принципы организации создания новой информации в информационном пространстве, способы ее хранения и воспроизведения также соответствуют особенностям работы интеллекта, а именно — организации памяти. Поэтому информационное пространство — это еще и интеллектуальное пространство, поскольку в нем уже заложены принципы планирования, организации использования и постепенного контроля для достижения цели.
Влияние интеллекта выходит за рамки жизни одного человека. Развитие интеллекта в Homo sapiens отделило его от животного мира и стало началом развития общества, а затем и человеческой цивилизации. Интеллект как способность обычно реализуется с помощью других способностей. Например, способность распознавать информацию, учиться, логически мыслить, организовывать ее посредством анализа, определять ее применимость (классифицировать), находить в ней связи, закономерности и различия, ассоциировать ее со схожими материалами и т.д.