Самосознание — что это такое
Самосознание личности тесно связано со с глубоким знанием себя и пониманием процессов, которые происходят в психической сфере, в теле. Понятие самосознание также включает осознанность — способность понимать причины и следствие происходящих событий.
Самосознание — многокомпонентное понятие. Оно включает:
- самооценку;
- понимание собственной ценности;
- самоуважение;
- умение помочь самому себе;
- склонность к самоанализу;
- самореализацию.
Самосознание базируется на глубоком понимании себя, принятии своих сильных и слабых сторон, осознании собственной уникальности. Наличие всех этих характеристик позволяет человеку развиваться в личностном плане, ставить перед собой задачи и достигать задуманного.
Самосознание личности в разных науках о человеке трактуется очень схоже. Обществознание объясняет самосознание, как глубокое понимание человеком собственных мотивов, мыслей, действий, а также своего места в обществе. В таком трактовании делается акцент на способности самостоятельно принимать решения отвечать за их последствия.
Философский взгляд на самосознание раскрывает его, как понимание личностью своих знаний, нравственных принципов и мотивов каждого совершаемого действия. В этой интерпретации самосознание — свойство, присущее глубоко чувствующему и способному критически мыслить человеку.
Структура самосознания
Самосознание личности включает несколько компонентов:
- понимание самого себя (когнитивная составляющая) — глубокое знание о самом себе, построение Я-концепции. Она включает представление о себе реальном, идеальном, фантастическом, таком, каким видят окружающие;
- отношение к себе на уровне эмоций — способность принимать себя со всеми недостатками и достоинствами, уверенность в собственных силах или ее отсутствие. Самооценка формируется с первых лет жизни под влияние отношения к ребенку родителей, других значимых взрослых, позже она укрепляется или, наоборот, слабеет при сравнении себя и других;
- способность к саморегуляции (поведенческая составляющая) — проявляется через стремление к принятию в обществе, к соответствию выставляемым им требованиям, желание добиться уважения;
- самоактуализацию — стремление к максимальному раскрытию своих способностей. Проявляется в умении не откладывать задуманное на потом, в занятии делами, которые приносят удовольствие, постоянном развитии, способности принимать новшества и адаптироваться к ним, осознанности по отношению к жизни, уверенности в собственных силах;
- степень притязаний — в стремлении добиваться большего, умении ставить перед собой цели, находящиеся за пределами зоны имеющихся компетенций.
В некоторых источниках составляющие самосознания выглядят так (см. таблицу):
интеллектуальная | включает способность к самонаблюдению, устойчивую самооценку |
саморегуляция | формируется под влиянием самооценки. Чем она устойчивее, тем больше способность к самоконтролю |
самосовершенствование | глубокое понимание и принятие образов “Я” |
Самосознание личности — не статичное образование, но процесс, требующий постоянного развития и совершенствования. Если на каком-либо этапе жизни человек перестает развиваться, степень его осознанности снижается.
Функции самосознания
Личностное самосознание выполняет несколько функций, основной из которых считается саморегуляций. Человек, хорошо знающий себя, свои возможности и потенциал, понимает свои потребности. Такое знание дает ему возможность в любой ситуации действовать осознанно и работать над созданием своего желаемого образа.
Неправильное понимание своих нужд, неадекватная оценка ресурсов приводит к тому, что при больших усилиях человек не добивается желаемого результата. Он либо тратит силы впустую, либо много работает, но не достигает успеха. В обоих случаях возникает разочарование, выгорание, снижается самооценка. Саморегуляция позволяет избежать бессмысленных действий.
Другая функция самосознания — формирование идентичности. Каждый человек уникален, второго точно такого же нет. Только он точно знает, какие усилия ему пришлось приложить, чтобы добиться чего-либо, в чем его сила и слабость, что для него приемлемо, а что — недопустимо ни при каких условиях.
Любой человек имеет право воспринимать жизнь по-своему. Он имеет право на собственное мнение, на самостоятельное принятие решений и ответственность за них. Очень часто такое понимание приходит не сразу, а многим приходится всю жизнь бороться за собственную индивидуальность.
И еще одна функция самосознания заключается в четком понимании собственных личностных границ и их защите. Человек, осознающий свои границы, способен уважать и границы других людей. Он не допускает в свой адрес того, что приносит ему дискомфорт и не отказывается от своей индивидуальности. С одной стороны, это может вызвать непонимание и неприятие окружающих. С другой, умеющий отстаивать свои границы, выстраивает защиту так, чтобы испытывать покой и уверенность в себе. Он не боится порвать связи с теми, кто не уважает его границы.
ХХ-ХХ1
Самоидентификация человека включает как составляющие все прежние этапы. Теперь, чтобы стать идеальным, «Я»-человек должен утвердится как «я-клан», «я-функция» и «я-государство», и «я-религия», чем больше довлеющих определений, тем полнее будет это «я». А вообще данное время тупиковое в некоторых отношениях. Тотальное поклонение железу привело к двум глобальным войнам, провозглашенная свобода создала кучу нерешаемых проблем, количество которых постоянно увеличивается. Инстинкт самосохранения, доходящий до химерных форм, толкает все время на назревание конфликтности, на постоянный поиск врагов, а не находящая выхода агрессия закупоривает сознание на однобокости оценок. Тысячелетиями человечество ожидает конца света, в сознании поколений закрепляются прототипы армагеддона, каждый вынашивает в себе частичку страшного суда. И не надо удивляться, третья мировая война уже началась, началась незаметно, по кабинетам и в масс-медиа. Но эта война уже идет, и война эта не стандартная, не такая, к которым уже привыкли и натренированные успокаиваем себя, что повторения ошибок больше не будет. Война с терроризмом, со скрытым в подсознании кошмаром ожидаемой беды, к которой все время готовишься и никогда не бываешь готов.
Дата создания: 2001-2002.
Дата последней редакции 12.08.03.
Формы самосознания
Существует 4 вида самосознания. Они проявляются по-разному.
- Самопознание — умение идентифицировать себя, понять собственные физические и психологические особенности, осознать свой потенциал. Самопознание реализуется через:
- самонаблюдение — отслеживание процесса деятельности и общение с другими людьми, понимание результатов и их соответствие нормам, принятым в обществе;
- осознание, какие оценки личности дают окружающие, каково их отношение;
- анализ собственных эмоций, чувств, нужд, умение их трансформировать.
Самопознание становится базой для формирования представлений о собственной личности.
- Самоконтроль — умение регулировать собственное эмоциональное состояние, действия, если они не совпадают с внутренними установками, не дают необходимого результата или конфликтуют с требованиями внешнего мира.
- Самооценка — уровень принятия человеком своих качеств, личностных характеристик, любовь и уважение к себе. Уверенный человек обладает устойчивой адекватной самооценкой. Он способен принимать взвешенные решения, нести за них ответственность. Низкая самооценка проявляется в зависимости от чужого мнения, она сопровождается выраженным чувством вины и другими проблемами. Обладатель завышенной самооценки демонстрирует надменность и высокомерие.
- Принятие себя и своей уникальности, отказ от постоянной критики собственных поступков, самоуничижения. Самопринятие включает также уважение к себе, оно формируется, когда человек ставит перед собой цели и достигает их.
Личность достаточно зрелая, если все 4 вида самосознания у нее достаточно развиты.
Введение
Человеческое сознание является сложным феноменом; оно многомерно, многоаспектно. Многогранность сознания делает его объектом изучения множества наук, среди которых психология.
Проблема сознания всегда привлекала пристальное внимание психологов и философов, ибо определение места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с окружающей действительностью предполагает выяснение природы человеческого сознания.
С точки зрения психологии, сознание выступает как особая форма отражения, регуляции и управления отношением людей к окружающей действительности, к самим себе и своим способам общения, которые возникают и развиваются на основе практически — преобразовательной деятельности. Оно не только отражает, но и творит мир. Сознание с самого начала является общественным продуктом. Оно возникает и развивается только в совместной деятельности людей в процессе их труда и общения.
Для философии эта проблема важна потому, что те или иные подходы к вопросу о сущности сознания, о характере его отношения к бытию затрагивают исходные мировоззренческие и методологические установки любого философского направления. Естественно, что подходы эти бывают разные, но все они, по существу, всегда имеют дело с единой проблемой: анализом сознания как специфически человеческой формы регуляции взаимодействия человека с действительностью.
Особенности формирования самосознания
Зарождение самосознания начинается с первых дней жизни и в дальнейшем оно углубляется, совершенствуется по мере того, как человек накапливает знания о себе. Условно процесс формирования самосознания подразделяют на несколько этапов:
- от рождения до 1 года — ребенок получает первые знания о себе. Они заключаются в осознании физиологических потребностей в пище, уходе. Также младенец улавливает отношение к себе матери или другого значимого взрослого;
- 2-3 года — ребенок начинает воспринимать себя, как отдельную личность, проявляет самостоятельность в пределах возрастных возможностей;
- 4-7 лет — знание о собственном теле и эмоциях усложняются, ребенок может распознать и понять истоки своих эмоций, физических реакций;
- 8-18 лет — знания о себе усложняются и трансформируются под влиянием собственных достижений, а также в сравнении себя со сверстниками, человек приобретает устойчивые знания о собственной личности.
На протяжении всей дальнейшей жизни знания о себя могут видоизменяться. На самосознание оказывает влияние соотношение представлений о себе идеальном и реальном, оценка со стороны окружающих, уровень притязаний и достижений, социальный статус.
Осознание своего Я в психологии
Осознание человеком своего «Я» происходить с детства. Начинается всё с того, что ребенок наблюдает за моделью поведения своих родителей или окружения. Созерцание плавно переходит в повторение действий, а еще чуть позже ребенок понимает себя как индивидуальность. Он, потихоньку, начинает формировать ценностное отношение к себе, то есть формируется его самооценка.
Важно заметить, что с процессом взросления у человека меняется отношение к себе. Происходят изменения в оценке действий других людей, сравнивание с теми образами, которые уже были сформированы прежде. Во внимание принимаются не только уже действия, а уже и переживания, желания, стремления.
Человек чувствует кто он есть в действительности и что его отличает от остальных людей. Можно сказать, что осознание человеком своего «Я» это результат его развития, а не врожденные данные. Это наш разум, который анализирует и делает выводы. Это означает что окружение и всё, что попадает взору человека, те события, которые с ним происходят производят влияют на формирование его самооценки.
Самовосприятие во время выполнения действий, понимание того, что нравится или не нравится – это и есть осознание своего «Я».
Этапы развития самосознания
Самосознание развивается постепенно. На первом этапе человек научается выделять себя из окружающего мира. Он начинает осознавать себя, как отдельный организм, индивидуальность. Затем формируется способность к самоконтролю и умение влиять на свои действия. Взрослея, человек учится сначала контролировать физиологические реакции, а позже — сознание.
На завершающем этапе формируется самопринятие, умение точно оценивать собственные возможности, положительные и негативные стороны личности.
Человек проходит от стадии отделения себя от другого (матери) до полной автономии.
Психологи предлагают такую периодизацию процесса развития самосознания в онтогенезе:
- 0-8 месяцев — происходит активное знакомство ребенка с собственным телом;
- 8-12 месяцев — ребенок активно изучает людей из ближайшего окружения, посторонних, у него появляются первое понимание, что он — другой;
- после 1 года — малыш стремится к автономии, у него параллельно с самостоятельностью возрастает ответственность. В деятельности ребенок принимает позицию субъекта, понимая, что он может манипулировать предметами, управлять их положением в пространстве;
- с 3 до 6-7 лет — ребенок активно изучает собственные реакции и реакции других людей во время взаимодействия. Он формирует поведенческие шаблоны, которыми пользуется в схожих ситуациях;
- 6-7 лет — возникает понимание своей роли в обществе, ребенок учится следовать принятым нормам, руководствуется при этом уже собственными убеждениями;
- 8-12 лет — активно формируется самосознание, возникает понимание собственных возможностей;
- с 13 до 18 лет — подросток стремится глубоко изучить свою индивидуальность, а также сопоставляет представления о себе с тем, как он видит других людей. Формируется личностная направленность;
- с 18 до 20 лет активно формируется воля, совершенствуется способность к самоконтролю, человек строит планы на жизнь. Он становится более независимым и объективным в суждениях, испытывает потребность в реализации своего потенциала.
Взрослость — время активной реализации задуманного. Личность проходит через кризисные периоды, во время которых становится еще сильнее или ослабевает. В старости происходит оценка достигнутого.
Нарушения самосознания
Неправильное разрешение личностных кризисов приводит к неадекватному восприятию себя. Специалисты выделяют несколько вариантов аномалий, которые возможны в ходе формирования самосознания. Они проявляются в самоощущении человека, а также влияют на его отношения с окружающими, восприятие мира в целом.
К нарушениям самосознания причисляют:
- стремление избежать тесных межличностных взаимоотношений;
- ощущение тревоги и страха перед будущим, взрослением, течением времени;
- непродуктивные и хаотичные действия, трата потенциала и ресурсов впустую, неумение концентрироваться на конкретной цели и следовать плану для ее достижения;
- нежелание определиться и лучше узнать себя, выбор деструктивных образцов для подражания.
Если представление человека о себе формируется по неблагоприятному сценарию, то это негативно отражается на личности. Человек становится неуверенным в себе, он боится отказа, имеет низкую самооценку. Такой тип самосознания опасен тем, что человек:
- недостаточно уважает себя, это влияет на отношение к нему в социуме;
- проявляет агрессию, асоциальное поведение;
- не способен на решительные действия;
- в трудных ситуациях занимает позицию приспособленца, может стать участником асоциальной группы или подвергнуться чужому влиянию;
- неадекватно воспринимает внешность, не может дать объективную оценку себе и своим поступкам.
Сбои в развитии самосознания также могут стать причиной зависимого поведения, искаженного восприятия себя. Нередко проблема приводит к эгоцентризму, а также становится базой для формирования психических расстройств.
Ирина Шербул
Уровни
Знание о себе предполагает формирование у человека Я-концепции – устойчивой системы представлений о себе. Это продукт самосознания. В Я-концепции можно выделить три уровня, их же называют уровнями самосознания:
- познавательный – представления человека о самом себе как личности, индивидуальности, познание и принятие всех своих особенностей;
- оценочный – чувство самоценности, собственной значимости, в том числе осознание человеком значимости и ценности его профессии, внешних особенностей, характера;
- поведенческий – поведенческие установки и отношение человека к собственной личности.
Эти элементы можно считать структурой самосознания. Однако в психологии в качестве структуры принято рассматривать другую систему.