Эмоции в психологии это? Эмоции людей список. Аффекты. Чувства. Настроение. Определения. Структура переживаний. Секс и оргазм. Порождение эволюции.
Здравствуйте, уважаемые читатели!
В этой статье мы препарируем важный психический элемент – ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ. Казалось бы, у всех этот феномен на слуху и представляется чем-то знакомым, простым. Однако, денотат этого выражения в научной картине мира несколько отличается от денотата в наивной модели мира, распространенной повсеместно. Для того, чтобы исключить ложное толкование языковой конструкции – эмоциональные переживания, я постараюсь простым языком рассказать о сути явления. Итак, приступим.
Как рассматривают в психологии
В психологической литературе имеются различные трактовки и взгляды на чувства переживания. Выделяют два взгляда на эмоциональные переживания как психологического феномена:
- Изучение чувствования на основе эмоциональной сферы.
- Переживание позволяет человеку преодолевать различные ситуации, в ходе которых меняется внутренний мир.
Для одних авторов чувствование тесно связано с эмоциями. Любое эмоциональное переживание связано с событиями жизни и имеет яркую психологическую окраску.
Другие авторы различают эмоции и переживания, для них второе состояние — это отдельный процесс, связанный с рефлексивной частью человека. Самый известный труд на эту тему представил Ф. Е. Василюк в своей книге «Психология переживаний».
Рассмотрим разные аспекты этого непростого психического явления.
С.Л. Рубинштейн. Виды эмоциональных переживаний Добавлено Psychology OnLine.Net 25.03.2007 В многообразных проявлениях эмоциональной сферы личности можно различать три основных уровня. Первый — это уровень органической аффективно-эмоциональной чувствительности. Сюда относятся элементарные, так называемые физические чувствования — удовольствия, неудовольствия, связанные по преимуществу с органическими потребностями. Чувствования такого рода могут носить более или менее специализированный местный характер, выступая в качестве эмоциональной окраски или тона отдельного процесса ощущения. Они могут приобрести и более общий, разлитой характер; выражая общее более или менее разлитое органическое самочувствие индивида, эти эмоциональные состояния носят неопредмеченный характер. Примером может служить чувство беспредметной тоски, такой же беспредметной тревоги или радости. Каждое такое чувство отражает объективное состояние индивида, находящегося в определенных взаимоотношениях с окружающим миром. И «беспредметная» тревога может быть вызвана каким-нибудь предметом; но хотя его присутствие вызвало чувство тревоги, это чувство может не быть направлено на него и связь чувства с предметом, который объективно вызвал чувство может не быть осознана. <…></…> Следующий, более высокий, уровень эмоциональных проявлений составляют предметные чувства, соответствующие предметному восприятию и предметному действию. Опредмеченность чувства означает более высокий уровень его осознания. На смену беспредметной тревоге приходит страх перед чем-нибудь. Человеку может быть «вообще» тревожно, но боятся люди всегда чего-то, точно так же удивляются чему-то и любят кого-то. На предыдущем уровне — органической аффективно-эмоциональной чувствительности — чувство непосредственно выражало состояние организма, хотя, конечно, организма не изолированного, а находящегося в определенных реальных отношениях с окружающей действительностью. Однако само отношение не было еще осознанным содержанием чувства. На втором уровне чувство является уже не чем иным, как выражением в осознанном переживании отношения человека к миру. <…></…> Опредмеченность чувств находит высшее выражение в том что сами чувства дифференцируются в зависимости от предметной сферы, к которой они относятся. Эти чувства обычно называются предметными
чувствами и подразделяются на
интеллектуальные, эстетические
и
моральные.
Ценность, качественный уровень этих чувств зависит от их содержания, от того, какое отношение и к какому объекту они выражают. Это отношение всегда имеет идеологический смысл. <…></…> Наконец, над предметными чувствами (восхищения одним предметом и отвращения к другому, любви или ненависти к определенному лицу, возмущения каким-либо поступком или событием и т.п.) поднимаются более обобщенные чувства (аналогичные по уровню обобщенности отвлеченному мышлению), как-то: чувство юмора, иронии, чувство возвышенного, трагического и т.п. Эти чувства тоже могут иногда выступать как более или менее частные состояния, приуроченные к определенному случаю, но по большей части они выражают общие, более или менее устойчивые мировоззренческие установки личности. Мы бы назвали их мировоззренческими чувствами. Уже чувство комического, с которым нельзя смешивать ни юмор, ни иронию, заключает в себе интеллектуальный момент как общественный компонент. Чувство комического возникает в результате внезапно обнаруживающегося несоответствия между кажущейся значительностью действующего лица и ничтожностью, неуклюжестью, вообще несуразностью его поведения, между поведением, рассчитанным на более или менее значительную ситуацию, и пустяковым характером ситуации, в которой оно совершается. Комическим, смешным кажется то, что выступает сперва с видимостью превосходства и затем обнаруживает свою несостоятельность. Несоответствие или несуразность, обычно заключенные в комическом, сами по себе еще не создают этого впечатления. Для возникновения чувства комизма необходимо совершающееся на глазах у человека разоблачение неосновательной претензии <…></…> Значительно сложнее, чем чувство комического, собственно юмор и ирония.
Юмор
предполагает, что за смешным, за вызывающими смех недостатками чувствуется что-то положительное, привлекательное. С юмором смеются над недостатками любимого. В юморе смех сочетается с симпатией к тому, на что он направляется. Английский писатель Дж.Мередит прямо определяет юмор как способность смеяться над тем, что любишь. С юмором относятся к смешным маленьким слабостям или не очень существенным и во всяком случае безобидным недостаткам, когда чувствуется, что за ними серьезные реальные достоинства. Чувство юмора предполагает, таким образом, наличие в одном явлении или лице и отрицательных и положительных сторон. Юмористическое отношение к этому факту, очевидно, возможно лишь, пока в нашей оценке положительные моменты перевешивают отрицательные. По мере того, как это соотношение в наших глазах сдвигается и отрицательные стороны получают в нем перевес над положительными, чувство юмора начинает переходить в чувство трагического или во всяком случае проникаться трагическими нотками; в добродушный смех юмора включается боль и горечь. Таким не лишенным трагизма юмором был юмор Гоголя: недаром Гоголь характеризовал свой юмор как видимый миру смех сквозь невидимые миру слезы. <…></…>
Ирония
расщепляет то единство, из которого исходит юмор. Она противопоставляет положительное отрицательному, идеал — действительности, возвышенное — смешному, бесконечное — конечному. Смешное, безобразное воспринимается уже не как оболочка и не как момент, включенный в ценное и прекрасное, и тем более не как естественная и закономерная форма его проявления, а только как его противоположность, на которую направляется острие иронического смеха. Ирония разит несовершенства мира с позиций возвышающегося над ними идеала. Поэтому ирония, а не более реалистический по своему духу юмор, была основным мотивом романтиков. <…></…> В развитии эмоций можно, таким образом, наметить следующие ступени: 1) элементарные чувствования <…>, 2) разнообразные предметные чувства <…>, 3) обобщенные мировоззренческие чувства. <…> Наряду с ними нужно выделить отличные от них, но родственные им аффекты, а также страсти.</…></…></…> Аффекты. Аффект — это стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, который может дать неподчиненную сознательному волевому контролю разрядку в действии. Именно аффекты по преимуществу связаны с шоками — потрясениями, выражающимися в дезорганизации деятельности. Дезорганизующая роль аффекта может отразиться на моторике, выразиться в дезорганизации моторного аспекта деятельности в силу того, что в аффективном состоянии в нее вклиниваются непроизвольные, органически детерминированные, реакции. <…></…> Аффективные процессы могут представлять собой дезорганизацию деятельности и в другом, более высоком плане, в плане не моторики, а собственно действия. Аффективное состояние выражается в заторможенности сознательной деятельности. В состоянии аффекта человек теряет голову. Поэтому в аффективном действии в той или иной мере может быть нарушен сознательный контроль в выборе действия. Действие в состоянии аффекта, т.е. аффективное действие, как бы вырывается у человека, а не вполне регулируется им. Поэтому аффект, «сильное душевное волнение» (говоря словами нашего кодекса) рассматривается как смягчающее вину обстоятельство. <…></…> Страсти. С аффектами в психологической литературе часто сближают страсти. Между тем общим для них собственно является лишь количественный момент интенсивности эмоционального возбуждения. По существу же они глубоко различны. Страсть — это такое сильное, стойкое, длительное чувство, которое, пустив корни в человеке, захватывает его и владеет им. Характерным для страсти является сила чувства, выражающаяся в соответствующей направленности всех помыслов личности, и его устойчивость; страсть может давать вспышки, но сама не является вспышкой. Страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель. В страсти, таким образом, ярко выражен
волевой
момент стремления; страсть представляет собой единство эмоциональных и волевых моментов; стремление в нем преобладает над чувствованием. Вместе с тем характерным для страсти является своеобразное сочетание активности с пассивностью. Страсть полонит, захватывает человека; испытывая страсть, человек является как бы страдающим, пассивным существом, находящимся во власти какой-то силы, но эта сила, которая им владеет, вместе с тем от него же и исходит. <…></…> Страсть — большая сила, поэтому так важно, на что она направляется. Увлечение страсти может исходить из неосознанных телесных влечений, и оно может быть проникнуто величайшей сознательностью и идейностью. Страсть означает, по существу, порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели. Именно потому, что страсть собирает, поглощает и бросает все силы на что-то одно, она может быть пагубной и даже роковой, но именно поэтому же она может быть и великой. Ничто великое на свете еще никогда не совершалось без великой страсти. Говоря о различных видах эмоциональных образований и состояний, нужно еще отметить настроение. Настроения. Под настроением разумеют общее эмоциональное состояние личности, выражающееся в «строе» всех ее проявлений. Две основные черты характеризуют настроение в отличие от других эмоциональных образований. Эмоции, чувства связаны с каким-нибудь объектом и направлены на него: мы радуемся
чему-то,
огорчаемся
чем-то,
тревожимся из-за
чего-то;
но когда у человека радостное настроение, он не просто рад
чему-то,
а ему радостно — иногда, особенно в молодости, так, что все на свете представляется радостным и прекрасным. Настроение не предметно, а
личностно,
— это, во-первых, и, во-вторых,— оно не специальное переживание, приуроченное к какому-то частному событию, а разлитое
общее
состояние. <…></…> В возникновении настроения участвует обычно множество факторов. Чувственную основу его часто образуют органическое самочувствие, тонус жизнедеятельности организма и те разлитые, слабо локализованные органические ощущения (интроцептивной чувствительности), которые исходят от внутренних органов. Однако это лишь чувственный фон, который редко у человека имеет самодовлеющее значение. Скорее даже и само органическое, физическое самочувствие человека зависит, за исключением резко выраженных патологических случаев, в значительной мере от того, как складываются взаимоотношения человека с окружающим, как он осознает и расценивает происходящее в его личной и общественной жизни. Поэтому то положение, что настроение часто возникает вне контроля сознания — бессознательно, — не означает, конечно, что настроение человека не зависит от его сознательной деятельности, от того, что и как он осознает; оно означает лишь, что он часто не осознает этой зависимости, она как раз не попадает в поле его сознания. Настроение — в этом смысле бессознательная, эмоциональная «оценка» личностью того, как на данный момент складываются для нее обстоятельства.
Описание | Отрывок из монографии С.Л. Рубиншейна «Основы общей психологии». |
Рейтинг |
5/5 на основе 2 голосов. Медианный рейтинг 5. |
Просмотры | . В среднем в день. |
Похожие статьи | Рубинштейн С.Л. Виды, уровни и типы памяти Е. Н. Колодич. Коррекция эмоциональных нарушений у детей и подростков Экспериментальные подходы к изучению роли мозга в эмоциональных проявлениях Виды валидности Виды и функции конфликта |
Формы переживания чувств
Если связывать эмоциональную сферу и переживание, то нельзя обойти форму проявления. Формы переживания эмоций:
- Настроение. Общее состояние, которое связано с жизненным тонусом. Оно бывает положительное или угнетенное, пассивное.
- Аффекты. Сильное возбуждение, при котором человек не способен контролировать свои поступки. Результатом аффективного поведения могут стать неожиданные чувства – смех, радость, гнев. Аффект зависит от индивидуальных качеств человека – темперамента, характера.
- Стресс. Состояние возникает при напряженных условиях, поведение человека меняется.
- Фрустрация. Эта форма эмоционального чувствования характеризуется дезорганизацией сознания, человек находится в состоянии безнадежности.
- Страсть. Сильное продолжительное чувство, которое полностью захватывает человека. Одно из чувствований, которое повышает активность личности. Проявляется в обучении, работе, спорте, творчестве, науке. Бывает негативная и положительная страсть.
Чем чувства отличаются от эмоций?
Близкими по значению, но всё-таки неидентичными являются понятия эмоции и чувства. В научной психологии эти термины определяют разные составляющие единого эмоционального фона.
Чувства — это состояния более глубокие, определяющие устойчивое отношение личности к окружающим событиям. Они часто бывают менее выраженными, имеют сглаженные проявления. Эмоции — реакция-всплеск на конкретную ситуацию, вызывает яркие проявления, зачастую рождается бессознательно. В психологии чувства — более осознанные проявления отношения к тому или иному объекту. Личность может испытывать всю гамму эмоций, но при этом не проявлять чувств, если для этого нет предпосылок. Например, не испытывать ненависть к врагу, если врага не существует. При этом проявлять гнев, если что-то послужило для этого поводом.
На чувства, присущие конкретному человеку, значительно влияет общество, окружающее пространство. Эмоции же — субъективная оценка, основанная на внутреннем понимании действительности и особенностях нервной системы.
Виды чувств
По сути, эту часть восприятия окружающего сложно классифицировать, так как она многогранна и разнообразна. Условно в психологии определены виды чувств:
- нравственные;
- интеллектуальные;
- праксические;
- эстетические.
Категория | Подкатегория | Проявления | Характеристика |
Нравственные | Моральные | Гуманность | Взаимоотношения людей, отношение к собственному положению в обществе, определение приемлемого для себя поведения, рамок дозволенного. |
Патриотизм | |||
Чувство долга | |||
Любовь | |||
Аморальные | Жестокость | ||
Эгоизм | |||
Ненависть | |||
Жадность | |||
Интеллектуальные | Специфические | Вдохновение | Определяют отношение к интеллектуальным потребностям. |
Целеустремлённость | |||
Жажда познания | |||
Удовлетворение от новых знаний, открытий | |||
Неспецифические | Любопытство | ||
Удивление | |||
Юмор | |||
Ирония | |||
Праксические | Выбор деятельности | Профессия | Определяют отношение к повседневным заботам, обязанностям, взаимосвязи с обществом. |
Любимый досуг | |||
Интересные занятия | |||
Эстетические | Удовлетворение от созерцания, прикосновения, прослушивания | Любовь к природе | Определяют круг интересов, направленных на удовлетворение эстетических потребностей |
Любовь к технике | |||
Любимая музыка | |||
Произведения искусства, зодчества, скульптуры |
Бывают более сложные чувства, которые нельзя однозначно отнести к одному из видов. Так, например, любовь пробуждает личность стремиться к познанию, раскрытию эстетического потенциала, вдохновляет, определяет выбор деятельности.
Типы эмоциональных переживаний
- Классифицируют астенические переживания и стенические. Астенические переживания подавляют жизненные процессы организма. Стенические эмоции, наоборот, повышают жизнедеятельность. Астенические переживания описываются как состояние робости, пассивности, у человека преобладает чувство уныние и стыда. Стенические эмоции характеризуются высокой энергией, побуждают человека к деятельности.
- Эмоции разделяют также на простые и сложные проявления. Простые эмоции связаны с удовлетворением первичных потребностей. Такие чувства делятся на приятные и неприятные. Сложные эмоции связаны с пониманием различных объектов, жизненного устройства. Субъективное переживание эмоции – это личное внутреннее чувство.
Основные функции эмоций
Отражательно-оценочная функция. Значимость предметов и ситуаций, которые необходимы для достижения целей и удовлетворения потребностей человека оценивается при помощи эмоций. Эмоции — система сигналов, дающая возможность понять значимость событий.
Побудительная функция. Оценивая происходящее, человек побуждает себя к какому-либо действию. С.Л.Рубинштейн утверждал, что эмоция заключает влечение, желание, стремление, направленное к предмету или от него.
Активирующая функция имеет тесную связь с побудительной. Эмоции обеспечивают необходимый уровень деятельности центральной нервной системы человека. На динамику, темп, ритм деятельности влияют различные эмоциональные состояния. Положительные эмоции, такие как радость, уверенность, придают динамику процессам деятельности, побуждают человека к активным, интенсивным действиям. Ученым Д Хеббом доказана зависимость эффективности деятельности человека от уровня его эмоционального состояния. Хебб называет такую зависимость криволинейной, «колоколообразной». Чтобы достичь высокого результата деятельности, нужно иметь оптимальный уровень эмоционального возбуждения. Нежелательны слишком слабые и очень сильные эмоциональные состояния. Оптимальный уровень обеспечивает максимум эффективности в процессе деятельности. Он зависит от условий выполняемой деятельности, индивидуальных свойств человека, вовлеченного в деятельность.
Замечание 1
Если эмоции слабые, значит человек имеет недостаточную мотивацию. Если эмоции слишком сильные, человек становится неорганизованным, неуправляемым, что разрушает деятельность.
Регулирующая функция. Эмоции регулируют, направляют деятельность человека, ограничивая или, напротив, расширяя ее. Когда возникает эмоциональное отношение к объекту, это оказывает влияние на мотивацию деятельности на всех ее этапах. При помощи эмоций дается субъективная оценка происходящего. Это означает, что одно и то же событие может быть по-разному эмоционально воспринято.
Синтезирующая функция. Отдельные события и факты выстраиваются в одно целое при помощи эмоций. Ученый А.Р.Лурия доказал, что множество образов, которые напрямую или косвенно связаны с объектом, породившим сильное эмрциональное переживание, в сознании человека объединяются в устойчивый комплекс. Если актуализируется один элемент, воспроизводятся в сознании другие составляющие этого комплекса, иногда даже против желания человека.
Смыслообразовательная функция. Действия человека обретают смысл благодаря эмоциям. А.Н.Леонтьев утверждал, что успешные действия, совершаемые за день, могут не удовлетворить человека и даже испортить ему настроение. Отрицательный осадок будет едва прослеживаться на фоне забот в течение дня. Но когда человек начинает мысленно анализировать прожитый день, в памяти возникает определенное событие. Настроение приобретает предметную соотнесенность, возникает сигнал, указывающий на событие, которое оставило неприятные ощущения. Это может быть негативная реакция на чей-то поступок, более успешный. Человек думал и действовал правильно, как ему казалось, и это было главным мотивом его деятельности, но на деле вышло не совсем так.
Защитная функция. Сильные эмоциональные переживания, такие как страх, посылают сигнал человеку об опасности и способствуют тому, чтобы он тщательно продумал свои действия. То есть страх — защита человека от неприятных последствий.
Экспрессивная функция. Все эмоции содержат экспрессивный компонент. За счет него человек устанавливает отношения с другими людьми.
Вопрос функций эмоций разрабатывался многими учеными, существует несколько классификаций, в том числе Симонова, Леонтьева, Вундта.
Значимость эмоций огромна в жизни человека. Ученые психологи сочли необходимым четко дифференцировать их. Немецкий философ И.Кант выделил два вида эмоциональных состояний по степени активации: стенические и астенические эмоции.
Стенические эмоции вызывают повышение активности человека, астенические, напротив, снижают ее. Эмоции могут быть положительного и отрицательного характера, интенсивными, длительными, осознанными и неосознанными.
Замечание 2
Человеческие эмоции можно различать по модальности, качеству переживаний.
Психолог К.Изард выделяет десять главных эмоций, три из них положительные, семь — отрицательные.
Немного об аффекте
Это наиболее сильная разрушительная сила, бурная вспышка чувств. Часто человек описывает это состояние как неподвластную ему лавину.
Во время аффекта теряется контроль над действиями, часто забываются поступки и действия. За слова и поступки может быть очень стыдно. К тому же иногда действия наносят непоправимый вред окружающим людям и предметам.
После аффекта ощущается разбитость, усталость, безразличие ко всему, иногда сонливость.
Откуда берется это состояние? Оно возникает в ситуациях, которые человек не может разрешить, они очень для него болезненны. В этом случае он убегает в аффект.
Аффекты могут накапливаться, а затем происходит срыв. Да, аффект помогает избавиться от обид и раздражения. Но последствия бывают очень плачевны.
Тема чувств в экзистенциональной психологии
Экзистенциальная психология рассматривает уникальность любого человека, его опыта и истории. Важное внимание уделяется вопросам жизни и смерти, свободе, ответственности выбора, общению, проблеме любви и одиночества, а также поиску смысла.
Экзистенциальные переживания бывают отрицательные и положительные. К отрицательным относятся:
- Ужас. Непонимание того, что его ждет.
- Скука. Обесценивание для себя сущего.
- Отчаяние. Человеку не на что опереться, он ищет опору только в себе.
- Одиночество. Человек может понимать, что он любим, у него есть люди его поддерживающие. Он чувствует себя тотально одиноким, его никто не понимает до конца.
- Смерть. Она или обесценивает Сущее или инициирует переоценку происходящего.
Положительные внутренние переживания наполняют смыслом жизненный мир. К ним относятся любовь, катарсис и творчество.
Исследования
Согласно исследованиям некоторых психологов переживание и эмоции относятся к различным классам психических явлений. Как же можно представить рассматриваемый процесс без включения эмоций? Эксперименты показывают, что часто чувствование протекает без эмоциональной сферы, что связано с действиями психологических защит.
К примеру, можно встретить случаи, когда человек на празднике веселится, улыбается, а в глубине его души протекают антивитальные переживания (размышления о бессмысленности собственной жизни). Люди очень удивляются, когда узнают о попытке суицида такого человека на следующий день. Уход от мучительных эмоций происходит с использованием психологических защит, они приводят к уходу от реальности. Надо отметить, что антивитальные переживания не всегда обладают суицидальной направленностью, часто это размышления о бессмысленности жизни.
Снятие психологических защит приводит к сильным изменениям индивида, они сопровождаются эмоциональными, телесными, когнитивными процессами. На такой схеме основана практика психотерапии. Для развития клиента его освобождают от гнета защитных механизмов, за счет чего происходит его личностный рост. Видео: 10 фактов об эмоциональных переживаниях
Эмоции в современном мире
Эмоции в современном мире играют важнейшую роль. Старайтесь создать нужное вам окружение, в котором вы могли бы расти и развиваться, как личность. Помните о том, что всегда есть кто-то лучше вас, у которых можно научиться чему-то новому, а также те, кто более мал, которым есть чему поучиться у вас.
Избегайте агрессивных людей, создающих ненужный шум и суету. С ними кашу не сварить, а можно лишь испортить себе настроение. Мудрые люди – тихие, излучающие мягкость и чуткость.
Цените свое время и свои планы, так же, как и то, что вы уже сделали и чего достигли. Всегда любите то, что вы делаете. Занимайтесь или ищите то, что любите, что нравится делать. Учитесь и совершенствуйтесь в своем ремесле. Даже, если вам кажется, что ремесло ваше намного скромнее, чем у соседа, цените свою деятельность, как драгоценность.
Будьте аккуратны и критичны к потокам информации, чтобы не стать жертвой обмана. Не занимайте ничью сторону, стремитесь быть нейтральным. Не забывайте о добродетели и благодарности. Есть те, кто оказался в тупике, и они стремятся к вашей помощи. Помогайте им. Будьте лучом света, указывающим путь во тьме. Помните о том, что всегда есть те, кому повезло меньше, чем вам. Учитесь с благодарностью принимать свои победы и свои поражения. Поражения, проигрыши учат вас мудрости.
В любой ситуации оставайтесь собой. Человеком со своими взглядами и интересами. Человеком, искренним в дружбе и честным в любви. Человеком с добрым сердцем, принимающим мир со всеми его неидеальными чертами. Будьте мудрыми.
Мы постоянно выявляем плагиат на наши материалы без указания кликабельной follow ссылки на них. В таком случае без предупреждения мы обращаемся в
DMCA Google, что приводит к пессимизации плагиатора. Наоборот, мы приветствуем популяризацию наших материалов, но с обязательной активной follow ссылкой на эту страницу psyhosoma.com/perezhivaniya-cheloveka-chem-vyzvany-i-kak-spravitsya-so-svoimi-emociyami/.
Теория Ф.Е. Василюка
Василюк рассматривает процесс не как созерцание, а как деятельность. Устойчивые эмоциональные переживания возникают вследствие критической ситуации. В ходе этой ситуации человек может реализовать свои мотивы, ценности.
Согласно Василюку, переживание это не психическая функция, а самостоятельный процесс, деятельность. Оно ведет к восстановлению психологической возможности. Существует четыре типа критических ситуаций:
- Фрустрация;
- Стресс;
- Конфликт;
- Кризис.
Положительные события увеличивают способность человека, они реализуют одну жизненную необходимость, но нарушают реализацию других.
Итак, рассматриваемая тема в психологии еще требует дополнительных исследований и изучений. Жизнь наполняется смыслом через чувствование эмоций, этот психический процесс влияет на формирование личностных качеств.
Для чего нужны чувства?
Функции чувств в психологии определены их способностью оставлять информацию о значимых событиях и объектах.
- отражательная — оценка происходящего с целью определить степень опасности, чтобы найти способы предотвратить её;
- стимулирующая — чувства побуждают искать пути решения тех или иных задач, определить цели на будущее;
- подкрепляющая — благодаря чувствам личность запоминает значимые события, давая собственную субъективную оценку;
- переключательная — помогают расставлять приоритеты, определять более важные объекты, действия, решения. Иными словами, это сила воли;
- приспособительная — на основе испытанных когда-то чувств человек может легче приспособиться к новой реальности;
- коммуникативная — язык чувств один из эффективных способов взаимодействовать с окружающими.
Tweet Pin It