Самодетерминация – это умение личности определять собственный поведенческий паттерн. При этом сам человек самостоятельно определяет собственные цели, способы и пути их достижения. Сознание его обладает автономностью от внешней среды и неразрывно с самосознанием. Проще говоря, рассматриваемый термин являет собой способность самостоятельно выбирать курс и маршруты саморазвития. Понятие самодетерминация нельзя отождествлять с самодостаточностью. Оно шире и объединяет в себе абсолютную гармонию с внешней средой и саморегуляцию в качестве способа её сохранения.
Становление механизмов самодетерминации
Становление механизмов самодетерминации способно выступать в качестве особого, высшего уровня развития. Это характерно для всех живых организмов, которые обладают саморегуляцией. О нем судят по степени развития и характеру структурной организации потенциала личности.
Определение 2
Самодетерминация представляет собой способность человека выбирать и иметь свой выбор. Ее противопоставляют детерминации, которая является влиянием на поведение человека внешних сил.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Самодетерминацию также считают способностью к самостоятельному выбору направления саморазвития. Было постулировано наличие у человека способностей и возможностей для здоровой и полноценной жизни. Если с детского возраста условия существования ребенка способствовали предоставлению ему свободы выбора активности, сферы интересов, то он вырастает здоровой и полноценной личностью с наличием широкого диапазона возможностей без наложения ненужных ограничений.
Целью концепции самодетерминации является определение факторов, питающих врожденный потенциал человека. Они способны определять рост, интеграцию и здоровье. Также сюда входит процесс исследования условий, помогающих здоровому развитию и эффективному функционированию индивидов, групп и сообществ.
Мотивационная подсистема
Каждому типу локуса каузальности соответствует своя мотивационная подсистема — тип преобладающей мотивации, который объясняет то, как люди реагируют в разных ситуациях, в соответствии с устойчивыми внутренними состояниями. Мотивационная подсистема представляет собой набор, состоящий из аффективного опыта, убеждений и установок относительно себя, среды и других людей, а также программу взаимодействия со средой, поскольку внутренние состояния и процесс, связанные с поведением, организуются мотивационными процессами». Мотивационная субситсема бывает трех типов: внутренней, внешней и амотивирующей.
Развитие самодетерминации у взрослых
Самодетерминация является основной врожденной склонность, ведущей организм к вовлеченности в интересующее поведение. Последнее чаще всего обладает преимуществами для развития умения осуществлять гибкое взаимодействие с социальными субъектами и средой.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Самодетерминация в личных историях взрослых респондентов 460 ₽ Реферат Самодетерминация в личных историях взрослых респондентов 280 ₽ Контрольная работа Самодетерминация в личных историях взрослых респондентов 250 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
В качестве эмпирических критерий самодетерминации выступают:
- спонтанность,
- креативность,
- интерес и личностная значимость в качестве причин для действий,
- чувства и ощущение себя свободным,
- определенные психолингвистические индикаторы (например, глаголы «должен» и «хочу», преобладающие в речи).
Потребность в самодетерминации начинает развиваться с первых дней жизни. Уже с момента рождения для ребенка характерны естественные тенденции исследовать и манипулировать, а также проявлять любопытство. Все эти признаки присущи для конца 6 месяца как свободное «Я». К 9 месяцам их выражение происходит через абсолютное предпочтение новизны, в год это приводит к устойчивым попыткам уметь что-либо. Уже в более старшие годы признаки дифференцируются в различные специфические интересы.
В подобных тенденциях происходит проявление внутренней мотивации, поэтому признаки не могут требовать внешнего стимула или давления, возникая спонтанно. Это происходит в случае отсутствия препятствий со стороны социального контекста.
Внутренне мотивированная форма активности способна обеспечивать собственную награду как возбуждение, интерес и наслаждение (сопутствуют ей). Она представляет собой самоцель и не включает средства для достижения более отдаленных последствий.
Замечание 1
Понятие «самодетерминация» предложил и в деталях разработали американские ученые Эдвард Л. Деси и Ричард М. Райан. Базовые положения концепции они формулировали в отношении проблемы мотивации поведения личности в 80-е гг. 20 века.
Объясняя причины поведения человека, данная теория принимала к учету не только воздействия, которые оказывала окружающая среда, но и его собственные стремления и способность согласования внешних требований и имеющихся потенциальных возможностей для достижения поставленных целей.
Содержание издания
№ | Библиографическое описание |
1 | Леонтьев, Дмитрий Алексеевич. От инстинктов – к выбору, смыслу и саморегуляции, психологии мотивации вчера, сегодня и завтра / Д. А. Леонтьев // Современная психология мотивации : / под ред. Д. А. Леонтьева. – М., 2002. – С. 4–12. ББК 88.532 + 88.332.2 Полное описание |
Автономная, внешняя и безличная каузальная ориентация
Автономная каузальная ориентация
Люди с автономной каузальной ориентацией используют внутреннюю мотивационную подсистему
, которая имеет в основе внутренне воспринимаемый личностный локус каузальности.
Характеризуются чувством компетентности, самодетерменированности, эффективно управляют своими мотивами, отличаются высокой самооценкой. Осознание базовых потребностей довольно высоко, для принятия решений о поведении, проводят анализ информации с дальнейшим её активным применением, что как раз является причиной переживаемых чувств, гибкого поведения и высокой чувствительности к изменениям в среде. Для людей с автономной каузальной ориентацией наградой за результат является сама деятельность. Способны обращать автоматизированное поведение в самодетерминированное: больше контролируют его и изменяют поведение по своему усмотрению. В случае неудачи такие люди редко обвиняют себя .
Внешняя каузальная ориентация
Люди с доминирующей внешней каузальной ориентацией характеризуются стремлением к сверхдостижениям, ориентируясь на внешние признаки успеха. У них есть чувство связанности результатов и награды: то есть награда отделена от самого действия. К такому стилю жизни приводит недостаток в самодетерминации – это человек, оперирующий внешней мотивационной субсистемой
, что предполагает негибкость поведенческих реакций, более низкий уровень самооценки, склонность ориентироваться на внешние стимулы. Выбор совершается под влиянием внешних критериев, а не собственных внутренних потребностей. Такие люди много внимания уделяют внешним обстоятельствам, оценке себя другими людьми, они «утратили связь с основными органическими потребностями. Потеря чувства самодетерминации компенсируется сильной потребностью в контроле извне».
Безличная каузальная ориентация
У людей с безличной каузальной ориентацией возникает феномен «выученной беспомощности». У таких людей преобладают чувства, что их действия никак не связаны с результатами и реакцией среды. Чувство непредсказуемости, неконтролируемости, нелогичности реакций в данной ситуации порождает нежелание прикладывать усилия, неуверенность в себе, отсутствие самодетерминации и преобладание автоматического, беспомощного поведения.
У такого человека лидирующую позицию занимает амотивирующая субсистема
с вставками
внешней мотивирующей
, что предполагает очень низкий уровень самооценки, компетентности, самодетерминации, подавление эмоций.
При внешней и безличной каузальной ориентации
у личности формируются психологические защиты от нежелательной информации, стимулов, неприятных, неприемлемых для человека. По данным исследований Дерачевой, Леонтьева «автономная каузальная ориентация значимо положительно коррелирует с поддержкой автономии у детей, с уровнем развития эго и с самооценкой; отрицательно — с самоуничижением». Они редко испытывают такие отрицательные эмоции как враждебность, стыд и вину, а также «более сконцентрированы и настойчивы при достижении цели». Люди с высокой выраженностью автономной каузальной ориентацией позитивнее воспринимают повседневные события и реже испытывают неприятные эмоции. «Внешняя каузальная ориентация значимо положительно коррелирует с паттерном поведения типа А, связанным с кардиологическими заболеваниями (включает в себя агрессивные тенденции, чувства давления и напряжения). Безличная каузальная ориентация значимо положительно коррелирует с самоуничижением, депрессией, социальной тревожностью и отрицательно — с самооценкой» .
Литература
- Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения. М.: Смысл, Академия, 2006. – 336с.
- Гордеева Т.О. Теория самодетерминации: настоящее и будущее. Часть 1: Проблемы развития теории. Психологические исследования: электронный научный журнал, 2010, №4 (12) URL: https://psystudy.ru
- Гордеева Т.О. Теория самодетерминации: настоящее и будущее. Часть 2: Вопросы практического применения теории // Психологические исследования: электронный научный журнал, 2010, №5 (13) URL: https://psystudy.ru
- Дергачева О.Е. Автономия и самодетерминация в психологии мотивации: теория Э. Деси и Р. Райана.
- Дергачева О.Е. Личностная автономия как предмет психологического исследования: автореферат. М., 2005. URL: https://institut.smysl.ru/article/ar-dergacheva.php
- Дергачева О.Е. Основные положения теории самодетерминации Э.Деси и Р. Райана
- Дергачева О.Е. , Дорфман Л.Я. , Леонтьев Д.А. Русскоязычная адаптация опросника каузальных ориентаций.
- Леонтьев Д.А. «Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности» //Психологический журнал. Том 21, №1, 2000
- Линч М. «Базовые потребности и субъективное благополучие с точки зрения теории самодетерминации» с.137 — 142// Психология. Журнал высшей школы экономики. Том 1, № 3, 2004.
- Личностный потенциал:структура и диагностика/ под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011. — 679с.
- Современная психология: мотивации под ред. Д.А. Леонтьева. М., Смысл, 2002. – 343с.
- Чирков В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека. // Вопросы психологии, 1996, №3
- Deci, E. L., & Ryan, R. M. (1985). Intrinsic motivation and self-determination in human behavior. New York: Plenum. https://selfdeterminationtheory.org/theory
- Deci, E. L., & Ryan, R. M. (1985). The general causality orientations scale: Self-determination in personality. Journal of Research in Personality, 19, 109-134.
- Deci E.L.
The psychology of self-determination. Toronto, 1980. - Deci, E. L., & Ryan, R. M. (2000). The «what» and «why» of goal pursuits: Human needs and the self-determination of behavior. Psychological Inquiry, 11, 227-268.
- Schwartz S.J., Mullis R. L., Waterman A.S., Dunham R.M. Three Identity constructs. Journal of Adolescent Research, Vol. 15 № 4, July 2000. 504-521.
Финансовая мотивация
Разговор про мотивацию начнем с довольно провокационного высказывания:
Финансовые стимулы могут негативно повлиять на общую производительность труда.
Это не заголовок из желтой прессы, а один из выводов довольно масштабного исследования Лондонской Школы Экономики, которое проводилось в 2009 году. В нем участвовала 51 компания, которые платили только за производительность труда.
Англичане выяснили, что на самом деле финансы не всегда оказывают позитивное влияние на то, как человек работает, с каким желанием и увлечением он это делает и каких результатов достигает. Одно дело увлечение и желание — я могу быть очень увлечена своей задачей — но если результат не слишком хорош, то это так себе вовлеченность.
Основой послужил эксперимент со свечой, который в 1940-х годах провел Карл Дункер, чтобы показать разницу между решением творческой задачи и механическим исполнением приказа. С тех пор этот опыт проводили и модифицировали много лет подряд. Например, в 1960-х годах психолог Принстонского университета Сэм Глаксберг взял этот кейс, чтобы исследовать финансовую мотивацию. И выяснил, что в группе с исследовательской мотивацией результаты лучше, чем в группе с финансовой.
Почему так происходило? Один из выводов, который сделали: в задачах, где всё понятно (конвейерные типы задач), финансы действительно помогают стимулировать большую производительность. Но если требуется нестандартный подход, то финансовый стимул, если он будет единственным и ведущим, скорее замедлит решение задачи. У человека сужается фокус внимания, заставляя его стараться «получить деньги», а не «найти решение».
Главные мысли
Только лишь система материальных наград и наказаний не обеспечит максимально возможную продуктивность работы сотрудников, вовлечённых в работу с креативными элементами.
Она сужает фокус внимания сотрудников, что негативно отражается на их способности изобретать новое, принимать решения. А это уже влияет и на результаты компании.
В настоящее время в большинстве компаний работа не однотипная и не конвейерная. Например, деятельность разработчиков, да и многих офисных сотрудников требует комплексного подхода к решению задач.
Хорошая новость в том, что тимлид всегда может выращивать в своей команде другую культуру.
Для более глубокого понимания перейдём к разбору типов мотивации и их влияния на деятельность и вовлечённость сотрудников.