Понятие о группе в психологии, классификация групп

С того момента, как мы родились, мы становимся частью группы, которая является нашей семьей, и оттуда на протяжении всей нашей жизни формируются и распадаются многие группы, такие как группа друзей из школы, в дополнение к группам в группах. мы, проводящие свободное время, любим театральные труппы.

Группа — это объединение из двух или более людей, которые встречаются с определенной частотой и с определенной целью. Достижение этой цели побуждает их направлять поведение участников и создавать функционирующую систему.

Но что общего у этих групп? То есть почему и семья, и театральный коллектив называются группой? Ответ сложен, поскольку группа — это в психологии определение разнообразное и меняется, и нет единого определения группы.

Прежде всего, вы должны знать, что есть три основных аспекта, связанных с изучением любого группового феномена, а именно:

  • Определение группы, из которой он начинается.
  • Степень реальности, которая дается группе.
  • Соответствующий блок анализа.

Формирование групп — это непрерывный процесс, который развивается в течение более или менее продолжительного периода времени. Многие группы начинаются в четко определенное время, и можно указать точную дату их создания (например, формирование рабочей группы или терапевтической группы).

Однако большинство природных групп имеют диффузное происхождение и их трудно определить.

Понятие группы в психологии

Чтобы сделать определение группы более понятным, объединим их по следующим характеристикам:

  • Взаимозависимость СМИ.
  • Идентичность или учет перцептивно-когнитивных аспектов.
  • Взаимодействие участников и социальной структуры группы.

Согласно Марвину Шоу, каждая группа должна обладать следующими характеристиками:

Рассмотрим различные определения групп:

  • Определения, основанные на взаимозависимостичленов:

Следует отметить, что взаимозависимость является общей характеристикой большинства определений понятия группы. При таком подходе защищается то, что существенным аспектом для группы людей, которую следует называть группой, является наличие взаимозависимости между ними. По словам Левина, определение группы будет следующим:

«Представление группы как динамического целого должно включать определение группы, основанное на взаимозависимости членов (или, скорее, подразделений группы)» (Левин, 1936)

Другим защитником этого течения был Дойч, который дал такое определение группы:

«Социологическая группа существует в той степени, в которой ее компоненты преследуют цели, способствующие взаимозависимости».

  • Определения, основанные на идентичностиили перцептивно-когнитивных аспектах :

Другое определение постулируется из теории, согласно которой группы формируются с целью придания личности социальной идентичности. То есть группа формируется как группа. И в этом смысле принадлежности и идентичности члены должны осознавать это.

  • Определения, основанные на взаимодействии членов и социальной структуры группы:

Третий важный критерий — взаимодействие между членами группы. Этот защищает то же самое взаимодействие, которое поддерживает определение группы. В этом смысле мнения разных авторов расходятся, поскольку, хотя одни отстаивают, что взаимодействие является важным элементом формирования группы, другие считают, что это не является необходимым требованием для формирования группы.

Классификация объединений по составу, особенностям, формам отношений

Группы разделяют на условные (выделенные исследователями по общему признаку) и реальные (существующие как общность). Реальные группы разделяют по характеру и особенностям взаимодействия

  1. Номинальная — организована стихийно, существует временно. Члены общности не развивают близких отношений, их главный интерес — выполнение определенной деятельности. К таким общностям относятся туристы, зрители, пассажиры общественного транспорта.
  2. Ассоциация — союз, в который входят только индивиды, объединенные общими целями (союз друзей). Как правило, устойчивы, лидерство носит демократический характер.
  3. Кооперация — устойчивая общность с четкими целями. Уровень сотрудничества высокий, отношения деловые, строго соблюдается иерархия. Благодаря этому достигается высокая результативность в выбранном виде деятельности.
  4. Корпорация — объединяется вокруг внутренних целей, игнорируя внешние. Выступает как асоциальное объединение, не склонное к сотрудничеству с другими общностями.

Как правило, формат групповых отношений определяется до формального объединения общности. Но случайное попадание в общность сильного лидера с интересами, противоречащими изначальным, может изменить внутренние устои и направленность общности.

Pоль группы в развитии личности

Группы влияют на нашу личную и социальную идентичность, поскольку каждый человек проводит базовое обучение и социализацию в группах, будь то с семьей, друзьями, коллегами и т. д.

Основная мотивация, побуждающая людей формировать связи с другими людьми, сосуществует с необходимостью сохранять свою независимость и индивидуальность. Эти тенденции кажутся несовместимыми, но это не так. Кроме того, формирование групп не только не несовместимо с индивидуальностью, но часто является средством ее достижения. Однако нельзя отрицать, что в некоторых случаях может возникать конфликт между двумя тенденциями, который влияет на развитие групп.

Ответ на вопрос, зачем и почему люди объединяются в группы, не всегда один и тот же, поскольку иногда они следуют инструментальным критериям или другим критериям функционализма, или руководствуются чувствами межличностного влечения, основанными на разных характеристиках.

Во-первых, люди присоединяются к группам, потому что это предполагает удовлетворение ряда потребностей, которые невозможно удовлетворить изолированным людям. Основные потребности, которые потенциально могут удовлетворить группы, следующие:

  • психологические потребности;
  • информационная взаимность;
  • межличностные потребности;
  • коллективные потребности.

Что касается вопроса о том, почему люди присоединяются к группе, можно выделить три типа обстоятельств, которые превращают группу людей в группу:

  • Один или несколько человек могут сознательно создать группу для достижения какой-либо цели.
  • Группа может образовываться спонтанно, потому что люди объединяются, чтобы удовлетворить какую-то потребность. Это случай неформальных групп внутри организаций, социальных клубов или молодежных банд.
  • Группа людей может стать группой, потому что другие люди относятся к ним одинаково. В этом случае работает процесс социальной категоризации, который состоит из классификации людей в группы на основе некоторой общей характеристики.

На наше отношение, наше социальное восприятие и в целом на наше поведение влияет наша принадлежность к разным социальным группам. По этой причине «важно смотреть на то, что происходит вокруг субъекта, чтобы понять, что он делает, и нередко то, что он думает и что чувствует внутри», «смотреть вовне, чтобы понять, что внутри»

Для нашего физического и эмоционального выживания нам нужно быть частью группы. Семья и друзья — это первые группы, с которыми мы контактируем. В социальном пространстве семьи мы выстраиваем свою индивидуальную и социальную идентичность. С друзьями мы удовлетворяем эмоциональные потребности, такие как принятие и уважение.

Влияние групп на людей таково, что оно определяет формирование психосоциальной личности, понимаемой как определенный образ мышления, чувств и действий, который делает нас уникальными и непохожими на других и является результатом взаимодействия, которое мы поддерживаем. с разными значимыми фигурами различных формальных и неформальных групп, к которым мы принадлежим или принадлежали.

Конфликты внутри коллектива, средства внутригруппового влияния

Конфликт — неизбежное социальное явление, которое обязательно входит в понятие группы в психологии. В психологии конфликт — отношения между субъектами, характеризующиеся противоборством идеалов, целей и интересов. Конфликт может быть внутриличностным, межличностным и внутригрупповым. Чем больше индивидов вовлечено в противостояние, тем разрушительнее и масштабнее влияние ситуации на развитие коллектива.

Стадии развития конфликта в коллективе:

  1. Предконфликтная — выделяется предмет конфликта, столкновений между оппонентами еще нет. Недовольство и эмоциональное напряжение возрастает.
  2. Инцидент — открытое столкновение, являющееся толчком к развитию конфликта.
  3. Эскалация — верхний предел развития конфликта. Участники конфликта воспринимают друг друга как врагов, аргументация переходит к уровню личных оскорблений и претензий. На этом этапе необходимость разрешения конфликта становится очевидной для всех участников.
  4. Дэескалация — завершение конфликта, переход от сопротивления к поиску совместного решения.

Предупредить появление конфликтов могут средства внутригруппового влияния, использованные лидером или влиятельными членами коллектива. К ним относятся:

  • заражение — произвольный или непроизвольный перенос своего состояния на других индивидов;
  • убеждение — воздействие на оппонентов с целью внушить им свою точку зрения;
  • внушение — воздействие на человека через силу авторитета, изменение мнения с помощью ритуалов, особенностей речи;
  • принуждение — применение открытых или скрытых угроз, требование выполнять постановления лидера;
  • просьба — доброжелательный ненасильственный призыв выполнить пожелания просящего;
  • критика — использование негативной оценки личности или действий индивида, оскорбление и пренебрежение;
  • игнорирование — специальное небрежное отношение, вызывающее эмоциональную нестабильность.

Особым средством влияния является манипуляция. Применение манипулятивного воздействия позволяет члену группы, не являясь формальным лидером, влиять на межличностное взаимодействие, становление целей и методов их достижения.

Классификация

Характеристики, которые различают группы и то, как люди воспринимают группы в повседневной жизни, составляет интуитивные теорий о них.

Интуитивные типологии совпадают в четырех типах групп: близость, задача, социальные категории и слабые ассоциации. Каждой группе присваиваются разные характеристики на основе определенных критериев. У людей есть интуитивные теории групп, и более общее понятие группы можно разделить на типологию групп, различающихся по своим свойствам, типу взаимодействия и функциям:

  • Группы близости: долгосрочные, небольшие и с непроницаемыми границами, они имеют высокую степень взаимодействия и общие цели и результаты, а также важность и сходство между своими членами.
  • Рабочие группы: средней продолжительности, малые, с границами умеренной проницаемости, умеренно-сильное взаимодействие, имеют общие цели с общими результатами, придавая средней-высокой важности и среднему сходству.
  • Группы категорий: длительные, большие, с низкими границами проницаемости, слабое взаимодействие, имеют общие цели с общими результатами, что дает среднюю важность и средне-низкое сходство.

Малая

Это немногочисленная по составу общность людей, вступающих в коммуникацию. Между участниками существуют эмоциональные связи, а их взаимодействие регулируется общими нормами, принципами.

Виды

Классификация:

  • по способу образования: стихийные, организованные,
  • по наличию связей: реальные, условные,
  • по общественному статусу: официальные, неофициальные,
  • по уровню развития: с низким уровнем, с высоким уровнем,
  • по личностной значимости: референтные, группы членства,
  • по социальной значимости: положительные, асоциальные, антисоциальные.

Примеры

Классический пример , семья. Это не только семья, состоящая из родителей и детей, но и вся совокупность родственников, объединенных между собой узами кровного родства, супружества и эмоциональными привязанностями.

Критерием принадлежности человека к семье является его участие в межличностном взаимодействии с остальными родственниками.

Размеры групп

Рассмотрим этот вопрос через призму «числа Данбара». Это число, которое повторялось на протяжении всей истории и между различными культурами, такими как кочевые народы, основные подразделения римской армии, а также сегодня количество рабочих в компании на одном и том же иерархическом уровне.

Это было обнаружено путем сопоставления размера коры 36 видов приматов с количеством компонентов их групп, создав уравнение регрессии, с помощью которого можно предсказать, что обе переменные соответствуют друг другу.

Соотнося эту информацию с информацией о человеческом существе, напрашивается вывод, что 147,8 — это среднее количество социальных отношений, которые мы устанавливаем

.

Таким образом, М. Шоу составил своего рода среднюю перепись этих групп, сделав вывод, что они были разделены на три категории:

  • мелкие (от 30 до 50 особей);
  • средние (от 100 до 200);
  • большие (от 500 до 2500).

В ходе своего углубленного исследования групп на протяжении всей истории и на ранних этапах он обнаружил, что:

  • 150 жителей было средним числом жителей неолитической деревни.
  • От 150 до 200 было количество преподавателей по подспециализации дисциплины.
  • 150 человек — это количество солдат, найденных в отряде, в среднем от Древнего Рима до 16 века.

Что еще более важно, если отряд должен был быть больше, его нужно было разделить на «управляемые» группы, которые всегда насчитывали около 150 человек.

Отсюда антропологи всего мира стали изучать «число Данбара» как «горячую тему». «Число Данбара» начали применять в маркетинговых теориях и приложениях и даже изучать группы людей в виртуальных мирах.

Процесс становления группы

Группа людей, которые находятся в кинотеатре или в очереди в банке, не составляют группу, даже если у них одна и та же цель. Для этого необходимо наличие нескольких факторов:

Группы имеют более длительную или более короткую продолжительность в зависимости от предлагаемых целей. Соседское товарищество, созданное для укладки асфальта по соседству, может прекратить свое существование, когда эта цель будет достигнута. Или, например, создание групп в социальных сетях или создание культурного центра в своем городе или районе и т. д.

Есть еще много поводов для встреч.И они имеют большую или меньшую продолжительность, в зависимости от результатов в достижении целей. То есть продуктивность. Это зависит от нескольких факторов: от того, как сформирована группа и как люди интегрированы друг с другом, и от руководства.

В группе, как и во всех человеческих событиях, хотя и сложнее, чем в индивидуальном, существует процесс формирования и роста. И этот процесс может происходить естественно и спонтанно, или в него можно вмешиваться, чтобы группа достигла большей продуктивности.

Преобладание общественного интереса над личностным становление коллектива

Хороший коллектив состоит из людей, которые неистово разделяют общие цели, верят, что их вклад ценный, и мотивированы делать все для этого возможное.

Команда сильна, когда ее члены хорошо работают вместе, поэтому создание коллективов (читай — эффективных команд) имеет важное значение для управления в любой организации. Многие проекты успешны только тогда, когда сотрудники взаимодействуют друг с другом не только по рабочим вопросам.

Создание эффективных команд обеспечивает наилучшие результаты для компании, а также счастливых, мотивированных и преданных делу сотрудников для успеха организации.

Для того, чтобы группа стала коллективом, она должна пройти определенные этапы развития:

Подготовка — один из важнейших аспектов развития коллектива. Четкое и заблаговременное определение целей упрощает работу членов как единого целого. У коллектива должны быть четко определенные роли и четкое понимание задач, которые необходимо выполнить для достижения целей.

Руководитель группы может достичь этой цели с помощью новых проектов или путем планирования мероприятий по укреплению командного духа. Он также может укрепить этот союз, хваля индивидуальный или коллективный продукт или процесс и признавая достижения.

С хорошо организованными командами менеджеры могут вывести компанию на путь к успеху.

Конфликты внутри коллектива

Чтобы понять проблему споров внутри коллектива и их надлежащее управление, необходимо иметь в виду, что они в определенной степени имеют тенденцию быть естественными, поскольку каждый человек сам по себе полон конфликтов.

Кроме того, следует отметить, что рабочая среда нагружена различным поведением, способами мышления и работы, что приводит к постоянному возникновению проблем.

В этом смысле и поскольку это очень сложный вопрос, каждый руководитель группы, должен иметь в своем распоряжении полезные инструменты для надлежащего управления этими конфликтами, начиная от знания корня проблемы, к пониманию отношения каждого из людей.

Необходимо добавить, что не все конфликты негативно влияют на продуктивность группы (компании), однако их необходимо решать как можно скорее, чтобы поддерживать хорошую среду, которая будет зависеть от способности лидера справиться с конфликтом.

По своему влиянию конфликты подчиняются классификации, которая в любых условиях должна разрешаться быстро и для общей выгоды:

Управление конфликтом группе также будет зависеть от честности между пострадавшими. Все, что вы чувствуете, должно быть выражено, и поэтому не происходит накопления позиций или чувств.

Еще один важный аспект — разделение личного и рабочего в конфликте с учетом того, что на большинство межличностных проблем влияют внутренние конфликты или домашние, и что они не разделяются при входе в рабочую зону.

Каждый человек проводит большую часть своей жизни во взаимодействии с другими людьми в групповом контексте, от рождения, на всех стадиях психосоциального развития, и до своей смерти он является частью различных формальных и неформальных групп.

Наталья Шахова

Лекция по социальной психологии «Группа как социально-психологический феномен»

Педагог-психолог

МБОУ Новоназимовская СОШ № 4

Конради И.Ю.

Лекционное занятие по социальной психологии

Тема: «Группа как социально – психологический феномен»

Основной целью

лекционного занятия является: ознакомление с группой как социально-психологическим феноменом.

Задачи:

1. раскрыть понятие группа, а так же разновидности социальных групп;

2. изучить основные функции и виды социальных групп;

3. рассмотреть стадии формирования и развития группы.

Дата проведения:

Литература:

1. Андреева Г.М. Социальная психология М.,2003.

2. Битянова М.Р. Социальная психология М.,2002.

3. Основы социально-психологической теории / Под ред. А.А.Бодалева, А.Н.Сухова М.,1995.

4. Парыгин Б.Д. Социальная психология М.,1999.

5. Реан А.А., Коломенский Я.Л. Социальная педагогическая психология СПб.,1998.

План работы:

1. Понятие «группа», разновидности социальных групп.

2. Основные функции и виды социальных групп.

3. Стадии формирования и развития группы.

1. Понятие «группа», разновидности социальных групп

Одной из общих форм социального взаимодействия выступает социальная группа, в которой поведение и социальный статус каждого члена в ощутимой степени обусловлен деятельностью и существованием других членов.

Группа – совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и воспринимаются ее членами с точки зрения других людей.

Ассертивность – это умение формулировать свои требования и желания и добиваться их удовлетворения, способность «слышать» то, что хотят услышать от вас окружающие, уважение к себе.

Для ассертивного поведения характерна адекватная самооценка, умение идти на компромисс, четкость и ясность формулировок, способность менять свою точку зрения под влиянием аргументов. Ассертивный человек положительно относится к другим людям, не стесняется попросить о помощи и не отказывает в помощи другим. Если ему что – либо не удается, он не винит в своей неудаче других, не приписывает себе общий успех.

Первичные группы состоят из небольшого числа людей, между которыми имеются устойчивые эмоциональные отношения, личные взаимосвязи, основанные на их индивидуальных особенностях. Вторичные группы образуются из людей, между которыми почти отсутствуют эмоциональные отношения, их взаимодействие обусловлено стремлением к достижению определенных целей, их социальные роли, деловые отношения и способы коммуникации четко определены.

Причины образования групп:

  • Биологическое выживание.
  • Социализация и формирование психики человека.
  • Способ выполнения определенной работы, которую невозможно выполнить одному человеку.
  • Средство удовлетворения потребности человека в общении, в ласковом и доброжелательном отношении к себе, в получении социального одобрения, уважения, признания, доверия.
  • Средство ослабления неприятных чувств страха, тревоги.
  • Источник норм поведения, социальных установок и ценностных ориентаций.
  • Источник эталона, с помощью которого человек может оценить себя и других людей.
  • Средство информационного, материального и прочего обмена.

2. Основные функции и виды социальных групп

Функции группы:

  • Функция социализации.
  • Инструментальная.
  • Экспрессивная.
  • Поддерживающая
  • Нормативная
  • Сравнительная.

Условные группы объединяются по определенному признаку (пол, возраст, профессия). Реальные личности, включенные в такую группу, не имеют прямых межличностных отношений, могут не знать ничего друг о друге, даже никогда не встречаться друг с другом.

Реальные группы характеризуются тем, что ее члены связаны между собой объективными взаимоотношениями. Данные группы различаются по величине, внешней и внутренней организации, назначению и общественному значению.

Контактная группа объединяет людей, имеющих общие цели и интересы в той или иной области жизни и деятельности.

Уровни развития контактных групп:

  • Неорганизованные (номинальные, конгломераты).
  • Случайно организованные (зрители кино, случайные члены экскурсионных групп) характеризуются добровольным временным объединением людей на основе сходства или общности пространства.

Малая группа – это достаточно устойчивое объединение людей, связанных взаимными контактами. Она немногочисленна (от 3 до 15 человек), которые объединены общей социальной деятельностью, находятся в непосредственном общении, способствуют возникновению эмоциональных отношений, выработке групповых норм и развитию групповых интересов.

Отличительные признаки малой группы:

  • Пространственное и временное соприсутствие людей.
  • Соприсутствие людей дает возможность для контактов, которые включают интерактивные, информационные, перцептивные аспекты общения и взаимодействия. Перцептивные аспекты позволяют человеку воспринимать индивидуальность всех других людей в группе, и только в этом случае можно говорить о малой группе.
  • Взаимодействие – активность каждого, это одновременно стимул и реакция на всех остальных.
  • Совместная деятельность подразумевает наличие постоянной цели. Виды целей: 1) ближние перспективы, цели, которые быстро во времени реализуются и выражают потребности этой группы; 2) вторичные более длительные во времени, которые выводят группу на интересы вторичного коллектива; 3) дальние перспективы объединяют первичную группу с проблемами функционирования социального целого.
  • Организующие начало.
  • Разделение и дифференциация ролей.
  • Наличие эмоциональных отношений.
  • Выработка специфической групповой культуры

Психологические характеристики группы: групповые интересы, групповые потребности и т.д.

Закономерности группы:

  • Группа неизбежно будет структурироваться.
  • Группа развивается (прогресс или регресс).
  • Флуктуация – изменение места человека в группе может происходить неоднократно.

Референтные группы могут быть реальные или воображаемые, позитивные или негативные, могут совпадать или не совпадать с членством, но они выполняют:

  • Функцию социального сравнения, поскольку такая группа – источник положительных или негативных образцов.
  • Нормативную функцию, так как данная группа – источник норм, правил, к которым человек стремится приобщиться.

Ассоциация – группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями (группа друзей, приятелей).

Кооперация – группа, отличающаяся реально действующей организационной структурой, межличностные отношения носят деловой характер, подчиненный достижению требуемого результата в выполнении конкретной задачи в определенном виде деятельности.

Корпорация – это группа, объединенная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки, стремящаяся осуществить свои корпоративные цели любой ценой, в том числе и за счет других групп.

Коллектив – устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей со специфическими органами управления, объединенных целями совместной общественно – полезной деятельности и сложной динамикой формальных (деловых) и неформальных взаимоотношений между членами группы.

Взаимозависимость сторон, участников группы в процессе взаимодействия может быть равной, или одна из сторон может сильнее влиять на другую. Следовательно, выделяют одно – и двустороннюю интеракцию. Интеракция может охватывать как все сферы человеческой жизнедеятельности (тотальная интеракция), так и только какую-то одну специфическую форму или сектор деятельности.

Направление взаимоотношений может быть солидарным, антагонистичным или смешанным. При солидарной интеракции стремления и усилия сторон совпадают. Если желания и усилия сторон находятся в конфликте, то это антагонистическая форма интеракции; если они совпадают только отчасти, это смешанный тип направления взаимодействия. Интеракция организована, если отношения сторон, их действия сложились в определенную структуру прав, обязанностей, функций и опираются на некую систему ценностей.Неорганизованные интеракции – когда отношения и ценности находятся в аморфном состоянии, поэтому права, обязанности, функции, социальные позиции не определены.

Пирамидальная группа является системой закрытого типа, построена иерархически, т.е. чем выше место, тем выше права и влияние, информация идет в основном по вертикали, снизу вверх (отчеты) и сверху вниз (приказы), каждый человек знает свое жесткое место, в группе ценятся традиции, руководитель этой группы должен заботиться о подчиненных, взамен они беспрекословно подчиняются. В случае проблем усиливает порядок, дисциплину, контроль.

Случайная группа, где каждый принимает решения самостоятельно, люди относительно независимы, двигаются в разные стороны, но что-то их объединяет. Ее успех зависит от способностей, потенциала каждого из членов группы.

Открытая группа, где каждый имеет право на инициативу, все вместе открыто обсуждают вопросы. Главное для них – общее дело. Свободно происходит смена ролей, присуща эмоциональная открытость, усиливается неформальное общение людей. Ее успех зависит от умения достигать согласия, вести переговоры, и ее руководитель должен обладать высокими коммуникативными качествами, уметь слушать, понять, согласовать.

Группа синхронного типа, когда все люди находятся в разных местах, но все двигаются в одном направлении, так как все знают, что надо делать, у всех один образ, одна модель; и хотя каждый двигается сам, но все – синхронно, в одном направлении, даже без обсуждения и согласования. Ее успех зависит от таланта, авторитета «пророка», который убедил, повел за собой людей.

Роли в группе:

  • Координатор – пользуется уважением и умеет работать с людьми.
  • Генератор идей – стремиться докопаться до истины, но воплотить свои идеи на практике не в состоянии.
  • Энтузиаст – берется сам за новое дело и воодушевляет других.
  • Контролер – аналитик – способен трезво оценить выдвинутую идею. Он исполнителен, но чаще сторонится людей.
  • Искатель выгоды – интересуется внешней стороной дела. Исполнителен и может быть хорошим посредником между людьми, поскольку обычно он самый популярный член коллектива.
  • Исполнитель – умеет воплотить идею в жизнь, способен к кропотливой работе, но часто «тонет» в мелочах.
  • Работяга, не стремящийся занять ничье место.
  • Шлифовщик — он необходим, чтобы не перешли последней черты.

Динамические процессы в группах

Динамические процессы – совокупность психологических изменений, происходящих в группе за время ее существования.

Виды процессов:

  • Образование малых групп, их развитие.
  • Процессы групповой сплоченности.
  • Процессы лидерства и руководства.
  • Процессы принятия групповых решений.
  • Процессы группового давления.

Групповое давление

обусловливает изменение поведения и установок человека под воздействием группы, способствуя конформизму и внушаемости своих членов. Чем более трудной и неопределенной является решаемая задача, чем менее компетентен человек и чем более взаимосвязаны действия людей в совместной деятельности, тем чаще люди демонстрируют конформность по отношению к группе, сознательную уступчивость влиянию группы. Под воздействием других людей в группе происходят изменения активности членов: возможны феномены фацилитации – усиление энергии, улучшение результатов деятельности человека в присутствии других людей; феномены ингибиции — затормаживание поведения и деятельности под влиянием других людей, ухудшение самочувствия и результатов деятельности человека в ситуации, когда за ним наблюдают другие люди. Изменяются мнения, оценки, нормы поведения: феномен групповой нормализации – формирование усредненного групповой нормализации – формирование усредненного группового стандарта – нормы. Феномен групповой поляризации, экстремизации – приближение общегруппового мнения, к какому – то полюсу континуума всех групповых мнений, часто «сдвиг к риску», когда групповое решение является более рискованным, чем решение, принимаемое индивидуально. Феномен группомыслия — даже группы с высоким уровнем компетентности и интеллекта, стремясь достичь согласия по обсуждаемому вопросу, могут принимать катастрофические решения, без критического реалистического осмысления альтернативных вариантов решения, подавляя творческие порывы отдельных членов, их варианты решения. Феномен подчинения авторитету в сочетании с феноменом «атрибуции ответственности», когда человек приписывает ответственность за все происходящее другим лицам, лидеру, начальству, а не себе.

3. Стадии формирования и развития группы

Стадия образования группы

: происходит знакомство людей друг с другом, складываются первоначальные представления друг о друге, представления о целях совместной деятельности, но людей еще мало что связывает.

Стадия формирования межличностных отношений

: проявляются симпатии и антипатии, появляются микрогруппы по 2-3 человека, происходит первоначальное распределение групповых ролей, выработка групповых правил, но эти процессы еще неустойчивые, гибко могут меняться. Распределение групповых ролей может сопровождаться конфликтами, появлением эмоционально – психологического дискомфорта, усилением антипатии. Но объективно группа вынуждена искать согласие между членами, чтобы обеспечить взаимодействие людей.

Стадия образования группового мнения, общего настроения, групповой активности

. Групповая активность означает, что люди действуют вместе определенным образом, что между ними существует некое разделение труда. Группа способна уже более успешно решить совместные задачи.

Стадия формирования чувства «мы», усиления групповой сплоченности

. Чем большее количество членов группы нравятся друг другу, удовлетворены своим пребыванием в группе, считают, что благодаря группе получают преимущества, выгоду, чем более четко осознаются групповые цели и выше ценностно-ориентационное единство людей, тем выше уровень сплоченности группы. Ценностно – ориентационное единство – это степень совпадения позиций и оценок членов группы по отношению к целям деятельности и ценностям, наиболее значимым для группы в целом.

Факторы групповой сплоченности:

  • Сходство главных ценностей ориентаций членов группы;
  • Ясность групповых целей, их принятие членами группы;
  • Демократический стиль управления;
  • Взаимозависимость членов группы в процессе совместной деятельности;
  • Отсутствие конфликтующих между собой микрогрупп;
  • Престиж и традиции группы.

Формирование коллектива

Коллектив – это малая социальная группа с целями, которые с точки зрения господствующей в обществе идеологии и морали оцениваются позитивно. Это особая форма взаимоотношений между группой людей, где обеспечивается принцип развития личности вместе с ее развитием.

Силу всякого коллектива составляет его сплоченность. Сплоченность может быть очень высокой, когда люди тесно связаны друг с другом и совместно отвечают за достижение целей, стоящих перед ними и перед коллективом в целом, а поэтому делают все для их успешного достижения. Она может быть и очень низкой, когда коллектив не получает даже четкого организационного оформления, отсутствует общая цель, каждый действует сам по себе, на свой страх и риск, стараясь продемонстрировать индивидуальные результаты даже в ущерб другим.

Обязательные признаки:

  • наличие цели;
  • добровольный характер объединения;
  • целостность.

Стадия развития коллектива:

  • Стадия «притирка»: люди еще приглядываются друг к другу, решают, по пути ли им с остальными, стараются показать свое «Я». Решающую роль в сплочении группы на этой стадии играет руководитель.
  • Стадия «конфликтная»: открыто образуются кланы и группировки, открыто выражаются разногласия, выходят наружу сильные и слабые стороны отдельных людей, приобретают значение личные взаимоотношения. Начинается силовая борьба за лидерство и поиски компромиссов между враждующими сторонами. На этой стадии возможно возникновение противодействия между руководителем и отдельными подчиненными.
  • Стадия экспериментирования: потенциал коллектива возрастает, но часто работает рывками, поэтому возникает желание и интерес работать лучше, другими методами и средствами.
  • Стадия решения проблем: проблемы решают и реалистично, и творчески, функция лидера переходит от одного члена к другому, каждый из которых гордится своей принадлежностью к нему.
  • Стадия формирования прочных связей: людей принимают и оценивают по достоинству, а личные разногласия между ними быстро устраняются. Отношения складываются в основном неформально, что позволяет демонстрировать высокие результаты работы и стандарты поведения.
  • Формирование и обеспечение удовлетворённости трудом в коллективе

Удовлетворенность трудом часто рассматривается как результат его оплаты, престижности, комфортности. Конкретные мероприятия по формированию удовлетворенности трудом, положительный эффект от которых возможен, хотя и ограничивается коротким периодом времени, нередко бывают ограничены решением проблем по этим факторам.

Позитивная мотивация к труду часто бывает движущей силой, позволяющей работнику преодолевать имеющиеся недостатки, а также обеспечивать самосовершенствование и ощущать себя самодостаточной личностью. Но в результате возникают ситуации, когда, с одной стороны, увеличивается конфликтность персонала и руководства, а с другой – руководство не может найти логичное объяснение этой ситуации и применяет не только непопулярные, но и неадекватные меры.

Высокое качество трудовой жизни характеризуется следующим:

  • Работа интересна;
  • Работники получают справедливое вознаграждение и признание своего труда;
  • Рабочая среда чистая, с низким уровнем шума и хорошей освещенностью;
  • Контроль со стороны руководства минимален, но осуществляется всегда, когда в нем возникает необходимость;
  • Работники участвуют в принятии решений, касающихся их работы;
  • Обеспечены гарантии занятости и развития дружеских взаимоотношений между сотрудниками;
  • Имеются средства бытового обслуживания и оказания медицинской помощи.

Качество трудовой жизни можно повысить, изменив любые организационные параметры, влияющие на людей.

  • Эффекты группового взаимодействия

Групповые эффекты – это механизмы функционирования группы, посредством которых осуществляются групповые процессы и достигаются групповые состояния. Они являются средствами, обеспечивающими интеграцию индивидуальных действий в совместной групповой деятельности и общении.

  • Эффект социальной фасилитации – это факт присутствия других людей во время выполнения деятельности личности, улучшающий результат данной деятельности. Эффект был открыт Норманом Триплетом в 1897 году. Социальная фасилитация может, как усиливать, так и снижать мотивацию человека. Противоположный феномен – это феномен социальной ингибиции, т.е. тенденция выполнять деятельность хуже в присутствии других людей.
  • Эффект принадлежности к группе, т.е. человек, отождествляя себя с какой – либо группой, стремится оценить ее положительно, поднимая таким образом статус группы и собственную самооценку. Данный эффект состоит из следующих компонентов:
  • когнитивный: заключается в осознании человеком принадлежности к группе и достигается путем сравнения своей группы другими группами по ряду значимых признаков;
  • эмоциональный: заключается в переживании своей принадлежности к группе в форме различных чувств;
  • поведенческий: проявляется тогда, когда человек начинает реагировать на других людей с позиций своего группового членства, а не с позиций отдельной личности, с того момента, когда различия между своей и чужими группами становятся заметными и значимыми для него.
  • Эффект Рингельмана (социальная леность) – это тенденция людей прилагать меньше усилий в том случае, когда они объединяют свои усилия ради общей цели, нежели в случае индивидуальной ответственности. Эффект проявляется когда размыта ответственность и когда не измеряется личный вклад участников групповой деятельности. Эффект не проявляется, когда ставится сложная и захватывающая задача, когда каждого человека мотивируют тем, что его вклад в групповой деятельности бесценен, когда существуют условия межгруппового соревнования, когда группа сталкивается со стимулирующими препятствиями.
  • Эффект «синергии» — это прибавочная интеллектуальная энергия, которая возникает при объединении людей в целостную группу и вырождается в групповом результате, который превышает сумму индивидуальных результатов.
  • Эффект группомыслия – это способ мышления, приобретаемый людьми в ситуации, когда поиск согласия становится настолько доминирующим в сплоченной группе, что начинает пересиливать реалистическую оценку возможных альтернативных действий.
  • Эффект конформизма – это групповое давление, в результате которого изменяется установка отдельной личности или изменение поведения или побуждений человека в результате реального или воображаемого давления группы.
  • Эффект моды (подражания) – это один из основных механизмов групповой интеграции, при котором в процессе группового взаимодействия члены группы вырабатывают общие эталоны, стереотипы поведения, следование которым подчеркивает и укрепляет их членство в группе.
  • Эффект группового фаворитизма – это тенденция каким – либо образом благоприятствовать членам своей группы, в противовес членам другой группы.
  • Эффект группового эгоизма – это направленность групповых интересов, целей и норм поведения против интересов, целей и норм поведения отдельных членов группы или всего общества.
  • Эффект «маятника» — это циклическое чередование групповых эмоциональных состояний стенического и астенического характера.
  • Эффект «волны» — это распространение в группе идей, целей, норм и ценностей. Волновой эффект возможен только тогда, когда новая идея отвечает потребностям и интересам людей, а не противоречит им.
  • Эффект «пульсара» — это изменение групповой активности в зависимости от различных стимулов.
  • Эффект «бумеранга» — это эффект, при котором человек, воспринимающий информацию, не признает ее содержание или вывод истинными и продолжает придерживаться ранее существовавшей установки или вырабатывает новое оценочное суждение по отношению к освещаемому событию, но это суждение или установка, как правило, оказываются противоположными той установке, которую пытались ему внушить.
  • Эффект «мы и они» — это чувство принадлежности к определенной группе людей (эффект «мы») и, соответственно, чувство отстраненности от других, размеживания с другими группами (эффект «они»).

12

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]