Автор материала:
Светлана Смышляк
филолог, писатель, поэт-лирик
Какими бывают взаимоотношения? Насколько сильно их формы отличаются друг от друга? Какие виды отношений можно отнести к положительным, нейтральным или негативным и в чем состоит их суть? Особенности этих типов позволяют увидеть, насколько разнообразными они могут быть, какие последствия влекут за собой, что находится в центре их фокуса. Смысл взаимоотношений, их формы и главные стратегии поведения в них – далее в статье.
Что такое межличностные отношения?
Межличностные отношения – это все виды взаимодействий, в которые вступают люди: чувства, суждения, общение, совместные дела, обмен эмоциями и прочее. Основываются они на социальных связях, уже существующих или вновь возникающих между членами общества. Как правило, межличностные отношения устанавливаются с определённой целью: получить какую-либо выгоду, поделиться эмоциями, получить поддержку, узнать или сообщить что-то. Важной составляющей таких отношений является взаимное доверие и понимание.
Межличностные отношения реализуются преимущественно в виде трёх основных форм взаимодействия:
- вербальное – обмен информацией с помощью устной речи;
- невербальное – передача информации жестами и прочими невербальными сигналами;
- аффективное – обмен эмоциями с помощью таких средств экспрессии как смех, плач и прочее.
Первые межличностные отношения начинают формироваться у ребёнка сразу после рождения (несмотря на то, что новорождённый формально ещё не считается личностью). Посредством плача, смеха и других эмоций он взаимодействует с родителями, сообщая им о своих чувствах и желаниях. Постепенно взаимодействие становится всё более осознанным, но настоящими межличностными отношениями это можно будет считать, когда завершится первичная социализация ребёнка.
Каковы параметры воспитания?
Среди параметров родительского воспитания стоит выделить родительский контроль и родительские требования. Почему же именно они?
Каждый родитель обычно требует от своего ребенка примерного поведения. Чем выше требования и ожидания родителей, тем больше ребёнок старается превзойти эти ожидания. Но порой родитель может чересчур увлечься, не понимая, что ребёнок не всегда может оправдать их желания и надежды.
Как результат, ребенок прикладывает все силы, чтобы родитель был доволен, но не получает должного поощрения и похвалы. Из-за этого случается диссонанс и у малыша нарушается психологическое состояние. Поэтому родитель должен контролировать свои требования и понимать, являются ли они выполнимыми для маленького человека. Иначе это может негативно сказаться на его здоровье.
Для родителей стало нормой, что все действия их детей находятся под их чутким контролем. Во многих семьях принято, что дети подчиняются родителям и беспрекословно выполняют то, что им велено. Это идёт либо на генетическом уровне, либо из детства. А ведь раньше так и было: дети должны были подчиняться старшим и выполнять любые их указания.
Особенности межличностных отношений
Данный вид взаимодействия обладает рядом характерных особенностей:
- Межличностные отношения сильно зависят от эмоциональных оценок, как осознанных, так и бессознательных. Это правило соблюдается даже для формальных и деловых отношений.
- Каждый из взаимодействующих субъектов участвует в них как уникальный индивид, обладающий определёнными свойствами характера и занимающий определённое место в социуме.
- Эти отношения не возникают спонтанно, а развиваются постепенно при общении и прочих видах коммуникации.
- Межличностные отношения не постоянны. Они могут меняться как в лучшую, так и в худшую сторону, иногда сменяя свой вектор на противоположный.
Примеры межличностных отношений
Чтобы лучше понять, что такое межличностные отношения, рассмотрим несколько типичных примеров, с которыми сталкивался каждый из нас, независимо от социального статуса и других факторов:
- Повседневные. В эту группу входят все виды взаимодействия, не подразумевающие слишком близкого общения. Данная разновидность межличностных отношений охватывает обширный круг людей, в который входят все, с кем мы так или иначе контактируем в повседневной жизни: соседи, коллеги, работники соседних офисов, продавцы, парикмахеры и другие люди.
- Приятельские. В эту группу входят отношения, не являющиеся слишком близкими, но подразумевающие приятное совместное времяпровождение. К примеру, если ваш друг пригласил вас провести время с его коллегами, и вы неплохо повеселились вместе, вы вряд ли сразу же станете называть их друзьями. Но если вы хотите снова встретиться с этими людьми, это и есть приятельские отношения.
- Товарищеские. Эта форма отношений подразумевает, что люди связаны определённой общей деятельностью. При этом они не настолько близки, чтобы считаться друзьями, но имеют общие цели и доверяют друг другу.
- Дружеские. Такие отношения подразумевают, что люди очень близки. Дружба не возникает просто на почве общих интересов или взаимной симпатии. Чтобы стать друзьями, люди долго общаются, сближаются в эмоциональном плане, учатся понимать друг друга, учитывая все особенности и тонкости характеров.
- Любовные. Эта форма взаимоотношений подразумевает эмоциональную близость и наличие романтических чувств. В любви люди не настолько избирательны, как в дружбе (поэтому не всегда выбирают партнёров рационально), но по степени привязанности любовные отношения являются самыми сильными.
- Родственные. Вовлечение в родственные отношения происходит при рождении, и всё же они могут существовать в разных формах. Для кого-то все родственники являются близкими людьми, для кого-то важны только родные люди, а остальные родственники приравниваются к обычным знакомым.
- Супружеские. Несмотря на то, что супружеские отношения происходят из любовных, по содержанию они сильно отличаются. По своему характеру они ближе к родственным, при этом подразумевают соблюдение ряда взаимных обязательств, нарушение которых влечёт общественное порицание и некоторые формы юридической ответственности (такие как заведомо проигрышная позиция при разводе).
Уровень межличностных отношений зависит от того, насколько зрелыми являются состоящие в них личности.Каждый из участников должен понимать свою ответственность перед другим и придерживаться определённых правил, которые хоть и не оговариваются специально, но подразумеваются.
Типы детско-родительского общения
То, как родитель общается с ребёнком, напрямую зависит дальнейшая его жизнь.
В отзывчивых семьях родители и дети постоянно взаимодействуют за счет чего между ними складываются доверительные отношения.
Когда родитель постоянно следит за ребёнком, контролирует его смс и социальные сети, в семье преобладает враждебный тип общения.
При материально-ориентированном типе общения родители стремятся создать материальное благополучие в семье и обеспечить детей всевозможными благами, например, отправить учиться в высшие заведения.
Дети полностью зависят от родителей. И крайне важно помнить, что благополучие каждого малыша именно в руках его родителей.
Структура межличностных отношений
Несмотря на всё разнообразие межличностных отношений, их структура довольно проста и включает три основных компонента: когнитивный, эмоциональный и поведенческий. Рассмотрим каждый из них подробнее.
1. Когнитивный компонент
Данный компонент включает различные виды познавательной активности, так или иначе возникающие в межличностных отношениях (восприятие, мышление, воображение и другие). Когнитивный компонент зависит от взаимопонимания, которое имеет две основных характеристики:
- адекватность – правильность интерпретации поступающей информации;
- идентификация – неосознанное отождествление себя с партнёром.
2. Эмоциональный компонент
Это эмоции, которые испытывает субъект по отношению к другому субъекту при разных формах взаимодействия:
- симпатия и антипатия;
- счастье и удовлетворённость;
- эмпатия (сопереживание).
3. Поведенческий компонент
Сами того не замечая, мы непроизвольно выражаем своё отношение к другим людям посредством различных знаков: мимики, жестов, интонации, использования нетипичных речевых оборотов и других проявлений особого отношения. Несмотря на то, что поведенческий компонент слабо зависит от нашей воли, он является важнейшим фактором, регулирующим межличностные отношения, поскольку заметить со стороны его проще, чем проконтролировать.
Как влияют наши установки на детей
Часто мы навязываем собственные установки на окружающих нас людей. Однако, это не так просто. А вот навязать установки собственному ребёнку куда проще. Но чем больше мы пытаемся достичь собственного удовлетворения, тем больше страдают наши дети.
Установки матери или отца никак не должны ущемлять интересы ребенка. Ведь то, что мы проектируем на ребенка, он будет проектировать на своих детей и так далее. Лучшее решение здесь— это стремиться удовлетворить потребности друг друга в равной степени.
Уровни межличностных отношений
В зависимости от продолжительности, глубины и степени привязанности участников, психологи делят межличностные отношения на 3 уровня:
- Перцептивный. Данный уровень характерен для самого начала отношений. Он подразумевает, что участники воспринимают различные особенности и индивидуальные характеристики друг друга. Они могут отрицать это, но на их взаимоотношения влияют черты внешности, различные личностные особенности, расовые и гендерные признаки.
- Уровень взаимного притяжения (или отталкивания). Постепенно индивиды привыкают и привязываются друг к другу (либо, наоборот, начинают испытывать антипатию), и влияние восприятия ослабевает. Они продолжают узнавать друг друга всё лучше, ищут новые способы взаимодействия. Если люди друг другу неприятны, но вынуждены часто взаимодействовать, неприязнь между ними также усиливается.
- Интерактивный уровень. На данном уровне происходит активное эмоциональное взаимодействие индивидов. Каждый из них ощущает, что нуждается в обмене эмоциями, поэтому они ищут поводы и создают ситуации, в которых могут общаться больше. Люди, испытывающие друг к другу неприязнь, также переходят на эмоциональное взаимодействие, реализующееся в виде конфликтов, которые только усиливают их неприязнь.
Семья развивает ребенка.
Чем больше родители уделяют времени своему ребёнку, тем более полноценным членом общества он растёт. Благодаря чуткому вниманию мамы и папы любой ребенок сформируется в зрелую личность и будет готов вступить во взрослую жизнь.
Но родители часто игнорируют этот факт. Порой ребёнку хочется выговориться, поделиться, спросить совет, но родители в этот момент заняты своими делами, работой. А бывает и так, что у ребенка всего один родитель и он не может дать достаточно внимания и любви своему малышу. Тогда ребёнок ищет, где бы восполнить недополученное с ранних лет общение.
Ребенок держит все переживания внутри, начинает замыкаться в себе, а потом выплескивает все свои проблемы на окружающее общество.
Классификация межличностных отношений
Межличностные отношения – это любые формы взаимодействия между индивидами. В зависимости от того, какое место каждый из них занимается в социуме и как они связаны между собой, можно выделить несколько основных типов отношений:
- Формальные (официальные). Такие отношения обычно регулируются определёнными нормами, правилами, регламентами, инструкциями или другими документами. Участники таких отношений, как правило, не имеют личной привязанности, а взаимодействуют между собой в связи с какой-то служебной, административной или иной необходимостью.
- Деловые (рациональные). Это межличностные отношения, подразумевающие совместную обоюдовыгодную деятельность. Участники таких взаимоотношений могут распределять между собой обязанности так, чтобы каждый выполнял свою часть работы для достижения общей цели. Также один из участников может выполнять работу для другого за вознаграждение.
- Неформальные (неофициальные). К этой группе относятся различные отношения, не регулируемые какими-либо формальными правилами. Это могут быть, например, приятельские или дружеские отношения, объединения в команды для игры в футбол или волейбол и прочее. Как правило, в неформальных отношениях эмоциональная составляющая играет некоторую роль.
- Личные. Это взаимоотношения, основанные на эмоциональной связи. Обычно личные отношения долго формируются и развиваются, в процессе чего их участники всё лучше узнают друг друга и сближаются. Личные отношения могут переходить в приятельские, товарищеские, дружеские и любовные. Также в категорию личных можно отнести отношения, построенные на неприязни, хотя они развиваются по другим принципам и обычно подразумевают, что люди взаимодействуют вынужденно, а не по собственной воле.
Стоит отметить, что перечисленные разновидности межличностных отношений не являются полностью независимыми, а пересекаются между собой. Так деловые отношения могут быть в разной степени формализованными, а личные отношения обычно являются неформальными (в то же время супружеские подразумевают формальное оформление и закрепление определённых обязательств).
Модели поведения во взаимоотношениях.
Модели (или стратегии) взаимодействий в отношениях отличаются. В основном центрами их различий оказываются поставленные каждым человеком цели, способы их достижения, особенности влияния друг на друга в процессе. Всего можно выделить 5 основных тактик.
Сотрудничество.
При сотрудничестве цели людей могут быть как общими, так и разными, но не противоречащими. При этом участники обязательно помогают друг другу продвигаться к конечной точке, не забывая о своих потребностях, ориентирах. Это оптимальный вариант взаимодействия, так как он позволяет заботиться о другом человеке, не нарушая собственных принципов. А в результате – достигнутая цель.
Чтобы сотрудничество было эффективным и вообще могло состояться, важно соблюдать 5 компонентов здоровых отношений, о которых уже писалось в первом пункте. Кроме того, оно базируется на полной взаимности, так как усилий одной стороны будет недостаточно. Тогда сотрудничество перейдет в альтруизм, о котором будет говориться позже.
Индивидуализм.
Индивидуализм – это движение к личным целям без учета интересов, потребностей партнера. При этом ориентир или конечная точка могут быть идентичными. Однако партнеры, несмотря на выгоду совместной работы, предпочитают двигаться в одиночку.
Типичный пример – руководители конкурирующих компаний. Они могут объединить усилия, заключить партнерство, чтобы в сотрудничестве достичь большего. Однако они выбирают конкуренцию, чтобы единолично занять первое место в своей нише. Индивидуализм также выбирают обе стороны, если одна из них отказывается от сотрудничества при наличии желания у второй (отказ от альтруизма).
Компромисс.
В современной психологии, в отличие от теорий ХХ века, принято считать, что компромисс – это не решение проблемы. Это обоюдное добровольное жертвование частью своих интересов ради «общего блага». Как это проявляется в повседневной жизни?
- Условия. У супругов разные интересы и планы на выходные. Жена хочет вместе сходить в театр или любое другое культурное заведение. Муж желает отдохнуть на природе.
- Решение. В результате беседы супруги соглашаются пойти на компромисс – одни выходные проводить по сценарию женщины, другие – по плану мужчины.
- Проблема. Каждые вторые выходные один из супругов вынужден терпеть нелюбимое занятие. Со временем обстановка накаляется, недовольство накапливается, подстраиваться становится тяжелее, возникают конфликты.
Развязки две: либо супруги находят вариант сотрудничества, то есть избегают жертв (например, она идет в театр с подругами, он отправляется в поход с коллегами), либо постоянные ссоры приведут к разрыву или негативной форме взаимоотношений.
Альтруизм.
Альтруизм в данном контексте – это помощь оппоненту в достижении его целей на фоне игнорирования или отказа от своих. То есть это одностороннее содействие, делающее их альтруиста жертву ситуации по его собственному желанию.
Обычно терпение и бескорыстие альтруистов не длятся долго в личных отношениях, в деловых не проявляются совсем. Исключением становятся только духовные, осознанно платонические, возвышенные отношения. Однако они импонируют немногим.
Отличия межличностных отношений от социальных
По сути, все виды человеческих отношений можно разделить на две категории: межличностные и социальные. Если межличностные отношения – это непосредственное взаимодействие между собой конкретных индивидов, то социальные подразумевают различные формы взаимодействия в рамках общественной жизни. По сути, социальные отношения – это отношения между социальными ролями индивидов (между врачом и пациентом, таксистом и пассажиром).
Важное отличие социальных отношений от межличностных заключается в том, что они регламентированы и подчиняются определённым правилам, зависящим от социальных ролей участвующих в них индивидов. Это подразумевает, что сами индивиды обезличиваются, а рассматриваются только их функции в обществе или в рамках конкретной социальной группы (руководитель и подчинённый, таксист и пассажир, родители и ребёнок).
Межличностные отношения всегда подразумевают взаимодействие между собой конкретных личностей с учетом всех их индивидуальных особенностей. Социальные роли при этом тоже могут учитываться, но не обязательно. В качестве наиболее характерных отличий можно назвать следующие особенности межличностного взаимодействия:
- существенную роль играют чувства, переживания и эмоциональные оценки участников;
- они формируются и развиваются довольно медленно (тогда как социальные отношения возникают сразу, например, при приёме на работу);
- они постоянно развиваются и меняются (тогда как социальные обычно статичны и меняются только под влиянием внешних факторов, например, при повышении в должности).
Несмотря на наличие вполне очевидной разницы, четкой границы между социальными и межличностными отношениями провести нельзя, поскольку они пересекаются между собой. Так коллеги часто становятся друзьями, между ними нередко возникают служебные романы. Супружество совмещает в себе оба вида отношений, поскольку изначально основывается на любви, но при этом подразумевает формализацию и определённые социальные роли.
Рождение малыша и ролевая позиция.
Великий австрийский психолог Фрейд выявил интересную закономерность. Он обнаружил, что, чем старше становится ребёнок, тем больше ответственности он берет на себя.
Старшие братья и сестры часто замечают, что родители проявляют больше внимания и любви своим младшим детям именно потому, что они являются младшими.
Если у ребенка нет братьев и сестер и он один растет в семье, никаких проблем с самооценкой у него нет. А вот дети из многодетных семей часто страдают из-за целого букета комплексов. Так детям приходится бороться за внимание и любовь родителей постоянно. И если кто-то из малышей получает меньше внимания, начинает страдать. В дальнейшем такие дети продолжают бороться за внимание окружающих на протяжении жизни, и порой используют не самые честные методы для достижения своих целей.
Причины развития союза с заменой
Заместительные отношения у мужчин и женщин могут возникнуть по ряду причин:
- желание вызвать ревность у бывшего партнера;
- страх одиночества, поиск опоры в жизни, в том числе финансовой;
- намерение побыстрее закрыть грустную страницу прошлого;
- потребность в ласке, заботе, уюте, привычном комфорте.
К сожалению, заместительные сложные отношения после расставания у парней и девушек складываются по сценарию предыдущих, поскольку перестроиться быстро на другую линию поведения не получится.