Виды контент-анализа в психологии и психодиагностике


Суть и особенности

Существует несколько вариантов описания этого определения:

  1. Формализованный способ обработки графической или текстовой информации. Характеристики — систематичность, строгость.
  2. Качественный и количественный метод изучения текстов, позволяющий выявить тенденции, факты, которые отражены в анализируемых документах.

При применении этой методики нельзя отменять обычный анализ документов. Оба этих метода должны дополнять друг друга, комбинироваться между собой. Только при их сочетании можно понять смысл написанного текста.

Сущность метода:

  1. Эту методику можно использовать как ведущую, но лучше применять ее в комплексе с другими способами получения информации.
  2. Изучение документов, художественных текстов должно выполняться в их социальном контексте.
  3. Нужно фиксировать единицы текста.

Контент-анализ применяется для исследования и изучения:

  1. Социально-психологических явлений, которые отражаются в содержании сообщений.
  2. Особенностей людей, которые создают тексты, документы, художественную литературу.
  3. Социально-психологических аспектов воздействия автора на публику.

Методика позволяет уточнить, обработать и преобразовать информацию, которая была получена в ходе бесед, интервью, открытых вопросов из анкет.

Исследователю необходимо выявить единицы содержания текста, распределить полученную информацию на отдельные группы по заранее заданным критериям.

Прежде чем начинать применять контент-анализ нужно понять, когда он эффективен:

  1. Если языковой фактор имеет решающую роль в получении необходимой информации. Например, это актуально для поиска авторов иностранных текстов, установления авторства текстов знаменитых писателей, композиторов.
  2. Когда нет прямого выхода на автора текста. Если автор находится в недосягаемости, можно анализировать только информацию, представленную в его работах.
  3. Если нужно обрабатывать большой объем информации. С подобными проблемами сталкиваются люди, которые работают в средствах массовой коммуникации, кино, занимаются изучением литературы. Например, невозможно охарактеризовать положение в мире прочитав информацию на двух сайтах, не затронув массива данных среди большого количества источников.

Использование в СМИ

Этот метод является крайне выгодным инструментом изучения того или иного объекта СМИ.

Текст СМИ зачастую содержит в себе сокрытые символические формы общения с аудиторией, и задачей исследователя является превращение этих форм в статистические объективные данные.

Контент-анализ крайне продуктивный метод изучения как своих источников, так и источников конкурентов. Он позволяет выявить наиболее удачные ходы, которые пускают в ход конкуренты, и внедрить их в свою систему.

С его помощью можно отследить закономерности и тенденции информационного потока, выйти на явные и скрытые намерения коммуникатора и предсказать возможную реакцию аудитории.

Иногда необходимо проанализировать свои материалы, и выявить те аспекты, которые затрудняют восприятие идеи потребителем, посмотреть, на какие смысловые посылы аудитория реагирует хорошо, начинает, например, активнее переходить по ссылкам, продажи начинают расти и т.д.; а на какие реагирует нейтрально, либо вообще негативно.

В этом нам помогут, в том числе, и комментарии пользователей.

История изучения

В психологии метод субъективного контент-анализа начал применяться в 30 годах XX века в социальных науках. Первые направления, которые начали тестировать эту методику, — журналистика, литературоведение. Процедуры, которые включает этот метод, были основаны американскими социологами — Б. Берельсоном, X. Лассуэллом.

Ученые тестировали методику в сфере политики, пропаганды, смогли модернизировать ее, приспособить к различным сферам человеческой деятельности.

Частота применения контент-аналитических методов повысилась в период развития средств массовой информации. Когда Б. Берельсон обобщил полученные данные в книге, методику начали применять в научных направлениях за пределами психологии.

Одновременно с развитием контент-анализа на территории Америки, он начал получать популярность в СССР. Вклад в развитие советского подхода к освоению этой методики внес ученый Н. А. Рыбников.

Он специализировался на изучении биографических данных. Метод контент-анализа он применил для изучения личностей по их автобиографии.

Изначально Рыбников начал изучать сочинения детей рабочих. Он предлагал им описывать жизнь, положительные, отрицательные моменты, раскрыть переживания.

Таким образом ученый смог определить, какие положительные и отрицательные моменты жизни преобладают у детей зависимо от возраста. Он сделал интересный вывод — в раннем возрасте девочки позитивней смотрят на жизнь, чем мальчики. При взрослении они больше склоняются к негативным мыслям, переживаниям.

Следующим ученым, который продолжил применять контент-анализ, развивать это направление, был П. П. Блонский. Его интересовали только первичные воспоминания людей. Испытуемых он набирал из сферы образования. Это были учителя, профессора, студенты, школьники.

После проведения исследований ученый смог доказать, что у большинства людей первичные воспоминания связаны со страхами или тяжелыми переживаниями.

Список использованной литературы

1. Аверьянов Л. Социология: искусство задавать вопросы. — М., 1998.

2. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. — М.: Аспект Пресс, 1995.

3. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. -Екатеринбург, 1998.

4. Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 1,2 / Отв. ред. В.Г. Андреенков, О.М. Маслова. — М.: Наука, 1990.

5. Ноэль Э. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии. — М.: Ава-Эстра, 1993.

6. Основы прикладной социологии / Под ред. М. Горшкова, Ф. Шереги. — М.: Интерфакс, 1996.

7. Садмэн С., Брэдберн Н. Как правильно задавать вопросы. — М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2002.

8. Татарова Г. Г. Методология анализа данных в социологии. — М.: Стратегия, 1998.

9. Толстова Ю.Н. Измерение в социологии. — М.: Инфра-М, 1998.

10. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. — М.: Добросвет, 2003.

1. Размещено на www.

Примеры похожих учебных работ

Методы психолого-педагогического исследования; Теоретические методы исследования

… исследование одного объекта представителями разных наук. 2. К эмпирическим: • обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение); • эксперимент (лабораторный, полевой, естественный и др.); • психодиагностический метод; • анализ процессов …

История контент-анализа как психодиагностической процедуры — психодиагностика

… многие другие темы. контент анализ текст психологический 1. Основные термины понятия контент-анализ Контент-анализ в психологии (англ. contents — содержание) — научный метод выявления и оценки определенных характеристик текстов и других носителей …

7.Экспериментальный и корреляционный подходы к социально-психологическому исследованию. …

… о причинной зависимости не обсуждаются. Корреляционным называется исследование, проводимое для подтверждения или опровержения гипотезы о … и независимой переменной полностью отсутствует. В таком “исследовании” нет никакого материала для сравнения. А …

Тема: «Контент-анализ»

… друг с другом или единиц анализа к категориям. КОДИРОВОЧНАЯ МАТРИЦА – представляет собой таблицу для регистрации первичных результатов исследования. Введение Цель работы: освоение метода контент-аналитического исследования. Контент-анализ – это …

Разновидности и методологии

Виды контент-анализа в психологии:

  1. Неколичественный. Строится на нечастотной модели содержания текста.
  2. Количественный. Подразумевает применение математико-статистических процедур. При исследовании ученые учитывают стиль речи, смысловые блоки, слова.

Психологическая наука выделяет 4 методологии контент-анализа:

  1. Социологический или семантический. Осуществляется с помощью экспертных оценок содержания.
  2. Лингвистический или грамматический. Определяется по длине фраз, размеру абзацев, порядку слов, из которых состоит предложение, метрическому составу.
  3. Ситуационный. Обработка, преобразование библиографических ссылок и научной литературе.
  4. Кибернетический или документалистический. Определяется по плотности текста, параметрам языка, проточности, аспектности, информационному объему, емкости, информативности.

Пример контент-анализа рекламы. Анализ контекстной рекламы

Конкуренция в контекстной рекламе «Яндекс.Директ» и Google Ads иногда зашкаливает, поэтому важно знать об используемых ключевых словах и качестве рекламных объявлений у конкурентов. Такой анализ поможет выявить:

какие призывы к действию используют конкуренты, на чем акцентируют внимание в объявлениях;

используют ли дополнительные расширения для работы с контекстной рекламой;

какие идеи можно позаимствовать и переделать под себя;

какие примерные затраты у конкурентов на рекламу.

Вот несколько программ и сервисов, которые помогут провести исследование:

DirectEditor – программа для редактирования и анализа рекламных кампаний Яндекс.Директа. Особого внимания заслуживает функция «Конкуренты», с помощью которой можно провести анализ конкурентов в Яндекс.Директ по всем ключевым словам выбранного уровня. Данные дополняются также прогнозом стоимости бюджета контекстной рекламы от Яндекс.Директ с учетом реальных позиций.

SpyWord – анализирует количество и качество ключевых слов конкурентов. Для этого необходимо ввести домен конкурента или ключевое слово.

Прогноз бюджета «Яндекс.Директа» позволяет не только оценить будущие затраты на рекламу, но и посмотреть рекламные объявления конкурентов по введенным вами ключевым словам:

Serpstat – многофункциональная SEO-платформа. В разделе «Анализ ключевых фраз» можно посмотреть, какие именно страницы получают трафик из контекста и сколько объявлений настроено на конкретную страницу.

Преимущества и недостатки

С помощью этого метода:

  1. Можно увидеть скрытые закономерности, тенденции.
  2. Нельзя нарушить поведение испытуемого со стороны исследователя.
  3. Получается выявить достоверные показатели, которые часто крайне сложно различить в массивном количестве информации.
  4. Удается получить достоверные результаты.

С помощью контент-анализа можно раскрыть психологические особенности автора, коммуникатора, действующей аудитории, определить связь между ними. Методика позволяет увидеть связь между написанным текстом и реальностью, которая окружала автора в момент его написания, сделать выводы.

Это трудоемкий метод. Чтобы понимать какая реальность окружала автора, его читателей в период написания, подачи текста, нужно изучить каждого человека по отдельности, его:

  • окружение;
  • социальный статус;
  • географическое положение;
  • ситуацию в стране;
  • психическое и физическое состояние.

Для этого необходимо собрать много информации.

Процедуры

Психологи выделяют несколько процедур контент-анализа. Чтобы пользоваться данной методикой, нужно тщательно изучить особенности исследования.

Выявление смысловых единиц

Чтобы выявить смысловую единицу, нужно знать какими они бывают:

  1. Факты, события.
  2. Документальные данные о человеке.
  3. Подтекст апелляций, которые направляются к потенциальному адресату.
  4. Темы, которые выражаются в текстах, видео, музыке.

Смысловые единицы контент-анализа назначаются перед проведением исследования. Они могут различаться зависимо от целей, содержания, гипотез, задач.

Выявление единиц счета

Единицы анализа и единицы счета могут быть одинаковыми или разными. Они зависят от назначения проводимого исследования. Если они не совпадают, значит психолог выделяет собственные единицы счета, наиболее популярные из которых:

  1. Метры видео или аудиозаписи.
  2. Длительность телепередачи.
  3. Число строк в тексте.
  4. Количество страниц, отдельных слов.
  5. Количество изображений, относящихся к сюжету текста.

Подсчет

Чтобы подсчитать результаты, нужно выдвинуть критерии, по которым информация будет делиться на отдельные группы. Для подсчетов могут применяться компьютерные программы, таблицы, специальные формулы.

Этапы применения контент-анализа

Необходимым условием применения методики анализа содержания является наличие материального носителя информации. Во всех случаях, когда существует или может быть воссоздан такой носитель, допустимо использование методики контент-анализа.

Первый этап

Определение совокупности изучаемых источников

или сообщений с помощью набора заданных критериев, которым должно отвечать каждое сообщение:

  • заданный тип источника (пресса, телевидение, радио, рекламные или пропагандистские материалы)
  • один тип сообщений (статьи, заметки, плакаты);
  • заданные стороны, участвующие в процессе коммуникации (отправитель, получатель (реципиент);
  • сопоставимый размер сообщений (минимальный объём или длина);
  • частота появления сообщений;
  • способ распространения сообщений;
  • место распространения сообщений;
  • время появления сообщений.

При необходимости можно использовать и другие критерии, однако перечисленные выше встречаются чаще всего.

Второй этап

Формирование выборочной совокупности сообщений.

В некоторых случаях можно изучать всю определённую на первом этапе совокупность источников, поскольку подлежащие анализу случаи (сообщения) часто ограничены по числу и хорошо доступны. Однако иногда контент-анализ должен опираться на ограниченную выборку, взятую из большего массива информации.

Третий этап

Выявление единиц анализа.

Ими могут быть слова или темы. Правильный выбор единиц анализа — важная составляющая всей работы. Простейшим элементом сообщения является слово. Тема — это другая единица, представляющая собой отдельное высказывание о каком-либо предмете. Существуют достаточно чёткие требования к выбору возможной единицы анализа:

  • она должна быть достаточно большой, чтобы выражать значение;
  • она должна быть достаточно малой, чтобы не выражать много значений;
  • она должна легко идентифицироваться;
  • число единиц должно быть настолько велико, чтобы из них можно было делать выборку.

Если в качестве единицы анализа избирается тема, то она также выделяется в соответствии с некоторыми правилами:

  • Тема не может выходить за пределы абзаца.
  • Новая тема возникает, если происходит смена: воспринимающего,
  • действующего,
  • цели,
  • категории.

Существуют также и специальные методики контент-анализа, адаптированные к нуждам исторических и историко-философских исследований.

Четвёртый этап

Выделение единиц счёта

, которые могут совпадать со смысловыми единицами или носить специфический характер. В первом случае процедура анализа сводится к подсчёту частоты упоминания выделенной смысловой единицы, во втором исследователь на основе анализируемого материала и целей исследования сам выдвигает единицы счёта, которыми могут быть:

  • физическая протяженность текстов;
  • площадь текста, заполненная смысловыми единицами;
  • число строк (абзацев, знаков, колонок текста);
  • длительность трансляции по радио или ТВ;
  • метраж плёнки при аудио- и видеозаписях,
  • количество рисунков с определённым содержанием, сюжетом и проч..

В некоторых случаях исследователи используют и другие элементы счёта. Принципиальное значение на этом этапе контент-анализа имеет строгое дефинирование его операторов.

Пятый этап

Непосредственно процедура подсчёта

. Она в общем виде сходна со стандартными приёмами классификации по выделенным группировкам. Применяется составление специальных таблиц, использование компьютерных программ, специальных формул, статистических расчётов.

Обычно составляются таблицы вида:

Единицы анализаЕдиницы анализаЕдиницы счётаЕдиницы счёта
КатегорииПодкатегорииЧастота упоминания абсолютная, разЧастота упоминания относительная, %
1 Категория01 подкатегория1532
02 подкатегория715
03 подкатегория2553
Итого:47100

Шестой этап

Интерпретация полученных результатов

в соответствии с целями и задачами конкретного исследования. Обычно на этом этапе выявляются и оцениваются такие характеристики текстового материала, которые позволяют делать заключения о том, что хотел подчеркнуть или скрыть его автор. Возможно выявление процента распространенности в обществе субъективных смыслов объекта или явления.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]