Уникальность человека обуславливается не только его внутренним миром, но и совокупностью качеств личности, которые оказывают влияние на отношение индивида к жизни и окружающим людям. Чтобы осознать неповторимость каждого жителя Земли, необходимо не только знать, как понимается черта личности в психологии, но и уметь подмечать основные индивидуально-психологические особенности человека.
Свойства личности
Человек – это личность?
Человек – это существо, возникшее в результате эволюции, способное жить в обществе, вести общественно-историческую деятельность. Человек постоянно занимается изучением и изменением окружающего мира, развивает культуру и строит собственную жизнь.
Изучением происхождения, развития, назначения человека в мире занимаются различные науки: религия, философия, психология, биология.
Каждый человек – личность, имеющая собственное представление о мире, обществе, культуре и деятельности.
Индивид – это личность?
Индивид – это человек, имеющий индивидуальный набор приобретенных и врожденных умений, навыков, качеств. Индивид также признается личностью как отдельный представитель человечества, но отождествлять эти понятия все же нельзя.
Индивидом называют любого представителя социума в независимости от его социального положения, возраста и пола. Высокая социальная организация позволяет индивиду справиться с врожденной биологической ограниченностью, изменить поведение и контролировать внутренние психологические процессы.
Личностью же называют человека, умеющего выстраивать собственную линию жизни и контролирующего поведение с целью достижения лучших результатов. Психологи считают, что индивид способен стать личностью лишь при постоянном общении с другими людьми и ведении активного социального образа жизни.
Темперамент
Продолжая рассмотрение психологических свойств личности, мы с тобой плавно подошли к темпераменту. Темперамент транслирует динамические характеристики поведения и деятельности человека. Согласно Павлову, темперамент не что иное, как прирожденный признак нервной системы. Проще говоря — генотип.
Существует четыре типа:
- Холерики
Если вкратце, он характерен для вспыльчивых, несдержанных, нетерпеливых и импульсивных. Но при этом, если им пойдут навстречу, они могут быстро «стабилизировать» свое состояние. Для них характерна настойчивость и стабильность в интересах и стремлениях.
- Сангвиники
Он характерен для оптимистов, шутников. Сангвиники общительны, что позволяет им быстро выстраивать мостики коммуникации с другими людьми. Они могут много и долго работать. Легко берутся за новые дела.
- Флегматики
Им достаточно сложно перестраиваться на новый лад, и приспосабливаться к новой обстановке. Им сложно избавляться от старых привычек. Они медленно возбудимы, но при этом им требуется достаточно много времени чтобы «остыть». При всем, флегматики достаточно энергичны и работоспособны. Для них характерна выдержка и самообладание.
- Меланхолики
Это мрачные люди с перманентным внутренним напряжением. Их отличительные особенности: ранимость, тревожность, сдержанность. Даже незначительны трудности могут выбить почву из-под ног, и они сразу же опускают руки.
Индивидуальность – это отличительная особенность личности
Индивидуальность – это набор человеческих особенностей, качеств, присущих отдельному человеку. На развитие индивидуальности влияет семья, в которой воспитывается человек, традиции и привычки, отношения с родителями, миропонимание.
Проявление индивидуальности возможно через внешний вид (манера одеваться, красить и укладывать волосы, наносить макияж, носить украшения и т.д.), поведение, характер, темперамент.
Для чего он нужен
Психологический портрет используют в своей работе психологи, психиатры, педагоги, криминалисты, HR-специалисты. У каждого из них свой подход к диагностике основных параметров и свой инструментарий.
Все они также преследует разные цели. Психологи составляют портрет, чтобы выявить сильные и слабые стороны клиента, его внутренние противоречия, травмы и разработать стратегию решения проблем. Педагогам он нужен, чтобы подобрать оптимальную модель обучения. Криминалистам – чтобы лучше понять личность преступника. HR-специалистам – чтобы определить, соответствует ли соискатель предложенной должности.
А для чего обычному человеку, чья деятельность не связана ни с одной из этих сфер, нужно составлять психологический портрет? Казалось бы, никто не может знать человека лучше него самого. Как бы не так! Наше восприятие самих себя сильно искажено. На него оказывают влияние психологические защиты, ложные убеждения, детские травмы и прочий психологический мусор.
Качественные диагностические методики способны обойти все эти факторы и выдать максимально объективный и чистый результат. Применять его можно будет в следующих целях.
- Самопознание
Психологический портрет позволит взглянуть на себя со стороны и увидеть то, что было скрыто от саморефлексии. Это даст вам кучу новых возможностей в плане работы над собой.
- Профориентация
Не все люди легко могут определиться с выбором сферы деятельности. А ведь это самый важный и судьбоносный выбор в жизни. От него зависит счастье и благополучие человека. Психологический портрет поможет определить, в каких видах деятельности вы сможете раскрыться лучше всего.
- Совместимость с людьми
При выборе партнера для совместной жизни или для бизнеса неплохо бы ознакомиться с его психологическим портретом. Это поможет построить гармоничные отношения, правильно распределить роли, обойти подводные камни при взаимодействии. Может, такой подход и кажется слишком прагматичным, но он действительно работает.
- Эффективное деловое общение
Зная особенности ваших клиентов или партнеров, вы сможете выработать стратегию взаимовыгодного сотрудничества.
Какие качества в целом характеризуют личность?
Изучая тему, важно обратить внимание на то, какие именно качества лучше всего характеризуют личность?
Психология выделяет следующие:
- Характер человека, определяющий манеру взаимодействия с социумом и миром. Поступки, привычки, реакции на происходящие события являются проявлениями характера и делают человека индивидуальным. Принято считать, что человек с сильным характером является сильной личностью. Он добивается целей, высоких результатов и обладает сильной волей.
- Сила воли – умение управлять собственными действиями. Человек, обладающий этим качеством, знает, что если хочешь чего-то добиться, нужно делать то, что не всегда нравится. И делает. Человек со слабой волей – не делает.
- Эмоциональный фон – личные переживания позитивного или негативного характера. К этой области относится настроение, чувства, страсть, состояния стресса и аффекта. Проявление эмоций индивидуально: у кого-то они «бурные» и громкие, у кого-то молчаливые и незаметные. В любом случае, умение управлять своими эмоциями – очень полезное качество.
- Регулирующая и побудительная мотивация. То, ради чего человек совершает действия. Основные составляющие понятия: психологическая или физиологическая потребность, стимул и намерение действовать/не действовать. Мотивация – мощный двигатель, заставляющий человека идти к цели, решая сложные задачи и преодолевая себя. Знания о мотивации с успехом можно применять в своей жизни, а также использовать при общении с другими людьми или совместной деятельности.
Типология Юнга
Основой для разделения людей на психологические типы является склонность преимущественно направлять жизненную энергию (либидо) вовне на ситуацию или партнеров (экстраверсия) или воздерживаться от энергетических затрат и влияния на себя извне (интроверсия). Отсюда открытость, общительность выраженных экстравертных типов и замкнутость, склонность к уединению у интровертных психотипов.
Оба типа поведения биологически обоснованы. В животном мире также существует два способа приспособления к окружающей среде. Первый, «экстравертный» — стремление к неограниченному размножению в сочетании со слабой работой защитных механизмов (как у крыс, кроликов, вшей). Второй, «интровертный» — немногочисленное потомство при сильных защитных механизмах (у большинства крупных млекопитающих). Подобно животным то, чего экстраверт достигает массовыми контактами с окружающим миром, интроверт осуществляет через максимально независимую позицию.
Сначала Карл Юнг ввел понятия экстраверсии и интроверсии как основных видов эго-ориентации. А позже дополнил свою психологическую типологию описанием четырех базовых психических функций:
- мышление (логика);
- чувство (эстетические суждения и этические ценности);
- ощущение (восприятие с помощью органов чувств);
- интуиция (бессознательное восприятие).
Каждая из базовых психологических функций может быть направлена как вовне, так и вовнутрь — критерий экстраверсия-интроверсия. Согласно тому, какая из функций является более развитой (ведущей), индивидуума можно отнести к мыслящему, чувствующему, ощущающему или интуитивному экстраверту/интроверту. Противоположность преобладающей функции вытесняется в бессознательное и порождает интересные эффекты. Например, мыслительный тип не любит излишние проявления эмоций, крики, пафос. Но «мыслитель» получит наибольшее удовольствие именно от общения с эмоциональным чувствующим типом.
Психология личности
Психология личности изучает непосредственно человека, его индивидуальность и поведение. Определение личности имеет несколько трактовок; психология же выделяет различные теории, концепции и гипотезы по этой теме. Наиболее популярными считаются пять теорий личности:
- Психодинамическая. Ее основные пункты сформулировал Зигмунд Фрейд в рамках классического психоанализа. Он считал основным развивающим фактором человеческие инстинкты, связанные с жизнью и смертью. Важное место в развитии личности Фрейдом было отведено сексуальным потребностям (либидо). Согласно его теории, человек может проходить уровни развития личности «оно», «я», «сверх я».
Современные проблемы психологических классификаций
Проблемы психологических классификаций связаны с высокой сложностью и неоднозначностью психической реальности. Классифицировать материальный мир гораздо проще.
В психологии мы сталкиваемся с тем, что с помощью сознания мы можем изучать сознание. Здесь открываются новые возможности, но и новые ограничения, связанные, в частности, с субъективностью и её преодолением. Как известно, в психике человека есть осознаваемые и неосознаваемые компоненты познания. Они работают часто самостоятельно, как два разных оценщика ситуации. Поэтому оценки с помощью проективных тестов (которые направлены на исследование бессознательного) часто вступают в противоречие с самооценками с помощью опросников (которые апеллируют к сознанию или осознаваемому поведению).
Для оценки психологического типа важно, чтобы измерительный инструмент (тест, методика) был «откалиброван» не на настоящее и актуальное, а на типичное, повторяющееся с большей вероятностью на протяжении жизни. Поэтому для типологов так важны методы, которые позволяют видеть настоящее сквозь призму всего жизненного пути личности: биографический, структурированная беседа, лонгитюдное наблюдение в естественной ситуации
Такие методы хорошо разработаны в клиническом исследовании. В работе со здоровыми людьми они составляют, скорее, исключение.
Пример:
Программа исследования личности Лазурского А. Ф.
Вопрос подготовки квалифицированного специалиста в области исследования и диагностики типов — самостоятельная проблема. Нужен целый комплекс знаний и умений.
Важным для измерения психологического типа является умение диагноста
видеть не отдельные фрагменты психической реальности, а оперировать системами (познавательной, ценностно-мотивационной, эмоциональной, волевой) и учитывать их целостный характер, знание устойчивых вариантов этих систем, умение их сравнивать. Сравнение и оценка этих систем осложняются отсутствием проработанной методологической базы: нет единого мнения о том, что сравнивать и как оценивать.
Исследователю
необходимо уметь работать как с качественными, так и с количественными методами исследования эмпирической реальности, учитывать следующие факторы:
- Масштабность и комплексность исследования (возможность прорисовки и учета нескольких планов в разных масштабах)
- Характер и специфику распределения свойств и характеристик в исследуемой среде.
- Минимальный набор субшкал, не нарушающих полноту и конструктную валидность психологического свойства.
Структура личности
Структура личности – это совокупность неизменных качеств (эмоции, характер, сила воли), проявляющихся в разных жизненных ситуациях. Перечисленные компоненты также называют чертами, свойствами личности и подразделяют их на уровни развития.
- Низший. Его составляют врожденные свойства, к которым относят половое влечение, возрастные особенности.
- Второй уровень, при котором наблюдается индивидуальное мышление, память, восприятие, способности, мироощущение. Помимо врожденных, к этому уровню относятся приобретенные качества и навыки.
- Третий уровень – с учетом индивидуального опыта на основе приобретенных и развитых знаний, умений, привычек. Ступень относится к социальному развитию и развивается в процессе деятельности.
- Высший уровень. Индивидуальное направление развития личности с учетом интересов, влечений, идеалов, взглядов, характера. На развитие высшего уровня влияет воспитание и обучение человека, его социальное окружение.
В любой структуре личности имеются свои недостатки и положительные стороны. Знание основ структуры личности помогает установлению социальных связей и способствует продуктивному взаимодействию людей друг с другом.
Типология психотипов по А.Е. Личко
Советский психиатр А.Е. Личко на основе обширных исследований выделил такие типы личности в психологии:
- Шизоидный;
- Гипертимный;
- Истероидный;
- Циклоидный;
- Психастенический;
- Эпилептоидный;
- Сензитивный;
- Конформный;
- Эмоционально-лабильный;
- Астеноневротический;
- Паранойяльный;
- Неустойчивый;
Кратко опишем психотипы личности, внешние признаки и особенности поведения.
1. Шизоидный тип личности придаёт человеку раздвоенность. Они склонны к замкнутости, испытывают трудности при межличностном общении, эмоционально холодны. Обладают вычурной фантазией. Нередко алкоголь используется как допинг для общения.
2. Гипертимному типу присущи подвижность, неугомонность, общительность, шумливость, приподнятость настроения, отсутствие усидчивости, озорство. Значимость собственной личности сильно завышена, их тянет в компании, порою асоциальные.
3. Истероидные типы претендуют на лидерские позиции
Отличаются тем, что любой ценой хотят привлечь к себе внимание (эгоцентризм). Очень любят похвалы в свой адрес
Люди этого типа склонны к наигранности, неестественности и позёрству. Чувства поверхностны, сила воли слаба и, как правило, невысокий авторитет.
4. Личности с циклоидным психотипом склонны к перепадам в настроениях. Активность, шутливость на подъёме при склонности к запоям может смениться упадком настроения вплоть до субдепрессии. В такие периоды характерны разбитость, вялость, скука, желание побыть в одиночестве.
5. Психастеники склонны к «самобичеванию» и «самоедству». Нерешительны, мнительны, робки, испытывают навязчивые страхи, угловаты в движениях.
6. Представителям эпилептоидного типа присущи такие черты — повышенная ревность, гневная злобность, жестокость, властность. В состоянии алкогольного опьянения способны на агрессию, нередко впадают в беспамятство, проявляют садомазохистские наклонности. При этом обладают аккуратностью, педантизмом и бережливостью.
7. Личности синзитивного типа очень переживают о своей неполноценности, впечатлительны, склонны к интеллектуальным и эстетическим хобби.
8. Конформисты как хамелеоны легко приспосабливаются к условиям окружающей среды. При этом слабовольны. В хорошем коллективе из них получаются отличные исполнители. В тоже время могут спиться «за компанию», не могут отказать. Собственное «я» растворяется в окружении.
9. Для эмоционально-лабильного типа характерна предельная смена настроений даже по ничтожным поводам. Повышенная привязанность к близким и родным людям, очень восприимчивы к знакам внимания.
10. Астеноневротики очень капризны, раздражительны. Как правило, плохо спят, страдают ипохондрией и плохим аппетитом.
11. Паранойяльный тип очень недоверчив, подозрителен, всегда в напряжении.
12. Для личностей с неустойчивым психотипом характерны такие проявления — безынициативность, лёгкая подчиняемость. Нередко попадают в дурные компании, склонны к азартным играм, безделью, удовольствиям и асоциальному поведению.
Свойства личности
В свойства личности входят некоторые явления, которые определяют жизнедеятельность человека и раскрывают его социально-психологические качества. Психологи относят к свойствам личности такие понятия, как темперамент, характер, способности, воля, мотивация и эмоции.
Одним из ключевых свойств личности ученые считают способности. Например, у всех людей по-разному происходит обучение, результаты трудовой или творческой деятельности у каждого свои.
Способности, по мнению психологов, редко связаны со знаниями и навыками, но качественно влияют на все процессы обучения и развития. Выделяют некоторые виды способностей:
- элементарные или простейшие, которые связаны с органами чувств, движения и являются врожденными;
- сложные или социально обусловленные, которые связаны с отдельными направлениями: музыка, искусство, математика;
- общие (двигательные, умственные) – те, которые, в принципе, есть у всех людей, но уровень их развития у каждого индивидуален. Этот вид способности влияет на уровень достижений человека в области спорта, научных олимпиадах и интеллектуальных соревнованиях;
- специальные способности, развитие которых требует специальной наклонности – художественной, музыкальной, математической, актерской. Это объясняет факт, почему, например, некоторые ученики в художественных школах рисуют лучше других (имеющиеся задатки к искусству позволяют навыкам быстрее развиваться);
- теоретические и практические, позволяющие правильно ставить задачи, цели и совершать порядок действий для их достижения;
- учебные – способствующие достижению успехов в обучении; творческие, позволяющие создавать произведения в области искусства и духовной культуры;
- коммуникативные. Они связаны с умением устанавливать контакты и взаимодействовать в социуме, развивать межличностные отношения;
- предметно-деятельностные, касающиеся взаимодействия человека и неодушевленного предмета.
Уровни способностей личности оцениваются в трех степенях: одаренность, талант и гениальность. На процесс развития способностей сильное влияние оказывает тип темперамента, выявленный у человека.
Меланхолики, к примеру, имеют повышенный уровень тревожности и болезненно реагируют на критику, склонны к апатии и депрессии.
Холерики – вспыльчивы и импульсивны, способны быстро выходить из себя и также быстро успокаиваться.
Флегматики – спокойны и уравновешенны, умеют хорошо и качественно выполнять работу, но сложно привыкают ко всему новому.
Сангвиники (в большинстве своем) – сильные и оптимистичные люди, умеющие видеть положительные качества во всем.
Античная типология
Еще до Теофраста Гиппократ создал учение о внутренних соках (или жидкостях) в человеческом теле. Это: желтая желчь (лат. cholos),
черная желчь (лат.
melascholos),
кровь (лат.
sanguis)
и слизь (лат.
phlegma)
. Из четырех основных соков он выводил четыре темперамента:
- Холерик (настроение сильно и быстро меняется, напряжен, душевные состояния направлены преимущественно наружу).
- Меланхолик (настроение сильно, однако медленно меняется, напряжен, душевные состояния направлены преимущественно внутрь).
- Сангвиник (незначительно и быстро меняется настроение, не напряжен, душевные состояния направлены преимущественно наружу).
- Флегматик (незначительно и медленно меняется настроение, не напряжен, душевные состояния направлены преимущественно вовнутрь).
Черты личности
Черты личности в целом определяют характер человека, его манеру поведения и индивидуальные качества. Выделяют следующие черты и их значение:
- коммуникативные: взаимодействие человека с окружающими,
- деловые: отношение к труду и иной деятельности,
- волевые: способность проявлять настойчивость, быть целеустремленным,
- мотивационные: побуждающие к совершению действий,
- инструментальные: придающие индивидуальный стиль.
Направленность
Пожалуй, одним из главенствующих психологических свойств личности есть — направленность. Она включает в себя такие важные компоненты как:
- Потребности
- Мотивы
- Цели
По сути, направленность не что иное, как их единение, которое и определяет характер деятельности индивида.
В свою очередь, потребности представляют собой нужду человека, — если рассматривать его с точки зрения социально-биологического существа в сформированном материальном либо же духовном предмете.
Как тебе известно, потребности требуют удовлетворения. Именно это и побуждает человека к необходимой активности, которая подразумевает определенную деятельность.
Сильная личность: примеры всемирно известных людей
Сильная личность: какие известны примеры? История знает множество людей, перевернувших ход развития стран, повлиявших на развитие социально –экономических и культурных процессов.
- Чингисхан. Человек железной хватки и строжайшей дисциплины. Только благодаря личностным качествам сумел завоевать множество государств и создать могущественную империю.
- Наполеон Бонапарт. Человек, не имеющий выдающихся внешних данных, но упорством и целенаправленными действиями добившийся упрочения Франции на мировой арене и завоевания многих государств.
- Петр I. Российский император, сумевший внедрить в России множество новшеств. Трудолюбие, дисциплина, принципиальность в государственных вопросах и делах позволили Петру Алексеевичу сделать Россию сильной мировой державой, завоевать стратегические выходы к морям и подчинить ряд иностранных приграничных городов. При Петре Первом русские армия и флот получили мировое признание.
- Екатерина II. Немецкая принцесса, сумевшая не просто занять трон императрицы, но и вывести Россию вперед в экономическом плане на мировом уровне. Полюбив чужую страну и народ, Екатерина Алексеевна вошла в историю России как Великая императрица.
- Ник Вуйчич — человек со сложнейшим заболеванием, не имеющий конечностей, но сумевший добиться многого в жизни. Ник – автор книг по самосовершенствованию, прекрасный оратор и бизнес-тренер, занимающий высшие строки рейтинга успешных людей современности.
- Владимир Путин – один из сильнейших деятелей мировой политики.
Дисциплина, самоанализ и саморазвитие – главные качества, влияющие на формирование личности. Сильные личности способны изменить свою жизнь к лучшему, они знают, чего хотят и планомерно действуют на пути к цели.
Психотипы по Юнгу.
Юнг разделил психотипы личности на основе двух общих понятий: интроверсии или эктраверсии, а также основных предпочтений каждого типа личности:
Условие 1. Откуда человек получает энергию
Интроверт – это человек, чье внимание направлено внутрь себя, энергию он получает изнутри. Интерес экстраверта направлен вовне, энергию он получает из окружения. Условие 2
Как человек накапливает знания. Методично и скрупулезно, опираясь на факты, собирает информацию сенсорно-ощущающий психотип. Интуиты действуют преимущественно иррационально, исходя из ситуации. Условие 3. Как человек принимает решения. Мыслительно-логический тип действует после объективного анализа данных. Эмоционально-чувствующий тип принимает решение на эмоциях, без лишних раздумий. Условие 4. Касается образа жизни. Рациональный тип планомерно реализует запланированный сценарий. Воспринимающий тип чаще бывает непредсказуемым, непосредственным, гибким.
Исходя из перечисленных условий, Юнг выделил 8 психотипов: