Границ для человеческих возможностей просто не существует. Но, вот как мы их используем и используем ли вообще, как раз зависит от работы нашего мозга. Большинство из нас, как доказали ученые, используют свой мозг всего лишь на 2-3%. К тому же, как показывают последние медицинские исследования, основанные на многочисленных десятилетних экспериментах и в которых принимали участие более 7000 добровольцев, наш мозг начинает стареть уже после 45 лет. Так что, нужно пытаться до этого времени использовать его по максимуму.
Причем, в ходе экспериментов, проявилась интересная тенденция, мужчины свой интеллектуальный потенциал теряют быстрее, чем женщины. По мнению ученых необходимо постоянно и максимально задействовать свой умственный потенциал. У любознательной личности, имеющей массу увлечений, значительнее повышаются возможности мозга, к тому же, открываются совершенно неизведанные ранее способности.
К тому же, наш мозг имеет немало врагов. Например, регулярное употребление алкоголя, провоцирует отмирание клеток гипофиза, что для работы мозга является просто убийственным. Постоянные стрессы и недосыпания также приводят к истощению нашего мозга. Ранее считалось, что наш мозг работает, как единое целое и утрачивает способности в результате нарушений его структуры. Но последние медицинские исследования показали, что некоторые фрагменты мозга берут на себя все функции поврежденных участков. Особенно удивил ученых и медиков тот факт, что каждое полушарие является своего рода «отдельной личностью» со своими воспоминаниями, эмоциями и знаниями. Поэтому порою у людей случаются случаи «раздвоения» сознания, а порою появляется чувство, что в нас живут два совершенно разных человека.
Топография мозга
У каждого отдела мозга есть свои функции. Так, например, информация, полученная при помощи зрения
, анализируется в затылочной области мозга. А
движение
контролируется достаточно узкой полосой нервной ткани, протянувшейся от верхней части головы к уху, как дужка наушников.
Тренировка для мозга
Подводит память? Неудивительно, ведь она страдает без нагрузки так же, как и мышцы. Вам помогут упражнения по развитию памяти – их можно начинать делать в любом возрасте.
При этом и зрение, и слух, и движение, и все тактильные ощущения контролируются зеркально. Так, если у человека произошел инсульт в левом полушарии – у него нарушаются двигательные функции правой стороны тела. Рядом с двигательной областью располагается район, где контролируются
тактильные ощущения
. Поэтому нередко при повреждении мозга человек одновременно утрачивает и способность двигаться, и возможность чувствовать. Восприятие
слуховой информации
происходит в височной области мозга. У правшей левая височная доля отвечает за понимание слов и выражение собственных мыслей. Правая височная доля – помогает слышать музыку и идентифицировать различные шумы. Область мозга, где зрительные и слуховые области встречаются, отвечает за
функцию чтения
– преобразование визуальных образов в звуки.
Как развить мозг? ТОП-10 эффективных упражнений
Представленные упражнения и методы эффективны в любом возрасте, вне зависимости от пола, рода занятий и базового уровня интеллектуального развития. Ключевое условие – регулярные тренировки. Если вы занимаетесь сегодня, а уже завтра делаете полугодовой перерыв – результата не будет. Давайте поговорим о том, как развить потенциал своего мозга, и отметим самые эффективные методы и упражнения, которые должны войти в привычку.
Онлайн-тренажеры для мозга
Один из самых удобных и эффективных – Викиум.
Тут собраны задания, которые позволят держать вашу мозговую активность в тонусе, тренируя память, внимательность и мышление.
Логические задачки
Решайте логические задачки. Сами, в компании друзей и знакомых. Загадывайте их второй половине или родителям, предлагайте для обсуждения на дружеских посиделках. Они заставят ваш мозг работать на полную катушку.
Пример логической задачки: Иван построил дом, все стены которого смотрят на юг. На следующий день после завершения строительства он увидел на веранде медведя, спящего слева от двери. Какого цвета медведь?
Ответ: Белого. Все стены дома могут смотреть на юг только на Южном полюсе, а все живущие там медведи белые.
Тренировка памяти
Используйте упражнения для тренировки памяти. Рекомендуем вам скачать или приобрести книгу «Память не изменяет» популярного психолога Анхельса Наварро. В ней представлено около сотни иллюстрированных упражнений нескольких степеней сложности.
Пример упражнения 1-го уровня
В течение минуты читайте список дел на сегодня, после повторите каждый его пункт вслух или запишите на бумаге, не глядя на оригинальный вариант.
Список дел:
- Посетить ветеринара с Рексом.
- Забрать результаты анализов из поликлиники
- Заказать утку, фаршированную лимонами
- Забрать Аню из школы
- Сделать дубликат ключей
- Собрать чемодан для завтрашней поездки
- Купить домой хлеб.
По мере успешного выполнения задачек 1-го уровня, вы сможете переходить ко 2-му и последующим.
Не спешите и не перегружайте себя. Постарайтесь за день выполнять не более пяти упражнений.
Однако важно, чтобы каждый раз они были разными и повторялись не ранее, чем через неделю после их первого прохождения.
Отвечайте на каверзные вопросы
Здесь стоит обратиться к книге Джона Фарндона «Вопрос на засыпку». В ней автор собрал 187 сложных вопросов, которые требуют развернутого ответа. Джон рекомендует прочитать вопрос и самостоятельно подумать над ним, попытаться ответить. И только после этого можно прочитать ответ – авторское мнение. Стоит ли говорить о том, что однозначных тезисов выдвинуть не удастся даже продвинутому ученому.
Пример вопроса: Может ли сумка когда-нибудь опустеть?
Предполагаемый ответ: Нет, даже если вы откроете ее, перевернете вверх дном и высыпите на стол все содержимое. В ней все равно останутся молекулы воздуха, частички пыли и бактерии. Еще Аристотель говорил: «Природа не терпит пустоты», утверждая, что материя всегда будет стремиться заполнять ее. Соответственно создать в сумке абсолютный вакуум без применения особого, возможно, еще не изобретенного оборудования невозможно.
Разрабатывайте стратегии
Стратегическое мышление доступно только человеку с развитым интеллектом. Согласитесь, вы никогда не будете ассоциировать стратега с кем-то недалеким и посредственным. В помощь к развитию стратегического мышления теория игр – математический метод, который учит просчитывать ходы наперед и использовать игровые схемы в быту.
Пример задачи из теории игр
Дано:
Загаданное число в диапазоне 1-100, которое необходимо угадать. У вас есть 5 попыток. После каждой вы будете получать информацию: является ли загаданное число большим или меньшим названного вами.
Предполагаемый ход игры:
- Ответ 50. Неверный, число меньше.
- Ответ 25. Неверный, число больше.
- Ответ 36. Неверный, число больше.
- Ответ 44. Неверный, число больше.
Так перед пятым ходом у вас остается несколько вариантов: 45, 46, 48, 48 и 49. Несмотря на то, что предполагаемый участник игры старался выбирать средние числа и до максимума сузить круг верных решений, он допустил ошибку. Он не учел ситуацию, в которой оказался загадавший число человек. Целью последнего было максимальное усложнение задание.
Соответственно нужно было бы поставить себя на его место. Какое бы число вы выбрали на его месте? Конечно, 49. Но это неверный ответ. Ведь мы тоже хотели запутать вас. Загаданное число – 48. А главный урок, который необходимо вынести из этой загадки – вы всегда должны учитывать цели и задачи, стоящие перед вашим оппонентом.
Уделяйте время математике
Здесь мы говорим не столько о логических задачах с числами, сколько о классических математических примерах. Открывайте тот же учебник алгебры и решайте примеры, которые вам по силам. Для кого-то это интегральные уравнения, а для кого-то подсчет столбиком. Постепенно усложняйте задачу, вспоминайте правила. Это будет полезно даже гуманитариям и людям, чья жизнь никак не связана с цифрами и математикой в целом.
Не пропустите: Как стать умнее: 22 рабочих способа
Берите уроки музыки
Всегда мечтали научиться играть на гитаре, фортепиано или, кто знает, кларнете? Самое время. Даже если вам 65, даже если у вас 8 внуков и совсем нет времени, не говоря уже о слухе и музыкальном вкусе. Известный психолог Виктория Уильямсон и ряд других авторитетных исследователей убеждены: игра на музыкальных инструментах помогает развивать мозг, так как заставляет параллельно работать сразу несколько его участков. Потому выбирайте инструмент по вкусу и учитесь игре дома или на специализированных курсах.
Медитируйте осознанно
Медитация – один из трех способов развития мозга, эффективность которого доказана учеными. Рекомендуем совместить приятное с полезным и попробовать медитировать осознанно. Начните с простой дыхательной практики:
- Сядьте прямо, желательно на стул с прямой спинкой, ноги поставьте на пол, руки расслабьте.
- Закройте глаза и сосредоточьте внимание на собственном дыхании. Следите за тем, как воздух наполняет легкие и покидает его, как движется грудная клетка.
- Мягко отталкивайте любые мысли, следите только за дыханием, при этом не пытайтесь изменить его (вдыхать глубже или чаще, например) – просто наблюдайте.
- В этот момент вашу голову могут начать заполнять страхи, тревоги и прочие мысли – не реагируйте на них, постоянно возвращайтесь к наблюдению за дыханием.
- Откройте глаза и проведите в той же позе порядка 1 минуты.
Осознанные медитации хороши тем, что они помогают нам не только развивать мозг и снимать стресс, но и учиться иначе смотреть на мир. Часто мы перестаем уделять внимание деталям, делаем все «на автомате» и теряем вкус к жизни. Осознанные медитации помогают по-другому взглянуть даже на вещи, кажущиеся привычными, обыденными и банальными, они учат ценить мгновения, одновременно развивая ваш мозг.
Стремитесь мыслить нестандартно
Даже если ваша профессия никак не связана с нестандартным мышлением и творчеством. Это один из самых действенных способов развития мозга, одинаково актуальный и для композитора, и для слесаря. Для развития нестандартного мышления можно использовать метод Леонардо да Винчи. Если вы помните, то идеи для своих картин он черпал в каракулях: закрывал глаза и хаотично водил карандашом по листку бумаги, затем открывал глаза и пытался увидеть в начерченном нечто.
Не пропустите: Как повысить уровень интеллекта (IQ): ТОП-10 способов
Как применить способ Леонардо да Винчи на практике:
- Возьмите лист бумаги и напишите на нем стоящую перед вами задачу.
- После этого полностью расслабьтесь и позвольте мозгу создавать всевозможные образы, которые будут описывать ситуацию, связанную с обозначено задачей.
- Чертите то, что захочет ваша интуиция – придавайте задаче визуальную форму. Заранее не думайте о том, как будет выглядеть рисунок. Рисование должно быть бессознательным.
- Ваша интуиция не иссякла? Возьмите еще один лист бумаги и чертите еще.
- Разложите перед собой все нарисованное и внимательно посмотрите. Думайте над рисунками в течение несколько минут.
Рассматривая каждый визуализированный образ, постарайтесь задавать себе вопросы: «Что это?», «Откуда это появилось?», «Почему я решил нарисовать именно это?». Попытки ответа наверняка подтолкнут вас к генерации новых идей. Не исключено, что новые мысли придут в голову сами собой уже в момент, когда вы впервые посмотрите на рисунки.
Учите иностранные языки
Не знаете, как развить потенциал своего мозга и заставить его работать на 100%? Учите иностранные языки. Причем не один, а два или три. Главное, чтобы это не шло в ущерб знанию основного языка, например, английского. Если вы знаете его недостаточно хорошо или нуждаетесь в совершенствовании – отложите изучение новых языков или выберите максимально похожие. Так при недостаточном знании английского языка стоит параллельно учить французский или немецкий, чешского – словенский или польский, русского – украинский или белорусский.
Не пропустите: Какой иностранный язык изучать: ТОП-5 самых перспективных
Пишите стихи и рассказы
Обязательно с сюжетом. Рекомендуется периодически сочинять небольшие рассказы и писать хотя бы короткие стихотворения, чередуя произведения этих двух типов. Поиск рифм и сюжетных линий заставит ваш мозг работать на полную катушку. Создавайте ситуации, придумывайте героев, ставьте их во всевозможные положения. Иногда выбирайте странные, фантастические сюжеты, например:
- Кошка решила завоевать мир.
- Вы стали пчелой и оказались на северном полюсе.
- Аристотель вызвал на рэп-баттл Славу КПСС.
- Вашего друга взял в плен чайный сервиз.
- Вам принес посылку Почтальон Печкин.
Старайтесь не повторяться в сюжетах, каждый раз придумывайте что-то новое. Чтобы не писать в стол, заведите блог или сообщество в социальной сети. Пригласите туда друзей или незнакомых людей. Но помните: ваша задача не стать известным писателем, потому будьте предельно холодны к критике своего литературного таланта.
Лобные доли – «управляющая компания»
Самая большая часть мозга – это лобные доли. Одна из основных функций этого отдела мозга – планирование
– возможность совершать поступки, требующие нескольких разных действий. Чтобы последовательность действий была правильной, лобные доли осуществляют еще одну функцию –
организационную
. Кроме того, лобные доли играют важную роль в
контроле эмоций
. В глубоко расположенных отделах мозга располагаются области, отвечающие за примитивные эмоции: голод, агрессию и сексуальное влечение. Эти структуры отправляют сообщения в отделы мозга, отвечающие за действия. Лобные доли управляют этим процессом за счет так называемой
стоп-функции
. Так, например, если эмоции диктуют ударить начальника – лобные доли сигнализируют: «Стой, или потеряешь работу». Эта функция исключительно уведомительная. Отключать эмоции и останавливать действия лобные доли, разумеется, не могут.
Человеческая любознательность и модель мира
Самый человеческий уровень, который мы не можем толком наблюдать у экспериментальных животных, это уровень речевой деятельности. Подойти, манипулировать — это все важно, это делают и кошки, и еноты, и обезьяны. Но в нашем мозге существует уникальная функция, связанная с вербальной деятельностью, когда мы все называем словами. И есть зона, которая находится в задней части теменной доли, височной доли, где по ходу нашей жизни постепенно формируется то, что называют информационно-речевой моделью мира. То есть возникает слепок окружающей действительности, наши представления о других людях, наши представления о самом себе.
С помощью этой модели мы планируем свое поведение, прогнозируем реакции других людей, и наполнение этой модели информацией — еще один гигантский источник положительных эмоций
. Ребенок после двух лет активно набирает речь, он может вас взять за руку, подвести к чему-нибудь в вашей квартире и сказать: это как называется? Потому что непорядок, штука есть, а слова нет. В мозге ребенка постепенно формируется и усложняется модель мира. Мы с ее помощью думаем, прогнозируем, творим, мечтаем.
Да, это всего лишь модель. Так же как глобус — это модель Земли. Но это — слепок, копия мира, на которую мы опираемся по ходу жизни. Как говорил Стивен Хокинг, существуем в рамках моделезависимого реализма, и наполнение информацией этого слепка дает колоссальные положительные эмоции.
Взрослея, мы начинаем этой штукой думать, мечтать, прогнозировать, а иногда творить. Вербальное творчество, начиная от сочинения стихов и великих романов и кончая просто коротким анекдотом или шуткой — все это тоже источник дофаминовых положительных эмоций. Как, например, устроен юмор? Вам начинают рассказывать историю, ваша модель придумывает банальный исход, а тут — раз, и соль анекдота. И — о, элемент неожиданности, дофамин, положительные эмоции.
Благодаря вот этой информационной модели мира, где куча слов, связанных друг с другом, обобщающих друг друга, собранных в единую систему, мы можем получать положительные эмоции буквально на пустом месте. Вы можете сидеть в тихой, темной комнате, но если вы мечтаете или вспоминаете хорошие события — это уже источник позитива. А если вы начинаете творить, то есть создавать новые сочетания внутри своей модели мира, то вы можете вообще подняться на вершины творческого экстаза.
Молекула дофамина мало того, что создает положительные эмоции: на основе дофамина мы учимся — то есть мы некие данные не только воспринимаем, но и запоминаем, и, в частности, включаем в состав информационной модели. Это очень важно.
Бойцы невидимого фронта
В задней части головного мозга располагается мозжечок
. Его объем составляет примерно одну восьмую от размера больших полушарий. Несмотря на небольшой размер, этот отдел мозга контролирует
координацию движений
(совместную работу всех мышц) и
чувство равновесия
. Благодаря работе мозжечка человек может стоять на ногах, сохранять равновесие и передвигаться.
Ствол головного мозга
находится под большими полушариями и за мозжечком. Он соединяет спинной и головной мозг и контролирует все функции, которые необходимы для поддержания жизни в теле. Ствол отвечает за непроизвольную работу мышц при дыхании, сердцебиении, за переваривание пищи и циркуляцию крови. Он
работает автоматически и без перерывов
.
Как продлить молодость?
Один из механизмов, ведущий к старению, – это гибель нервных клеток. Чем меньше человек напрягает свой мозг – тем более масштабным становится этот процесс. Узнайте, как остановить этот процесс и отсрочить старость.
Ствол мозга также отвечает за сортировку и распределение сообщений, которые головной мозг получает от всего организма. Другая примечательная область головного мозга –
гиппокамп
. Это парное образование, расположенное в височных долях полушарий, управляет
памятью
. Точнее, передачей информации из хранилища краткосрочной памяти – в долгосрочную.
Гипофиз
находится на нижней поверхности мозга – в специальной костной ямке, которая называется турецким седлом. Размер гипофиза очень мал – не больше горошины. Его задача – контроль
производства и выделения всех гормонов
в организме. Производит гипофиз и собственные гормоны – например, гормон роста.
Гипоталамус
находится практически в геометрическом центре мозга. Он синхронизирует между собой работу нервной и эндокринной систем организма, тесно сотрудничая с гипофизом. Так, например, он отвечает за своеобразный внутренний термометр, который
поддерживает температуру всего тела
. Если она увеличивается – гипоталамус отправляет сложное нервно-гормональное сообщение, стимулирующее потоотделение. Если снижается – дает команду для мышечной дрожи.
Об эволюционной роли любопытства
Наш мозг любопытен. Мы врожденно любопытны. Любопытство, стремление узнать новое, стремление к творчеству — это все заложено в нас эволюцией. А значит, это всегда приносило и продолжает приносить нам пользу. Знать больше об окружающем мире — значит быть более к нему приспособленным, адаптированным. Начиная с того, что ребенок ищет источник пищи, и кончая стратегиями инвестирования — все это для нас очень важно и значимо.
Более того, если мы удовлетворяем потребность в новой информации, наш мозг честно платит за это положительными эмоциями. С точки зрения системной работы мозга это та основа, на которой базируются процессы обучения.
Мотивация
Давно замечено, что мозг неохотно прислушивается к голосу рассудка. Чтобы стать лучше или научиться чему-то новому, нам обязательно нужен эмоциональный импульс. Только благодаря эмоциям и чувству неудовлетворённости мы можем заставить себя эффективно работать. Желание измениться – вот то, что может и должно двигать Вас вперёд.
В интернете Вы можете найти множество мотивирующих книг и статей, помогающих настроить себя на достижение определённых целей. Также хорошим способом мотивации являются аффирмации.
Немаловажную роль играет и интересность самого процесса тренировки. Людям быстро наскучивает выполнять однообразные упражнения день за днём. Преодолеть это можно только одним способом: превратив тренировку в игру. При разработке Битрейники мы уделяем игровому аспекту много внимания. Магия, турниры, титулы, рейтинги и тому подобное призваны повысить интерес к тренировке и стимулировать заниматься больше. Используйте их.
Откуда берется скука
Скука — один из вариантов негативных эмоций. Каждый из нас прекрасно понимает, какая эмоция позитивная, а какая негативная. Позитивная — значит, мы сделали что-то хорошее для себя и для организма, негативная — что-то пошло не так. И скука — очевидно негативная эмоция, она нам нужна для того, чтобы от нее избавляться.
Можно сказать иначе: роль негативной эмоции — помочь выбору поведенческих программ. Ты выбрал какую-то поведенческую программу, она привела к скуке — значит, в следующий раз эту программу лучше не выбирать.
Ну а дальше, если смотреть потоньше, то скука — это, конечно, либо какая-то монотония, отсутствие новизны, либо когда окружающая среда заставляет человека заниматься чем-то, что ему не интересно. А здесь уже речь идет даже не про любопытство, а про свободу. Программы свободы в нашем мозге такие же базовые, как программы еды и размножения. Об этом писал еще Иван Петрович Павлов в 1917 году, между Февральской и Октябрьской революциями, в очерке «Рефлекс свободы»: даже его собаки были не только про еду, размножение и безопасность.
Так что скука порой еще связана с тем, что [присутствует] несвобода. Есть научные работы, показывающие, что в состоянии скуки многие отделы мозга заторможены и апатичны, но, как правило, где-то бьется фокус активации, который говорит: происходит что-то не то, надо это изменить, когда это уже закончится? То есть в отличие, например, от депрессии, когда все как в болоте, скука сохраняет в себе некий потенциал энергии, чтобы выдернуть нас из этого состояния, направить куда-то. Ее биологическое назначение — показать нам, что вот сюда не надо, а надо куда-то в другое место.
Как работает память
Не так давно считалось, что в мозге нет отдельных клеток для хранения определенных воспоминаний. Но в 2005 году ученые смогли установить, что конкретные нейроны отвечают за узнавание соответствующих объектов. Так, на фото Дженнифер Энистон откликался один определенный нейрон, а на снимок Хэлли Берри — совсем другой.
С тех пор ученые выработали методы, которые позволяют внедрять в мозг мышей фальшивые воспоминания — как в фильме Кристофера Нолана «Начало».
Когда нам необходимо что-то вспомнить, мозг ищет нужную ячейку не хаотично, а в конкретной области. Этот способ получил название «поиск в ограниченной зоне». Например, если нас попросят перечислить как можно больше животных, то, скорее всего, мы начнем с домашних и, лишь исчерпав эту категорию, перейдем к диким.
Исследование выявило, что люди с высоким IQ могут вспомнить больше животных, чем те, у кого интеллект слабее, — но только из-за того, что способны найти большее число категорий для ментального поиска.
Вы можете провести похожий эксперимент для себя. Поставьте таймер на две минуты и запишите максимум названий существ, живущих в воде. Готово? А теперь проделайте то же самое, но опирайтесь на категории: пресноводные рыбы, морские рыбы, морские млекопитающие, хищные рыбы, морские обитатели с раковиной. Скорее всего, во втором случае вы сможете назвать намного больше животных. Для мозга искать в ограниченной зоне гораздо эффективнее, чем в размытых категориях.
Применяйте этот метод, когда вам нужно запомнить любой длинный список.
Физическая активность
Проявление физической активности является залогом крепкого здоровья. Также она помогает повышать интеллектуальные способности и расширяет потенциал мозга, позволяя человеку стать гораздо более умным. Для этого достаточно регулярно нагружать себя физически.
Какая физическая активность эффективна:
- Ходьба. Регулярные прогулки очень полезны для здоровья и мозга. Лучше всего ходить на свежем воздухе в вечернее время или днем, когда светит яркое солнце. Рекомендуется гулять не менее получаса.
- Йога. Физическая практика, называемая йогой, тоже относится к виду активности. Она развивает когнитивные навыки и открывает перед человеком новые границы, делая возможным еще большее расширение потенциала.
- Аэробные упражнения. Выполнение аэробных упражнений оказывает прямое влияние на гиппокамп, что помогает развивать интеллектуальные способности, открывая перед собой новые возможности.
- Силовые тренировки. Рекомендуется заниматься в тренажерном зале с общепринятой регулярностью, т.к. это стимулирует защиту нейронов мозга, что положительно сказывается на интеллекте.
- Гольф. Играть в гольф стоит всем, кто хочет поддерживать свое физическое состояние или развивать интеллект. Перед ударом по мячу нужно рассчитывать его силу, угол наклона, а также просчитывать траекторию его полета. Именно эти факторы становятся главным аргументом в вопросе раскрытия потенциала.
Ограничивать себя этим списком не стоит. Можно выбирать другие виды спорта или активные танцы, опираясь на личные предпочтения.
Мозг работает намного лучше, если на тренировке играет приятная музыка.
Почему важно искать свой интерес
Когда в томографе записывают шахматистов, музыкантов или математиков, то видят увеличение соответствующих зон мозга. При этом, правда, каждый раз возникает дискуссия: они стали шахматистами, потому что у них эта зона была большая, или у них зона эта большая, потому что они стали шахматистами? Судя по всему, оба фактора работают. То есть наш мозг все-таки по-разному предрасположен к разным типам задач
. И очень важно прежде всего, опять же, за счет новизны и узнавания нового по ходу жизни, найти ту зону, которая у нас хорошо работает, а об этом нам подскажут положительные эмоции. Поэтому так важно взять маленького ребенка и повести его в музыкальную школу, в художественную школу, в кружок по сборке роботов, в секцию фигурного катания, чтобы ребенок в какой-то момент вам сказал: о, вот это мне нравится. Тогда у него сработает любопытство, врожденная предустановка: очень важно копать в том месте, где лежат алмазы, а не где попало.
Это непросто, мы этим всю жизнь занимаемся, и порой выбираем профессию, потому что родители настояли, зарплата выше или институт на нашей улице находился — ходить недалеко. А потом годам к 30–40 люди задаются вопросом: а радость-то где? Где же она? Возникает та самая скука, потому что вы занимаетесь не тем, к чему мозг предрасположен, это дает вам мало новизны, и то, что происходит с вами, для вас не значимо. Тогда люди начинают менять профессию или по крайней мере хобби какое-нибудь выбирают, чтобы прямо — ух! А иногда, выбрав хобби, делают его своей профессией. Поехал, опять же, на Мальдивы и остался там инструктором по дайвингу. Был до этого финансистом или программистом, а сейчас живет себе в тропиках, ходит в шортах и счастлив.
Психологи и социологи говорят, что примерно каждые 20 лет наш мозг так сильно трансформируется
, поэтому два-три, а то и четыре раза сменить профессию по ходу жизни — это нормально. Сейчас такой мир быстрый и у нас такая длинная жизнь, потому что, на самом деле, люди массово стали жить 60–80 лет не так давно. Поэтому обновляемся.
Вот я, например, начинал свою карьеру как ученый, потом стал много заниматься преподаванием, а сейчас активной стала научно-популярная сфера. И я чувствую: мне это нравится. И вы знаете, у меня в семье очень много педагогов, правда, в основном сельских учителей, потому что наша семья из уральской глубинки. Но что-то там у меня сидит, мне нравится рассказывать, причем на самых разных уровнях: вот у нас сейчас закончится с вами, и я буду читать лекцию про мозг школьникам.
Питание
Следить за своим питанием нужно не только тем, кто занимается спортом или пытается похудеть. Контролировать рацион нужно каждому человеку. Правильный подбор продуктов питания улучшает обмен веществ, нормализует вес, укрепляет иммунитет, повышает физические способности, а также оказывает положительное влияние на интеллектуальные навыки человека.
Первое важное условие правильного питания заключается в потреблении достаточного количества жидкости. Если человек испытывает ее нехватку, то работа мозга будет значительно ухудшена. Чтобы этого избежать, следует выпивать около 2 л воды каждый день. Это будет повышать интеллект и скорость его работы.
Вторым условием является само питание. Что нужно включить в рацион:
- Зелень – фолиевая кислота и витамины, содержащиеся в зелени, очень полезны для интеллектуальной активности;
- Яблоки – кверцетин, входящий в состав яблок, защищает мозговые клетки от любого негативного воздействия, а также препятствует снижению когнитивных навыков;
- Молоко – многие компоненты делают молоко очень полезным для улучшения памяти и умственных навыков;
- Рыба – присутствие в рационе этого компонента повышает интеллектуальную активность, а также укрепляет память;
- Орехи – белок повышает защиту мозговых тканей от внешнего воздействия, что улучшает когнитивные функции;
- Шоколад – глюкоза повышает активность мозга, резко улучшая все когнитивные способности человека.
Раскрыть весь неактивный потенциал мозга также можно с помощью яиц, печени, цитрусовых, бобовых, меда или кофе. При этом не рекомендуется есть вредную пищу (фаст-фуд, жирное, жареное) и употреблять спиртные напитки.
Некоторые предпочитают повышать мозговой потенциал с помощью медицинских средств. Одним из самых популярных стал «Теанин» от .
Отдых
Многие считают, что нужно работать настолько много, насколько это возможно. Но это мнение ошибочно. Качество отдыха для раскрытия потенциала имеет не меньшее значение. Нужно не только позволять себе расслабиться, но и выбирать правильные хобби. Только так удастся добиться результата.
Как легко увеличить потенциал мозга с помощью отдыха:
- Хороший сон. Нужно спать около 8 часов в сутки, причем делать это нужно именно в ночное время. Это позволит вывести из организма все вредные вещества, а также стимулировать головной мозг к повышенной активности.
- Солнечный свет. Воздействие солнечных лучей наполняет организм витамином D, повышает активность и трудоспособность, а также улучшает настроение. Рекомендуется больше времени проводить в помещении, куда попадает свет солнца.
- Путешествия. Поездки в другие города или страны следует совершать каждый год. Они стимулируют мозг новыми местами и красивыми пейзажами. Смена обстановки всегда полезна для человека.
- Сочинение историй. Нужно придумать несколько основных событий, которые произошли в будущей истории. На их основе получится легко написать свой первый небольшой рассказ. Можно просто написать короткую историю без какого-либо предварительного продумывания сюжета. Это положительно скажется на интеллекте, фантазии, памяти.
- Отказ от интеллектуального «мусора». Следует полностью отказаться от посещения бесполезных ресурсов в интернете и беспорядочного чтения статей, которые не имеют никакого значения. Нужно лишь оставить несколько основных сайтов, куда допускается иногда заходить и читать новую информацию.
- Игры. Видеоигры с упором на необходимость много думать или специальные интеллектуальные мини-игры очень эффективны для расширения потенциала мозга. Воспользоваться ими можно как на компьютере, так и на смартфоне. Также можно использовать классические кроссворды, ребусы и прочие головоломки.
- Медитация. Регулярная медитация помогает мозгу расслабиться, а также подготовиться к будущей работе и получению новой информации. Применять такую практику нужно каждый день, чтобы добиться максимального эффекта.
При поднятии потенциала с помощью таких методов человек получит также другое полезное влияние на свой мозг и организм. Поэтому рекомендуется применять сразу несколько из них, чтобы достичь наибольших результатов.
Дельфины и люди обладают схожими уровнями интеллекта и мозгового потенциала, а их сравнение стало предметом интереса для многих ученых.
Что можно сделать?
Важно этот процесс осознанно контролировать, потому что делать каждый день одно и то же, двигаться по одним и тем же путям — плохая история. Вы не добираете положительные эмоции, и даже сами этого не замечаете. Стоит говорить себе: так, что-то я давно не занимался ничем новым, у меня давно не менялось хобби, я давно ничему не учился.
И еще — не стоит забывать, что помимо любопытства [у мозга] есть и другие врожденные программы-потребности. Только основных — около двух десятков, и они все конкурируют друг с другом. Есть банальные программы лени, экономии сил, которые говорят: а что это я буду куда-то идти, с чем-то манипулировать и что-то запоминать? Я и так уже про мир столько знаю, мне вообще до конца жизни хватит. И все — начинается сползание в депрессию, вялость, апатию, набор веса и так далее, и так далее.
Меня недавно впечатлила [научная] работа: смотрели, как выражен парадоксальный сон у людей разного возраста. Парадоксальный сон — это когда наш мозг перерабатывает накопленную информацию, это прямо видно на электроэнцефалограмме. У взрослого человека он занимает примерно до 15% времени. У детей же процент выше, и чем меньше ребенок, тем больше выраженность парадоксального сна — очень много новизны. Господи, ребенок впервые увидел собаку, зайца, слона. Это же потрясающее событие! Но что важно: если ваш день, день взрослого человека, прошел активно, если вы узнали много нового, то вот именно в эту ночь у вас парадоксальный сон дольше, потому что мозг говорит: ого, сколько мы набрали информации!
Поэтому важно, чтобы информация была эмоциональной, значимой. Например, не просто новизна, а еще человек, который поделился информацией, вам очень приятен. Не просто город новый, а еще — связан с какими-то вашими знаниями по истории Франции, Германии или Петропавловска-Камчатского. Такие эмоциональные коктейли очень важны, и нужно их осознанно эксплуатировать. Это лучшая защита от болезни Альцгеймера.
В этом смысле дети для нас, не очень уже молодых взрослых, потрясающий проводник. Когда вы гуляете со своим ребенком или с внуком, вы гуляете именно через него. И вот это вот — а, букашка ползет! Боже мой, какое дерево интересное, на него можно забраться! Ой, какая собака смешная! Это же потрясающе! И величие, например, настоящих художников в том, что они так видят всю свою жизнь и могут из мельчайшего завитка облаков придумать целый мир.
Каждый из нас на это способен, но это надо тренировать и осознанно подталкивать
, подпитывать и говорить программам лени: нет, мы уже идем гулять по городу. Ну подумаешь, погода плохая, а мы все равно пойдем гулять.
О современном мире, переполненном информацией
Мы живем для того, чтобы потреблять информацию. Если в течение дня происходит что-то значимое, оно попадает в наш гиппокамп. Это память текущего дня, память на несколько часов. Многое из прожитого нами туда даже не попадает: если вас спросить, что вы делали в это же время вчера, то вы, может, даже и не вспомните. Но если в тот момент случилась какая-то сильная эмоция, то это цепляется за гиппокамп.
А дальше самое значимое постепенно начинает перезаписываться уже в долговременное хранение. И этот процесс жутко важен. Надо четко понимать, что узнать новое — это только начало. Если полученная информация для вас значима, тогда это, особенно при повторах, прописывается в долговременной памяти.
Коварство этой системы состоит в том, что мы получаем положительную эмоцию, просто когда узнаем новое, еще до того, как приладили эти знания к нашей общей системе [модели мира]. И мы можем все забыть, ничего в голове не останется, но при этом мы немножко наработали дофамина. В таком случае мы узнаем новое не для того чтобы учиться, то есть не для того чтобы выполнять главную задачу, которую эта система перед собой ставит, а просто для того, чтобы немножко порадоваться.
Мы стали умнее
В 1984 году ученый Джеймс Флинн обнаружил, что средний IQ постепенно растет — примерно на три пункта за каждое десятилетие. Он изучал результаты IQ-тестов с начала XX века, и выяснилось, что средний показатель 1920-х сегодня считался бы умственной отсталостью, а современные заурядные значения в начале ХХ столетия были бы близки к уровню гениальности.
Флинн уверен, что люди действительно поумнели благодаря тому, что стали с детства хорошо питаться и меньше страдать от болезней. Кроме того, вырос уровень школьного образования, а доступ к информации упростился.
Эффект Флинна демонстрирует, что человечество в целом умнеет, а сила интеллекта зависит не только от ДНК.
Сложность упражнений
Сложность заданий должна быть оптимальной. Если она будет слишком низкой, то Вы легко будете справляться, а мозгу не будет нужды перестраиваться. Если, напротив, упражнение окажется слишком сложным — Вы тоже ничего не добьётесь, кроме раздражения из-за собственного бессилия.
Интеллектуальные возможности зависят от времени суток, степени усталости, состояния здоровья и множества других факторов. А значит, сложность должна регулироваться очень гибко.
Результат будет максимальным только тогда, когда Вы занимаетесь на пределе своих возможностей. Практически невозможно добиться этого с помощью традиционных игр, кроссвордов и головоломок, но с этим успешно справляются компьютерные когнитивные тренажёры мозга. Они непрерывно оценивают состояние Ваших когнитивных функций, усложняя или упрощая задания по мере необходимости.