Этапы поведенческой терапии
Бихевиоральная психотерапия, как отдельное направление, было выделено примерно в середине прошлого века. Это учение стремительно набирало популярность, так как позволяло достигать положительных результатов за два или три сеанса психотерапии.
Бихевиоральная терапия построена на идее о том, что некоторые виды расстройств психики связаны с неправильно сформированными поведенческими навыками. К таким нарушениям относятся фобии, поведенческие расстройства и различные зависимости, нарушения сна и приема пищи, трудности речевого развития у детей и другие проблемы, при которых можно выделить конкретный симптом для коррекции.
Лечение проводится в несколько этапов:
1. Анализ поведения. Этот этап наиболее длительный, иногда может продолжаться несколько недель. Психотерапевт всесторонне изучает особенности поведения пациента, чтобы составить наиболее оптимальную схему терапии.
2. Составление плана лечения. После того, как будут выявлены проблемы пациента, можно переходить к их коррекции. В случае, если было найдено несколько проблем, то их решение осуществляется последовательно.
3. Завершается терапия тогда, когда у пациента будут сформированы поведенческие навыки, позволяющие ему справляться с проблемой.
В процессе бихевиоральной терапии психотерапевт выступает в роли учителя, который помогает пациенту приобрести новые поведенческие навыки. При этом огромную роль играет мотивация человека. Пациент должен четко понимать смысл всех приемов и методов, используемых психотерапевтом. Это помогает правильно выполнять все задания и стимулирует на дальнейшие занятия.
Основные методы в бихевиоризме
Основными методами в бихевиоризме являются:
- Наблюдение (за поведением).
- Метод устной записи.
- Метод условных рефлексов.
Ватсон полностью отрицал существование наследственных черт и инстинктов и отстаивал решающее значение влияния образования и окружающей среды на развитие ребёнка.
Что касается эмоций, то, по словам Ватсона, эмоции — это реакция организма на определённые стимулы. Эти стимулы вызывают как внутренние изменения в организме, так и те внешние реакции, которые возникают в процессе обучения. Эта теория не предполагает сознательного осознания эмоций и ощущений.
Взгляд Ватсона на процесс мышления органично вписывается в общее понятие бихевиоризма. В частности, он пытался свести мышление к неявному двигательному поведению. Он утверждал, что мышление — это сенсомоторное поведение определенного рода (мышечные движения гортани). Следовательно, мышление становится своего рода молчаливым внутренним разговором.
Другой видный представитель поведенческой психологии — Скиннер, который сосредоточил свои исследования на таком аспекте, как оперантское поведение.
Как радикальный бихевиорист Скиннер отверг все представления о том, что люди автономны и их поведение определяется предполагаемым существованием внутренних факторов (бессознательных импульсов, архетипов, личностных черт). Такие идеи, по его мнению, зародились в примитивном анимизме и сохраняются, потому что условия окружающей среды, определяющие поведение, игнорируются.
Теория Скиннера не делает попыток поставить под сомнение или спекулировать процессами внутреннего состояния человека. Это считается неприменимым к научному объяснению поведения. Чтобы избежать замечания о том, что описание равнозначно объяснению, Скиннер утверждал, что человеческое тело — это «черный ящик», содержимое которого (мотивы, побуждения, конфликты, эмоции и т.д.) должно быть исключено из сферы эмпирического исследования. Переменные величины тела ничего не вносят в наше понимание человеческой деятельности и служат только тормозом для развития научного анализа поведения.
Скиннер признал, что поведение может быть надежно подтверждено и спрогнозировано условиями окружающей среды. Понять поведение — значит контролировать его и наоборот. Скиннер считал, что при анализе поведения человека можно использовать данные, полученные в экспериментах на животных. Подобно тому, как наука развивается от простого к сложному, можно экстраполировать данные от простых животных к человеку. Поэтому Скиннер сосредоточил свои исследования на изучении ответного и оперного поведения, а также на изучении типов усиления и наказания.
К. Л. Халл и И. Р. Гатри также внесли свой вклад в изучение процесса обучения. В частности, Гатри ввел понятие «обучение одной попыткой» (для установления связи достаточно одной комбинации стимула и реакции). Халл также ввел понятия первичного и вторичного усиления.
Дальнейшие исследования в рамках бихевиоризма постепенно начали учитывать наличие внутренних интервенционных переменных между стимулом и реакцией. Это включает в себя Э. К. Толмана с его представлениями о «промежуточных переменных» (факторах, определяющих поведение). Несмотря на то, что промежуточные переменные наблюдались в исследованиях Толмана, он одним из первых проявил интерес к этим переменным. Также заслуживает внимания его концепция «латентного обучения» (это действительно когнитивная концепция).
Отличия бихевиоральной (поведенческой) терапии от других направлений психологии
Любой вид психотерапии направлен на изменение личности пациента. Это глубинная работа, требующая от психотерапевта большой отдачи. Существует большое количество направлений психотерапии, каждый из которых имеет свои особенности:
• гештальттерапия на первое место выдвигает «Я» пациента, призывая удовлетворять свои потребности и желания в момент их возникновения любыми социально приемлемыми способами. Считается, что различного рода психологические проблемы возникают у человека тогда, когда он не следует своим желаниям, а пытается соответствовать идеалу, навязанному ему окружающими людьми;
• психоанализу подвергаются оценке сновидения пациента, а также ассоциации, которые вызывают различные предметы, люди и ситуации;
• арт-терапия позволяет разрешить психологические проблемы путем воздействия художественных методов. Пациенту предлагают рисовать, лепить и т.д.
Также существуют и другие направления, но только бихевиоральная терапия позволит человеку обнаружить в глубинном сознании иррациональную логику и предупреждения.
align=»justify»>Внутренние убеждения ставятся под сомнение, им дается новая оценка. Для достижения таких результатов психотерапевт задает пациенту много разных вопросов, некоторые из них являются каверзными, другие – смешными или просто идиотскими.
В результате когнитивно-поведенческой терапии пациент психолога получает возможность взглянуть на свои внутренние убеждения со стороны и понять абсурдность некоторых из них. Пересмотр своей оценки окружающего мира, людей и самого себя позволяет избавиться от таких психологических расстройств, как депрессия и тревожность, а также повысить самооценку и уверенность в своих силах.
Структура процесса консультирования
Ни одна из теоретических ориентаций или школ психологического консультирования не отражает все возможные ситуации взаимодействия консультанта и клиента. Поэтому рассмотрим наиболее общую модель структуры консультационного процесса, так называемую эклектическую модель (W. E. Gilland and associates; 1989). Эта системная модель, включающая шесть тесно связанных между собой этапов, отражает универсальные особенности психологического консультирования или психотерапии любой направленности.
- Исследование проблем. На этом этапе советник устанавливает контакт (рапорт) с клиентом и достигает взаимного доверия: Необходимо внимательно прислушиваться к клиенту, когда он говорит о своих трудностях, и проявлять высочайшую степень искренности, сочувствия и заботы, не прибегая к оценке или манипуляции. Необходимо побуждать клиента к глубокому взгляду на свои проблемы и осознанию своих чувств, содержания высказываний и невербального поведения.
- Двухмерная постановка проблемы. На этом этапе консультант пытается точно охарактеризовать проблемы клиента и охватить как эмоциональные, так и когнитивные аспекты. Проблемы выясняются до тех пор, пока клиент и консультант не будут иметь одинаковое понимание; проблемы конкретно определяются. Точное определение проблем позволяет понять их причины и иногда указывает на пути их решения. В случае возникновения трудностей или двусмысленности в определении проблем, мы должны вернуться к исследовательской фазе.
Определение альтернатив. На этом этапе определяются и открыто обсуждаются возможные альтернативы решения проблем. Задавая открытые вопросы, консультант призывает клиента назвать все возможные альтернативы, которые он считает подходящими и реалистичными, помогает ввести другие альтернативы, но не навязывает решения. Во время обсуждения можно составить письменный список альтернатив, чтобы было легче их сравнивать. Должны быть найдены альтернативы для решения проблемы, которые клиент может использовать непосредственно.
- Планирование. На этом этапе проводится критическая оценка выбранных альтернатив решения. Консультант помогает клиенту определить, какие альтернативы уместны и реалистичны в свете прошлого опыта и текущей готовности к переменам. Создание реалистичного плана решения проблемы также должно помочь клиенту понять, что не все проблемы разрешимы. Некоторые проблемы требуют слишком много времени, другие могут быть решены только частично путем уменьшения их деструктивного, дезорганизующего поведения. План решения проблемы должен включать в себя средства и способы, с помощью которых клиент будет проверять осуществимость выбранного решения (ролевые игры, «репетиции» действий и т.д.).
5-ое мероприятие. На этом этапе происходит последовательное выполнение плана решения проблемы. Консультант помогает клиенту структурировать деятельность, принимая во внимание обстоятельства, время, эмоциональные усилия, а также возможность недостижения поставленных целей. Клиент должен понять, что частичный отказ не является катастрофой, и что необходимо продолжать реализацию плана решения проблемы и увязывать все действия с конечной целью.
- Оценка и обратная связь. На этом этапе клиент вместе с консультантом оценивает степень достижения цели (степень решения проблемы) и суммирует достигнутые результаты. При необходимости можно доработать план решения. Если возникают новые или глубоко скрытые проблемы, необходимо вернуться к предыдущим этапам.
Эта модель, зеркально отражающая процесс консультирования, только помогает лучше понять, как работает конкретный процесс консультирования. Фактический процесс консультирования намного более обширен и часто не следует этому алгоритму. Разделение стадий является условным, поскольку на практике одни стадии пересекаются с другими, и их взаимозависимость более сложна, чем в этой схеме.
Сферы применения
Когнитивный подход можно применять всем людям, которые чувствуют себя несчастными, неуспешными, непривлекательными, неуверенными в себе и пр.
Приступ самоистязания может случиться с каждым. Когнитивная терапия в этом случае может выявить модель мышления, которая послужила пусковой кнопкой для создания плохого настроения, заменив ее на здоровую.
Также этот подход применяют для лечения следующих расстройств психики:
- депрессии;
- склонности к суициду;
- панических атак, тревожности, мнительности;
- различного рода зависимостей, в том числе и алкогольной;
- социофобии (страха общения с людьми);
- беспричинных страхов;
- пищевых нарушений (анорексии, булимии);
- синдрома дефицита внимания и гиперактивности;
- маниакально-депрессивного психоза;
- антисоциальной модели поведения (ложь, клептомания, садизм).
Когнитивная терапия может убрать трудности в отношениях с родными и близкими, а также научить устанавливать и поддерживать новые связи, в том числе и с противоположным полом.
Что изучает наука когнитивистика? Ответ узнайте прямо сейчас.
Мир психологии
Основные цели
- Устранение дефицита в поведенческих реакциях.
- Усиление адаптивного поведения.
- Ослабление или устранение неадекватного поведения.
- Устранение изнурительных реакций тревоги.
- Развитие способности расслабляться.
- Развитие способности самоутверждаться.
- Развитие способности к саморегулированию.
- Работы по классическому обусловливанию Ивана Петровича Павлова (1849-1936).
- Труды по обусловливанию основателя бихевиоризма Джона Бродуса Уотсона (1878-1958).
- Оперантный бихевиоризм Берреса Фредерика Скиннера (1904-1990).
- Работы по реципрокному торможению Джозефа Вольпе (1915).
Методологические основы
Психологическое консультирование неизменно начинается с поведенческой оценки или с функционального анализа проблемных зон клиентов. Фиксируются три рода реакций:
- Стимул ситуационного прошлого (С). Например: «Вчера в 15.30 мне требовалось представить 15 коллегам свой проект».
- Переменные реакции (Р). Например: «Волновался, говорил быстро».
- Последствия или переменные результата (П). Например: «Аудитория выглядела умеренно заинтересованной. Шеф меня поздравил и одобрил мою деятельность».
Сбор данных, согласно изложенной выше последовательности, называют СРП-анализом. Иногда эти данные оформляются в виде дневника поведенческого мониторинга:
Стимул | Реакция | Последствия |
При сборе информации игнорируются вопросы, начинающиеся словом «Почему». Задаются вопросы, начинающиеся словами «Как», «Когда», «Где», «Что». Информация собирается путем:
- интервью,
- медицинского обследования,
- отчетов о проводившемся ранее психологическом наблюдении,
- вопросников, предназначенных для самоотчета (например,«Вопросник страха», фиксирующий, насколько он велик при общении с начальством, коллегами, людьми противоположного пола и т.д.),
- самонаблюдения и заполнения таблиц в специальном дневнике, — прямого наблюдения в естественной обстановке,
- косвенного наблюдения в естественной обстановке — информация собирается у знакомых с клиентом людей,
- прямого наблюдения в моделируемой обстановке (например, в обстановке ролевой игры).
После сбора информации определяются цели консультирования — какие переменные нуждаются в модификации. Цели стараются определять максимально четко, чтобы и консультант, и клиент могли легко оценивать изменения. Порой намечается несколько приоритетов. Работа начинается с наиболее важной проблемы.
Для борьбы с такими рефлекторными реакциями, как гипервозбуждение и гиперраздражение, используется методика прогрессирующей мышечной релаксации (Progressive Relaxation — от латинского relaxatio — расслабление) Эдмунда Джекобсона, популяризированная Джозефом Вольпе. Сущность методики заключается в том, что с помощью концентрации внимания у клиента сначала формируется способность улавливать напряжение в мышцах и чувство мышечного расслабления. Затем отрабатывается навык овладения произвольным расслаблением напряженных мышечных групп. Упражнения заключаются в 5-7-секундном напряжении групп мышц, которые затем полностью расслабляются. Внимание клиента при этом сосредоточивается на чувстве релаксации.
В случае, когда необходимо бороться с тревогой, страхами (монофобиями), используются методика систематической десенсибилизации, другие виды десенсибилизации. Данная методика была предложена Дж. Вольпе (Wolpe J.) в 1952 г.
Теоретические основы метода систематической десенсибилизации:
- Неадаптивное поведение человека, в том числе невротическое, включая интерперсональное поведение, в значительной своей части определяется тревогой и поддерживается снижением ее уровня.
- Действия, совершаемые в воображении, можно приравнять к действиям, совершаемым в реальности, в том числе если это делать в состоянии релаксации.
- Страх, тревога могут быть подавлены, если объединить во времени стимулы, вызывающие страх, и стимулы, антагонистичные страху.
- У человека одним из действенных стимулов, противостоящих страху, является релаксация.
Поэтому если обучить клиента глубокой релаксации и в этом состоянии побудить его вызывать в воображении стимулы, обусловливающие все большую степень тревоги, произойдет десенсибилизация (понижение чувствительности) клиента к реальным стимулам или ситуациям, вызывающим страх.
Сущность методики. Человек, находящийся в состоянии глубокой релаксации (достигнутой с помощью методики прогрессирующей мышечной релаксации Э. Джекобсона), вызывает у себя в сознании представления о ситуациях, приводящих к возникновению страха. Он воображает эти ситуации 5-7 с, затем устраняет возникшую тревогу путем усиления релаксации (до 20 с). Работа начинается с той ситуации, которая вызывает наименьший страх. Представление ситуации повторяется несколько раз, и если у клиента тревога не возникает, переходят к следующей, более трудной ситуации. За одно занятие отрабатываются 3-4 ситуации. Количество сеансов может варьировать от 4-5 до 12 и более. Работа заканчивается, когда самый сильный стимул перестанет вызывать у клиента страх.
Выделяют также следующие виды десенсибилизации:
- Десенсибилизация in vivo (в реальной жизни). Данный вид десенсибилизации применим к тем ситуациям, которые могут быть многократно повторены в действительности. Этапы работы:
- составляется иерархия ситуаций, вызывающих страх;
- тренировка в реальных ситуациях: клиента побуждают сталкиваться с ситуациями, вызывающими страх, в присутствии психолога, которому клиент доверяет и в присутствии которого он испытывает глубокое чувство безопасности. Здесь фактором, противостоящим страху, является чувство безопасности в присутствии конкретного человека — психолога.
- Контактная десенсибилизация. Клиента побуждают прикоснуться к объекту, вызывающему страх (например, собаке), в присутствии психолога и при наличии гарантий безопасности. Зачастую этому предшествует моделирование: другой человек, не испытывающий данного страха, на глазах у клиента совершает ряд действий с объектом, вызывающим у клиента страх, согласно заранее составленному списку.
- Эмотивное воображение. Используется в работе с детьми. Ребенок в роли любимого героя, разыгрывая ситуации из его жизни, постепенно сталкивается с ситуациями, ранее вызывавшими у него страх. Хорошо развитое у детей воображение помогает им при этом переключиться на иные, чем наблюдалось раньше, способы эмоционального реагирования.
При недостаточном развитии навыков межличностного взаимодействия (неумение выслушивать собеседника, самораскрываться, предоставлять обратную связь) используется метод репетиции поведения — разыгрывание ролевых игр, при которых клиента побуждают проигрывать новые адекватные реакции.
Если клиент имеет привычку реагировать тревогой на поведение других людей, используется тренинг ассертивности. Ассертивность Дж. Вольпе определяет как способность приемлемо выражать любую отличную от тревоги эмоцию, имеющую отношение к другому человеку. Консультант оказывает поддержку клиенту в выражении законных эмоций. Вначале тренинг ассертивности был направлен на отстаивание человеком своих прав, на развитие оппозиционного поведения. В последнее время все больше внимания уделяется проявлению различных оттенков положительных эмоций по отношению к другому лицу: любви, внимания, заботы (там, где это уместно).
Консультант и клиент много обсуждают, какое поведение будет наиболее подходящим в разных ситуациях, учитывается индивидуальный стиль поведения клиента. Тренинг применяется в форме как индивидуальной, так и групповой работы. Анализируются результаты ассертивного поведения клиента в реальной жизни, консультант привлекает внимание клиента к положительным последствиям этого поведения.
С целью изменения поведения посредством его последствий используются методы подкрепления.
Выделяют положительные и отрицательные подкрепляющие стимулы: положительные предполагают предъявление чего-либо, а отрицательные — удаление чего-либо в данной ситуации.
При угасании соответствующего подкрепления снижается вероятность возникновения реакции.
В качестве положительных подкрепляющих стимулов используются похвала, проявления привязанности, интереса.
Иногда для оценки того, какие стимулы будут для клиента более значимы, используются специальные опросники (План исследования подкрепления Каутела, План приятных событий Макфиллами и Левинсон).
В прикладных окружающих средах главный метод изменения поведения — позитивное подкрепление. При этом положительно могут подкрепляться и альтернативные, несовместимые с нежелательным виды поведения. Зачастую создаются программы позитивного подкрепления с помощью значимых других. Подкрепление можно осуществлять косвенно — с помощью символов (например, жетонов), которые могут быть впоследствии обменены на значимые для субъекта стимулы. Подкрепление может быть опосредованным — когда клиенты наблюдают за моделями — людьми, которые получают награду за желательное поведение.
Психолог активно оказывает помощь клиентам в получении желаемых подкреплений: им помогают активно разыскивать людей, виды деятельности, ситуации, которые могли бы обеспечить подкрепление.
Могут использоваться и методы наказания. Примером подобного рода методик является техника «тайм-аут», которую применяют к детям, имеющим «взрывной» характер. Таких детей удаляют из ситуаций, в которых они могут получить подкрепление (например, деструктивное поведение ребенка в классе, нацеленное на привлечение внимания). При этом дети должны быть четко предупреждены, какое поведение влечет за собой «тайм-аут». Для детей «тайм-аут» назначается во временном промежутке от 5 до 20 мин, для очень маленьких — от 1 до 5 мин.
Одним из методов использования подкрепления является процедура наблюдения за собой с последующим выстраиванием диаграмм, отображающих удельный вес в жизни данного человека за единицу времени элементов желательного и нежелательного поведения (например, диаграмма количества выкуренных сигарет за день, диаграмма изменений веса и т. д.).
Другим методом, родившимся из идеи подкрепления, является метод контроля окружающей среды. Клиента побуждают удалять из поля зрения все объекты, могущие побудить к нежелательному поведению, и помещать в поле зрения те предметы, которые могут побудить к желательному поведению. Например, клиенту, который борется с лишним весом, можно предложить так организовать пространство вокруг себя, чтобы пища и предметы, к ней относящиеся, оказывались большую часть дня вне поля зрения, а атрибуты спортивной активности всегда были на глазах и как бы приглашали заняться деятельностью, связанной с движением.
Можно предложить клиенту активно использовать для достижения своих целей методы самоподкрепления. Примером положительного самоподкрепления является ситуация, когда человек говорит себе всякий раз, когда сделает что-либо удачно: «хорошо сделано», «потрясающе», «здорово», «классно» и т. д. Примеры самонаказания — отдавать на нужды благотворительности определенную сумму за каждые лишние съеденные 100 Ккалорий, воображать неприятные последствия во время совершения нежелательных действий, воображать, что тебя ругают, когда ешь шоколадный торт.
Понятие
Когнитивные методы в психотерапии работают с моделью мышления пациента.
Цель когнитивной терапии — осознание и коррекция деструктивных паттернов (мысленных схем).
Результатом лечения является полная или частичная (по желанию больного) личностная и общественная адаптация человека.
Люди, сталкиваясь с непривычными или тягостными для себя событиями в разные периоды жизни, зачастую реагируют негативно, создавая напряжение в теле и центрах мозга, ответственных за прием и обработку информации. В кровь при этом выбрасываются гормоны, причиняющие страдание и душевную боль.
В дальнейшем подобная схема мышления закрепляется повторением ситуаций, что приводит к нарушению психики. Человек перестает жить в мире с самим собой и окружающим миром, создавая сам себе собственный ад.
Когнитивная терапия учит более спокойно и расслабленно реагировать на неизбежные перемены в жизни, переводя их в позитивное русло созидательными и спокойными мыслями.
Преимущество метода — работа в настоящем времени, не зацикливаясь на:
- событиях в прошлом;
- влиянии родителей и других близких людей;
- чувстве вины и сожаления об утраченных возможностях.
Когнитивная терапия позволяет взять судьбу в свои руки, освобождаясь от пагубных зависимостей и нежелательного влияния окружающих.
Для успешного лечения желательно этот метод сочетать с бихевиоральным, то есть поведенческим.
Что такое когнитивная терапия и как она работает? Узнайте об этом из видео:
Для чего нужен тест на когнитивные способности? Читайте об этом здесь.
Стоимость консультации
В своей практике я также использую когнитивно-поведенческие методики, очный прием веду в Москве, а также принимаю по Skype. Cо стоимостью консультаций вы можете ознакомиться ниже:
Услуга | Стоимость | Время консультации |
Бесплатная консультация | По записи | 30 минут |
Индивидуальная консультация | 5000 рублей | 60 минут |
Семейная консультация | По записи | 120 минут |
Skype (онлайн) | 5000 рублей | 60 минут |
Методы, используемые в когнитивно-поведенческой психотерапии
Все сеансы терапии по данному методу проходят в виде беседы, в ходе которой пациенту предлагается провести эксперименты и ответить на ряд вопросов. Это может быть индивидуальная терапия или групповые сеансы, которые больше напоминают тренинг, направленный на улучшение психологического состояния пациента сейчас и в будущем.
Когнитивно-бихевиоральная терапия психических расстройств проводится с использованием таких методов:
1. Когнитивная реструктуризация позволяет снизить тревожность пациента. Это достигается путем оценки своих страхов и реальности. Клиент психотерапевта самостоятельно заполняет таблицу, в которую вписывается пугающая его ситуация. Затем ему предлагается спрогнозировать несколько наихудших вариантов развития событий. Когда этот этап будет завершен, необходимо вспомнить похожие ситуации из прошлого и описать реальный их исход. Для большей наглядности, страхам присваивается коэффициент вероятности в процентах, после чего пациент может увидеть, что его самые страшные опасения были не оправданными.
2. Сократовский (сократический) диалог может использоваться не только в ходе психотерапии, но и в любой другой беседе. Этот метод использовал Сократ в ходе занятий со своими учениками. Сначала необходимо согласиться с оппонентом, затем поставить под сомнение его правоту, после чего аргументировать свои мысли. Умелое использование этого метода позволяет разрешить любую спорную ситуацию.
3. Когнитивный континуум позволяет работать с полярным мышлением. Условно говоря, пациенты уверены, что бывает только белое и черное, но в ходе сеанса выясняется, что существует много оттенков серого.
4. АВС-анализ. Каждая ситуация, происходящая с нами в жизни (А) приводит к возникновению мыслей и внутреннего разговора (В). В зависимости от внутренних убеждений возникает реакция (С). В схеме А→В→С главную роль играют наши убеждения, именно от них зависят мысли, возникающие в ответ на ситуацию, приводящие к негативным или положительным эмоциям.
Также психотерапевты, практикующие когнитивно-бихевиоральный метод коррекции психических расстройств, используют и другие методы в своей работе. Данное направление активно развивается, появляются новые труды, разработки и методики.
Бихевиоральный подход в консультировании: сущность, цели, задачи.
Основоположниками радикального бихевиоризма были Дж. Уотсон и В.Ф.Скиннер, который развил идеи Трондайка. Данный подход можно охарактеризовать как направление, использующее принципы научения в помощи клиентам решать их поведенческие проблемы. Он постоянно совершенствуется и обогащается результатами новых исследований. В настоящее время его наиболее яркими представителями являются Дж. Вольпе, Г.Айзенк, А.Лазарус. Основные идеи этого подхода базируются на работах И.П.Павлова, впервые рассмотревшего поведение как последовательность условных рефлексов, образующихся в результате повторяющихся подкреплений.
Основные теоретические положения.
Главная задача психолога – бихевиориста – помочь изменению неэффективного, неадаптивного поведения клиента. Психолог вместе с клиентом пытается вмешаться в жизненные условия последнего с целью их изменения. Бихевиоральный анализ основан на следующих конструкциях:
1) Установление отношений между психологом и клиентом. Психологи – бихевиористы демонстрируют высокий уровень эмпатии, внутренней гармоничности и способности к контакту, а также теплоту и уважение к клиенту. Психологи этого направления отличаются внутренней силой, а также умением устанавливать раппорт, устанавливать взаимопонимание, тщательно выстраивать структуру интервью. Они объясняют клиенту основные технические приемы и их смысл, вследствие чего клиент принимает активное участие в процессе консультирования;
2) Определение проблемы через операционализацию поведения. Психолог — бихевиорист в наиболее организованной (по сравнению с другими направлениями) форме занимается сбором информации о клиенте. Общее представление о проблеме клиента в терминах бихевиоризма – это знание того, как клиент себя ведет. Жизнь клиента рассматривается как цепь отдельных поступков. Психолог работает с «тем, что есть», что можно увидеть в реальном поведении клиента, и что можно изменить благодаря научному планированию.
Пример. Клиент жалуется на то, что он боится, испытывает чувство страха. В психодинамическом подходе необходимо найти в прошлом корни страха, в гуманистическом направлении — изменить представления клиента о мире. В бихевиоральном консультировании психолог ставит задачу определить, что конкретно делает клиент, когда чувствует страх:
Психолог: Вы сказали, что чувствуете страх. Расскажите поконкретнее, что вы при этом делаете?
Клиент: Бывает, что я не хочу выходить из дома. Иногда ощущаю безысходность.
Психолог: А что происходит с вашим телом?
Клиент: Иногда меня бьет дрожь.. Бывает, мне так страшно, что я не могу уснуть, не сплю целую ночь. Прислушиваюсь к каждому скрипу, все время страшно напряжен.
Эти два вопроса пояснили для психолога поведение, связанное со страхом. Нежелание выходить из дома, дрожь, бессонница, напряжение – эти «операции» можно увидеть, измерить, сосчитать. Неясным остается «ощущение безысходности», то есть требуется операционализация предложения «Иногда ощущаю безысходность».
Психолог: Вы говорили, что иногда ощущаете безысходность. Могли бы вы подробнее рассказать об этом?
Клиент: Я не могу пошевелить рукой, не могу заниматься делами, у меня совсем нет энергии. Иногда я плачу от собственного бессилия.
Психолог: Значит, безысходность для вас – это скованность, бездействие, слезы… Вы, кажется, так говорили?
Таким образом, психолог связывает расплывчатое чувство страха клиента с более конкретными действиями – операциями.
Целью операционализации поведения является перевод неясных слов в объективные действия, которые можно наблюдать – операции. Ключом к операционализации служит следующий вопрос: «Могу ли я видеть, чувствовать, осязать понятия, которые употребляет мой клиент?»
3) Понимание всего контекста проблемы через функциональный анализ. Второй задачей психолога – бихевиориста является установление понимания того, как клиент ведет себя в «естественном окружении». В рамках бихевиоризма анализ проводится по трехступенчатой модели:
1) предыстория;
2) результирующий поступок;
3) последствия такого поведения.
Устанавливая причинно-следственные связи, психолог приходит к пониманию последовательности событий, лежащих в основе поведения клиента, то есть к пониманию функциональной картины. Исходя из функциональной картины, психолог разрабатывает программу изменения картины событий. Цель любого функционального анализа – разобраться в системе поощрений клиента, таких как внимание, одобрение, деньги, еда, материальные ценности, привязанность, признание. Нельзя забывать о наказаниях, одним из которых является игнорирование человека.
4) Установление социально важных целей для клиента. На этой стадии психолог вместе с клиентом вырабатывают конкретные и достижимые цели. Нужно строить конкретные планы на будущее, ставить определенные цели: научиться плавать, изучить иностранный язык, найти работу. Психолог – бихевиорист не будет использовать в своей работе такое широкое понятие, как «страх», а разобьет его на наблюдаемые, конкретные единицы поведения, и будет учить клиента поступать так, чтобы их жизнь стала более успешной и счастливой.
Психолог акцентирует внимание на конкретных действиях и поступках. Клиент должен делать что–то конкретное: видимое, слышимое, ощущаемое.
Консультативный процесс
Цели психологической помощи:
• обеспечение условий для научения, то есть помощь в овладении новым поведением;
• формирование новых социальных умений;
• преодоление вредных привычек;
• овладение навыками саморегуляции и др.
Роли и функции консультанта: выполнение четко фиксированной роли учителя (наставника); принятие на себя роли модели, образца для подражания.
Ожидания от клиента: желание сотрудничать с психологом; активность; готовность ставить цели и добиваться их, экспериментируя с новым поведением; готовность применять новые формы поведения в повседневной жизни.
Причины для изучения психологом-консультантом основ психоанализа:
• возможность осознанного отбора и использования бихевиоральных методов для модификации поведения клиента;
• возможность прерывания условно-рефлекторных связей между стимулами, когда они создают болезненный эффект для клиента (например, посттравматические фобии, тревожные реакции);
• возможность сознательно не использовать бихевиоральные методы при отсутствии показаний к работе в данной модели.
Техники бихевиоральной терапии и консультирования
Для проведения бихевиоральной терапии и консультирования необходимы следующие умения: 1) разбивать поведение на фрагменты, то есть операционализировать его; 2) проводить функциональный анализ, чтобы уточнить предысторию проблемы, результирующее поведение и последствия; 3) определять совместно с клиентом цели, являющиеся общественно приемлемыми; 4) использовать специальные процедуры изменения поведения. Наиболее часто используются следующие техники:
1.Релаксация. Психологи бихевиорального направления считают более эффективным не поиск причин физической зажатости, которая может проявляться в форме бессонницы, скованности, высокого давления, а обучение клиента механизму релаксации. Программы релаксации обычно основаны на техниках: а) контраста напряжения – расслабления. На первой стадии клиент с закрытыми глазами делает несколько глубоких вдохов и выдохов. На второй клиенту предлагается попеременно напрягать или расслаблять разные группы мышц, пока он не ощутит различий в этих состояниях. На третьей клиенту предлагается запомнить разницу между напряженным и расслабленным состоянием с целью понимания того, что такое мышечное напряжение. Четвертый этап посвящен процедуре контрастного сжатия – расслабления групп мышц в определенном порядке для достижения релаксации. Пятый этап связан с завершением упражнения; б) прямой релаксации. При этом клиент просто расслабляет группы мышц одну за другой. При данной технике особенно важны отношения между психологом и клиентом.
2.Систематическая десенситизация (или уменьшение тревожности). Данная техника, разработанная Дж. Вольпе, направлена на решение проблем, связанных с тревожностью и напряжением. Она включает в себя несколько этапов: а) обучение клиента технике глубокой мышечной релаксации по Джейкобсону; б) составление иерархии ситуаций, вызывающих страх. Для установления начальной и конечной точки самой страшной ситуации присваивается 100 баллов, состоянию абсолютного покоя – 0 баллов; в) прохождение шкалы страхов от нижней точки до верхней в состоянии глубокой мышечной релаксации. При этом клиент учится визуализировать все свои страхи в состоянии расслабления.
3.Имплозия (наводнение). Техника сходна с систематической десенситизацией, однако проводится без мышечной релаксации. После составления иерархии страхов переходят к имплозии – представлению ситуаций страха. По поведению клиента (двигательной активности, напряжению мышц, мимике) психолог оценивает интенсивность испытываемого страха и степень включенности клиента. Задача психолога – поддерживать высокий уровень страха в течение примерно 40 – 45 минут.
4.Парадоксальная интенция (стремление). Согласно этой методике, предложенной В.Франклом, клиенту предлагается прекратить борьбу с симптомом и, наоборот, пытаться умышленно вызвать его и усилить. Метод заключается не только в перевертывании своего страха, но и в юмористическом к нему отношении.
5.Моделирование. Использование данной техники предполагает демонстрацию желаемого поведения. Психолог может сам показать клиенту, как спокойно вести себя в пугающих ситуациях (например, как убивать пауков), либо использовать видеозапись.
6.Позитивное подкрепление (поощрение). Позитивным подкреплением со стороны психолога могут служить улыбки, внимательное выслушивание, кивки головой. Широко распространена жетонная (талонная) система поощрения за желательное поведение.
7.Техника вызывания отвращения (аверсивное обусловливание). В основе метода лежит выработка условного рефлекса. Нежелательное поведение клиента сочетается с неприятным стимулом: резкими, громкими звуками, ударами электрическим током (при невротическом заикании, энурезе, дрожании рук), веществами, вызывающими рвоту (при алкоголизме) и др.
8.Наказание. В этой технике наказание следует после нежелательного поведения.
9.Техники самоконтроля. Данная техника предполагает активную роль клиента в определении целей консультирования и выполнении программы позитивных изменений. Самоконтроль – основа успешной саморегуляции поведения. Психолог помогает клиенту определять краткие, ясные, четкие цели, успешное достижение которых ведет к самоподкреплению.
10.Предотвращение рецидивов. Данные стратегии помогают клиенту поддерживать нужное поведение после завершения консультирования. Задача психолога – помочь клиенту построить программу, которая помогла бы клиенту справиться с рецидивами, чтобы не растерялись новоприобретенные навыками (пятая стадия интервью). Стратегии предотвращения рецидивов могут разделить на следующие категории: а) предвидение трудных ситуаций; б) регуляция мыслей и чувств; в) определение необходимых дополнительных навыков (тренировка настойчивости, четкое временное расписание и т.д.); г)выстраивание системы значимых поощрений за желательные поступки и правильное поведение. Техники предотвращения рецидивов позволяют клиенту самостоятельно использовать стратегию достижения желательного поведения в условиях, когда окружение противостоит этим намерениям (например, клиент хочет бросить курить, в то время как мир вокруг – друзья, телевидение – формируют образ «крутого» курильщика). Эти техники важны для психологии в целом, так как в любом терапевтическом подходе возникают проблемы рецидивов.
Поведенческое консультирование является краткосрочным. Типичный случай – заключение контракта с клиентом на 8 – 12 встреч. При завершении консультирования психолог избегает резкого его прекращения, а постепенно сокращает занятия, уменьшая их длительность и снижая собственную активность.
Методы бихевиоральной терапии
В процессе коррекции поведения пациента психотерапевт использует различные способы, которые условно можно разделить на несколько больших групп:
• метод научения и усвоения позволяет научить человека правильному поведению в ходе наблюдения за образцом. В качестве такого образца могут выступать психотерапевт, его ассистенты, другие пациенты, если терапия является групповой. Также желаемому поведению можно учиться в ходе просмотра фильмов или чтения книг;
• метод отучивания построен на вызывании негативных эмоций или ощущений при проявлении отрицательного поведения;
• метод устранения позволяет отстранить неадекватное поведение. Данный метод успешно применяют при лечении различных фобий.
Довольно часто бихевиоральную терапию сочетают с когнитивной психокоррекцией (когнитивно-бихевиоральная психотерапия). Многие из методов поведенческой терапии широко используются в педагогике и менеджменте.
Преимущества и ограничения бихевиорального подхода
Поведенческий подход имеет много уникальных особенностей (включая аспекты, которые в первую очередь когнитивно-поведенческие). Вот список уникальных и сильных сторон бихевиористского подхода.
- Прямое обращение к симптомам. Поскольку большинству клиентов требуется помощь в решении конкретных проблем, консультанты, которые непосредственно обращаются к симптомам, часто могут оказать клиентам немедленную помощь. Кроме того, подход поведенческой терапии подходит для консультирования клиентов с расстройствами внимания, расстройствами поведения, расстройствами питания, наркоманией, психосексуальными расстройствами, импульсивным поведением и фобическими расстройствами (Seligman, 1997).
- Сосредоточься на «здесь и сейчас». Клиенту не нужно исследовать прошлое, чтобы получить помощь в настоящем. Поведенческий подход экономит время и деньги.
- Наличие различных методик для использования в консультировании. В период с 1969 по 1976 год количество методов поведенческой терапии увеличилось более чем в два раза, и эта тенденция продолжается и сегодня. Консультанты могут применять методы поведенческой терапии в различных условиях. Существует ряд журналов по поведенческому консультированию, таких как «Журнал прикладного поведенческого анализа».
- Основой является изучение теории, которая хорошо объясняет процесс изучения новых моделей поведения (Krumboltz & Thoresen, 1969, 1976). Теория обучения продолжает развиваться и создавать практические приложения для использования во многих областях (Rescorla, 1988).
- Поддержка Ассоциации продвижения поведенческой терапии (AAVT), которая публикует этические руководящие принципы для своих членов (Azrin, Stuart, Risely & Stolz, 1977). AABT способствует практическому применению и разъяснению методов консультирования по вопросам поведения в попытке защитить общественность от недобросовестных практикующих врачей.
- Подкреплено достоверными исследованиями о влиянии методов поведенческой терапии на процесс консультирования. Начинающие консультанты могут использовать один из многочисленных планов исследований в качестве модели. Общей чертой всех подходов к поведенческой терапии является приверженность объективности и использование оценок.
- Объективность в определении и решении проблем. Таким образом, процесс консультирования демистифицируется, и клиенты и независимые «оценщики» имеют возможность определить уровень своей ответственности (Gilliland et al, 1998).
Поведенческий подход также имеет некоторые ограничения.
- Он рассматривает только внешнее поведение человека, не обращаясь к нему как к личности. Критики утверждают, что многие бихевиористы, такие как Скиннер, «отсоединили» человека от личности и заменили его изучением законов, которые регулируют действия при определенных условиях. Этот подход может быть слишком упрощенным, чтобы объяснить сложные человеческие взаимодействия (Hergenhahn, 1994).
- Иногда применяется механически. Гольдштейн (1973) указывает на то, что «самая распространенная ошибка, совершаемая новообращенными психотерапевтами поведения, — это слишком поспешное применение методов» (р. 221). Несмотря на то, что большинство специалистов по поведенческой терапии стараются установить контакт с клиентами и проводить консультации совместно, некоторые из них изначально недооценивают важность отношений клиент-консультант, тем самым нанося ущерб репутации подхода.
- Он лучше всего подходит для контролируемых условий, которые трудно воспроизвести в обычных консультационных ситуациях. За этим наблюдением стоит соображение, что многие из поведенческих теорий были разработаны на основе исследований поведения животных — крыс и голубей. Многие консультанты задаются вопросом, эффективен ли поведенческий подход при работе с клиентами в условиях, далеких от идеальных.
- Использование методов, опережающих теорию (Thoresen & Coates, 1980). Быстрое распространение новых методов было инициировано консультантами по поведению, но теория, которая должна лежать в основе этих методов, не поспевала за ними.
- Игнорируя историю клиента и его подсознание. Несмотря на то, что подход поведенческой терапии может быть очень полезен для клиента, у которого есть особая поведенческая проблема, он не может помочь тем, кто хочет решить свои прошлые проблемы или привести к бессознательному прояснению.
- Этапы развития не рассматриваются (Sprinthall, 1971). Скиннер (1974) указывает на то, что внутренний мир ребенка развивается, но он и многие другие бихевиористы считают, что стадии развития дают мало информации для объяснения внешнего поведения. Вместо этого они утверждают, что процесс приобретения знаний имеет универсальные особенности.
Выберите ближайший к вам город
Москва
Санкт-Петербург
Аахен Абакан Абан Авимор Алма-Ата Алматы Алушта Амстердам Анапа Анталия Апшеронск Армавир Архангельск Астана Астрахань Афины Баку Балаково Балашиха Балашов Бангкок Барановичи Барнаул Барселона Белгород Беломбр Бердск Бийск Благовещенск Благовещенск (Амурская обл.) Борисоглебск Братск Брно Брянск Будапешт Буденновск Бургас Буштына Варна Вена Видное Витебск Владивосток Владикавказ Владимир Волгоград Волгодонск Волжский Вологда Волчиха Воронеж Воскресенск Воткинск Геленджик Георгиевск Гомель Горячий Ключ Денвер Джексонвилль Динская Дмитров Днепропетровск Долгопрудный Домодедово Донецк Дорогобуж Дрезден Екатеринбург Ессентуки Железногорск Железнодорожный Житомир Жуковский Запорожье Звенигородка Зеленоград Зимовники Иваново Иерусалим Ижевск Иркутск Йошкар-Ола Казань Калач-на-Дону Калининград Калуга Каменск-Уральский Кандалакша Кемерово Керчь Киев Кинешма Киров Кировоград Кишинев Климовск Ковров Коломна Комсомольск-на-Амуре Королев Костанай Котка Красноармейск Красногорск Краснодар Красноярск Кременчуг Кривой Рог Кузнецк Курган Курск Лазаревское Ленинск-Кузнецкий Лесной Лиман Липецк Лисичанск Лиски Лобня Лондон Луганск Луцк Львов Люберцы Магнитогорск Манчестер Марганец Марокко Марсель Махачкала Мегион Мелитополь Мензелинск Миасс Миллерово Минеральные Воды Минск Минусинск Могилев Можайск Москва Мурманск Мценск Мытищи Набережные Челны Назарово Нальчик Нахабино Находка Не указано Нефтеюганск Нижневартовск Нижнекамск Нижний Новгород Николаев Ницца Новокузнецк Новороссийск Новосибирск Новоузенск Новочеркасск Новошахтинск Ногинск Нью-Йорк Обнинск Одесса Одинцово Омск Орел Оренбург Орехово-Зуево Павлоград Париж Пенза Пермь Петрозаводск Подольск Полоцк Прага Протвино Псков Пушкин Пушкино Пятигорск Раменское Ревда Реутов Рига Ростов-на-Дону Рыбинск Рязань Салават Сальск Самара Сан-Матео Санкт-Петербург Саранск Саратов Сватово Севастополь Северодвинск Семипалатинск Сергиев Посад Серпухов Симферополь Смела Смоленск Солигорск Сосновый Бор Сочи Ставрополь Старый Оскол Стерлитамак Ступино Сумы Сыктывкар Тамбов Ташкент Тбилиси Тверь Тель-Авив Тимашевск Тирасполь Тихвин Тихорецк Тольятти Томск Торонто Туапсе Туймазы Тула Тюмень Ужгород Улан-Удэ Ульяновск Усолье-Сибирское Уссурийск Усть-Кут Уфа Ухта Франкфурт-на-Майне Фролово Хабаровск Хайфа Харьков Хельсинки Херсон Химки Хмельницкий Цюрих Чара Чебоксары Челябинск Череповец Чита Шахты Шымкент Щелково Электросталь Энгельс Ялта ЯНАО Правохеттинский Ярославль Ярцево Ясиноватая
Поведенческая психотерапия (бихевиоральная)
Цели поведенческой психотерапии
. Поведенческая терапия опирается на теорию научения и видит причину человеческих трудностей и проблем в том, что в определенных неблагоприятных условиях среды субъект обучился «неправильным» и неадаптивным формам поведения, которые приносят страдания ему и окружающим его людям. В отличие от психоанализа и гуманистического направления терапии поведенческие консультанты склонны фокусироваться не на внутренних конфликтах и мотивах, а на видимом внешнему наблюдателю поведении человека. Поведенческие терапевты считают, что от проблемного поведения можно отучиться, используя специальные процедуры, основанные на законах обучения. Целью поведенческой терапии является устранение неадекватного поведения (например, чрезмерной тревоги,) и обучение адаптивному поведению (навыкам социального взаимодействия и уверенного поведения). Как преодолеть страх выступления перед аудиторией, улучшить поведение капризного и агрессивного ребенка, отучить себя переедать, защитить себя в конфликтной ситуации и научиться взаимодействовать с противоположным полом — типичные задачи, решаемые в поведенческим консультировании. Акцент работы ставится не на самопонимании, а на упражнениях и отработке определенных навыков.
Поведенческая теория связывается с развитием идей Павлова и американских психологов Уотсона, Скиннера, Вольпе и Айзенка
. Джон Б. Уотсон (1878-1958) был основателем подхода к психологии, ставившей целью изучение поведения и получившего название бихевиоризм (от английского слова behaviour — поведение). Вольпе и Айзенк внесли наиболее значительный вклад в развитие и популяризацию направления, известного в настоящее время как поведенческая терапия и консультирование.
Для теоретиков данного направления характерно экспериментирование с поведением животных и стремление придать своим исследованиям строгую научную объективность. Основные понятия и механизмы помощи.
Как же происходит обучение организмов? Выделяют несколько типов научения, каждый из которых используется в конкретных поведенческих терапевтических методиках.
Выдающийся русский физиолог Иван Петрович Павлов (1849-1936) создал учение о безусловном и условном рефлексе, которое получило название классического или респондентного обусловливания. Смысл обучения через классическое обусловливание состоит в том, что организм начинает реагировать на изначально нейтральный и ничего не значащий для него сигнал. Так, осуществляя кормление собак одновременно с включением метронома, можно получить реакцию слюноотделения не на безусловный стимул (пищу), а на условный — звук метронома. Происходит формирование условного рефлекса. Звук метронома действует на собаку даже в отсутствии пищи. Однако, если звук метронома многократно не подкрепляется пищей, то реакция слюноотделения на него угасает. Собака обучилась реагировать на стимул (метроном), а потом утратила этот навык.
Научный факт: Смерть от передозировки наркотика и теория Павлова. Смерть от передозировки героином — довольно распространенное явление в среде наркоманов. Известно, что по мере привыкания, наркоман постепенно увеличивает дозу препарата. В какой-то момент он может перейти к значительным дозам, опасным для обычного человека и относительно регулярным для него самого. Его организм вырабатывает определенные механизмы сопротивляемости героину. В чем же причина того, что наркоман погибает от большой, но привычной для самого себя дозы наркотика? Теория условных рефлексов Павлова дает ответ на этот вопрос. Предположим, что наркотик — это безусловный стимул, а сопротивление ему организма — безусловная реакция. Принимая героин в определенных обстоятельствах, например, в компании других наркоманов, сама ситуация приема наркотиков становится условным сигналом, и в другой раз сам ритуал подготовки к инъекции уже будет настраивать организм, запуская механизмы сопротивления. Опросы выживших после передозировки наркоманов показывают, что прием героина на этот раз осуществлялся в нетипичной для них обстановке (например, в незнакомом месте). В этом случае условный стимул, запускающий подготовку к наркотическому удару отсутствовал и организм не справлялся с привычной дозой.
Если нейтральные стимулы ассоциированы с опасностью, то в спокойной ситуации они могут провоцировать тревогу. Например, у человека, случайно застрявшего в лифте и сильно при этом испугавшегося, может развиться страх лифтов. Люди с подобными невротическими страхами, называемыми фобиями (от греческого phobos — страх, боязнь), не могут заставить себя сесть в лифт и, следовательно, испытывают большие неудобства в обычных жизненных ситуациях.
Психологи бихевиористы показали в своих опытах, что невротические реакции страха и тревоги могут быть сформированы экспериментально. Джозеф Вольпе провел фундаментальное лабораторное исследование с целью научения кошек невротическим страхам и последующим отучением от них. Сначала кошки были обучены искать пищу в ответ на звонок. На следующей стадии эксперимента осуществлялось кормление, включался звонок и одновременно на кошку воздействовали ударом электрического тока, когда она проявляла реакцию, нацеленную на получение пищи. Достаточно было 3-4 ударов электрическим током, чтобы кошки сопротивлялись помещению в клетку, где проводился эксперимент, метались по клеткам, царапались, выли, припадали к полу, учащенно дышали и поднимали шерсть дыбом. Более того, они отказывались есть в клетках даже после 2-3 дней голодания. Все кошки демонстрировали некоторые из симптомов вне экспериментальной клетки. Их выраженность значительно увеличивалась при предъявлении первоначальных звуковых сигналов. Выученные невротические реакции тормозили кормление кошек. Это навело Вольпе на мысль, что при других обстоятельствах кормление могло бы тормозить невротические реакции. В продолжение эксперимента кошек принудительно кормили в клетках, вызывающих тревогу. Для этого голодных невротических кошек, находящихся в экспериментальных клетках, постепенно подталкивали подвижным барьером к коробке, содержащей аппетитную еду. Постепенно были угашены реакции кошек на клетку и звуковой сигнал.
Вольпе объяснял полученные результаты следующим образом: когда стимулы к возникновению несовместимых реакций присутствуют одновременно, развитие доминирующей реакции в сложившейся ситуации подразумевает реципроктное (т.е. взаимное) торможение других реакций. Вольпе был пионером поведенческого консультирования. Полученные результаты экспериментальных исследований он перенес в практику лечения тревожных расстройств. Он показал, что если у человека одновременно с тревогой вызывать реакции расслабления, сексуальные реакции или реакции гнева, то это приводит к угашению тревоги. На этом основан его метод систематической десенсибилизации (уменьшения повышенной чувствительности, от лат. sensibilis — чувствительный). Систематическая десенсибилизация является способом преодоления страхов и включает в себя три элемента: 1) Обучение глубокой мышечной релаксации. 2) Выстраивание иерархии стимулов, т.е ранжирование ситуаций, провоцирующих тревогу, по силе причиняемого беспокойства. 3) Последовательное представление в воображении тревожащих ситуаций от простых к более сложным на фоне вызываемого у себя состояния релаксации. После обучения клиента мышечной релаксации выбирается тип ситуаций вызывающих тревогу, например, страх публичного выступления, страх общения с противоположным полом, боязнь ездить в метро, летать на самолете и т.д. Если клиент имеет несколько страхов, то каждый из них является отдельной темой и работают с ними раздельно. Далее, в процессе терапевтической работы выстраивается ряд ситуаций, субъективно вызывающих напряжение по возрастанию степени тревоги.
Далее представлен пример субъективной шкалы тревожных ситуаций, связанных со сдачей экзаменов. Принимается, что 0 балов соответствует полному отсутствию чувства тревоги, а оценка в 100 балов — максимальной тревоге и страху. При создании такого ряда важно не допускать больших разрывов (более 10 баллов) в субъективной шкале тревоги. 0 баллов Учебный год только начался. 10 баллов Упоминание преподавателем об экзамене в начале учебного года. 20 баллов Случайный разговор об экзамене за месяц перед ним 30 баллов За неделю перед экзаменом. 40 баллов Тревожное настроение на консультации перед экзаменом. 50 баллов За день до экзамена влажные ладони, и я чувствую, что забываю элементарные вещи. 60 баллов Пробуждение утром перед экзаменом. 65 баллов Когда иду на экзамен, меня всего трясет и я чувствую себя больным. 75 баллов Подход к доске объявлений чтобы узнать место проведения экзамена. 85 баллов Тягостное ожидание за пределами экзаменационной комнаты 90 баллов Когда я вхожу в аудиторию, у меня потные руки, я боюсь, что все забыл и хочется убежать. 95 баллов Взглянув на экзаменационный билет, с ужасом вижу, что не знаю 1-2 вопросов. Напряженный ступор. 100 баллов Уход с экзамена из-за сильной паники.
Каждую из этих ситуаций клиент далее представляет в воображении, стараясь одновременно удерживать состояние релаксации и покоя. К следующей ситуации переходят только в случае достижения угашения тревоги через расслабленность. Опыт поведенческой терапии показывает, что существует тесная связь между уменьшением выраженности тревоги клиентов в воображении и в реальной жизненной ситуации.
Большой вклад в психологию поведения внес другой американский ученый — Беррес Фредерик Скиннер (1904-1990). Скиннера интересовали не столько способы угашения старых реакций, сколько законы формирования и управления новым поведением. Экспериментируя с обучением животных, он сделался виртуозным дрессировщиком и за несколько минут мог научить голубя танцевать. Скиннер считал, что поведение формируется и управляется его последствиями. Любой стимул, увеличивающий вероятность определенной реакции является подкреплением. Например, если подкреплять зернышком каждое движение голубя направо, то очень скоро он начнет усиливать эти движения. Подкрепляя теперь только самые сильные повороты, можно добиться методом последовательных приближений, чтобы голубь совершал вращательные движения. Вариант научения, разработанный Скиннером носит название оперантного обусловливания. (От «операция», лат. слово operatio — действие. Использование термина «оперантный» подчеркивает, что поведение оперирует в окружающей среде, производя последствия).
Если Павлов связывал подкрепление со стимулом (в классическом обусловливании поведение управляется стимулом, который предшествует поведению), то согласно концепции Скиннера поведение зависит от ответа. Классическое и оперантное обусловливание — два единственно возможных вида обусловливания. Научный факт:Воздействие на преподавателя методом Скиннера. В одном из американских колледжей, студенты изучавшие психологию проделали следующий эксперимент. Их преподаватель, читая лекцию, имел за собой привычку расхаживать из угла в угол. В то время, когда он шел к окну, договорившиеся между собой студенты всячески демонстрировали свой интерес к предмету. Они тщательно записывали, кивали, смотрели ему в глаза и принимали заинтересованные позы. Когда же преподаватель шел к двери, аудитория расслаблялась, выказывала отсутствие внимания и интереса. Начинались посторонние разговоры. Через несколько лекций хождение преподавателя прекратилось и он удерживался в течении всей лекции в определенном углу у окна.
Проблемное поведение людей может быть увидено с этой позиции, как результат неэффективной системы подкреплений со стороны значимых людей. Например, социальный страх человека, который все время боится «поступить неправильно», может быть обусловлен тем, что его неоднократно наказывали родители, которым невозможно было угодить.
Близкие люди постоянно пытаются воздействовать друг на друга, применяя поощрения и наказания. Почему же они часто не достигают желаемого результата?
Можно выделить несколько условий эффективного формирования чужого поведения: 1) Система подкреплений не должна быть противоречивой. Например, ребенок капризничает и требует конфету. Мама раздражается и, как правило, не дает. Однако, иногда она сдается и уступает, подкрепляя тем самым его капризы. Ребенок получает сигнал, что если хныкать достаточно долго, то мама может уступить. 2) Подкрепления должны быть ориентированы на потребности субъекта. Люди, умеющие делать подарки и всегда знающие, что подарить своим близким, неизменно пользуются большим на них влиянием. 3) Подкрепление должно быть своевременным и отмечать любой малейший прогресс. Если вы учитесь играть в теннис и пытаетесь выработать определенный удар, то вовремя сказанное слово тренера очень сильно влияет на освоение навыка. Другой пример: родители, наказывая за плохую учебу, отбирают у сына возможность пользоваться компьютером. Через некоторое время в его оценках появляются не одни двойки, а тройки и даже одна четверка. Родители решают, что пока не будет стойких четверок, никаких послаблений сыну не видать. Через некоторое время оценки мальчика становятся прежними. Неподкрепленное усилие тут же сходит на нет. 4) Позитивные подкрепления должны преобладать над наказаниями. Основной причиной неэффективности наказаний является то, что оно не информирует, что надо делать. Оно не дает человеку научиться тому, какое поведение в данной ситуации является лучшим. Тюрьма — прекрасная модель, демонстрирующая неэффективность наказания. Она не учит заключенных более социально-приемлемым способам поведения, скорее она учит обратному. Наказание также плохо действует, если оно сильно отстоит по времени от совершенного действия. У субъекта может не образоваться связи между наказанием и своими прошлыми действиями. При отсроченном наказании у животных этой связи не образуется никогда. Еще одним минусом наказания является то, что оно поощряет самого наказывающего, вызывая желание усиливать наказание все больше и больше, несмотря на очевидную его неэффективность. Наказывающий субъект часто решает при этом не проблему обучения наказываемого, а демонстрирует свою власть и доминирующее положение. Наказание более эффективно, если оно используется редко, не является жестоким, происходит сразу после проблемного поведения и тут же прекращается, если начинаются улучшения этого поведения. При работе с маленькими детьми, имеющими «взрывной» характер, поведенческие консультанты часто предлагают процедуру «Тайм-аута». В случае агрессивного поведения, тайм-аут предполагает удаление на несколько минут ребенка из ситуации, богатой интересными стимулами, например, из игровой комнаты. Идеи Скиннера проникли во многие области и применяются в обучении индивидуальным видам спорта, в дрессировке животных, компьютерных обучающих программах, тренинге взаимодействия родителей с детьми, психотерапии и консультировании. Если рассматривать психотерапию как обучение новым реакциям, то становится понятным влияние позитивных подкреплений со стороны психотерапевта.
Поведенческие терапевты помогают своим клиентам обучиться новым, более эффективным моделям поведения. Важным элементом обучения социальным навыкам является тренинг уверенного поведения. Уверенное поведение увеличивает возможность выбора и контроля над собственной жизнью, способствует росту самоуважения. Обычно выделяют неуверенное, уверенное и агрессивной поведение. Неуверенный в себе человек сдерживает свои чувства вследствие тревоги, вины и недостаточных социальных умений. Агрессивный человек нарушает права других людей путем доминирования, унижения и оскорбления. Агрессивность не основывается на зрелом самоуважении и представляет собой попытку удовлетворить свои потребности за счет другого. Уверенное поведение состоит в способности отстаивать свои права, не унижая других, и вызывает уважение окружающих. Пример тренинга уверенности
.
Клиентка (18 лет, студентка вуза): Мне очень трудно отказывать другим людям. Я думаю, что мои друзья часто меня используют и злоупотребляют моим терпением. Вчера, например, подруга 40 минут жаловалась мне по телефону, в то время как мне надо было уходить по делам. Я уже по третьему разу выслушала, что она оденет в среду и как она поругалась с очередным своим приятелем, а она все не умолкала и не умолкала. Терапевт: Вам было трудно ее прервать. К: Да. Мне было неудобно, ведь она моя подруга. Т: Что вы почувствовали после разговора? К: Я была совершенно измотана, опоздала на лекцию и целый вечер у меня сильно болела голова. Т: Давайте решим, как бы вы хотели вести себя с этой подругой? К: Ну, я бы не хотела бы ее обидеть… Но так больше нельзя. Т: Вы бы хотели быть твердой, но не жестокой с ней? К: Да. Т: Помните на прошлой нашей встрече мы говорили с вами о неуверенном, уверенном и агрессивных вариантах поведения. Давайте предположим, какова была бы ваша реакция, если бы вы действовали одним из этих способов. К: Ну, неуверенно, это то как я себя веду сейчас. Мямлю, запинаюсь. Т: Ну пожалуйста дорогая…, не могла бы ты…, мне очень жаль…, так неловко, что я должна идти… прости меня… К: Да, я так и говорю (смех). Т: Хорошо, каким бы был агрессивный ответ? К:(громко) Да пошла ты к черту со своими проблемами, мне не до тебя! Т: Какая экспрессия. Ну, а уверенный вариант? К: Знаешь Лена, мне надо срочно идти. Давай созвонимся позже. Все. Целую, пока. Т: У вас замечательно получилось. Вы произнесли это одновременно твердым и доброжелательным тоном. К: Да, мне самой это понравилось.
Процесс терапии и позиция терапевта
. В бихевиоральной терапии жалобы клиента принимаются как значимый материал, а не как симптомы лежащей за ними проблемы, что свойственно, например, психоанализу. Нужно изменять и модифицировать конкретные действия вместо того, чтобы разрешать внутренние конфликты, лежащие в основе этих действий, или реорганизовывать личность. Поэтому, в поведенческой терапии четко определяется желаемая для клиента цель в терминах поведения. Обращаясь к примеру в предыдущем разделе мы видим, что терапевт делает это следующим образом:
Т: Давайте решим, как бы вы хотели вести себя с этой подругой?
В начале терапии всегда проводится так называемая функциональная диагностика проблемного поведения. Определяется, что предшествовало проблемному поведению, как выглядит оно само и каковы его последствия.
Снова обращаясь к нашему примеру: Предыстория (стимул):
Подруга занимает разговором по телефону в течении 40 минут. При этом клиентке давно пора уходить из дома.
Поведение (реакция):
Клиентка внимательно слушает, злясь на подругу все больше и больше. Однако, разговор по собственной инициативе не прерывает.
Последствия:
Клиентка совершенно измотана, опоздала на лекцию и целый вечер у нее сильно болела голова.
Подобная функциональная диагностика проводится посредством расспросов терапевта или путем специальных самонаблюдений клиентом дома. В поведенческой терапии клиента часто просят вести специальные дневники наблюдения за своим поведением и регистраций изменений в лучшую сторону. (Смотри, например, дневник наблюдений за осваиванием метода релаксации).
Действуя в Скиннеровских традициях, терапевт подкрепляет каждый шаг сторону улучшения: Т: У вас замечательно получилось. Вы произнесли это одновременно твердым и доброжелательным тоном.
В поведенческой терапии довольно часто используется метод репетиции поведения. Проблемные ситуации могут разыгрываться в терапевтическом кабинете с разбором различных вариантов поведения. Длительность поведенческой терапии зависит от выраженности затруднений клиента и может исчисляться десятками сессий, но никогда не длится годами, как в классическом психоанализе. Дальнейшее развитие бихевиорального подхода в терапии связано с усилением внимания к познавательным функциям человека и, так называемым, когнитивным формам обучения (обучение через наблюдение, путем рассуждений и т.д.).
Тренинг: Прогрессирующая мышечная релаксация.
Основы тренинга релаксации были разработаны Эдмундом Джекобсоном в 1929г. Процедуры мышечной релаксации могут использоваться сами по себе или же быть частью более сложных процедур, например систематической десенсибилизации Вольпе, благодаря которому стали весьма популярны. В отличие от аутогенной тренировки Шульца метод прогрессивной мышечной релаксации не ставит перед собой задач самовоспитания, однако, являясь более простым и экономным методом, позволяет сразу же ощутить эффект расслабления. Процедуры релаксации целесообразно использовать при наличии таких проблем, как психогенная головная боль, бессонница, общее ощущение напряженности и тревоги. При использовании прогрессирующей мышечной релаксации с каждой группой мышц проводится цикл «напряжение-расслабление».
Процедура
: Сядьте в кресло, руки положите на колени, ноги удобно расставьте. Два или три раза глубоко вздохните и выдохните. Почувствуйте, как воздух проходит в легкие до диафрагмы и обратно. Теперь вытяните правую руку (для левшей — левую), крепко сожмите ее в кулак. Почувствуйте напряжение в кулаке, когда сжимаете его. После 5-10 секунд концентрации на напряжении расслабьте руку. Разожмите кулак и заметьте, как напряжение отступает и его место занимает ощущение расслабленности и комфорта. Сосредоточьтесь на различиях между напряжением и релаксацией. Примерно через 15-20 секунд снова сожмите руку в кулак. Через 5-10 секунд снова расслабьте. Почувствуйте расслабленность и тепло. Сосредотачивайтесь только на тех группах мышц, с которыми вы работаете в данный момент, старайтесь не напрягать в это время остальные мышцы. Проведите циклы «напряжение-расслабление» с другими группами мышц в следующей последовательности: Правая рука, сжав кулак и напрягая мышцы нижней части руки. Правый бицепс, согнув руку в локте и напрягая мышцы верхней части руки. Левая рука, сжав кулак и напрягая мышцы нижней части руки. Левый бицепс, согнув руку в локте и напрягая мышцы верхней части руки. Лоб, поднимая брови как можно выше. Глаза и нос, крепко зажмурив глаза и нахмурив нос. Челюсти, сжав зубы и растянув уголки рта. Шею, наклоняя голову вперед и упираясь подбородком в грудь. Грудь и плечи, сведя лопатки вместе и сделав глубокий вдох. Живот, втягивая его к позвоночнику. Правое бедро, вытягивая ногу и поднимая ее на несколько сантиметров над полом. Правую икру, прижимая пальцы ног к верху ботинка. Правую стопу, оперевшись на кончики пальцев и повернув стопу вовнутрь. Левое бедро, вытягивая ногу и поднимая ее на несколько сантиметров над полом. Левую икру, прижимая пальцы ног к верху ботинка. Левую стопу, оперевшись на кончики пальцев и повернув стопу вовнутрь. Завершая упражнение, сделайте два-три глубоких вдоха, почувствовав, как расслабленность «течет» по вашему телу от рук через плечи, грудь, живот к ногам. Когда будете готовым открыть глаза, медленно сосчитайте в обратном порядке от 10 до 1. С каждой цифрой чувствуйте себя все более и более свежим, бодрым.
Для поведенческой терапии обычной практикой является систематическая работа клиентов дома, вне терапевтического кабинета. Контроль осваивания метода релаксации осуществляется с помощью специального дневника. Далее дается пример подобного дневника:
Дата (10 декабря), Время (16 часов), место (дома), длительность (15 минут) Комментарии: Испытывал сильное напряжение после учебного дня. Мысли о разговоре с N. отвлекали и в начале мешали расслабиться. Тем не менее, после выполнения упражнений почувствовал себя значительно лучше.
Источник: Энциклопедия «Аванта», том «Человек»