Кратковременная память — это особый вид запоминания информации. Он включает операции, происходящие с начальной стадии запоминания до фиксации следов внешнего воздействия. Субъективно кратковременную память можно рассматривать, как отражение только что случившегося события — еще какое-то мгновение человек продолжает видеть и слышать то, что уже не происходит в реальном времени. Процессы кратковременной памяти неустойчивы и обратимы, действуют около 20 секунд, затем исчезают.
Что такое кратковременная память
Кратковременной памятью называют способность удерживать информацию в течение короткого срока (от 20 до 30 секунд). Затухание точного образа начинается уже на 15-18 секундах, а к 30 он уже полностью забывается.
Забывание за такой короткий временной промежуток происходит в случае, когда не ставится цель сохранить информацию надолго. Если же человек намерен запомнить что-либо, он переводит полученную информацию на уровень долговременной памяти.
Краткосрочная память позволяет сохранять информацию, полученную из практического опыта и используемую для выполнения привычных рутинных действий. Так, человек в течение некоторого времени может повторить новый номер телефона, перечислить только что выполненные действия.
Краткосрочные воспоминания играют очень важную роль. Если человек не помнит те действия, которые выполнил только что, он повторяет их снова и снова. Самым ярким примером нарушения краткосрочной памяти считается забывание при болезни Альцгеймера.
Кратковременная память — это целый комплекс когнитивных способностей, который поддается тренировке. Основные характеристики этого вида памяти:
- Объем — для взрослого человека минимальный объем 7 (+/-2) элементов. Способность удерживать более 7 элементов — благоприятный признак. Если человек удерживает менее 5 элементов, это расценивается, как нарушение — требуется диагностика и работа по устранению (если возможно) проблемы, лечение.
- Фильтрация — способность отбрасывать информацию, которая не представляет ценности, и удерживать важную. Например, чтобы хорошо запомнить лекционный материал, излагаемый преподавателем, студент не отвлекается на посторонние раздражители — цвет одежды одногруппников, шум из-за двери.
- Способность перехода в долгосрочную — точность долгосрочной памяти непосредственно зависит от объема кратковременной.
Плохо закодированная и сохраненная краткосрочной памятью информация переходит в долговременную в искаженном виде, а сам носитель (человек) этого не осознает. Этим объясняется то, что участники одних событий, часто описывают их по-разному и считают именно свое изложение истинным.
Если к кратковременной памяти подключается интеллект, то содержание информации приобретает большее значение. Например, подкрепление информации визуальными стимулами (фотографиями, картинами, таблицами, схемами) позволяет лучше запомнить ее, сделать более структурированной, воспроизвести спустя некоторое время.
Характеристики сенсорной памяти
Можно выделить некоторые характерные особенности сенсорного типа памяти:
— Малое время хранения информации (потом она либо переходит в другую форму хранения, либо безвозвратно теряется).
— Наличие модальных разновидностей (например, иконическая (зрительная) и эхоическая (слуховая) память).
— Каждый последующий сигнал вытесняет предыдущий, поступавший на данный сенсор-анализатор.
— Устойчивость поступившей информации к любому воздействию (её нельзя ни задержать, ни сделать чётче, ни воспроизвести).
— Сохранение информации в неизменном исходном виде, с высокой точностью запоминания.
— Большой объем (ведь сенсорная память основана на работе большого количества чувственных входов для информации, и на органы чувств воздействует большое количество раздражителей).
Благодаря пластичности мозга, мы можем развивать восприятие, внимание, память и другие его познавательные функции. А тренируя их, мы тем самым способствуем развитию мозга и созданию новых нейронных связей
Восприятие, память, внимание, мышление развиваются благодаря регулярным тренировкам. Для этой цели с успехом можно использовать тренажёры для мозга онлайн .
Регулярные тренировки позволяют достичь ощутимых результатов, о чем свидетельствуют не только постепенно улучшающиеся показатели, но и примеры из повседневной жизни. Об этом можно прочитать здесь: Вы можете рассказать и свою историю, поделиться впечатлениями и достижениями после нескольких недель регулярных занятий.
Мы искренне желаем Вам новых побед и успехов в саморазвитии!
Фото: Neuroscience News
Виды краткосрочной памяти
Кратковременную память подразделяют на несколько видов, ориентируясь на то, как она кодируется.
Звуковая (аудиальная)
Информация поступает через орган слуха. Чтобы она зафиксировалась, недостаточно только услышать. Важно проговорить информацию вслух или повторить молча. В противном случае поступившая информация исчезнет спустя 30 секунд.
Зрительная (визуальная)
Информация поступает через орган зрения. Для переведения картинки с уровня кратковременной памяти в длительную необходимо провести фонологическое кодирование — проговорить несколько раз то, что человек видит (вслух или про себя), подобрать ассоциации к увиденному.
Кинестетическая (тактильная)
Процесс запоминания через тактильные ощущения. Этот вид памяти активно работает не у всех людей. Кинестетики должны прикоснуться к вещи, подержать ее в руках, почувствовать ее тепло или холод, текстуру поверхности, вес, чтобы усвоить и закрепить информацию о ней.
Люди с хорошо развитой аудиальной памятью легко воспроизводят услышанную информацию. Визуалы для интеграции новой информации в память должны увидеть ее в виде рисунков, схем, конспекта. Запомнить информацию кинестетикам помогают практические работы и эксперименты.
Виды памяти человека по органам чувств
Образная
Эта память отвечает за запоминания картин, запахов, вкуса и звуков. Нетрудно догадаться, какие именно органы чувств развиты у художников, сомелье, поваров и музыкантов. Тем не менее, образную память достаточно легко развить, потому что у нас под рукой всегда найдутся инструменты для тренировки.
Словесно-логическая
Это запоминание и воспроизведение наших мыслей. Мы также помним содержание фильма, беседы, песни.
Память не просто называется словесно-логичной. Этот тип памяти проявляется в трех случаях:
- Запоминается только смысл информации.
- Запоминается не только смысл информации, но и буквальное словесное выражение мыслей.
- Запоминается буквальное словесное выражение мыслей, но не смысл.
Наверняка у всех бывало, когда мы заучивали текст дословно, но не могли пересказать его своими словами. Или же не помнили текста, но могли воспроизвести суть.
Двигательная
Эта память играет ключевую роль для спортсменов и людей, которые по долгу профессии должны запоминать определенную последовательность движений. Например, актеры не только учатся вживаться в роль, чтобы смотреться на сцене правдиво, но и записываются на танцы — чем более развита двигательная память, тем проще импровизировать и выполнять нестандартные движения.
Эмоциональная
Эта память связана с переживаниями, как позитивными, так и негативными. При ее помощи формируются как фобии, так и уровень счастья. Чем выше эмоциональный накал, тем лучше человек запомнит пережитый опыт. Эту память часто используют для заучивания иностранных слов, пытаясь эмоционально «прикрепить» свои переживания к изучаемому слову.
Стадии
Когда перед человеком не стоит задача запомнить информацию, работает кратковременная память. След о произошедшем событии или информации исчезает уже через 30-40 секунд. В ситуации, когда есть необходимость удерживать информацию более долгий срок, запоминание происходит за 3 стадии.
Стадия 1 — кодирование
Для удерживания образа в пределах кратковременной памяти необходимо сконцентрировать внимание на нем — заметить самое главное, а все второстепенное игнорировать. Неактуальная информация забудется спустя 30 секунд.
Например, если необходимо запомнить потраченную на покупки сумму, то спустя некоторое время человек легко воспроизводит точную цифру. Но он не способен вспомнить, как звали кассира, сколько людей стояло в очереди перед ним — эта маловажная информация была вытеснена почти сразу же.
У людей кодирование информации в структуре кратковременной памяти происходит по-разному, с применением аудиального, кинестетического или зрительного типа восприятия.
- при акустическом кодировании для запоминания информации необходимо повторить ее вслух или молча;
- зрительное кодирование предполагает создание мощной ассоциации с увиденным. Этот вид кодирования — основной у людей с фотографической памятью;
- кинестетическое — запоминание происходит через тактильные ощущения.
Кратковременная память состоит из двух компонентов-буферов (хранилищ). За каждый из них ответственны разные структуры головного мозга. В первом буфере (он расположен в левом полушарии мозга) сохраняется информация, полученная через слуховой орган. Второй буфер (в правом полушарии) отвечает за хранение информации, поступившей через орган зрения
Стадия 2 — хранение
В долгосрочной памяти хранятся картинки из прошлого — детства, школьных лет, яркие события, произошедшие не так давно. Иногда кажется, что хранилище памяти не имеет границ, в нем можно найти любые воспоминания. В отношении кратковременной памяти дело обстоит иначе. Ее объем минимальный.
Американский психолог Джордж Миллер определил формулу (7+/-2), которая наиболее точно отражает способность среднестатистического взрослого человека удерживать информацию. Кратковременная память длится не дольше 30-40 секунд. Но из-за разных причин длительность и количество удерживаемых элементов может колебаться в обе стороны.
Формулу краткосрочной памяти легко проверить самостоятельно. Для этого нужно быстро просмотреть небольшой список (фильмов, имен, товаров), отвернуться и попытаться воспроизвести его, а затем посчитать количество элементов.
Удерживание информации кратковременной памятью происходит через укрупнение и забывание. Тем, кто хочет увеличить свою способность к удержанию информации, необходимо понимать, что представляют собой эти два процесса.
Пример укрупнения
Поставлена задача — за короткий временной промежуток воспроизвести буквы в заданной последовательности — Sruoyylerecnis. Для человека, ранее не изучавшего английский язык, легко будет повторить 5-7 букв. Владеющий английским сможет извлечь из долговременной памяти заученную ранее фразу Sincerely Yours ( в перевод — искренне ваш). В итоге он укрупняет заданное сочетание 14 букв до двух слов, которые очень легко запомнить.
Метод укрупнения и извлечения из памяти ассоциаций позволяет уменьшить количество информации, которая подлежит хранению.
Забывание
Кратковременные воспоминания очень быстро стираются из памяти из-за угасания и замещения новыми. Угасание обусловлено тем, что внимание не акцентировано на полученной информации. Даже, если человек сразу же закодировал ее (произнес вслух), то как только он сообщил ее кому-либо другому или записал на бумаге, информация исчезает из памяти, как потерявшая актуальность.
Образ стирается и по другой причине. Если приходится запоминать новую информацию ежедневно, то она “перекрывается” более свежей. Например, достаточно легко назвать потраченную в магазине сумму сегодня и вчера, но непросто воспроизвести сумму в чеке двухнедельной давности.
Стадия 3 — воспроизведение
Кажется, что процесс воспроизведения только что полученной информации более легкий, чем восстановление той, которая была получена ранее. Причина такой иллюзии — убеждение в том, что для воспроизведения полученной ранее информации нужно ее найти в хранилище, а только потом выдать, а в кратковременной памяти образ “лежит на поверхности”.
Но чем больше элементов содержится в хранилищах, том более медленно и менее точно воспроизводится информация. Так, телефонный номер из 10 цифр, крайне сложно повторить, не ошибившись хотя бы в одной. Если номер содержит всего 6-7 цифр, вероятность точного воспроизведения намного выше (формула Миллера).
При тренировке кратковременной памяти это необходимо учитывать. Важно не стараться запоминать большое количество элементов (слов, цифр) за один раз, а постепенно увеличивать их объем.
Классификация по назначению
В зависимости о того, какую роль данный процесс запоминания играет во взаимодействии с окружающим миром и как помогает накопить полезную для индивида информацию о различных объектах, его относят к одному из подвидов системы воспоминаний.
Декларативная (эксплицитная) память
Еще характеризируется как развернутый тип памяти – это осознанные воспоминания, которые перед этим специально были проанализированы, упорядочены и сохранены для дальнейшего использования. Каждый человек, осознанно вспоминая определенные события или уроки, задействует этот вид памяти. Это большая система, включающая в себя более специализированные подразделения.
Эпизодическая
Как становится ясно из самого названия, данные воспоминания воспроизводят отдельные эпизоды из жизни самого человека или событий происходивших в непосредственной близости от него. При этом детализация таких отрывков максимальна и позволяет анализировать происходившее после его завершения. Этот процесс сравним с короткими видеофайлами, которые несут только набор информации о каком-то событии без выводов и анализа. Улучшить память данного типа можно путем тренировки не только зрительной сенсорной системы, но и всех остальных, непосредственно участвующих в создании реалистичного и полного образа события.
Семантическая
Представляет собой комплексный набор знаний об окружающем мире. В корне отличается от эпизодической и не имеет такой детализации. Источником знаний могут быть различные случаи с самим объектом или информация от других людей, которая формирует четкие тезисы об определенных объектах или событиях. Такие данные хранятся дольше, чем четкие эпизоды из жизни и человек может ими воспользоваться в любой момент своей жизни. Включает в себя не только факты, но и понятия или смысл определенных вещей. Берет непосредственное участие в познании окружающего мира, начиная от рождения.
Автобиографическая
Специфический вид эксплицитной памяти, который содержит в себе два предыдущих, однако касается только автобиографического опыта. То есть человек с помощью этих процессов воспринимает себя как личность, имеет знания о себе, своем характере, поступках, достижениях, возможностях и т.д., но в то же время и помнит конкретные эпизоды з своей жизни. Она несет в себе важные функции для существования и взаимодействия конкретной личности.
Социальные функции (интерсубъективные):
- Сопереживание другой личности (эмпатия)
- Предвиденье поступков других людей на основе собственного опыта
- Постройка взаимоотношений с другими людьми
- Возможность делиться собственным опытом
- Развитие социальной терпимости или отторжения
Осознание своей уникальности (экзистенциальные):
- Понимание собственной уникальности как личности
- Причисление себя к определенной культуре
- Определение себя как личности
- Понятие смысла
- Возможность познавать себя
- Разделение жизни на определенные периоды
- Идентичность – возможность кратко выразить свою принадлежность по различным параметрам (культура, религия, национальность, политичность, язык, экономическое состояние)
Внутренняя саморегуляция (интрасубъективные):
- Поиск жизненного пути
- Формирование представлений о самом себе
- Самостоятельное управление своим психическим состоянием
Процедурная (имплицитная) память
Это не осознаваемая система сбора, актуализации и хранения информации. В отличие от осознаваемой, в данном виде памяти, данные хранятся в виде неописуемых словами образов, которые можно просто продемонстрировать на примере. Эта информация собирается на основе пройденного индивидом опыта и помогает ему в дальнейшем при решении подобных задач. В ее состав входит также память на движения, которые потом воспроизводятся неосознанно.
Кратковременная память: возможные проблемы и нарушения
Проблемы с кратковременной памятью могут быть обусловлены патологическими состояниями, при которых не сохраняется полученная информация. Расстройства кратковременной памяти очень распространены, они встречаются у каждого 4 жителя планеты.
В большинстве случаев проблемы возникают у пожилых людей, у них нарушение памяти носит постоянный или эпизодический характер. Нарушение способности молодых людей к удержанию полученной информации мешает в обучении, не позволяет сконцентрироваться на работе.
Люди с нарушениями кратковременной памяти хорошо помнят события прошлого (что происходило несколько лет, десятилетий назад), но не способны ответить на вопрос о том, что происходило только что.
Причиной проблем с кратковременной памятью становятся такие состояния:
- депрессия — при ней нарушается баланс гормонов, нейромедиаторов в головном мозге, из-за этого утрачивается способность к концентрации внимания;
- ишемический инсульт — на его фоне нарушается кровоснабжение мозга, наступает кислородное голодание органа;
- психологические травмы — психика препятствует сохранению болезненной информации, вытесняет ее в бессознательное. С такой реакцией связан феномен, когда человек в состоянии аффекта не может вспомнить, что произошло в течение нескольких минут;
- черепно-мозговые травмы ухудшают кратковременную память;
- вредные привычки (курение, употребление алкоголя, наркотиков) улучшают снабжение мозга кислородом.
Проблемы с кратковременной памятью возникают на фоне появления опухолей в головном мозге, а также при болезни Альцгеймера, шизофрении. Причиной забывания только что случившихся событий может быть сильное физическое истощение, нехватка сна, тяжелые инфекционные процессы (ВИЧ, туберкулез, сифилис).
Заподозрить нарушение можно по отсутствию логики во время рассуждений, спутанности мыслей и сознания, отрывочным воспоминаниям. У человека с проблемой ухудшается зрение — мельтешат мушки перед глазами, появляются расплывчатые картины. Возникают и другие симптомы аномалии:
- подавленное состояние, повышенная тревожность;
- ухудшаются мыслительные и познавательные способности, процесс восприятия, овладения навыкам;
- возникает спазм мышц, нарушается координация движений.
Ухудшение кратковременной памяти отражается на качестве жизни, сильно снижая его. При первых же трудностях с запоминанием необходимо обследоваться и, при необходимости, пройти лечение.
Диагностика при снижении способности к краткосрочному запоминанию предполагает:
- определение объема и длительности хранения полученной информации;
- исследование основных процессов памяти — запоминания, сохранения, воспроизведения.
Для диагностики каждого из компонентов кратковременной памяти используют:
- метод угадывания Хинрикса (для исследования длительности);
- тесты Джекобса, Сперлинга, Вучетича/Зинченко;
- тест Лурии/Леонтьева пиктограммы Высоцкого (процесс запоминания);
- метод Эббингауза (сохранение);
- процесс воспроизведения информации исследуется с использованием методов заданного эталона, реконструкции, сбережения, последовательного воспроизведения.
Каждая из применяемых диагностических методик осуществляет валеологическую оценку кратковременной памяти с учетом физиологических факторов. Диагност принимает во внимание возраст, пол, состояние здоровья в момент исследования и наличие хронических патологий. Для получения максимально достоверных результатов тестирование повторяют несколько раз.
В некоторых случаях нейропсихологической диагностики может оказаться недостаточно. При подозрении на органические поражения мозга, при которых нарушается кратковременная память, врачи рекомендуют пройти нейросонографию, МРТ головного мозга, электроэнцефалограмму.
Виды памяти и их особенности (Немов Р. С.)
Классификация видов памяти по органам чувств и использованию мнемических средств: образная, словесно-логическая, двигательная, эмоциональная, произвольная и непроизвольная, механическая и логическая, непосредственная и опосредствованная. Особенности кратковременной памяти, ее объем, механизмы, связь с сознанием. Явление замещения — замены информации в переполненной по объему кратковременной памяти. Трудности механического запоминания имен, фамилий и явление замещения. Акустическое перекодирование информации в кратковременной памяти. Связь кратковременной памяти с долговременной, их относительная независимость. Подсознательный характер долговременной памяти человека. Связь долговременной памяти с речью и мышлением, в частности с внутренней речью. Смысловая организация материала в долговременной памяти.
Существует несколько оснований для классификации видов человеческой памяти. Одно из них — деление памяти по времени сохранения материала, другое — по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору. В первом случае выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память. Во втором случае говорят о двигательной, зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной, эмоциональной и других видах памяти. Рассмотрим и дадим краткое определение основным из названных видов памяти.
Мгновенная,
или
иконическая,
память связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации. Эта память — непосредственное отражение информации органами чувств. Ее длительность от 0,1 до 0,5 с. Мгновенная память представляет собой полное остаточное впечатление, которое возникает от непосредственного восприятия стимулов. Это — память-образ.
Кратковременная
память представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. Длительность удержания мнемических следов здесь не превышает нескольких десятков секунд, в среднем около 20 (без повторения). В кратковременной памяти сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Эта память работает без предварительной сознательной установки на запоминание, но зато с установкой на последующее воспроизведение материала. Кратковременную память характеризует такой показатель, как объем. Он в среднем равен от 5 до 9 единиц информации и определяется по числу единиц информации, которое человек в состоянии точно воспроизвести спустя несколько десятков секунд после однократного предъявления ему этой информации.
Кратковременная память связана с так называемым актуальным сознанием человека. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая сознается, соотносится с актуальными интересами и потребностями человека, привлекает к себе его повышенное внимание.
Оперативной
называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи. После этого информация может исчезать из оперативной памяти. Этот вид памяти по длительности хранения информации и своим свойствам занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной.
Долговременная
—
это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты. Более того, многократное и систематическое воспроизведение данной информации только упрочивает ее следы в долговременной памяти. Последняя предполагает способность человека в любой нужный момент припомнить то, что когда-то было им запомнено. При пользовании долговременной памятью для припоминания нередко требуется мышление и усилия воли, поэтому ее функционирование на практике обычно связано с двумя этими процессами.
Генетическую память
можно определить как такую, в которой информация хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Основным биологическим механизмом запоминания информации в такой памяти являются, по-видимому, мутации и связанные с ними изменения генных структур. Генетическая память у человека — единственная, на которую мы не можем оказывать влияние через обучение и воспитание.
Зрительная память
связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Она чрезвычайно важна для людей любых профессий, особенно для инженеров и художников. Хорошей зрительной памятью нередко обладают люди с эйдетическим восприятием, способные в течение достаточно продолжительного времени «видеть» воспринятую картину в своем воображении после того, как она перестала воздействовать на органы чувств. В связи с этим данный вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению. На ней основан, в частности, процесс запоминания и воспроизведения материала: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит.
Слуховая память
—
это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых. Она необходима филологам, людям, изучающим иностранные языки, акустикам, музыкантам. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой. Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий ею, быстро и точно может запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого-либо доказательства, смысл читаемого текста и т.п. Этот смысл он может передать собственными словами, причем достаточно точно. Этим типом памяти обладают ученые, опытные лекторы, преподаватели вузов и учителя школ.
Двигательная память
представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формировании двигательных, в частности трудовых и спортивных, умений и навыков. Совершенствование ручных движений человека напрямую связано с этим видом памяти.
Эмоциональная память
—
это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок.
Осязательная, обонятельная, вкусовая
и другие виды памяти особой роли в жизни человека не играют, и их возможности по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоциональной памятью ограничены. Их роль в основном сводится к удовлетворению биологических потребностей или потребностей, связанных с безопасностью и самосохранением организма.
По характеру участия воли в процессах запоминания и воспроизведения материала память делят на непроизвольную
и
произвольную.
В первом случае имеют в виду такое запоминание и воспроизведение, которое происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой специальной мнемической задачи (на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение). Во втором случае такая задача обязательно присутствует, а сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий.
Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное, во многих случаях жизни оно превосходит его. Установлено, например, что лучше непроизвольно запоминается материал, который является объектом внимания и сознания, выступает в качестве цели, а не средства осуществления деятельности. Непроизвольно лучше запоминается также материал, с которым связана интересная и сложная умственная работа и который для человека имеет большое значение. Показано, что в том случае, когда с запоминаемым материалом проводится значительная работа по его осмыслению, преобразованию, классификации, установлению в нем определенных внутренних (структура) и внешних (ассоциации) связей, непроизвольно он может запоминаться лучше, чем произвольно. Это особенно характерно для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Рассмотрим теперь некоторые особенности и взаимосвязь двух основных видов памяти, которыми человек пользуется в повседневной жизни: кратковременной и долговременной.
Объем кратковременной памяти
индивидуален. Он характеризует природную память человека и обнаруживает тенденцию к сохранению в течение всей жизни. Им в первую очередь определяется механическая память, ее возможности. С особенностями кратковременной памяти, обусловленными ограниченностью ее объема, связано такое свойство, как
замещение.
Оно проявляется в том, что при переполнении индивидуально ограниченного объема кратковременной памяти человека вновь поступающая информация частично вытесняет хранящуюся там, и последняя безвозвратно исчезает, забывается, не попадает в долговременное хранилище. Это, в частности, происходит тогда, когда человеку приходится иметь дело с такой информацией, которую он не в состоянии полностью запомнить и которая ему предъявляется непрерывно и последовательно.
Почему, например, мы так часто испытываем серьезные трудности при запоминании и сохранении в памяти имен, фамилий и отчеств новых для нас людей, с которыми нас только что познакомили? По-видимому, по той причине, что объем информации, имеющейся в этих словах, находится на пределе возможностей кратковременной памяти, и если к нему добавляется новая информация (а это как раз и происходит, когда представленный нам человек начинает говорить), то старая, связанная с его именем, вытесняется. Непроизвольно переключая внимание на то, что говорит человек, мы тем самым перестаем повторять его имя, фамилию и отчество и в результате скоро о них забываем.
Кратковременная память играет большую роль в жизни человека. Благодаря ей перерабатывается самый большой объем информации, сразу отсеивается ненужная и остается потенциально полезная. Вследствие этого не происходит информационной перегрузки долговременной памяти излишними сведениями, экономится время человека. Кратковременная память имеет большое значение для организации мышления; материалом последнего, как правило, становятся факты, находящиеся или в кратковременной, или в близкой к ней по своим характеристикам оперативной памяти.
Данный вид памяти активно работает и в процессе общения человека с человеком. Установлено, что в том случае, когда впервые встретившихся людей просят рассказать о своих впечатлениях друг о друге, описать те индивидуальные особенности, которые они во время первой встречи заметили друг у друга, в среднем ими называется обычно такое количество черт, которое соответствует объему кратковременной памяти, т.е. 7+2.
Без хорошей кратковременной памяти невозможно нормальное функционирование долговременной памяти. В последнюю может проникнуть и надолго отложиться лишь то, что когда-то было в кратковременной памяти. Иначе говоря, кратковременная память выступает в роли обязательного промежуточного хранилища и фильтра, который пропускает нужную, уже отобранную информацию в долговременную память.
Переход информации из кратковременной в долговременную память связан с рядом особенностей. В кратковременную память попадают последние 5 или 6 единиц информации, поступившие через органы чувств, они-то и проникают в первую очередь в долговременную память. Сделав сознательное усилие, повторяя материал, можно удерживать его в кратковременной памяти и на более длительный срок, чем несколько десятков секунд. Тем самым можно обеспечить перевод из кратковременной в долговременную память такого количества информации, которое превышает индивидуальный объем кратковременной памяти. Этот механизм лежит в основе запоминания путем повторения.
Обычно же без повторения в долговременной памяти оказывается лишь то, что находится в сфере внимания человека. Данную особенность кратковременной памяти иллюстрирует следующий опыт. В нем испытуемых просят запомнить всего лишь 3 буквы и спустя примерно 18 с воспроизвести их. Но в интервале между первичным восприятием этих букв и их припоминанием испытуемым не дают возможности повторять эти буквы про себя. Сразу же после предъявления трех разных букв им предлагается в быстром темпе начать вести обратный счет тройками, начиная с какого-нибудь большого числа, например с 55. В этом случае оказывается, что многие испытуемые вообще не в состоянии запомнить данные буквы и безошибочно их воспроизвести через 18 с. В среднем в памяти людей, прошедших через подобный опыт, сохраняется не более 20% первоначально воспринятой ими информации.
Многие жизненные психологические проблемы, казалось бы, связанные с памятью, на самом деле зависят не от памяти как таковой, а от возможности обеспечить длительное и устойчивое внимание человека к запоминаемому или припоминаемому материалу. Если удается обратить внимание человека на что-либо, сосредоточить его внимание на этом, то соответствующий материал лучше запоминается и, следовательно, дольше сохраняется в памяти. Этот факт можно проиллюстрировать с помощью следующего опыта. Если предложить человеку закрыть глаза и неожиданно ответить, например, на вопрос о том, какого цвета, формы и какими другими особенностями обладает предмет, который он не раз видел, мимо которого неоднократно проходил, но который не вызывал к себе повышенного внимания, то человек с трудом может ответить на поставленный вопрос, несмотря на то, что видел этот предмет множество раз. Многие люди ошибаются, когда их просят сказать, какой цифрой, римской или арабской, изображена на циферблате их механических ручных часов цифра 6. Нередко оказывается, что ее на часах нет вообще, а человек, десятки и даже сотни раз смотревший на свои часы, не обращал внимание на этот факт и, следовательно, не запомнил его. Процедура введения информации в кратковременную память и представляет собой акт обращения на нее внимания.
Одним из возможных механизмов кратковременного запоминания является временное кодирование,
т.е. отражение запоминаемого материала в виде определенных, последовательно расположенных символов в слуховой или зрительной системе человека. Например, когда мы запоминаем нечто такое, что можно обозначить словом, то мы этим словом, как правило, пользуемся, мысленно произнося его про себя несколько раз, причем делаем это или осознанно, продуманно, или неосознанно, механически. Если требуется зрительно запомнить какую-либо картину, то, внимательно посмотрев на нее, мы обычно закрываем глаза или отвлекаем внимание от разглядывания для того, чтобы сосредоточить его на запоминании. При этом мы обязательно стараемся мысленно воспроизвести увиденное, представить его зрительно или выразить его смысл словами. Часто для того, чтобы нечто действительно запомнилось, мы стараемся по ассоциации с ним вызвать у себя определенную реакцию. Порождение такой реакции следует рассматривать как особый психофизиологический механизм, способствующий активизации и интегрированию процессов, служащих средством запоминания и воспроизведения.
Тот факт, что при введении информации в долговременную память она, как правило, перекодируется в акустическую форму, доказывается следующим экспериментом. Если испытуемым зрительно предъявить значительное количество слов, заведомо превышающих по своему числу объем кратковременной памяти, и затем проанализировать ошибки, которые они допускают при ее воспроизведении, то окажется, что нередко правильные буквы в словах замещаются теми ошибочными буквами, которые близки к ним по звучанию, а не по написанию. Это, очевидно, характерно только для людей, владеющих вербальной символикой, т.е. звуковой речью. Люди, глухие от рождения, не нуждаются в том, чтобы преобразовать видимые слова в слышимые.
В случаях болезненных нарушений долговременная и кратковременная память могут существовать и функционировать как относительно независимые. К примеру, при таком болезненном нарушении памяти, которое именуется ретроградной амнезией, страдает в основном память на недавно произошедшие события, но обычно сохраняются воспоминания о тех событиях, которые имели место в далеком прошлом. При другом виде заболевания, также связанном с нарушениями памяти, — антероградной амнезии — сохранной остается и кратковременная, и долговременная память. Однако при этом страдает способность ввода новой информации в долговременную память.
Вместе с тем оба вида памяти взаимосвязаны и работают как единая система. Одна из концепций, описывающая их совместную, взаимосвязанную деятельность, разработана американскими учеными р. аткинсоном и Р. Шифрином. Она схематически представлена на рис. 42. В соответствии с теорией названных авторов долговременная память представляется практически не ограниченной по объему, но обладает ограниченными возможностями произвольного припоминания хранящейся в ней информации. Кроме того, для того чтобы информация из кратковременного хранилища попала в долговременное, необходимо, чтобы с ней была проведена определенная работа еще в то время, когда она находится в кратковременной памяти. Это работа по ее перекодированию, т.е. переводу на язык, понятный и доступный мозгу человека. Данный процесс в чем-то аналогичен тому, который происходит при вводе информации в электронно-вычислительную машину. Известно, что все современные ЭВМ способны хранить информацию в двоичных кодах, и для того чтобы память машины сработала, любые вводимые в нее сведения должны быть представлены в таком виде.
Во многих жизненных ситуациях процессы кратковременной и долговременной памяти работают во взаимосвязи и параллельно. Например, когда человек ставит перед собой задачу запомнить что-либо такое, что заведомо превосходит возможности его кратковременной памяти, он часто сознательно или бессознательно обращается к использованию приема смысловой обработки и группировки материала, который облегчает запоминание. Такая группировка в свою очередь предполагает использование долговременной памяти, обращение к прошлому опыту, извлечение из него необходимых для обобщения знаний и понятий, способов группировки запоминаемого материала, сведения его к количеству смысловых единиц, не превышающих объема кратковременной памяти.
Рис. 42. Схема памяти по Р. Аткинсону и Р. Шифрину. Взаимосвязанная работа кратковременной и долговременной памяти, включающая вытеснение, повторение и кодирование как частные процессы, составляющие работу памяти
Перевод информации из кратковременной в долговременную память нередко вызывает затруднения, так как для того, чтобы это наилучшим образом сделать, необходимо сначала осмыслить и определенным образом структурировать материал, связать его с тем, что человек хорошо знает. Именно из-за недостаточности этой работы или из-за неумения ее осуществлять быстро и эффективно память людей кажется слабой, хотя на самом деле она может обладать большими возможностями.
Рассмотрим теперь особенности и некоторые механизмы работы долговременной памяти.
Эта память обычно начинает функционировать не сразу после того, как человеком был воспринят и запомнен материал, а спустя некоторое время, необходимое для того, чтобы человек внутренне смог переключиться с одного процесса на другой, с запоминания на воспроизведение. Эти два процесса не могут происходить параллельно, так как структура их различна, а механизмы несовместимы, противоположно направлены. Акустическое кодирование характерно для перевода информации из кратковременной в долговременную память, где она уже хранится, вероятно, не в форме звуковых, а в виде смысловых кодов и структур, связанных с мышлением. Обратный процесс предполагает перевод мысли в слово.
Если, например, после некоторого количества прочтений или прослушиваний мы попытаемся через некоторое время воспроизвести длинный ряд слов, то так же обычно совершаем ошибки, как и тогда, когда не срабатывает при запоминании кратковременная память. Однако эти ошибки бывают иными. В большинстве случаев вместо забытых слов при воспоминании мы используем другие, близкие к ним не по звучанию или написанию, а по смыслу. Часто бывает так, что человек, будучи не в состоянии точно вспомнить забытое слово, вместе с тем хорошо помнит его смысл, может передать его иными словами и уверенно отвергает другие, не похожие на данное слово сочетания звуков. Благодаря тому, что смысл вспоминаемого приходит на память первым, мы в конечном счете можем вспомнить желаемое или по крайней мере заменить его тем, что достаточно близко к нему по смыслу. Если бы этого не было, то мы бы испытывали огромные трудности при припоминании и часто терпели неудачу. На этой же особенности долговременной памяти, вероятно, основан процесс узнавания когда-то виденного или слышанного.
Литература
Блонский П.П.
Избранные педагогические и психологические сочинения. — Т. II. — М., 1979.
(Память и мышление: 118— 341. Память. Припоминание: 341—366.)
Вейн А.М., Каменецкая Б.И.
Память человека. — М., 1973.
(Виды памяти: 99—113. Возрастные изменения памяти: 114—121.)
Зинченко П.И.
Непроизвольное запоминание. — М., 1961.
(Проблема непроизвольного и произвольного запоминания в психологии: 9—137. Непроизвольное запоминание и деятельность: 141— 221. Непроизвольное запоминание и мотивация: 222—241. Сравнение непроизвольного и произвольного запоминания: 245—425. Развитие памяти: 425—514.)
Ипполитов Ф.В.
Память школьника. — М., 1978.
(Советы по улучшению памяти: 28—45.)
Клацки Р.
Память человека. Структуры и процессы. — М., 1978.
(Кратковременная память: 83—159. Долговременная память:
160—215. Запоминание: 216—236. Припоминание (воспроизведение):
237—271. Память и зрение: 272—291.)
Леонтьев А.Н.
Избранные психологические произведения:
В 2 т. — М., 1983. — Т. I. (Развитие высших форм запоминания:
31-64.)
Ляудис В.Я.
Память в процессе развития. — М., 1976.
(Развитие памяти: 8—37, 94—137. Произвольное запоминание: 38—93. Связь кратковременной и долговременной памяти: 138—219. Развитие памяти в процессе обучения: 220—246.)
Механизмы памяти. Руководство по физиологии. — Л., 1987. (Память, ее функции и связь с работой мозга: 7—20. Эмоции и регуляция памяти: 325—351. Нейропсихологическая регуляция памяти: 351—356. Психофизиологические аспекты модуляции памяти: 374-388.)
Николов Н., Нешев Г.
Загадка тысячелетий. Что мы знаем о памяти. — М., 1988.
(Механизмы памяти: 67—83.)
Общая психология. — М., 1986. (Память: 291—321.)
Познавательная активность в системе процессов памяти. — М., 1989. (Деятельностный подход к памяти: 7—10. Связь познавательной активности и памяти: 10—24. Связь произвольного и непроизвольного запоминания: 25—43.)
Развитие памяти. — Рига, 1991. (Что такое память: 5—10. Парадоксы памяти: 11—117. Память глазами физиолога: 18—30. Память глазами психолога: 31—42. Можно ли тренировать память: 43—47. Какая у меня память: 48—53.)
Развитие творческой активности школьников. — М., 1991. (Развитие памяти: 126—149.)
Смирнов А.А.
Избранные психологические труды: В 2 т. — Т. II. — М., 1987.
(Проблемы психологии памяти: 5—294. О некоторых корреляциях в области памяти: 316—327.)
––
Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с. С. 219-228.
Как развивается кратковременная память
Улучшить когнитивные способности и сделать кратковременную память лучше можно при помощи регулярных тренировок. Неврологи и нейропсихологи рекомендуют:
- онлайн-тренажеры для мозга;
- метод многократного повторения (воспроизводить одну и ту же информацию с интервалом в несколько часов, дней);
- упрощать (укрупнять) материал так, чтобы его было легче запомнить;
- использовать образное и ассоциативное мышление;
- добавлять эмоциональный компонент, делая информацию более яркой.
Большую пользу приносят интеллектуальные игры, заучивание стихов, изучение иностранных языков.
Принцип улучшения памяти | Способ улучшения памяти |
интерес | интересное легко запоминается |
осмысление | глубоко осознанная информация хорошо запоминается |
установка | если человек настроен запомнить информацию, то она хорошо усваивается |
действие | информация, которую можно применить на практике, усваивается очень хорошо |
контекст | ассоциативное связывание помогает запомнить информацию |
торможение | при изучении новой информации старая “перекрывается” |
повторение | повторение помогает хорошо усвоить информацию |
оптимальная длина ряда | информация, которую необходимо усвоить, не должна быть намного длиннее объема кратковременной памяти |
Образ жизни человека тоже отражается на способности к запоминанию. Поэтому специалисты рекомендуют:
- отказаться от вредных привычек — курения, алкоголизма, наркомании;
- спать не менее 7-8 часов в сутки;
- гулять на свежем воздухе не менее 1 часа в день;
- избегать стрессовых ситуаций;
- чередовать умственные и физические нагрузки;
- питаться сбалансировано.
Неврологи пациентам с начинающимися когнитивными проблемами назначают курс лечения препаратами для улучшения мозгового кровообращения. При наличии опухоли рассматривается вопрос об операции. В большинстве случаев комплексный подход дает возможность восстановить кратковременную память или замедлить ее снижение.
Ирина Шербул
При каких болезнях нарушаются долговременная и кратковременная виды памяти
Аномальное функционирование памяти принято разделять на:
- гипомнезии (состояния, при которых нарушена долговременная и кратковременная виды памяти);
- гипермнезии (патологическое обострение памяти);
- парамнезии (воспроизведение воспоминаний носит сильно искаженный характер).
К гипомнезиям приводят, как правило:
- интоксикации;
- ЧМТ;
- сосудистые поражения мозга.
Причиной гипермнезии, в большинстве случаев, становятся нарушения работы мозга, связанные с приемом определенных психоактивных соединений, парафреническом синдроме, прогрессивном параличе.
Парамнезии являются частым симптомом экзогенных психических расстройств.
Классификация видов памяти в психологии
К свойственным, помимо человека, и другим организмам относятся генетическая и механическая память. Первая из них хранится в генотипе живого организма и передается по наследству. На нее невозможно оказать никакого влияния известными нам методами. Механическая память представляет собой способность к обучению, основанную на повторениях, без осмысления и осознания действий.
В зависимости от того, какой из органов чувств принимает наибольшее участие в процессе запоминания, выделяют следующие типы памяти: слуховую, зрительную и осязательную. По продолжительности хранения информации она делится на долгосрочную и кратковременную.
Также классификация видов памяти производится по типу мышления человека. Согласно ей, выделяют ассоциативную, логическую, опосредованную память.
Первый вид представляет собой процесс усваивания информации за счет построения некой цепочки ассоциаций. Так, например, когда человек изучает иностранный язык, то или иное слово может показаться по произношению похожим на русское. Таким образом, запомнить его будет намного легче.
Логическая память построена на смысловой взаимосвязи различных элементов, которые необходимо запомнить. Поняв причинно-следственные зависимости, человек легко усвоит необходимую ему информацию.
Опосредованная память основывается на сопоставлении новых знаний с уже имеющимся у человека жизненным опытом. Она включает в себя и логическую, и ассоциативную память.
От того, насколько целенаправленно происходит усваивание информации человеком, выделяют такие виды памяти в психологии, как произвольную и непроизвольную. В первом случае знания фиксируются случайно, автоматически. Непроизвольная память же предполагает целенаправленную концентрацию внимания человека для сохранения необходимой информации.