Ликбез по памяти: какой она бывает, и что нам это дает


Кратковременная память — это особый вид запоминания информации. Он включает операции, происходящие с начальной стадии запоминания до фиксации следов внешнего воздействия. Субъективно кратковременную память можно рассматривать, как отражение только что случившегося события — еще какое-то мгновение человек продолжает видеть и слышать то, что уже не происходит в реальном времени. Процессы кратковременной памяти неустойчивы и обратимы, действуют около 20 секунд, затем исчезают.

Что такое кратковременная память

Кратковременной памятью называют способность удерживать информацию в течение короткого срока (от 20 до 30 секунд). Затухание точного образа начинается уже на 15-18 секундах, а к 30 он уже полностью забывается.

Забывание за такой короткий временной промежуток происходит в случае, когда не ставится цель сохранить информацию надолго. Если же человек намерен запомнить что-либо, он переводит полученную информацию на уровень долговременной памяти.

Краткосрочная память позволяет сохранять информацию, полученную из практического опыта и используемую для выполнения привычных рутинных действий. Так, человек в течение некоторого времени может повторить новый номер телефона, перечислить только что выполненные действия.

Краткосрочные воспоминания играют очень важную роль. Если человек не помнит те действия, которые выполнил только что, он повторяет их снова и снова. Самым ярким примером нарушения краткосрочной памяти считается забывание при болезни Альцгеймера.

Кратковременная память — это целый комплекс когнитивных способностей, который поддается тренировке. Основные характеристики этого вида памяти:

  • Объем — для взрослого человека минимальный объем 7 (+/-2) элементов. Способность удерживать более 7 элементов — благоприятный признак. Если человек удерживает менее 5 элементов, это расценивается, как нарушение — требуется диагностика и работа по устранению (если возможно) проблемы, лечение.
  • Фильтрация — способность отбрасывать информацию, которая не представляет ценности, и удерживать важную. Например, чтобы хорошо запомнить лекционный материал, излагаемый преподавателем, студент не отвлекается на посторонние раздражители — цвет одежды одногруппников, шум из-за двери.
  • Способность перехода в долгосрочную — точность долгосрочной памяти непосредственно зависит от объема кратковременной.

Плохо закодированная и сохраненная краткосрочной памятью информация переходит в долговременную в искаженном виде, а сам носитель (человек) этого не осознает. Этим объясняется то, что участники одних событий, часто описывают их по-разному и считают именно свое изложение истинным.

Если к кратковременной памяти подключается интеллект, то содержание информации приобретает большее значение. Например, подкрепление информации визуальными стимулами (фотографиями, картинами, таблицами, схемами) позволяет лучше запомнить ее, сделать более структурированной, воспроизвести спустя некоторое время.

Характеристики сенсорной памяти

Можно выделить некоторые характерные особенности сенсорного типа памяти:

— Малое время хранения информации (потом она либо переходит в другую форму хранения, либо безвозвратно теряется).

— Наличие модальных разновидностей (например, иконическая (зрительная) и эхоическая (слуховая) память).

— Каждый последующий сигнал вытесняет предыдущий, поступавший на данный сенсор-анализатор.

— Устойчивость поступившей информации к любому воздействию (её нельзя ни задержать, ни сделать чётче, ни воспроизвести).

— Сохранение информации в неизменном исходном виде, с высокой точностью запоминания.

— Большой объем (ведь сенсорная память основана на работе большого количества чувственных входов для информации, и на органы чувств воздействует большое количество раздражителей).

Благодаря пластичности мозга, мы можем развивать восприятие, внимание, память и другие его познавательные функции. А тренируя их, мы тем самым способствуем развитию мозга и созданию новых нейронных связей

Восприятие, память, внимание, мышление развиваются благодаря регулярным тренировкам. Для этой цели с успехом можно использовать тренажёры для мозга онлайн .

Регулярные тренировки позволяют достичь ощутимых результатов, о чем свидетельствуют не только постепенно улучшающиеся показатели, но и примеры из повседневной жизни. Об этом можно прочитать здесь: Вы можете рассказать и свою историю, поделиться впечатлениями и достижениями после нескольких недель регулярных занятий.

Мы искренне желаем Вам новых побед и успехов в саморазвитии!

Фото: Neuroscience News

Виды краткосрочной памяти

Кратковременную память подразделяют на несколько видов, ориентируясь на то, как она кодируется.

Звуковая (аудиальная)

Информация поступает через орган слуха. Чтобы она зафиксировалась, недостаточно только услышать. Важно проговорить информацию вслух или повторить молча. В противном случае поступившая информация исчезнет спустя 30 секунд.

Зрительная (визуальная)

Информация поступает через орган зрения. Для переведения картинки с уровня кратковременной памяти в длительную необходимо провести фонологическое кодирование — проговорить несколько раз то, что человек видит (вслух или про себя), подобрать ассоциации к увиденному.

Кинестетическая (тактильная)

Процесс запоминания через тактильные ощущения. Этот вид памяти активно работает не у всех людей. Кинестетики должны прикоснуться к вещи, подержать ее в руках, почувствовать ее тепло или холод, текстуру поверхности, вес, чтобы усвоить и закрепить информацию о ней.

Люди с хорошо развитой аудиальной памятью легко воспроизводят услышанную информацию. Визуалы для интеграции новой информации в память должны увидеть ее в виде рисунков, схем, конспекта. Запомнить информацию кинестетикам помогают практические работы и эксперименты.

Виды памяти человека по органам чувств

Образная

Эта память отвечает за запоминания картин, запахов, вкуса и звуков. Нетрудно догадаться, какие именно органы чувств развиты у художников, сомелье, поваров и музыкантов. Тем не менее, образную память достаточно легко развить, потому что у нас под рукой всегда найдутся инструменты для тренировки.

Словесно-логическая

Это запоминание и воспроизведение наших мыслей. Мы также помним содержание фильма, беседы, песни.

Память не просто называется словесно-логичной. Этот тип памяти проявляется в трех случаях:

  1. Запоминается только смысл информации.
  2. Запоминается не только смысл информации, но и буквальное словесное выражение мыслей.
  3. Запоминается буквальное словесное выражение мыслей, но не смысл.

Наверняка у всех бывало, когда мы заучивали текст дословно, но не могли пересказать его своими словами. Или же не помнили текста, но могли воспроизвести суть.

Двигательная

Эта память играет ключевую роль для спортсменов и людей, которые по долгу профессии должны запоминать определенную последовательность движений. Например, актеры не только учатся вживаться в роль, чтобы смотреться на сцене правдиво, но и записываются на танцы — чем более развита двигательная память, тем проще импровизировать и выполнять нестандартные движения.

Эмоциональная

Эта память связана с переживаниями, как позитивными, так и негативными. При ее помощи формируются как фобии, так и уровень счастья. Чем выше эмоциональный накал, тем лучше человек запомнит пережитый опыт. Эту память часто используют для заучивания иностранных слов, пытаясь эмоционально «прикрепить» свои переживания к изучаемому слову.

Стадии

Когда перед человеком не стоит задача запомнить информацию, работает кратковременная память. След о произошедшем событии или информации исчезает уже через 30-40 секунд. В ситуации, когда есть необходимость удерживать информацию более долгий срок, запоминание происходит за 3 стадии.

Стадия 1 — кодирование

Для удерживания образа в пределах кратковременной памяти необходимо сконцентрировать внимание на нем — заметить самое главное, а все второстепенное игнорировать. Неактуальная информация забудется спустя 30 секунд.

Например, если необходимо запомнить потраченную на покупки сумму, то спустя некоторое время человек легко воспроизводит точную цифру. Но он не способен вспомнить, как звали кассира, сколько людей стояло в очереди перед ним — эта маловажная информация была вытеснена почти сразу же.

У людей кодирование информации в структуре кратковременной памяти происходит по-разному, с применением аудиального, кинестетического или зрительного типа восприятия.

  • при акустическом кодировании для запоминания информации необходимо повторить ее вслух или молча;
  • зрительное кодирование предполагает создание мощной ассоциации с увиденным. Этот вид кодирования — основной у людей с фотографической памятью;
  • кинестетическое — запоминание происходит через тактильные ощущения.

Кратковременная память состоит из двух компонентов-буферов (хранилищ). За каждый из них ответственны разные структуры головного мозга. В первом буфере (он расположен в левом полушарии мозга) сохраняется информация, полученная через слуховой орган. Второй буфер (в правом полушарии) отвечает за хранение информации, поступившей через орган зрения

Стадия 2 — хранение

В долгосрочной памяти хранятся картинки из прошлого — детства, школьных лет, яркие события, произошедшие не так давно. Иногда кажется, что хранилище памяти не имеет границ, в нем можно найти любые воспоминания. В отношении кратковременной памяти дело обстоит иначе. Ее объем минимальный.

Американский психолог Джордж Миллер определил формулу (7+/-2), которая наиболее точно отражает способность среднестатистического взрослого человека удерживать информацию. Кратковременная память длится не дольше 30-40 секунд. Но из-за разных причин длительность и количество удерживаемых элементов может колебаться в обе стороны.

Формулу краткосрочной памяти легко проверить самостоятельно. Для этого нужно быстро просмотреть небольшой список (фильмов, имен, товаров), отвернуться и попытаться воспроизвести его, а затем посчитать количество элементов.

Удерживание информации кратковременной памятью происходит через укрупнение и забывание. Тем, кто хочет увеличить свою способность к удержанию информации, необходимо понимать, что представляют собой эти два процесса.

Пример укрупнения

Поставлена задача — за короткий временной промежуток воспроизвести буквы в заданной последовательности — Sruoyylerecnis. Для человека, ранее не изучавшего английский язык, легко будет повторить 5-7 букв. Владеющий английским сможет извлечь из долговременной памяти заученную ранее фразу Sincerely Yours ( в перевод — искренне ваш). В итоге он укрупняет заданное сочетание 14 букв до двух слов, которые очень легко запомнить.

Метод укрупнения и извлечения из памяти ассоциаций позволяет уменьшить количество информации, которая подлежит хранению.

Забывание

Кратковременные воспоминания очень быстро стираются из памяти из-за угасания и замещения новыми. Угасание обусловлено тем, что внимание не акцентировано на полученной информации. Даже, если человек сразу же закодировал ее (произнес вслух), то как только он сообщил ее кому-либо другому или записал на бумаге, информация исчезает из памяти, как потерявшая актуальность.

Образ стирается и по другой причине. Если приходится запоминать новую информацию ежедневно, то она “перекрывается” более свежей. Например, достаточно легко назвать потраченную в магазине сумму сегодня и вчера, но непросто воспроизвести сумму в чеке двухнедельной давности.

Стадия 3 — воспроизведение

Кажется, что процесс воспроизведения только что полученной информации более легкий, чем восстановление той, которая была получена ранее. Причина такой иллюзии — убеждение в том, что для воспроизведения полученной ранее информации нужно ее найти в хранилище, а только потом выдать, а в кратковременной памяти образ “лежит на поверхности”.

Но чем больше элементов содержится в хранилищах, том более медленно и менее точно воспроизводится информация. Так, телефонный номер из 10 цифр, крайне сложно повторить, не ошибившись хотя бы в одной. Если номер содержит всего 6-7 цифр, вероятность точного воспроизведения намного выше (формула Миллера).

При тренировке кратковременной памяти это необходимо учитывать. Важно не стараться запоминать большое количество элементов (слов, цифр) за один раз, а постепенно увеличивать их объем.

Классификация по назначению

В зависимости о того, какую роль данный процесс запоминания играет во взаимодействии с окружающим миром и как помогает накопить полезную для индивида информацию о различных объектах, его относят к одному из подвидов системы воспоминаний.

Декларативная (эксплицитная) память

Еще характеризируется как развернутый тип памяти – это осознанные воспоминания, которые перед этим специально были проанализированы, упорядочены и сохранены для дальнейшего использования. Каждый человек, осознанно вспоминая определенные события или уроки, задействует этот вид памяти. Это большая система, включающая в себя более специализированные подразделения.

Эпизодическая

Как становится ясно из самого названия, данные воспоминания воспроизводят отдельные эпизоды из жизни самого человека или событий происходивших в непосредственной близости от него. При этом детализация таких отрывков максимальна и позволяет анализировать происходившее после его завершения. Этот процесс сравним с короткими видеофайлами, которые несут только набор информации о каком-то событии без выводов и анализа. Улучшить память данного типа можно путем тренировки не только зрительной сенсорной системы, но и всех остальных, непосредственно участвующих в создании реалистичного и полного образа события.

Семантическая

Представляет собой комплексный набор знаний об окружающем мире. В корне отличается от эпизодической и не имеет такой детализации. Источником знаний могут быть различные случаи с самим объектом или информация от других людей, которая формирует четкие тезисы об определенных объектах или событиях. Такие данные хранятся дольше, чем четкие эпизоды из жизни и человек может ими воспользоваться в любой момент своей жизни. Включает в себя не только факты, но и понятия или смысл определенных вещей. Берет непосредственное участие в познании окружающего мира, начиная от рождения.

Автобиографическая

Специфический вид эксплицитной памяти, который содержит в себе два предыдущих, однако касается только автобиографического опыта. То есть человек с помощью этих процессов воспринимает себя как личность, имеет знания о себе, своем характере, поступках, достижениях, возможностях и т.д., но в то же время и помнит конкретные эпизоды з своей жизни. Она несет в себе важные функции для существования и взаимодействия конкретной личности.

Социальные функции (интерсубъективные):

  1. Сопереживание другой личности (эмпатия)
  2. Предвиденье поступков других людей на основе собственного опыта
  3. Постройка взаимоотношений с другими людьми
  4. Возможность делиться собственным опытом
  5. Развитие социальной терпимости или отторжения

Осознание своей уникальности (экзистенциальные):

  1. Понимание собственной уникальности как личности
  2. Причисление себя к определенной культуре
  3. Определение себя как личности
  4. Понятие смысла
  5. Возможность познавать себя
  6. Разделение жизни на определенные периоды
  7. Идентичность – возможность кратко выразить свою принадлежность по различным параметрам (культура, религия, национальность, политичность, язык, экономическое состояние)

Внутренняя саморегуляция (интрасубъективные):

  1. Поиск жизненного пути
  2. Формирование представлений о самом себе
  3. Самостоятельное управление своим психическим состоянием

Процедурная (имплицитная) память

Это не осознаваемая система сбора, актуализации и хранения информации. В отличие от осознаваемой, в данном виде памяти, данные хранятся в виде неописуемых словами образов, которые можно просто продемонстрировать на примере. Эта информация собирается на основе пройденного индивидом опыта и помогает ему в дальнейшем при решении подобных задач. В ее состав входит также память на движения, которые потом воспроизводятся неосознанно.

Кратковременная память: возможные проблемы и нарушения

Проблемы с кратковременной памятью могут быть обусловлены патологическими состояниями, при которых не сохраняется полученная информация. Расстройства кратковременной памяти очень распространены, они встречаются у каждого 4 жителя планеты.

В большинстве случаев проблемы возникают у пожилых людей, у них нарушение памяти носит постоянный или эпизодический характер. Нарушение способности молодых людей к удержанию полученной информации мешает в обучении, не позволяет сконцентрироваться на работе.

Люди с нарушениями кратковременной памяти хорошо помнят события прошлого (что происходило несколько лет, десятилетий назад), но не способны ответить на вопрос о том, что происходило только что.

Причиной проблем с кратковременной памятью становятся такие состояния:

  • депрессия — при ней нарушается баланс гормонов, нейромедиаторов в головном мозге, из-за этого утрачивается способность к концентрации внимания;
  • ишемический инсульт — на его фоне нарушается кровоснабжение мозга, наступает кислородное голодание органа;
  • психологические травмы — психика препятствует сохранению болезненной информации, вытесняет ее в бессознательное. С такой реакцией связан феномен, когда человек в состоянии аффекта не может вспомнить, что произошло в течение нескольких минут;
  • черепно-мозговые травмы ухудшают кратковременную память;
  • вредные привычки (курение, употребление алкоголя, наркотиков) улучшают снабжение мозга кислородом.

Проблемы с кратковременной памятью возникают на фоне появления опухолей в головном мозге, а также при болезни Альцгеймера, шизофрении. Причиной забывания только что случившихся событий может быть сильное физическое истощение, нехватка сна, тяжелые инфекционные процессы (ВИЧ, туберкулез, сифилис).

Заподозрить нарушение можно по отсутствию логики во время рассуждений, спутанности мыслей и сознания, отрывочным воспоминаниям. У человека с проблемой ухудшается зрение — мельтешат мушки перед глазами, появляются расплывчатые картины. Возникают и другие симптомы аномалии:

  • подавленное состояние, повышенная тревожность;
  • ухудшаются мыслительные и познавательные способности, процесс восприятия, овладения навыкам;
  • возникает спазм мышц, нарушается координация движений.

Ухудшение кратковременной памяти отражается на качестве жизни, сильно снижая его. При первых же трудностях с запоминанием необходимо обследоваться и, при необходимости, пройти лечение.

Диагностика при снижении способности к краткосрочному запоминанию предполагает:

  • определение объема и длительности хранения полученной информации;
  • исследование основных процессов памяти — запоминания, сохранения, воспроизведения.

Для диагностики каждого из компонентов кратковременной памяти используют:

  • метод угадывания Хинрикса (для исследования длительности);
  • тесты Джекобса, Сперлинга, Вучетича/Зинченко;
  • тест Лурии/Леонтьева пиктограммы Высоцкого (процесс запоминания);
  • метод Эббингауза (сохранение);
  • процесс воспроизведения информации исследуется с использованием методов заданного эталона, реконструкции, сбережения, последовательного воспроизведения.

Каждая из применяемых диагностических методик осуществляет валеологическую оценку кратковременной памяти с учетом физиологических факторов. Диагност принимает во внимание возраст, пол, состояние здоровья в момент исследования и наличие хронических патологий. Для получения максимально достоверных результатов тестирование повторяют несколько раз.

В некоторых случаях нейропсихологической диагностики может оказаться недостаточно. При подозрении на органические поражения мозга, при которых нарушается кратковременная память, врачи рекомендуют пройти нейросонографию, МРТ головного мозга, электроэнцефалограмму.

Виды памяти и их особенности (Немов Р. С.)

Классификация ви­дов памяти по органам чувств и использованию мнемических средств: образ­ная, словесно-логическая, двигательная, эмоциональная, произвольная и не­произвольная, механическая и логическая, непосредственная и опосредство­ванная. Особенности кратковременной памяти, ее объем, механизмы, связь с сознанием. Явление замещения — замены информации в переполненной по объему кратковременной памяти. Трудности механического запоминания имен, фамилий и явление замещения. Акустическое перекодирование информации в кратковременной памяти. Связь кратковременной памяти с долговременной, их относительная независимость. Подсознательный характер долговременной памяти человека. Связь долговременной памяти с речью и мышлением, в час­тности с внутренней речью. Смысловая организация материала в долговремен­ной памяти.
Существует несколько оснований для классификации видов человеческой памяти. Одно из них — деление памяти по време­ни сохранения материала, другое — по преобладающему в про­цессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору. В первом случае выделяют мгновенную, кратко­временную, оперативную, долговременную и генетическую память. Во втором случае говорят о двигательной, зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной, эмоциональной и дру­гих видах памяти. Рассмотрим и дадим краткое определение основным из названных видов памяти.

Мгновенная,

или
иконическая,
память связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной ин­формации. Эта память — непосредственное отражение инфор­мации органами чувств. Ее длительность от 0,1 до 0,5 с. Мгно­венная память представляет собой полное остаточное впечатле­ние, которое возникает от непосредственного восприятия сти­мулов. Это — память-образ.

Кратковременная

память представляет собой способ хране­ния информации в течение короткого промежутка времени. Дли­тельность удержания мнемических следов здесь не превышает нескольких десятков секунд, в среднем около 20 (без повторе­ния). В кратковременной памяти сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Эта память работает без предварительной сознатель­ной установки на запоминание, но зато с установкой на после­дующее воспроизведение материала. Кратковременную память характеризует такой показатель, как объем. Он в среднем равен от 5 до 9 единиц информации и определяется по числу единиц информации, которое человек в состоянии точно воспроизве­сти спустя несколько десятков секунд после однократного предъ­явления ему этой информации.

Кратковременная память связана с так называемым актуаль­ным сознанием человека. Из мгновенной памяти в нее попада­ет только та информация, которая сознается, соотносится с ак­туальными интересами и потребностями человека, привлекает к себе его повышенное внимание.

Оперативной

называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного сро­ка, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, встав­шей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи. После этого информация может исчезать из оператив­ной памяти. Этот вид памяти по длительности хранения ин­формации и своим свойствам занимает промежуточное поло­жение между кратковременной и долговременной.

Долговременная

это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроиз­водиться человеком сколько угодно раз без утраты. Более того, многократное и систематическое воспроизведение данной инфор­мации только упрочивает ее следы в долговременной памяти. По­следняя предполагает способность человека в любой нужный момент припомнить то, что когда-то было им запомнено. При пользовании долговременной памятью для припоминания неред­ко требуется мышление и усилия воли, поэтому ее функциониро­вание на практике обычно связано с двумя этими процессами.

Генетическую память

можно определить как такую, в кото­рой информация хранится в генотипе, передается и воспроиз­водится по наследству. Основным биологическим механизмом запоминания информации в такой памяти являются, по-види­мому, мутации и связанные с ними изменения генных структур. Генетическая память у человека — единственная, на которую мы не можем оказывать влияние через обучение и воспитание.

Зрительная память

связана с сохранением и воспроизведе­нием зрительных образов. Она чрезвычайно важна для людей любых профессий, особенно для инженеров и художников. Хо­рошей зрительной памятью нередко обладают люди с эйдетиче­ским восприятием, способные в течение достаточно продолжи­тельного времени «видеть» воспринятую картину в своем вооб­ражении после того, как она перестала воздействовать на орга­ны чувств. В связи с этим данный вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению. На ней осно­ван, в частности, процесс запоминания и воспроизведения ма­териала: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит.

Слуховая память

это хорошее запоминание и точное вос­произведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых. Она необходима филологам, людям, изучающим ино­странные языки, акустикам, музыкантам. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тес­ным образом связана со словом, мыслью и логикой. Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий ею, быстро и точно может запомнить смысл событий, логику рас­суждений или какого-либо доказательства, смысл читаемого текс­та и т.п. Этот смысл он может передать собственными словами, причем достаточно точно. Этим типом памяти обладают уче­ные, опытные лекторы, преподаватели вузов и учителя школ.

Двигательная память

представляет собой запоминание и со­хранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участ­вует в формировании двигательных, в частности трудовых и спор­тивных, умений и навыков. Совершенствование ручных движе­ний человека напрямую связано с этим видом памяти.

Эмоциональная память

это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти непос­редственно основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запомина­ется им без особого труда и на более длительный срок.

Осязательная, обонятельная, вкусовая

и другие виды памяти особой роли в жизни человека не играют, и их возможности по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоцио­нальной памятью ограничены. Их роль в основном сводится к удовлетворению биологических потребностей или потребностей, связанных с безопасностью и самосохранением организма.

По характеру участия воли в процессах запоминания и восп­роизведения материала память делят на непроизвольную

и
произ­вольную.
В первом случае имеют в виду такое запоминание и воспроизведение, которое происходит автоматически и без осо­бых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой специальной мнемической задачи (на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение). Во втором случае такая за­дача обязательно присутствует, а сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий.

Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное, во многих случаях жизни оно превос­ходит его. Установлено, например, что лучше непроизвольно за­поминается материал, который является объектом внимания и сознания, выступает в качестве цели, а не средства осуществле­ния деятельности. Непроизвольно лучше запоминается также ма­териал, с которым связана интересная и сложная умственная ра­бота и который для человека имеет большое значение. Показано, что в том случае, когда с запоминаемым материалом проводится значительная работа по его осмыслению, преобразованию, клас­сификации, установлению в нем определенных внутренних (струк­тура) и внешних (ассоциации) связей, непроизвольно он может запоминаться лучше, чем произвольно. Это особенно характерно для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Рассмотрим теперь некоторые особенности и взаимосвязь двух основных видов памяти, которыми человек пользуется в по­вседневной жизни: кратковременной и долговременной.

Объем кратковременной памяти

индивидуален. Он характе­ризует природную память человека и обнаруживает тенденцию к сохранению в течение всей жизни. Им в первую очередь оп­ределяется механическая память, ее возможности. С особенно­стями кратковременной памяти, обусловленными ограничен­ностью ее объема, связано такое свойство, как
замещение.
Оно проявляется в том, что при переполнении индивидуально огра­ниченного объема кратковременной памяти человека вновь по­ступающая информация частично вытесняет хранящуюся там, и последняя безвозвратно исчезает, забывается, не попадает в долговременное хранилище. Это, в частности, происходит тог­да, когда человеку приходится иметь дело с такой информа­цией, которую он не в состоянии полностью запомнить и кото­рая ему предъявляется непрерывно и последовательно.

Почему, например, мы так часто испытываем серьезные труд­ности при запоминании и сохранении в памяти имен, фамилий и отчеств новых для нас людей, с которыми нас только что позна­комили? По-видимому, по той причине, что объем информации, имеющейся в этих словах, находится на пределе возможностей кратковременной памяти, и если к нему добавляется новая ин­формация (а это как раз и происходит, когда представленный нам человек начинает говорить), то старая, связанная с его име­нем, вытесняется. Непроизвольно переключая внимание на то, что говорит человек, мы тем самым перестаем повторять его имя, фамилию и отчество и в результате скоро о них забываем.

Кратковременная память играет большую роль в жизни че­ловека. Благодаря ей перерабатывается самый большой объем информации, сразу отсеивается ненужная и остается потенци­ально полезная. Вследствие этого не происходит информаци­онной перегрузки долговременной памяти излишними сведе­ниями, экономится время человека. Кратковременная память имеет большое значение для организации мышления; материа­лом последнего, как правило, становятся факты, находящиеся или в кратковременной, или в близкой к ней по своим характе­ристикам оперативной памяти.

Данный вид памяти активно работает и в процессе общения человека с человеком. Установлено, что в том случае, когда впер­вые встретившихся людей просят рассказать о своих впечатле­ниях друг о друге, описать те индивидуальные особенности, ко­торые они во время первой встречи заметили друг у друга, в среднем ими называется обычно такое количество черт, кото­рое соответствует объему кратковременной памяти, т.е. 7+2.

Без хорошей кратковременной памяти невозможно нормаль­ное функционирование долговременной памяти. В последнюю может проникнуть и надолго отложиться лишь то, что когда-то было в кратковременной памяти. Иначе говоря, кратковремен­ная память выступает в роли обязательного промежуточного хра­нилища и фильтра, который пропускает нужную, уже отобран­ную информацию в долговременную память.

Переход информации из кратковременной в долговремен­ную память связан с рядом особенностей. В кратковременную память попадают последние 5 или 6 единиц информации, по­ступившие через органы чувств, они-то и проникают в первую очередь в долговременную память. Сделав сознательное уси­лие, повторяя материал, можно удерживать его в кратковре­менной памяти и на более длительный срок, чем несколько де­сятков секунд. Тем самым можно обеспечить перевод из крат­ковременной в долговременную память такого количества ин­формации, которое превышает индивидуальный объем кратко­временной памяти. Этот механизм лежит в основе запоминания путем повторения.

Обычно же без повторения в долговременной памяти оказы­вается лишь то, что находится в сфере внимания человека. Дан­ную особенность кратковременной памяти иллюстрирует сле­дующий опыт. В нем испытуемых просят запомнить всего лишь 3 буквы и спустя примерно 18 с воспроизвести их. Но в интер­вале между первичным восприятием этих букв и их припоми­нанием испытуемым не дают возможности повторять эти бук­вы про себя. Сразу же после предъявления трех разных букв им предлагается в быстром темпе начать вести обратный счет трой­ками, начиная с какого-нибудь большого числа, например с 55. В этом случае оказывается, что многие испытуемые вообще не в состоянии запомнить данные буквы и безошибочно их восп­роизвести через 18 с. В среднем в памяти людей, прошедших через подобный опыт, сохраняется не более 20% первоначаль­но воспринятой ими информации.

Многие жизненные психологические проблемы, казалось бы, связанные с памятью, на самом деле зависят не от памяти как таковой, а от возможности обеспечить длительное и устойчивое внимание человека к запоминаемому или припоминаемому ма­териалу. Если удается обратить внимание человека на что-либо, сосредоточить его внимание на этом, то соответствующий ма­териал лучше запоминается и, следовательно, дольше сохраня­ется в памяти. Этот факт можно проиллюстрировать с помощью следующего опыта. Если предложить человеку закрыть глаза и неожиданно ответить, например, на вопрос о том, какого цве­та, формы и какими другими особенностями обладает предмет, который он не раз видел, мимо которого неоднократно прохо­дил, но который не вызывал к себе повышенного внимания, то человек с трудом может ответить на поставленный вопрос, не­смотря на то, что видел этот предмет множество раз. Многие люди ошибаются, когда их просят сказать, какой цифрой, рим­ской или арабской, изображена на циферблате их механических ручных часов цифра 6. Нередко оказывается, что ее на часах нет вообще, а человек, десятки и даже сотни раз смотревший на свои часы, не обращал внимание на этот факт и, следова­тельно, не запомнил его. Процедура введения информации в кратковременную память и представляет собой акт обращения на нее внимания.

Одним из возможных механизмов кратковременного запо­минания является временное кодирование,

т.е. отражение запо­минаемого материала в виде определенных, последовательно расположенных символов в слуховой или зрительной системе человека. Например, когда мы запоминаем нечто такое, что мож­но обозначить словом, то мы этим словом, как правило, поль­зуемся, мысленно произнося его про себя несколько раз, при­чем делаем это или осознанно, продуманно, или неосознанно, механически. Если требуется зрительно запомнить какую-либо картину, то, внимательно посмотрев на нее, мы обычно закры­ваем глаза или отвлекаем внимание от разглядывания для того, чтобы сосредоточить его на запоминании. При этом мы обяза­тельно стараемся мысленно воспроизвести увиденное, предста­вить его зрительно или выразить его смысл словами. Часто для того, чтобы нечто действительно запомнилось, мы стараемся по ассоциации с ним вызвать у себя определенную реакцию. Порождение такой реакции следует рассматривать как особый психофизиологический механизм, способствующий активизации и интегрированию процессов, служащих средством запомина­ния и воспроизведения.

Тот факт, что при введении информации в долговременную память она, как правило, перекодируется в акустическую форму, доказывается следующим экспериментом. Если испытуемым зри­тельно предъявить значительное количество слов, заведомо пре­вышающих по своему числу объем кратковременной памяти, и затем проанализировать ошибки, которые они допускают при ее воспроизведении, то окажется, что нередко правильные буквы в словах замещаются теми ошибочными буквами, которые близки к ним по звучанию, а не по написанию. Это, очевидно, характер­но только для людей, владеющих вербальной символикой, т.е. звуковой речью. Люди, глухие от рождения, не нуждаются в том, чтобы преобразовать видимые слова в слышимые.

В случаях болезненных нарушений долговременная и крат­ковременная память могут существовать и функционировать как относительно независимые. К примеру, при таком болезнен­ном нарушении памяти, которое именуется ретроградной ам­незией, страдает в основном память на недавно произошедшие события, но обычно сохраняются воспоминания о тех событи­ях, которые имели место в далеком прошлом. При другом виде заболевания, также связанном с нарушениями памяти, — антероградной амнезии — сохранной остается и кратковременная, и долговременная память. Однако при этом страдает способ­ность ввода новой информации в долговременную память.

Вместе с тем оба вида памяти взаимосвязаны и работают как единая система. Одна из концепций, описывающая их совмест­ную, взаимосвязанную деятельность, разработана американскими учеными р. аткинсоном и Р. Шифрином. Она схематически пред­ставлена на рис. 42. В соответствии с теорией названных ав­торов долговременная память представляется практически не ограниченной по объему, но обладает ограниченными возмож­ностями произвольного припоминания хранящейся в ней ин­формации. Кроме того, для того чтобы информация из кратко­временного хранилища попала в долговременное, необходимо, чтобы с ней была проведена определенная работа еще в то вре­мя, когда она находится в кратковременной памяти. Это работа по ее перекодированию, т.е. переводу на язык, понятный и до­ступный мозгу человека. Данный процесс в чем-то аналогичен тому, который происходит при вводе информации в электрон­но-вычислительную машину. Известно, что все современные ЭВМ способны хранить информацию в двоичных кодах, и для того чтобы память машины сработала, любые вводимые в нее сведения должны быть представлены в таком виде.

Во многих жизненных ситуациях процессы кратковремен­ной и долговременной памяти работают во взаимосвязи и па­раллельно. Например, когда человек ставит перед собой задачу запомнить что-либо такое, что заведомо превосходит возмож­ности его кратковременной памяти, он часто сознательно или бессознательно обращается к использованию приема смысло­вой обработки и группировки материала, который облегчает запоминание. Такая группировка в свою очередь предполагает ис­пользование долговременной памяти, обращение к прошлому опыту, извлечение из него необходимых для обобщения знаний и понятий, способов группировки запоминаемого материала, сведения его к количеству смысловых единиц, не превышаю­щих объема кратковременной памяти.

Рис. 42. Схема памяти по Р. Аткинсону и Р. Шифрину. Взаимосвязанная работа кратковременной и долговременной памяти, включающая вытеснение, повто­рение и кодирование как частные процессы, составляющие работу памяти

Перевод информации из кратковременной в долговремен­ную память нередко вызывает затруднения, так как для того, чтобы это наилучшим образом сделать, необходимо сначала ос­мыслить и определенным образом структурировать материал, связать его с тем, что человек хорошо знает. Именно из-за не­достаточности этой работы или из-за неумения ее осуществлять быстро и эффективно память людей кажется слабой, хотя на самом деле она может обладать большими возможностями.

Рассмотрим теперь особенности и некоторые механизмы ра­боты долговременной памяти.

Эта память обычно начинает фун­кционировать не сразу после того, как человеком был воспри­нят и запомнен материал, а спустя некоторое время, необходи­мое для того, чтобы человек внутренне смог переключиться с одного процесса на другой, с запоминания на воспроизведение. Эти два процесса не могут происходить параллельно, так как структура их различна, а механизмы несовместимы, противо­положно направлены. Акустическое кодирование характерно для перевода информации из кратковременной в долговременную память, где она уже хранится, вероятно, не в форме звуковых, а в виде смысловых кодов и структур, связанных с мышлением. Обратный процесс предполагает перевод мысли в слово.

Если, например, после некоторого количества прочтений или прослушиваний мы попытаемся через некоторое время воспро­извести длинный ряд слов, то так же обычно совершаем ошибки, как и тогда, когда не срабатывает при запоминании кратковре­менная память. Однако эти ошибки бывают иными. В большин­стве случаев вместо забытых слов при воспоминании мы исполь­зуем другие, близкие к ним не по звучанию или написанию, а по смыслу. Часто бывает так, что человек, будучи не в состоянии точно вспомнить забытое слово, вместе с тем хорошо помнит его смысл, может передать его иными словами и уверенно отвергает другие, не похожие на данное слово сочетания звуков. Благодаря тому, что смысл вспоминаемого приходит на память первым, мы в конечном счете можем вспомнить желаемое или по крайней мере заменить его тем, что достаточно близко к нему по смыслу. Если бы этого не было, то мы бы испытывали огромные трудно­сти при припоминании и часто терпели неудачу. На этой же осо­бенности долговременной памяти, вероятно, основан процесс уз­навания когда-то виденного или слышанного.

Литература

Блонский П.П.

Избранные педагогические и психологиче­ские сочинения. — Т. II. — М., 1979.
(Память и мышление: 118— 341. Память. Припоминание: 341—366.)
Вейн А.М., Каменецкая Б.И.

Память человека. — М., 1973.
(Виды памяти: 99—113. Возрастные изменения памяти: 114—121.)
Зинченко П.И.

Непроизвольное запоминание. — М., 1961.
(Проблема непроизвольного и произвольного запоминания в психо­логии: 9—137. Непроизвольное запоминание и деятельность: 141— 221. Непроизвольное запоминание и мотивация: 222—241. Сравне­ние непроизвольного и произвольного запоминания: 245—425. Раз­витие памяти: 425—514.)
Ипполитов Ф.В.

Память школьника. — М., 1978.
(Советы по улучшению памяти: 28—45.)
Клацки Р.

Память человека. Структуры и процессы. — М., 1978.
(Кратковременная память: 83—159. Долговременная память:
160—215. Запоминание: 216—236. Припоминание (воспроизведение):

237—271. Память и зрение: 272—291.)

Леонтьев А.Н.

Избранные психологические произведения:

В 2 т. — М., 1983. — Т. I. (Развитие высших форм запоминания:

31-64.)

Ляудис В.Я.

Память в процессе развития. — М., 1976.
(Разви­тие памяти: 8—37, 94—137. Произвольное запоминание: 38—93. Связь кратковременной и долговременной памяти: 138—219. Раз­витие памяти в процессе обучения: 220—246.)
Механизмы памяти. Руководство по физиологии. — Л., 1987. (Память, ее функции и связь с работой мозга: 7—20. Эмоции и регуляция памяти: 325—351. Нейропсихологическая регуляция па­мяти: 351—356. Психофизиологические аспекты модуляции памя­ти: 374-388.)

Николов Н., Нешев Г.

Загадка тысячелетий. Что мы знаем о памяти. — М., 1988.
(Механизмы памяти: 67—83.)
Общая психология. — М., 1986. (Память: 291—321.)

Познавательная активность в системе процессов памяти. — М., 1989. (Деятельностный подход к памяти: 7—10. Связь позна­вательной активности и памяти: 10—24. Связь произвольного и непроизвольного запоминания: 25—43.)

Развитие памяти. — Рига, 1991. (Что такое память: 5—10. Парадоксы памяти: 11—117. Память глазами физиолога: 18—30. Память глазами психолога: 31—42. Можно ли тренировать па­мять: 43—47. Какая у меня память: 48—53.)

Развитие творческой активности школьников. — М., 1991. (Развитие памяти: 126—149.)

Смирнов А.А.

Избранные психологические труды: В 2 т. — Т. II. — М., 1987.
(Проблемы психологии памяти: 5—294. О неко­торых корреляциях в области памяти: 316—327.)
––

Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с. С. 219-228.

Как развивается кратковременная память

Улучшить когнитивные способности и сделать кратковременную память лучше можно при помощи регулярных тренировок. Неврологи и нейропсихологи рекомендуют:

  • онлайн-тренажеры для мозга;
  • метод многократного повторения (воспроизводить одну и ту же информацию с интервалом в несколько часов, дней);
  • упрощать (укрупнять) материал так, чтобы его было легче запомнить;
  • использовать образное и ассоциативное мышление;
  • добавлять эмоциональный компонент, делая информацию более яркой.

Большую пользу приносят интеллектуальные игры, заучивание стихов, изучение иностранных языков.

Принцип улучшения памятиСпособ улучшения памяти
интересинтересное легко запоминается
осмыслениеглубоко осознанная информация хорошо запоминается
установкаесли человек настроен запомнить информацию, то она хорошо усваивается
действиеинформация, которую можно применить на практике, усваивается очень хорошо
контекстассоциативное связывание помогает запомнить информацию
торможениепри изучении новой информации старая “перекрывается”
повторениеповторение помогает хорошо усвоить информацию
оптимальная длина рядаинформация, которую необходимо усвоить, не должна быть намного длиннее объема кратковременной памяти

Образ жизни человека тоже отражается на способности к запоминанию. Поэтому специалисты рекомендуют:

  • отказаться от вредных привычек — курения, алкоголизма, наркомании;
  • спать не менее 7-8 часов в сутки;
  • гулять на свежем воздухе не менее 1 часа в день;
  • избегать стрессовых ситуаций;
  • чередовать умственные и физические нагрузки;
  • питаться сбалансировано.

Неврологи пациентам с начинающимися когнитивными проблемами назначают курс лечения препаратами для улучшения мозгового кровообращения. При наличии опухоли рассматривается вопрос об операции. В большинстве случаев комплексный подход дает возможность восстановить кратковременную память или замедлить ее снижение.

Ирина Шербул

При каких болезнях нарушаются долговременная и кратковременная виды памяти

Аномальное функционирование памяти принято разделять на:

  • гипомнезии (состояния, при которых нарушена долговременная и кратковременная виды памяти);
  • гипермнезии (патологическое обострение памяти);
  • парамнезии (воспроизведение воспоминаний носит сильно искаженный характер).

К гипомнезиям приводят, как правило:

  • интоксикации;
  • ЧМТ;
  • сосудистые поражения мозга.

Причиной гипермнезии, в большинстве случаев, становятся нарушения работы мозга, связанные с приемом определенных психоактивных соединений, парафреническом синдроме, прогрессивном параличе.

Парамнезии являются частым симптомом экзогенных психических расстройств.

Классификация видов памяти в психологии

К свойственным, помимо человека, и другим организмам относятся генетическая и механическая память. Первая из них хранится в генотипе живого организма и передается по наследству. На нее невозможно оказать никакого влияния известными нам методами. Механическая память представляет собой способность к обучению, основанную на повторениях, без осмысления и осознания действий.

В зависимости от того, какой из органов чувств принимает наибольшее участие в процессе запоминания, выделяют следующие типы памяти: слуховую, зрительную и осязательную. По продолжительности хранения информации она делится на долгосрочную и кратковременную.

Также классификация видов памяти производится по типу мышления человека. Согласно ей, выделяют ассоциативную, логическую, опосредованную память.

Первый вид представляет собой процесс усваивания информации за счет построения некой цепочки ассоциаций. Так, например, когда человек изучает иностранный язык, то или иное слово может показаться по произношению похожим на русское. Таким образом, запомнить его будет намного легче.

Логическая память построена на смысловой взаимосвязи различных элементов, которые необходимо запомнить. Поняв причинно-следственные зависимости, человек легко усвоит необходимую ему информацию.

Опосредованная память основывается на сопоставлении новых знаний с уже имеющимся у человека жизненным опытом. Она включает в себя и логическую, и ассоциативную память.

От того, насколько целенаправленно происходит усваивание информации человеком, выделяют такие виды памяти в психологии, как произвольную и непроизвольную. В первом случае знания фиксируются случайно, автоматически. Непроизвольная память же предполагает целенаправленную концентрацию внимания человека для сохранения необходимой информации.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]