Для психологов: личная терапия и супервизия в психологическом консультировании


Зачем нужна супервизия в психологии?

Представьте: вас научили теории, на практике показали некоторые техники, вы их, возможно, тренировали в группе, и вам даже (бывает далеко не во всех вузах) помогли осознать ваши личные переживания в связи с этими техниками.

А конкретнее – вам удалось уловить связь между тем, что вы лично переживаете как человек, как личность (у которой не может не быть своих проекций, ожиданий, фантазий, травм и всего того, с чем работать придется всю жизнь) и вашим восприятием тех или иных методик, вашим поведением как терапевта, психолога.

Но уловить принципиальную связь — одно, а научится отслеживать свои собственные внутренние переживания, эмоции, уметь осознавать, как конкретно взаимодействует в этом процессе «мое» с «его, клиента» – совсем другое, и этому придется учиться. Ведь не сразу же, например, после объяснения теории автовождения и пары практических уроков, вы сели и поехали?

Нет, вам наверняка пришлось немало километров намотать по городу вместе с инструктором, чтобы привыкнуть видеть знаки, смотреть в зеркала, грамотно оценивать скорость, свою и чужую, расстояние до других участников движения и свое поведение на дороге.

Умение осознавать свои реакции именно в контакте с клиентом (параллельно не теряя способности осознавать и реакции клиента) – это та привычка, которую и помогает выработать психолог-супервизор.

Я много раз задавал себе вопрос – можно ли выработать эту привычку навсегда? Есть ли такое состояние, в котором супервизия для психолога, даже изредка, была бы уже не нужна?

И пришел к ответу, что вряд ли. Бывают длительные периоды работы, когда все идет вполне успешно, психолога не беспокоят никакие серьезные личные проблемы, он достаточно проработан в своей личной терапии, чтобы не натыкаться на одни и те же грабли не только в собственной жизни, но и с клиентами, и, казалось бы – чего еще желать?

Но даже в таких случаях, когда есть практика, опыт, собственная проработанность, всегда найдется клиент-вызов, всегда найдется трудный случай или, возможно, трудный именно для вас как для психолога.

На самом деле – это очень хорошо, что такие случаи находятся. Потому что в них есть многое – возможность осознать себя на новом уровне, мотив узнавать какие-то новые приемы работы, обратиться к более опытным коллегам, мотив искать, пробовать, прикладывать собственные творческие ресурсы, проработать еще не проработанные задачи.

Почему я считаю, что индивидуальная терапия для психолога – обязательна?

Мне хотелось бы в этой части остановиться на одном моменте: некоторые выпускники вузов всерьез считают, что индивидуальная терапия для психолога – вещь необязательная. Ну, подумаешь, есть проблемы – а у кого их нет?

Логика, которой они руководствуются, примерно такая: «Ну не было же у меня там каких-то ужасных травм? Никто не избивал, насилия не было, детство вроде вполне обычное, ну да, не клеится личная жизнь и уверенности не так чтобы хватает, но какие мои годы-то? Со временем рассосется…»

Но дело совсем не в «ужасных травмах» и не в том, что кто-то требует от психолога обязательно счастливой и устроенной личной жизни вот прямо по окончании вуза. Дело в другом. В умении встречаться со своими болезненными эмоциями. В умении контактировать с ними в присутствии другого и с другим по их поводу. В том, чтобы понимать – как чувствует себя клиент? Как работает психологическое консультирование и психотерапия именно изнутри?

Когда этого опыта нет, психолог не может знать, как работают те или иные методики. Психотерапия – не сборка механизма по инструкции. Если психолог избегает личной терапии, это означает, что внутри себя он отвергает саму клиентскую позицию, считает ее «ниже своего достоинства». Тогда как он относится к клиенту?

Я реально не знаю ни одной причины, по которой индивидуальная терапия для психолога оказалась бы не нужна.

«Нет проблем»?

Если вы успокаиваете (а точнее, обманываете себя) подобным способом, значит, вы не развиваетесь и не продвигаетесь на иные уровни осознанности и бытия. Наличие проблем (если вам не очень нравится это слово – назовем их задачами) означает мотив развиваться и повышать качество собственной жизни.

Если у вас нет этого мотива – что вы можете дать клиенту? Что будет чувствовать клиент рядом с тем, кто или не признает собственных задач развития или просто не развивается?

«Я достаточно проработан»?

Пока мы живы, вряд ли бывает достаточно. Это, опять же, про отсутствие развития, только по иной причине. Возможно, вы занимались собой и действительно смогли разгрузить основной багаж базовых травм. Но кто сказал, что по мере жизни не возникают новые задачи? Возможно, это про ваш страх перед чем-то новым, страх потерять некое устойчивое положение вещей? Как только вы решили остановиться на достигнутом – вы начали регрессировать. Человек – существо динамическое, он все время в движении. И если у него нет новых целей и новых препятствий – выходит, он уверенно деградирует, увы.

«Ну что мне могут сказать нового»?

Разве вы относитесь к психотерапии и консультированию как к волшебной таблетке? Не вам должны сказать новое, а вы – сами себе. И только вы можете этого захотеть. Ваш личный терапевт вряд ли обязан быть умнее вас по каким-то «объективным» критериям. Он должен лишь уметь предъявить вам вас самого, а от вас требуется только готовность это увидеть. Почему вы не хотите этого видеть – вопрос к вам.

«У меня достаточно знаний, я сам разберусь»?

Возможно, и разберетесь. Но тогда зачем работать психологом и доказывать другим, что это эффективно? Ваши потенциальные клиенты говорят именно это – «я сам разберусь». Зачем же их разубеждать и писать на форумах об эффективности психотерапии, вашего подхода и вас конкретно? А если вы считаете, что вся разница только в полученных знаниях – тогда отправляйте клиента учиться психологии. Вы имеете право рекомендовать клиенту только те способы, в которых уверены сами.

«Меня будут осуждать и критиковать»?

И такое я слышал от психологов. Если это ваш случай — остается только о вашем собственном отношении к клиентам. Надеюсь, всем читающим психологам известно о механизме проекции.

«Наверное, это еще не та проблема, в которую стоит вкладывать деньги»?

Тут оттенков много. От «она покажется терапевту незначительной» (опять проекции и домысливания) до «ну ведь все еще пока не критично». Однако, когда будет совсем плохо, возможно, вам понадобятся уже врачи. Не исключено, что это тоже будет ценный опыт, который приведет вас к пониманию того, на какой стадии развития проблемы стоит искать обратной связи о себе самом. Но стоит ли идти путем такого опыта – решать вам. Возможно, более экологично – действовать «на опережение», а не ждать, пока «гром грянет».

Понятно, что вышенаписанное не значит, что психологу придется ходить на терапию годами раз в неделю как на работу, причем всю жизнь. На все есть свое время, свои периоды, свои запросы.

Когда-то мы проживаем отрезки своей жизни, наслаждаясь полученными эффектами от всех наших предыдущих вложений в себя. Но когда-то все равно наступает новый этап, выходят на первый план новые потребности, а с ними и новые препятствия.

И именно препятствия позволяют нам лучше узнать самих себя. Стоит ли психологу избегать этого процесса? И отказываться от способа решения своих задач, который он сам же пропагандирует? – вам решать, что вы сами считаете наиболее логичным и обоснованным.

Я считаю личную терапию обязательным условием профпригодности психолога. И в своем проекте дистанционной психологической помощи онлайн, при обсуждении возможности совместной работы с коллегой-психологом, всегда интересуюсь фактом и количеством часов личной терапии.

Обсуждение возможности работы происходит только при минимальном, по моим меркам, количестве часов личной терапии у психолога, которое необходимо для того, чтобы выпускник психологического вуза мог прочувствовать это изнутри и разобраться со своим отношением к клиентской позиции, а также хотя бы начать разбирать свои основные задачи.

Комитет по личной терапии

Главная / Комитеты / Комитет по личной терапии

Обучающая личная терапия, это вид комплексного психотерапевтического процесса, направленного на познание личности представителя помогающих профессий, повышения качества его работы и профилактики профессионального «выгорания». Обучающая личная терапия (син. тренинговая терапия, учебная терапия, самопознание для психотерапевтов, личностная терапия) является неотъемлемой частью психотерапевтического образования.

Решением Комитета модальностей Общероссийской Профессиональной Психотерапевтической Лиги от 27 мая 2015 введены новые стандарты подготовки психотерапевтов. Обучающая личная терапия становится обязательным элементом подготовки Специалиста.

Общим стандартом минимального объема часов личной терапии для Специалиста установлено — 50 часов.

Обучающая личная терапия психолога/психотерапевта/специалиста — обязательный компонент профессиональной подготовки, включающий с одной стороны, обучение ведению терапии, с другой — клиентский опыт, предполагающий:

  • познание границ и ресурсов личности;
  • проработку паттернов поведения;
  • формирование восприимчивости к элементам психотерапевтического процесса и навыки супервизии;
  • формирование глубинного понимания психотерапевтических практик;
  • решение личных запросов;
  • проработку личностных ограничений, влияющих на самостоятельную успешную психотерапевтическую деятельность;
  • профилактику синдрома эмоционального «выгорания»;
  • формирование навыков рефлексии.

Переходный период по аккредитации Личных терапевтов по Программе грандперентинга ОППЛ продлится до конца 2021 года.

Всем кандидатам в Личные терапевты и личным терапевтам, участникам программы признания (грандперентинга), необходимо пройти специальное образование. Образование состоит из 3 блоков: 2 ступеней и экзамена.

Описание и расписание программы подготовки обучающих личных терапевтов ППЛ на taplink.cc

Комитет по обучающей личной терапии организован решением съезда Общероссийской Профессиональной Психотерапевтической Лиги от 15 октября 2014 года.

Комитет по обучающей личной терапии является постоянно действующим органом Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги.

Цели работы Комитета:

  • Повышение уровня профессионализма и способствование личностному росту членов ОППЛ.
  • Развитие института подготовки обучающих личных терапевтов в рамках Лиги и других профессиональных сообществах.
  • Участие в решении этических конфликтов.
  • Допуск специалистов к самостоятельной практике.

Задачи Комитета:

  • Содействие в подготовке обучающих личных терапевтов в ППЛ и других профессиональных сообществах;
  • Поддержание подготовки обучающих личных терапевтов в ППЛ на высоком профессиональном уровне;
  • Популяризация статуса обучающего личного терапевта;
  • Сбор, анализ информации о подготовке и опыте работы Личных терапевтов в ППЛ и других профессиональных сообществах;
  • Развитие сотрудничества, обмен опытом, создание совместных обучающих программ со специалистами по подготовке Личных терапевтов, практикующих как на территории РФ, так и за ее пределами.

Обязанности членов Комитета:

  • Создание обучающей программы подготовки обучающих личных терапевтов, её внедрение в практику и контроль над её реализацией;
  • Методическое сопровождение Личных терапевтов, организация обучающих семинаров и супервизии. Проведение процедуры присвоения статуса «обучающего личного терапевта ППЛ» в соответствии с «Положением о Личном терапевте ППЛ» (приём, рассмотрение, вынесение решения по заявкам на присвоение статуса «обучающий личный терапевт ППЛ»);
  • Сертификация участников обучающих семинаров, претендующих на получение статуса обучающего личного терапевта;
  • Обеспечение Личных терапевтов накопительными свидетельствами и сертификатами ППЛ;
  • Ведение реестра обучающих личных терапевтов ППЛ;
  • Участие членов Комитета в обучающей Программе подготовки обучающих личных терапевтов.

Коллегия личных терапевтов — адвайзеров является постоянно действующим органом Комитет по обучающей личной терапии Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги. Членами коллегии методом обсуждения и голосования принимаются важные решения, касающиеся внутренних процессов комитета, супервизии практики обучающих личных терапевтов, проведении медиации при возникновении конфликтов, оказании содействия и поддержки обучающих личных терапевтов и их кандидатов и по взаимодействию с другими комитетами и организациями.

Председатель комитета по личной терапии:

Макарова Екатерина Викторовна — MSc., сертифицированный обучающий личный терапевт ППЛ и личный терапевт-адвайзер ППЛ, аккредитованный супервизор ППЛ, преподаватель ППЛ международного уровня, председатель международной секции Общероссийской Профессиональной Психотерапевтической Лиги. Действительный член Профессиональной Психотерапевтической Лиги.

Электронная почта: моб: +

По вопросам работы комитета просим обращаться к ответственному секретарю комитета:

Бадьина Анна СергеевнаЭлектронная почта: моб ссылка WhatsApp wa.me

ПОДРОБНОЕ РАСПИСАНИЕ ПОДГОТОВКИ НА ОБУЧАЮЩЕГО ЛИЧНОГО ТЕРАПЕВТА ППЛ, ПОДРОБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ И РЕГИСТРАЦИЯ НА ОБРАЗОВАНИЕ ЗДЕСЬ

Индивидуальная терапия психолога и супервизия для психолога – сходства, различия, пересечения

Супервизия для психолога и индивидуальная терапия психолога часто пересекаются. Казалось бы, эти вещи легко разграничить, ведь индивидуальная терапия психолога не рассматривает его в качестве профессионала. Но может ли сам психолог вынести за скобки личной терапии свои переживания и как профессионала в том числе?

И наоборот, если, разбирая клиентский случай, психолог осознает свои реакции и прямую их связь со своими личными травмами, нерешенными проблемами, или вообще через призму клиентского случая узнает о том, что еще не решено и не проработано в нем самом, то можно ли в полной мере отделить одно от другого?

Но, тем не менее, различия провести можно.

Во первых, личная терапия и супервизия в психологии отличаются, прежде всего, фокусом внимания. Помним, что в одном случае заявлена личная задача, в другом – профессиональная. И как бы не пересекались личные задачи психолога с профессиональными, психолог-супервизор будет сам удерживать внимание коллеги-клиента на основной точке его запроса или корректировать запрос, если возникает ощущение, что, допустим, у коллеги есть в большей степени потребность решать не ту задачу, на которую изначально был направлен фокус внимания.

Во-вторых, супервизия в психологии имеет обучающую направленность, в отличие от личной терапии. Хотя, безусловно, занимаясь собой, мы попутно можем научиться тем техникам, методикам и стратегиям, что использует наш терапевт, но это скорее – побочный эффект.

В супервизии же вполне реально поставить задачу не только осознать самого себя в контакте с конкретным клиентом, но и получить взгляд другого специалиста на стратегии и техники терапии в отношении этого клиента. И психолог-супервизор, соглашаясь на подобный контекст работы, становится обязан предоставить коллеге свой взгляд, опыт, методы и стратегии терапии.

В-третьих, индивидуальная терапия для психолога – вещь с гораздо более узкими рамками, чем супервизия. Тут много условий, о которых я говорил, в частности, в статье о терапевтическом контракте. И если коллега-психолог запрашивает личную терапию, на него распространяются те же правила и рамки, что и на всех остальных клиентов, аналогично соблюдаются и обязанности терапевта.

С супервизией же ситуация может быть более мягкой. Например, если принято в случае длительной терапии поддерживать отношения только с одним специалистом-психологом, то в случае супервизии психолог-супервизор может быть не один.

Психолог-супервизор также нередко совмещает несколько ролей – например, супервизорами выступают преподаватели, которые, с одной стороны, ставят оценки, принимают зачеты (и куда деться от неизбежностей аттестации при обучении?), с другой – ведут супервизорские группы и индивидуальные супервизии.

Бывает и так, что совмещаются роли «психолог-супервизор» и «работодатель». Такое нередко случается, когда опытный психолог начинает в рамках психологического центра, например, постепенно делегировать поступающих клиентов тем, кто еще начинает свой путь в профессии, параллельно повышая уровень своих сотрудников через супервизии и как бы передавая все то, чему он сам смог научиться, дальше.

Это выгодно всем сторонам – вчерашние студенты получают психологическую практику, которая развита и обеспечена именем и репутацией уже опытного психолога. Организатор же получает дополнительный доход, а также возможность решать более сложные профессиональные задачи (связанные с обучением других специалистов в супервизиях).

Психотерапия для «чайников». Разбираемся в ее методах и направлениях.

Психотерапия — это практика, в результате которой оказывается помощь при большинстве психических, психосоматических и психосоциальных нарушений, которая базируется на научных знаниях и теоретических представлениях, полученных на НАУЧНЫХ ПРИНЦИПАХ.

Это определение ограждает психотерапию от многочисленных восточных практик, основанных на религиозных, а не научных знаниях, и концентрирует нас на двух основных направлениях, имеющих серьёзную научную базу – когнитивно-бихевиоральной терапии (КБТ) и психоанализе.
Пациентам нужно знать основные принципы этих двух разных направлений, чтобы выбрать наиболее соответствующий им самим путь лечения.

В настоящее время КБТ является наиболее популярным направлением. Это связано с тем, что она позволяет дёшево и за короткое время уменьшить силу психического дискомфорта. Принципы КБТ известны с древности, с аполлонической эпохи, когда здравый смысл начали ставить выше иррациональной психики.

В этом направлении все психопатологические явления противопоставляются здравому смыслу, с которым отождествляется личность человека, и который является основным ресурсом борьбы с болезнью.

Согласно представлениям основоположника когнитивной терапии Аарону Беку, основными причинами различных психических расстройств (депрессии, тревоги и т.д.) являются неверные внутренние убеждения, возникшие в раннем детстве, неосознанное применение которых снижает настроение или приводит к другим нежелательным последствиям.

Нахождение и коррекция этих латентных утверждений приводит к устранению эмоционального дискомфорта. Сторонники поведенческой терапии считают поведение и сопутствующие им эмоции результатом научения. Главной задачей в борьбе с психопатологическими расстройствами является переобучение.

КБТ (когнитивно-бихевиоральная терапия)

является простым и эффективным способом лечения депрессии, тревоги, обсессивно-компульсивных расстройств. Она позволяет с частотой 30-60% избавиться от болезненных ощущений и продолжать вести привычный образ жизни.

Методы этого направления применяют и при лечении других психических расстройств. Так, для лечения пограничного расстройства личности создана диалектическая поведенческая терапия. Техники управления своим эмоциональным состоянием важны и для других пациентов (с биполярным расстройством, с психозами), они помогают создать внутреннюю картину заболевания, информируют пациентов о том, где у них имеются зоны снижения толерантности к неприятным эмоциям, и как они могут приближаться к ним или отдаляться. Тем не менее, применимость КБТ в психотерапии тяжелых психических расстройств ограничена.

Развитие психоанализа – второй основной ветви психотерапевтических практик — изначально было связано с изучением психических расстройств.

Зигмунд Фрейд начал создавать свои теории, взаимодействуя с пациентами с неврозом. Психоаналитики второго поколения создали теории о функционировании психики при более тяжелых заболеваниях, в частности, психозах.

Психоанализ

не отстраняется от психопатологических симптомов, более того, он ищет – и в большинстве случаев находит — в них смысл, скрытый для пациента и его окружения. Работая с клиентами, психоаналитики обнаруживают, что психопатология бывает связана с отношениями, конфликтами, дефицитами, с которыми пациенты сталкиваются в семье своего происхождения.
Основным путем излечения пациента является понимание конфликтов и дефицитов своей ранней детской психики, причем, пробираясь по этому пути, клиент обнаруживает неизвестные ему уголки собственной психической жизни, часто настолько важные, что он как будто бы обретает себя. В этом пути он пересматривает свою личную историю и прощает родителей, обретая мир в душе. Он получает новое видение текущей жизни и дара жизни вообще, приближаясь к тому, чтобы с открытым сердцем встречать каждое мгновение жизни, устраняя неосознанность и инфантильность детских паттернов.

КБТ – это отличный метод, подходящий почти каждому, помогающий сохранить хорошее качество жизни Психоанализ – это путь, нелегкий путь, одолеть который в силах не каждый. Но этот путь приводит к Себе Транзактный анализ – это уникальное направление психотерапии, родившееся в недрах психоанализа, но вместившее в себя достоинства КБТ

Что я предлагаю как психолог-супервизор и личный терапевт

В первую очередь, скажу, что супервизия для психолога и личная терапия для коллеги – два, все-таки, разных мира, на мой взгляд.

Если вы решили пройти у меня личную терапию – помимо осознания и решения ваших собственных задач вы вполне можете получить и обучающий эффект. Однако, запрос на личную терапию исключает (как минимум на этот период) наше сотрудничество как коллег.

Если в процессе нашей работы вам также захочется работать в моем проекте в качестве консультанта, мы сможем начать обсуждать эту тему только после завершения вашей личной терапии, при условии корректного завершения терапевтических отношений и некоторой паузы по времени.

Но если у вас нет никакого опыта и для начала есть потребность решить свои задачи – это вполне адекватный путь для начала профессиональной жизни. И я не могу не помнить о личном опыте в этой связи: все мои серьезные продвижения в отношении профессии происходили практически всегда после удачных личных процессов с хорошими терапевтами.

Не всегда это были долгосрочные запросы, но связь между какими-то позитивными сдвигами в профессии и различными формами консультирования и психотерапии, которые я запрашивал – осознаю очень хорошо.

Если у вас уже есть некоторый опыт консультирования и личной терапии, вы нуждаетесь в расширении практики и дальнейшем обучении – смогу быть вам полезным как психолог-супервизор.

Бывает, случается так, что запросы супервизии пересекаются с запросами личного характера. В таких случаях границы и рамки обсуждаются индивидуально, но, как правило, я лишь обозначаю возможное направление работы в личной терапии, которую вы вполне можете проходить у другого терапевта. А основной акцент делаю на осознание себя в работе с клиентом и на техники и стратегии терапии.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]