Обновлено 21 июля 2021 679 Автор: Дмитрий Петров
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Экзистенциализм обычно связывают с мрачным мировосприятием: жизнь — тлен, смысла в ней нет, человек трагически одинок.
Экзистенциальная философия отразила и определила настроение XX века на Западе, когда гуманистические представления о величии человека сильно пошатнулись.
Две мировые войны, изобретение оружия массового поражения, научно-технический прогресс, превращающий дерзкие фантастические идеи в реальность, — все это стало спусковым крючком для экзистенциального восприятия жизни.
Произношение и смысл слова «экзистенциальный»
Для русского языка слово экзистенциализм — труднопроизносимая скороговорка. Многие произносят его с ошибкой, добавляя лишний слог — «экзистенциОНализм». Чтобы правильно употреблять все формы этого слова, нужно понять его происхождение.
Экзистенциализм образован от латинского слова экзистенция (existentia) — существование.
Сложность в том, что синонима для него в русском языке нет, поэтому самыми простыми словами экзистенциализм — это философия существования, а экзистенциальный — это относящийся к существованию.
Общие свойства и связи
Категория на греческом языке означает «обвинение», «суд», «донос», раскрывающий суть в ее истинной форме. Категории — это «именующие слова», которые обозначают суть вещи. Категория понимается М. Хайдеггером как определяющее имя, в котором сущность раскрывается в его истинном существе. Это пояснительное определение бытия возникает как определяющее «молчаливое имя». Эта концептуальная природа, в свою очередь, неисследованна и присутствует во всех изречениях, с которыми мы знакомы. Если категории не выражены в изречениях, то они несут с собой каждое изречение, следовательно, возникает основание для каждого суждения.
M. Хайдеггер является представителем экзистенциалистской философии середины XX века. Он был одним из «духовных гуру» национал-социалистической идеологии в Германии. Именно он ввел понятие «экзистенциальный».
Экзистенциальное и категориальное признаются философом двумя фундаментальными единицами онтологии, на основе которых реализуется способность к формированию двух возможных типов: на основе экзистенциально-феноменологического анализа и категориального анализа.
Экзистенциальное — это определенная альтернатива категории, точно так же, как категория является альтернативой экзистенциальной. Тем не менее, они сопоставимы по основному контуру своего бытия.
Экзистенциализм — это…
Экзистенциализм — это направление, в котором предметом изучения становится существование человека с его обыкновенными проблемами, трагедиями, эмоциями.
Перекос в сторону трагичности человеческого существования делает экзистенциализм «философией отчаяния». Это одно из самых популярных течений западной философии XX века.
Многоголосье экзистенциалистов крайне неоднородно и разнообразно, но всех объединяет интерес к основным темам — человеческие бытие, свобода, выбор, смерть, смысл жизни.
«Умер мужик, перед райскими вратами видит апостола Петра и говорит ему: — Извините, апостол, у меня к вам есть один вопрос. Я долго жил, но так и не понял, в чем был смысл моей жизни? — Ты действительно хочешь это знать? — Очень! — Помнишь в 1975 году ты ехал в поезде Воркута–Москва? — Ну… кажется, припоминаю. — Вы еще с попутчиком разговорились. — Что-то такое было… — А потом вы с ним пошли отметить знакомство в вагон-ресторан. — Возможно… — Там за соседним столиком сидела рыжеволосая женщина. — Да-да, что-то такое было… — Она попросила тебя передать ей соль. — Точно! Вспомнил, попросила солонку передать! — И ты передал ей соль. — Да-да, передал. — Ну и вот…»
*Бородатый экзистенциальный советский анекдот
Экзистенциализм сформировался как отдельное философское направление перед Первой мировой войной и просуществовал до середины 1960-х годов, пройдя через все катастрофы XX века.
Но истоки этой философии нужно искать в XIX столетии — в творчестве Ф.М.Достоевского, идеях Ф.Ницше, учении датского мыслителя Сёрена Кьеркегора, которого называют основоположником экзистенциализма.
*Сёрен Кьеркегор (1813–1855)
Именно Кьеркегор выводит понятие экзистенции, ставшее центральной категорией экзистенциальной философии.
Датчанин впервые за всю историю философии ставит вопрос ребром — почему, собственно, философы занимаются чем угодно — сущностью бытия, первичностью материи, Богом, познаваемостью мира, универсалиями, волей и прочими туманными понятиями — но воротят нос от насущных проблем простого человека с его переживаниями, проблемами, страхами?
Кьеркегор повернул философию лицом к обычным людям. Отныне она должна помогать человеку делать внутренний выбор, нащупывать свое Я, находить идею, ради которой стоит жить.
Неудивительно, что экзистенциальные вопросы часто звучат в произведениях художественной литературы. Пожалуй, это философское направление как никакое другое отразилось в литературном творчестве.
Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, Франц Кафка, Жан-Поль Сартр, Альбер Камю, Симона де Бовуар, Райнер Мария Рильке, Альберто Моравия — далеко не полный список писателей, поднимающих экзистенциальные темы в своих произведениях.
*Альбер Камю о жизни
Большинство людей живут в условиях неподлинного существования, они плывут по течению, не задумываясь зачем и куда. «Быть как все» — вот девиз такой жизни.
В противовес Кьеркегор ставит подлинное существование — экзистенцию, жизнь, где человек делает осознанный выбор, управляет своей судьбой, находит себя и свое призвание.
Таким образом, цель человеческой жизни — экзистенция, обретение себя. Экзистенциальная истина — это не то, что познается, а то, что переживается каждым человеком индивидуально.
Почему мы испытываем экзистенциальный кризис?
Чаще всего это происходит, когда мы начинаем размышлять о своей цели в жизни. Из-за регулярного распорядка и монотонной рабочей среды мы становимся недовольными своей жизнью и начинаем задаваться вопросом, почему мы продолжаем так много работать? Куда все это идет? Что я получаю от жизни после всей этой работы?
Отсюда возникает множество значимых и глубоких вопросов, таких как:
– Что такое жизнь? – Какова моя цель? – Почему я существую?
Начинают возникать экзистенциальные мысли, и человек размышляет над всевозможными личными вопросами.
В чем смысл жизни? Зачем жить дальше? Эти мысли можно объяснить иерархией потребностей Маслоу.
Иерархия Абрахама Маслоу объясняет, что людьми движут пять основных потребностей. Это психология, безопасность, любовь, уважение и самореализация. В последней части самореализация – это часть экзистенциального кризиса, связанная с обнаружением вашей цели.
Признаки того, что вы в настоящее время переживаете экзистенциальный кризис
К сожалению, переживание экзистенциального кризиса может вызвать неприятные чувства. Это может заставить вас чувствовать себя потерянным и подавленным. Ваше общее настроение становится меланхоличным.
Люди, переживающие экзистенциальный кризис, чувствуют, что больше не знают, кто они. Они чувствуют бессилие и изо всех сил пытаются найти мотивацию. Это стало глобальным явлением, вовлекшим рекордное количество людей.
Вы чувствуете себя опустошенным
Часто это может происходить из-за чувства незначительности. Вселенная настолько велика, что легко почувствовать себя маленьким.
Это создает внутри нас неуверенность. Когда мы рождаемся и познаем мир в юном возрасте, мы наслаждаемся удовольствиями и приключениями, которые может предложить вселенная.
Мы просто любим лазить по деревьям и бегать по полям.
Только когда мы становимся старше и берем на себя ответственность, мы начинаем все подвергать сомнению.
Научиться справляться с переживаниями экзистенциального кризиса в конечном итоге поможет нам вырасти, но пока это очень сложно.
Мы перестаем получать удовольствие и начинаем более объективно относиться к тому, как мы проводим время и как мы вписываемся в этот мир.
Вы чувствуете бессилие
Когда мы молоды, возникает ощущение, что Вселенная всегда работает на нас, а не против нас. Вселенная – наш друг и наставник.
Когда мы становимся старше, мы сталкиваемся с новыми проблемами и финансовыми обязанностями, и жизнь усложняется. Со стороны общества и со стороны людей оказывается больше давления, чтобы мы что-то делали со своей жизнью.
Игривые отношения со вселенной закончились, и начинает казаться, что они работают против нас. Мы начинаем чувствовать, что нам навязывают. Другие люди теперь контролируют наше время и нашу жизнь.
Это заставляет нас ощутить сильное чувство бессилия. Дело больше не в развлечениях, а в том, как мы вписываемся в этот опыт.
Неужели всё это стоит того? Многие, переживая экзистенциальный кризис, не чувствуют, что это так.
Вы чувствуете себя совершенно отличным от других
Некоторые люди не страдают экзистенциальным мышлением и могут легко жить своей жизнью. Независимо от того, через что они проходят, они могут легко сосредоточиться на своих задачах.
Однако когда вы находитесь в разгаре экзистенциального кризиса, он охватывает всю вашу жизнь. Вы постоянно чувствуете себя по-другому. Вы постоянно размышляете о существовании и необъятности всего.
Поскольку это такой тяжелый опыт, вы остаетесь с постоянным чувством пустоты и бессилия. Это становится частью вашей ежедневной эмоциональной окраски. Вы все время чувствуете себя совершенно иначе, чем другие.
4. Ваши прошлые достижения кажутся бессмысленными
Переживание реальной угрозы имеет тенденцию ставить вашу жизнь в довольно суровую перспективу.
В великой схеме Вселенной любые большие вещи, которые мы достигаем в нашей жизни, имеют свойство становиться незначительными и маленькими.
Мы думаем, “что я действительно сделал, что изменило мир к лучшему?” Многие так думают. Однако те, кто переживает экзистенциальный кризис, чувствуют себя еще хуже, потому что видят меньше смысла во всем.
Проблема в том, что мы сравниваем наши достижения с величием Вселенной. Как можно конкурировать с чем-то непостижимым?
Атеистический и религиозный экзистенциализм
Внутри философии экзистенциализма выделяют два течения, хотя разделение это весьма условно:
- Атеистическое течение, главными идеологами которого стали Мартин Хайдеггер, Жан-Поль Сартр, Альбер Камю.
«Выбирая себя, я выбираю человечество». *Ж. -П.СартрДля этого направления характерно представление о «богооставленности» человека, который следует свободно выбранному пути развития вне зависимости от внешних обстоятельств.
Но выбирая путь ответственности за себя, человек взваливает на свои плечи ответственность за все человечество, подобно Богу. Отсюда ощущение непосильной ноши, осознание свободы как кошмара.
«Бог умер», заявил Ницше, но теперь его роль выполняет человек. Точкой отсчета экзистенциальной философии становится фраза Достоевского: «Если Бога нет, то все дозволено».
Вера для атеистических экзистенциалистов — это всего лишь способ спрятаться от ужасающей реальности, в которой каждый из нас с рождения приговорен к смертному приговору. Конец экзистенции — смерть.
- Религиозное течение представлено Николаем Бердяевым, Карлом Ясперсом, Мартином Бубером, Габриэлем Марселем.
Религиозные экзистенциалисты не считают веру способом убежать от реальности.Вера для них — это испытание, попытка понять сущность человека, открыть для себя Бога-личность, с которым можно вести бесконечную внутреннюю беседу.
Человек — со-творец Бога. Он сам творит свою жизнь и мир вокруг.
Вера — это не слепое следование обрядам и изучение писаний. Вера — это истина, которую нельзя знать, но можно проживать, доказывая ее состоятельность своей жизнью.
Как Преодолеть Экзистенциальный Кризис?
Если вы понимаете, что вас настиг экзистенциальный кризис, как преодолеть его – вторая мысль, которая посещает умного человека. Выход из экзистенциального кризиса осуществляется четырьмя способами:
1. Можно закрыть для себя эту тему, поставить запрет мысли о тщетности существования, изолироваться от тревожных размышлений.
2. Отключить критическое мышление, зафиксировав себя на правилах и убеждениях (моральных, религиозных, общественных). Можно выбрать те, что подходят именно вам.
3. Иногда срабатывает отвлечение. В таком случае люди погружаются в развлечения, путешествуют, фокусируют внимание на разных задачах. Это может быть хобби, азартные игры, экстремальные виды спорта.
4. Творческие люди направляют своё отчаяние и страх в созидательное русло.
Преодоление экзистенциального кризиса возможно, когда человек осознаёт, что может управлять своей жизнью. Он уже не хочет делать то, что предписано и решено заранее. Он обретает свободу, к которой стремился готов принять ответственность за неё. Ставя перед собой задачи, опираясь на интуицию, оценивает результаты. Такой кризис означает взросление и созревание личности.
Контролировать свои мысли
Заменить негативные мысли позитивными. Сделать всё, чтобы вложить смысл в свою жизнь: заниматься любимым делом, стать добровольцем или просто проявлять сострадание к ближнему.
Дневник благодарности
Чтобы преодолеть негативные чувства, человек может записывать в дневнике всё то, за что он благодарен (свои таланты, достижения, семью и т. д.)
Познать самого себя
Человеку может помочь и самопознание. Если ему сложно, он может попросить близких определить его положительные качества, какое положительное влияние он оказал на их жизни, какие у него есть сильнейшие, самые замечательные качества.
Не пытаться найти сразу все ответы
Это не значит, что не нужно их искать, но на некоторые вопросы ответов не будет. Человек может попробовать разбить глобальные вопросы на более мелкие ответы. Затем работать над тем, чтобы быть удовлетворённым изучением ответов на более мелкие вопросы. Они же и составляют картину в целом.
Практики для избавления от чувства бессмысленности
Что может быть страшнее, чем нарастающая с каждым днем внутренняя пустота? Человеку не за что зацепиться, чтобы хоть как-то оправдать свою все еще продолжающуюся жизнь.
- Позвольте себе полностью погрузиться в состояние беспомощности, осознание бессмысленности бытия. Вы самый несчастный человек. Сочувствия не будет.
- Вот на последней фразе и концентрируйтесь, пусть она будет фоном всех мыслей. Проверено: когда Вы осознаете это на 100%, захочется что-то делать. И какой-то смысл появится.
- Попробуйте найти вдохновение в каких-то областях. Творчество, волонтёрская помощь и т.п.
- Просто ждите. Некоторые утверждают, что все проходит, пройдёт и это состояние.
- Концентрируйтесь на конкретных действиях, пропуская глобальные цели.
- Выберите себе жизненное кредо и живите по нему, не зная страха и упрёка. Найти его можно с помощью философии, религиозных течений, биографий жизни каких-то уважаемых Вами людей (однако копировать полностью их не стоит. Эти люди и стали известными потому что пошли своей, уникальной дорогой).
- Обратитесь за помощью к психологу или психотерапевту. Совет конечно самый очевидный, но иногда действительно нужна незаинтересованная третья сторона.
Проблемы экзистенциализма
Экзистенциализм в философии — это реакция на кризис рационализма (это что?).
Экзистенция не может быть препарирована рационалистическими методами анализа, разложена по полочкам и структурирована.
Человеческое существование абсурдно и не поддается логике. Сам человек может прозреть только в условиях пограничных ситуаций, когда сознание отключается и открывается истинная сущность личности.
Главные проблемы, интересующие экзистенциалистов:
- Уникальность человеческой личности и ее экзистенции. Каждый из нас переживает все по-своему, поэтому не в состоянии до конца понять другого.
- Научно-технический прогресс убивает значимость человека.
- Пропасть между внутренним и внешним миром.
- Отчуждение человека от общества.
- Человеческая «заброшенность», глобальное одиночество, бессмысленность жизни.
- Поиск себя и своего места в жизни, проблема внутреннего выбора.
- Проблема свободы и ответственности за свою жизнь.
Человек и самопознание
Поскольку сущность человека может быть подлинной и неискренней, существуют некоторые правила и установки, которые помогают человеку подходить к правильному образу жизни и понимать свою экзистенциальность.
Однако, прежде всего, стоит упомянуть о препятствиях, с которыми человек сталкивается на этом пути. Одним из факторов, предопределяющих судьбу и жизнь человека, экзистенциалисты считают его недостаточность. Человек всегда от чего-то зависит. Иногда на другого человека (босса, кормильца или любовника), иногда на группу людей или государство.
Религиозная ветвь экзистенциализма подчеркивает зависимость человека от Бога и религии, от этих морально-этических принципов. Многие философы приписывали Богу способность безгранично управлять человеческой жизнью и судьбой и распоряжаться ею по Его высшему усмотрению. Некоторые считали, что, хотя человек зависит от Бога, может принимать некоторые жизненные решения самостоятельно, принимать некоторые решения в рамках того, что допустимо, он все же, по сути, зависит от Бога и высших сил.
Атеистическая ветвь, с другой стороны, приписывает человеку жажду власти, желание подавить свободу другого или ослабить подавление собственной свободы. Философы этой отрасли считали, что каждый из нас, мотивированный страхом за свою жизнь и желанием защитить себя, стремится занять наиболее выгодное положение в обществе. Обычно такое положение наделено некоторой властью. Человек, наделенный властью, пользуется большими привилегиями и защитой по сравнению с другими людьми. Это делает его жизнь более безопасной и комфортной. Для достижения этой цели каждый человек стремится подняться выше по социальной лестнице. В этом стремлении к социальному прогрессу экзистенциалисты-философы атеистической ветви видят главную причину рабства человека в мире.
У экзистенциалистов особый взгляд на существование животных. По их мнению, животные неотделимы от их существования, потому что им не нужно это знать, это уже известно им. Это происходит потому, что животные не имеют рационального мышления, не «мешают» им и не отделяют их от их сенсорного воспринимаемого существа. Животным нет необходимости оттачивать свои чувства, пытаться сделать их более тонкими и чувствительными, они уже чувствуют мир таким, какой он есть на самом деле, и осознают всю его уникальную сложность и красоту.
Тем не менее, экзистенциалисты считали, что существуют способы, с помощью которых люди могут понять и приблизиться к своему существованию.
Экзистенциалисты считали чувства важнейшим способом познания себя, и поэтому интуиция может быть названа важнейшим «оружием» для познания своего существования. Каждый из нас должен развивать ее и стремиться к ее полному освоению. Интуиция как «прикосновение чувственного познания в рациональном познании» может помочь нам понять всю сущность нашего существа, разгадать все его тайны и загадки и, сливаясь в единое целое с нашим существованием, почувствовать всю красоту мира, в котором мы живем.
В экзистенциализме считается, что усиление чувств происходит в критической, экстремальной ситуации. По этой причине человек не должен избегать неприятных стрессовых ситуаций. Он может извлекать из них важную новую информацию и делать интересные выводы и открытия. Проживая через неоднозначную, пограничную ситуацию, человек получает новые идеи и мысли, приближается к пониманию своего бытия и мира в целом.
Экзистенциальная психология
Из философии в область психологии экзистенциализм попал благодаря работам немецкого мыслителя и психолога Карла Ясперса и швейцарского врача Людвига Бинсвангера, который, по сути, бросил вызов Фрейдовской модели анализа, заявив об уникальности существования каждой личности.
Экзистенциальная психология строится на философских понятиях жизни и смерти, одиночества и смысла существования.
С экзистенциальным психоанализом связаны имена многих известных психологов. Виктор Франкл, Ролло Мэй, Альфрид Лэнгле, Ирвин Ялом — каждый из них разрабатывал собственные оригинальные методики в ключе экзистенциализма.
Немецкий психолог Эрих Фромм в 1955 году в работе «Здоровое общество» пишет о том, что человек никогда не сможет ощутить полноту жизни, удовлетворяя лишь свои базовые физиологические потребности.
*Эрих Фромм (1900–1980)
Фромм выводит формулу из пяти экзистенциальных потребностей, утоляя которые человек двигается по пути самосовершенствования.
- Общение, установление связей, благодаря которым притупляется ощущение одиночества.
- Трансценденция — преодоление себя, выход из зоны комфорта.
- Укорененность — определение своего места в мире, надежный тыл, дающий ощущение безопасности.
- Самоидентичность — принятие своей индивидуальности.
- Система ценностей.
Концепция присутствия Хайдеггера
Присутствие, «дасейн» — это особый способ бытия, который происходит через понимание отношения к своему существу и к самому себе. Понятие присутствия непосредственно определяется логотипами бытия. В этом соотношении присутствия и бытия присутствие является своего рода развоплощением. В этой открытости само присутствие будет открытым, так что следует понимать, что в открытости присутствия, бытия как таковая является открытой.
Таким образом, открытость — это особый вид бытия, элементарная интерпретация присутствия.
Философ не делает категорического различия между феноменальным и экзистенциальным, так что мы можем рассматривать их только как две крайности одного и того же существа.