Самопожертвование. Зачем мы жертвуем собой ради других?


Советы

  • Что такое самопожертвование
  • Стремление к самопожертвованию
  • Проблема самопожертвования
  • Чем опасно самопожертвование
  • Чем объясняется самопожертвование

Личностное качество самопожертвование является способностью посвящать собственную жизнь высшим целям, дарить себя человеку или чему-то возвышенному.

Почему человек стремится к самопожертвованию

Ответов на вопрос, почему человек занимается самопожертвованием, очень много. У каждого индивидуума на это есть свои причины. Некоторые люди занимаются этим абсолютно бескорыстно, проявляя великодушие, вторые – ради получения определенных регалий, другие – потому что воспитание не позволяет им поступить иначе.

Отдельные религии и традиции по-разному рассматривают вопрос жертвенности. Например, в христианской религии самопожертвование – это стремление посвятить себя вере, народу, изменить собственным принципам, жизненные устои и т.д.

С точки зрения природы человека, лучшим примером самопожертвования является материнская любовь, когда для женщины здоровье, жизнь, счастье собственного ребенка становятся превыше всего. Это еще называют абсолютной любовью.

Абсолютная любовь матери

Обратите внимание! Любовь к противоположному полу или другу тоже предполагает некую жертвенность, но это сложно назвать самопожертвованием, скорее, это жертва своими интересами ради чувств

Чем объясняется самопожертвование

Эксперты психологии отмечают, что на самопожертвование способен не каждый человек. Чем объясняется феномен самопожертвования? Исследователи уверены, что это качество передается на генном уровне. Иными словами, подобное стремление посвящать себя окружающим закладывается генетикой.

Помимо этого, в развитие данного личностного качества вклад вносит воспитание. Ребенок, видя действия родителей, считает их правильными.

Но часто недостаток любви в раннем возрасте становится причиной, толкающей на жертвование собой в зрелом возрасте. Люди, которых «недолюбили» в детстве, способны пожертвовать своим интересами ради признания, гордости родителей.

Так что самопожертвование объясняется желанием получить похвалу, доказать что-то обществу, получить признание, знаменитость. Помимо этого душевные порывы спасти другого человека, природное желание защитить слабого, бескорыстные порывы помочь окружающим тоже выступают причиной стремления жертвовать собой.

Самопожертвование, связанное с профессией

  1. М.А. Булгаков «Записки юного врача».В произведении М.Ю. Булгакова «Записки юного врача» перед нами раскрывается образ молодого врача, который только что закончил учебу и отправляется на практику в какое-то забытое Богом село. Он оказывается в условиях, которые не особо соответствуют тем, к которым он успел привыкнуть, находясь в городе, в цивилизованной больнице. Но, несмотря на окружающую бедность, юноша невольно проникается к каждому своему пациенту и вкладывает все свои знания и профессионализм в процесс лечения. Находясь в сложных ситуациях, он чудом находит ответы, восхищая всех остальных своими способностями. Именно в этом и заключается его жертвенность, молодой врач пытался любой ценой спасти каждого пациента, который приходил к нему за помощью.
  2. И.С. Тургенев «Отцы и дети». Образ Евгения Базарова в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» всегда восхищал читателей. Но была в этом молодом герое такая особенность, которая выделялась более всех. Он был чрезвычайно любознателен и трудолюбив. Базаров каждый день пытался посвящать время изучению чего-то нового и совершенствованию уже усвоенных навыков. Он видел свою жизнь в постоянном развитии и просвещении. Его уверенность в том, что только тяжелый и упорный труд может спасти погрязшее в грехах общество, была не напрасна. И момент, когда Евгений случайно ранит себя во время работы, тоже является показательным. По сути, он умирает от желания стать хорошим врачом и помогать людям, то есть жертвует собой ради любимого дела всей жизни.

Просто доброта или…

Если вы и окружающие считаете, что стремление всё отдать людям, не позаботившись о личных нуждах это просто природная доброта — вы не правы. Это одна из форм невроза.

Невроз вылечить самостоятельно невозможно так же, как запломпировать себе зуб или вырезать аппендицит.

Как я уже упоминала, расплатой за самоотречение может стать ухудшение здоровья: ведь о собственном организме экстерналы тоже не думают, а доминирующее «я живу для других» нередко провоцируют мысли «я занимаю чье-то место». Один из частых диагнозов у экстерналов — рак. Они очень редко обращаются за помощью (ведь для себя ничего не нужно. Даже лечение. Даже покой и счастье), поэтому вопрос диагностики и лечения должен стоять перед родственниками, близкими экстернала. Они могут взглянуть со стороны на поведение человека и задуматься о его последствиях.

Путь развития эмоций

У человека, как и у животного, есть четыре базовых желания – есть, пить, дышать, спать. Но в отличие от животного у него появляются добавочные желания, которые и делают его человеком. Желание к созданию эмоциональных связей, что позволяло ограничить неприязнь между людьми, появилось в зрительном векторе. И причина его появления заключается в страхе за собственную жизнь.

Кожно-зрительная женщина, испытывая ужас и боясь за себя, вступилась за кожно-зрительного мальчика перед вождем, добившись запрета на ритуальный каннибализм. Это ограничение неприязни между людьми стало зачатком культуры – новым условием для человеческого общежития, которое дало возможность человечеству развиваться дальше.

Культура усложнялась и росла вместе с человечеством, проходя четыре уровня своего развития – неживой, растительный, животный и человеческий. На неживом уровне – оценивая красоту форм, на растительном и животном уровнях – усложняя эмоциональную связь со всем живым миром, на человеческом – выдвигая гуманистические идеи высшей ценности человеческой жизни.

Это происходило постепенно: от первых наскальных надписей до всемирных манифестов защиты жизни лабораторных мышек. Искусство, архитектура, творчество – это все наработки зрительных людей для всего человечества, как и развитие эмоциональной сферы. Сейчас уже представители всех векторов способны испытывать эмоции, и даже мышечник может признаваться в любви своей избраннице. Единственное отличие – сила эмоций в зрительном векторе на порядки больше, чем в других. Ведь именно через эмоции зрительники осмысливают жизнь.

Причины самопожертвования

  • Подсознательные страхи. Люди на подсознательном уровне боятся чего-то эфемерного или реального и готовы днем, и ночью держаться за любимого человека, жертвовать всем временем, силами и энергией, ради чувства спокойствия.
  • Эгоизм. Люди на подсознательном уровне готовы жертвовать собой, чтобы чувствовать любовь и греть себя обманчивыми чувствами. Они приносят в жертву все сокровенное и держатся за любимого человека “приручая” его, живут в тесном эгоистичном мире спокойствия и умиротворения.
  • Неуверенность в себе (низкая самооценка). Люди часто жертвуют собой из-за сильного чувства неуверенности и закомплексованности, которое психологически давит на сознание и вынуждает хвататься за любые отношения. Даже когда отношения абсурдны и угнетают жертвенность все равно остается.
  • Страх одиночества. Одиночки жертвуют собой, тратят все свободное время и силы, лишь бы держатся за любимого человека “мертвой” хваткой и оставаться с ним. Подсознательное чувство спокойствия берет верх над разумным.
  • Чувство востребованности, ценности и власти. Людям хочется ощущать свою внутреннюю силу. С точки зрения психологии они чувствуют свою востребованность, власть и ценность над теми, кому помогают, заботятся, воспитывают.
  • Чувство жалости. Жертвуют ради других из чувства жалости, сострадания и милосердия.

Самопожертвование из психологических убеждений тесно сплетено с подсознательным и не может сопоставляться с чистыми духовными помыслами и чувствами. В чисто философском выражении эгоистичность жертвенника, который отдает все силы, время и полную самоотверженность обожаемому человеку отравляет любовь и обманывает влюбленных, питая их обманчивыми чувствами и сомнениями.

Несмотря на причины самопожертвование должно быть разумным и нести благородную цель: помогать влюбленным расширять границы духовного и физического мира, нести помощь, веру, надежду и преображать любовь в самое светлое чувство. Сейчас самопожертвование далеко от всего духовного и по большей степени показывает эгоистичность или сильную энергетику одного из партнеров, который пользуется добротой, нежностью, благодушием, отзывчивостью и благими намерениями влюбленного в него человека. В реалиях сегодняшнего общества многогранную любовь, о которой мечтают закоренелые романтики не встретить. Эгоисты стирают ее в пух и прах используя влюбленного в корыстных целях. И зачастую за красивой картинкой и лживыми чувствами стоит человеческая жизнь, которая рушится за жертвенной любовью.

Жертвенность не приносит настоящего счастья и духовного созвучия, не питает надеждами и отравляет жизнь. Напротив, одним приходится жертвовать собой и стараться сохранить тонкую духовную и физическую связь, ради своей искренней любви и чистосердечных отношений. Другим терпеть унижения, потому что подсознательные страхи, неуверенность, страх одиночества, не востребованности, закомплексованности сильнее сознания. Очень часто у таких людей (жертвенников) высокий жизненный потенциал угасающий под гнетом всего вышеперечисленного и вернуть его можно, только пройдя психологические сеансы. Если хоть одна описанная причина близка или знакома в отношениях, вам необходимо обратиться к семейному психологу и измениться в лучшую сторону.

Не упустите свой шанс быть здоровыми, сильными и красивыми, обращайтесь к нам за помощью и ваши сложные отношения по-настоящему преобразятся, согреют душу, расширят границы духовного, эмоционального и физического мира, укрепят взаимоотношения и раскроет возвышенное чувство любви до самых небес.

Метки: любовь и отношения, любовь и самопожертвование, самопожертвование, самопожертвование во имя любви

Следующая статья >>> Страх остаться одному — последствия и пути решения

Следующая статья >>> Любовь и эгоизм — психология любви и отношений

Проблема самопожертвования

Считается, что готовность жертвовать собой за основу использует любовь. Мощные чувства заставляют людей совершать подвиги: одни посвящают себя бескорыстно половинке, другие отдаются любимому делу. Но эксперты уверены, что подобная теория ошибочна.

Проблемой самопожертвования выступает непривлекательность причин, вызывающих данное желание. В жизни стремление жертвовать собой порождают другие чувства: страх и сомнения. Последние становятся причиной потери ощущения силы и уверенности. Подобные люди уверены, что их личность ничего не значит, они не готовы совершить поступки, потому живут проблемами и достижениями другого человека. Кроме того, они уверены в личных неудачах, потому считают, что снисхождение им недоступно. Результатом такого мнения выступает самопожертвование собой. Этим способом люди пытаются получить расположение, признание.

По этой причине часто смыслом самопожертвования выступает не искреннее желание пренебрегать своими интересами, а простое манипулирование людьми для достижения внутренней цели. Страх в виде главного мотива жертвенности появляется из-за страха одиночества.

Примеров из жизни есть немало: дети, которые вырвались из-под душащей опеки матери, забывают о ней; жены, которые отказались от реализации себя ради семьи, оказываются одинокими или терпят неуважение мужа. От таких индивидов можно часто слышать жалобы, что они делали все ради других, но в итоге ничего не получили. Но их не просили о таких жертвах, их действия – собственный выбор.

Осознанное самопожертвование – это понимание человеком жертвы, ее сути, цели и ценности. Солдат, когда прикрывает собой других или идет на врага, осознает, что это станет причиной его смерти, но его действия спасут других. Именно это жертвование собой называется героизмом.

Жертвование не слишком опасно, если относится к одной семье или коллективу, т.к. его пагубное влияние не слишком глобально. Но если оно касается интересов целой страны или общества, то результат будет плачевным. Нередко основой действий террористов-суицидников выступает проблема самопожертвования. Их аргументы основываются на любви к Родине, религии.

Негативная интерпретация понятия

Самоотверженность может быть плохим качеством, когда она чрезмерная или когда является проявлением инфантилизма. Такая деструктивная форма впервые появляется в подростковом возрасте и может оставаться привычной вплоть до конца жизни. Человек не готов брать ответственность и может терпеть любые лишения, лишь бы избежать того, чего он боится.

Самоотверженность могут проявлять и животные

Например, когда женщину муж регулярно избивает, а она не хочет разводиться, это не говорит о ее огромной любви к нему. Она просто боится остаться одной или лишить себя ресурсов, которыми насильник ее обеспечивает. Тот считает себя правым в любой ситуации только на основании того, что он кормит семью. Никакой самоотверженности здесь нет, это проявление эгоизма, пусть и такого извращенного.

Также самоотверженность может быть мнимой, когда человек размышляет таким образом: «сегодня я тебе сделаю то, а ты мне завтра – то». Нередко такая логика не осознается. Если другая сторона отказывается помочь, человек обижается.

Часто самоотверженностью считают гиперопеку матерей. Женщина жертвует своим здоровьем, молодостью, мечтами и желаниями ради детей, нередко не отвечающих даже благодарностью. Она может давать им деньги, вытаскивать из жизненных трудностей, постоянно прикрывать их в тяжелых ситуациях, считая это своей обязанностью. В крайних случаях матери помогают детям достать наркотики, чем наносят вред и себе, и им.

Женщины очень часто проявляют самоотверженность

Мотивы таких женщин могут отличаться. Это и знаменитый «стакан воды», который женщина мечтает получить на старость лет в качестве благодарности, и желание чувствовать себя нужной кому-то, и страх потерять детей, и боязнь встретиться с собой. Реальной самоотверженности здесь мало. Если она истинная, человек жертвует собой просто потому, что ему приятно делать добро кому-то.

Негативный окрас имеет самоотверженность радикалов. Типичный пример – террористы-смертники. Они верят, что их смерть нужна для достижения целей, которые они считают благими. То же касается националистов.

Важно! Основная причина инфантильной самоотверженности – созависимость. Это негативное состояние, при котором одна личность полностью поглощена другой

Чаще всего этот термин употребляют, когда идет речь о родственниках алкоголиков, наркоманов. Но созависимых людей значительно больше.

Эмоции такой личности полностью зависят от действий объекта зависимости. Поэтому для чужого благополучия созависимый готов жертвовать собственным. Помимо самоотверженности, для этого явления характерны такие признаки:

  1. Низкая самооценка.
  2. Чувство вины. Даже в норме, если человек ощущает себя виноватым, он старается сгладить переживания, жертвуя собой. Но когда это состояние постоянно сопровождает созависимую личность, она будет проявлять удивительную самоотверженность, корень которой – невротический.
  3. Гнев, не осознаваемый самим человеком. Внутренне такой самоотверженный злится, что ему приходится жертвовать собой. Поэтому такое самопожертвование не может считаться истинным. Это не акт доброй воли, человек чувствует себя обязанным так поступать. Он не испытывает радости от помощи кому-то.
  4. Депрессивные настроения.
  5. Эффект предсказателя. Созависимые люди считают, что лучше других знают, что им нужно. В результате они делают то, что другие не хотят, при этом жертвуя собой.

Самоотверженность взращивается постепенно

Важно! Созависимость не являет собой истинную самоотверженность. Пример из жизни, подтверждающий этот тезис, – мать, которая лишает себя чего-то хорошего ради того, чтобы ее ребенок тусил ночи напролет

Такие действия будут только во вред. Разумный родитель пожертвовал бы своими деньгами ради обучения ребенка в заграничном ВУЗе.

В целом настоящей самоотверженности не существует вовсе. Все люди преследуют свои интересы, пусть даже не осознаваемые.

Кто такие экстерналы или синдром вытесненной жизни

Экстерналы — эксперты в чужих жизнях. Они всегда кому-то помогают, о ком-то пекутся, дают советы. Но в своей судьбе полагаются на других, на случай, на удачу. «Вот если бы он изменился, сделал бы так и перестал делать эдак, вот тогда бы у меня все было хорошо» — в жизни экстерналов всегда есть тот, кто делает их несчастными или не делает счастливыми.

Желать и ждать чего-либо от окружающих нормально, если вы выражаете свое желание, просите, договариваетесь, словом, самостоятельно пытаетесь сделать что-то. Экстерналы молчаливо ждут, надеются, и трагично закатывают глаза, когда кто-то опять не оправдал ожиданий.

Жанна сетует подружкам: «Хочу, чтобы мне повысили зарплату, ведь я так много работаю! А после развода я одна тяну детей и снимаю квартиру». «Сходи к начальнику, поговори с ним, напиши заявление, попроси материальную помощь» — слышит советы Жанна. «Он же и сам должен догадываться!» — восклицает она.

Экстернал считает альтруизм и повышенную опеку своим лучшим проявлением. Окружающие в лучшем случае благодарно принимают помощь, но чаще испытывают напряжение и раздражение из-за присутствия в своих делах другого человека. Самый худший, но не самый редкий случай — экстернала «обворовывают», требуют и обвиняют.

Экстерналы не отличают свои мысли от чужих. Им кажется, что они всегда солидарны, согласны и поддерживают, редко понимая когда их откровенно используют. Они полностью включены в чужую жизнь (соседей, коллег, детей, супруга) и не акцентируют внимание на своих потребностях, желаниях.

«Людям надо доверять и помогать» — одна из любимых фраз экстернала. Нередко это очень набожные люди, вспоминающие о «второй щеке» и самопожертвовании к месту и не к месту. Ложь во спасение считается оправданной (экстернал всеми правдами и неправдами выгораживает своего протеже).

Они часто идеализируют своих новых «подопечных» и жестоко разочаровываются, когда их не ценят, не замечают, не понимают. Обычно, в такой «неудаче» экстернал винит себя и — «Я недостаточно хорош». Он не предъявляет требований другим, подавляет гнев и обиду, потому что боится, что его оттолкнут. Вытеснение собственных эмоций — еще один признак экстернала. «Лучше притвориться, что всё нравится. А то будет хуже».

Экстерналы неуверены в себе, боятся ошибиться и часто в мыслях возвращаются к принятым решениям, находя их неверными. Классический случай — вспоминать важный разговор, упрекая себя за неверный тон, слова, реакции, эмоции. Один из вечный спутников экстернала — беспокойство, тревожность даже тогда, когда всё хорошо.

Как не быть жертвой

Научитесь брать ответственность на себя и самостоятельно решать проблемы. Необходимо стать хозяином собственной жизни, научиться адекватно относиться к трудностям, понимать, что все неудачи решаемы.

Забудьте об обидах и жалобах. Каждый случай в нашей жизни – опыт. Прекратите спрашивать «Почему я? За что мне это?» и научитесь спрашивать «Для чего мне это? Какой урок хочет преподнести мне жизнь?»

Хозяин жизни – самодостаточный и уверенный в себе человек:

  • Он сам создает события в своей жизни и управляет обстоятельствами.
  • Он не берет на себя чужую ответственность и не перекладывает ни на кого свою.
  • Он независим от других людей и жизненных обстоятельств.
  • Он уважает себя и других людей.
  • Он бережно относится к своему здоровью и жизни.
  • Он умеет противостоять манипуляциям.
  • Он позитивно смотрит на мир.

Избавиться от роли жертвы самостоятельно практически не возможно. Необходимо индивидуальное консультирование и психотерапия у специалиста, так как процесс перестройки жизни предполагает решение всех конфликтов с родственниками и друзьями, выявление и проработку детских психотравм (у жертвы они есть всегда), прощение всех обид и разрешение всех недомолвок. Нужно убрать все причины психологии жертвы и буквально переродиться. Проблема в том, что причины носят индивидуально-личностный характер, что и требует частного подхода.

Но несколько общих рекомендаций о том, как выйти из роли жертвы, дать можно:

  • Научитесь принимать самостоятельные решения. Начните с малого: что заказать в кафе, какую книгу прочитать. Как правило, жертвами постоянно кто-то управляет. Научитесь самоуправлению.
  • Найдите увлечение по душе и позвольте себе получать наслаждение от чего-то еще, кроме неудач.
  • Перестаньте делать что-либо из чувства долга. Кроме себя вы никому и ничем не обязаны.
  • Отучитесь, устройтесь на работу, продвиньтесь по карьерной лестнице (зависит от конкретного случая). Будьте независимы материально.
  • Научитесь себя ценить. Избавьтесь от тревожности и самобичевания, забудьте про самоунижение. Иногда жертвы так входят в роль, что даже в мелочах не могут вести себя иначе: не принимают комплиментов, подъедают за членами семьи остатки пищи, вовсе не едят, бросают свои хобби. Вы обязаны удовлетворять свои основные потребности, и имеете полное право на маленькие повседневные радости. Особенно если решили перестать быть жертвой.
  • Примите и полюбите себя. Осознайте собственную свободу и цените ее. Так же начинайте с мелочей: принять полноценную ванну, прочитать желанную книгу. Каждый раз, планируя заняться чем-то, что вам по душе, проговаривайте: «Я люблю себя. Я сильная и свободная личность. Я имею право на …»
  • Формируйте привычки успешных людей. Научитесь уважать и ценить себя. Никогда ни с кем себя не сравнивайте и не ставьте ниже других.
  • Перестаньте спрашивать советов и разрешения. Как считаете нужным, так и поступайте. Конечно, речь о том, что касается только вас. Например, вы хотите прыгнуть с парашютом. С близкими людьми поговорить стоит, но в контексте «как ты к этому отнесешься». Финальное решение оставьте за собой. А если речь, например, об обмене товара (там, где это допустимо), то забудьте про вопросы «Можно ли обменять товар?» Это ваше право, так что смело можно говорить «Здравствуйте. Я бы хотела обменять товар».
  • Внушите себе уверенность: ходите с прямой спиной, говорите четким ясным голосом, смотрите в глаза собеседнику. Роль жертвы видна за версту через походку, осанку, мимику, жесты. Жертва всегда выглядит как обиженный, понурый, «загнанный в угол» и просящий прощения у всего мира за один факт своего существования человек.
  • Прекратите просто жаловаться и начните действовать, решать проблемы, менять себя и обстоятельства.
  • Будьте готовы расстаться с нынешней жизнью, людьми, работой. Ведь, вероятно, вас окружают тираны и спасители, но не факт, что они тоже будут меняться. В таком случае ваши пути разойдутся.

Жертве свойственна эмоциональная и личностная незрелость, инфантилизм, плохо развитое самосознание и сознание. За все, что происходит в вашей жизни сейчас, отвечает ребенок внутри вас. Чтобы перестать быть жертвой, нужно встретиться с собой в детстве и решить старые проблемы.

Самопожертвование: славный героизм или абсурдный альтруизм

В настоящие дни не существует четкого определения важных понятий, связанных с моралью и нравственностью. Расплывчатость терминологии, смещение видения мира у многих людей в сторону злобного материализма привело к тому, что слились воедино различные дефиниции. В головах рядового обывателя царит путаница, что делает его беззащитным перед двумя противоположными крайностями – эгоцентризмом и самопожертвованием. Большинство привыкло считать, что эгоизм – вовсе не качество, позволяющее блюсти свои интересы, а черта, присущая себялюбивым и корыстным персонам. Под альтруизмом подразумевают вовсе не бескорыстную заботу о других людях, а свойство, характерное для слабохарактерных персон. А вот к такому качеству личности, как самопожертвование у общества вообще не существует единого мнения. Для одних людей способность к самопожертвованию сродни с высоконравственным героизмом. В понимании других особ самопожертвование – глупый и бессмысленный стиль жизни. Однако для большинства современников истинный эгоизм – требуемое порицания и наказания зло. В то время как способность к самопожертвованию – высшая степень добродетели. Одним словом: эгоизм всегда ужасен, а самопожертвование прекрасно. Можно ли однозначно судить о свойстве личности – готовности к самопожертвованию? Аморально ли заботиться о собственной жизни, в то время как беспокоиться о бытие других нормально? Ответы на эти вопросы постарается дать эта публикация. С точки зрения разумного, независимого, свободного, творческого и уважающего себя человека, коим считает себя ваш автор. Что есть самопожертвование: суть явления

Что представляет собой самопожертвование? Согласно толковым словарям, самопожертвование – это свойство личности, проявляющееся в готовности человека отказаться от собственных интересов, игнорировать личные потребности, отмахнуться от жизненных удовольствий ради удобства и благополучия других людей. Самопожертвование – это решимость человека по доброй воле посвятить свою энергию, время, усилия, знания и навыки какой-либо цели. В разных религиях, культурах, философских учениях самопожертвование оценивается по-разному. В христианстве это свойство личности признано высшей добродетелью и идет наравне с самоотречением ради Господа. Психологи считают самопожертвование крайней степенью проявления альтруизма и утверждают, что данное качество человека является причиной многих психических явлений, в числе которых патологическая ненависть к себе, известная как феномен self-hating Jew. Самопожертвование часто идет вкупе со связкой иных достоинств человека, среди которых: героизм, добросердечность, совестливость, патриотизм, бескорыстие, великодушие. Самопожертвование может наблюдаться в разных сферах жизни и проявлять себя различным поведением.
Например: солдат отдает свою жизнь, защищая Отечество. Родитель лишается одной почки, спасая жизнь своего ребенка. Женщина, посвятившая свою жизнь развитию отпрысков. Малыш, добровольно отдающий любимую игрушку несчастному сироте.
Можно утверждать, что самопожертвование предполагает принесение на алтарь избранной цели большой ценности, чем размеры выгоды, которую мы получим от деяния. Вряд ли можно назвать пожертвованием добровольную раздачу ненужных вещей страдающим нищим. Ведь в итоге человек получает большую выгоду – освобождение личного пространства и очищение души. Так же нельзя назвать самопожертвованием сделку, которую совершает юная девица, выходя замуж за богатого старика, и лишившаяся возможность быть в кругу сверстников. В этой ситуации срабатывает договор: она отдает свое время и тело, получая взамен материальные блага. Поэтому необходимо четко разделять, что есть истинное самопожертвование, а что есть обыкновенная сделка. К разновидностям самопожертвования альтруисты также относят сознательный отказ человек от получения удовольствий в настоящем ради получения благ в будущем. Однако такая трактовка вовсе абсурдна. Разве можно назвать самопожертвованием изнуряющую зубрежку студента, который отказался от сегодняшних развлечений ради того, чтобы стать именитым хирургом в будущем? Можно ли считать самопожертвованием активную деятельность предпринимателя, который сознательно лишился досуга ради того, чтобы поставить на ноги свой бизнес? Вряд ли такие деяния можно отнести к категории героических добродетелей, ведь сознательное пожертвование ладьей, чтобы завладеть ферзем – грамотный и продуманный ход. Не всегда и случаи героизма являются самопожертвованием. К примеру: солдат, отважно идущий на встречу с противником, напавшим на его Родину, просто выполняет свой долг, защищая свою же свободу от агрессора. Однако если он отправляется на край земли в составе «гуманитарной миссии», его поведение можно назвать самопожертвованием, поскольку межплеменная резня в каких-то африканских государствах вовсе не затрагивает его личных интересов.
Из-за чего появляется синдром спасительницы: причины жертвенности
Сегодня немало персон постоянно приносят себя в жертву ради удобства других людей. Чаще всего в роли спасительницы Ифигении выступают представительницы женского пола: у них потребность кого-то опекать заложена в крови. Однако у добровольных спасительниц мира эта потребность зашкаливает. Ифигении взваливают на свои плечи тяжелую ношу: бесконечно входят в чье-то положение, оберегают других от неприятностей, разрешают чужие проблемы. Они советуют и настаивают, охраняют и защищают. Они мирятся с любой несправедливостью и терпят любые недостатками. Их акт самопожертвования направлен на супруга, потомство, предков, друзей, коллег. Они действуют наперекор своим интересам, увлечениям, целям и наносят немалый вред психическому здоровью. Из-за чего эти «матери Терезы» приносят свою жизнь в бессмысленную жертву? Психологи указывают, что причина бессмысленного героизма пускает корни в ранние детские годы, когда в подсознании ребенка закрепилось чувство собственной никчемности и ощущения виновности. Неправильная стратегия родительского воспитания, моральный прессинг, излишняя требовательность, нездоровая критика, вечные упреки формируют у маленькой личности бессознательное чувство вины. И психика неокрепшего создания подсказывает единственный выход, как сгладить эти мучительные ощущения – жертвовать собой, утверждая свою добродетель. Еще одна причина склонности к самопожертвованию – равнодушие родителей к потребностям ребенка. Если отец и мать вели себя отстраненно, не учитывали интересы малыша, не интересовались его достижениями, не помогали разрешить проблему, то ребенок всеми силами стремится привлечь внимание близких людей и завоевать их любовь. Как это сделать? Полной покорностью и самопожертвованием: учиться на отлично, тянуть на себе бытовые хлопоты, безропотно выполнять команды родителей. Детство быстро пролетает, а привычка жертвовать собой, дабы заслужить признание людей, остается. Привычка к самопожертвованию может развиться на фоне своеобразного личностного портрета. Как правило, характерные черты матери Терезы – мягкосердечие, доброта, отзывчивость, сострадание. Они способны идентифицировать себя с другим человеком, прочувствовать, что он ощущает. Это впечатлительные, мнительные, легкоранимые персоны.
Польза и вред самопожертвования: чем опасна жертвенность собой
Многие ошибочно полагают, что жертвовать собой – добродетель. Что быть спасительницей Ифигенией – почетно. Действительно, идти на самопожертвование ради высоких целей или при крайней необходимости во имя спасения жизни другого – героизм. Однако в реальной жизни самопожертвование больше напоминает нездоровое безрассудство. В действительности великомучениц Ифигений редко награждают: самопожертвование часто идет им во вред. Как правило, окружающие манипулируют такими людьми, злоупотребляя их безотказностью и мягкосердечием. Их используют в своих интересах, унижают и делают объектом для издевательств. Привычка к самопожертвованию приводит к тому, что матери Терезы забывают о себе. Они перестают ухаживать за внешностью, не следят за здоровьем, деградируют как личность. В итоге близкие люди начинают видеть в таких дамах не женщину, даже не человека, а бесправное существо. У людей, привыкших к самопожертвованию, существует много проблем в личных отношениях. К таким персонам быстро теряют интерес их партнеры, поскольку общаться с загнанной жертвой неинтересно, а заниматься любовью с замухрышкой не хочется. Очень часто мужчины бегут от таких спутниц, поскольку их жертвенность очень схожа с тотальным контролем. А находится под жестким контролем, когда за тебя все делают и решают, нравится не многим. Иными словами, безрассудное самопожертвование чревато полным разрушением жизни человека. Он перестает быть независимой личностью, не может вести полноценную жизнь, утрачивает понимание истинных ценностей, существует по лживым приоритетам. Спасительницы Ифигении – частые пациенты психиатрических клиник, которые утратили свое душевное здоровье в результате никому не нужной жертвенности.
Как избавиться от бессмысленной жертвенности: шаги к здоровому эгоизму
Как перестать жертвовать собой бессмысленно и не быть спасительницей недостойных людей? Уделяем внимание изучению следующих рекомендаций психологов. Шаг 1 Чтобы перестать быть безрассудной Ифигенией, необходимо пристально изучить свое поведение во всех аспектах жизни. Определить, какие из наших поступков являются действенной и необходимой помощью нуждающемуся человеку, а какие деяния являются медвежьей услугой. Нам следует установить, какие из совершаемых дел приносят нам чувство собственного удовлетворения и улучшают настроение, а какие занятия мы выполняем со скрипом на душе. Мы должны выяснить, какие из выполняемых обязанностей идут нам на пользу, способствуют нашему совершенствованию и раскрытию потенциала, помогают скрасить действительность, а какие дела отбрасывают нас на низшую ступень развития хомо сапиенс. Такой анализ собственной жизни желательно проводить в спокойной обстановке, фиксируя установленные факты на листе бумаге. Шаг 2 После того, как мы установили, какие акты нашей жертвенности несут пользу собственной личности и являются незаменимыми для близких людей, а какие дела являются проявлением безрассудного альтруизма, нам следует составить программу поэтапного устранения «приступов героизма». Следует помнить, что в одно мгновение избавиться от привычки жертвовать собой и стать отпетым эгоистом, вряд ли удастся. Запасаемся терпением, действуем последовательно и постепенно, но решительно. Шаг 3 Как применить программу по устранению собственной жертвенности на практике? Начинаем с малого. Если наше самопожертвование заключается в игнорирование своих интересов во благо домочадцев, и наши будни заключаются в удовлетворении желаний близких, то коренным образом перестраиваем свое поведение. Позволяем членам семьи быть свободными, независимыми, самостоятельными. Перестаем контролировать их каждый шаг. Делегируем им часть домашних обязанностей. Не стараемся ублажить их желания. Даем им возможность самостоятельно расхлебывать кашу, которую они заварили. Это вовсе не означает, что мы должны полностью отмахнуться от проблем близких людей. Но их трудности необходимо пропускать через фильтр «реальных проблем» и «искусственно созданных сложностей». К примеру, если наш благоверный супруг за три дня умудрился пропить всю зарплату, пусть теперь сам решает, где раздобыть средства на пропитание. Если нерадивый партнер, не советуясь ни с кем, влез в кредитное ярмо, то пусть сам подыскивает средства для погашения долга. Если драгоценный муж вложил все семейные накопления в сомнительную аферу, то пусть крутится как белка в колесе и пашет на трех работах, а не перекладывает решение проблем на нас. Такие кардинальные решения мы должны принять насчет всех аспектов бытия, которые вынуждают нас жертвовать своими интересами, временем, здоровьем. Хотят домочадцы изысканных обедов, то пусть зарабатывают на яства в дорогом ресторане или сами творят на кухне кулинарные шедевры. Хочет юный отпрыск последнюю модель айфона, пускай разыскивает способы заработка, например: раздает листовки, а не требует от вас дорогого подарка, ради приобретения которого можно положить зубы на полку. Шаг 4 Чтобы избавиться от привычки к самопожертвованию, необходимо переключить внимание на себя. Героически и вдохновленно играя роль идеальной супруги и совершенной мамы, мы совсем забываем про то, что мы – уникальная личность и привлекательная женщина. А не рабочая лошадь, бесплатная уборщица, кухарка, посудомоечная машина, нянька, сиделка и карманный психолог в одном лице. Признав для себя, что вы являетесь свободной личностью, позвольте себе делать все то, что раньше было под строгим запретом. Начинаем со своей внутренней «обложки»: маски для волос, обертывания для тела, спа-процедуры для лица. Посещение сауны, бассейна, салона красоты, массажного кабинета и тренажерного зала должны обязательно войти в нашу жизнь. Шаг 5 Чтобы перестать жертвовать собой ради чужих благ, нам надо обрести мощный внутренний стержень. Развиться духовно, трансформировать свои деструктивные черты характера в позитивные свойства личности, отказаться от разрушающей программы мышления. Как это сделать? Читать литературу, посещать психологические тренинги, обсуждать свои проблемы со специалистом. Хороший способ развить свою личность – созерцать окружающую действительность, ощутив себя беспристрастным мудрецом. Наблюдать, подмечать, анализировать, восхищаться прекрасным миром, отбросив привычку вешать категорические ярлыки. Шаг 6 Избавиться от привычки к самопожертвованию и стать гармоничной натурой поможет посещение разнообразных мероприятий. Просмотр качественных кинолент, визиты в художественные галереи и музеи, посещение концертов и спектаклей помогут обрести новый взгляд на жизнь и внесут яркие краски в повседневные реалия. Возможно, что на первых порах будет немного неуютно и тревожно. Ведь мы привыкли жертвовать собой и ставили под запрет удовольствия. Чтобы отвлечься от тревожных мыслей можно взять за правило устраивать длительные прогулки по лесу и записаться на секцию йоги. Шаг 7 Чтобы избавиться от привычки к самопожертвованию, мы должны научиться уважать себя. Для этого отмечаем даже мельчайшие достижения, фиксируем на бумаге свои успехи. Не забываем хвалить и благодарить себя даже за крошечные деяния. Личность, которая любит и ценит себя, встречает у окружающих уважение. Помним, что от уверенных и самодостаточных персон невозможно требовать стать жертвой.
Вместо послесловия
Чтобы избавиться от разрушающего качества – бессмысленного самопожертвования – следует научиться говорить твердое «нет» на просьбы, которые нам неприятны и тяжело выполнимы. Овладеть мастерством тактичного отказа, если предложения других людей вызывают у нас внутренний протест. Уметь аргументировать свою точку зрения и смело отстаивать свои взгляды.
Помним о том, что в гармоничной личности дружно сочетаются здоровый эгоизм и обоснованный альтруизм. Поэтому от потребности к самопожертвованию необходимо освободиться, чтобы жить счастливо и полноценно.

Чем опасно самопожертвование

Первое, что приходит на ум при произнесении слова «самопожертвование» – нечто возвышенное. Это отказ от себя ради высших целей, жертва собственными интересами во имя более ценного. Но Лев Толстой говорил, что наиболее обидным выражением эгоизма выступает самопожертвование. Чем оно опасно? Что имел в виду Толстой?

Славянскому народу присуще самопожертвование, мы не являемся индивидуалистами. Помимо этого, у нас поощряется стремление приносить себя в жертву. Но случается, что жертвование собой – это стиль существования, оно обретает необычные формы.

Считается, что жертвование собой во имя любимого – показатель хорошего тона. Нам приводят в пример декабристских жен, а родителям не оставляют выбора вовсе – они обязаны делать все ради детей, подчиняя себя их желаниям. Да, любовь – это не эгоизм, но зачем кому-то страдать? Так ли нужны жертвы?

Как уже упоминалось, базой самопожертвования не всегда выступает любовь. Часто его основой является страх и неверие в собственные силы. Человек уверен, что он не достоин признания и любви, потому завоевывает их. Самопожертвование становится элементом манипуляции. Личность читает себя не настолько хорошей, чтобы рядом с ней вторая половинка осталась просто так, потому требуется приложить недюжинные усилия. А боязнь здесь того, что человек, ради которого совершается жертва, уйдет.

Но негатив не только в этом, чем дальше личность идет в стремлении отдать себя, тем страшнее заканчивается история. Вокруг существует много примеров того, как люди не оценивают подобные жертвы. Но предателями их называть нельзя. Если другой человек добровольно отказался от чего-то, то рано или поздно он услышит вопрос, зачем он это делал, кто его просил.

По этим причинам жертвование собой считается проявлением эгоистичности. Человек ведет себя так, как считает верным, не учитывая мнение других людей об этом. Но он также требует благодарности за свои действия. Не получая этого, он чувствует обиду. В итоге возникает ненависть к тому, ради которого совершалась жертва, кому она оказалась ненужной. Человеку требуется оставлять право выбора, нужна ему эта жертва или нет, отказаться от нее или принимать.

Но, как же альтруизм, отречение от себя? Жертвование собой, конечно, имеет право существовать. Ведь каждый решает, что делать и как себя вести. Главное, не ждать признания за собственные действия, тогда вы не совершите поступков, направленных на удовлетворение внутренних потребностей за счет других.

Что такое самопожертвование

Самопожертвование – это жертвование собой или собственными интересами во имя других добровольно. Оно бывает осознанное (работники МЧС, военные в бою) и неосознанное (помощь людям в экстремальной ситуации).

Но считать основой самопожертвования бескорыстие неверно. Итак, принесение себя в жертву – это:

жертвенное, чистосердечное стремление защитить других, собственную землю, дом. Подобное намерение выступает итогом чувства патриотизма человека, его идеалов и воспитания. Индивид не способен поступать по-другому. Такие личности бросаются на помощь без раздумий, это духовный порыв; исполнение собственных внутренних желаний. Здесь стоит привести пример. Есть люди, которые стремятся попасть в «горячие точки», чтобы спасать там жизни людей. Но зачем им это нужно? Можно подумать, что это стремление защитить Родину. Но на деле они стремятся получить медали и награды за смелость ради того, чтобы ими гордились близкие.

В свою очередь жертвенность в понимании религии выступает добродетелью, которая выражается в чистосердечном стремлении посвятить себя окружающим.

Чего на самом деле хочет жертва

Сложно поверить в то, что кто-то добровольно хочет быть постоянно униженным. Почему же некоторые люди стремятся к роли жертвы, добровольно делают из себя грушу для битья? На самом же деле жертва хочет:

получить жалость, внимание, теплоту, заботу, любовь, благодарность, сочувствие, сострадание, быть значимой, быть нужной.

Человек с психологией жертвы знает только одну форму любви – жалость. Вот и старается с помощью других или, жалея самого себя, получить любовь. Жертва счастлива только тогда, когда она страдает. Потому страдает она всегда, у нее всегда в жизни что-то не так. Признаться самому себе в этом непросто, потому и бороться с этим решают единицы.

Истоки жертвенности

Благодаря многотысячелетнему пути развития, человек со зрительным вектором научился трансформировать страх за себя в страх за других. Это стало предпосылкой для возникновения таких чувств как сопереживание, сострадание, сочувствие, любовь.

Достигнув высшей точки своей эмоциональной амплитуды – любви, зрительный человек становится способен ставить жизнь другого человека выше собственной. В этом и кроются истоки жертвенности – основной добродетели в культуре.

Примеры высшей степени жертвенности мы наблюдали во времена Великой Отечественной войны, когда кожно-зрительные медсестры, хрупкие девушки, выносили раненых с поля боя под свист пуль и грохот снарядов, забывая о страхе за свою жизнь. Ими двигало стремление сохранить чужую жизнь, жизнь ближнего.

Проявление жертвенности сегодня мы видим в волонтерском движении, когда люди со зрительным вектором берут на себя заботу о социально незащищенных слоях населения –сиротах, стариках, больных – абсолютно добровольно и безвозмездно, по зову сердца. Они стремятся только любить и дарить эту любовь окружающим, получая наибольшее наполнение своих желаний и осуществляя высшую реализацию зрительных свойств.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]