Когда наступает и как проявляется кризис пожилого возраста


Возрастные кризисы представляют собой закономерные изменения психики человека в зависимости от этапа развития. Они проявляются в изменении мировоззрения, характера реакции на привычные вещи и базовой линии поведения.

В каждом возрасте человек выполняет определенные социальные роли и задачи. Со сменой возраста они также меняются, что может стать причиной появления кризиса.

Л. Выготский, советский психолог, занимавшийся изучением когнитивного развития ребёнка, определил кризис как переломный пункт в нормальном течении психического развития, когда накапливаются изменения структуры личности, появляются возрастные новообразования и дают резкие сдвиги в развитии.

Л. Выготский называл новообразованием качественно новый тип личности и взаимодействия человека с действительностью, отсутствующий как целое на предыдущих этапах его развития. На каждом возрастном этапе он выделял центральное новообразование, характеризующее перестройку всей личности человека на новой основе, и частные новообразования, относящиеся к отдельным сторонам личности.

Также у человека меняются потребности и побуждения, которые формируют их поведение.

По Л. Выготскому, можно определить признаки «нормального детского развития» и стабильных стадий. Нормальное развитие начинается во время рождения ребенка и заканчивается в 17 лет.

Любой переходный период сопровождается стрессовой реакцией организма, на фоне которой развивается повышенная личная раздражительность от непонимания и отсутствия адаптации. Это считается нормальным течением. Но если социальная среда оказывает давление и не способствует мягкому прохождению переходного этапа, то кризис может затянуться или трансформироваться в более серьезные состояния.

Кризис новорожденности

Физиология. Ребенок адаптировался к существованию вне материнской утробы. Организм привык самостоятельно дышать, регулировать температуру тела, получать и переваривать пищу. Регулярный сон и питание позволяют ощущать себя уверенно в новых обстоятельствах.

Психология. Качество психологической адаптации новорожденного зависит от родителей. Ребенок еще не владеет средствами общения, но нуждается в помощи, поэтому важную роль играет материнская интуиция.

Что делать? Научиться понимать язык тела, жестов и мимики ребенка. Чтобы выразить заботу и поддержку, как можно чаще берите его на руки, обнимайте, кормите грудью.

Кризис новорожденности заканчивается периодом оживления. Ребенок осваивается, узнает близких, улыбается, когда видит их.

Что осложняет проживание кризиса?

Одним из наиболее вероятных осложнений можно назвать стремление человека вообще уйти от проживания кризиса «в сторону» или «назад». Под уходом «в сторону» имеется в виду маскировка незавершенной внутренней работы разнообразными внешними изменениями. В этом случае человек может менять имидж, место службы, род занятий, страну проживания, семейное положение (разводиться, вступать в новый брак или рожать детей). Вариантами ухода «в сторону» иногда бывают трудоголизм или алкоголизм, которые позволяют человеку не думать о том, что с ним происходит.

Уходом «назад» можно считать инфантилизацию человека, которая выражается во внешнем вербальном или невербальном утверждении своего более молодого статуса, или в акцентировании своей слабой позиции через болезни.

Вариантом «ухода» от кризиса является проецирование его на окружающих. Человек перекладывает ответственность за свое эмоциональное неблагополучие на близких, коллег, руководителей государства и пр. Проекция кризиса на окружение лишает человека возможности полноценно завершить данный этап, поэтому зачастую ведет к «застреванию» в нем. Такой человек находится в длительном субдепрессивном состоянии, качество его жизни понижено.

Понятно, что сложности проживания настоящего кризиса могут быть связаны с тем, что не были пройдены предыдущие. В этом случае человек, не имея опыта благополучного завершения кризиса, сталкивается с проблематикой не только своего нынешнего нормативного кризиса, но и всех предыдущих. В наиболее тяжелом варианте человек перед лицом старости вынужден решать вопросы практически всей своей взрослой жизни.

Кризис первого года жизни

Физиология. Главные факторы кризиса раннего детства – обучение навыкам ходить и говорить, начало самостоятельного познания мира. Даже если ребенок общается на «своем» языке, ученые расценивают его как автономную детскую речь.

Психология. Ребенок начинает понимать, что главный человек в его жизни – мама – не принадлежит ему всецело, у нее есть собственная жизнь и интересы. Он начинает опасаться, что его бросят или потеряют. Ребенок добивается повышенного внимания, часто следует по пятам и зовет маму. В то же время он сравнивает себя с другими и пытается отстаивать волевые решения, противопоставлять их действующим семейным правилам, протестовать.

Что делать? Бороться с ребенком не только бесполезно, но и недопустимо, так как в период кризиса он еще больше нуждается в родительской любви и поддержке – физической и эмоциональной. Предоставьте ему определенную свободу, при этом контролируйте ее рамки – стимулируйте и притормаживайте время от времени, в зависимости от ситуации.

Когда наступает и как проявляется кризис пожилого возраста

В разные периоды жизни человек проходит через возрастные кризисы, самым известным и широко обсуждаемым из которых является подростковый. Тем не менее в жизни человека существует несколько этапов, во время которых происходит переоценка ценностей. Так, кризис пожилого возраста наступает при переходе от зрелости к пенсионному возрасту. Он может проходить несколько лет, и, хотя проявляется не так ярко, как подростковый, по своей силе вполне сопоставим. Как помочь близкому человеку преодолеть этот критический период жизни рассказывает медицинский психолог, заведующая отделением социально-медицинской помощи Пансионата для ветеранов труда № 6 Нинель Кузнецова.

Пожилой возраст начинается с 60 лет и длится до самой смерти, проходя за это время несколько этапов развития. Психологи различают раннюю (60-75 лет), среднюю (75-90 лет), глубокую старость или долгожительство — после 90 лет.

«Кризис — это период перемен, когда прежние модели поведения уже не работают, необходимо выработать новые, но с учетом изменившихся ценностей и целей, нового восприятия себя и своих возможностей. Многие пожилые люди тяжело проходит этот период, потому что уже видят итог своей жизни, понимают, что многое невозможно изменить, ощущают нехватку ресурсов для новых начинаний. Кроме того, как правило, в это время ухудшается здоровье», — говорит Нинель Кузнецова.

Наступление кризиса, прежде всего, замечают родные и близкие, фиксируя изменения в поведении пожилого человека. Самые распространенные признаки — замкнутость, апатия или лень, недовольство или обида, озлобленность или раздражительность по отношению к обществу или конкретному человеку.

Особенно внимательно следует отнестись к следующим симптомам:

  • человек начинает медленнее реагировать и говорить, испытывает трудности концентрации внимания, ухудшается координация движений, сужается восприятие;
  • пожилой человек плохо запоминает новые данные, при этом события 20-30-летней давности помнит хорошо;
  • пожилой человек все больше погружается в свои мысли, становится обидчив и раним;
  • появляется высокая потребность в общении, переходящая в назойливость;
  • появляется эмоциональная неустойчивость, нетерпимость по отношению к близким, и доверительное общение с незнакомыми людьми;
  • проявляется пассивность или безынициативность.

«Переход от зрелого возраста к пожилому не так критичен, часто в это время люди еще работают, имеют стабильный доход, сохраняются социальные связи, а здоровье удается поддерживать на достойном уровне. Гораздо серьезнее дается переход в так называемую среднюю старость, который наступает после 75 лет, этот период еще называют критичной старостью. В это время человек начинает осознавать неизбежность смерти, и от того, как он переживает этот кризис, зависит не только психологический комфорт, но и продолжительность жизни», — говорит медицинский психолог.

Если основные жизненные цели достигнуты, жизненный опыт рассматривается как позитивный, есть принятие своего положения и личной ответственности за все, что происходит, кризис принесет положительные плоды. Человек будет чувствовать свою целостность с культурой и эпохой, заниматься саморазвитием, увлечениями, выстроит новые отношения с выросшими детьми и внуками, близким окружением.

Тот же, кому прожитая жизнь представляется цепью упущенных возможностей и досадных промахов, осознает, что начинать все сначала уже поздно и упущенного не вернуть. Такого человека охватывает страх, отчаяние и безысходность.

«Старение — неизбежный процесс, и пройти такой кризис предстоит каждому из нас. Нужно уже сейчас научиться любить себя, принимать свои недостатки и достоинства, найти любимое дело. Необходимо продолжать развиваться, посещать культурные мероприятия, читать книги, сохранять активную позицию. Только так мы сможем достойно переступить очередную черту своего жизненного пути», — убеждена Нинель Кузнецова.

Преодолеть кризис поможет поддержка родных и близких, реализация себя в увлечениях и хобби, широкий круг общения, и внимательное отношение к своему физическому здоровью. В этом могут помочь восемь клубных пространств «Мой социальный центр», в которых действуют 322 клуба (проведено более 3,5 тысячи активностей). На данный момент участники 134 клубов проводят встречи в онлайн-формате и открытые вебинары по разным направлениям.

Кроме того, в столице реализуется проект «Московское долголетие», который за два года превратился в целое общественное движение успешных, оптимистичных и активных людей. Сейчас «Московское долголетие» продолжает работу в онлайн-формате. Для москвичей старшего поколения занятия проходят по 30 различным направлениям. Уже около 50 тысяч участников проекта присоединились к новому дистанционному формату с помощью современных коммуникационных платформ.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Кризис 3 лет

Физиология. В 3 года происходит первая гормональная перестройка организма. Ядра промежуточного мозга и гипофиза активизируются, это способствует интенсивно протекающим процессам познания.

Психология. Кризис 3 лет – один из самых острых. Ребенок трудно управляем, его поведение практически не поддается коррекции. Его самые популярные слова – «Не хочу» и «Не буду». Вы говорите, что пора домой, – он убегает. Вы просите сложить игрушки – он их разбрасывает. Ваш отказ в удовлетворении какой-то просьбы вызывает демонстративный протест – ребенок кричит, топает ногами, может замахнуться и ударить. Не бойтесь, это форма нормального взросления: ребенок начинает ощущать себя личностью, но выражает самостоятельность доступными ему средствами.

Что делать? Не пытаться демонстрировать силу и власть – это может закрепить негативное поведение и черты характера. Найдите в себе силы проявлять терпение, иногда ребенок сам хочет перестать плохо себя вести, но еще не умеет этого сделать. Вы можете помочь ему, например переключить внимание. Также попробуйте выявить объективные причины такого поведения, может быть, в вашей семье слишком строгие правила или ребенка обижают другие дети.

В то же время установите четкие границы того, чего делать нельзя, и не отступайте от этого – в противном случае ребенок начнет вами манипулировать. Во время истерик оставляйте его наедине с собой – без «зрителей» капризы проходят быстрее.

При правильном поведении взрослых кризис 3-леток проходит через год-полтора.

Позволить себе пережить кризисное состояние, побыть наедине с собой, своими чувствами и мыслями

Кризисное состояние всегда воспринимается как неприятность, от которой лучше всего поскорее избавиться. Именно поэтому многие люди не проживают кризис полностью: большинство негативных переживаний «выбрасываются за борт» сознания или отрицаются.

Для того же, чтобы обернуть сложную ситуацию себе на пользу и превратить кризис в опыт, необходимо, прежде всего, осознание. Очень важно осознать те обстоятельства, которые предшествовали и способствовали возникновению кризиса и осознать собственные чувства, связанные с кризисной ситуацией. Осознав проблему, у вас появляется шанс исправить ее, изменив свою жизнь к лучшему.

Кризис 7 лет

Физиология. Кризис 7 лет связан с периодом интенсивного физического роста, развитием мелкой моторики рук и сложных нервно-психических функций.

Психология. На фоне физических изменений меняется социальный статус ребенка – он становится школьником. У некоторых детей необходимость привыкнуть к новому окружению и требованиям провоцирует неврозы. Ребенок становится тревожным, но прячет эмоции, у него снижается аппетит, по утрам возможны тошнота и рвота. Он может не хотеть идти на занятия, отвечать на вопросы учителя, спорит с родителями, огрызается, передразнивает старших. В этом возрасте возможны первые уходы из дома: чаще у мальчиков из строгих семей.

Что делать? Проблемы чаще возникают у детей, которые физически или психологически в чем-то отстают от сверстников, поэтому не спешите отдавать ребенка в школу, по крайней мере, не посоветовавшись с педиатром. Не загружайте первоклассника дополнительными секциями, дайте ему адаптироваться к школе. Не предъявляйте повышенных требований к учебе и обеспечьте дома спокойную обстановку.

Не наказывайте за неудачи и плохие оценки – этим вы отобьете желание учиться. Предоставьте ребенку больше самостоятельности и ответственности. Если у него что-то не получается, поддерживайте его веру в себя.

Подростки – переход во взрослую жизнь

Первым более-менее «взрослым» кризисом считают подростковый. Эрик Эриксон, автор эго-теории личности, называет возраст 12-18 лет наиболее уязвимым для стрессовых ситуаций и для возникновения кризисных состояний [3]. Перед юношами и девушками становится выбор – профессии, идентификации себя в какой-то социальной группе.

Типичный пример из истории – различные неформальные движения (хиппи, панки, готы и многие другие), мода на которые периодически меняется, но какая-то часть остается постоянной, либо группы по интересам (разные виды спорта, музыка).

Подростковый кризис – это период, сопровождается чрезмерной опекой и контролем со стороны родителей. А еще запретами, ссорами, возникающих из-за попыток их обойти и многое другое. Все это мешает ребенку познать себя и выявить особенности, присущие только ему – как отдельной личности.

В этот период увеличивается риск потребления наркотиков и алкоголя – для подростков это не только способ стать «своим» в компании, но и ослабить постоянное эмоциональное напряжение. Ведь из-за гормональных «качелей» и других физиологических изменений в организме молодые люди постоянно испытывают зашкаливающие эмоции, когда настроение изменяется по сто раз в день.

Именно в этот период также приходят мысли о будущем, которые подвергают юношей и девушек дополнительному стрессу. Кем я хочу стать и чем заниматься во взрослой жизни? Как найти свое место под солнцем? Школьная система, к сожалению, не особо помогает найти ответы на эти вопросы, а только усугубляет кризис выбора, так как задает определенные дедлайны процесса.

Среди зарубежного опыта любопытными являются примеры подростков в Южной Корее и США. Правда, в первой стране они довольно неоптимистичны. Там считается, что хорошие перспективы трудоустройства есть только у выпускников всего нескольких самых престижных университетов. Потому довольно распространены случаи, когда подростки доводят себя до истощения и нервных срывов (а нередко – и до суицида) из-за предстоящего выпуска и подготовки на курсах. Эта проблема заставила медиков забить тревогу и поднять вопрос на государственном уровне.

А вот среди американских подростков и их родителей распространен более здравый подход – в этом возрасте нормально не знать, чего именно ты хочешь. Потому немало тинейджеров после окончания школы берут себе год перерыва на раздумья (так называемый gap year) – чтобы попутешестовать, поработать, получить новый опыт и принять правильное для себя решение без давления извне.

На постсоветском же пространстве до сих пор нередкими являются случаи, когда родители сами определяют, в какой университет и на какую специальность будет поступать ребенок.

Итог предугадать несложно – навязанная профессия может оказаться вовсе не той, о которой мечтал абитуриент. Дальнейших сценариев может быть масса, но для подростка большинство из них не помогут провести студенческие годы с пользой для себя и самоопределиться.

В США составили список самых популярных кризисных причин, по которым подростки бросают школу: алко- и наркозависимость, беременность, потеря интереса к учебе, финансовые трудности, запугивание сверстниками, сексуальные домогательства, расстройства психики, проблемы/жестокость в семье.

С кризисом самоидентификации также связано принятие тинейджером своей внешности. Для девушек этот момент может стать особенно острым – сравнение себя с кумирами, моделями из глянцевых журналов угнетает и может послужить причиной нарушения пищевого поведения. К сожалению, самые частые пациенты специализированных отделений для анорексиков – именно молодые девушки.

Потому так важно в период взросления для подростка ощутить поддержку своей семьи, которая готова принять его выбор. Так же, как и в детском возрасте, не рекомендуется жестко обрывать стремление ребенка к независимости. Основные советы психологов родителям сводятся к одной простой сентенции – вспомните себя в бытности подростком, свои мечты и стремления, конфликты со взрослыми, и поставьте себя на место ребенка.

К слову, подростковый кризис все-таки стоит на грани между детскими кризисами, которые более-менее регламентированы по возрасту, и взрослыми, которые привязаны скорее не к определенному времени, а к процессу выбора.

Детские кризисы означают крах существующей ранее в сознании ребенка системы, а взрослые подразумевают уже самостоятельное построение этой самой системы определенным индивидом. Первый серьезный выбор для подростка (университета, профессии) и является тем самым символом перехода во взрослую жизнь.

Подростковый кризис

Физиология. В 11-15 лет наблюдается ускоренный физический рост и половое созревание.

Психология. На этом фоне происходят психологические изменения: повышенная чувствительность, возбудимость, неустойчивость настроения, несдержанность, возможна агрессивность. Стремление к независимости от взрослых и самоутверждению провоцирует необдуманные поступки: курение, алкоголь, ранние половые связи, наркотики. Подростки тяготеют к группированию и времяпрепровождению в обществе сверстников. Они эгоистичны и равнодушны к окружающим, при этом очень нуждаются во внимании и заботе взрослых.

Что делать? К подростку нужно относиться как к взрослому, способному принимать решения и отвечать за поступки. Не нужно навязывать ему свое мнение, постарайтесь подводить его к адекватным самостоятельным решениям. Если поведение подростка вызывает у вас опасения, проконсультируйтесь с психологом.

Возрастные кризисы закономерны. Их течение зависит от особенностей личности ребенка: может быть острым и болезненным либо мягким и практически незаметным. При правильном поведении взрослых ребенок преодолевает возрастные кризисы, а дома сохраняется спокойная, дружелюбная атмосфера.

В чем особенность возрастных кризисов зрелости?

Их возникновение и протекание зависит от того, как человек относится к течению времени и насколько выражен у него страх перед будущим. Грядущее тревожит, и его образ чаще негативен, прошлое, наоборот, эмоционально заряжено и видится более позитивно. Страх будущего вызывает отрицание своего возраста. Человеку хочется быть моложе, как следствие, возникает стремление казаться моложе. Поэтому свидетельствующие о возрасте изменения во внешности воспринимаются очень болезненно.

Люди далеко не всегда понимают, что они боятся будущего. Они проецируют свои страхи на другие аспекты жизни — семейные или профессиональные. Именно они вызывают неудовлетворение, именно на них человек жалуется окружающим или психологу.

В основе страха будущего — осознание конечности собственного существования и страх смерти, то есть причина индивидуально-личностная.

Однако не меньшую роль в порождении страха будущего играют и социальные факторы — стереотипы и ценности современной культуры. Важнейший из них — стереотип негативного восприятия старости. Имеется в виду то, что старым людям традиционно приписываются такие характеристики как ворчливость, консерватизм, критичность к молодым. Старость ассоциируется с посещением поликлиник, плохим здоровьем, одиночеством и отсутствием радости в жизни. А вопрос о развитии и самосовершенствовании в преклонном возрасте кажется по меньшей мере странным.

Страх собственной старости может присутствовать даже у очень молодых людей. Словосочетание «счастье в старости» вызывает у студентов ироническую улыбку, а «сексуальная жизнь в старости» — гомерический хохот. В чем причина стереотипного восприятия старости как периода деградации личности?

По мнению Л.И. Анцыферовой, на представление о старости сильное влияние оказывают господствующие общественные отношения. В развитых странах с выраженными конкурентными отношениями высоко ценятся такие «молодежные» качества, как энергичность, выносливость, спортивность, выраженное честолюбие. В последние десятилетия «культ молодости» широко распространился и в России.

Однако само возникновение подобных стереотипов нам кажется явлением вторичным, возникшим из-за того, что период старости является наиболее «молодым» в процессе культурно-исторического развития человечества. Действительно, древние люди почти не знали старости. Тем, кто из-за физической немощи не мог быть полноценным охотником и добывать пропитание, просто не оставалось места. По мнению историков и этнографов, первые старики появились с началом использования огня, они получали статус его хранителей. Но тем не менее продолжительность жизни оставалась еще довольно короткой.

Появление стариков как количественно значимой группы населения обычно относят лишь к последним столетиям. Именно в это время начали глубоко и обширно изучать старость, но результаты подобных исследований часто не доходят до житейской психологии. Поэтому источником формирования представления о старости являются не научные изыскания, а опыт проживания этого возрастного периода близкими родственниками. Немаловажную роль в этом играют и СМИ, обычно «рисующие» образ несчастного пожилого человека, испытывающего материальные и бытовые трудности. В последнее время появился еще один фактор, формирующий представление о старости, — это реклама. Она, с одной стороны, сама опирается на наличие негативного стереотипа, а с другой — закрепляет его.

Помимо господствующего в обществе образа старости, на возникновение возрастных кризисов влияет принятая в современном обществе система ценностей, которая собственной значимости человека противопоставляет материальное благополучие и социальный статус.

Современная культура всеми своими проявлениями отрицает смерть, что вызывает у большинства людей латентный страх смерти и порождает культ вечной молодости.

Кроме того, современная культура все больше смещается от социализации к индивидуализации. Если раньше общество через систему ритуалов, обычаев помогало человеку определить, какова его социальная и культурная роль, то теперь эти вопросы человек вынужден решать самостоятельно. Трудно назвать это явление позитивным или негативным, но оно существует, и с этим приходится считаться.

Социальные факторы не только влияют на возникновение возрастных кризисов зрелости, но и сказываются на их прохождении, подчас существенно осложняя или, напротив, облегчая этот процесс.

Здесь следует отметить специфику эмоциональной сферы современного человека. Как утверждают А. Холмогорова и Н. Гаранян, эмоциональную жизнь человека определяют две разнонаправленные тенденции. Первая — это возрастание частоты и интенсивности эмоциональных нагрузок вследствие увеличения темпа жизни, быстрых ценностных, экономических, политических изменений. Вторая — это негативное отношение к эмоциям, которым приписывается дезорганизующая роль. Следствие этого — возрастание частоты и силы психосоматических заболеваний, социальных и межличностных конфликтов, нередко являющихся способами выхода чувств наружу.

Можно также согласиться с авторами, которые утверждают, что многие аффективные сбои в поведении человека связаны с культом успеха, достижений, силы и рациональности, присущими современной культуре. Успешному человеку обществом предписывается быть волевым, холодным, рассудительным. Однако это приводит к накоплению эмоций, а это, в свою очередь негативно воздействует на здоровье.

Помимо культа рациональности, остановимся еще на одном факторе, влияющем на протекание кризиса. В обществе, где у человека имеются широкие профессиональные возможности, меняются стереотипы жизненного успеха. Появляется больше вариантов для выбора индивидуального жизненного пути. Понятно, что расширение спектра выбора может осложнить протекание кризиса. Скажем, если в России до перестройки существовали четко выраженные общественные стереотипы, касающиеся «этапов успеха» — это комсомол, вуз, партия, то сейчас они довольно размыты.

Кроме того, быстрая смена социально-экономических условий приводит к различиям в ценностях, уровне и ритме жизни родителей и детей, мешая последним опереться на стереотипы семьи. Например, поскольку сейчас нет жесткого представления о том, что к определенному возрасту необходимо создать семью, то молодые люди делают это или слишком рано, или слишком поздно, а то и вовсе не вступают в брак.

Ситуация осложняется еще и социальной, экономической, политической нестабильностью в обществе — люди начинают бояться изменений, а отсутствие в обществе четкой системы ценностей вынуждает человека решать вопрос о смысле жизни самостоятельно, поэтому каждый возрастной кризис несет в себе некоторый экзистенциальный смысл.

Из сказанного можно сделать вывод, что в современном российском обществе присутствует довольно много социальных факторов, способных осложнить прохождение человеком возрастного кризиса. Рассмотрим возможные варианты осложнений более подробно.

Причины

Это состояние не появляется вдруг ниоткуда. Как правило, ему предшествуют какие-то события, с которыми личность не справляется. В результате возникает общая неудовлетворенность, апатия и нежелание двигаться дальше. Рассмотрим подробнее, отчего нас порой захлестывают тревога, безысходность и отчаяние.

Несоответствие ожиданий

Наши повседневные надежды часто не оправдываются. В этом нет ничего удивительного, ведь жизнь не стоит на месте. Если имелось большое желание, но вам не удалось его реализовать, то внутри появляется чувство неудовлетворения. Оно способно со временем привести к острому кризису. Дело только в том, как сам индивид будет относиться к своему состоянию, захочет ли его менять. Следует принять во внимание, что значимые перемены полезны для развития личности только в том случае, если ведут его к заветной цели. Если произошло несоответствие ожиданий, это не повод отчаиваться и опускать руки.

Возрастные изменения

Достигнув определенных лет, мы начинаем испытывать потребность в переменах. На первый план начинают выходить совершенно другие ценности, чем существовали до этого момента. Жизненные кризисы человека постоянно сменяют друг друга. От них невозможно спрятаться или укрыться прежними убеждениями. Иногда стереотипы сильно мешают развиваться, однако индивид все равно вынужден проходить через какие-то испытания. Сложно представить себе жизнь, в которой не было бы никакого движения и никаких стремлений вперед.

Потребность в переменах

Все мы время от времени ощущаем, что нужно расширять границы своих возможностей. Например, уже пора устроиться на новую работу, но человек испытывает сильный страх перед действием, и потому не знает, как ему поступить. В этом случае наступает такое двойственное состояние, которое характеризуется сильной тревогой. Потребность в переменах сильна у каждого индивида. Но проблема заключается в том, что не всякий обладает терпимостью, настойчивостью и определенной смелостью. Очень часто мы пасуем пред трудностями, так и не успев разобраться в происходящем, не осмыслив, что именно с нами происходит.

Восемь этапов развития личности по Эриксону

  • Этап №1: конфликт доверия и недоверия. Его продолжительность от рождения до года.
  • Этап №2: конфликт автономии и сомнения (от года до 2-х лет).
  • Этап №3: конфликт предприимчивости и неадекватности (от 3-х до 6-ти лет)
  • Этап №4: конфликт творчества и комплекса неполноценности (от 6-ти до 11-ти лет).
  • Этап № 5: юность и характерная для неё идентификация личности, и спутанность ролей (от 12-ти до 19-ти лет).
  • Этап №6: конфликт близости и одиночества (от 20-ти до 25-ти лет).
  • Этап №7: конфликт продуктивности и застоя (от 26-ти до 64-х лет).
  • Этап№8: конфликт цельности и отчаяния (от 65-ти).

Дать выход своим чувствам и найти источник поддержки

С детства нам прививают привычку сдерживать свои эмоции и не выставлять проблемы на обозрение социального окружения. Нужно быть сдержанными. Нельзя «нагружать» окружающих своими проблемами. Но имеет ли такая стратегия какие-то положительные результаты? Помогает ли преодолеть кризисную ситуацию, совладать с жизненными сложностями?

На самом деле, все обстоит совершенно иначе: для того, чтобы успешно пережить кризис, нужно научиться давать выход своим эмоциям, и, в случае необходимости, пользоваться социальной поддержкой друзей и ближайшего окружения. Если сдерживать все эмоции в себе, существует вероятность «эмоционального взрыва» в самый неподходящий момент. А так – у вас появляется возможность самостоятельно выбрать время и способ эмоциональной разрядки (физическая нагрузка, творчество или классическое «выговориться»).

Помимо этого, лучше научитесь не стесняться обращаться за помощью к близким людям, чтобы получить поддержку в сложных ситуациях. Кризис истощает наши силы и нет ничего постыдного в естественном желании найти опору и поддержку у друзей и близких. Для того и существуют разного рода социальные отношения, чтобы мы могли оказать помощь ближнему своему в сложной ситуации и чтобы кто-то был рядом с нами в аналогичных условиях, помогая преодолеть жизненные проблемы и кризисные этапы нашей жизни.

Мы постоянно выявляем плагиат на наши материалы без указания кликабельной follow ссылки на них. В таком случае без предупреждения мы обращаемся в
DMCA Google, что приводит к пессимизации плагиатора. Наоборот, мы приветствуем популяризацию наших материалов, но с обязательной активной follow ссылкой на эту страницу psyhosoma.com/sut-krizisa-kak-vyjti-pobeditelem-iz-lichnostnogo-krizisa/.

Возрастные пороги

Кризисы личности имеют свои возрастные пороги. Это связано с переломными этапами. Детско-подростковый возрастной порог приходится на:

  • Кризис новорожденности от 6 до 8 недель
  • Одного года
  • 3-х лет
  • 6-8 лет
  • 12-14 лет
  • 17-18 лет


Фото автора Alex Green: Pexels
Для каждого порога характерны свои фазы развития и жизненные события. К таким событиям могут относиться:

  • поступление в детский сад;
  • школа;
  • подростковый возраст;
  • получение специальности;
  • переезд из дома.

Для взрослых характерны возрастные пороги в:

  • 18 лет
  • 30 лет
  • 40 лет
  • 60 лет

Но следует отметить, что это примерные возрастные пороги. У каждого индивида они могут иметь свое временное начало и окончание. То есть у кого-то начнутся чуть раньше, а у других чуть позже.

Для взрослых — возрастные периоды связанны с переосмыслением собственной жизни. Эти этапы могут сопровождаться депрессиями, переосмыслением прошлого опыта, изменением мировоззрения, кардинальным изменением образа жизни.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]