Коллективное бессознательное — структура, теория Юнга, базовые архетипы


Концепция коллективного бессознательного Карла Густава Юнга содержит такие разделы: определение, что есть коллективное бессознательное; психологическое значение коллективного бессознательного; метод доказательства; пример. В определение ученый объясняет, что коллективное бессознательное – это сегмент психики, который не является результатом получения личностного опыта человеком. Эта психическая система наследуется, и если проблемы в личном бессознательном базируются на комплексах, тов коллективном бессознательном — на архетипах. Иначе говоря, природа коллективного бессознательного – безлика и идентична у каждого индивидуума. В разделе «Психологическое значение коллективного бессознательного» Юнг рассматривает опосредованность инстинктов в жизни человекаи проводит параллель со своей концепцией и возможностью ее доказательства таким же образом.

В качестве примера доказательства существования архитипов коллективного бессознательного он выдвигает сюжет картины Леонардо да Винчи «Святая Анна с Девой Марией и Христом». Фрейд сделал акцент в анализе причины написания этой картины Леонардо на том, что у того было две матери. То есть, существовала личная причина.Юнг же выдвигает опровержение, указывая, что скорее всего это был результат воздействия архитипа двойной матери. И в продолжение доказательства приводит пример наличия архитипа двойного рождения – духовного и физического.

В качестве примеров здесь выступают древнегреческий герой Геракл, которому боги Олимпа даровали неземную силу и фрески на родильных палатах фараонов, где было четко отображено, что фараон – лишь отчасти человек, а отчасти – бог. Резюмирует свое доказательство он тем, что Леонардо написалскорее всего картину не из-за личной причины, а потому что данный архитип – архитип двойной матери был наиболее узнаваем и понятен людям. В продолжение этого раздела Юнг утверждает, что люди подверженные воздействию архетипа, «способны на любое безумие». Как пример он приводит геноцид евреев фашистами идентичный гонениям израильтян в период правления римской империи.Воздействие архитипа, по Юнгу, может приводить к появлению обширного конфликта, который способствует возникновению нервоза.

Доказательством существования коллективного бессознательного по Юнгу является наличие снов. Если имеется какая-то нереализованная фантазия, она обязательно выльется в повторяющиеся, насыщенные сны, где будет фигурировать какой-либо символ-архетип. Если эту фантазию осознать, то и сны на эту тему будут сниться реже и слабее. Юнг делает вывод, что повторяющиеся видения снятся при подавлении какого-либо инстинкта. То есть, если снять запрет на реализацию его, то фантазия уйдет из бессознательного. Но Юнг не считал этот метод максимально безопасным и рекомендовал с особым тщанием использовать его на практике. Много архитипических источников было найдено Юнгом в заблуждениях параноиков, фантазиях, наблюдаемых в состоянии транса и сновидениях детей 3-5 лет. В примере Юнг показывает опыт, полученный им в результате лечения одного из его пациентов-шизофреников. В период ослабления симптомов болезни, пациенту разрешалось гулять по коридору больницы, и он, смотря в окно, видел галлюцинацию, будто солнце имеет фаллос, вызывающий ветер.

Юнг провел параллель галлюцинаций больного с отрывками из книги Дитриха по исследованию мифологии. В этой работе были собраны разные наставления, ритуалы, видения. Одно из видений практически на 100% совпадало с галлюцинацией пациента Юнга. Ученый исключает наличие криптомнезии у больного и чтение мыслей у себя самого. Так как эти данные от пациента были получены в 1906 году, а книга Дитриха была написана в 1910. Поэтому Юнг видел в этих видениях не совпадения, а унаследованные идеи, то есть архетипы.

Первооткрыватель теории

Автором теории стал известный швейцарский психоаналитик К. Г. Юнг. В 1916 году впервые все услышали об этом термине в статье под названием «Структура бессознательного», в которой учёный, введя в оборот новое понятие, отметил, что Фрейд первым выявил в анализируемых сновидениях исторически сложившуюся человеческую природу.

При рассмотрении этой теории Юнг продвинулся дальше и обогнал Фрейда, несмотря на принятие от своего учителя то, что его основополагающие идеи о сознательном процессе никак не объясняются физиологией и структурой человеческого мозга, а также то, что по своей воле человек не может творить психику.

Проблема и критика

Главная проблема теории Юнга — использование биологических, а иногда даже и мистических объяснений человеческого бытия. Религия и мифы всегда казались ему чем-то, что тесно связано с человеческой психикой, тем, что является частью коллективного бессознательного.

Возможно, именно из-за этого теория не была принята коллегами ученого. По их мнению, это не что иное, как попытка оправдать асоциальное поведение.

Есть и другая причина, почему коллективное бессознательное не пользуется популярностью — эту теорию нельзя ни доказать, ни опровергнуть. В нее можно только верить.

Концепция феномена

Если говорить об этой теории кратко, то в своей концепции знаменитый швейцарский психоаналитик Карл Юнг доказывал, что личность человека состоит из трёх разных, но взаимосвязанных между собой структур. Эго — ядро области сознания, являющееся центральным компонентом, представляющим собой совокупность мыслей, чувств, ощущений и памятных воспоминаний, с помощью которых человек имеет способность осознавать своё единство и воспринимает себя в виде отдельно взятого индивидуума.

Бессознательное личное сочетает в себе конфликты, моменты и жизненные воспоминания, которые когда-то были значимы для нас, но теперь стали забыты. Это понятие можно также представить как подавленные в сознании эмоциональные впечатления, которым не хватило значимости и яркости, чтобы запомниться.

Использование метода концепции коллективного бессознательного сегодня

Сегодня наверное не один тренинг для развитияли бизнеса, курсы актерского мастерства ли, да и просто обучение торговых менеджеров, не обходится без таких упражнений, как научение чувствовать другого человека. Хорошая развитость этого навыка помогает и в бизнесе, и в личной жизни. Но даже это примитивное упражнение порой бывает трудно выполнить.Потому что в погоне за скоростями техногенного века и коммерческим успехом, мы разучились чувствовать друг друга. Первобытные люди в этом плане были гораздо эффективнее нас, ощущая через большиерасстояния, что с товарищем по племени случилась беда и нужна помощь. А ведь почувствовать другого мы можем как раз через это самое коллективное бессознательное. Так, человек может улыбаться, а в душе быть злым на нас. И его негатив мы может ощутитьтолько через коллективную связь. Узрить это расхождение внешнего свнутренним.

Можно сказать, что применение метода концепции коллективного бессознательного получило широчайшее, даже бытовое распространение. Теперь вполне осознанное. Это в начале своего возникновения Юнга с данной концепцией восприняли, как почти сумасшедшего. А сейчас кажется в порядке вещей «калибровать» человека (а то и целое сообщество) и подстраиваться под него, чтобы использовать в своих целях. Да, Юнг хотел бы более аккуратного использования своей концепции, более экологического подхода. Но, к сожалению или к счастью, каждый применяет этот метод в зависимости от собственных этических установок.

Что же касается лечения психических больных, аналитическая психология также прогрессирует. Рассмотрим один из аспектов, таких как лечение творчеством, введенное именно Карлом Юнгом. Сейчас нет ни одной более менее серьезной психиатрической клиники, где этот метод бы не использовался. Больные рисуют, лепят, что-то конструируют и у них намечаются улучшения состояний. Они в прямом смысле исцеляют свою душу творчеством. Используется информация из сновидений, которую расшифровывают, чтобы применить полученную информацию для улучшения состояния больного. И учат его самого правильного трактовать свои сны, чтобы не быть зависимым от терапевта. Уметь помочь себе самому.

Краткое изложение

Теория Юнга говорит, что массовое бессознательное представляет собой феномен, исходя из понятия которого каждый индивидуум является носителем опыта всеобщего развития. Он проходит импульсами через структуру мозга и находит своё выражение в схемах поведения, которые активируются в какой-то отдельно возникшей ситуации. Стоит выделить несколько основополагающих тезисов:

  1. В глубоко скрытом слое нашей личностной структуры находятся не только составляющие архаической формы человеческого существования, но и отголоски жития предков-животных. В роли главного содержимого психической жизни человека Юнг видел стремление личности к абсолютному воплощению своих способностей и сил, реализации потенциала не только осознаваемого, но и неосознанного.
  2. Наше «Я», согласно Юнгу, не представляется истинным центром психики. Это точка зрения, скорей, современной психологии, которая фиксирует тот факт, что сознание человека находится далеко от бессознательного и при необходимости связи с ним требует больших психических трудозатрат.
  3. Драматичный разрыв между естеством и цивилизацией посеял глобальный человеческий невроз. Он сильно усложняется на протяжении прогресса культурного развития и регресса экологической обстановки. Промышленный переворот еще в большей степени отодвинул человека от его природного бессознательного. Это вызвало увеличение общественных иррациональных сил, психологическую инфляцию, нивелирование людей и возникновение общественного человека с его тяжело преодолимым устремлением к катастрофе. Из-за этого возрастает риск формирования различных массовых психозов и доминирование тоталитаризма.

Теория коллективного бессознательного Юнга гласит, что для максимальной связи с ним требуется амплификация, то есть расширение сознания, осмыслившего свои глубинные основания. Через неё психолог видел не только связь с бессознательным, но и возможность терапии невротических расстройств. Он полагал, что налаживание этой связи ведет, как это ни парадоксально, к индивидуации.

Юнг всегда старался акцентировать внимание на том, какой мощью и опасностью наделено архаическое наследие человечества, которое таится в конструкциях КБ. Ученый отмечал, что психологически все разумные существа на планете до сих пор находятся на этапе детства. У них нет необходимого опыта для развития и биолого-психической фиксации фактов культуры.

В качестве ресурсов для сдерживания закоренелой агрессивности людей и их постоянного стремления к власти Юнг предлагал провозглашение гуманизма в социуме и демократический строй как форму организации коллективной жизни.

Автор других трудов по психологии, Карл Густав, утверждал: личное сознательное, которое состоит из возможных содержаний, являвшихся когда-либо осознанными, было забыто и вытиснилось из памяти. КБ подразумевало собой, что его составляющие никогда не существовали в самом сознании и ни разу не были приобретены индивидуально, а являются элементом всеобщего наследия.

Что такое коллективное бессознательное

Согласно теории Юнга в психологии, коллективное бессознательное — это один из пластов или слоев подсознания. Если сказать по-другому — это информационное поле, в котором находится большое количество самых разных данных. Что формирует структуру коллективного бессознательного по Юнгу? Жизненный опыт, но не каждого отдельного человека, а всего общества.

Сам Юнг описывал это понятие так: «Коллективное бессознательное — это одна из форм бессознательного, единая для общества в целом и являющаяся продуктом наследуемых структур мозга». В отличие от индивидуального бессознательного, коллективное является общим для всех живших и живущих на планете людей, независимо от их жизненного опыта или истории. По сути, это некий общий знаменатель, объединяющий кардинально отличающихся друг от друга людей.

По словам ученого, коллективное бессознательное представляет собой информацию психического мира, накопленную за тысячелетия, на протяжении которых существует человечество. Индивидуальное же бессознательное — это информация психического мира конкретного человека.

Структура явления

Важно изучить подробнее глубинный перечень составляющих КБ, чтобы понять его структуру. Краткое содержание параметров коллективной бессознательности:

  • наследственность;
  • совокупность архетипов, которые являются хорошими образцами проявления инстинкта;
  • историческая формация в природе, где поведенческие образы у всех народов абсолютно идентичны, всё это может являться у каждого единственным основанием для утверждения факта жизни души;
  • невозможность воли осуществлять контроль.

Иначе говоря, мы все с рождения подключены к КБ, это передается нам по наследству, информация, поступающая из КБ, не поддается сознанию и явлениям психики, имеющим к ней отношение (воля).

Базовые архетипы

Если исследовать архетипы коллективного бессознательного, то можно отметить такой момент: у всех народов в их опыте КБ присутствуют образы с какими-либо сюжетами, которые повторяются между собой и имеют глубоко спрятанное родство (например, мифы, легенды, предания).

Юнг предложил термин «архетипы коллективного бессознательного». Он их открыл, расшифровал и смог ввести в использование, увидев, как они образуются в племенных и родовых ценностях. Эти архетипы влекут за собой индивидуальные смыслы, эмоции, значения, а также играют роль помощников в выживании племён и народов в трудных жизненных ситуациях.

Это понятие может быть обнаружено в человеческой психике посредством снов и во время вовлечения себя в изменённые сознательные состояния. Следуя философии Юнга, главными архетипами КБ будут рассматриваться следующие:

  1. Мать, олицетворяющая исток альтруизма в личности человека, ощущение связи с ней и природой, поглощение этими составляющими до лишения собственного Я.
  2. Герой, символизирующий своё рвение к борьбе за независимость, к отстаиванию свободы, направляющий себя на преодоление любых препятствий и нацеленный на достижение возвышенной цели.
  3. Старик, олицетворяющий философское мировосприятие, знакомый с нормами, правилами и ограничениями, прошедший через трудности и знающий на собственном опыте их решение, передающий личный и накопленный временем опыт.
  4. Дитя, символизирующее высокую положительную внутреннюю энергетику, независимость в действиях и направленность на творчество.

Мишель Фуко и его мнение

У психолога и философа Мишеля Фуко, который был научным представителем антипсихиатрии и основателем Первой французской кафедры психоаналитики, бытовало мнение, что общественная коллективная бессознательность в области психологии — это глубинная совокупность архетипов, а в философии она представляет собой бессознательное в культуре (культурное) и истории (историческое).

Философ представлял в виде текста бессознательное. Во время изучения различных эпох Мишель приметил один момент: «проблематичное поле» присутствует в каждом отрезке времени, которое образуется из обсуждений различных научных дисциплин. Всё это открытие формирует цельную систему знаний. Она возникает в виде конкретного языкового шифра, содержащего нормы, запреты, бессознательно оказывая влияние, определяя мышление и поведенческие особенности, которые находят черты в конкретной эпохе — коллективном историческом.

Развитие идей концепцииколлективного бессознательного

Концепция коллективного бессознательного послужила остовом для возникновения аналитической психологии. Конечно же, ее отцом-основателем был Карл Юнг. И он же открыл первый институт этого направления в 1948 году. А в 1955 году была создана Международная Ассоциация Аналитической Психологии. Ее штаб-квартира находится в Цюрихе. И на сегодня насчитывается 28 стран в составе этой организации. Цель ее деятельности – дать распространение этой области психологии и эффективно использовать ее на практике по всему миру, а также выпустить специалистов высочайшего уровня. Прорыв Юнга в открытии коллективного бессознательного, связи всех и каждого друг с другом, с Природой, с Космосом дал толчок к появлению трансперсональной психологии, которая стала альтернативой аналитической психологии. Ее первопроходец — Абрахам Маслоу открыл то, что любой человек помимо «Я» данного ему социализацией, имеет глубинное «Я», которое выявляется при трансперсональных состояниях. И это «Я» – источник здоровья, мудрости и душевной гармонии. То есть это «Я», распространяется далеко за пределы личного, оно гораздо шире и глубже, что и является расшифровкой в глубоком смысле определения этого направления. Каждый человек имеет бесконечные возможности духовного роста.

Видным теоретиком данного направления психологии является Станислаф Гроф. Он проводил опыты с психоделиками и изменными состояниями. В результате проведения экспериментов с психоделиками им были получены ощущения преодоления времени и пространства; стирание границ между материей, сознанием, энергией; преодоление дистанции между отдельной личностью и миром. Сегодня трансперсональную терапию используют для лечения от наркотической зависимости. Хотя отсутствуют научные подтверждения эффективности, зато имеются твердые клинические доказательства.

И именно это направление психологии помогает выявить, что алкогольная и наркотическая зависимость возникают в результате того, что человек оказывается в «духовном» тупике. Методики трансперсональной психологии и психтерапии помогают пациенту преодолеть этот духовный кризис.

Проявление у русского народа

Важно понимать, что это явление касается не только какой-либо группы людей, но и целого народа. КБ у русской нации имеет личный архетип Отечества. Если следовать старинной мудрости казаков, то Отечество является подарком наших отцов, дедов и прадедов. Это наша земля, страна и Родина. Отечество — это всё и даже больше, накопленное со старых времён вплоть до наших дней.

Русский народ готов бороться и погибать за свою Родину, об этом говорит наследие патриотизма. Исторически сложилось, что Отечество у россиян может принадлежать только к имперскому. Благодаря этому архетипу царская империя набрала мощь и перешла в советскую.

Система коллективной бессознательности может составлять отражение природы человека. В случае разрушения коллективных бессознательных архетипов может так сложиться, что произойдут нарушения в психике людей. И наоборот, если народ придерживается своей традиционной культуры, тогда психика нации нормализуется. Поэтому, согласно К. Г. Юнгу, искажение архетипов приведёт к гибели психического здоровья нации.

История возникновения термина «коллективное бессознательное»

Термин «коллективное бессознательное» впервые возник в психологии в начале XX века. Автор этой концепции Карл Юнг в своём труде «Психология бессознательного процесса» писал, что многие проявления человеческой личности нельзя объяснить характером или полученным воспитанием. К примеру, содержание некоторых сновидений выходит за рамки личного опыта — об этом говорил ещё Зигмунд Фрейд.

В 1936 году Юнг подготовил доклад «Понятие коллективного бессознательного», который был прочитан им в Англии, в Обществе Абернети. В этом докладе он подробно изложил и аргументировал свои идеи. Он обратил внимание на то, что войны, бунты и революции, происходящие в обществе, являются типичным проявлением негативных подсознательных программ, которые активизируются у больших групп людей под влиянием обстоятельств.

Некоторые возможные примеры

Примеры коллективного бессознательного в реальности можно выявить во время анализа поведения человека, который пребывает в толпе. Здесь оно проявляется посредством следующих поведенческих типов (говоря научными терминами):

  • объединяющее массовость поведение во время забастовок и различных выступлений — единый заряженный эмоциональный фон;
  • разъединяющее массовость поведение — тип, где паника и хаос;
  • эмоциональное потрясение людей и механизмы поведения в неординарной ситуации начинают работать с выработанным инстинктом выживания.

Архетипы коллективного бессознательного

По мнению Юнга, архетипы помогают человеку освоиться во внешнем мире. Существует 3 главные модели поведения:

  1. хаос — стремление воевать;
  2. порядок, нейтралитет — стремление к порядку, сотрудничество;
  3. гармония — процветание, гармоничные взаимоотношения, красота.

Архетипов, определяющих, как человек будет жить, тактику его поведения в тех или иных ситуациях, тоже несколько:

  1. Анима, Анимус — женское и мужское начало.
  2. Тень — часть психики, скрытая и охраняемая бессознательным;
  3. Герой — активизируется в опасных ситуациях.
  4. Мудрый старец — наставник, тот, кто учит, воспитывает.
  5. Трикстер — архетип, связанный с хитростью, коварством.

И, пожалуй, самый главный архетип — персона. Это маска, которую человек надевает для того, чтобы предстать перед обществом.

Возникновение в семейной жизни

Более простой пример проявления КБ — смерть одного из членов семьи, где есть маленький ребенок. Факт внезапного отключения из коллективного сознательного умершего оставляет соответствующую информацию в психологическом пространстве. Это чувствует маленький человечек, он владеет этой информацией, она относится к нему. Но сознание этого факта не воспринимает, поскольку оно принадлежит малышу и еще не имеет достаточной базы для возможности осмыслить.

Стараясь уберечь ребенка от стресса, от него скрывают, что родной человек умер, то есть выключен из общего психического пространства. К примеру, они говорят, что близкий уехал надолго или улетел в космос. В силу своего возраста малыш верит словам взрослых, он иначе не может.

Но в какой-то момент ребёнок начинает словно оплакивать это событие так, будто знает правду. Он может стать капризным, неуправляемым и постоянно плакать из-за сущих мелочей. Он способен потребовать некую вещь (в том числе принадлежащую умершему) и, не получив ее, начнёт отчаянно оплакивать факт того, что не может прикоснуться к ней. Это и будет ярким проявлением действия коллективного бессознательного.

Аналитическая психология К. Юнга и коллективное бессознательное

Департамент образования и науки Тюменской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Тюменской области

«Тюменский колледж транспортных технологий и сервиса»

РЕФЕРАТ

Аналитическая психология К. Юнга и коллективное бессознательное

Выполнил:

студент 2 курса Калина К.К

Тюмень 2017

Введение

Бессознательность человека делится на личное и коллективное. Именно так считал психоаналитик и социолог К. Юнг.

Карл Густав Юнг еще подростком пришел к выводу, что в нем живет две абсолютно разные индивидуальности. Первая — сын своих родителей, неуверенный в себе школьник. Вторая — взрослый, даже пожилой мужчина, скептичный, недоверчивый, весьма близкий по своей сути и характеру к природе.

Поступил в университет на медицинский факультет. Еще в университете, Юнг начинает понимать, что его истинное призвание — психиатрия. В 1890 году Юнг начинает работать ассистентом в психиатрической клинике в Цюрихе.

Здесь он знакомится с трудами З. Фрейда и становится его открытым последователем и пропагандистом фрейдовской теории. В 1906 году он послал Фрейду свою первую работу, между ними завязалась переписка, а позднее — дружба.

Нельзя сказать, что отношения между Фрейдом и Юнгом были всегда дружественные. Признавая авторитет Фрейда и даже называя его своим учителем, Юнг во многом не соглашался с ним, а в 1912 году дружественные отношения между учеными прекратились. Карл Юнг критически относился к европейской науке, внес большой вклад в изучение мифологии, занимался алхимией, астрологией.

Как психиатру, ему немало приходилось заниматься проблемами личности и ее развития. Изучая эти вопросы, Юнг сделал вывод, что душевное развитие личности и ее болезни в значительной степени имеют корни в социально-культурных процессах. Согласно сложной концепции Юнга, структура человеческой психики состоит из четырех универсальных элементов:

  1. Личного сознания

2. Коллективного сознания

3. Личного бессознательного

4. Коллективного бессознательного

В общем, под коллективным бессознательным Юнг понимал “разум наших древнейших предков, способ, которым они постигали жизнь и мир, богов и человечески существа”. В центре юнговской концепции культуры лежит “коллективное бессознательное”. Оно, по словам Юнга, “идентично у всех людей и образует тем самым всеобщее основание душевной жизни каждого, будучи по природе сверхличным.

” В этой предпосылке юнговской теории мы можем легко проследить определенную аналогию с фрейдовской концепцией “суперэго”. По мнению Юнга, “коллективное бессознательное” передается по наследству и является базой, на которой вырастает человеческая психика. Изучая поведенческую мотивацию поступков как индивидов так и групп (причем, на различных уровнях — от малых групп до национальных сообществ включительно), Юнг выдвинул идею архетипа, некого глубинного, подсознательного фактора поведения.

Архетип.

Архетип – содержание бессознательного, некоторые первичные отпечатки, по форме и содержанию сходны с мифологическими мотивами, в чистом виде присутствуют в фольклоре, мифах, легендах. Архетип – это абстракция, которая в культуре наполняется содержанием, хотя имеется множество общих мотивов – приключение героя, битва за отделение от матери – архетипы, архетипичные фигуры – божественное дитя, двойник, старый мудрец. Архетипы эмоционально окрашены и связаны с личным бессознательным, потому что коллективное и личное бессознательное находятся в тесном взаимодействии.

Выделяют элементы архетипов:

1) Эго – оценка в сознании, игнорирование бессознательного, эго- сугубо сознательное.

2) Персона – каким человек являет себя миру, это в какой-то степени личность человека. Персона – лат «маска, личина».Выражение неадекватной персоны – человек без кожи.

3) Тень – центр личного бессознательного, антипод персоны, не стоит пытаться искоренить тень, необходим компромисс с тенью.

4) Анима – женский компонент в душе мужчины

5) Анимус – мужской компонент в душе женщины.(Эти оба компонента – целостность человеческой натуры).

6) Самость – индивидуальный архетип личности, её центр, структура, которая связывает воедино сознательное и бессознательное. Эго – центр, Самость – наружность.

“Самость» выступает , как субъект целостной психики человека, как центр личности, предопределяющий всю жизнедеятельность человека, направленную .

на достижение целостности и единства составляющих его частей. По Юнгу, человек подсознательно осознает свое отдаление от природы, растущую пропасть между его естественным и нынешним состоянием. Он ищет выход в магии, заклинаниях, но чем сильнее он развивается, тем менее начинают его устраивать эти субституты и подсознательный процесс сублимации заходит в тупик.

Сублимация перестает действовать, растет психическое напряжение, внутренний дисбаланс как личности так и общества в целом. При этом бессознательное стремится компенсировать односторонность и безрассудство сознания. Вторжение “коллективного бессознательного” ведет не только к индивидуальным, но и массовым психозам, появлению лжепророков (в истории XX века это ярко проявляется в появлении таких одиозных фигур как Гитлер, Сталин, Муссолини), а в итоге к массовым беспорядкам, насилию, войнам, тоталитаризму.

По мнению Юнга, коллективное безумие современного ему мира, являлось закономерным следствием развития европейской культуры, особенно ее технократической направленности. История Европы — это история упадка символического знания. Торжество технической цивилизации куплено дорогой ценой — ценой отказа от единения с “душой” природы, от символа как образа бессознательной энергии.

Символы, как считал Юнг, открывают человеку священное в природе и одновременно предохраняют его от непосредственного губительного соприкосновения с колоссальной психической энергией архетипов. Юнг ввел в психоанализ понятие “комплекс “, в том числе и “комплекс Электры “, под которым понималось врожденное эротическое влечение девочки к отцу и связанное с ним неприятие матери. Отвергнув теорию сексуальности Фрейда, Юнг предложил понимать под либидо психическую энергию человека, определяющую интенсивность психических процессов личности и психоэнергетическую основу развития культуры и цивилизации. Юнг выделил два основных противоположных типа личностей:

1. Экстравертированный — чуждый самосозерцанию, самоанализу, направляющий психическую энергию во внешнюю среду.

2. Интравертированный — обращающий психическую энергию внутрь самого себя. Эта типологизация, как и ряд других фрагментов психосоциологии Юнга, стимулировала интерес ученых к проблемам взаимоотношения личности и социальной Среды и оказала определенное влияние на развитие, как социологии, так и социальной психологии.

Заключение.

Многие современники К. Юнга восприняли его идеи в штыки. Теперь, несколько десятилетий спустя, можно сказать, что определенный отбор среди идей Юнга завершен.

Многие постулаты признаны, некоторые отвергнуты. Определенной ошибкой, точнее, упрощенным взглядом на вещи, можно считать то, что культура у Юнга — лишь предмет психоанализа. Он не учитывал факт комплексности и неоднородности явления культуры, что привело к определенной однобокости теории.

И все же, интерес к идеям автора теории “архетипов” сохраняется и по сей день. Нужно отдать должное той стройной, убедительной и во многом справедливой теории, которую создал Карл Юнг.

Список источников и литературы:

  1. Адлер А. О нервическом характере. Спб., 2015. 388 с.
  2. Бержере Ж. Психоаналитическая патопсихология. М.: МГУ, 2001. 400 с.
  3. Виттельс Ф. З. Фрейд. Его личность, учение и школа. Л.,2016.
  4. Джонс Э. Жизнь и творение Зигмунда Фрейда. М.: Гуманитарий,2014. 446 с.
  5. Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. М.: Высшая школа,2016. 623 с.
  6. Поппер К. Логика и рост научного знания. М.: Прогресс, 2021. 606 с.
  7. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М.,2014.
  8. Стоун И. Страсти ума или жизнь Фрейда. М.: Мысль,2016.
  9. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. М.: Наука, 1989. 456 с.
  10. Холдер А. Фрейдовская теория психического аппарата // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 1. М., 1998. С. 226-265.
  11. Холл К., Линдсей Г. Теории личности. М., 1997.
  12. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 1997.
  13. Цизе П. Психоаналитическая теория влечений // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 1. М., 1998. С. 344-364.
  14. Шарп Д. Типы личности. Юнговская типологическая модель. Спб., 1996. 216 с.
  15. Юнг К. Душа и миф. Шесть архетипов. М.; Киев: ЗАО Совершенство — «Port-Royal», 2021.
  16. Юнг К. Психология бессознательного. М.: Канон, 1994. 320 с.
  17. Юнг К. Тэвистокские лекции. М.,2016. 295 с.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]