Факторы формирования
Немецкий социолог Макс Вебер назвал три источника (предпосылки) для формирования общественного признания и уважения:
- Традиции и привычки. Чем дольше какая-то личность руководит, тем больше другие привыкают к этому.
- Высокий официальный статус. Если человек имеет статус руководителя, директора, то нам проще признать в нем лидера. Вебер назвал это рационально обоснованной законностью.
- Аффективная законность. Лидерские качества и харизма – вот что создает неформальных предводителей. Эти люди уверены в себе, трезво и четко мыслят, умеют руководить, красиво говорят, могут объединить людей и повести за собой.
На основе этих критериев можно выделить три вида авторитета: более формальный, менее формальный и личный. В первом случае речь идет об уважении должности, во втором – статуса, в третьем – личности.
Авторитет как инструмент власти
Власть – это одно из наиболее привлекательных для человека социальных явлений. Власть над своим телом, своими желаниями, власть над природой и, конечно, другими людьми. Она позволяет человеку ощутить собственное могущество и превосходство над окружающими.
Одним из наиболее эффективных инструментов власти является авторитет, который обеспечивает практически безоговорочное подчинение его носителю. Это связано с положительной оценкой обладающего авторитетом человека и убежденностью правильности принимаемых им решений. Такому человеку хочется доверять и подчиняться.
Правда, в зависимости от характера власти формирование авторитета идет разными путями. Различают формальный и неформальный аспекты власти и, соответственно, авторитет лидера и руководителя.
Авторитет лидера
Этот вид влияния основан на личных качествах человека. Лидер обладает совокупностью особенностей, притягивающих к нему людей и обеспечивающих ему высокий социальный статус и, соответственно, авторитет. Можно назвать следующие личностные качества, необходимые, чтобы завоевать авторитет:
- уверенность в себе, убежденность в своей правоте и своей силе;
- высокий уровень энергии, стремление к деятельности, направленной на достижение значимых целей;
- обладание харизмой – яркой индивидуальностью, связанной с одаренностью, особыми способностями, в первую очередь, в интеллектуальной и социальной сферах;
- хорошие организаторские и коммуникативные способности, развитая риторика и умение убеждать;
- принятие своего высокого статуса, потребность в социальном признании и даже в восхищении окружающих.
Без этих качеств и способностей невозможно стать действительным авторитетным лидером, человеком, за которым люди признают право на власть, то есть право принимать решения и управлять ими.
Авторитет руководителя
Руководитель, в отличие от лидера, получает власть, так сказать, в готовом виде. В основе его права влиять на людей лежат формальные законы, положения, постановления и т. д. По сути дела, руководитель может влиять на людей и не обладая авторитетом, для этого у него есть инструменты принуждения и поощрения. Например, он может понизить или повысить человека в должности, выдать премию или перевести на менее престижную работу.
Руководитель имеет полномочия управления, делегированные ему высшей властью. Поэтому нередко руководители не обладают авторитетом вовсе. А если авторитет все же имеется, то основан он не на личных качествах. Это прежде всего авторитет статуса. Люди привыкли считать, что те, кто обладает формальной властью, достигли поста руководителя, заведомо умнее, профессиональнее обычных членов группы, и, следовательно, имеют право принимать решения и руководить. Лишившись своей должности, такой руководитель быстро утрачивает и авторитет.
Даже термины «лидер» и «руководитель» отражают саму суть различия видов влияния. Руководитель – это манипулятор, он управляет людьми, сам оставаясь в стороне от непосредственного процесса деятельности. Он находится как бы за сценой, отдавая приказы, перекладывая всю тяжесть выполнения принятых решений на плечи подчиненных. А лидер возглавляет группу, он идет впереди, принимая на себя и первый удар, и наибольшую ответственность, и всю тяжесть совместной деятельности.
Бывает, конечно, ситуация, когда руководитель обладает одновременно и неформальным авторитетом, то есть является одновременно и лидером. Эта самый лучший, самый эффективный вариант для успешной деятельности группы. К тому же он является условием позитивного психологического климата и помогает решать внутренние конфликты. Но к сожалению, такая ситуация встречается далеко не всегда. Ведь уже обладая влиянием статуса, руководитель часто не хочет прилагать усилия для завоевания еще и личного авторитета.
Авторитет и гендер
Джек Вуд: В 1930-1940 годы прошлого века проводилось исследование, которое показало, что есть две общие для любой группы вещи: выполнить задание и сохранить отношения в группе при выполнении этого задания. Выполнить задание — это задача, которая больше соответствует мужской натуре. Но в процессе выполнения задачи мужчины часто забывают о чувствах остальных. Обращать внимание на отношения людей — это более «женский» компонент. Чтобы группа работала успешно, эти два компонента нужно объединить. Не даром в Британской военной академии представлены фигуры и Марса, и Венеры. И это нужно принимать во внимание, когда вы занимаетесь лидерством.
В разных компаниях есть склонность к какому-то одному элементу. Чаще всего практикуется авторитарный подход, когда делается фокус на выполнении задачи, а отношения остаются на втором плане. Но существуют и более сложные тонкие организации, где больше консенсуса в принятии решений и меньше иерархии. Яркий пример — спортивные команды. Во время матча игроки меняются ролями лидера и последователя. Сейчас игрок лидер — через мгновение он уже передал мяч тому, кто забьет гол.
Виды авторитета
Быть авторитетным членом сообщества престижно, и завоевать этот высокий статус стремятся многие. А есть личности, которые в силу особенностей характера буквально одержимы стремлением к власти. Пути приобретения влияния на людей могут быть разные, и в зависимости от них выделяют разные виды авторитета.
Подлинный и ложный (мнимый) авторитет
Подлинный авторитет – это следствие конструктивной деятельности человека и того уважения, которое испытывают к нему другие члены социума. Формирование авторитета этого типа требует не только немалых усилий и затрат времени, но и личностных качеств, о которых говорилось выше.
Нередко бывает, что стремление к власти, желание управлять людьми и извлекать из этого пользу упирается в отсутствие авторитета. Не все готовы жертвовать своим временем и интересами ради того, чтобы заслужить уважение. Если подобные люди лишены еще и нравственных принципов, то они идут к завоеванию авторитета обходными путями: используют манипулирование, интриги, лицемерие, распускание слухов и разжигание межличностных конфликтов.
Известный психолог Э. Берн охарактеризовал такие действия как социальные игры. Нередко с помощью таких нечестных приемов человеку удается если не заслужить уважение, то хотя бы получить влияние на людей. Это и есть ложный или мнимый авторитет, который, по сути, является не авторитетом, а лишь временным преимуществом человека, сумевшего обманным путем вскарабкаться по лестнице статусов.
Такое признание неустойчиво, не подкрепленный уважением и конструктивными делами авторитет может рассыпаться, как карточный домик, от одного неверного поступка, очередной лжи или неосторожного слова. Ложный авторитет может привести человека к статусу «серого кардинала», но настоящим лидером он никогда не станет
Рациональный и иррациональный авторитет
Эту классификацию ввел один из лидеров психоанализа Э. Фромм.
Рациональный авторитет опирается на доводы разума, на рациональную оценку качеств, способностей и опыта личности. Главную роль в формировании этого вида авторитета играет уровень компетенции – чем он выше, тем устойчивее влияние человека в определенной сфере, тем авторитетнее его мнение и тем больше доверия к нему.
Так, если мы приглашаем специалиста для настройки нашего компьютера, то нас интересует прежде всего его компетенция и профессиональный опыт. Специалисту высокого уровня мы доверяем, и он для нас является авторитетом в данной области. Но только именно в этой области. Мы не будем ждать от него советов о том, как воспитывать детей или как мариновать мясо для шашлыка.
Следовательно, рациональный авторитет не носит всеобщего характера и имеет отношение не столько к личным качествам, сколько к профессиональным. Еще одной особенностью рационального авторитета является его толерантность к критике. Более того, этот тип влияния предполагает постоянное подтверждение уровня компетентности и доказательства профессионализма на деле.
Иррациональный авторитет – это влияние власти и статуса. Он не требует осмысления и не терпит критики. Так, люди часто считают, что тот, кто выше их по статусу, заведомо умнее, опытнее, авторитетнее. Поэтому начальник, представитель власти уже в силу своего статуса и прав является авторитетом. Это и есть иррациональный авторитет, и любая попытка серьезного анализа и оценки действий авторитарной личности может привести к разочарованию в ней.
Но многие люди не хотят задумываться, анализировать действия властей, так как им удобнее и проще иррационально им доверять, перекладывать на плечи авторитарных личностей и решение своих проблем, и ответственность за эти решения.
Проблема авторитета в социальной философии
В социальной философии понятие авторитета, к сожалению, недостаточно изучено. Многие это понятие отождествляют с понятием власти. Между тем это не совсем верно, хотя авторитет и власть очень близкие по содержанию понятия. Власть может иметь авторитет, если она выполняет свои функции и отвечает интересам большинства людей, и может быть лишена такого авторитета, если она безответственна перед обществом.
Как феномен общественного бытия авторитет является сложным образованием. Понятие «авторитет» означает признание за субъектом (носителем) выдающихся достижений, знаний, умений, навыков, способностей, их значимости для общества. Как явление социальной действительности авторитет очень сложный и многосторонний феномен, проникновению в суть которого может способствовать установление его классификации. В литературе делаются попытки установления типологии, классификации тех или иных сторон авторитета. В некоторых исследованиях использовался плодотворный подход, призывающий выделение родов, типов, видов и форм авторитета, однако до сих пор в этом деле нет единства. В целом он оставался неразвернутым. Как правило, обозначались лишь некоторые элементы, в частности, типы авторитета или формы. Комплексный подход к типологии и классификации отсутствует. Все это затрудняет познание явления. В этой связи, не претендуя на абсолютную истину, предпримем рассмотрение общей классификации авторитета, как феномена общественной жизни. Будем исходить из того, что необходимо соединить два процесса – развитие самого объекта и процесса развития представлений о нем. Используем в этих целях системный подход. Этот подход различает два класса систем: таксономические и онтические. Таксономические, или классификационные, системы формулируются в процессе познания и выражают совокупность элементов, или объектов, связанных на основе сходных признаков и составляющих одну таксономическую группу или класс. Это осуществляется в ходе познания путем мысленного вычленения и сравнения по определенному признаку объективно существующих свойств или качеств предмета исследования. Онтические системы – это естественная целостность объектов, которые существуют как отдельные предметы реального мира. Окружающая нас природа и общество выступают как совокупность онтических систем. Как целостное образование онтическая система представляет собой органическое единство и динамическую совокупность гетерогенных компонентов и элементов, в конечном результате взаимодействия которых реализуются такие целостные интегративные качества, которые не присущи составляющим ее компонентам и элементам. Понимая, что между онтическими и таксономическими системами существует определенная связь, постараемся отразить это при классификации авторитетов и авторитетных отношений. Типология – не самоцель, она призвана помочь глубже познать многообразные объективные связи авторитетных отношений, помочь дальнейшему изучению авторитета, как сложного феномена.
Авторитет возникает и формируется в определенных общественно-экономических и политических условиях. Он имеет различные уровни (степени) проявления: авторитетность вообще, затем талантливость, слава (высочайший уровень авторитетности) и, наконец, самый высокий уровень авторитетности – гениальность – признание за человеком обладания высшей степенью творческой одаренности[1].
Различаются социальные типы авторитета. Тип предполагает обладание объектом существенными качественными признаками. Социальный тип авторитета определяется тем, в какую историческую эпоху он функционирует, интересы какого класса или социальной группы, прежде всего, выражает, кого представляет носитель. В науке выделяются следующие социальные типы авторитета: рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический.
При этом важно учитывать, что общество в каждой формации является неоднородным, и авторитет личности определяется прежде всего социально-экономическим положением людей, господствующими отношениями собственности на средства производства. Неодинаковы и авторитеты, и авторитетные отношения. Говоря о социальном типе авторитета, мы имеем в виду наиболее типичное, присущее только авторитету этой формации. Возьмем рабовладельческое общество, с ним связывают рабовладельческий авторитет, здесь доминирует непререкаемый авторитет рабовладельца, как хозяина раба. Но ведь в этом обществе имеются и свободные граждане, между которыми существуют отношения, имеющие свою специфику, обусловленные формацией. Так, авторитетные отношения между свободными личностями имели большое значение.
Многие мыслители обращают внимание на большое влияние нравственного авторитета личности правителя на народ, того или иного полководца, философа на общество. Когда говорим, о каком-либо определенном социальном типе авторитета (рабовладельческом, феодальном, буржуазном, социалистическом), то прежде всего понимаем под ним доминирующий, преобладающий тип авторитета с присущими ему характерными чертами. Вместе с тем могут быть и подтипы, а также переходные типы авторитета, присущие переходным типам формаций.
Авторитет как явление многоплановой общественной жизни неоднороден. Он делится на родовые общности. Попытка выделить род авторитета предпринималась Й. Бохеньским. Он пишет: «… что является родом авторитета? Прежде всего, бытует мнение, что авторитет является человеком этого рода: авторитет, будем говорить, является человеком, который … однако, связан с применением и использованием слова «авторитет». Вот некоторые применения: «Авторитет, – пишется в книге «Лексикон психологии», – статус личности в связи между двумя или многими индивидами… Здесь авторитет будет не сколько как человек, сколько как «статус» человека, и ввиду этого мыслится во взаимосвязи».
Далее автором рассматривается проблема «статуса взаимосвязи» и говорится, что выяснение его «не легче, чем определение рода авторитета»[2]. Более менее четкого определения рода авторитета у него обнаружить не удалось. Попытаемся разобраться в этом нелегком деле. Род, как известно, это понятие, отражающее группу, разряд предметов, явлений, понятий, объединенных общими существенными признаками. Оно включает в себя ряд менее общих понятий, представляющих собой видовые понятия[3]. Род авторитета – это большая общность, объединяющая близкие по социально-политической роли авторитеты. Все авторитеты делятся на два больших рода: эпистемический (рациональный), или авторитет знаний, который связан с наукой и рациональностью, а также умением и опытом. Он включает авторитет знаний, авторитет умений, авторитет опыта. Наряду с эпистемическим функционирует авторитет деонтический или, целенаправленный авторитет. Й. Бохеньский называет их «видами»[4]. Он различает: собственно (namlich) эпистемический, или авторитет знаний (wissensautoritat), и деонтический, или целенаправленный (zielgerichtete) авторитет. В то время как первый род тесно связан с наукой и рациональностью, с помощью второго рода авторитета будет связано появление свободы. Деонтический авторитет – авторитет, обусловленный предписаниями: правом, государственными законами, моральными принципами, приказами, распоряжениями, правилами, техническими нормами, традициями, воздействием личностей, религиозными догматами, обычаями и т. п. Он включает: традиционный авторитет – авторитет существующих в обществе традиций, предписывающий те или иные действия людей, основанный на передаче исторически сложившихся и воспринимаемых как естественные и нормальные нормы и ценности; харизматический авторитет – авторитет, как результат уверенности в исключительные способности и качества личности (культ), внушения личностью веры в особый, часто сверхъестественный характер собственной миссии. Подобный авторитет связан с личной приверженностью лидеру, наделённому в глазах его последователей исключительными качествами мудрости, героизма, святости. По Веберу, такой авторитет присущ пророкам, проповедникам и политическим вождям[5]. Считают, что традиция и харизма господствовали в добуржазных обществах. Однако они встречаются и в современных условиях, особенно при авторитете политических вождей. К деонтическому относится и управленческий, служебный авторитет – авторитет, возникающий на базе служебных отношений, отношений управления и подчинения, приобретенный в силу занимаемой должности в бюрократической и формальной организации, учреждении и т. п. К тому же роду относится и авторитет верований – это авторитет, основанный на религиозных положениях, догматах, мистических верованиях, установках различных культов, на вере в Бога, в исключительность религиозных иерархов, служителей культа, шаманов, религиозных институтов и т. п.
Внутри общего (родового) имеют место общности меньшего порядка – видовые, объединяющие то специфическое, что присуще лишь определенной группе явлений авторитетов данного рода. Виды авторитета прежде всего определяются функционированием авторитетов в той или иной сфере общественной жизни. По сферам общественной жизни различаются такие виды авторитета: экономический, политический, социальный, духовный, научный[6], военный авторитет и др. Были произведены открытия новых общественных видов авторитета, в частности, как выдвигается в «Брокгауз энциклопедии» – делово-функционирующий авторитет экспертов. Его относят к специализациям (например, научного, технического, экономического профиля или области искусств)[7]. Разновидности авторитета взаимосвязаны и взаимно проникают.
Те или иные виды авторитета могут существовать в различных формах. Форма – способ существования данного содержания. Так как авторитет не может существовать в абстрактном виде, он выступает в формах, базирующихся на различных обобщающих признаках. По механизму формирования, то есть посредством чего обеспечивается авторитет, различают: авторитет формальный и естественный. Формальный – авторитет личности или социального института, организации, создающийся посредством функционирования установленной системы норм или узаконений правовой системы. Его разновидностью является авторитет служебный (должностной) – авторитет, возникающий в силу служебного положения, занимаемой должности. Это положение ведь тоже определено правовыми нормами. Некоторые же разделяют формальный и служебный авторитеты[8]. Существует и естественный авторитет – это авторитет, функционирующий посредством воздействия неформальных причин, естественного влияния, которое базируется на уважении личности в силу ее моральных качеств, профессионального мастерства, знаний и высокоэффективных действий, силы, ловкости и т. п.
Форму авторитета определяют и по его основанию, то есть по тому, на чем он базируется, здесь выделяют: легитимную и нелегитимную форму авторитета. Легитимная (от лат. legitimus – законный), основанная на законности, доверии. Термин «легитимный авторитет» вводится М. Вебером[9]. А. И. Тимофеев называет «легитивную и нелегитивную форму авторитета»[10]. Сущность легитимного авторитета обоснована, особенно М. Вебером, достаточно веско. Легитимный авторитет возникает в условиях сложившейся системы отношений легитимности. Легитимность, основание на законности, придает авторитету характер властного отношения, в котором обладатель власти располагает общественно-признанным правом на распоряжение, а подчиненный – общественно-признанной обязанностью подчиняться. К тому же считают, что ее особенность состоит в том, что носитель авторитета в определенных обстоятельствах доказал, что он обладает выдающимися способностями. В то же время нелегитимные формы – это суггестия (от лат. suggestio – внушение), импонирование (от лат. imponere – налагать, внушать, производить внушительное впечатление), фасцинирование (импонирование воображаемому) авторитету. Суггестия противоположна импонированию, которое в основном ориентировано на идеал. Если в формировании доверия главное значение имеет мышление, в том или ином виде, то в нелегитимных формах основную роль играют эмоциональные и аффектные факторы[11]. Наряду с вышеозначенными, выделяют авторитет легальный[12] и авторитет нелегальный. Авторитет легальный – это авторитет, поддерживаемый системой формальных законов и существующий на их основе. Авторитет нелегальный – авторитет лиц, сообществ (их установлений), находящихся и действующих вне закона. Это авторитеты в подпольных политических, религиозных организациях и так называемые криминальные «авторитеты» – «столпы» преступного мира, «авторитет» воровских «законов» и т. п.
Субъекты (носители) авторитета многообразны. Существуют и их различные формы. По субъекту функционирования различают: личностный авторитет; коллективный авторитет; авторитет социального института; авторитет традиции или обычая и т. п. Личностный авторитет – это авторитет тех или иных личностей: авторитет Иванова, авторитет Петрова. Такой авторитет приобретается, завоевывается какой-либо личностью прежде всего в силу ее выдающихся знаний, профессионального мастерства, умелой деятельности, физического совершенства, высокой нравственности и т. п. Коллективный же авторитет – это авторитет, завоеванный определенной общностью людей: производственным коллективом, коллективом научного учреждения, армейским коллективом, группой людей и т. п. Авторитет социального института – это авторитет, который приобрел тот или иной социальный институт: государство, правительство, законодательный орган, нормы права, министерство, администрация территориального органа власти, руководства вооруженных сил, военного штаба, командования и т. п. Авторитет традиции – авторитет исторически сложившихся в том или ином обществе, его части, его ячейке, регионе, местности, коллективе, семье и др. традиций. Традиции – это элементы социального и коллективного наследия, передающиеся из поколения в поколение и соблюдающиеся людьми в течение длительного времени. Традиции тесно связаны с обычаями. Обычаи – это внеправовая, социально-ценностная норма, регулирующая поведение людей. Обычаи у ряда народов, например народов Кавказа, пользуются большим авторитетом.
Форму авторитета определяют и по методам адекватности достижения авторитета. В зависимости от методов завоевания авторитета различаются: авторитет истинный (подлинный) и авторитет ложный (псевдоавторитет). Авторитет истинный (подлинный) – это авторитет личности, социального института, коллектива, который завоеван естественным путем, без каких-либо ухищрений, обретенный действительными преимуществами и достоинствами субъекта. Ложный же авторитет приобретается субъектом авторитета путем введения объекта авторитета в заблуждение или ошибочной оценки объектом авторитета качеств и ценностей, присущих субъекту «авторитета». Псевдоавторитет с этимологической точки зрения означает ненастоящий, ложный авторитет, он кому-то присвоен на фальшивой основе.
Формы, в которых авторитет воплощается в действительность, и сферы его действия зависят от исторических ступеней развития общества, конкретных социальных условий, идеологических представлений, определяющих источники и критерий ценностных норм для установления авторитетности субъекта.
Авторитет как феномен воздействует на общество, а оно обратно воздействует на авторитет. Их взаимодействие осуществляется не только по вертикали, отражающей в основном отношения соподчиненности структурных образований, как это было представлено выше, но и по горизонтали.
В горизонтальном плане выделяются подгруппы авторитетов, различающихся по социальным основаниям, по пространственно-временным факторам, по аспектам рассмотрения.
Подгруппа по социальным основаниям включает градацию авторитетов: по социальной направленности; социальному характеру; характеру общественной деятельности; по их иерархии. По социальной направленности это воздействие (а, следовательно, и сам авторитет) может быть: способствующим общественному прогрессу или тормозящим общественный прогресс – антипрогрессивным.
Важную роль играет социальный характер авторитетных отношений. По социальному характеру авторитетных отношений, преобладания в их функционировании в обществе комплиментарных ненасильственных основ – уважения, доверия; властных отношений, имеет место авторитет демократический. При преобладании в нем влияния властных факторов, авторитета силы выступает авторитет авторитарный.
По характеру общественной деятельности, отражаемой субъектом авторитета, различается авторитет: лидерский и парадигмальный (образцовый), т. е. действующий как образец.
В обществе, в науке, в социальной группе могут функционировать несколько различных авторитетов. Люди оценивают их по уровням, степени доверия, выделяя более достойных уважения и почитания и тех, кто уступает таковым в каком-либо отношении. Вырабатывается соответствующая их градация, определяется иерархия. По степени доверия, иерархии различаются авторитеты: высшие, средние и низшие. Она устанавливается конкретно объектом авторитета в рамках области, в которой феномен проявляется.
Авторитеты, как и все явления действительности, возникнув, функционируют в пространстве и в определенное время. Выделим поэтому пространственно-временную подгруппу факторов деления авторитетов.
Время течет от прошлого к настоящему. По времени функционирования, существования выделяется ряд разновидностей авторитета. Имеет место авторитет, который существовал в прошедшее время, но в последующем исчерпал себя, – это бывший (прошлый) авторитет; авторитет, существующий в настоящее для объекта авторитета время, является современным. Кроме того, по длительности существования в науке и практике, в коллективах имеют место и авторитеты, существующие стабильно, непререкаемо, постоянно. Такой авторитет назовем постоянный. Это, к примеру, авторитеты великого Архимеда и его открытия, Петра Великого как государственного деятеля, Суворова как полководца и т. п. Стабильным по времени бывает и авторитет тех или иных его носителей, субъектов в современных условиях, хотя в исторических рамках занимает не столь великий отрезок времени, как вышерассмотренные авторитеты. Он больше связан с постоянством для того или иного объекта авторитета. Практика свидетельствует, что бывают и авторитеты, которые функционируют непостоянно, но относительно длительное время – длительный по времени авторитет. С изменением условий, в той или иной ситуации они могут уступать место другим. Существуют и авторитеты недолговечные, которые играют определенную роль на небольшой отрезок времени, но быстро теряют свою значимость – это авторитеты временные.
Общество в своей структуре содержит элементы различной величины, отличающиеся по своим пространственным параметрам, прежде всего по масштабам объекта авторитета. Масштаб распространения авторитета может включать две ветви: территориального функционирования и размеров социального объекта. Немаловажное значение имеет то, на какой территории, где функционирует авторитет. По территориальной характеристике функцио- нирования объекта авторитета различают: индивидуальный, семейный, первичного коллектива, организации (учреждения, учебного или научного заведения, воинской части, объединения), региона, республики, страны, всемирный (мировой авторитет). По размерам социального объекта выделяются авторитеты: всеобщий, классовый, социальной группы, коллектива, индивида.
Следующую подгруппу составляют авторитеты, различающиеся по аспектам рассмотрения. Авторитет анализируется в различных аспектах, при этом обращается внимание на ту или иную сторону его содержания и сущности. Принято выделять аспекты: гносеологический, социологический, психологический, педагоги-ческий, военный и др.
Обратим внимание на такой малоисследованный вид авторитета, как военный авторитет. Военный авторитет – это есть разновидность социального авторитета, исторически обусловленное, общепризнанное влияние государства (военных коалиций государств), его вооруженных сил и составляющих их элементов, а также военнослужащих, военачальников на основе уважения и доверия, сложившихся к ним в обществе или его отдельных звеньях, в силу присущих заслуг и качеств, проявленных в сфере военной действительности, способствующее эффективному решению задач укрепления обороноспособности страны. Это и разновидность общепризнанного, сознательно и добровольно принимаемого положения и влияния военачальника на подчиненных. «Военный авторитет» в качестве важнейшего компонента включает «воинский авторитет». Воинский авторитет объемлет сферу несколько уже, чем военный авторитет. Он акцентирует на принадлежность его только воинам, военнослужащим тех или иных категорий (а не, например, вооруженным силам в целом). Воинский авторитет – есть элемент военного авторитета вообще.
Таковы основные моменты типологии, классификации авторитета как многопланового и богатого в своих проявлениях феномена общественного бытия. Важно было представить в единстве и сопоставить в схематическом виде различные проявления авторитета и начертить их своеобразное «дерево». Охват вниманием цельного объекта «дерева авторитетов» призван представить феномен общественной жизни – «авторитет» в целом. Знание общего позволяет глубже проникнуть в сущность явления и, в свою очередь, дает возможность осмыслить отдельное – конкретные формы авторитета – и особенное – типы, роды и виды. Разумеется, здесь нет претензий на истину в последней инстанции. Это один из подходов, который, надеемся, призван стимулировать исследовательскую мысль.
<
[1] См.: Талант: Словарь русского языка: В 4 т. 3-е изд., стереотипное. Т. IV. М.: Русский язык, 1988. С. 336; Слава. Там же. С. 128–129; Гений. Там же. Т. 1. М., 1985. С. 305.
[2] Bochenski, Joseph M. Freiheit, Glaube. Sozialphilosophische Studien. Philosophia Verlag. Munchen. Wien. 1988. S. 15.
[3] См. : Словарь русского языка. Т. III. М.: Русский язык, 1987. С. 723.
[4] Bochenski J. M. Freiheit, Glaube. Sozialpolitische Studien. S. 214.
[5] Weber М. Wirtschaft und Geselschaft In: Grundriss der Sozialökonomik. 2 Halband. Tubingen, 1925. S. 122–140; Вебер М. Избранные произведения. М. : Прогресс, 1990. С. 647.
[6] См.: Степанов А. А. Научный авторитет: философские проблемы. Томск, 2000. С. 135.
[7] Autorität. Brockhaus Enzyclopadie im 24 Banden,19, völlig neu bearbeitete Auflage. 2 Bd, APU-BEC. Brockhaus, Mannheim, 1987. S. 416–418.
[8] Авторитет. Социологический энциклопедический словарь / Ред. Г. В. Осипов. М., 2000. С. 5.
[9] Weber M. Wirtschaft und Geselschaft… S. 122–140.
[10] См.: Тимофеев А. И. О духовном авторитете власти в русской философии рубежа столетий // Вече: Альманах русской философии и культуры. Вып. 7. 1996. C. 78.
[11] См.: Авторитет в политике. Зарубежная политология. Словарь-справочник. М., 1998. С. 10.
[12] См.: Авторитет. Социологический энциклопедический словарь / Ред. Г. В. Осипов. М., 2000. С. 5.
Классификация явления с точки зрения психологии
Определение, которое дал феномену известный психолог Эрих Фромм, предполагает существование рационального и иррационального авторитета. Первый представляет собой доверие компетентности другого человека, которое он на деле должен подтвердить. Второй вид основывается только на высоком социальном статусе, а доверие подменяется страхом. Девиз «Начальник всегда прав, а если не прав, то смотри пункт 1» наглядно демонстрирует подход к управлению в случае иррационального авторитета.
Рекомендуем: Эннеаграмма: типы личности
Исследованию авторитета посвящено множество трудов, существует довольно много состоятельных теорий, объясняющих механизм действия феномена. Однако до сих пор специалисты не сошлись во мнении, как же правильно классифицировать данное явление. С точки зрения психологии наиболее важными являются следующие виды авторитета:
- Внутренний авторитет. Подразумевает существование внутренней убежденности в правильности принимаемых решений, компетенции как специалиста. Феномен свойственен волевым людям, часто занимающим высокое положение в обществе.
- Эмоциональный авторитет предполагает внутреннюю зрелость и спокойствие. Для людей, обладающим этим феноменом, характерно умение ладить с окружающими и выстраивать взаимоотношения с людьми по типу «вдохновитель – последователь». Очень редко внутренний авторитет и эмоциональный могут сочетаться, обладающие таким уникальным феноменом люди становятся харизматичными лидерами.
- Профессиональный авторитет – характеризует компетентность специалиста.
- Общественный – авторитет народа, государства.
- Индивидуальный – характеризует отдельную личность.
Особое внимание психологи уделяют ложному авторитету, который может принимать самые разнообразные формы. Наиболее интересен псевдоавторитет подавления; проявляясь в крайних формах, он может порождать авторитарное мышление и чувство безнаказанности у руководителя
Дистанцизм и отстраненность от окружающих, придающие некую ауру загадочности и важности, также могут создавать ощущение авторитета
Авторитет – что это
Каково значение слова авторитет? Термин образован от латинского слова autoritas, что значит «власть, влияние». Что такое авторитет? Дадим два определения:
- это высокий статус личности или группы;
- это общепризнанное неформальное влияние личности, группы, организации на общество.
Формирование общественного уважения происходит в процессе социально-психологического взаимодействия, основано на признании обществом достижений, достоинств, опыта, знаний отдельного индивида (организации, группы). Авторитетным может быть человек, группа, предмет, идея, система ценностей, социальный институт, организация, концепция. Что значит авторитет? Признать чей-то авторитет это значит признать превосходство субъекта, его моральную, духовную силу, компетентность, достоинство.
Каково определение авторитета в психологии? Авторитет – это в психологии инструмент власти, средство сохранения дисциплины. Авторитетного человека слушают и слушаются, ему беспрекословно подчиняются (непререкаемый авторитет). Иногда это доходит до абсурда, подчинение становится слепым, превращается в поклонение. Так рождается культ личности, секты.
Кто такой авторитетный человек
Кто такой авторитетный человек? Это тот, чье мнение, поступки влияют на людей. Некоторые люди считают, что авторитетный человек это тот, кого другие боятся. Боятся – значит уважают. Руководствуясь этой установкой, родители бьют, наказывают детей, а начальник лишает подчиненных премий, зарплат, правительство вводит жесткие законы, ограничивающие свободу и права личности. Правильно ли это? Нет, это неправильно, это лже авторитет.
Истинное уважение основано на демократии, доверии, уважении. Авторитетный человек становится примером, образцом для подражания, транслятором идей и ценностей, норм поведения, которые общество разделяет вместе с ним. Авторитетный человек без принуждения направляет других, мотивирует, стимулирует, заинтересовывает. Если общество подчиняется кому-то или чему-то из-за шантажа, подкупа, давления и принуждения, но при этом постоянно испытывает внутренний протест и тягу к саботажу, то это нельзя назвать авторитетом. Только тот, кому подчиняются добровольно, является истинно авторитетной личностью.
Примеры
На производстве, в деловых отношениях общественное признание не всегда совпадает с официальным социальным статусом. Например, директор предприятия или староста класса может и не быть авторитетом. В то же время любой рядовой сотрудник может заслужить всеобщее признание. А в классе любой ученик может стать авторитетом для определенной категории детей.
Можно назвать авторитетные издания, каналы, организации, магазины, предприятия. Например, Первый канал в России считается авторитетным СМИ, но согласны с этим не все. В этом и заключается специфика авторитета. Практически не бывает такого, чтобы совершенно все люди воспринимали одного субъект как своего лидера. Это субъективное понятие.
Пример использования доверия и субъективности феномена: реклама со знаменитостями (политики, музыканты, актеры). «Я доверяю этому банку» или «Это вам рекомендую я», – говорит авторитетный представитель общества. И аудитория думает: «Ага, раз даже он вкладывает туда свои деньги, то и я вложу». А те, кто уже вложил и потерял свои средства, думают: «Опять ты, за деньги готов что угодно рекламировать, сам-то ни за что не свяжется с этой конторой». Для второй категории этот субъект уже не является значимым лицом. А есть и третья категория, которые изначально равнодушны к этой или всем остальным медийным личностям.
Бремя героизма
Героизм заложен в каждом из нас, но не тот безрассудный киношный героизм, который с голой пяткой на шашку, а другой — тот, что с открытым сердцем и трезвым умом в пекло полнейшей неизвестности. Легко быть героем, совершая одобряемое обществом безрассудство, а попробуйте последовать зову своей души наперекор ожиданиям своих близких да еще с риском лишиться их любви и понимания. Вот где настоящий героизм!
Это сложно, но в глубине души каждого человека тянет именно к этому — к свободному выражению собственной личности, вопреки всем устоям, запретам и известным тропам. Всех нас неизменно манит туда, где на неведомых дорожках следы невиданных зверей.
Недаром всем нам нравятся книги и фильмы о героических приключениях. В каждом из нас есть тяга к раскрытию полного потенциала своей личности, и она находит свое выражение в нашем восхищении чужим героизмом. Герой — это тот, кто посмел.
И все мы хотим последовать его примеру.
Герой делает ставку на самого себя, а не на то, примет ли его общество. Он не нуждается в любви окружающих и потому может позволить себе иметь независимое и неудобное для окружающих мнение. Он может позволить себе быть сильным, потому что не боится лишиться уютной компании слабых. Подобный героизм ему дорого обходится, но песнь собственной души ему важнее.
Возьмем, например, независимость суждений. Ценное качество? Однозначно! Но что оно влечет за собой? Какова цена независимого суждения? Выражать независимое мнение о жизни или какой-то отдельной ее сфере — это риск лишиться согласия со всеми теми, кто независимого суждения себе позволить не может. Наличие собственного мнения — первый шаг к одиночеству.
Решительность? Способность к лидерству? Сила? Ценнейшие качества, которые, в конечном счете, всегда находят признание в обществе. Но прежде чем этот самый «конечный счет» подведен, все они ведут личность через пропасть одиночества и кладбище мертвых героев в пространство полнейшей неизвестности.
Невозможно быть героем, оставаясь таким, как все… и это приводит нас к довольно дикому вопросу. Всякая личность по определению уникальна, тогда почему вокруг так много одинаково безликих людей? Какую цену мы платим, за наше социальное благополучие и тот психологический комфорт, который несет с собой жизнь в обществе усредненно себеподобных?
Жизнь в обществе по накатанной колее — это гарантированный способ прожить долго и терпимо. Жизнь героя — это способ прожить сколько придется, но счастливо.
Какой путь выбираете вы? Речь не о долгосрочной перспективе или каком-то одном героическом поступке всей жизни, а о всех тех мелких выборах, которые ежеминутно случаются в нашей жизни. Что вы раз за разом выбираете — риск быть собой или спокойное умиротворение в общей безликости? Чью жизнь вы выбираете проживать — свою или чужую? Чьим заповедям вы следуете — своим или чужим? По чьим правилам вы играете? Которой из проторенных дорожек вы идете?
Быть независимыми, сильными и решительными хотят все. Более того, героизм — это не просто желание, это врожденная потребность каждого человека. Герой — это не редкий избранник судьбы. Все мы герои, все мы избранные. У каждого из нас есть все необходимые способности, атрибуты и достаточно силы, чтобы пройти путь героической сильной личности. И только мы сами выбираем, кем нам быть в этой жизни. Вопрос лишь в том, готовы ли мы платить ту цену, которой потребует свобода.
Что это такое
В социальной психологии есть свое объяснение термина авторитет, что это такое и как получить такой статус. В бытовом понимании это слово обозначает человека или организацию, которая имеет большое влияние на общество. В отличие от тирании, признание получается ненасильственным путем. Оно дается за интеллектуальные достижения или моральные качества.
Определение в психологии
В социальной психологии немного иначе раскрывается термин авторитет, это понятие затрагивает социальную сферу. Оно означает особую форму влияния на группу людей.
Основной способ управления – это убеждения. Люди добровольно признают власть за авторитетом и согласны следовать за ним. Далеко не каждый индивид умеет пользоваться авторитетом. Такое влияние образуется за счет особых личных качеств и способностей к организации общей деятельности.
Понятие личного авторитета
Под данным термином понимают особое развитие личности, которое достигает высокого уровня. Такой человек вызывает уважение у множества людей. Часто власть подобного вида основывается на харизме, т.е. бессознательной привлекательности.
У человека с личным авторитетом есть особая энергетика, увлеченность, умение говорить эмоционально и вдохновляюще. У него привлекательная внешность, хорошие риторические способности, и он уверен в себе.
Личный авторитет – это синтез врожденных и приобретенных качеств. Подобной формой влияния должен обзавестись каждый руководитель, который хочет стать успешным.
Инструмент власти
Многие люди стремятся занять место лидера, но это непросто сделать. Получить место главного насильственным путем можно, но это не даст полного удовлетворения от наличия власти.
Авторитет в обществе многое значит и дает большие возможности
Особенность авторитета состоит в том, что люди сами выбирают, за кем следовать и кому верить. Их не нужно принуждать и заставлять. Индивид с такой формой влияния умеет убеждать, и в правильности его решений не приходится сомневаться.
В социальной психологии считается, что авторитет основывается на доверии, уважении, демократии. Именно это полезно для признания себя в качестве лидера. Все остальные методы не будут давать долговременных результатов.
В педагогике тоже важен авторитет, так как от него зависит послушность учеников. Современные дети не будут уважать учителя только из-за разницы в возрасте. Поэтому взрослому придется находить способы добиться расположения школьников.
Лидер и его полномочия
Алексей Улановский: Authority переводится на русский язык как полномочия, авторитетная личность, фигура. Рональд Хейфец определяет авторитет как дарованную власть выполнять некий сервис или некую службу. Здесь подчеркивается сразу несколько ключевых элементов: авторитет — это что-то дарованное, что могут и назад забрать, так же, как подарили.
Авторитет — это такая же штука, как, например, гравитация: бесполезно отрицать. Как только мы оказываемся в группе, возникает неравенство: какие-то отличия, распределение ресурсов — денег, времени, права говорить первым. Всегда есть конкуренция за то, кто больше говорит. Авторитет дает определение и понимание своего места в группе. Как только мы забираем авторитет из группы или кто-то начинает сомневаться в авторитете, количество драк и конфликтов резко увеличивается. Так возникают революции.
Исследуя тему авторитета, мы изучаем поведение животных в группе. Как узнать, кто обладает большим авторитетом в стае? Очень простой признак: это та особь, на которую все ориентируются. Мы наблюдаем похожий феномен у детей. Уже в группе четырехлеток авторитет распределяется неравномерно: кто-то инициирует игры, выступает медиатором конфликтов и говорит от лица всей группы. А остальные склонны подчиняться, имитировать и — что важно — дарить подарки.
А как узнать формального лидера — менеджера, который официально уполномочен на выполнение своей роли? Есть четыре признака:
- Накладывать вето на прием кандидата.
- Отдавать поручения подчиненным.
- Награждать подчиненных
- Инициировать отстранение подчиненных от должности.
Если нет даже одного из этих компонентов, менеджер не вполне авторизован своим руководителем. Но это еще не все. Помимо формального существует уполномочивание личностное. Важно понять: личный авторитет не сводится к личностным чертам, это часть большей сложной динамики в группе и в групповых процессах.
Авторитет руководителя
Перечисленные на рис. 1 элементы формируют авторитет руководителя. Он оказывает существенное влияние на разработку и реализацию УР. В психологии управления выделяют несколько разновидностей авторитета: авторитет расстояния, авторитет доброты, авторитет компенсации, авторитет резонерства, авторитет педантизма, авторитет чванства и авторитет подавления (рис. 2). Каждая разновидность включает дополнительные элементы, которые, по мнению руководителя, должны усилить его влияние на персонал. Кратко рассмотрим эти разновидности.
Рис. 2 Разновидности авторитета
Авторитет расстояния формируется путем создания искусственных барьеров в контактах и передаче информации между руководителем и исполнителями его решений. Эффект недоступности руководителя стимулирует подчиненного на инициативные решения.
Авторитет доброты формируется в результате преувеличенного проявления чуткости, жалости и доброты к подчиненным. Роль утешителя сплачивает подчиненных при выполнении решений руководителя. Однако сроки выполнения работ могут затягиваться по всяким уважительным причинам.
Авторитет компенсации создается при использовании сильных побудительных мотивов (компенсаций) для выполнения задания. В этом случае подчиненному важен не результат, а компенсация. Для очень скучных и тяжелых работ данная разновидность приносит хороший результат. Механизм авторитета компенсации напоминает работу дрессировщика с животными в цирке. За определенные движения животные получают лакомые куски пищи.
Авторитет резонерства формируется за счет широкого подхода руководителя к предмету УР. Многообразие представлений создает у подчиненного мнение о высокой квалификации руководителя и стимулирует более качественное выполнение полученного задания. Однако очень пространные рассуждения руководителя могут существенно уменьшить интерес подчиненных к выполнению задания.
Авторитет педантизма создается при детальной предварительной проработке руководителем всех элементов выполнения задания и выдаче их подчиненным. Жесткая регламентация заданий увеличивает вероятность получения заданного качества продукции в отведенное время. Профессионализм руководителя играет решающую роль. Однако роль исполнителя сводится к простой рутинной работе без элементов творчества. Крайности регламентации всегда плохо воспринимаются подчиненными, что приводит к текучке кадров и формализму.
Авторитет чванства формируется путем искусственно раздувания авторитета руководителя в глазах подчиненных. «Дутый» авторитет могут создавать вышестоящие начальники, коллеги руководителя или он сам. Данная разновидность в определенной мере помогает руководителю эффективно воздействовать на подчиненных как самому, так и через других людей. Вспомним, как в царской России для усмирения бунтовщиков присылали фуражки помещиков, жандармов и других сильных мира сего. Однако это может привести к высокому самомнению руководителя и постепенной потере стремления к повышению квалификации. Авторитет подавления организуется в результате преобладания приоритетов власти над приоритетами основного персонала компании, клиентов и контрагентов. Данная разновидность помогает руководителю оперативно реализовывать решения как по горизонтали, так и по вертикали. Характерный пример использования авторитета подавления — военное давление США в течение ряда лет на Ирак и осенью 1999 г. на Югославию. Эффективность данного авторитета определяется набором преследуемых целей. Однако непрофессиональное создание такого авторитета может привести к слабо воздействующим угрозам и наказаниям, а также к бунтам среди персонала.
Как завоевать авторитет
Как завоевать авторитет в коллективе:
- определите неформального лидера, постарайтесь произвести положительное впечатление на него и на других людей;
- будьте тактичны, демонстрируйте профессионализм и лучшие человеческие качества;
- проявляйте интерес к другим людям, демонстрируйте свое достоинство делом;
- как можно больше общайтесь в неформальной обстановке.
Не пытайтесь играть и угождать, будьте собой. Только так вы сможете не только заслужить авторитет, но и сохранить его. Притворяясь, вы рано или поздно устанете и захотите быть собой, но не факт, что другие будут рады этому. Возможно, это лишит вас признания.
Чтобы заслужить личный авторитет, нужно работать над теми элементами, от которых он зависит:
- социальное положение и статус (вы должны быть примером успешной жизни);
- сильный характер;
- самотребовательность и требовательность;
- самодисциплина;
- самоуверенность;
- богатый профессиональный и жизненный опыт (эрудиция, развитый кругозор, большой запас знаний и умений);
- уникальность и индивидуальность.
Авторитетный человек должен обладать следующими качествами:
- искренность,
- честность,
- коммуникабельность,
- открытость,
- позитив,
- естественность,
- отзывчивость,
- трудолюбие.
Как завоевать авторитет среди людей (подробнее):
- Оцените полезность ваших личных и профессиональных качеств для других людей. Проведите письменную рефлексию. Оцените, насколько у вас развиты качества, необходимые для завоевания признания.
- Определите, чего вам не хватает. Составьте план развития этих качеств. Подумайте, какие инструменты у вас есть, а каких ресурсов не хватает, где их можно взять.
- Научитесь общаться с людьми, развивайте коммуникативные навыки. Это нужно как для самопрезентации, проявления своих качеств, так и для налаживания отношений.
- Станьте ценным членом общества. Подумайте, каким социально значимым делом, видом деятельности вы можете заняться. Помните, что вы должны руководствоваться интересами группы, отодвигать свои желания на второй план. Чем больше люди нуждаются в вас, тем выше ваша значимость.
Научитесь уважать и ценить других людей, слушать их, быть снисходительным. Не перекладывайте свои обязанности и ответственность на чьи-то плечи. Будьте активны и жизнерадостны, тогда вы точно добьетесь авторитета в своих кругах.
Как поднять авторитет
Если человек заслужил признание и доверие, то ему не нужно постоянно доказывать свою силу и подтверждать значимость. Однако это не значит, что ему можно расслабиться. Теперь нужно направить силы на сохранение доверия. Нельзя злоупотреблять им, отказываться от тех качеств и ценностей, за которые люди признали индивида лидером. В противном случае человек потеряет доверие, ему придется думать, как повысить авторитет.
Можно ли вернуть доверие? Да, но это очень сложно. Как поднять авторитет? Запаситесь терпением и спокойствием. Обратите внимание на компромисс как метод решения разногласий и улучшения взаимоотношений с людьми, займитесь формированием хорошей репутации. Определите единственную основную причину потери уважения. Подумайте, что вы должны сделать, чтобы исправить это.
Воля в сочетании с гибкостью
Геннадий Самойленко, основатель компании Online Personal:
Любому лидеру для успешного управления коллективом и бизнес-процессами нужны четыре качества: сила воли, харизма, коммуникабельность и интуиция.
Воля — то, что помогает справляться с текущими делами, если не хватает мотивации. Сила воли нужна и для успеха в карьере, и для авторитета в коллективе. Слабовольный руководитель никогда не будет авторитетным.
При этом важно сочетать волю с гибкостью, спонтанностью. Можно быть волевым, но гибким при принятии решений, толерантным, лояльным с подчиненными и начальником
Бывают люди гибкие, но неволевые. Это когда ты принимаешь точки зрения и взгляды других людей, но при этом сам сделать ничего не можешь. Воля — это всегда признак взрослости.
Гибкости можно учиться. Достаточно найти техники и запустить пусковой механизм.
Стили лидерства
Джек Вуд: Лидеру важно уметь контролировать свои эмоции. Нужно уметь не демонстрировать неуверенность в себе и тревогу, а проявлять спокойствие и уверенность. Тихое лидерство часто более эффективно, чем шумное, но все зависит от ситуации. Шумное лидерство порой помогает двигаться вперед.
Алексей Улановский: Это вопрос расширения арсенала лидера: в кризис ты можешь быть шумным лидером, но очень важно уметь также задавать вопросы и выслушивать ответы, проявлять эмпатию. Мы можем быть гибкими и переключаться между разными стилями лидерства.