Консультация для родителей «Ребёнок пошел в детский сад? Как снять дневной стресс и помочь ребёнку успокоиться»


Какие симптомы стресса у ребенка бывают?

Физиологические:

  • бессонница,
  • потеря аппетита,
  • головные боли и головокружения
  • энурез, энкопрез, запор и т.п.

Когнитивные:

  • нарушение памяти,
  • внимания,
  • регресс в развитии и т.п.

Эмоциональные:

  • вспышки агрессии,
  • раздражения,
  • страхи,
  • тревоги,
  • депрессивные компоненты и т.п.

Если действие стресса продолжительное, то это приводит к нарушению работы психики и организма в целом.

И если взрослые имеют какие-то навыки, чтобы справится со стрессом, то у детей этих навыков еще нет и дети не могут даже объяснить, что с ними происходит.

Поэтому первостепенно — обратить внимание на то, что ребенок находится в стрессе.

Иногда родители находятся сами внутри сложной эмоциональной ситуации и не замечают, что ребенок уже травмирован. Узнают об этом уже тогда, когда появляется психосоматика или другие расстройства, такие как невротические проявления или фобические.

Если вы отметили, что ребенок пережил стресс, общайтесь с ним мягко, спокойно, дайте ему возможность выговориться.

Так как дети не всегда понимают свои эмоции, помогите малышу обозначить их и отреагируйте на них.

Подкрепите эмоциональную поддержку ребенка такими фразами: ты защищен, я на твоей стороне, я рядом, люблю тебя, чтобы не случилось.

Также важно в эти сложные моменты проводить много времени с ребенком.

Для снятия и ослабления стресса хорошо помогают сказки и метафоры, игры и специальные упражнения.

Во время стресса для ребенка важна стабилизация.

Составляйте расписание, планируйте дела. Можно это делать вместе на большом листе с помощью мелков и цветных карандашей. Четкая структура дней поможет ребенку немного успокоиться. Поэтому режим дня будет тоже очень важен.

Не забывайте, что во время стресса важен полноценный сон, правильное питание, прогулки и спокойная атмосфера дома.

Если самостоятельно справиться со стрессом не получается, обращайтесь к специалистам.

Бывает так, что родители сами еще не научились поддерживать себя в стрессе, поэтому всегда можно начать учиться вместе с малышом.

Разговаривайте с ребенком

Большинство родителей попадают в ловушку. Когда возникает трудная ситуация, старшие договариваются «пока не говорить детям», чтобы, как они полагают, не травмировать.

Получается наоборот. Ребенок чувствует, что что-то не то: эмоциональный фон семьи изменился, родители напряженные, хмурые, часто молчат. На расспросы ребенка отвечают «всё хорошо», «потом узнаешь».

Детям очень легко заполнить незнание фантазиями, которые иногда бывают страшнее реальности. Сколько историй можно услышать уже от взрослых людей: «папа просто ушел, мне ничего не говорили, и я подумал, что это из-за меня…».

Такое фантазийное объяснение развода куда травматичнее реальности. Поэтому разговаривайте с детьми, рассказывайте им о происходящем, объясняйте ситуацию. «В нашей семье наступили трудные времена. У дяди Толи серьезная болезнь, которая долго, тяжело и дорого лечится. Мы все переживаем за дядю Толю, поэтому я часто бываю грустной или задумчивой».

Да, от такого объяснения ребенок тоже может грустить, плакать. Но задача родителей не оградить ребенка от переживаний, а научить его справляться с ними, переживать их.

Как справиться со стрессом: комплексный подход

Симптомы не проходят, вы не можете помочь чаду самостоятельно? Подключайте специалистов — педиатра, психолога (психотерапевта), невролога. Существуют разные методы помощи при эмоциональном стрессе у детей. Их подбирают с учетом возраста, состояния маленького пациента.

Комплексный подход — залог эффективной помощи:

  1. Родители — для опоры. Определите и устраните стрессор. Будьте терпеливы, доброжелательны с дочкой, сыном. Обсуждайте его переживания. Позволяйте выражать эмоции, как у него получается. Через игру проработайте ситуацию, которая привела к дисгармонии;
  2. Педиатр — для оценки состояния здоровья. Ваши усилия не дали результата. Обратитесь к педиатру. Он оценит общее состояние здоровья маленького пациента. Даст направление к неврологу, психологу;
  3. Невролог — для оценки нервной системы. При необходимости врач назначит лечение. Например, физиотерапевтические процедуры: массаж, ЛФК, лечебные травяные ванны. Помогают плавание и диетическое питание;
  4. Психолог — для выхода из ситуации. Задача специалиста — помочь клиенту выйти из сложного состояния, вернуть душевное равновесие. Он поможет пережить ситуацию и не перенести ее во взрослую жизнь, даст рекомендации по развитию стрессоустойчивости;
  5. Психиатр — для помощи в запущенных ситуациях. Если ребенок перенес стресс и это повлекло за собой нервные расстройства, вас могут направить к детскому психиатру. Не пугайтесь: никто не поставит ваше дитя на учет и не перечеркнет его дальнейшую жизнь.

При чрезмерной тревожности, тиках, судорогах понадобится медикаментозное лечение. Оно снимет симптомы и улучшит состояние дитя.

Слезы разные нужны, слезы разные важны

От радости или с горя, неважно. Слезы — один из способов организма быстро утилизировать те вредные химические вещества, которые образуются в результате стресса. Именно поэтому так важно понимать: в процессе воспитания детей, особенно мальчиков, ни в коем случае нельзя вводить запрет на слезы.


Фотография: Family photo created by freepik — www.freepik.com

«Слезы – это хорошо! Они помогают человеку ускорить физиологический процесс, способствующий расщеплению продуктов стресса. Иначе он ударит по наиболее чувствительным органам: сердцу и желудку, например. И вызовет инфаркт, язву, гастрит и другие последствия».

Специфика стресса состоит в том, что плач — состояние одновременно эмоциональное и физиологическое. Поэтому справляться с ним нужно на трех уровнях:

  • тела;
  • эмоций;
  • сознания (когнитивных функций).

Не прячьте от ребенка свои эмоции

Если вы боитесь, грустите, злитесь, не бойтесь делать этого на глазах у ребенка. Он должен понять, что да, мама может выть от беспомощности или бессилия. Но потом она успокаивается, собирается и решает проблему.

Эмоции необходимо называть, а их причину — проговаривать. Мама, которая просто колотит по рулю в автомобиле — это одно. Мама, которая колотит по рулю и объясняет, что она в ярости от того, что для дяди Толи опять не нашлось бесплатных лекарств, а потом успокаивается и ищет новый способ решения проблемы, — это совсем другое. В первом случае ребенку страшно, он не понимает ситуацию и придумывает свое объяснение.

Виды детского стресса

Детям раннего и дошкольного возраста свойственны такие типы:

  1. Физический. Проявляется реакциями организма на внешние факторы — жару, холод, травму, болезнь, инфекцию, недостаток воздуха. Выражается слабостью, болевым синдромом, головокружением, пищевыми расстройствами, нарушением сна, раздражительностью;
  2. Психологический. Альтернативные названия — эмоциональный, нервный стресс. Проявляется поведенческими и эмоциональными реакциями на раздражители — социальные факторы, внутриличностные конфликты, переживания, перегрузку мозга, усталость. Малыш неадекватно воспринимает себя, плохо налаживает контакт с людьми, замкнут.

Различают 2 формы: острую (длится кратковременно) и хроническую (в течение длительного времени).

Профилактика нервного стресса

Развивайте стрессоустойчивость. Прекрасный способ сделать это — физическая активность. Запишите дитя в спортивную секцию. Учитывайте его интересы. Плавание, танцы, гимнастика, боевые искусства, детская йога отлично подойдут дошкольникам. Достаточно заниматься трижды в неделю по полчаса. Ребятам младшего возраста можно бегать, кататься на велосипеде в парке, лазать по шведской стенке, гулять на свежем воздухе в любую погоду.

Придерживайтесь режима сна и отдыха. Засыпать и просыпаться кроха должен в одно и то же время. В комнате должно быть свежо, следите за уровнем влажности. Перед сном никаких гаджетов, компьютерных игр, мультиков.

Предлагайте малышу здоровую разнообразную пищу. Следите за питьевым режимом. Не можете обеспечить сбалансированное питание — давайте витаминные комплексы. Посоветуйтесь с педиатром.

Обеспечьте комфортные условия. Климат в семье, ваше собственное психологическое состояние влияет на малыша. Он копирует ваше поведение, реакции. Проанализируйте, не ваш ли это случай.

Ребята раннего возраста тесно связаны с мамой, особенно при грудном вскармливании. Вот почему если мама истощена морально и физически, нервная и тревожная, хронического стресса у ребенка не избежать. Не забывайте о себе: отдыхайте, делегируйте полномочия, расслабляйтесь.

Кролик, лев и буйвол

По мнению психологов, существует три типа людей {детей и взрослых), различающихся по способу реакции на стресс. Это реакции кролика, льва и буйвола.

«Кролик» — это тот, кто пассивно реагирует на стресс, буквально замирает, пытаясь спрятаться от него, если нет возможности убежать. Это состояние наверняка знакомо родителям, если они вспомнят свои ощущения на экзаменах. Люди этого типа вполне способны сопротивляться стрессу, но не долго. Выплескивая энергию в одной-двух отчаянных попытках противостояния негативному для них воздействию, они быстро переходят в стадию истощения.

«Лев» в ответ на стрессирующее воздействие сразу яростно бросается в атаку. Для этого типа людей характерна бурная и резкая реакция, нередко переходящая в агрессию. Дети могут ломать, крушить, набрасываться с кулаками на все, что, по их мнению, стало причиной стресса. Как правило, у таких детей можно ожидать наиболее ярких проявлений психосоматических патологий.

«Буйвол» может долго сопротивляться стрессу и при этом продолжать работать с той же интенсивностью, что и раньше. Создается впечатление, что стресс не оказывает на него никакого действия, но это лишь видимость, поскольку стресс накапливается в виде колоссального напряжения организма, что в итоге выплескивается в нервные расстройства и психосоматические заболевания. Для «буйвола» типично наступление резкого, катастрофического истощения. К сожалению, у таких людей психосоматические отклонения протекают наиболее тяжело.

Родителям важно понять, к какому типу относится их ребенок, чтобы в нужный момент предложить правильную модель поведения в стрессовой ситуации, которая поможет ему вернуться в состояние комфорта.

Важно увидеть не только сам факт эмоционального переживания, но и установить его причину.

Стрессом для ребенка может стать первое столкновение с социальной средой. Конечно, самой частотной причиной стресса у детей является поступление в детский сад, в школу, а в нашем случае, помещение ребенка в приют. В этих ситуациях ребёнок испытывает стресспотому, что находится в новой, непривычной обстановке, рядом нет родителей, необходимость разлучаться с близкими людьми, друзьями, произошли перемены в привычном течении жизни, не имея опыта общения со сверстниками или этот опыт незначительный, ребенок вынужден часами пребывать в их окружении, необходимость соблюдать режим .

Дети начинают понимать, что кто-то умнее, кто-то сильнее, а кто-то красивее их, и это является для них серьезной психологической нагрузкой. Издевательства и оскорбления в школе стоят на первом месте в списке причин детского стресса. Главный «возбудитель» стресса у школьников – учителя и их требования. Их боится каждый десятый ребенок.

Причиной детского стресса в любом возрасте может стать крупное семейное событие, например развод, рождение еще одного ребенка, переезд на другое место жительства или переход в новую школу и конечно же потеря родителей,близких людей, домашнего питомца.

Кроме того, причиной стресса у детей могут стать внутренний конфликт, переизбыток внешкольных занятий, домашние задания и контрольные,конфликты с другими детьми, неуспехи или конкуренция в учебе, посещение больницы, просмотр телевизионной программы, содержащей какую-либо негативную информацию, боязнь одиночества, принуждение, начало полового созревания, дефицит родительской заботы или гиперконтроль; нарушение внутрисемейного общения, недостаток душевного тепла, антагонизм между членами семьи; воспитание психически больным или неполноценным родителем; жестокость, сексуальные злоупотребления и т.д.

Наиболее вредоносными для детей являются такие психосоциальные стрессоры, как: пребывание в круглосуточных яслях, доме ребенка, больнице или санатории; изолированность от семьи; неправильное воспитание, отвержение или враждебность со стороны сверстников или взрослых и пр. Причинами стресса у детей могут быть и глобальные факторы: война, экологические и промышленные катастрофы, стихийные бедствия (взрывы, пожары, землетрясения, наводнения).

Более всего дети подвержены отрицательным воздействиям в социально изолированных семьях, с бедными межличностными связями; в семьях, испытывающих стресс из-за трудного финансового положения, бедности, плохих жизненных условий;

в неполных семьях;

в семьях с незрелыми, гиперэмоциональными родителями;

в семьях с наличием психических заболеваний, асоциального поведения, алкогольной или наркотической зависимостью у кого-либо из членов;

в семьях, где по отношению к ребенку используются неадекватные методы воспитания.

Кроме того, стрессорное воздействие дети могут испытывать и в образовательном учреждении: нерациональный режим жизнедеятельности, необоснованное ограничение свободы детей, нерациональное питание и плохая его организация, неправильная организация сна и отдыха, авторитарность стиля общения взрослых с детьми при отсутствии к ним внимания и заботы, интеллектуальные и физические перегрузки, неблагоприятные взаимоотношения со сверстниками и пр.

Не стоит забывать и о традиционных детских страхах. Они, по мнению психологов, также могут стать причиной стресса. Речь, прежде всего, идет об инстинктивной боязни ребенка остаться одному. Стремление всегда быть со своей семьей заложено природой в подсознании каждого ребенка. Не нужно пугать ребёнка тем, что вы сдадите его в детдом, если он не будет слушаться. Эти невинные, с точки зрения взрослых, угрозы детьми воспринимаются крайне остро и при определенных обстоятельствах они способны вызвать глубокий стресс. Последствия этого стресса нередко могут отравить всю их последующую жизнь.

Профессор Дэвид Элкинд, американский исследователь в области детской психологии, создал шкалу детского стресса в зависимости от событий, с которыми дети сталкиваются в течение одного года. Интересно отметить, что, совсем как у взрослых, многие из событий расцениваются детьми как позитивные, радостные, но от этого они не перестают быть стрессообразующими, поскольку влекут за собой нарушение стабильности.

Шкала детских стрессоров по Дэвиду Элкинду

Если в течение одного года ребенок в сумме набирает:

  • менее 150 баллов — у него средний уровень стресса.
  • от 150 до 300 баллов — ему грозит проявление симптомов стресса;
  • более 300 баллов — у него могут возникнуть серьезные проблемы со здоровьем или поведением из-за стресса

Причины стресса в подростковом возрасте

  • Рождение брата или сестры. Родители все время и внимание уделяют младенцу, из-за чего у старшего ребёнка может возникнуть ревность к младшему. Он не может адекватно и правильно оценивать действия родителей.
  • Смена места жительства, проблемы со сном, конфликты с друзьями, усталость, которая возникла из-за обучения.
  • Долгое отсутствие или смерть близкого человека или питомца.
  • Факторы из внешнего мира (телевизор, интернет, окружающие люди).
  • Развод родителей.

Чем опасен стресс у детей

К сожалению, многие из нас считают стресс неизбежным спутником современной жизни и относятся к нему, как чему-то неприятному, но в целом безопасному. А это не так.

Стресс — состояние крайне вредное. Хронический стресс способен стать причиной психосоматических расстройств и привести к серьёзным и трудно преодолимым последствиям. Длительная выработка «гормонов стресса» грозит недостаточностью надпочечников и сахарным диабетом. Да и гипертоническая болезнь, истерия, астма и даже эпилепсия — всё это возможные последствия продолжительного стресса.

И если бы речь шла только о взрослых! Увы, стрессы бывают даже у младенцев.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]