Невидимая связь: 5 групп душ, к которым вы принадлежите

Невероятные факты

Наша душа — это энергия, создающая все существующее во Вселенной. Если разобрать нас до энергетического состояния, можно сказать, что мы все связаны и все едины.

Мы находимся здесь, потому что у нас есть цель, причина и мотивация для существования.

Многие мудрецы утверждают, что Земля – это всего лишь игровая площадка, куда мы приходим, чтобы усвоить какие-то вещи и прожить жизнь в материальной форме.

Мы потакаем своим физическим и материальным удовольствиям, узнаем, что значит любить, ненавидеть и познаем другие чувства.

Три силы души

В стро­е­нии души свв. Отцы выде­ляют три силы (спо­соб­но­сти) – разум­ную, раз­дра­жи­тель­ную и вожде­ле­ва­тель­ную (ум, чув­ства и волю).

Разум­ная сила души (γνωστικον, rationale) также име­ну­ется сло­вес­ной, мыс­ли­тель­ной и позна­ва­тель­ной. Она при­зна­ется гос­под­ству­ю­щей частью души. В своем непо­вре­жден­ном состо­я­нии разум­ная сила «здраво рас­суж­дает и верно отли­чает добро от зла, и пока­зы­вает опре­де­ленно и властно, силе жела­тель­ной, к каким вещам ей подо­бает скло­няться жела­нием, какие любить, а от каких отвра­щаться; раз­дра­жи­тель­ная же сила стоит между ними двумя, как бла­го­по­кор­ный раб, гото­вый усердно слу­жить их жела­ниям» (св. Симеон Новый Бого­слов).

Раз­дра­жи­тель­ная сила души (παρασηλοτικον, irascile) есть ее чув­ству­ю­щая, эмо­ци­о­наль­ная сила. Св. Васи­лий Вели­кий назы­вает ее душев­ным нервом, сооб­ща­ю­щим душе энер­гию для утруж­де­ния в доб­ро­де­те­лях. Этой части души свв. Отцы при­пи­сы­вает гнев и ярост­ное начало. Однако в данном случае гнев и ярость озна­чают не стра­сти, а рев­ность (рвение, энер­гию), кото­рая в своем пер­во­здан­ном состо­я­нии была рев­но­стью к добру, а после паде­ния должна исполь­зо­ваться как муже­ствен­ное отвер­же­ние зла. «Дело раз­дра­жи­тель­ной части души гне­ваться на дья­вола», – гово­рят свв. Отцы. Раз­дра­жи­тель­ная сила души также име­ну­ется серд­цем.

Вожде­ле­ва­тель­ная часть души (επιθυμητικον, concupiscentiale) также назы­ва­ется жела­тель­ной (поже­ла­тель­ной) или дея­тель­ной. Она поз­во­ляет душе стре­миться к чему-либо или отвра­щаться от чего-либо. К вожде­ле­ва­тель­ной части души отно­сится воля, кото­рой свой­ственно дей­ство­вать.

«Раз­дра­жи­тель­ную часть души обуз­дай любо­вью, жела­тель­ную воз­дер­жа­нием увядь, разум­ную молит­вою окрыли…» /Каллист и Игна­тий Ксанфопулы/.

Все силы души суть сто­роны ее единой жизни. Они неот­де­лимы друг от друга и непре­станно вза­и­мо­дей­ствуют. Наи­боль­шего един­ства они дости­гают, когда под­чи­ня­ются духу, сосре­до­та­чи­ва­ясь на созер­ца­нии и позна­нии Бога. В этом позна­нии, по слову св. Симеона Нового Бого­слова, от их раз­де­ле­ния не оста­ется и следа, они пре­бы­вают в един­стве подобно един­ству Святой Троицы.

Что такое неприкаянная душа

Такие слова прочно вошли в наш лексикон. Неприкаянная душа — что же это значит? Душа, которая обречена на вечное существование без молитвенного заступничества, душа мятётся, страдает от растерянности.

Это души людей, умерших и не успевших по разным причинам принять Таинство Святого Крещения. Неприкаянные души тычутся в закрытые двери и ставни небесных жилищ, нет им там места, они подобны бездомным, без кровли и приюта.

Душа и тело чело­века

Чело­ве­че­ская душа соеди­нена с телом. Это соеди­не­ние есть нес­ли­ян­ное соеди­не­ние. В резуль­тате этого соеди­не­ния в чело­веке при­сут­ствуют две при­роды – душев­ная и телес­ная, кото­рые, по слову св. Симеона Нового Бого­слова, срас­тво­ренны нес­ли­янно. Из двух природ Богом обра­зо­вано одно чело­ве­че­ское суще­ство, в кото­ром «ни тело не пре­ла­га­ется в душу, ни душа не изме­ня­ется в плоть» (св. Симеон Новый Бого­слов). При всем такое соеди­не­ние явля­ется нес­ли­ян­ным, но не явля­ется нераз­дель­ным и нераз­луч­ным, поскольку чело­ве­че­ское тело при­об­рело смерт­ность и раз­де­ле­ние с душой в резуль­тате греха.

Борьба и единство противоположностей

Всякая роль имеет своего антипода, как и свою пару, если можно так сказать, и только роль Учителя «не отбрасывает тени», так как они нейтральны. Так, Служитель и Жрец образуют прекрасный тандем. Ведь их роли в чём то схожи. Прекрасно между собой уживаются Короли и Воины, как Мастера и Мудрецы.

Когда души находят друг друга, между ними выстраиваются определённые отношения. Эти отношения можно назвать созависимыми.

Кто-то в тандеме всегда будет первой скрипкой. Так, например, Король всегда будет задавать темп своему Воину. Жрец всегда будет вдохновлять своего Служителя, который пойдёт за ним хоть на край света.

На чём осно­вано пра­во­слав­ное учение о дву­со­став­но­сти чело­века (душа и тело)?

Пра­во­слав­ное учение о дву­со­став­но­сти чело­века осно­вано на прямых сви­де­тель­ствах Свя­щен­ного Писа­ния и Свя­щен­ного Пре­да­ния.

В повест­во­ва­нии о созда­нии чело­века ясно гово­рится, что тело Адама было создано из праха зем­ного, а душа была вдох­нута в него Богом (Быт.2:7). В этом кон­тек­сте сле­дует пони­мать и слова Эккле­зи­а­ста, ука­зы­ва­ю­щие на смерть как на раз­лу­че­ние души с телом: «И воз­вра­тится прах в землю, чем он и был; а дух воз­вра­тится к Богу, Кото­рый дал его» (Еккл.12:7).

Вообще же Свя­щен­ное Писа­ние неод­но­кратно ука­зы­вает на то, что каждый чело­век состоит из души и тела, напри­мер: «Посему про­слав­ляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, кото­рые суть Божии» (1Кор. 6:20); «Итак, воз­люб­лен­ные, имея такие обе­то­ва­ния, очи­стим себя от всякой скверны плоти и духа, совер­шая свя­тыню в страхе Божием» (2Кор.7:1).

О том, что душа — не про­дукт жиз­не­де­я­тель­но­сти тела (цен­траль­ной нерв­ной системы), ясно сооб­ща­ется в притче о богаче и Лазаре, из кото­рой сле­дует убе­ди­тельно, что после раз­лу­че­ния с телом (то есть после физи­че­ской смерти чело­века) душа про­дол­жает жить, причём, жить созна­тель­ной жизнью. Так, душа богача, пре­бы­вая в аду, узнаёт души Авра­ама и Лазаря (послед­ние нахо­дятся в особой обла­сти — лоне Авра­амо­вом) (Лк.16:23), ведёт с душой Авра­ама беседу (Лк.16:24-26), ощу­щает муче­ние и испы­ты­вает осо­знан­ное жела­ние облег­чить свои муки (Лк.16:24), стре­мится про­явить заботу о живу­щих земной жизнью бра­тьях (Лк.16:27-31).

С верой в загроб­ное суще­ство­ва­ние душ свя­зана прак­тика молит­вен­ного поми­но­ве­ния усоп­ших, а также прак­тика молит­вен­ного обще­ния веру­ю­щих с почив­шими о Гос­поде свя­тыми. Таким обра­зом, отри­ца­ние в чело­веке суб­стан­ци­о­наль­ной души явля­ется гру­бей­шим про­тив­ле­нием против Пра­во­сла­вия, против Церкви.

***

Взгляды известных психологов на душу

Когда говорят о теории души, вспоминают Зигмунда Фрейда и Карла Юнга. Это одни из самых известных психологов, которые создали собственные учения про человека, его личность, сознание и подсознание. Хотя некоторые их выводы были ошибочны, труды остаются значительным достижением в развитии науки.

Зигмунд Фрейд

Немецкий психолог стал автором теории психоанализа. Он впервые обратил внимание на проявление бессознательного в жизни человека: описки, оговорки, образы в сновидениях. В них раскрывался травмирующий опыт, повторное переживание которого приводило к излечению.

Психология души человека состоит из 3 компонентов: Я, Оно, Сверх-Я. Они же являются составляющими психики (Фрейд отождествлял душу и сознание). Есть 3 составляющие личности в психоанализе.

  1. Я — часть личности, у которой есть разум и воля. Изменяется под влиянием внешних факторов.
  2. Оно — темное бессознательное, инстинкты, одновременно движущая сила подсознания.
  3. Сверх-Я — контролирующая структура, следит за соблюдением ценностей и социальных установок.

В учении Фрейда Я испытывает давление с нескольких сторон: Сверх-Я диктует свои правила, нередко противоречащие низменному удовольствию Оно. Я можно сравнить с кучером на колеснице (Сверх-Я), управляющим быстро скачущей в неизвестном управлении лошадью (Оно).

Много внимания психотерапевт уделял драмам детства. По его мнению, большая часть травмирующего опыта появилась в ранние годы жизни, но была вытеснена памятью в бессознательное. Это влияет и на сексуальное развитие. Человек, которого любила мать, становится успешным, а недолюбленный ребенок часто во взрослой жизни обретает набор сексуальных комплексов.

Карл Густав Юнг

Известный автор теории об архетипах сознательно разводил понятия души и психики. Об этом он написал в своих трудах.

  1. Душа мыслится как личность. Это подтверждено расщеплением (сегодня — диссоциативное расстройство), сомнамбулизмом, раздвоенным сознанием.
  2. Сознание — это совокупность сознательных и бессознательных процессов.

В учении Юнга важную роль играют маски человека. Под этим углом он рассматривает три ипостаси.

Личность

Психолог наблюдает стандартное расщепление личности в обществе разных людей. В одной компании человеку свойственно быть спокойным и сдержанным, в другом — несколько агрессивным. Явление получило название «самоидентификация».

Она более ярко проявляется тогда, когда личность вращается в разных слоях общества. Например, индивид из образованного класса среди интеллектуалов и дома ведет себя по-разному, актуализируя непохожие личности.

Более наглядно на примерах военных, полицейских: если на работе это решительные, уверенные, иногда жесткие люди, то дома характер смягчается либо становится обычным. Это первая маска, которую надевает индивид, чтобы приспособиться к обществу.

Персона

В этом подпункте он рассматривает внешние и внутренние влияния на личность. Если в первом случае заметны внешние факторы, т.е. коллективные, то во втором побуждения идут изнутри.

Так появляется особенный тип людей с новой маской. Они неподатливы к влияниям извне, плохо поддаются внушению. Но крайне чувствительны к событиям изнутри: дурные сновидения, предчувствия, самовнушение сильно на них действует.

В качестве примера Юнг приводит одного знакомого: он беспощадно разрушил счастье своей семьи, не думая о чувствах близких. Но без тени сомнения прервал деловую поездку, чтобы полюбоваться красотой лесной опушки, которую заметил из окна поезда.

Структура души по Юнгу

Анима

Анимой психолог и называет внутреннюю установку, которую отождествляют с душой. У каждого человека есть набор подобных программ, поэтому когда он от них отходит, это замечают окружающие.

Внутренние установки прочно сидят в личности. Сложнее всего избавиться или изменить аниму, когда персона и личность более податливы. По мнению Юнга:

  • душа дополняет внешний характер персоны;
  • она содержит все общечеловеческие качества, несмотря на маску (так тиран мучается от сновидений, где кается — это говорит о наличии стандартных ценностей);
  • душа сентиментальна;
  • ее характер влияет на половые особенности (мужественные внешне мужчины часто имеют женственный характер и наоборот).

Далее психолог рассуждает о балансе и объясняет склонность сильного пола в трудные минуты к отчаянию, а слабого — к утешению и рассуждению. Соответственно, после смерти тела душа исчезает.

Учение про душу связано и с теорией архетипов, но это уже предмет более детального изучения аналитического направления: это структурный элемент бессознательного коллективного.

Юнг считал, что понять и вылечить свою душу можно с помощью арт-терапии.

Поня­тие души

Душа – это некая особая сила, при­сут­ству­ю­щая в чело­веке, кото­рая состав­ляет высшую его часть; она ожив­ляет чело­века, дает ему спо­соб­ность мыс­лить, состра­дать, чув­ство­вать. У слов «душа» и «дышать» общее про­ис­хож­де­ние. Душа создана дыха­нием Бога, и она обла­дает неуни­что­жи­мо­стью. Нельзя ска­зать, что она бес­смертна, потому что бес­смер­тен по при­роде только Бог, душа же наша неуни­что­жима – в том смысле, что она не теряет своего созна­ния, не исче­зает после смерти. Однако у нее есть своя «смерть» – это неве­де­ние Бога. И в этом отно­ше­нии она может уме­реть. Потому и ска­зано в Писа­нии: «Душа согре­ша­ю­щая, она умрет» (Иез.18:20).

Душа есть сущ­ность живая, про­стая и бес­те­лес­ная, по при­роде своей неви­ди­мая для телес­ных глаз, разум­ная и мыс­ля­щая. Не име­ю­щая формы, поль­зу­ю­ща­яся снаб­жен­ным орга­ном – телом, предо­став­ля­ю­щая ему жизнь и воз­рас­та­ние, чув­ство­ва­ние и порож­да­ю­щая силу. Име­ю­щая ум, но не иной, по срав­не­нию с ней самой, а как чистей­шую часть ее – ибо как глаз в теле, так и ум в душе. Она само­власт­ная и спо­соб­ная желать и дей­ство­вать, измен­чи­вая, т.е. доб­ро­вольно меня­ю­ща­яся, поскольку сотво­рена. Полу­чивши все это по при­роде от бла­го­дати Создав­шего ее, от Кото­рого она и полу­чила свое бытие.

Неко­то­рые сек­танты, такие как Сви­де­тели Иеговы и Адвен­ти­сты седь­мого дня, отвер­гают бес­смер­тие души, считая ее просто частью тела. И они при этом лживо ссы­ла­ются на Библию, на текст Еккле­си­а­ста, где ста­вится вопрос о том, подобна ли душа чело­века душе живот­ных: «Потому что участь сынов чело­ве­че­ских и участь живот­ных – участь одна: как те уми­рают, так уми­рают и эти, и одно дыха­ние у всех, и нет у чело­века пре­иму­ще­ства перед скотом, потому что все – суета!» (Еккл.3:19). Потом Еккле­си­аст сам и отве­чает на этот вопрос, чем пре­не­бре­гают сек­танты, он гово­рит: «И воз­вра­тится прах в землю, чем он и был; а дух воз­вра­тился к Богу, Кото­рый дал его» (Еккл.12:7). И здесь как раз мы пони­маем, что душа неуни­что­жима, но может и уме­реть.

24 февраля 2021 года в онлайн-формате состоялась встреча «Психология и религия: диалог о душе», на которой главный раввин России Берл Лазар и академик РАО, директор Школы антропологии будущего РАНХиГС, доктор психологических наук Александр Асмолов обсудили, что такое душа. Модератором встречи выступила журналистка и телеведущая Марианна Максимовская.

Берл Лазар объяснил, как найти в человеке душу:

«Не могу сказать, что мое определение самое точное, но оно очень близкое. Я задаю человеку такой вопрос: “Скажи мне, кто чувствует боль? Кто любит? Кто понимает?” И когда человек начинает мне говорить: “Это разум, это сердце, это мозг”, — я объясняю, что сердце гоняет кровь, мозг — также просто орган, который не может чувствовать. Понятно, что есть что-то глубже, чем физические органы, — это и есть душа. То, что мы понимаем, то, что мы чувствуем, наши желания, наши мечты — это душа. И боль — душа, и страх — душа, и, к сожалению, ненависть, зависть — это также душа. Когда человек понимает, что не его внешность, не физическое здоровье, а духовная составляющая — это и есть главная часть его жизни, он понимает, что на что-то он должен работать. Можно говорить о душе очень глубоко: можно говорить, как каббала или хасидизм объясняют, что такое душа, но для обычного человека это очень абстрактный термин. А когда ты говоришь человеку: “Ты сегодня что-то понял. Кто это понял? Ты пришел к новому пониманию, появились новые желания — это и есть твоя душа. Поэтому разберемся и поймем, откуда эти желания, почему они у тебя появились, а к кому-то другому эти желания не пришли”, — тогда человек старается понять, откуда все это пришло».

Александр Григорьевич Асмолов так объяснил, что значит душа в психологии:

«Психологи разные, и есть много разных ответов. Мы говорим “психология как наука о душе”: в словаре Даля психолог определялся как душевед, а психология — как душеведение. Когда нет души, то ты не жив, поэтому душа в буквальном смысле — это двигатель человеческого развития. Душа, прежде всего, связана с тем, ради чего ты живешь, с мотивами, страстями. Главное — не ищите душу в теле человека. Когда я объясняю студентам, что такое психика (а душа у Аристотеля была практически синонимом психики), я показываю им денежную купюру и говорю: “Если я эту бумажку проанализирую под самым тонким электронным микроскопом, узнаю ли я, откуда берется стоимость и почему на эту тысячу рублей я могу что-то приобрести? Не узнаю. А если подвергну ее химическому анализу, пойму? Не пойму. Если я, как Иван Петрович Павлов при изучении мозга, чтобы понять, что на что влияет, начну вырезать кусочки, пойму? Никогда вы по бумажке не поймете, что такое стоимость и цена. Понять, где душа, можно только из потока взаимоотношений с миром”. В ходе взаимоотношений с миром рождаются мотивы и образы, которые двигают нашу жизнь».

Марианна Максимовская попросила участников встречи ответить, чем душа отличается от личности. Александр Григорьевич о.

Продолжая размышления о душе, Александр Асмолов добавил: «Душа — это потенциал личности. И в этом контексте психология делает все, чтобы помочь человеку раскрыть свой душевный потенциал, чтоб обрести великодушие, рождающееся в социуме, и найти самого себя… Наш жизненный путь усеян осколками того, кем мы хотели стать и не стали. Жизненный путь — это история отклоненных альтернатив и выборов. И в ходе этого можно обрести душу — обрести ценностные основы жизни, обрести душу — это обрести направление, ценностный вектор».

Берл Лазар ответил на вопрос о душе и личности с религиозной точки зрения:

«Раскрыть свою личность, чтобы человек понял, кто он такой, — это очень сложная работа. Человек может всю жизнь искать себя. Если бы человек всю жизнь провел в одиночестве на необитаемом острове, он бы тоже думал: “Кто я такой?” Я бы сказал, главная задача религии — сделать так, чтобы человек не только раскрыл, кто он такой, но и создал себя. Понятно, что социум и родители влияют на ребенка, но в какой-то момент он сам принимает решение, что делать. Он всю жизнь старается раскрыть свою личность, глубоко внутри он дает себе задачу: “Как я могу реализовать тот потенциал, который получил от Бога?” Это душа. Если бы душа осталась на небесах, у нее была бы очень простая жизнь. Проблема в том, что она находится в теле, в социуме, где много соблазнов и интересов. И душа борется с этим, с одной стороны, есть физические потребности, с другой — соблазны социума, с третьей — внутренние ощущения. Кто я? Что я хочу делать? Кем я хочу стать? Это тяжелейшая борьба, которая идет каждый день. Я бы сказал, что личность — это совокупность души и тела. Душа — это потенциал, реализовать этот потенциал без тела невозможно».

Виктор Ефимович Каган, доктор медицинских наук (РФ), M.D., Ph.D. (USA), член Независимой психиатрической ассоциации России, почетный член Восточно-Европейской ассоциации экзистенциальной терапии, в конце встречи привел еще одно определение души и дал метафоричное объяснение взаимоотношениям психологии и религии:

«Меня давно интересует соотношение религии и психологии. В середине 90-х годов с Александром Бадхеном мы выпустили книгу “Новая психология и духовное измерение”, она как раз была об этом. Но фокус наш заключается в том, чтобы, уважая друг друга и не отшибая “второе крыло”, как можно больше, глубже и лучше понять наши различия. Что делает религия? Что делает психология? Для чего религия, а для чего психология? Как они могут быть для человека двумя крыльями?.. Что такое душа? Я знаю самых хороший ответ на этот вопрос, дал его когда-то Григорий Сковорода: “Душа — это то, что делает траву травой, дерево деревом, а человека человеком. Без нее трава — сено, дерево — дрова, человек — труп”. И если мне задают такой вопрос, я привожу эти слова и вижу, что человек понимает».

Тахир Юсупович Базаров, доктор психологических наук, профессор кафедры социальной психологии факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, научный руководитель Московской школы практической психологии при Московском институте психоанализа, поделился своими размышлениями:

«Два крыла, два полушария. Я бы хотел сказать о теле, которое между этими пространствами. Мне кажется, здесь зарыта интересная тайна. Когда встречаются люди, важен образ, который передается. Это не слова, это некая энергия, которая объединяет людей и существует между ними. Я не могу не вспомнить митрополита Антония Сурожского, который, будучи священником в британской тюрьме, должен был исповедать православного грека — террориста и преступника. И он идет к нему и думает: “Мои коллеги не очень-то придерживаются тайны исповеди, значит, тот человек понимает, что я тоже могу быть таким. Я не такой! Но тот-то представляет, что я могу быть таким. Что мне с этим делать?” И он говорит преступнику: “Это будет особая исповедь. Мне, пожалуйста, не говорите ничего. Мы встанем у креста, я буду молиться, а вы будете исповедоваться перед Господом — напрямую, сами. И я увижу эту исповедь по результату и причащу вас”. Так оно и произошло. С моей точки зрения, этот момент важен: с чем, с каким посылом, с каким внутренним состоянием, с каким образом священник или психолог встречается с человеком. Это интересная история, объединяющая и религиозные традиции, и психологические традиции, — найти то тело, которое между двумя крыльями, найти ту часть, которая и есть суть между полушариями. Не в полушариях дело, а в этой сути».

Об оккульт­ных тех­но­ло­гиях, свя­зан­ных с управ­ле­нием чело­ве­че­ским телом

Если мы обра­тимся к свя­то­оте­че­скому насле­дию, то увидим, что обычно в душе выде­ляют три основ­ные силы: ум, волю и чув­ства, кото­рые про­яв­ля­ются в разных спо­соб­но­стях – мыс­ли­тель­ной, жела­тель­ной и вожде­ле­ва­тель­ной. Но при этом надо пони­мать, что у души есть и другие силы. Все они раз­де­ля­ются на разум­ные и нера­зум­ные. Нера­зум­ное начало души состоит из двух частей: одна непо­слушно разум­ная (разуму не пови­ну­ется), другая послушно разум­ная (пови­ну­ется разуму). К высшим силам души отно­сятся ум, воля и чув­ства, а к нера­зум­ным отно­сятся жиз­нен­ные силы: сила серд­це­би­е­ния, семен­ная, воз­рас­та­тель­ная (кото­рая обра­зует тело) и т.д. Дей­ствие силы души ожив­ляет тело. Бог созна­тельно сделал так, чтобы жиз­нен­ные силы были непод­властны разуму, чтобы чело­ве­че­ский разум не отвле­кался на управ­ле­ние серд­це­би­е­нием, дыха­нием и т.д. Суще­ствуют разные тех­но­ло­гии, свя­зан­ные с управ­ле­нием чело­ве­че­ским телом, кото­рые пыта­ются повли­ять на эту жиз­нен­ную силу. Чем уси­ленно зани­ма­ются йоги: они пыта­ются кон­тро­ли­ро­вать серд­це­би­е­ние, изме­нять дыха­ние, кон­тро­ли­ро­вать внут­рен­ние про­цессы пище­ва­ре­ния и страшно этим гор­дятся. На самом деле гор­диться здесь абсо­лютно нечем: Бог созна­тельно осво­бо­дил нас от этой задачи, и зани­маться этим глупо.

Пред­ставьте себе, что, помимо вашей обыч­ной работы, вас заста­вят выпол­нять работу ЖЭКа: орга­ни­зо­вы­вать вывоз мусора, пере­кры­вать крышу, кон­тро­ли­ро­вать подачу газа, элек­тро­энер­гии и т.д. Сейчас многие люди в вос­торге от всяких оккульт­ных, эзо­те­ри­че­ских искусств, они гор­дятся тем, что в какой-то сте­пени овла­дели регу­ли­ров­кой этой жиз­нен­ной силы души, кото­рая непод­властна разуму. Фак­ти­че­ски они гор­дятся тем, что поме­няли работу пре­по­да­ва­теля уни­вер­си­тета на работу ассе­ни­за­тора. Это свя­зано с глупой идеей, что будто бы разум лучше спра­вится с телом, чем нера­зум­ная часть души. Я отвечу, что на самом деле спра­вится хуже. Давно известно: всякие попытки раци­о­нально постро­ить жизнь при­во­дят к очень нера­ци­о­наль­ным послед­ствиям. Если мы пыта­емся силу нашего разума обер­нуть на то, чтобы пра­вильно управ­лять нашим телом, полу­чится полная глу­пость.

Зачем Анто­ний Вели­кий гово­рил, что монах должен даже на коли­че­ство капель воды, кото­рые выпьет, взять бла­го­сло­ве­ние? Для того, чтобы мак­си­мально осво­бо­дить разум монаха от жиз­нен­ных забот. Задача послу­ша­ния – это прямая про­ти­во­по­лож­ность йоге. Если йог или оккуль­тист пыта­ются своим телом управ­лять при помощи разума, то пра­во­слав­ный монах пол­но­стью высво­бож­дает свой разум от заботы о теле, чтобы пере­клю­чить его весь на Бога.

свя­щен­ник Даниил Сысоев

***

Какая бывает душа у человека?

Так как душа стремится к познанию Бога, она должна ступать по пути нравственности.

И, исходя из того, насколько человек в своих порывах, мыслях и действиях близок к этому пути, души принято делить на две полярные категории:

  • белые;
  • черные.

И речь идет вовсе не о фактическом цвете субстанции под названием «душа», а скорее о ее характеристиках и особенностях.

Белая

Это люди, которые живут по законам Всевышнего, любят и созидают. Они не склонны ни к одному из грехов в большей степени, но при этом остаются людьми смертными и грешными. Они не являются идеалом, но к идеалу стремятся постоянно.

Обладатели «светлой души» предпочитают аскетичный образ жизни, чувствительны к голосу совести и проблемам ближних. Такие люди не ропщут на судьбу, принимают все трудности и невзгоды как испытание, которое можно и нужно преодолеть.

Белая душа не знает зависти, корысти, ненависти, злобы и прочих дурных чувств. Все они незнакомы человеку, который живет по канонам нравственности и руководствуется устоявшейся системой ценностей.

При этом светлая душа является не врожденной, а приобретенной ценностью. И взращивается она при совокупности воспитания и личного стремления к свету и божественному началу.

Стоит отметить, что добродетель светлого духа не прекращается после того, как закрывается дверь.

Чистые помыслы и намерения являются искренними, а мысль «спрятаться» от верховного суда у таких людей не возникает.

Черная

Человек с черной душой является антиподом человеку светлому. Это мрачные личности, которые презирают высокие начала. Основной их заботой является собственное благополучие, которое часто достигается путем ущемления прав и свобод других.

Черная душа всегда ведет человека по пути лжи, интриг, предательства и подхалимства. Такие люди не слышат собственную совесть и не переживают о том, что окружающие страдают.

Часто люди с черной душой несчастливы только по причине того, что испытывают отрицательные чувства. Они впадают в крайнюю степень ненависти и презрения, отчего существование становится невыносимым.

Они завидуют другим людям даже тогда, когда сами располагают множеством благ. И именно поэтому мир в их глазах безрадостный и злой, а все тревоги и беды – незаслуженное наказание.

Другие «оттенки»

Но помимо «добра» и «зла», к которому и привязан цвет души, существуют и другие оттенки.

В литературе и просторечье часто можно услышать самые различные прилагательные, сочетающиеся со словом «душа».

Например, заблудшими душами именуются люди, которые ранее обладая кротким и покладистым нравом, вдруг ступили на скользкую дорожку и обратились лицом к тьме. Такую характеристику часто употребляют в отношении людей, страдающих от вредных привычек.

Попав в тиски алкоголя и наркотических веществ эти несчастные теряют свой облик, забывают о мирском и полностью отдаются власти дурмана.

При этом их темные дела проистекают не из душевной гнилости, а из нездорового влияния привычки.

Также можно встретить различные упоминания о черствой душе, которая иллюстрирует человека замкнутого, отстраненного и нарочито злого, но обладающего при этом душой светлой и ясной.

Душа у него черствеет из-за перенесенного горя, разочарования, предательства и трудностей. Эти люди могут оставаться в своем амплуа, демонстрируя при этом свою истинную сущность добрыми делами, или же перейти на «сторону зла», не в силах противиться накатывающему негативу.

Неприкаянная душа – это душа, которая не может найти свой путь и цель.

Человек мятежный, неспокойный, потерянный и страдающий является «сосудом» для такой души.

При этом он не находит утешения в Боге и своей земной миссии. Чаще всего такого человека обуревают желания, сбыться которым не суждено. Или же он плачет по минувшим временам, почившим людям или собственной незавидной доле.

Ранимая душа говорит о том, что человек особенно чувствителен к чужим бедам и радостям. Он резонирует эмоциям окружающих людей и пропускает их через себя, словно бы переживая и проживая эти чувства.

Праведная и кроткая душа избегает не только греха, но даже мысли о грехопадении. Человек почитает за счастье соблюдение заветов и традиций.

Он стремится к соблюдению нравственных канонов не потому, что так завещали родители, общество и различные книги. Он избрал свой путь по принципу невозможности поступать и думать иначе.

Израненная душа – это душа, которая много выстрадала и изменилась под влиянием испытаний. Такие люди могут даже никогда не столкнуться с болезнями и физическими увечьями, но их раны гораздо глубже.

Падшая душа ранее была благочестивой, но в один момент поддалась низменным желаниям и потерялась в пучине грязи, мелочности и всех существующих отрицательных земных «магнитов», которые так и норовят соблазнить человека.

Выражение «чужая душа – потемки» указывает на то, что истинные думы и порывы человека неизвестны окружающим.

И даже если слова звучат красиво и складно, на душе могут лежать совершенно другие тяжелые переживания, темные планы или робкие надежды.

И истинные намерения может лицезреть только тот, к кому душа обратилась по собственному желанию.

Все приведенные примеры являются лишь обобщенной информацией, которой владеют люди. Истинная природа души является необъяснимой и неизученной. А все доступные материалы в том или ином роде строятся на догадках и субъективных представлениях о вопросе.

О душе Бого­че­ло­века Иисуса Христа

По чело­ве­че­ской при­роде Хри­стос обла­дал телом и душой. Поскольку чело­ве­че­ская и Боже­ская при­роды соеди­нены в Лице (Лич­но­сти) Сына Божьего, постольку можно утвер­ждать, что душа Христа — душа вопло­тив­ше­гося Сына Божьего.

«Хри­стос, чтобы при­ве­сти нас к Богу, одна­жды постра­дал за грехи наши, пра­вед­ник за непра­вед­ных, быв умерщ­влен по плоти, но ожив духом, кото­рым Он и нахо­дя­щимся в тем­нице духам, сойдя, про­по­ве­дал» (1Пет.3:18-19).

Из Часов пас­халь­ных: «Во гробе пло́тски, во аде же с душе́ю яко Бог, в раи́ же с раз­бой­ни­ком, и на Пре­столе был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполня́яй, неопи́санный».

***

Существует ли душа с научной точки зрения

Ученые довольно долго пытались игнорировать вопрос, существует ли человеческая душа. Как оказалось сравнительно недавно – только для того, чтобы подтвердить ее существование и изучить свойства!

Сегодня наличие у человека души подтверждают результаты множества исследований. К примеру, группа немецких психологов и медиков, собрав материал о пережитых околосмертных состояниях примерно 1000 человек разных конфессий, пола, возраста, взглядов на мир и жизнь, подтвердила существование жизни после смерти.

Все испытуемые, за исключением некоторых незначительных подробностей, рассказывали одно и то же: за порогом смерти они ощутили, как выходят из тела и плывут по белому тоннелю к теплому и доброму свету.

Струевой душ Шарко

Кстати
У душа Шарко есть еще одна, более «крутая» разновидность – шотландский душ. Здесь человек попеременно попадает под две сильные струи из шлангов. В одном она горячая – от 37 до 45 градусов, в другом холодная – от 10 до 25 градусов. Это очень сильнодействующая процедура, и годится она лишь для подготовленных к ней людей, но отлично тонизирует и дает прилив энергии.

На тело пациента активно воздействует компактная струя воды под давлением от 1,5 до 3 атмосфер. Пациент располагается в 3 м от душевой кафедры, подставляя по указанию медсестры переднюю, заднюю или боковую поверхность тела. Водяную струю перемещают снизу верх в установленном порядке, начиная с ног.

Перевод слова душа

Мы предлагаем Вам перевод слова душа на английский, немецкий и французский языки. Реализовано с помощью сервиса «Яндекс.Словарь»

  • На английский
  • На немецкий
  • На французский
  • soul
    — соул, сердце, психика бессмертная душа — immortal soul
  • огромная душа — huge heart
  • человеческая душа — human psyche
  • spirit
    — дух
      родственная душа — kindred spirit
  • like
    — подобие
  • spirits
    — духи
      родственные души — kindred spirits
  • inside
    — внутренность
  • liking
    — симпатия
  • bosom
    — грудь
    • mind
      — ум состояние души — state of mind
  • life
    — жизнь
      душа общества — life of the party
    • Seele
      — сердце, дух, ум бессмертная душа — unsterbliche Seele
  • Menschenseele
    — человеческая душа
  • Herz
    — сердце
  • Mensch
  • Gemüt
    — нрав
  • Innere
    — внутренние органы
  • Gefühl
  • Busen
    — сердце
  • Mittelpunkt
    — средняя точка
    • âme
      — сердце, личность спасти свою душу — sauver son âme
    • ввп на душу — pib par habitant
  • coeur
    — сердце
  • serf
  • Душа человека, что это такое с точки зрения эзотерики?

    Современные эзотерики предлагают свою версию. Для более глубокого понимания давайте дадим несколько определений:

    Душа человека − это информационная структура, инсталлированный «пакет» высших чувств и законов, делающими нас людьми, а не роботами с холодным рассудком, некое хранилище жизненной энергии (Света Божьего).

    Душа человека − это энергия, это некоторая часть сознания Бога (Творца, Высшего Разума), это сама жизнь, продолжающаяся, изменяющаяся, трансформирующаяся. Она бессмертна и неделима.

    Предположение. Предполагается, что когда человек развивает свою душу, он развивает сознание Бога, тем самым приближаясь и воссоединяясь с ним. Связь между сознанием Бога и душой человека никогда не разрывается. Конечная цель человека − это достичь просветления и соединиться со своим божеством, соединиться настолько, чтобы стать им же, то есть − вернуться к своему первоисточнику. И это предположение недалеко от истины.

    Душа − это вы и есть внутри себя. Человек думает и чувствует внутри себя таким, какой он есть, но выразить это словами не может, боится, что его не поймут другие. Именно она определяет человека как личность.

    Она источник вечной жизни, она её смысл. Именно Душа мотивирует человека развиваться, не останавливаться на достигнутом, искать новые способы функционирования и воспроизводит сама себя, создавая таким образом абсолютную самоподдерживающую систему жизни. Жизнь в теле, Душе необходима для ускоренного развития, которое может ускоряться в сотни раз.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]