Что такое Нравственность? Определение и связь между нравственностью и духовностью человека

Любое общество выработало определенные моральные нормы. Они нигде не закреплены на законодательном уровне, а передаются из уст в уста или через специальную литературу. За нежелание следовать за моральными нормами не полагается никаких санкций. Максимум, на что может нарваться тот, кто их не выполнил, – на общественное порицание.

Добрый ребенок

Не стоит слепо следовать за чужим мнением. Развитые моральные качества являются основой взаимодействия с людьми и достижения успеха. Поэтому тренировать их важно как взрослому, так и детям.

Что такое моральные качества

Моральные качества тесно связаны с понятиями добра и зла. Определенные действия в конкретном обществе считаются положительными, другие – отрицательными. Любой человек должен уметь нести ответственность за свои поступки, и моральные качества являются ориентирами, указывающими на направление, в котором стоит двигаться, а чего делать не следует.

Определение в психологии

Было дано множество определений понятию «моральные качества». Наиболее общее из них звучит так. Морально-нравственные качества – это совокупность всех характеристик, говорящих о человеке как о сознательной личности. Они выражаются в действиях и манерах человека. По его поведению посторонние могут судить о наличии или отсутствии конкретных черт характера.

Все эти морально-этические качества делятся на три категории:

  1. Можно. Это права личности, которые не вступают в конфликт ни с общественными нормами, ни с ценностями конкретного человека. Они не вредят другим людям, но поступать так необязательно. Например, каждый имеет право распоряжаться своими деньгами так, как захочет.
  2. Нельзя. Это действия, которые могут вызывать у посторонних негативные эмоции или вовсе наносить им ущерб. Часть из них прописана в уголовном кодексе. Пример правила из категории «нельзя» – запрещается распоряжаться чужими деньгами, если владелец их не дал в долг или не разрешил.
  3. Нужно. Это правила, имеющие общественную ценность, но не являющиеся важными для самого человека.

Важно! Моральные качества могут конфликтовать между собой. Например, врач не хочет лечить убийцу и насильника, но желает ответственно выполнять свою работу.

В основе нравственных качеств личности лежат интеллект, воля и эмоции. Человеку приходится постоянно решать этические задачи. Не всегда ответ, как более правильно поступить, находится на поверхности.

Если человек делает что-то неприемлемое, он чувствует вину, у него просыпается совесть, когда он совершает что-то неправильно. Этот механизм показывает, что в дальнейшем этих действий совершать не следует. Совесть – это эмоциональный компонент моральных качеств.

Добрый ребенок любит кота

Воля реализуется тогда, когда общественно значимое действие не имеет ценности для самого человека.

Примеры морали

Всегда, когда дело касается вопросов морального поведения, происходит внутренняя оценка действий по шкале добра и зла. Чтобы сказать, морален или нет поступок, нужно учитывать все обстоятельства ситуации:

  1. Говорить только правду, никого не обманывать. Однако понятие морали будет отсутствовать, если сказав правдиво, можно предать друга.
  2. Уважать право других людей на собственную жизнь. При этом эвтаназия вызывает неоднозначную реакцию в обществе.
  3. Проявлять щедрость. Однако чрезмерное давание может развратить.
  4. Быть верным. Проявления верности моральны, если только они не превращаются в фанатизм.
  5. Быть благонадежным гражданином общества.
  6. Жить бескорыстной жизнью. Альтруизм – это высшее проявление морали. Когда моральная ответственность за людей уходит за рамки личного благополучия.

Показатель нравственной зрелости личности

Волевые качества личности — что это такое в психологии, их формирование
В быту нравственность является синонимом понятия «высокоморальная личность». Чтобы стать таким, необходимо стать психологически зрелым. Вот некоторые критерии нравственной личности:

  1. Ответственность – способность человека понимать, что его действия имеют и последствия.
  2. Внутренний локус контроля. Нравственно зрелый человек не будет перекладывать ответственность на других людей. Вместо того, чтобы искать виноватых, он будет думать, как решить проблему или исправить совершенные им ошибки.
  3. Адекватная самооценка. Любая нравственная личность трезво оценивает свои сильные и слабые стороны и действует, исходя из них. Первые активно применяет, а вторые компенсирует или пытается исправить. Зрелая личность не будет склоняться и в другую крайность – гиперответственность. Не все от нее зависит, поэтому она четко разграничивает, какие ситуации спровоцированы, а какие получились случайно.
  4. Способность к рефлексии: анализу своего мышления, действий и ситуации, в которую человек попадает. Это позволяет сделать выводы и ввести их в жизнь.
  5. Готовность понести наказание или ощутить на себе неприятные последствия своих действий. Отсутствие желания бегать от проблем, спровоцированных ошибками.
  6. Умение предсказывать последствия своих поступков до того, как они совершены. Например, зависимый от спиртного человек не думает о последствиях своей пьянки. Если бы он всерьез об этом задумался до того, как нальет себе рюмку, у него бы получилось воздержаться.

Таким образом, морально-нравственная зрелость идет рука об руку с личностной зрелостью. Центральное ее понятие – ответственность, которая включает все описанные пункты.

Добрый слон – пример моральности

Важно! Становление высокоморальной личности – процесс долгий, который начинается, еще когда человек является дошкольником. В детских садах используются разные методы для того, чтобы воспитывать толковую личность, которая будет проявлять уважение к себе и другим людям. В школе преподают обществознание, где рассказывают о нравственности.

Что такое добро? (6 класс)

Знаменитый писатель Марк Твен говорил:

«Доброта — это то, что может услышать глухой и увидеть слепой».

Так, что же такое добро? Это очень хорошее качество человека, благодаря которому другие люди получают радость, улыбку. Добро делает людей счастливыми.

Ребенок защищает собаку от дождя, тем самым совершая добрый поступок

Очень часто добро и доброту ассоциируют со счастьем. Когда человек добрый, он уважительно

относится к старшим, помогает ближним, не ожидая чего-то взамен.

Иногда, когда человек попадает в тяжелую жизненную ситуацию, ему достаточно услышать доброе слово и от этого на душе становится легче. Примеров доброты очень много и мы каждый день сталкиваемся с этим замечательным качеством.

Доброта делает счастливым и самого человека. А ещё, чтобы быть добрым, обязательно нужно уметь прощать, не стоит держать в себе обиду и желать отомстить обидчику. Нужно уметь прощать искренне, всем сердцем.

Во всех сказках добро всегда побеждает зло. В жизни тоже нужно уметь быть добрым и дарить радость окружающим.

Такое человеческое качество, как доброта свойственно не всем. Само слово доброта происходит от слова добро.

Именно благодаря этому качеству мир становится лучше, улучшается с каждым днём.

Именно благодаря добру мы имеем голубое небо над головой.

Никогда не стоит забывать об этом, необходимо продолжать дарить добро людям и совершать добрые поступки.

Типы моральных качеств

Отрицательные черты характера — как найти и исправить негативные качества
Существует множество классификаций типов моральных качеств, если их обобщить, получатся следующие категории:

  1. Этические. Нормы, предписывающие то, что считать положительным, а что – негативным.
  2. Нравственные. Правила поведения, основанные на любви к ближнему. Хотя на первый взгляд этические и нравственные нормы не отличаются друг от друга, это не совсем так. Даже у преступных группировок есть своя этика, которая разрешает убивать, воровать и насиловать. Но такие действия не являются нравственными, потому что не содержат в себе любви к ближнему. Также этик может быть много, а нравственность – одна.
  3. Религиозные. Это моральные качества, считающиеся идеальными в определенной религии. Раньше именно они считались основными, а в ряде теократических государств внесены в законодательство и сейчас.
  4. Микрогрупповые. Это нормы, принятые в определенной группе. Они могут как быть тождественными морали, принятой на определенной территории, так и быть независимыми от нее.

Весы – распространенный пример моральных качеств

Важно! Деление это довольно условное. Например, представление о том, что такое любовь к ближнему, отличается у разных людей. Религиозные убеждения также строятся на нравственности.

Правила морали

У каждого человека они свои. Моральные качества зависят от уровня развития личности. Однако человечество выработало универсальные правила морали:

  1. Золотое правило: другому не делай то, чего бы ни хотелось, чтобы тебе сделали.
  2. Быть честным с самим собой. Это значит, уметь признаваться в собственных ошибках.
  3. Ставить себя на место другого человека. Это поможет лучше чувствовать людей.
  4. Контролировать проявления негатива в себе.
  5. Первое впечатление может быть ложным. Ведь что такое мораль, как не поиск более глубокого смысла.

Основные моральные качества

Качества мужчины — плохие и хорошие черты характера, что воспитывать в себе
Деление качеств на хорошие и плохие является лишь условным. Одна и та же характеристика считается полезной или вредной в зависимости от ситуации. Например, рассудительность может перерастать в нерешительность. Бесконфликтность может перерастать в слабохарактерность. Экономность может казаться скупостью. Гордость перерастает в гордыню. В любом случае есть ряд качеств, считающиеся положительными или отрицательными.

Положительные черты характера

Положительным считается качество, которое помогает человеку жить и приносит пользу людям. Такими высокими, достойными с духовной точки зрения характеристиками считаются:

  1. Решительность. Способность производить резкие перемены в жизни, с готовностью принимая возможные последствия.
  2. Смелость. Качество, с которым человек может делать что-то, несмотря на страх.
  3. Сила воли. Способность противостоять сиюминутным соблазнам в пользу благополучного будущего.
  4. Щедрость. Когда человек легко расстается со своими ресурсами на пользу другому. Хотя щедрость обычно ассоциируется с деньгами, могут быть и другие ресурсы, например, время. Порой последнее ценится близкими даже больше. В общем щедрым можно быть в широком и узком смысле.
  5. Целеустремленность. Особенно позитивным это качество считается, когда человек и его ближайшее окружение стремятся к одинаковым результатам. Тогда он становится лидером, благодаря ему, все члены группы начинают жить лучше. Если целеустремленность сосредоточена исключительно на целях самого человека, она может быть деструктивной, поскольку не учитывает интересов других людей.
  6. Порядочность, честность. Сюда относится отсутствие желания что-то скрывать от своих близких людей, открытость перед ними.
  7. Эмпатичность. Способность чувствовать эмоции другого человека и действовать согласно им.

Все эти позитивные качества могут сыграть злую шутку, как с самим человеком, так и с другими людьми. Поэтому важно сохранять гибкость и адаптироваться под ситуацию.

Негативные качества

По аналогии с позитивными качествами негативными считаются те черты личности, которые вредят ей и окружающим. Многие из них – противоположность положительных сторон: транжирство, нерешительность, черствость, лживость и другие. Вот еще некоторые негативные качества:

  1. Неадекватный карьеризм. Тот случай, когда чрезмерная целеустремленность оказывает негативное воздействие на других людей.
  2. Агрессивность. Когда человек не умеет грамотно перенаправлять негативные эмоции, нанося ущерб окружающим.
  3. Безответственность – бездумное совершение поступков, имеющее заведомо негативные последствия.
  4. Паразитирование – когда человек берет ресурсы другого лица, не давая ничего взамен.
  5. Взяточничество.

Способы развития морально-нравственных качеств

В основе развития любой позитивной характеристики лежит выработка соответствующих привычек. Проще всего начать с одного доброго дела в день, пусть даже маленького. Через некоторое время это войдет в привычку, помогать людям человек начнет на автомате.

Можно себя поощрять за волевые победы. Например, если получилось не проявить негативное качество, можно себя похвалить и сделать добро.

Итак, морально-этические качества – это характеристики личности, которые можно описать через понятия добра и зла. В разных ситуациях одни и те же качества могут проявляться по-разному, но есть определенный набор характеристик, которые люди считают преимущественно положительными или отрицательными.

Понятие нравственности с объективной точки зрения

Каково же объективное понятие нравственности? Как уже сказано выше, понятие добра и зла в современном мире искажено практически до неузнаваемости, и человек может творить зло, пребывая в полной иллюзии, что он высоконравственный человек и поступает правильно. Более того, порой люди причиняют вред самым своим близким людям и пребывают в иллюзии, что делают благо. Именно об этом сказано в цитате: «Благими намерениями вымощена дорога в ад». Порой люди, желающие совершить добро, причиняют больше зла, чем все злодеи мира, вместе взятые. Не будем вдаваться в подробности, лучше рассмотрим, как же поступать, так чтобы добро было объективным, а не субъективным. Вся Вселенная, все живые существа так или иначе стремятся к эволюции — сознательно или неосознанно. Поэтому добром с объективной точки зрения является то, что ведёт к эволюции. И если ребёнка нужно наказать и преподать ему урок, или даже дать ему подзатыльник, так сказать простимулировать Сахасрара-чакру для «микро-просветления», значит, нужно это сделать. Важно действовать не из чувства гнева, а из чувства сострадания, с полным пониманием того, что ваш поступок приведёт к эволюции и к тому, что ребёнок на всю жизнь усвоит полезный урок. И это будет благом. А то, что ведёт к деградации, является злом, даже если это выглядит красиво и благородно. Когда родители щедро одаривают ребёнка бесполезными подарками, балуют его и закармливают сладостями — всё это, конечно, весьма трогательно выглядит, только к какому результату это приведёт ребёнка? Вопрос риторический.

Таким образом, золотое правило нравственности «Делай другим то, что хотел бы получить сам» работает только в том случае, если у человека более-менее адекватное понимание о добре и зле, а также адекватные мотивации и стремления в жизни. И если человек стремится к самосовершенствованию, то очевидно, что он не стремится к развлечениям и наслаждениям, а значит, не будет это проявлять для других, чтобы не получить тоже самое для себя. Поэтому прежде чем применять в жизни золотое правило нравственности, следует основательно поразмыслить о понятии добра и зла и о том, что является полезным, а что вредным. Как следует поразмыслить.

Основы нравственности

Каковы же основы объективной нравственности? Одна из наиболее нравственных парадигм изложена мудрецом Патанджали в «Йога-сутрах». Практикам йоги предписывается утвердиться в нравственной дисциплине, прежде чем приступать к практикам. Что же предлагает нам мудрец Патанджали? Основных предписаний для гармоничной жизни существует всего пять. Но идеально исполнять хотя бы одно из них — задача непростая. Пять предписаний нравственности изложены в первой ступени «восьмиступенчатой системы Патанджали», так называемой Яме:

  • Ахимса — ненасилие. Ненасилие предписывается соблюдать на трёх уровнях: тела, речи и ума. И если на уровне тела соблюдать ахимсу более-мене несложно, то на уровне речи, а тем более на уровне ума — задача весьма непростая. Но именно на уровне ума и зарождается то зло, которое мы транслируем в мир.
  • Сатья — благожелательная правдивость. Человек, который говорит неправду, в первую очередь причиняет вред самому себе. Потому как ложь создаёт некую пелену иллюзии вокруг того, кто эту ложь произносит. И человек начинает жить неадекватно.
  • Астея — неприсвоение чужого. По закону сохранения энергии всё, что мы несправедливо себе присвоили, мы всё равно потеряем. Так есть ли смысл брать чужое, причиняя человеку страдание, если мы всё равно это потеряем?
  • Брахмачарья — воздержание от чувственных наслаждений. Любое чувственное наслаждение — это потеря энергии. И чем ниже и грубее удовольствие, тем больше энергии мы теряем. И если у человека есть в жизни какая-то цель или предназначение, которое он призван исполнить (а оно есть у каждого), то недопустимо тратить свою энергию на страсти и удовольствия, так как количество энергии у каждого человека ограничено.
  • Апариграха — нестяжательство. Помимо удовольствий и развлечений, нашу энергию также тратят и материальные блага. Поэтому накопление материальных благ ради самого накопления — просто глупость, которая будет тратить нашу энергию. Хорошо говорил Шантидэва в своём гениальном труде «Бодхичарья-аватара»: «Словно ограбленный, я уйду из этого мира». Так и есть. Всё материальное, что мы накапливаем, мы оставим здесь. И даже собственное тело нам не принадлежит, что уж говорить о материальных накоплениях. Поэтому тратить энергию на их накопление неразумно. Гораздо разумнее тратить её на совершение благих дел и изменение мира вокруг к лучшему. Так как в свою будущую жизнь мы сможем забрать опыт в практике, благодарности и благую карму. Следовательно, только это и следует накапливать.

Это пять базовых предписаний Патанждали для практиков йоги. Существуют также пять дополнительных. В отличие от первых пяти, которые предписывают воздерживаться от безнравственных поступков, вторые пять предписывают то, что следует в себе взращивать. Однако тот, кто сможет освоить хотя бы пять базовых нравственных предписаний, уже будет достойным и благородным человеком, и ему не грозит накопление негативной кармы. Но для этого овладеть этими принципами следует в совершенстве. В современном обществе это сделать далеко не просто, однако дорогу осилит идущий.

Используемые источники:

  • https://vplate.ru/etiket/nravstvennoe-povedenie/
  • https://wlooks.ru/etiket/nravstvennoe-povedenie/
  • https://ethicscenter.ru/nravstvennoe-povedenie.html
  • https://sociologicheskaya.academic.ru/875/поведение_нравственное
  • https://www.oum.ru/yoga/samorazvitie-i-samosovershenstvovanie/nravstvennost-osnova-garmonichnoy-zhizni/

Определение

Нравственные качества – это такой набор свойств характера, который отражает внутренний мир и мировоззрение человека, его суждения о нормах поведения, что в определенной степени помогает оценивать уровень его духовного развития. Моральные качества включают совокупность добродетелей человека, которые вырабатываются в процессе накопления практического, жизненного опыта.

Под влиянием внешних и внутренних факторов происходит формирование поощряемых в обществе моделей поведения, определяющих в дальнейшем особенности поступков индивида, в том числе в личных отношениях. Определение термина в психологии предполагает образование системы правил, которые регулируют деятельность человека в рамках социума. Отличительные признаки положительных нравственных качеств:

  • Бескорыстие.
  • Отсутствие прагматичности.
  • Альтруистичность, самоотверженность.

Моральные качества – это такие духовные ценности, которые всесторонне характеризуют человека, олицетворяют его внутреннее содержание, что позволяет делать выводы о психотипе личности. Высокие моральные качества отличают великодушных, благородных, правдивых людей. Формирование моральных качеств осуществляется под влиянием интеллекта, эмоций, воли. Они могут быть:

  1. Положительные (справедливость, честь, достоинство). Свойства характера, не вступающие в конфликт с внутренними убеждениями индивида.
  2. Поощряемые (ответственность, чувство долга). Побуждают индивида к определенным действиям, одобряемым социумом, независимо от внутренних установок самой личности.
  3. Негативные (зависть, стяжательство, лицемерие, циничность). Противоречат общепринятым устоям и вызывают личностную неприязнь со стороны других членов общества.

Нередко моральные качества, присущие одному индивиду, вступают в противоречие, заставляя его испытывать переживания и делать нелегкий нравственный выбор. Примером конфликта между принципами нравственности и морали и внутренними убеждениями человека может служить нравственный выбор, который стоит перед врачом, вынужденным лечить преступника.

Врач испытывает личностную неприязнь к пациенту, который нарушил закон и совершил правонарушение, но связанный должностными обязанностями и этическими нормами, вынужден оказывать медицинскую помощь каждому нуждающемуся. Аналогичный пример можно привести с участием адвоката, который защищает в суде преступника, испытывая в связи с оценкой его действий негативные эмоции.

Особенности формирования и виды

Морально-нравственные качества – это такие черты характера, которые формируются в процессе теоретического мышления человека, способствуют его самоопределению и умению придерживаться объективной позиции, отстраняясь от субъективной оценки.

Нравственные качества – это такие личностные установки, которые регламентируют поведение личности в рамках взаимоотношений с другими членами общества. Система ценностей опирается на одобряемые в социуме чувства и эмоции. Какие бывают нравственные качества:

  1. Милосердие.
  2. Сострадание.
  3. Сочувствие, эмпатия.
  4. Чувство собственного достоинства.
  5. Чувство стыда за совершенные отрицательные поступки.

Одним из главных регуляторов поведения индивида является совесть – чувство нравственной ответственности перед другими людьми и обществом в целом за совершенные действия. Степень проявления совести отражает уровень способности индивида самостоятельно определять нравственные обязанности и осуществлять нравственный самоконтроль над своими поступками.

Формирование нравственных ценностей происходит под влиянием многих факторов – воспитание, личный пример пользующейся авторитетом личности, нормы этики, проповедуемые в обществе. Индивиду с детских лет внушают представление о положительных поведенческих моделях. Список правил практически безграничен:

  • Любить родителей.
  • Заботиться о престарелых родственниках.
  • Не брать без спроса чужие вещи.
  • Не лгать.
  • Не обижать младших и слабых.
  • Быть преданным Родине.
  • Быть послушным и трудолюбивым.

Перечень правил варьируется в зависимости от уровня нравственного и духовного развития родителей. В некоторых случаях (при деформации моральных норм индивида-родителя) может содержать установки, противоречащие общепринятым нравственным устоям. Прививая ребенку нравственные ценности, родители приводят примеры, олицетворяющие положительные и отрицательные модели поведения.

Нравственная оценка

Поступок является элементом нравственного поведения. Поступок бывает активным и пассивным (отсутствие каких-либо действий в ситуации, которая требует активной реакции). Нравственная оценка поступков – это определение степени соответствия поведения конкретного индивида и общепринятых, поощряемых социумом поведенческих моделей. Чтобы адекватно оценить поступок, опираются на критерии:

  • Результат действия.
  • Пути достижения цели. Если для достижения желаемого человек прибегает к антиморальным поступкам, даже в случае положительного результата общее впечатление от поведения индивида негативное.
  • Мотивы, побудившие индивида к действию. Если человеком двигали благородные порывы даже в случае отрицательного, осуждаемого обществом результата, негативная оценка смягчается.

Придерживаясь выбранных моделей поведения, индивид находит баланс, точку равновесия между собственными стремлениями, убеждениями и установленными в социуме стандартами.

Категории морали

Это общие понятийные элементы, описывающие данный предмет рассмотрения. На них основываются моральные принципы. В категории морали входят:

  • добро и зло, как противоположные критерии оценки явлений;
  • справедливость выступает мерилом распределения благ;
  • честь стоит на страже соблюдения внутреннего кодекса человека;
  • долг – это то, за что лицо несет ответственность в жизни;
  • совесть – показатель критической оценки поступков;
  • счастье, как итог морального-нравственного поведения.

Примеры

Нравственно зрелая личность является олицетворением успешно проведенной социализации. Это человек, который усвоил поощряемые социумом нормы поведения и использует их на практике в качестве ориентира для своих поступков. При этом желание соответствовать общепринятым поведенческим стандартам продиктовано не страхом порицания, наказания или возможной выгодой, а личными убеждениями, мотивами и принципами. Социологи приводят многочисленные примеры проявления нравственных чувств:

  • Гуманность, человеколюбие.
  • Трудолюбие, усердие.
  • Верность, преданность.
  • Чувство такта, деликатность.
  • Духовность, религиозность.
  • Искренность, открытость.

Альтруистические модели поведения присущи многим животным. Часто самки воспитывают потомство другого вида, проявляют бескорыстную заботу о своих детенышах. Помощь сородичам сходного генотипа способствует выживаемости конкурентных видов, что значительно расширяет представление о естественном отборе индивидуальной ориентации. Подобное поведение обусловлено естественным отбором групповой ориентации, оно помогает выжить целой популяции.

Проводя аналогии, можно сказать, что нравственное поведение индивида заложено биологическими программами и реализуется на подсознательном уровне. Люди являются биологическими организмами, которым свойственна определенная модель поведения на подсознательном, рефлекторном уровне. В числе рефлексов, заложенных природой и коррелирующих с понятием нравственности, стоит отметить:

  1. Материнский инстинкт.
  2. Заботу о партнере, с которым реализуется инстинкт продолжения рода.
  3. Заботу о родственниках и популяции (обществе) в целом.
  4. Чувство патриотизма (любовь к Родине, месту рождения).

Яркими примерами стихийной нравственности являются поступки, которые базируются на подсознательном стремлении человека к следованию нормам, способствующим сохранению популяции в целом. Женщина разрывает отношения с любовником, узнав, что он женат, подсознательно оценивая подобную связь, как бесперспективную (в отношении продолжения рода) и аморальную (наносящую моральный вред законной супруге партнера, следовательно, угрожающую сородичу сходного генотипа и популяции). В специальных пособиях приведены другие примеры стихийной нравственности:

  • Оказание помощи пожилому человеку, который не может самостоятельно перейти через оживленную автомагистраль.
  • Остановка личного автомобиля и содействие человеку, который стоит на обочине дороги и жестами просит о помощи.
  • Непроизвольное желание помочь донести тяжелую сумку человеку, который в силу разных причин (пожилой возраст, инвалидность, физическая слабость) не справляется с задачей.

Наличие безнравственных, попирающих нормы морали людей, свидетельствует об относительной свободе человека от влияния биологически заложенных моделей нормального поведения. Человек наделен интеллектом, способностью логически мыслить, прогнозировать, планировать и самостоятельно выбирать нравственные ценности. Примеры деформации общечеловеческих норм прослеживаются на исторических периодах тоталитарных режимов, к примеру, Гитлера в Германии, Пиночета в Чили, Сталина в СССР.

Нравственные качества – показатель уровня интеллекта и духовного развития человека, отражение степени его социализации и наличия самоконтроля. Нравственность – основа гуманизма, человечности и цивилизации. Крушение нравственных идеалов сопровождается всплеском преступности в обществе, свидетельствует о деградации членов социума, предвещает масштабные гуманитарные катастрофы.

Рады вас приветствовать, уважаемые читатели блога Валеря Харламова! Нравственность – это основа, правила, на которые опирается личность в своей деятельности и жизни, чтобы достичь успеха, уважения и признания. И сегодня мы рассмотрим, какие бывают нравственные качества человека, чтобы вы понимали, на что необходимо обратить внимание, если есть желание совершенствоваться и развиваться.

Содержание:

Список качеств

Ответственность

Личность должна понимать, какие последствия влечёт за собой её деятельность или наоборот, бездействие. К сожалению, она характерна в основном развитым и зрелым людям, самостоятельным и имеющим самоуважение. Потому что сложно отвечать за свои поступки, если привык, что кто-то другой решает вопросы и проблемы. А также, если есть возможность скрыться, так сказать, залечь на дно и ожидать, что всё разрешится само собой.

Но также сложно оставаться в стороне и испытывать вину за содеянное, если человек уверен в себе и понимает, что просто не сможет другим смотреть в глаза, а также к себе хорошо относиться, зная правду о своей трусости.

Формирование и развитие ответственности обеспечивает такой способ, как наложение штрафов. То есть, за каждый проступок необходимо что-то такое делать, что не совсем нравится, но полезно. В плане воспитания, взращивая детей всё понятно, они знают правила и ограничения, стоит их нарушить – последует расплата.

А вот по отношению к себе придётся подключить самоконтроль и выдержку, чтобы доводить начатое до конца, и всё-таки лишать себя чего-то в случае проступка.

Честность и открытость

Вроде бы положительные качества нравственного человека, но следует быть внимательным и осторожным, чтобы никому не навредить. Допустим, открывая душу перверзному нарциссу, вы только дадите ему козыри для управления вами, и сэкономите время для самостоятельного поиска ваших слабостей. Подробнее о такой личности вы узнаете из этой статьи, и тогда поймёте, почему это опасно.

Так что, прежде чем полностью доверяться, проявите осторожность и внимательность. А вот с собой необходимо всегда быть максимально честным. Жить в иллюзиях приятнее, но реальность никто не отменял, и если её игнорировать – появляется риск об неё пораниться, или ещё хуже – разбиться.

Патриотизм

Проявляется не только в виде любви к своей Родине, городу, планете в общем, но и в проявлении интереса к традициям своей страны. Важно знать историю своих предков, уважать их и ценить, чтобы передавать накопленные знания дальше, своим потомкам.

Патриотизм проявляется в желании изменить к лучшему, если не планету, то хотя бы город, улицу, и, в конце концов, себя. Вот вы, что вы знаете о своём роде? Кто чем занимался, какую жизнь прожил, чем запомнился и какую роль выполнял при жизни, к чему стремился?

Гуманизм

Это человеколюбие, забота, сопереживание. Проблема в том, что чувства случаются, специально вызвать их непросто. Поэтому, если человек не испытывает искреннего сопереживания, если он просто привык опираться на некую бесчувственность по каким-либо причинам – придётся приложить очень много усилий, чтобы развить этот гуманизм.

Старайтесь замечать, осознавать моменты, когда вы испытываете благодарность к другим людям. Возможно, это поможет развить в себе человеколюбие. Да, сложно вот любить просто всех вокруг, потому что это про обезличивание и вообще, можно иссякнуть в один прекрасный миг.

Но если выделять людей, которые вас окружают и интересоваться ими, отслеживать, чем оказались полезны, как можете помочь им вы в ответ, то тогда становится намного проще. По крайней мере, появляется фигура, по отношению к которой можно что-то вполне оправданно испытывать.

Вежливость

Позволяет думать о человеке, что он развит, хорошо воспитан и гармоничен. С ним приятно иметь дело и доверие возникает намного быстрее, если только вежливость искренняя, а не подчёркнуто-напыщенная, с целью получить желаемое, использовав другого.

Дисциплина и культура поведения

В обществе существуют правила, устои и нормы, и чтобы в нём находиться, важно их соблюдать. Иначе можно даже попасть в места лишения свободы.

Существует такое определение, как девиантный человек – это тот, кто не способен дисциплинированно себя вести, и блюсти нормы, законы. Подробнее, что это значит и как справиться с девиантностью, вы узнаете из статьи по ссылке.

Верность

Очень ценится в современном мире, но предполагает не только верность своему партнёру, но и себе, а также данному слову. Поэтому, если вы хотите, чтобы вас ценили и доверяли вам, всегда выполняйте обещания. В крайнем случае, предупредите и объяснитесь, если возникли трудности, так вы сможете сохранить отношения и «лицо».

Коллективизм

Несмотря на тип личности, то есть, даже если вы интроверт, важно уметь сотрудничать и вести совместную деятельность с группой, в которой находитесь. Человеку необходимо ощущать свою принадлежность к какому-то сообществу. Это позволяет чувствовать поддержку, что за спиной масса похожих чем-то людей, пусть то одногруппники, коллеги и прочее.

Но помимо принадлежности необходимо уметь взаимодействовать с теми, кто окружает. Не только конкурировать и отстаивать себя и свои интересы, но и сотрудничать, делиться чем-то, находить компромиссы и помогать.

Интеллект

Нравственный человек должен быть интеллектуально развит, но имеется в виду не знание формул и теорем, а уровень его осознанности. То есть, насколько он умеет опираться на свой опыт и ощущения, как различает, что хорошо, а что плохо, умеет ли делать выбор и вообще понимает ли, чего хочет от жизни и каким образом может этого достичь.

Необходимо учиться чувствовать каждое мгновение своей жизни, замечать настоящее и ценить его. Тогда время не будет пролетать впустую, лишая вас возможностей. Посмотрите статью про осознанность.

Трудолюбие

Как ни странно, но бездельников и повес редко считают нравственными людьми, как и тех, кто достиг успеха не заслуженно, а ещё хуже – «идя по головам». Проявляйте усердие и не останавливайтесь перед трудностями. Тогда, по крайней мере, вы сможете признать свой вклад и старания в случае достижения целей и мечтаний.

Тактичность

Является таким себе ощущением меры, что можно говорить, а что нет, насколько близко можно приблизиться, какие вопросы будут неуместны и прочее. Тактичная личность ценит границы другого человека и замечает, когда собеседник потерял к ней интерес, чтобы не выглядеть навязчивым.

Между прочим, тактичность существенно сокращает количество конфликтов и напряжённых ситуаций.

Духовность

Нравственность тесно связана с морально-духовными качествами человека. То есть, важно не просто исповедовать какую-то религию, а хранить в сердце веру во что-то, уделять внимание саморазвитию, чтению книг, каким-либо практикам, которые дарят гармонию и покой, а также понимание своего предназначения. Подробные рекомендации о том, как повысить духовный уровень вы найдёте тут.

Уважение к старшему поколению

Является небольшим ответвлением гуманности, его важной составляющей, но мы решили уделить этому моменту отдельное внимание. Не уважая своего прошлого, истоков, невозможно быть благодарным, а соответственно, нет ощущения собственной ценности и хорошей самооценки.

Какими бы ни были наши родители, бабушки с дедушками, несмотря на то, какую они прожили жизнь и какие с ними сложились, или не сложились отношения, всегда найдётся момент, за который следует сказать им спасибо, и за что они достойны уважения.

А знаете что это за момент? Это когда-то сделанный выбор сохранить жизнь, неважно, вам или вашему папе, маме… Потому что именно поэтому вы сейчас имеете возможность читать эти строки и просто быть. Именно поэтому у вас есть любимый, близкий человек или друг, кумир и прочее. И важно учить детей уважать стариков, помогать им и, конечно же, уделять внимание, которого им так не хватает порой.

Забота об экологии

Бережность по отношению к природе, братьям нашим меньшим. Мы давно ушли от первобытности, поэтому нравственная личность потушит костёр, прежде чем покинет лес. Уберёт за собой мусор, и не будет издеваться над животными, хотя бы потому, что имеет сострадание.

Текст книги «Этика: Шпаргалка»

9. ЭТИЧЕСКИЙ СМЫСЛ СЧАСТЬЯ

Счастье

– состояние длительного удовлетворения от пережитого наслаждения и полноты жизни. Оно сопровождает каждый момент человеческой жизни человека как проявления высшей ценности. Поэтому оно тесно связано с судьбой человека. Именно в смысле цели всех устремлений человека счастье понималось в эпоху античности.

Эвдемонизм

– этическое направление, рассматривающее счастье как мотив и цель всех стремлений человека. Приверженцы эвдемонизма считали счастливым того человека, чьи физические и духовные способности могли беспрепятственно развиваться. Представителями эвдемонизма в разное время были Сократ, Эпикур, Б. Спиноза, Г.В. Лейбниц, Л. Фейербах, Г. Спенсер и др. Основы учения о счастье были заложены и развиты античными школами эпохи эллинизма: стоиками, эпикурейцами и скептиками.

Счастье

– бесстрастие и аскетический образ жизни, сопровождающийся отречением от земных чувств. В этом состоит суть понимания природы счастья
стоиками.
Основным принципом счастливой жизни, по их мнению, должна стать апатия. Апатия – независимость от чувств и страстей. Поэтому счастливый образ жизни – удел мудреца. Он всегда предан разуму, а его высказывания правильны и беспристрастны.

Счастье

– свобода от страстей и бесстрашие перед смертью и смертельными муками. Таков был идеал счастливой жизни
скептиков.
Он основывался на принципе атараксии. Атараксия – нравственный принцип, согласно которому счастье заключается в душевном спокойствии и безмятежности. Путь к счастью лежит через следование другому принципу – принципу эпохе.
Эпохе
– воздержанность от суждений, за которой следовала бестревожность.

Счастье

– стремление к наслаждениям и удовольствиям. Таково понимание счастья
эпикурейцами,
которые выделяли два вида счастья:

1) высочайшее счастье, принадлежащее богам, его невозможно приумножить;

2) счастье, достижимое для человека и допускающее умножение.

Эпикурейцы видели не в каждом наслаждении залог будущего счастья человека, но только в тех из них, которые соответствуют его разумной природе. Счастье невозможно для человека, который живет неразумно, так как разум – высшее благо для человека. Нравственный смысл счастья состоит в стремлении человека к радости, наслаждениям и удовольствиям, но только к тем, которые не наносят ущерба его духовному и физическому здоровью. Счастье ведомо человеческими желаниями, но не все они нравственно оправданы и часто достигаются в ущерб самому человеку и окружающим его людям. В ином случае стремление к счастью оборачивается несчастьем. Несчастье

– черта характера человека, которая ведет к ошибкам, проступкам, невзгодам, болезням или потерям близких людей. Погоня за наслаждениями не гарантирует счастья и, наоборот, самоотречение является более близким путем к нему. В конечном итоге счастье является результатом добродетельной и согласующейся с нравственными ценностями жизни.

10. СПРАВЕДЛИВОСТЬ КАК РЕГУЛЯТИВНЫЙ ПРИНЦИП ОБЩЕСТВЕННЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Справедливость

– принцип, регулирующий взаимоотношения между людьми как членами общества по поводу распределения общественных ценностей, которыми являются свобода, благоприятные возможности, доходы, знаки престижа и уважения.

Аристотель,

а вместе с ним вся этическая мысль различают два вида справедливости:

1) распределительная справедливость

– распределение почестей, имущества и других материальных благ между членами общества по достоинству и пропорционально заслугам;

2) справедливость, связанная с обменом,

– уравнивание сторон, которые участвуют в обмене, независимо от их достоинств.

В обоих случаях подразумевается согласие между членами общества относительно принципов их жизни. Эти принципы могут изменяться, но понимание справедливости зависит от того, какие правила установились в данном обществе. Их нарушение воспринимается как несправедливость.

Справедливость

– принцип индивидуального поведения, который устанавливает предел произволу. Она требует соблюдения прав другого человека, непосягательства на личность и ее собственность. Главным требованием справедливости является уважение прав и достоинств людей. Она ориентирует человека на соблюдение им обязательств перед другими людьми. Обязательства могут быть представлены в виде юридических законов, конституционных прав, нравственных представлений.

Различие между справедливостью и несправедливостью устанавливается индивидуально для каждого индивида. Этот вопрос подробно обсуждается в диалоге Платона «Горгий». Справедливость

рассматривается как равенство людей друг перед другом, выражающееся в совершении поступков, не нарушающих права и свободы других людей. Быть справедливым или нести наказание за несправедливость расценивается как счастье для человека, потому что тот, кто поступает несправедливо и остается безнаказанным, служит злу и даже не имеет представления о том, что является истинным благом. Неся наказание, человек избавляется от испорченности, омрачающей душу. В этом смысле лучше терпеть несправедливость, чем причинять ее другим людям.
Несправедливость
– величайшее зло и для того, кто ее совершает, потому что не только делает его нравственно хуже, но и лишает возможности исправить собственные нравственные ошибки. По этой же причине несправедливость не может быть оправдана ни законом, ни обычаем.

11. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ АНАЛОГИ МОРАЛИ В ЖИВОЙ ПРИРОДЕ

Теория английского естествоиспытателя Ч. Дарвина (1809–1882) об эволюционном происхождении видов путем естественного отбора привела к разработке нового подхода к проблеме зарождения морали и нравственности. Дарвин объясняет происхождение нравственного чувства из чувств общительности, которые существуют инстинктивно или врожденны уже у низших животных. Инстинкт общительности

– чувство, которое доставляет удовольствие от пребывания в обществе подобных себе индивидов и испытываемого сочувствия или симпатии по отношению к ним.
Сочувствие
– чувство товарищества и взаимного испытания одинаковых впечатлений. В разной степени развитый интеллект побуждает животных и также человека стыдиться и испытывать неудовлетворенность по причине того, что общественный инстинкт уступил у них другим инстинктам. Причиной усиления общественного инстинкта и взаимной симпатии становится привычка. Из проведенных над жизнью животных наблюдений стало очевидным, что они способны сочувствовать не только в удовольствиях, но и в беде. Отсюда формируется представление о существовании у животных взаимопомощи как основы нравственности. Несмотря на потребность человека в развитии собственной индивидуальности и незначительность влияния на его жизнь общественных инстинктов, он представляет собой общительное существо. Способность сочувствовать своим сородичам сохранилась в подсознании человека и поддерживается разумом, опытом и желанием одобрения со стороны других людей.

Дарвин пришел к выводу об общественном инстинкте как об источнике развития всех нравственных начал. Его развитию немало способствовал естественный отбор вследствие его полезности для сохранения и развития вида. Естественный отбор входит в противоречия с инстинктом самосохранения и инстинктом привязанности родителей к своему потомству и одерживает верх. Однако это не препятствует взаимосвязи и взаимному развитию этих инстинктов. В человеческом обществе сила общественного инстинкта проявляется с наибольшей очевидностью вследствие способности людей испытывать чувство вины. Так, человек, который уступил естественному инстинкту самосохранения и не пожертвовал своей жизнью ради спасения другого человека, испытывает муки совести.

Нравственная совесть

– чувство, свидетельствующее о наших прошлых проступках, воспоминание о которых заставляет испытывать чувство неудовольствия. Совесть является результатом борьбы, в которой не менее прочный и не менее постоянный личный инстинкт уступает более постоянному общественному инстинкту. Дарвин, знавший природу, обосновал довод о том, что общественный инстинкт сильнее личного инстинкта самосохранения. Это объясняется тем, что он поддерживается естественным отбором, и те виды, в которых он ослабевал, безжалостно истреблялись. Взаимная помощь внутри вида стала главной причиной его прогрессивного развития.

12. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ УЧЕНИЯ О ПРОИСХОЖДЕНИИ И ПРИРОДЕ МОРАЛИ

В истории этики можно выделить три основных подхода к происхождению и природе морали.

1. Религиозная этика

утверждает в качестве источника появления нравственных ценностей – норм, принципов, идеалов, основных этических категорий и способности человека следовать им – Божество. Бог оказывается необходимой инстанцией, которая придает морали ее всеобщий, абсолютный и неизменный характер и духовное значение. Божественное происхождение морали объясняется тем, что люди в силу своей телесной и чувственной природы не могут самостоятельно обуздать желания и страсти и обращаются к помощи Бога. Вера в Бога помогает следовать моральным принципам и выработать представления об истинной человечности. Вместе с тем человек является высшим творением Бога, и в нем присутствует Божественное начало, или склонность следовать моральным нормам.

2. Натуралистическая этика

выводит нравственные требования и нормы из природы в целом и природы человека в отдельности. Однако найти критерии нравственности в природе невозможно без помощи разума, так как человеку свойственны и пороки, и добродетели. Разум позволяет определить меру и ценность того, что ведет человека к добру, а что к злу. В Новое время рассуждения о нравственной природе человека расходятся. Так, Т Гоббс видел в естественной природе человека только зло, которое следует обуздать общественным договором и законами. Ж. – Ж. Руссо и Г. Гроций, напротив, видели именно в естественной природе человека залог нравственности и общественного порядка. Прочное естественнонаучное обоснование этика получила после создания Ч. Дарвином теории эволюционного развития человека и природы в их органической взаимосвязи. В природе путем естественного отбора по принципу биологической целесообразности порождается многообразие природы, в том числе и человек с его нравственными способностями. В процессах приспособления к изменившимся условиям и естественного отбора выживают особи, обладающие биологически и нравственно полезными свойствами. Они передают свои навыки последующим поколениям. Нравственность обрела биологическую ценность и целесообразность.

3. Социально-историческая этика

в вопросе о возникновении и формировании морали исходит из решающей роли труда и общественного производства. Трудовая деятельность привела к возникновению у человека речи и сознания, что способствовало очеловечиванию первобытного общества. Объединение людей в единое сообщество происходит на основах разделения труда и обмена его результатами. В процессе труда человек преобразует собственную природу и создает условия для творческой деятельности и развития. Социально-историческая этика рассматривает мораль как продукт общественного развития, основой которого являются общественные потребности и интересы.

13. МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ И ИЕРАРХИЯ ЦЕННОСТЕЙ

Моральное сознание

– совокупность моральных понятий и ценностей, характерных для определенной исторической эпохи. Оно характеризуется способностью все сделать объектом морального суждения и оценки, выражает общеисторическую потребность в признании личности в ее конкретном историческом проявлении и основывается на нравственном идеале личности.
Нравственный идеал
– воплощение идеи морально безупречного человека, сочетающего в себе моральные добродетели и выступающего образцом для подражания. В моральном сознании личности нравственный идеал предстает как критическое отрицание несовершенной действительности и духовное ее преодоление. Он создает условия духовного развития личности на основе объединения моральных норм как высоких целей. Благодаря этому возможны правильная оценка моральных ценностей и обоснованность обращения к ним личности в своей деятельности.
Нравственный идеал
– результат общей моральной идеализации, которая выражает критическую неудовлетворенность действительностью и нежелание морали примириться с ее несовершенством. Моральная идеализация находит выражение в стремлении морального сознания к лучшему, идеальному типу взаимоотношений между людьми. Поэтому нравственный идеал задает ценностную ориентацию поступкам людей, выражающую исходную позицию человека, которой он придерживается на протяжении всей своей жизни. Ценностная ориентация личности обусловлена системой ценностей.
Ценность
– все, что признается наиболее значимым индивидом или обществом.
Система нравственных ценностей
включает следующие понятия:
1) добро
– все положительно оцениваемое моральным сознанием при соотнесении с принципами гуманности;
2) нравственный долг
– принятие человеком нравственных требований и ценностей в качестве личной задачи. Нравственный долг ориентирует человека на интересы группы, но они не всегда совпадают с его личными интересами и не всегда соответствуют моральным нормам;
3) совесть
– способность человека нести моральные обязательства, контролировать и оценивать свое поведение. Руководствуясь собственной совестью, человек берет на себя ответственность за собственные представления о добре и зле, справедливости и долге;
4) достоинство
– выражение представлений о ценности человека как о нравственной личности. Оно выражает требование уважительного и доброжелательного отношения к человеку, признание его свободы в самоопределении и равенства в правах;
5) честь
– признание и уважение человека в связи с его заслугами. Честь основывается на порядочности человека и соблюдении им прав других людей;
6) справедливость
– выражение принципа долженствования в человеческих взаимоотношениях, который соответствует назначению человека. Человек, придерживающийся нравственных норм, способен достигнуть счастья;
7) счастье
– осознание образа жизни человека, приносящего ему удовлетворение;
8) смысл жизни
– признание значимости человеческой жизни и определение ее целей.

14. ПРИРОДА, ОСОБЕННОСТИ И КРИТЕРИИ МОРАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ

Моральная оценка

– одобрение или осуждение моральным сознанием явлений общественной и индивидуальной жизни. Моральная оценка позволяет установить соответствие общественных отношений и человеческой жизни требованиям морали. Вынося моральную оценку, человек подчас действует неосознанно, руководствуясь эмоциями, чувствами, интуицией, субъективным жизненным опытом или пристрастиями. Однако и в этих действиях он основывается на общих моральных ценностях, которые были им освоены ранее.
Моральная оценка
– осознанное ценностное отношение человека к действительности и установление ее нравственного смысла.

При анализе моральной оценки выделяют следующие ее элементы:

1) субъект моральной оценки

– индивид или группа людей, которые обладают устойчивым общественным мнением, коллективным суждением по общественно значимым вопросам. Субъект высказывает суждения и активно воздействует на индивидуальную и общественную жизнь;

2) объект моральной оценки

– все явления человеческой жизни, подвергаемые моральному осмыслению. Мораль задает гуманистический характер оцениваемым объектам. Поэтому объектом моральной оценки являются моральная деятельность и поступки человека, а также сферы экономики, политики, права и духовной культуры общества.

Моральная оценка оказывает косвенное воздействие на систему общественных отношений, формирует отношение людей к общественным событиям и изменяет их деятельность. Моральная оценка касается также моральных требований и ценностей в силу самосознания личности и принятия ею самостоятельных решений.

Характер и форма моральной оценки

– реакция одобрения или осуждения индивида на происходящие явления общественной жизни. Она выражается в виде поощрительных или неодобрительных действий, симпатии и поддержки, неудовольствия или критики. Моральная оценка выражается в оценочных суждениях, таких, как честный, порядочный, мужественный, скромный, лицемерный, равнодушный, щедрый или гостеприимный.
Основание моральной оценки
– ценности и формы выражения моральных требований, которые устанавливаются по отношению к мотивам и установкам поведения, качеств характера, поступков человека, его жизненной позиции и общественной жизни в целом. К ним относятся нормы и принципы морали, моральные идеалы, понятия добра, справедливости, чести, достоинства и долга.
Критерии моральной оценки
– понятия, которые характеризуют моральную ценность индивидуальной и общественной жизни. Человек проявляет свои нравственные характеристики по отношению к другим людям, с которыми он вступает во взаимоотношения в обществе. Поэтому высшим и абсолютным критерием моральной оценки является общественно-историческая необходимость развития ценностей человеческой жизни, признания и обеспечения прав и свобод личности.

15. МОРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, МОРАЛЬНЫЙ ПОСТУПОК И ОТНОШЕНИЯ

Моральная деятельность

– показатель общественной значимости деятельности человека. Она проявляется в оказании гуманитарной помощи, в нравственном проповедничестве, моральном воспитании личности и любви к людям. На нее распространяются нравственные требования, и поэтому она подлежит нравственной оценке. Нравственная деятельность складывается из поступков, которые имеют собственную структуру.
Моральный поступок
– общественно значимое поведение человека, совершаемое сознательно и согласно личным мотивациям. Для моральной оценки поступка, т. е. установления его морального качества, важна ценностно-содержательная характеристика действия. Оценка охватывает поступок в его целостности и учитывает условия его совершения. Поэтому важно знать, как складывается моральная оценка поступка. Нравственная ценность поступка повышается по мере возрастания препятствия к его совершению и успешности в его преодолении. Поступок заслуживает высокой оценки в том случае, если для его совершения от человека потребовались максимальное приложение воли, умение и настойчивость. Поступок складывается из его мотивации, намерения и цели действия, средств для ее достижения и полученного результата.
Намерения и цель
выражают представления человека о предмете его поступка и формируют способ его совершения и результат. Основанием морального поступка является мотив.
Нравственный мотив
– личностное побуждение индивида к совершению поступка. Оно формируется под влиянием общества, но осознается личностью как часть собственного сознания, которое выражается в желании внести свой посильный вклад в обеспечение благополучного разрешения конфликта и в стремлении помочь втянутым в него сторонам. Нравственный мотив составляют идеальное желание и стремление человека к моральному поступку.

Содержание морального поступка

– действия индивида, средства, условия, обстоятельства достижения нравственных целей и их результатов.
Результат морального поступка
– показатель нравственной ценности поступка для общества и его пользы для духовного развития личности.

Нравственные отношения

– совокупность общественных отношений, мотивом которых являются моральные ценности и цели. В отличие от иных общественных отношений нравственные отношения выражаются в форме ценностей и образуют основу общественных отношений, которые входят во все общественные сферы – экономику, политику и культуру. Они несут в себе морально-ценное содержание и определяют поведение людей. В моральных отношениях человек занимает активную позицию, так как они возникают как результат его деятельности, и пассивную, так как он обязан освоить систему принятых в обществе нравственных норм и ценностей. Нравственные отношения формируют понимание человеком общественного блага – условия солидарности людей.

16. ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ ФУНКЦИЙ МОРАЛИ

Мораль

– внутренний регулятор поведения человека, настраивающий его на соблюдение принципов человечности. Поэтому назначение морали состоит в духовном освоении действительности. Она необходима как надежное средство ориентации человека в сфере общественных отношений и ценностей, помогает регулировать поведение человека и всю систему общественных отношений в целях поддержания сотрудничества и сплоченности общества.
Назначение морали
находит конкретное выражение в ее функциях:

1) регулятивная функция

– способность морали гармонизировать общественные отношения и формировать морально зрелую личность соответственно моральным ценностям и требованиям. Ценности и требования морали выступают в качестве способа осознания обществом своих потребностей и необходимости совершенствоваться. Общество представляет свои интересы с позиции долга, так как индивидуальные интересы ближе человеку, а общественные воспринимаются в качестве перспективы. Успех выполнения моралью своей регулятивной функции зависит от способности человека принимать общественные требования как свои личные мотивы поведения. Эта задача упрощается, если в обществе устанавливается относительное равновесие интересов и потребности человека признаны и гарантированы обществом. В этом важную роль играет высокий духовный уровень развития человека, помогающий ему правильно воспринять нравственный долг;

2) оценочно-императивная функция

морали выражается в отражении действительности с точки зрения долга. Мораль устанавливает и оценивает соответствие поступков человека принципам моральных ценностей и определяет нравственные качества поступка;

3) воспитательно-гуманистическая функция

морали – приобщение человека к системе моральных ценностей, духовных идеалов и развитие в нем моральных чувств, которые выражаются в способности сопереживать, сочувствовать и милосердствовать. Эти чувства определяют сущностную черту человека – человечность;

4) познавательная функция

морали – способность морали отражать действительность с точки зрения нравственного долженствования и принципов человечности. Мораль как познавательная сфера ориентирует человека на будущее и предъявляет к нему требования долженствования, которые, как кажется, невозможно выполнить в действительной общественной ситуации;

5) идеологическая функция

морали – способность морали усиливать политические позиции одной стороны и ослаблять позиции другой. Это осуществляется посредством представления о целесообразности действий, гуманности и справедливости одной из сторон и критики своекорыстных и расчетливых действий другой стороны.

Все функции морали взаимосвязаны и пересекаются. Регулирование обществом возможно при условии выработки требований и ценностей морали, оценочного отношения и воспитания в человеке потребности в духовном совершенствовании.

Список нравственных критерий личности

h21,0,0,0,0—>
Для начала рассмотрим, какие существуют положительные качества человека, наличие которых и определяет его морально-этический уровень:

p, blockquote4,0,1,0,0—>

  • Гуманизм (человеколюбие);
  • Ответственность (по отношению к людям; принятие ответственности за свои поступки, решения, выбор и т.п.);
  • Честность;
  • Верность;
  • Уважение к другим (понимание и принятие их особенностей, например, бережное отношение к беременной женщине, внимательное отношение к пожилым людям);
  • Терпимость (принятие того факта, что никто не обязан быть идеальным);
  • Вежливость;
  • Дисциплинированность (способность держать слово, выполнять обещания);
  • Целомудрие;
  • Почитание старших;
  • Чистоплотность, уважение к чужому труду.

Отрицательные качества личности, относящиеся именно к нравственной стороне, можно обозначить как противоположные перечисленным. Притом имеется в виду их абсолютная противоположность. Так как человек – это не божество, случаются периоды в его жизни, когда он нарушает собственные границы морали. Например, не всегда получается говорить правду, ведь иногда она может навредить. Или человек может нагрубить в ответ на грубость. Когда мы говорим об аморальности, то подразумеваем полное отсутствие морали или значимых нравственных качеств.

p, blockquote5,0,0,0,0—>

Следует понимать, что нравственность и мораль относительны. В разные времена и у разных народов они формировались и менялись по-своему. Соблюдение высокой морали актуально в религиозных культурах и семьях, так как верующие люди считают, что за несоблюдение этих законов будут нести наказание перед Богом.

p, blockquote6,0,0,0,0—>

До начала эмансипации нравственность женщин (особенно такие качества как целомудрие и верность) была практически культом. В современном мире ситуация сдвинулась и сейчас от слабого пола уже не ожидают подобных моральных убеждений.

p, blockquote7,0,0,0,0—>

Границы нравственности нынешнего общества довольно размыты, что вызывает много споров. Свидетельствует ли это о деградации человека или об эволюции?

p, blockquote8,1,0,0,0—>

Человек и человечность (6 класс)

«Человеку не так важно получить помощь, как важно то знание, что он сможет ее получить».

Проблема человечности была интересна мыслителям разных времен, и в наше время она актуальна как никогда. На чем же стоит такое понятие, как человечность?

Человек без человечности не сможет вести нормальную жизнь – он будет страдать сам.

Человечность – моральное качество, выражающее принцип гуманизма применительно к повседневным взаимоотношениям людей.

  • уважение к людям
  • сочувствие
  • доверие
  • добро
  • самопожертвование
  • честность
  • искренность.

Человечным необходимо быть для того, чтобы на земле царил мир, а люди были счастливы.

Нравственность в современном обществе

h22,0,0,0,0—>
Некоторые ученые полагают, что мораль и нравственность противоречат животной человеческой природе, чрезмерно ограничивая ее. Но на самом деле, именно они определяют нас как цивилизованное общество.

p, blockquote9,0,0,0,0—>

Без нравственности люди по-прежнему жили бы как животные, действуя исключительно инстинктивно. Наличие морали свидетельствует о существовании разума, который контролирует поведение человека. А наличие разума говорит о возможности развития нравственных качеств.

p, blockquote10,0,0,0,0—>

Камень преткновения заключается в том, что нравственные требования всегда выдвигает общество, а вот соблюдать их или нет – решает конкретная личность, но на ее решение огромное влияние оказывают коллективные убеждения. Сейчас культ свободы выбора. Все делают то, что хотят, и живут так, как хотят. Поэтому, чем младше поколение, тем ниже их нравственные идеалы, ведь от них ничего не требуют.

p, blockquote11,0,0,0,0—>

Нет, это не говорит, что мораль необходимо вбивать кулаками. Достаточно показывать эталон нравственности, к которому бы хотелось стремиться, не потому что надо, а потому что это хорошо, это делает счастливым самого человека и людей вокруг.

p, blockquote12,0,0,1,0—>

Невозможно научить ребенка уважать старших, если вы сами не уважаете старших, и если вы не уважаете ребенка. Только если вы будете запугивать его, что в итоге сломает его личность.

p, blockquote13,0,0,0,0—>

Если бы каждый человек задумался о нравственном воспитании самого себя, то уровень морали в обществе в целом возрос бы многократно. Но большинству это невыгодно, ведь многие люди хотят жить исключительно в угоду себе и своим желаниям.

p, blockquote14,0,0,0,0—>

Структура морали

Организация общественных устоев имеет сложное многоуровневое строение. Они могут быть сформированы по следующим секторам:

  1. Моральные правила. Затрагивают непосредственно взаимоотношения между людьми на «низшем» социальном уровне.
  2. Моральные принципы. Этот более высокий уровень связан с установлением определенных внутренних «законов» развития общества. Их нарушение вызывает негативную реакцию всего социума.
  3. Нравственные идеалы. Что же такое мораль на этом уровне? Это то, что является образцом для подражания и к чему стремится данный конгломерат людей.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]