Тест Струпа. Методика словесно-цветовой интерференции

  1. Что такое тест Струпа
  2. Эффект Струпа как психологический тест
  3. Тест Струпа: немного истории
  4. Модифицированный онлайн-тест Струпа

Тест Струпа, или эффект Струпа, или задача Струпа, – интересное явление, связанное с работой нашего мозга. Наверняка, многие сталкивались с этим необычным тестом (ведь он – один из самых известных в экспериментальной психологии и широко распространен во Всемирной паутине), но мало что знали о нем. Мы предлагаем восполнить этот информационный пробел. Также мы предлагаем попробовать себя и пройти тест Струпа онлайн.

В чем заключается тест Струпа

Чтобы понять, что такое тест Струпа, посмотрите на картинку

и назовите цвета, которыми
написано
каждое слово. Трудно, не правда ли? Смотря на слово, мы – вольно или невольно – читаем его, и, когда нас просят назвать цвет, первым в голову приходит именно прочитанный, а вовсе не фактический.
Лишь сконцентрировавшись и мысленно отбросив то, что просится на язык первым, мы называем требуемое
(причем не всегда с первого раза). Именно в этом и заключается эффект Струпа, а на данном эффекте в свою очередь построен тест Струпа.

Тот факт, что дело именно в противоречии между прочитанной информацией и увиденной

, доказать достаточно легко. Посмотрите на иллюстрацию ниже – здесь нет каких-либо узнаваемых слов, поэтому вряд ли у вас возникнут проблемы с тем, чтобы назвать цвета, которыми напечатаны буквы алфавита.
Тот же эффект был бы, если бы слова были написаны на незнакомом вам языке (и к этому мы вернемся чуть позже).
Почему так происходит? На самом деле у ученых пока нет однозначного ответа. Точно установлено, что за распознавание цветов и за чтение отвечают разные доли мозга, но почему из двух вариантов (прочитанный и фактический) выбирается именно первый – здесь мнения специалистов расходятся. Существует теория, связанная с экономией ресурсов,

– видя слово на знакомом языке, мы автоматически его читаем, поэтому в голове появляется некий готовый ответ, и наш мозг решает: «Зачем тогда думать еще?»

Согласно другой теории (и ее придерживался сам Струп): мы прочитываем слово быстрее, чем можем распознать, вспомнить и назвать цвет

. То есть реакция между прочитыванием и называнием проходит быстрее, чем между распознаванием цветов и называнием. Кроме того (и это можно считать третьим вариантом), для нашего мозга
алгори более привычен
, так как в жизни он используется явно чаще, и мозг просто идет проторенной дорожкой.

Изменение условий

Несмотря на всё вышеизложенное, представленный эффект можно наблюдать только тогда, когда под «цветными» словами людям предлагаются лишь названия цветов, причём на знакомом для них языке.

Так что же будет, если изменить условия эксперимента и предложить его участникам произнести цвета других слов, т.е. не названий цветов? А будет вот что – они совершенно легко, без каких бы то ни было затруднений выполнят задание.

Так, чтобы «запутать» человека и вызвать тот самый когнитивный диссонанс, применяя наложение информации, экспериментатор должен вызвать у него одновременно два цветовых образа, первый из которых должен активизировать память посредством значения слова и актуализировать образ цвета при помощи написанного понятия, а второй образ создаётся уже непосредственно самим цветом. Т.е. если по какой-либо из причин человек перестанет воспринимать смысл написанного, или же слово просто не создаст у него цветового образа, «запутывания» добиться не удастся и, следовательно, эффекта Струпа не возникнет.

Эффект Струпа как психологический тест

Тест Струпа активно используется в психологии для определения гибкости когнитивного мышления

. Если человек может быстро переключиться с чтения слов на называние цветов, значит, его когнитивное мышление достаточно гибкое. В тесте замеряют время, которое необходимо для обычного называния цветов и для аналогичного действия с применением эффекта Струпа. Кроме того, отслеживают число ошибок.

Если вас интересуют другие необычные явления, связанные с работой мозга, почитайте нашу статью о синестезии.

Помимо прочего, тест Струпа расскажет о возможности сосредоточиться и сконцентрировать внимание в данный конкретный момент. Высокий уровень стресса, наличие каких-либо нерешенных проблем, которые никак не выходят из головы, явная сонливость и т.д. мешают прохождению теста Струпа. Однако если у человека вроде бы все в порядке, а тест все равно дается ему с явным трудом из-за невозможности сосредоточиться, то, возможно, испытуемому стоит обратить внимание на способности к концентрации.

Также задачи на основе теста Струпа часто включают в различные программы по саморазвитию и тренировке мозга

, так как для нашего разума в принципе полезно устанавливать новые связи и уметь переключаться между ними (подробнее мы о этом и о различных вариантах тренировок говорим в материале, посвященном нейробике, или гимнастике для мозга).

Интересный факт об эффекте Струпа: он нашел применение и в контрразведке

– его использовали для вычисления шпионов. Лица, жившие под прикрытием в другой стране, могли прекрасно знать свою легенду, но их выдавала неконтролируемая реакция на эффект Струпа. Человеку, которого подозревали в шпионаже в пользу другого государства, давали лист с перечислением цветов на том языке, который он, согласно легенде, знать не должен. Если называние цветов, которыми написаны слова, вызывало сложности, это, в свою очередь, вызывало вопросы у проверяющих органов. Ведь, как мы говорили, эффект Струпа работает, только если вы в состоянии прочитать слова и они вам хорошо знакомы.

Сидоренко Г.И, Комиссарова С.М.,. Фролов А.В, Воробьёв А.П. Республиканский научно-практический , Беларусь

В большом арсенале методов функциональной кардиологической диагностики значительную роль играют так называемые нагрузочные тесты, позволяющие определить выносливость в условиях, приближенных к трудовым процессам. В современных условиях трудовой деятельности это нередко связано с информационными нагрузками. Нам представлялось целесообразным изучить возможности психоэмоционального тестирования при помощи метода Струпа, компьютеризированный вариант которого разработан нами [1].

Данный тест фигурирует с 1935 года как «Золотой стандарт» при изучении внимания и когнитивной сферы [2]. За период 1980-2003 г.г. было опубликовано более 41600 публикаций, посвященных этому методу. Stroop-color word test основан на предъявлении изображений или карточек с надписями двух видов. Один вариант представленной информации сделан так, что, совпадают слова и цвета (конгруэнтная информация). При другом варианте представленной информации – слова и цвета не совпадают (неконгруэнтная информация). Струп-эффект основан на способности человека читать слова более быстро и автоматически, чем различать наименования цветов. Оценка скорости переработки информации и количества допущенных ошибок позволяет судить о концентрации внимания в условиях информационных нагрузок.

В компьютерном варианте теста определяется время (t, c), скорость (V, бит/с ) выполнения теста, а также число ошибок (n) при выполнении конгруэнтного (Vср.) и неконгруэнтного (V3) варианта информации. При одновременной оценке в процессе выполнения теста уровня повышения систолического артериального давления (САД) можно рассчитать показатель (F), отражающий «физиологическую плату» за переработку информации по формуле: F = ΔСАД / V3, мм рт.ст./ бит/с.

Струп-эффект заключается в том, что продуктивность переработки информации различна в нейтральных и конфликтных условиях. Метод Струпа позволяет не только реализовать психоэмоциональное нагрузочное тестирование, но и количественно оценивать процесс переработки информации. Нам казалось целесообразным в ходе проведения психоэмоционального тестирования определять уровень нейровегетативной реакции напряжения организма. С этой целью было использовано определение вариабельности сердечного ритма (ВСР), которое проводилось как перед, так и после теста Струпа у 48 больных с нейроциркуляторной дистонией (НЦД) в возрасте от 25 до 48 лет (средний возраст 36,1±2,5 лет). При этом определялись временные, спектральные показатели ВСР, предложенные Европейской и Североамериканской кардиологической Ассоциацией [3], а также индекс напряжения ИН = Амо / 2ΔXМо, предложенный Р.М. Баевским и соавт.[4].

Результаты

Результаты тестирования представлены в таблице: у 24 (50%) испытуемых при проведении психоэмоционального тестирования наблюдалось состояние напряжения (фаза тревоги) нейровегетативной системы, характеризующееся активацией симпатического тонуса (LF>55%, LF/HF>2,5, ИН>150 усл.ед.) при хорошо сохраненной активности парасимпатического тонуса (HF>30%) и показателя общей вариабельности ритма (SDNN>50%). При оценке теста Струпа у этой категории испытуемых снижалась скорость переработки неконгруэнтной информации (V3 1,34±0,02 бит/с), сохранялось качество переработанной информации (n=0), наблюдалась высокая скорость переработки конгруэнтной информации (Vср.2,32±1,12 бит/с), а также высокая физиологическая плата за переработку информации (F 5,2±0,04 мм рт.ст./бит/с).

Таблица. Показатели ВСР до и после выполнения Струп-теста в различные фазы психоэмоционального напряжения (M±m)

Показатели Фаза напряжения Дезадаптивная реакция Фаза истощения
исходные Струп-тест Исходные Струп-тест исходные Струп-тест
SDNN, мс 64,3±4,89 73,2±6,33* 48,8±5,22^ 52,8±4,78 35,6±4,23^^ 31,3±2,78
ИН, усл.ед 108,4±8,99 196,1±10,9** 161,5±12,8^ 399,5±32,9** 80,2±7,56^^ 82,8±7,89
LF,% 54,6±4,56 65,9±6,58* 42,5±4,45^ 59,8±4,99* 30,8±3,22^^ 29,2±1,98
HF,% 32,2±2,31 40,2±2,34* 27,8±1,89^ 29,9±1,78 28,9±1,02^ 27,8±1,15
LF/HF 2,55±0,76 2,84±0,89 1,56±0,56^ 2,1±0,98 1,07±0,01^ 1,06±0,01
Vср.,бит/с 2,32±1,12 2,12±1,02 1,08±0,01^
V3, бит/с 1,34±0,02 1,22±0,01 0,98±0,06^
N 0 5,2±0,03 8,8±0,02^
F, мм рт ст бит/с 5,2±0,03 8,2±0,06^ 10,5±0,09^

Примечание: достоверность различий между исходными данными и Струп-тестом:*-p<0,05, **p<0,01; достоверность различий между группами: ^ p<0,05, ^^-p<0,01.

У 12 (25%) испытуемых выявлена дезадаптивная реакция на психоэмоциональное напряжение, характеризующаяся избыточной активацией симпатического тонуса (LF>55%, LF/HF> 2,5, ИН>250 усл.ед.) при снижении активности парасимпатического тонуса (HF<30%). По данным Струп-теста выявлено снижение скорости и качества переработки конгруэнтной (Vср<. 2,12±1,02 бит/с) и неконгруэнтной информации (V3<1,22±0,01бит/с, n>3) при высокой физиологической плате (F>5 мм рт ст бит/с) в процессе переработки информации. У 12 (25%) испытуемых определили снижение показателей как симпатической, так и парасимпатической компоненты ВСР (LF<30%, HF<20%, LF/HF< 1,0, ИН<100 усл.ед.) и общей вариабельности ритма (SDNN <50 мс). При этом резко снижалась скорость переработки конгруэнтной (Vср.<1,0 бит/с) и неконгруэнтной информации (V3<1,0 бит/с) и увеличивалось число ошибок (n>5). Такие изменения показателей нейровегетативной системы и когнитивной функции свидетельствуют об истощении регуляторных систем организма.

Ниже приводится пример использования указанного диагностического подхода.

Пример. Больная К., 21 год. Диагноз: нейроциркуляторная дистония. Исходные данные: SDNN-51,9 мс, LF 41,7%, HF 29,4%,., LF/HF 1,45, ИН 195,3 усл.ед. После Струп-теста ИН повысился до 326,0 усл.ед., LF до 57%, HF до 35%, LF/HF до1,63. При проведении Струп-теста скорость переработки конгруэнтной информации сохранилась в пределах нормальных параметров: Vср.2 78 бит/с, V3 1,07 бит/с, число ошибок равно 0. Эти данные свидетельствуют о напряжении регуляторных систем организма (фазе тревоги).

Таким образом, сочетание Струп-теста с определением вариабельности сердечного ритма позволяет оценить не только показатели внимания и когнитивной функции, но и судить о фазах стрессовой реакции регуляторных систем организма. Это позволяет прогнозировать дальнейшее течение заболевания, судить об эффективности лечения и реабилитации. Не исключено, что сочетание Струп-теста с вариабельностью сердечного ритма может быть использовано при оценке работоспособности во время выполнения интенсивных и длительных нагрузок, при отборе участников выполнения ответственных заданий.

Литература

1. Сидоренко Г.И., Фролов А.В., Воробьёв А.П. Психоэмоциональные тесты и перспектива их применения в кардиологии. // Кардиология.2005. т.45 .№6, С.59. 2. Macleod C.M. The Stroop task: the «gold standard» of attention measures // J.Exper.Psych.General.1992.V.121.P.12 3. Heart rate variability. Standards of Measurement. Physiological interpretation and clinical use.Task of The European Society of Cardiology and North American Society of Pacing and Electrophysiology //European heart Journal.1996. V.17. P.354. 4. Баевский Р.М., Кириллов О.И., Клецкин С.З. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессах. М.: Наука.1968. 220 с.

Тест Струпа: немного истории

Американский психолог Джон Ридли Струп опубликовал статью об эффекте, названном в его честь, в 1935 году. Также аналогичные исследования были описаны в немецком журнале 6 годами ранее, а первые подобные наработки были известны еще с XIX века. Струп провел следующий эксперимент

. Он давал испытуемым три списка: в первом названия цветов были напечатаны черными чернилами; во втором цвет слова и его значение не совпадали (как в нашем примере); в третьем были просто группы квадратов разных цветов.

Сначала участников просили назвать цвета, которые обозначают слова первого и второго списка, а также назвать цвета геометрических фигур. С этим практически ни у кого не было проблем. А вот обратная задача – назвать цвет чернил, которыми напечатаны слова, – в случае со вторым списком вызывала явные затруднения. Испытуемые выдавали ответы с задержкой, часто путали написанные и фактические цвета. Этот эксперимент и стал основой для написания статьи, затем теста и вообще дальнейшего изучения данного вопроса.

Материал и методы

Обследованы 12 здоровых добровольцев, из них 10 женщин, медиана возраста 57 лет [1-й и 3-й квартили 55,5; 59,5]. Всем испытуемым проводилось две фМРТ с блоковым дизайном с интервалом не менее 48 ч. Каждое задание состояло из попеременно предъявляемых 4 активных блоков и 4 блоков покоя длительностью по 30 с каждый (суммарно 8 блоков). В первом исследовании периоды покоя — фиксация взгляда на кресте, выводимом в центре экрана, — чередовались с периодами задания теста Струпа, при котором на экран пациента проецировались изображения с названием цвета. Цвет шрифта совпадал либо не совпадал со значением слова (1,5 с/изображение), чередование изображений носило случайный характер. Перед пациентом ставилась задача реагировать про себя словом «да», если цвет шрифта совпадал со значением. Во втором исследовании с фМРТ периоды покоя, во время которых испытуемый спокойно лежал в томографе с закрытыми глазами, чередовались с периодами счета. После голосовой команды испытуемый выстраивал про себя числовой ряд от 1 и далее, пропуская числа, кратные 3. В обоих случаях перед исследованием проводился тренинг выполнения задания.

Нейровизуализационное обследование проводилось на магнитно-резонансном томографе Siemens MAGNETOM Verio 3 Тл и включало исследование головного мозга в режимах Т2-спинового эхо в аксиальной проекции для оценки вещества мозга: время повторения (TR — time repetition) 4000 мс, время эхо (TE — time echo) 118 мс, толщина среза 5 мм, межсрезовый интервал 1,5 мм; продолжительность 2 мин 2 с; Т2​*​-градиентное эхо в аксиальной проекции для получения данных функциональной МРТ (TR 3000 мс, TE 30 мс; толщина среза 3,0 мм; продолжительность 4 мин 08 с); 3D Т1_mpr в сагиттальной проекции для получения изотропных анатомических данных с целью последующего наложения на них функциональных данных (TR 1900 мс, TE 2,5 мс; толщина среза 1,0 мм; межсрезовый интервал 1 мм; продолжительность 4 мин 16 с).

Все испытуемые подписали информированное согласие на проведение обследования. Протокол исследования был одобрен локальным этическим комитетом ФГБНУ НЦН.

Для обработки данных фМРТ использовались пакеты программ SPM8 (https://www.fil.ion.ucl.ac.uk/spm) и CONN17. а [26] на базе MATLAB 2013a (8.1.0.604).

Применялся стандартный протокол предобработки данных отдельно для каждого испытуемого для каждого теста: коррекция движений, корегистрация функциональных и анатомических данных, нормализация данных относительно стандартного пространства координат MNI (Montreal Neurological Institute) [27] и сглаживание [28] с последующим групповым анализом.

Статистические параметрические карты были сформированы на основании повоксельного сравнения при помощи общей линейной модели [29]. Для каждого обследуемого были получены данные о зонах активации в виде цветных карт, наложенных на анатомические данные, а также в цифровом формате с указанием уровня статистической значимости зоны активации, ее объема и координат центра кластера в стереотаксическом пространстве MNI [27]. Последующий анализ группы проводился с применением одновыборочного критерия Стьюдента (one-samplet-test) c порогом статистической значимости p

≤0,05 без коррекции на множественные сравнения, T>4,5. Для сравнительного анализа активации при применении разных парадигм применялся двухвыборочный критерий Стьюдента для зависимых выборок (paired t-test) c порогом статистической значимости
p
≤0,05 без коррекции на множественные сравнения, T>4,5. В дальнейшем для локализации зон интереса по полям Бродмана, просмотра и представления полученных данных использовался xjView 9.0 (Human Neuroimaging Lab, Baylor College of Medicine) на базе SPM8.

Для исследования функциональных связей в программе CONN 17. a проводился корреляционный анализ Пирсона с последующим применением трансформации Фишера для каждого испытуемого, а затем групповой анализ также посредством одновыборочного критерия Стьюдента (one-samplet-test) с порогом статистической значимости р

<0,005 с коррекцией на множественные сравнения (эффект множественных сравнений был оценен по частоте ложных обнаружений FDR (False Discovery Rate).

Модифицированный онлайн-тест Струпа

Для тех, кто хочет проверить, отражается ли на нем эффект Струпа и как именно, мы составили соответствующий тест. Наш вариант отличается от оригинального эксперимента и модифицирован таким образом, чтобы быть показательным при прохождении его онлайн. Как и все наши тесты, он бесплатен и доступен для прохождения без регистрации.

Тест состоит из двух частей

и в общей сложности включает
30 вопросов
. Инструкция для обеих частей теста Струпа одинакова: постарайтесь давать ответы как можно быстрее.
Первая часть
(10 вопросов) – контрольная, для разминки. Заранее скажем, что здесь фактический и прочитанный цвета будут совпадать. Во
второй части
(20 вопросов) используется эффект Струпа. Сравните точность и время прохождения обеих частей.

Часть 1

Результаты

Общая активация при выполнении тестов фМРТ.

Полученные данные фМРТ при выполнении теста серийного счета про себя и теста Струпа представлены в табл. 1 и 2


Таблица 1. Зоны активации при серийном счете Примечание. * — показатель достоверности статистической гипотезы, рекомендуемый к использованию при выборках менее 30 человек с неизвестным стандартным отклонением популяции; # — уровень пика активации.


Таблица 2. Зоны активации при тесте Струпа соответственно. При выполнении обоих тестов выявлена активация структур сети управляющего контроля (англ.:
executive-control network) с совпадением активации для большинства зон, включавших ДЛПФК с обеих сторон, премоторную кору (ПМК) с обеих сторон, ДМК, нижнюю теменную дольку с обеих сторон, мозжечок. При выполнении теста Струпа дополнительно активировались медиальные отделы лентикулярных ядер с обеих сторон, затылочные доли, а при выполнении теста серийного счета про себя — нижняя лобная извилина слева. Сеть выявления значимости (
англ.:
salience network) была представлена активацией передних отделов островка при выполнении обоих тестов и ПЦК при тесте Струпа.

Зоны активации у здоровых, наложенные на 3D-изображения головного мозга, при выполнении теста серийного счета про себя (а), теста Струпа (б) и теста Струпа > теста серийного счета (в) представлены на рис. 1 (см.).


Рис. 1. Зоны активации Т >4,5 в тесте серийного счета про себя (а), в тесте Струпа (б), тест Струпа > серийного счета (в). Особенностью активации в лобных отделах мозга было выделение единым кластером ДМК и ПЦК. Его формализованное разделение путем проведения вертикальной линии через переднюю спайку [30] позволило уточнить представленность функциональных зон ПЦК, ДМК и подтвердить наличие в рамках последней активации в пре-ДМК при обоих заданиях (рис. 2).


Рис. 2. Функциональное разделение кластера «ДМК» при серийном счете про себя (а) и при выполнении теста Струпа (б) путем проведения вертикальной линии через переднюю спайку (ВПС) на собственно ДМК, пре-ДМК и ПЦК.

Визуальный анализ зон активации показал бо

льшую активацию в ПМК и ДМК при выполнении теста серийного счета про себя, а ДЛПФК и затылочной коры — при тесте Струпа (см. рис. 1, а, б; рис. 3).


Рис. 3. Наложение активации при выполнении теста Струпа (красный цвет) и теста серийного счета про себя (желтый цвет), Т >4,5 на формализованные срезы МРТ. Основные зоны активации выделены овалами разного цвета.
Сравнительный анализ выявил достоверные различия в большей активации в затылочных долях (поле Бродмана 19, T=11,68 слева, Т=21,7 справа) и правой ДЛПФК (поле Бродмана 9, T=7,64) при выполнении теста Струпа (р

=0,000) в отсутствие статистически значимых различий в отношении иных зон (см. рис. 1, в).

Функциональная связность при выполнении тестов фМРТ.

Результаты оценки функциональных связей ведущих структур УФМ — ДМК, ДЛПФК и ПЦК при выполнении теста серийного счета про себя и теста Струпа представлены на рис. 4 и в


Рис. 4. Функциональные связи ДЛПФК, ДМК, ПЦК в тесте серийного счета про себя и тесте Струпа. табл. 3—5.


Таблица 4. Достоверные положительные корреляции между ДЛПФК и другими зонами головного мозга при выполнении теста серийного счета про себя и теста Струпа


Таблица 5. Достоверные положительные корреляции между ПЦК и другими зонами головного мозга при выполнении теста серийного счета про себя и теста Струпа


Таблица 3. Достоверные положительные корреляции между ДМК и другими зонами головного мозга при выполнении теста серийного счета про себя и теста Струпа
ДМК в тесте серийного счета про себя функционально была связана со всеми ранее описанными зонами активации полушарной локализации и между своим правым и левым представительством (см. рис. 4; табл. 3).

Функциональные связи ДМК в тесте Струпа, кроме двусторонних связей правой и левой ПМК, были ограничены правым полушарием и включали парацентральную дольку, ростральную префронтальную кору, теменные отделы оперкулярной коры (см. рис. 4; табл. 3).

Функциональные связи правой и левой ДЛПФК в тесте серийного счета про себя были ограничены средней лобной извилиной для каждой со своей стороны, а в тесте Струпа, помимо аналогичных тесту счета, межполушарной связью — между собой и с нижней теменной долькой для каждой со своей стороны (см. рис. 4; табл. 4).

Распространенные функциональные связи ПЦК в тесте серийного счета про себя в основном совпадали с таковыми в тесте Струпа (см. рис. 4; табл. 5).

Нейрофидбэк-тренинг

Одна из перспективных методик — нейрофидбэк-тренинг. Это процедура, позволяющая научиться контролировать активность собственного мозга. В ее основу заложен принцип биологической обратной связи. Во время нейрофидбэк-тренинга малые электрические сигналы головного мозга измеряются с помощью электродов, прикрепленных к коже головы, и с помощью программного обеспечения превращаются в звук и изображение. То есть компьютерная программа создает в режиме реального времени визуализацию биоэлектрической активности мозга.

Как это происходит

Врач дает инструкции — и если ритмы мозга свидетельствуют о переходе в нужное терапевтическое состояние, то программа на экране изменяет изображение, звуковое сопровождение и интенсивность вибрации тактильного датчика. Обратная связь облегчает процесс обучения физиологическому контролю, а компьютерная программа делает доступной информацию, в обычных условиях невоспринимаемую. При необходимости врач подключает дополнительные техники для управления эмоциональным состоянием, чтобы усилить эффект от нейрофидбэк-тренинга.

Получается, что можно влиять на ритмы мозга в интерактивном режиме, отслеживая, фиксируя свои ощущения. По мере продолжения тренировок и закрепления желаемого чувства расслабления приобретается навык переходить в необходимое терапевтическое состояние самостоятельно в любой момент времени.

Источник: https://www.beicon.ru/beauty/trenirovki-dlya-mozga-kakie-oni-bivayut-i-zachem-oni-nuzhni-soveti-specialista

Назад к списку

Сфера использования

Используется не только в качестве тренажёра, но и помогает диагностировать наличие стресса у личности. Его нередко даже задействуют для выявления депрессивных состояний и болезни Паркинсона.

Сложности концентрации внимания чаще всего возникают из-за нарушений в эмоциональной сфере. Что вполне логично, если личность что-то тревожит, она будет сконцентрирована на своей проблеме и внутренних переживаниях. События, происходящие вовне, отступают на второй план.

И даже при попытке включиться в выполнение работы, мысли, более приоритетные в данный момент, будут снижать эффективность действий. Вот попробуйте самостоятельно провести эксперимент. Вооружитесь секундомером и запишите время, за которое вы справитесь с любым набором разноцветных слов, указанных неверно. После чего повторите действия, только в момент, когда вы устали или испытываете сильные эмоциональные переживания. Результат будет значительно отличаться.

А знаете, для чего он ещё активно применялся этот эффект? Раньше контрразведка в Америке с помощью этого теста обнаруживала шпионов из СССР. Как бы они ни старались скрыть свою истинную биографию, изображая незнание русского языка, эффект Струпа давал о себе знать, выдавая лжецов.

Процедура исследования немного изменялась. Текст был написан с помощью английского алфавита, с одним нюансом – сами слова были русскими. Советские шпионы неосознанно справлялись с задачей достаточно быстро, особенно в сравнении с подозреваемыми американцами, которые совершенно не понимали смысл того, что написано на листе, называя лишь предоставленные цвета.

Процедура исследования

Испытуемым предлагается 3 вида карт:

  • Обычным чёрным шрифтом указаны названия основных природных цветов (красный, жёлтый, синий, зелёный);
  • В этих же тонах, только не слова, а фигуры в виде квадратов;
  • И, наконец, слова, напечатанные несоответствующим им цветом.

Задача

  • Прочесть содержимое первой карточки;
  • Назвать цвета квадратов со второй.
  • Перейти к третьей карте, сначала игнорируя написанный текст, а потом наоборот, цвет шрифта, читая сами слова.

Конечно, последняя часть задания оказывается самой сложной. Но при постоянной тренировке вполне возможно повысить качество результатов.

Интересно, что при стабильном выполнении этой задачи мозг человека перестраивается на столько, что начинает воспринимать в основном только цветовую палитру. Всё внимание акцентируется на ней, игнорируя смысл текста. Но со временем становится заметной польза тренировок, так как человек намного быстрее научается переключаться. Соответственно, качественней обрабатывает информацию, задействовав оба полушария.

А это положительно сказывается на остальных когнитивных процессах. Да, в принципе и на жизни в целом. Человек научается быстро принимать оптимальные решения даже в стрессовых ситуациях. Смотреть на проблему с разных ракурсов и при этом видеть её суть. А также критически относиться к предоставленной информации.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]