Профилактика социальной дезадаптации младших школьников

Школьная дезадаптация – это психическое состояние ребенка, проявляющееся проблемами с дисциплиной, усвоением знаний, поведением, взаимоотношениями со сверстниками и взрослыми. Вариантов проявления дезадаптации много, как и причин. Но основа дезадаптации – невозможность ребенка принять новую роль и новую ситуацию развития.

Дезадаптация чаще возникает у учеников начальных классов, но также встречается при переходе из младшего звена в среднее и из среднего в старшее, при смене места обучения. В подростковом возрасте чаще это последствие незамеченных ранее проблем с адаптацией. Задача родителей и учителей – вовремя выявить дезадаптацию и помочь ребенку.

§ 1. Понятие социальной дезадаптации…………………………………………………………4

§ 2. Виды социальной дезщадаптации. Причины и последствия……………………………………………………………………………………….5

§ 3. Характеристика младших школьников……………………………………………………….7

§ 4. Технология работы с младшими школьниками по профилактике социальной дезадаптации……………………………………………………………………………………..9

Заключение………………………………………………………………………………………10

Введение

В последнее время все более актуальной проблемой, объединяющей усилия психологов и педагогов, становится проблема социальной дезадаптации как явления, препятствующего полноценному личностному развитию ученика и затрудняющего учебно-воспитательный процесс. Психологическая служба в школе нуждается в исследованиях неблагополучных детей для разработки адекватных методов психолого-педагогической коррекции их дезадаптации.

Более того, социальная дезадаптация является как следствием, так и причиной разрушения детско-взрослой общности, что приводит к общей неуспеваемости, девиантному поведению, ухудшению психофизиологического состояния детей и т. д. А школьные проблемы зачастую приводят и к проблемам в семье школьника. Именно поэтому важно вести работу по выявлению и устранению причин социальной дезадаптации уже в начальной школе.

4 стр., 1987 слов

Социальный проект «Береги себя»

… в лучшем случае ограниченными. Молодые люди, как правило, не могут получить необходимое образование и занять то место в обществе, на какое они рассчитывали. Таким … необходимо проводить огромную профилактическую, информационно-просветительскую работу среди подростков. Описание проекта 1.Название проекта: Социальный проект «Береги себя» 2. Описание проекта (миссия, уникальность, цели и задачи, …

Целью нашего исследования стал поиск и практическая реализация методов психологической профилактики и коррекции социальной дезадаптации младших школьников.

Типы проявления школьной дезадаптации

1. Когнитивный – проявляется как общая неуспеваемость ученика. Может быть хроническая неуспеваемость, недостаточность навыков, отрывочное получение знаний. Отсутствие приспособленности к коллективному темпу – опоздания на уроки, длительное выполнение задания, быстрое утомление.

2. Эмоционально – оценочный – происходят нарушения эмоционального отношения к отдельным урокам, педагогам, возможно, к учебе в целом. «Страх школы» — нежелание ребенка идти на уроки, тревога, напряженность. Бесконтрольное проявление бурных эмоций.

3. Поведенческий – слабая саморегуляция, проявляется неспособность управлять собственным поведением, появляется агрессия, конфликтность. Отсутствие учебной мотивации – проявляется в нежелании делать уроки, стремлении заняться другими видами деятельности.

§ 1. Понятие социальной дезадаптации

  1. Педаогический словарь:

Дезадаптация социальная (Social maladjustment ) — нарушение нормальных отношений человека с обществом, с людьми и возникновение вследствие этого трудностей общения и взаимодействия с ними.

  1. Национальная психологическая энциклопедия:

Дезадаптация — какое-либо нарушение адаптации, приспособление организма к постоянно меняющимся условиям внешней или внутренней среды. Состояние динамического несоответствия между живым организмом и внешней средой, приводящее к нарушению физиологического функционирования, изменению форм поведения, развитию патологических процессов. Полное несоответствие между организмом и внешними условиями его существования несовместимо с жизнедеятельностью.

3. Дезадаптация представляет собой нарушение процессов взаимодействия человека с окружающей средой, связанное с отвыканием от одних привычных условий жизни и привыканием к другим.

§ 2. Виды социальной дезадаптации. Причины и последствия

Виды социальной дезадаптации:

  • Интеллектуальная – нарушение мышления;
  • Поведенческая – несоответствие поведения нормам;
  • Коммуникативная – затруднения в общении;
  • Соматическая – отклонения в здоровье;
  • Эмоциональная – тревога и переживания по школьным проблемам.

Признаки дезадаптации:

  • усталый,утомленный вид ребёнка;
  • нежелание делиться впечатлениями;
  • нежелание выполнять домашние задания;
  • жалобы на события в школе;
  • беспокойный сон;
  • трудности утреннего пробуждения, вялость;
  • постоянные жалобы на плохое самочувствие и др.

К причинам школьной дезадаптации можно отнести:

— характерное для современной России социальное расслоение (часто внутри одного класса дети из столь различных семей с трудом находят общий язык, плохо понимают друг друга и не умеют общаться);

— увеличение количества детей с задержкой психического развития (ЗПР);

— увеличение количества детей, имеющих невротические и серьезные соматические расстройства.

Психологи отмечают, что трудности общения с окружающими (как взрослыми, так и сверстниками) — весьма существенный компонент дезадаптации школьников.

Факторы дезадаптации:

— низкий социальный статус ребенка; проблемы взаимоотношений в семье;

— низкая готовность прийти на помощь другу;

— плохие отношения со сверстниками;

— низкие познавательные способности;

8 стр., 3963 слов

Психология детей с нарушением поведения

… может сочетаться с последним. 7. Особенностью нарушения поведения является то, что оно сопровождается различными проявлениями социальной дезадаптации. Состояние дезадаптации, в свою очередь, может быть самостоятельной … физического развития и полового созревания. 1. Понятия, используемые при характеристике детей с нарушением поведения Очевидная сложность данного понятия обусловлена прежде всего его …

— неадекватная самооценка

Школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, требующих мобилизации его интеллектуальных и физических сил. Для детей представляют трудности очень многие стороны учебного процесса. Им сложно высиживать урок в одной и той же позе, сложно не отвлекаться и следить за мыслью учителя, сложно делать все время не то, что хочется, а то, что от них требуют, сложно сдерживать и не выражать вслух свои мысли и эмоции, которые появляются в изобилии. Кроме того, ребята не сразу усваивают новые правила поведения со взрослыми, не сразу признают позицию учителя и устанавливают дистанцию в отношениях с ним и другими взрослыми в школе.

Для оптимизации адаптационного периода детей им необходимо помочь познакомиться друг с другом, с учителями, с новой учебной ситуацией, со школой и школьными правилами.

Послесловие

Если ребенок рад школе и всей своей жизни, то и проблем не возникнет. Значит, вся работа должна быть направлена на формирование позитивного отношения ребенка к жизни, самому себе, окружению, школе и всем участникам образовательного процесса. В этом помогут любые значимые для личности ребенка и дарящие ему положительные эмоции виды деятельности, в том числе общение как отдельная деятельность.

Подробнее об успешной школьной адаптации, ее признаках и роли родителей в этом читайте в статье «Психологические особенности адаптации ребенка к школе. Виды и уровни адаптации». О признаках и факторах дезадаптации – в статье «Школьная дезадаптация: что это, причины и признаки».

§ 3. Характеристика младших школьников

Характерным для периода 7 – 10 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становиться школьником. Основной характеристикой данного периода является сочетание в ребёнке черт дошкольного детства с новыми качествами, характерными для школьника. В этот период продолжается активное созревание всех анатомо-физиологических структур, созревание нервной системы. Характерной чертой данного периода является формирование учебной деятельности, которая требует от ребёнка как большого умственного напряжения, так и активности, но не физической выносливости. От того, насколько были сформированы в дошкольном периоде необходимые предпосылки, будет зависеть качество учебной деятельности. Обозначают следующие предпосылки: • Общее физическое развитие Состояние зрения, слуха, моторики (особенно сформированность мелких движений кистей рук и пальцев).

Состояние нервной системы (степень её возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности; нарушения нервной деятельности, как и общего состояния здоровья, прежде всего сказывается на работоспособности, что может отрицательно повлиять не только на успеваемость, но и на отношение ученика к школе, учёбе и общение со сверстниками). • Овладение достаточным объёмом знаний и представлений Об окружающем мире. Представлениями о пространстве. Представлениями о времени. Владение навыками элементарными счётными операциями. • Овладение чёткой, связной, грамматически и фонетически правильной речью, умение осуществлять простейший звукобуквенный анализ • Развитие Произвольного внимания. Опосредованного запоминания. Умение слушать речь, объяснения учителя. Умение смотреть и видеть, сосредотачиваться на работе. Вспоминать то, что нужно для понимания нового. Умение объяснять, делать соответствующие выводы. • Познавательная активность, желание учиться, интерес к знаниям, любознательность • Коммуникативная деятельность Готовность к совместной с другими детьми работе, сотрудничеству, взаимопомощи. Умению подчиняться требованиям взрослых. На базе этих предпосылок в младшем школьном возрасте начинается формирование новых, необходимых для обучения качеств.

12 стр., 5643 слов

Формирование мотивации учебной деятельности с задержкой психического развития

… учебной деятельности с задержкой психического развития Систематическая целенаправленная коррекционно-развивающая работа в условиях специальной школы способствует формированию учебной мотивации подростков с задержкой психического развития. … страдает произвольная регуляция деятельности, у других снижена работоспособность, у третьих более выражены недостатки внимания, памяти, мышления. Как многообразны …

В этот период появляются очень важные психологические новообразования:  произвольность деятельности;  способность планировать свою деятельность, оценка своих действий с точки зрения соответствия поставленным целям;  овладение навыками самоконтроля. Также в процессе учебной деятельности формируется способность ребёнка выделять свойства, понятия при решении конкретных заданий, овладевать учебными действиями, контролем и оценкой. Формируются навыки волевой регуляции деятельности и поведения. Изменения в течении первых лет школьной жизни претерпеваются и в эмоционально-волевой сфере. Постепенно формируется адекватная самооценка, уровень притязаний, соответствующий уровню его развития. Более устойчивыми становятся его эмоции, вырабатываются волевые качества. Яркое выражение психические новообразования находят в развитии познавательных процессов. Восприятие становится более целенаправленным и произвольным. Расширяются объём внимания, способность к его концентрации, распределению, переключению. Особо следует подчеркнуть новообразование в развитии памяти – переход к опосредованному запоминанию, овладение приёмами запоминания и воспроизведения. Важное место в психических процессах начинают занимать внутренняя саморегуляция и контроль. Также важным психологическим новообразованием школьного возраста является переход к знаково-символической деятельности. Использование графических схем, символов при решении учебных задач требует достаточно развитого воображения и качественно нового, более высокого уровня мышления. В первом классе ведущими продолжают оставаться наглядные формы мышления, ко второму – третьему году школьного обучения ребёнок начинает осуществлять анализ и синтез на основе представлений, мысленного сопоставления. Происходит развитие словесно-логической формы мышления.

Диагностика

Для диагностики школьной дезадаптации можно использовать несколько методов. Предлагаю рассмотреть карту наблюдений для диагностики всех возрастов и отдельно методики для младших школьников и подростков.

Карта наблюдений

Карта наблюдений Д. Стотта представляет собой уже готовый бланк с утверждениями, в который предлагается вписать ответы о верности этих утверждений относительно конкретного ребенка. Всего представлено 16 блоков, то есть все симптомы разделены на симптомокомплексы. Это позволяет установить особенности дезадаптации:

  • недоверие к людям, вещам, ситуациям;
  • депрессия;
  • уход в себя;
  • тревожность во взаимоотношениях со взрослыми;
  • враждебность во взаимоотношениях со взрослыми;
  • тревога в отношении сверстников и других детей;
  • асоциальность;
  • враждебность к детям;
  • неугомонность и неусидчивость;
  • эмоциональное напряжение;
  • признаки неврозов;
  • неблагоприятные условия развития;
  • проблемы в сфере сексуального развития;
  • умственная отсталость;
  • болезни и патологии;
  • физические недостатки.

В баллах определяется сам факт дезадаптации, выраженность каждого симптомокомплекса и его роль в дезадаптации. Карту можно использовать как для младших школьников, так и для подростков.

Это обширный и многофункциональный (качество и количество, врожденные и приобретенные причины, выраженность отдельных причин) метод исследования дезадаптации. Но минус методики в том, что более полное наблюдение может провести только специалист школы, но и то не всегда, возможны субъективные ошибки в оценке. Кроме того, это длительный по осуществлению метод.

Младшие школьники

Для диагностики младших школьников, особенно первоклассников, часто используют опросник Л. М. Ковалевой и Н. Н. Тарасенко. Методика тоже ориентирована на наблюдение за ребенком со стороны учителей, но как и в первом случае, отвечать на вопросы может любой взрослый, хорошо знающий ребенка.

Опросник включает в себя 46 вопросов, которые разделены по блокам (возможные причины и факторы дезадаптации):

  • родительское отношение к ребенку;
  • готовность (неготовность) к школе;
  • леворукость;
  • неврозы и невротические симптомы;
  • инфантильность;
  • гиперкинетический синдром (нарушение внимания, гиперактивность и импульсивность), чрезмерная расторможенность;
  • инертная нервная система;
  • слабая произвольность психических функций;
  • недостаток учебной мотивации;
  • астенический синдром;
  • нарушения интеллектуальной сферы.

Высчитывается коэффициент дезадаптации. Среди возможных вариантов: нормальная адаптация, средняя степень дезадаптации, серьезная дезадаптация, показания к посещению психоневролога (врожденно обусловленные проблемы).

Подростки

При диагностике подростков можно использовать комплексы диагностических методик для анализа отдельных сфер:

  • тесты акцентуаций личности;
  • тест тревожности Филлипса;
  • методику «Дом. Дерево. Человек»;
  • метод незаконченных предложений;
  • опросник САН (самочувствие, активность, настроение);
  • тест Томаса (поведение в конфликтах);
  • Q-сортировка (анализ самооценки);
  • СМИЛ (стандартизированный многофакторный метод исследования личности);
  • тест ценностных ориентаций;
  • Т. Лири «Диагностика межличностных отношений»;
  • Фурман А. «Насколько адаптирован ты к жизни».

В наблюдении о дезадаптации подростков свидетельствуют:

  • Отставание в развитии, при исключении умственной отсталости.
  • Проблемы в усвоении школьных знаний, успеваемости.
  • Недоразвитость речи, проблемы в виде недостаточного словарного запаса, сложности обобщения, систематизации и других функций речи. Слабость внутренней речи.
  • Нехватка познавательной активности, любознательности и словесно-смысловой памяти.
  • Агрессия в отношении людей, вещей, животных.
  • Чувство неполноценности.
  • Возбудимость и конфликтность.
  • Неадекватная самооценка.
  • Побеги из дома и (или) школы.
  • Девиантное поведение.

Как среди младших школьников, так и среди подростков для определения их истинных мотивов, потребностей и интересов можно использовать метод сочинения (для младших детей – сказку, для старших – рассказ).

§ 4. Технология работы с младшими школьниками по профилактике социальной дезадаптации

Различные причины школьной дезадаптации вызывают одинаковые проявления: затруднения в учебе и нарушения в поведении. Психологическая работа может идти в двух направлениях – с причиной и следствием (т.е. с симптомом).

Школьные психологи направляют свою деятельность на ликвидацию симптомов.

Поскольку затруднения в учебе зачастую связывают с недоразвитием познавательной сферы, нужно развивать именно познавательные процессы: внимание, память, мышление. Большинство профилактических и коррекционных программ по развитию и/или формированию внимания основаны на методе, разработанном в рамках концепции поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин, С.Л.Кабыльницкая).

17 стр., 8485 слов

Психологическая готовность ребенка к школе в зависимости от уровня …

… развития памяти……… Заключение…………………………………………………………..………..…… Список литературы………………………………………………………………… Введение Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной … школьному обучению является профилактика школьной дезадаптации. … к школьно-учебной деятельности в … занять новое социальное положение …

Специально организуется процесс развития логической памяти, так как считается, что дети младшего школьного возраста прибегают к повторению, чтобы запомнить. Коррекционные программы, посвященные развитию памяти, можно найти в специальной литературе – в работах Л.М.Житникова, Е.Л. Яковлевой, в серии книг по развитию памяти И.Ю.Матюгина и др.

Направленной работе по обучению детей основным приемам мыслительной деятельности посвященытруды М.Н.Акимовой и В.Т.Козловой, С.М.Бондаренко, Е.В.Заики, Н.Ф.Талызиной и др. Специальные игры и упражнения по развитию моторики у детей широко представлены в педагогической и психологической литературе – в работах В.П.Матыцина, в книге «Психогигиена

Коррекция дезадаптации у первоклассников

  1. Модель коррекционно-развивающей работы для детей
  2. со школьной дезадаптацией 6-7 лет Адаптация к школе

Под адаптацией к школе шестилетнего ребёнка следует понимать:

а) физиологическую адаптацию, как процесс приспособления функций организма ребёнка к условиям обучения в школе;

б) социально-психологическую, как процесс активного приспособления системы «ребёнок-взрослый», «ребёнок-ребёнок» к новым условиям взаимодействия. Социально-психологическая адаптация включает развитие познавательной сферы ребенка и его умение подчинять восприятие, память, мышление, воображение задачам, которые ставят перед ним в процессе учения.

Адаптация к новым социальным отношениям и связям, в которых начинает проявляться личность ребенка, определяется по тому, как ребенок входит в новый коллектив сверстников, какое место начинает занимать в классе, как общается со сверстниками и взрослыми, как относится к школе, к самому себе как школьнику.

Большое значение при адаптации ребенка к школе имеет уровень образования родителей, отсутствие конфликтных ситуаций в семье, правильные методы воспитания, полноценное общение с ребенком, заинтересованность в подготовке ребенка к школе.

  1. Причины школьной дезадаптации

Они могут быть субъективного и объективного характера.

Субъективные причины дезадаптации:

  1. Недостаточный уровень мотивации к обучению в школе. Негативное отношение к школе, первичными причинами которого могут быть недостаточно профессиональная работа дошкольных учреждений, образец отрицательного отношения к школе братьев и сестёр и т. д.

Вторичное разрушение мотивации происходит непосредственно в процессе обучения.

  1. Несформированность элементов и навыков учебной деятельности, причиной которой могут быть как индивидуальные особенности развития интеллекта, так и педагогическая запущенность.
  2. Неспособность произвольной регуляции поведения, внимания, учебной деятельности. Причиной могут быть неблагоприятная семейная обстановка, неправильные методы воспитания, неправильная организация режима дня ребёнка, а также последствия осложнений при беременности и родах у матери.
  3. Неспособность приспособиться к темпу школьной жизни. Чаще это бывает у детей соматически ослабленных, с задержкой физического развития, нарушениями в работе анализаторов.
  1. Объективные причины школьной дезадаптации
    :
  1. Неправильное отношение учителя к ученику.
  2. Неправильная организация учебного процесса.

В зависимости от выраженности симптомов и их сочетания

различают следующие формы адаптации- дезадаптации

  1. Норма – благоприятное протекание адаптации, сопровождающееся слабой

выраженностью или отсутствием негативных симптомов дезадаптации.

  1. «Скрытые» формы дезадаптации (ДА):

1-я степень – начальная форма «скрытой» ДА. Характеризуется средним уровнем работоспособности, сниженным эмоциональным тонусом, частичной расторможенностью, плаксивостью. повышенной утомляемостью. Желание ходить в школу неустойчиво. Старателен, но медленно включается в учебный процесс, активность сменяется пассивностью, адекватно реагирует на замечание. В поведении наблюдается тревожность, неуверенность.

2-я степень – прогрессирующая форма «скрытой» ДА. Характеризуется низкой работоспособностью, высокой утомляемостью, ребёнок не может сосредоточиться, плаксив, обидчив, раздражителен. Иногда жалуется на головную боль, тошноту, боли в животе. Отношение к школе негативное, пассивен на уроке, на просьбу отвечать — молчит, равнодушен к неудачам.

Нуждается в постоянном контроле и помощи учителя. Эпизодически наблюдается агрессивность к детям как защитная реакция организма.

  1. «Открытые» формы дезадаптации

3-я степень- начальная форма «открытой»ДА. Характеризуется средне- низким уровнем работоспособности, импульсивностью, расторможенностью, внимание неустойчиво, снижен аппетит, беспокойный сон. На уроке не собран, быстро теряет интерес к заданиям, в учебной деятельности иногда создаёт конфликтную ситуацию.

4-я степень- прогрессирующая форма «открытой» ДА. Характеризуется низкой работоспособностью, высокой утомляемостью, импульсивностью, расторможенностью, раздражительность переходит в агрессивность.

Негативное отношение к школе, учителю, быстро теряет интерес к заданиям, отказывается их выполнять, равнодушен к неудачам, негативно относится к замечаниям, мешает на уроке, нуждается в постоянном контроле. Отмечается спад в успешности обучения, в общении с учителем проявляется демонстративность. Кривляется, отказывается выполнять требования учителя, создает конфликтную ситуацию. В общении с детьми агрессивен, обзывает детей, жалуется учителю.

  1. Задачи коррекционно-развивающей работы:
  1. Диагностика причин дезадаптации
  2. Выявление ресурсов развития, возможностей семьи и школы

3.Выбор коррекционно-развивающей программы, учитывающей как причины дезадаптации, так и выявленные ресурсы с целью доразвития необходимых структур личности ребенка в искусственно созданных условиях и перенос сформированных навыков в социальную ситуацию развития ребенка,

  1. Цели психологического вмешательства:
  1. Изменить состояние ребенка, создав «поддерживающую среду» и организовать формирование функций, способствующих дальнейшему развитию.
  2. Изменить отношение взрослых к ребенку, информируя их о состоянии и возможностях ребенка и, создав у них ожидания по его выходу из кризиса к дальнейшему развитию.

Психолог может осуществлять воздействие не только непосредственно (в режиме индивидуальной и групповой работы), но и через родителей и учителей, меняя через них систему требований и подчинения их актуальной ситуации развития ребенка.

  1. Этапы коррекционно-развивающей работы:
  1. Создание искусственной коррекционно-развивающей среды со специально- организованной деятельностью, соответствующей выявленному уровню развития ребенка, т.е. среда, в которой деятельность ребенка будет успешной. При этом требования к ребенку (в школе и дома) должны быть на некоторое время ослаблены.
  2. Перенос отдельных наработанных навыков в актуальную ситуацию его жизнедеятельности и организация способов их закрепления.
  3. Расширение искусственно созданной среды до актуальной ситуации развития ребенка, формирование цели его дальнейшего развития и мотивации достижения.
  1. Схемы и процедуры коррекционно-развивающей работы

Индивидуальная работа

Ее проведение возможно в следующих режимах:

  1. Первичный приём,

    на котором осуществляется беседа с родителями и ребенком, диагностика проблем ребенка, выбор направления коррекционно-развивающей работы, планирование программы и мероприятий, включающих родителей и других значимых взрослых в процесс коррекции.

  2. Коррекционно-развивающая работа

    в индивидуальном режиме (возможны приёмы в присутствии родителей). Часть программы осуществляется в режиме домашних заданий, которые выполняются ребенком самостоятельно или с помощью заинтересованных взрослых.

  3. Консультативный режим.

    2-3 визита к психологу за время работы. Коррекционная программа в основном осуществляется под руководством родителей. Родители могут обратиться к психологу за помощью в процессе работы, специалист периодически получает обратную связь о результатах работы.

Групповая работа

  1. Групповая работа в форме коррекционно-развивающего тренинга при стабильной группе участников и заранее составленной программе.
  2. Групповая забота в группе с меняющимся составом при гибкой программе. В этом случае в работу можно включать родителей, сочетать групповую работу с индивидуальной.

Для отработки и подкрепления навыков даются домашние задания.

  1. Этапы и способы коррекционно-развивающей работы:
  1. Определение актуального уровня и зоны ближайшего развития ребенка, а также ресурсов его развития и обсуждения с ребенком и родителями возможностей и способов их использования в имеющейся социальной ситуации.
  2. Помощь в формировании позитивной цели ребенка, т.е. создание его модели потребностного будущего, а также ориентация ребенка на достижение поставленной цели с учетом его потребностей и личностных особенностей.
  3. Выбор способов достижения поставленных целей, включающих программу и режим занятий в искусственно созданных условиях, а также способы переключения сформированных навыков на социальную ситуацию развития ребенка.

Любая индивидуальная программа предусматривает следующие основные шаги:

  1. Блок работы с эмоциональным состоянием, мотивацией и самооценкой.
  2. Блок развития структур головного мозга, согласованной работы систем восприятия, контроля программирования целенаправленных двигательных актов.
  3. Блок развития когнитивных процессов и навыков учебной деятельности,
  4. Блок формирования навыков общения и социальных норм поведения.

Конкретное содержание и режим занятий выбирается с учетом выявленного при обследовании «центра тяжести» основных проблем ребенка.

В случае, когда основная проблема лежит в сфере

его эмоционального состояния (тревожность, страхи, депрессивное состояние), в первую очередь, необходима работа методом психотерапевтического воздействия.

Если страхи имеют реальную основу в виде враждебного отношения к ребенку окружающих, то необходима также работа с социумом (например, родителем или учителем) по изменению этого отношения, а также одновременная работа по изменению типа реагирования ребенка. Если страхи ребенка связаны с психологическими искажениями раннего детства, то результатом является недоверие ребенка к миру как общая установка, определяющая способ его реагирования. Ее изменяют также с использованием методов психотерапии (например, символ-драмы).

Депрессивное состояние, в целом, характеризуется отсутствием ресурса развития, то есть неготовностью ребенка к когнитивному и личностному росту. В этом случае необходима консультация детского психоневролога.

Состояние тревожности сопровождает любую стрессовую ситуацию. Оно может быть уменьшено путем введения ребенка в ситуацию успеха в специально созданной среде. Однако, если тревожность обусловлена повышенной чувствительностью как типологической чертой личности, она не может быть уменьшена ниже определенного уровня. В последнем случае повышение стрессоустойчивости ребенка должно быть связано с обучением его способам поведения и эффективного взаимодействия, соответствующего его личностному стилю.

Если основная проблема связана с несформированностью структур головного мозга и согласованной работы анализаторов, то решение этих проблем осуществляется при использовании телесно-ориентированного тренинга и методов обучающей кинезиологии.

В случае несформированности когнитивных процессов и навыков учебной деятельности используются методы когнитивного тренинга, а также различные развивающие программы.

Если проблемы связаны с несформированностыо социальных навыков и трудностями общения, используются элементы коммуникативного социально-психологического тренинга.

Все перечисленные методы в разных сочетаниях используются при составлении индивидуальной коррекционной развивающей программы.

Так, при преодолении школьной тревожности необходимо:

1) снизить, смягчить силу потребностей, связанную с внутренней позицией школьника;

2) развить и обогатить оперативные навыки поведения, деятельности, общения.

Основные используемые методы в этом случае:

  1. методы последовательной десенсибилизации;
  2. метод «отреагирования» страха.

Можно использовать игры-драматизации, например, «В очень страшную-страшилищную школу». Хорошо читать, дополнять и разыгрывать отрывки из книги Э.Успенского «Школа клоунов». При этом происходит снятие восприятия правил, как категорических требований при одновременном осознании значения правил, что способствует развитию произвольности.

В качестве примера групповой работы приведем описание методики развития основ произвольности психической регуляции и коррекции недостатков внимания.

  1. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ОСНОВ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ ПСИХИЧЕСКОЙ РЕГУЛЯЦИИ

Основные, используемые методы в данном случае, приемы психогимнастики, эмоционально коммуникативного, поведенческого тренингов, аутотренинга.

Структура каждого занятия состоит из двух частей:

I. Общая разминка. Обязательно используются игры на развитие

внимания (например, «Что изменилось с этой комнате», «Угадай, кто

прикоснулся, кто подошел, кто крепче пожал руку» и т.п.) и любая

подвижная игра.

2. Психогимнастика — овладение навыками контроля двигательной и

эмоциональной сферы.

Важно чередовать противоположные по характеру движения, сопровождаемых попеременным мышечным напряжением и расслаблением.

Можно использовать игры и упражнения , примеры вариантов планирования занятий, описанные в следующей литературе:

  1. Чистякова М.И. Психогимнастика, М., 1995.
  2. Овчарова Р.В. Ребенок приходит в школу. М., 1996.
  3. Коротаева Е. Хочу, могу, умею! М., 1997.
  1. ПРОГРАММА ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ ПОМОЩИ ПРИ НЕДОСТАТКАХ ВНИМАНИЯ

I
часть
— диагностико-мотивирующая;

II
часть
— формирующая (10-15 занятий);

III
часть
— поддерживающая.

Первые две части проводятся психологом, третья часть — родителями.

Каждое занятие состоит из двух блоков;

  1. Развитие основных свойств внимания.
  2. Развитие произвольности за счет развития и укрепления волевых качеств личности.

Задачи диагностико-мотивирующей части:

— определить уровень развития внимания;

— сформировать исходный уровень мотивации у школьников на работу с психологом.

Диагностико-мотивирующая часть психокоррекционной программы проводится в индивидуальном порядке.

Формирующая часть (каждое занятие 60-90 минут групповой работы)

Задачи:

коррекция основных свойств внимания;

развитие произвольности внимания.

  1. Примерный план групповых психокоррекционных занятий для детей 6-7 лет с недостаточным развитием произвольного внимания, сопровождающимся повышенной двигательной активностью, импульсивностью
  2. Занятие 1

Цель:

развитие способности к сосредоточению, устойчивости внимания. снятие эмоционального напряжения, формирование установки к сотрудничеству.

1. Беседа, в ходе которой психолог объясняет детям, как будут проходить занятия, для чего они нужны. Расспрашивает, какое любимое занятие у каждого из них с целью познакомиться поближе, установить эмоциональный контакт.

2. Подвижная игра «Зеваки» (Чистякова М. И., 1990 ) Все играющие ходят по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего дети останавливаются, хлопают 4 раза в ладоши, поворачиваются и идут в другую сторону. Кто не успел выполнить задание, выбывает из игры.

  1. Упражнение на внимание «Найди отличие» (Лютова Е.К., Монина Г.Б.) Дети по очереди рисуют на доске какой–нибудь рисунок и отворачиваются. Психолог дорисовывает несколько деталей. Дети должны сказать , какие изменения произошли.
  2. Игра «Возьми и передай!» Дети сидят на стульях, расставленных по кругу, и передают друг другу какой–нибудь воображаемый предмет. Со стороны должно создаться впечатление, что они действуют с реальными предметами.
  3. Психомышечная тренировка «На берегу моря». Вдоволь наигравшись в воде, дети выходят на берег и ложатся на прогретый солнцем песок пляжа. Закрывают глаза от яркого солнца. Раскидывают в приятной лени руки и ноги.

Занятие 2

Цель

: Формирование мотивации к посещению занятий, желания сотрудничать; развитие устойчивости внимания, самоконтроля.

  1. Приветствие, беседа на свободную тему (установление эмоционального контакта)
  2. Разминка: «Запрещённое движение». Дети стоят лицом к ведущему. Повторяют движения рук, которые показывает ведущий. Затем выбирается движение, которое повторять запрещается. Тот, кто повторит движение, выходит из игры.
  3. Игры на внимание:

«Ищи безостановочно» В течение 10-15 с. увидеть вокруг себя возможно больше предметов одного и того же цвета (одного размера , одной формы и т. д.) По сигналу один ребёнок начинает перечислять, другие его дополняют.

«Запоминай порядок». Играющим показать в руке 6-7 цветных карандашей. Через 20 секунд., убрав их, спросить о последовательности в их расположении.

5-6 человек выстраиваются в ряд в произвольном порядке. Ведущий на 30-40 с. поворачивается в их сторону и, отвернувшись, перечисляет, кто за кем стоит. Затем водящим становится другой.

  1. Чтение сказки «Чертёнок, или Мальчик-наоборот. (Психогимнастика. М.И. Чистякова.)

Мальчик-чертёнок жил на болоте. Иногда, по тропинке, мимо болота проходили люди. Чертёнку очень нравились люди, он хотел тоже им понравится, поэтому, как увидит кого-нибудь, тотчас вспрыгнет на кочку и давай плясать на ней — только грязная вода во все стороны летит. Проходящие почему-то ускоряли шаг, зажимали себе нос, отворачивали от чертёнка лицо. Чертёнок не знал, что запах тухлой воды неприятен, что кривляние и гримасы пугают, а его мокрая драная одежда, усеянная пиявками и улитками, вызывает у всех тошноту.

Но вот однажды по этой тропинке шёл добрый человек. Он не отвернулся от чертёнка, не зажал нос, а подозвал его к себе. Добрый человек вытащил из кармана волшебную булавку и пристегнул её к одежде чертёнка. И в тот же миг не стало болота, а перед ним стоял красивый и чистенький мальчик.

Мальчик, бывший чертёнок, попросился жить к доброму человеку.

Вот стали они жить вместе Добрый человек говорит: «Открой дверь!» — а мальчик её плотнее закрывает; «Причешись» — а мальчик лохматит себе волосы.

Добрый человек понял, что из чертёнка получился мальчик-наоборот. Он не ругал мальчика, а стал сам всё говорить наоборот: «Поколоти эту плаксу – девочку» — а мальчик начинал её успокаивать. Так они и жили.

Обсуждение сказки. Рисование персонажей.

  1. Упражнение на мышечную релаксацию «На берегу моря».
  1. Занятие 3

Цель

: Развивать навыки волевой регуляции, способность к концентрации внимания.

  1. Приветствие, разминка.

«Я вижу…» (Карпова Е. В., Лютова Е. К.; 1999 г.)

Участники, сидя в кругу, по очереди называют предметы, которые находятся в комнате, начиная каждое высказывание словами: «Я вижу…».

Повторять один предмет дважды нельзя.

  1. Упражнение на внимание – работа с корректурными пробами;
  2. Рисование на тему «По дороге в школу»;
  3. Обсуждение рисунков детей;
  4. Подвижная игра «Король сказал». Все участники игры вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий говорит, что он будет показывать разные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные), а играющие должны их повторять только в том случае, если он добавит слова «Король сказал». Кто ошибается, выходит на середину круга и выполняет какое-нибудь задание участников игры, например, улыбнуться, попрыгать на одной ноге и т. д.
  1. Упражнение на релаксацию.
  1. Занятие 4

Цель

: Та же.

  1. Хлопки по кругу.
  2. «Путаница». Ведущий выходит за дверь, а дети сами запутываются. Ведущий должен их распутать. Упражнение на невербальное общение: поздороваться, глядя в глаза друг другу. Попрощаться таким же образом.
  3. Упражнение на внимание: работа с корректурными пробами.

Упражнение «Найди отличия».

Ребятам раздают по паре одинаковых рисунков с мелкими отличиями. Нужно найти найти, чем отличаются. Например, 2 клоуна и 2 матрёшки.

  1. Подвижная игра «Замри» (Чистякова М. И., 1990) Дети прыгают в такт музыке (ноги в стороны – вместе, сопровождая прыжки хлопками над головой и по бёдрам). Внезапно музыка обрывается. Играющие должны застыть в позе, на которую пришлась остановка музыки. Если кому-то из участников это не удалось, он выбывает из игры. Снова звучит музыка – оставшиеся продолжают выполнять движения. Играют до тех пор, пока в круге ни останется лишь один играющий.
  2. Игра «Путь доверия». Укрепляет доверие внутри группы, развивает тактильное восприятие. Один ребёнок надевает повязку на глаза, второй ведущий. Ведущий подводит товарища к разным предметам, тот определяет на ощупь, что это. Потом звенит колокольчик, и ребята меняются местами.
  3. Упражнение на релаксацию.
  1. Занятие 5

Цель

: развитие произвольного внимания, воображения.

  1. Игра «Прикосновение» развивает любознательность, внимательность, тактильные ощущения. Используется, как разминочная.

Сесть в один общий круг, осмотреться по сторонам. А затем ребята по очереди дотрагиваются до чего-нибудь и сообщают, что это такое. Потом можно походить по комнате, дотрагиваясь до разных предметов и описывая их. В конце игры можно что-либо нарисовать из того, до чего дотронулся.

  1. Хлопки по кругу.
  2. Сочинение истории вместе на тему «Как непослушный заяц в школе учился». Каждый по кругу придумывает продолжение истории.
  3. Подвижная игра.
  4. Упражнение на внимание: работа с корректурными пробами, игра «Что слышно». Дети внимательно прислушиваются к посторонним звукам и называют их.
  5. Упражнения на релаксацию.
  1. Занятие 6

Цель

: развитие внимания, воображения, самоконтроля, умения слушать.

  1. Разминка. Побросать мяч по кругу, называя имя того, кому бросаешь.

«Зеркало». Группа разбивается на пары. Один отражает, а второй совершает действие (умывается, есть, причесывается). Делать медленно.

  1. Игра «Камень мудрости». Игра улучшает взаимодействие, дает возможность контролировать свое поведение. Пока камень находится в руках у одного ребенка, остальные говорить не могут. Затем камень передается другому и т.д. Можно передавать камень ребенку, который просто хочет чем-то поделиться.
  2. Игра на внимание. «Кто во что одет». Все смотрят внимательно на одного участника, потом он выходит из комнаты, а ребята должны вспомнить, во что он одет, какого цвета одежда.
  3. Подвижная игра «Ловим комаров» (Лютова Е. К., Монина Г. Б.) Скажите детям: «Давайте представим, что наступило лето, я открыла форточку и к нам в класс (группу) налетело много комаров. По команде «Начали!» вы будете ловить комаров. Вот так! Педагог в медленном или среднем темпе делает хаотичные движения в воздухе, сжимая и разжимая при этом кулаки. То поочерёдно, то одновременно. Каждый ребёнок будет «ловить комаров» в своём темпе и в своём ритме, не задевая тех, кто сидит рядом. По команде «Стой!» вы садитесь вот так: педагог показывает, как надо сесть (на своё усмотрение). Готовы? «Начали!»… «Стоп!» Хорошо потрудились. Устали. Опустите расслабленные ноги вниз, встряхните несколько раз ладонями. Пусть руки отдыхают. А теперь – снова за заботу!»
  4. Игра на воображение «Кляксы». Лист бумаги складывают пополам. На одной стороне ставится клякса. Потом лист складывается, разворачивается и ребята придумывают, какой предмет или что-то другое получилось.
  5. Упражнение на релаксацию.
  1. Занятие 7

Цель

: Развитие произвольного внимания, самоконтроля, коррекция двигательной активности.

  1. Разминка. Игра «Фотограф». Ведущий запоминает расположение участников группы и выходит за дверь. Ребята проводят три изменения в своей композиции. Ведущий должен восстановить исходную композицию.

Пантомима. «Я люблю», «Я не люблю». Ребята показывают, что они любят. Остальные узнают по движениям.

  1. Игра «Камень в ботинке». Психолог спрашивает у ребят, что они чувствуют, что делают, если в ботинок попал камешек. Ребята отвечают. Затем психолог говорит о том, что у каждого может быть какая-нибудь неприятность, сравнивая с камешком в ботинке. Если об этом рассказать, поделиться, то станет легче. Это как избавиться от камешка в ботинке.
  2. Подвижная игра «Ручеек». Дети делятся на пары. Пары берутся за руки и поднимают руки вверх. Пара становится за парой, образуя проход. Один ребенок остается. Он проходит под руками, выбирая себе кого-нибудь. Оставшийся один проделывает то же самое.
  3. Упражнение на внимание. Ведущий называет и повторяет один-два раза несколько движений, не показывая их. Дети должны произвести движения в той же последовательности, в какой они были названы ведущим.
  4. Рисование на свободную тему.
  5. Упражнение на релаксацию.
  1. Занятие 8

Цель

: Подведение итогов групповых занятий.

  1. Беседа с детьми, с родителями о том, что дал им курс проведенных занятий.
  2. Прощание, «сладкий стол».

По результатам групповых занятий детям, у которых корректирующее воздействие малозаметно, целесообразно предложить индивидуальные занятия.

  1. Рекомендуемая литература

1.С. А. Игумнов. Клиническая психотерапия детей и подростков. Минск: «Белорусская наука», 2001

2Р. В. Овчарова. Практическая психология в начальной школе. М.: ТЦ «Сфера, 1996

  1. Чистякова М. И. Психогимнастика. М.: Просвещение, 1990 г.
  2. Е. К. Лютова, Г. Б. Монина. Шпаргалка для взрослых. М: Генезис, 2000.

9

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]