Школьная дезадаптация – это психическое состояние ребенка, проявляющееся проблемами с дисциплиной, усвоением знаний, поведением, взаимоотношениями со сверстниками и взрослыми. Вариантов проявления дезадаптации много, как и причин. Но основа дезадаптации – невозможность ребенка принять новую роль и новую ситуацию развития.
Дезадаптация чаще возникает у учеников начальных классов, но также встречается при переходе из младшего звена в среднее и из среднего в старшее, при смене места обучения. В подростковом возрасте чаще это последствие незамеченных ранее проблем с адаптацией. Задача родителей и учителей – вовремя выявить дезадаптацию и помочь ребенку.
§ 1. Понятие социальной дезадаптации…………………………………………………………4
§ 2. Виды социальной дезщадаптации. Причины и последствия……………………………………………………………………………………….5
§ 3. Характеристика младших школьников……………………………………………………….7
§ 4. Технология работы с младшими школьниками по профилактике социальной дезадаптации……………………………………………………………………………………..9
Заключение………………………………………………………………………………………10
Введение
В последнее время все более актуальной проблемой, объединяющей усилия психологов и педагогов, становится проблема социальной дезадаптации как явления, препятствующего полноценному личностному развитию ученика и затрудняющего учебно-воспитательный процесс. Психологическая служба в школе нуждается в исследованиях неблагополучных детей для разработки адекватных методов психолого-педагогической коррекции их дезадаптации.
Более того, социальная дезадаптация является как следствием, так и причиной разрушения детско-взрослой общности, что приводит к общей неуспеваемости, девиантному поведению, ухудшению психофизиологического состояния детей и т. д. А школьные проблемы зачастую приводят и к проблемам в семье школьника. Именно поэтому важно вести работу по выявлению и устранению причин социальной дезадаптации уже в начальной школе.
4 стр., 1987 слов
Социальный проект «Береги себя»
… в лучшем случае ограниченными. Молодые люди, как правило, не могут получить необходимое образование и занять то место в обществе, на какое они рассчитывали. Таким … необходимо проводить огромную профилактическую, информационно-просветительскую работу среди подростков. Описание проекта 1.Название проекта: Социальный проект «Береги себя» 2. Описание проекта (миссия, уникальность, цели и задачи, …
Целью нашего исследования стал поиск и практическая реализация методов психологической профилактики и коррекции социальной дезадаптации младших школьников.
Типы проявления школьной дезадаптации
1. Когнитивный – проявляется как общая неуспеваемость ученика. Может быть хроническая неуспеваемость, недостаточность навыков, отрывочное получение знаний. Отсутствие приспособленности к коллективному темпу – опоздания на уроки, длительное выполнение задания, быстрое утомление.
2. Эмоционально – оценочный – происходят нарушения эмоционального отношения к отдельным урокам, педагогам, возможно, к учебе в целом. «Страх школы» — нежелание ребенка идти на уроки, тревога, напряженность. Бесконтрольное проявление бурных эмоций.
3. Поведенческий – слабая саморегуляция, проявляется неспособность управлять собственным поведением, появляется агрессия, конфликтность. Отсутствие учебной мотивации – проявляется в нежелании делать уроки, стремлении заняться другими видами деятельности.
§ 1. Понятие социальной дезадаптации
- Педаогический словарь:
Дезадаптация социальная (Social maladjustment ) — нарушение нормальных отношений человека с обществом, с людьми и возникновение вследствие этого трудностей общения и взаимодействия с ними.
- Национальная психологическая энциклопедия:
Дезадаптация — какое-либо нарушение адаптации, приспособление организма к постоянно меняющимся условиям внешней или внутренней среды. Состояние динамического несоответствия между живым организмом и внешней средой, приводящее к нарушению физиологического функционирования, изменению форм поведения, развитию патологических процессов. Полное несоответствие между организмом и внешними условиями его существования несовместимо с жизнедеятельностью.
3. Дезадаптация представляет собой нарушение процессов взаимодействия человека с окружающей средой, связанное с отвыканием от одних привычных условий жизни и привыканием к другим.
§ 2. Виды социальной дезадаптации. Причины и последствия
Виды социальной дезадаптации:
- Интеллектуальная – нарушение мышления;
- Поведенческая – несоответствие поведения нормам;
- Коммуникативная – затруднения в общении;
- Соматическая – отклонения в здоровье;
- Эмоциональная – тревога и переживания по школьным проблемам.
Признаки дезадаптации:
- усталый,утомленный вид ребёнка;
- нежелание делиться впечатлениями;
- нежелание выполнять домашние задания;
- жалобы на события в школе;
- беспокойный сон;
- трудности утреннего пробуждения, вялость;
- постоянные жалобы на плохое самочувствие и др.
К причинам школьной дезадаптации можно отнести:
— характерное для современной России социальное расслоение (часто внутри одного класса дети из столь различных семей с трудом находят общий язык, плохо понимают друг друга и не умеют общаться);
— увеличение количества детей с задержкой психического развития (ЗПР);
— увеличение количества детей, имеющих невротические и серьезные соматические расстройства.
Психологи отмечают, что трудности общения с окружающими (как взрослыми, так и сверстниками) — весьма существенный компонент дезадаптации школьников.
Факторы дезадаптации:
— низкий социальный статус ребенка; проблемы взаимоотношений в семье;
— низкая готовность прийти на помощь другу;
— плохие отношения со сверстниками;
— низкие познавательные способности;
8 стр., 3963 слов
Психология детей с нарушением поведения
… может сочетаться с последним. 7. Особенностью нарушения поведения является то, что оно сопровождается различными проявлениями социальной дезадаптации. Состояние дезадаптации, в свою очередь, может быть самостоятельной … физического развития и полового созревания. 1. Понятия, используемые при характеристике детей с нарушением поведения Очевидная сложность данного понятия обусловлена прежде всего его …
— неадекватная самооценка
Школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, требующих мобилизации его интеллектуальных и физических сил. Для детей представляют трудности очень многие стороны учебного процесса. Им сложно высиживать урок в одной и той же позе, сложно не отвлекаться и следить за мыслью учителя, сложно делать все время не то, что хочется, а то, что от них требуют, сложно сдерживать и не выражать вслух свои мысли и эмоции, которые появляются в изобилии. Кроме того, ребята не сразу усваивают новые правила поведения со взрослыми, не сразу признают позицию учителя и устанавливают дистанцию в отношениях с ним и другими взрослыми в школе.
Для оптимизации адаптационного периода детей им необходимо помочь познакомиться друг с другом, с учителями, с новой учебной ситуацией, со школой и школьными правилами.
Послесловие
Если ребенок рад школе и всей своей жизни, то и проблем не возникнет. Значит, вся работа должна быть направлена на формирование позитивного отношения ребенка к жизни, самому себе, окружению, школе и всем участникам образовательного процесса. В этом помогут любые значимые для личности ребенка и дарящие ему положительные эмоции виды деятельности, в том числе общение как отдельная деятельность.
Подробнее об успешной школьной адаптации, ее признаках и роли родителей в этом читайте в статье «Психологические особенности адаптации ребенка к школе. Виды и уровни адаптации». О признаках и факторах дезадаптации – в статье «Школьная дезадаптация: что это, причины и признаки».
§ 3. Характеристика младших школьников
Характерным для периода 7 – 10 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становиться школьником. Основной характеристикой данного периода является сочетание в ребёнке черт дошкольного детства с новыми качествами, характерными для школьника. В этот период продолжается активное созревание всех анатомо-физиологических структур, созревание нервной системы. Характерной чертой данного периода является формирование учебной деятельности, которая требует от ребёнка как большого умственного напряжения, так и активности, но не физической выносливости. От того, насколько были сформированы в дошкольном периоде необходимые предпосылки, будет зависеть качество учебной деятельности. Обозначают следующие предпосылки: • Общее физическое развитие Состояние зрения, слуха, моторики (особенно сформированность мелких движений кистей рук и пальцев).
Состояние нервной системы (степень её возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности; нарушения нервной деятельности, как и общего состояния здоровья, прежде всего сказывается на работоспособности, что может отрицательно повлиять не только на успеваемость, но и на отношение ученика к школе, учёбе и общение со сверстниками). • Овладение достаточным объёмом знаний и представлений Об окружающем мире. Представлениями о пространстве. Представлениями о времени. Владение навыками элементарными счётными операциями. • Овладение чёткой, связной, грамматически и фонетически правильной речью, умение осуществлять простейший звукобуквенный анализ • Развитие Произвольного внимания. Опосредованного запоминания. Умение слушать речь, объяснения учителя. Умение смотреть и видеть, сосредотачиваться на работе. Вспоминать то, что нужно для понимания нового. Умение объяснять, делать соответствующие выводы. • Познавательная активность, желание учиться, интерес к знаниям, любознательность • Коммуникативная деятельность Готовность к совместной с другими детьми работе, сотрудничеству, взаимопомощи. Умению подчиняться требованиям взрослых. На базе этих предпосылок в младшем школьном возрасте начинается формирование новых, необходимых для обучения качеств.
12 стр., 5643 слов
Формирование мотивации учебной деятельности с задержкой психического развития
… учебной деятельности с задержкой психического развития Систематическая целенаправленная коррекционно-развивающая работа в условиях специальной школы способствует формированию учебной мотивации подростков с задержкой психического развития. … страдает произвольная регуляция деятельности, у других снижена работоспособность, у третьих более выражены недостатки внимания, памяти, мышления. Как многообразны …
В этот период появляются очень важные психологические новообразования: произвольность деятельности; способность планировать свою деятельность, оценка своих действий с точки зрения соответствия поставленным целям; овладение навыками самоконтроля. Также в процессе учебной деятельности формируется способность ребёнка выделять свойства, понятия при решении конкретных заданий, овладевать учебными действиями, контролем и оценкой. Формируются навыки волевой регуляции деятельности и поведения. Изменения в течении первых лет школьной жизни претерпеваются и в эмоционально-волевой сфере. Постепенно формируется адекватная самооценка, уровень притязаний, соответствующий уровню его развития. Более устойчивыми становятся его эмоции, вырабатываются волевые качества. Яркое выражение психические новообразования находят в развитии познавательных процессов. Восприятие становится более целенаправленным и произвольным. Расширяются объём внимания, способность к его концентрации, распределению, переключению. Особо следует подчеркнуть новообразование в развитии памяти – переход к опосредованному запоминанию, овладение приёмами запоминания и воспроизведения. Важное место в психических процессах начинают занимать внутренняя саморегуляция и контроль. Также важным психологическим новообразованием школьного возраста является переход к знаково-символической деятельности. Использование графических схем, символов при решении учебных задач требует достаточно развитого воображения и качественно нового, более высокого уровня мышления. В первом классе ведущими продолжают оставаться наглядные формы мышления, ко второму – третьему году школьного обучения ребёнок начинает осуществлять анализ и синтез на основе представлений, мысленного сопоставления. Происходит развитие словесно-логической формы мышления.
Диагностика
Для диагностики школьной дезадаптации можно использовать несколько методов. Предлагаю рассмотреть карту наблюдений для диагностики всех возрастов и отдельно методики для младших школьников и подростков.
Карта наблюдений
Карта наблюдений Д. Стотта представляет собой уже готовый бланк с утверждениями, в который предлагается вписать ответы о верности этих утверждений относительно конкретного ребенка. Всего представлено 16 блоков, то есть все симптомы разделены на симптомокомплексы. Это позволяет установить особенности дезадаптации:
- недоверие к людям, вещам, ситуациям;
- депрессия;
- уход в себя;
- тревожность во взаимоотношениях со взрослыми;
- враждебность во взаимоотношениях со взрослыми;
- тревога в отношении сверстников и других детей;
- асоциальность;
- враждебность к детям;
- неугомонность и неусидчивость;
- эмоциональное напряжение;
- признаки неврозов;
- неблагоприятные условия развития;
- проблемы в сфере сексуального развития;
- умственная отсталость;
- болезни и патологии;
- физические недостатки.
В баллах определяется сам факт дезадаптации, выраженность каждого симптомокомплекса и его роль в дезадаптации. Карту можно использовать как для младших школьников, так и для подростков.
Это обширный и многофункциональный (качество и количество, врожденные и приобретенные причины, выраженность отдельных причин) метод исследования дезадаптации. Но минус методики в том, что более полное наблюдение может провести только специалист школы, но и то не всегда, возможны субъективные ошибки в оценке. Кроме того, это длительный по осуществлению метод.
Младшие школьники
Для диагностики младших школьников, особенно первоклассников, часто используют опросник Л. М. Ковалевой и Н. Н. Тарасенко. Методика тоже ориентирована на наблюдение за ребенком со стороны учителей, но как и в первом случае, отвечать на вопросы может любой взрослый, хорошо знающий ребенка.
Опросник включает в себя 46 вопросов, которые разделены по блокам (возможные причины и факторы дезадаптации):
- родительское отношение к ребенку;
- готовность (неготовность) к школе;
- леворукость;
- неврозы и невротические симптомы;
- инфантильность;
- гиперкинетический синдром (нарушение внимания, гиперактивность и импульсивность), чрезмерная расторможенность;
- инертная нервная система;
- слабая произвольность психических функций;
- недостаток учебной мотивации;
- астенический синдром;
- нарушения интеллектуальной сферы.
Высчитывается коэффициент дезадаптации. Среди возможных вариантов: нормальная адаптация, средняя степень дезадаптации, серьезная дезадаптация, показания к посещению психоневролога (врожденно обусловленные проблемы).
Подростки
При диагностике подростков можно использовать комплексы диагностических методик для анализа отдельных сфер:
- тесты акцентуаций личности;
- тест тревожности Филлипса;
- методику «Дом. Дерево. Человек»;
- метод незаконченных предложений;
- опросник САН (самочувствие, активность, настроение);
- тест Томаса (поведение в конфликтах);
- Q-сортировка (анализ самооценки);
- СМИЛ (стандартизированный многофакторный метод исследования личности);
- тест ценностных ориентаций;
- Т. Лири «Диагностика межличностных отношений»;
- Фурман А. «Насколько адаптирован ты к жизни».
В наблюдении о дезадаптации подростков свидетельствуют:
- Отставание в развитии, при исключении умственной отсталости.
- Проблемы в усвоении школьных знаний, успеваемости.
- Недоразвитость речи, проблемы в виде недостаточного словарного запаса, сложности обобщения, систематизации и других функций речи. Слабость внутренней речи.
- Нехватка познавательной активности, любознательности и словесно-смысловой памяти.
- Агрессия в отношении людей, вещей, животных.
- Чувство неполноценности.
- Возбудимость и конфликтность.
- Неадекватная самооценка.
- Побеги из дома и (или) школы.
- Девиантное поведение.
Как среди младших школьников, так и среди подростков для определения их истинных мотивов, потребностей и интересов можно использовать метод сочинения (для младших детей – сказку, для старших – рассказ).
§ 4. Технология работы с младшими школьниками по профилактике социальной дезадаптации
Различные причины школьной дезадаптации вызывают одинаковые проявления: затруднения в учебе и нарушения в поведении. Психологическая работа может идти в двух направлениях – с причиной и следствием (т.е. с симптомом).
Школьные психологи направляют свою деятельность на ликвидацию симптомов.
Поскольку затруднения в учебе зачастую связывают с недоразвитием познавательной сферы, нужно развивать именно познавательные процессы: внимание, память, мышление. Большинство профилактических и коррекционных программ по развитию и/или формированию внимания основаны на методе, разработанном в рамках концепции поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин, С.Л.Кабыльницкая).
17 стр., 8485 слов
Психологическая готовность ребенка к школе в зависимости от уровня …
… развития памяти……… Заключение…………………………………………………………..………..…… Список литературы………………………………………………………………… Введение Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной … школьному обучению является профилактика школьной дезадаптации. … к школьно-учебной деятельности в … занять новое социальное положение …
Специально организуется процесс развития логической памяти, так как считается, что дети младшего школьного возраста прибегают к повторению, чтобы запомнить. Коррекционные программы, посвященные развитию памяти, можно найти в специальной литературе – в работах Л.М.Житникова, Е.Л. Яковлевой, в серии книг по развитию памяти И.Ю.Матюгина и др.
Направленной работе по обучению детей основным приемам мыслительной деятельности посвященытруды М.Н.Акимовой и В.Т.Козловой, С.М.Бондаренко, Е.В.Заики, Н.Ф.Талызиной и др. Специальные игры и упражнения по развитию моторики у детей широко представлены в педагогической и психологической литературе – в работах В.П.Матыцина, в книге «Психогигиена
Коррекция дезадаптации у первоклассников
- Модель коррекционно-развивающей работы для детей
- со школьной дезадаптацией 6-7 лет Адаптация к школе
Под адаптацией к школе шестилетнего ребёнка следует понимать:
а) физиологическую адаптацию, как процесс приспособления функций организма ребёнка к условиям обучения в школе;
б) социально-психологическую, как процесс активного приспособления системы «ребёнок-взрослый», «ребёнок-ребёнок» к новым условиям взаимодействия. Социально-психологическая адаптация включает развитие познавательной сферы ребенка и его умение подчинять восприятие, память, мышление, воображение задачам, которые ставят перед ним в процессе учения.
Адаптация к новым социальным отношениям и связям, в которых начинает проявляться личность ребенка, определяется по тому, как ребенок входит в новый коллектив сверстников, какое место начинает занимать в классе, как общается со сверстниками и взрослыми, как относится к школе, к самому себе как школьнику.
Большое значение при адаптации ребенка к школе имеет уровень образования родителей, отсутствие конфликтных ситуаций в семье, правильные методы воспитания, полноценное общение с ребенком, заинтересованность в подготовке ребенка к школе.
- Причины школьной дезадаптации
Они могут быть субъективного и объективного характера.
Субъективные причины дезадаптации:
- Недостаточный уровень мотивации к обучению в школе. Негативное отношение к школе, первичными причинами которого могут быть недостаточно профессиональная работа дошкольных учреждений, образец отрицательного отношения к школе братьев и сестёр и т. д.
Вторичное разрушение мотивации происходит непосредственно в процессе обучения.
- Несформированность элементов и навыков учебной деятельности, причиной которой могут быть как индивидуальные особенности развития интеллекта, так и педагогическая запущенность.
- Неспособность произвольной регуляции поведения, внимания, учебной деятельности. Причиной могут быть неблагоприятная семейная обстановка, неправильные методы воспитания, неправильная организация режима дня ребёнка, а также последствия осложнений при беременности и родах у матери.
- Неспособность приспособиться к темпу школьной жизни. Чаще это бывает у детей соматически ослабленных, с задержкой физического развития, нарушениями в работе анализаторов.
- Объективные причины школьной дезадаптации
:
- Неправильное отношение учителя к ученику.
- Неправильная организация учебного процесса.
В зависимости от выраженности симптомов и их сочетания
различают следующие формы адаптации- дезадаптации
- Норма – благоприятное протекание адаптации, сопровождающееся слабой
выраженностью или отсутствием негативных симптомов дезадаптации.
- «Скрытые» формы дезадаптации (ДА):
1-я степень – начальная форма «скрытой» ДА. Характеризуется средним уровнем работоспособности, сниженным эмоциональным тонусом, частичной расторможенностью, плаксивостью. повышенной утомляемостью. Желание ходить в школу неустойчиво. Старателен, но медленно включается в учебный процесс, активность сменяется пассивностью, адекватно реагирует на замечание. В поведении наблюдается тревожность, неуверенность.
2-я степень – прогрессирующая форма «скрытой» ДА. Характеризуется низкой работоспособностью, высокой утомляемостью, ребёнок не может сосредоточиться, плаксив, обидчив, раздражителен. Иногда жалуется на головную боль, тошноту, боли в животе. Отношение к школе негативное, пассивен на уроке, на просьбу отвечать — молчит, равнодушен к неудачам.
Нуждается в постоянном контроле и помощи учителя. Эпизодически наблюдается агрессивность к детям как защитная реакция организма.
- «Открытые» формы дезадаптации
3-я степень- начальная форма «открытой»ДА. Характеризуется средне- низким уровнем работоспособности, импульсивностью, расторможенностью, внимание неустойчиво, снижен аппетит, беспокойный сон. На уроке не собран, быстро теряет интерес к заданиям, в учебной деятельности иногда создаёт конфликтную ситуацию.
4-я степень- прогрессирующая форма «открытой» ДА. Характеризуется низкой работоспособностью, высокой утомляемостью, импульсивностью, расторможенностью, раздражительность переходит в агрессивность.
Негативное отношение к школе, учителю, быстро теряет интерес к заданиям, отказывается их выполнять, равнодушен к неудачам, негативно относится к замечаниям, мешает на уроке, нуждается в постоянном контроле. Отмечается спад в успешности обучения, в общении с учителем проявляется демонстративность. Кривляется, отказывается выполнять требования учителя, создает конфликтную ситуацию. В общении с детьми агрессивен, обзывает детей, жалуется учителю.
- Задачи коррекционно-развивающей работы:
- Диагностика причин дезадаптации
- Выявление ресурсов развития, возможностей семьи и школы
3.Выбор коррекционно-развивающей программы, учитывающей как причины дезадаптации, так и выявленные ресурсы с целью доразвития необходимых структур личности ребенка в искусственно созданных условиях и перенос сформированных навыков в социальную ситуацию развития ребенка,
- Цели психологического вмешательства:
- Изменить состояние ребенка, создав «поддерживающую среду» и организовать формирование функций, способствующих дальнейшему развитию.
- Изменить отношение взрослых к ребенку, информируя их о состоянии и возможностях ребенка и, создав у них ожидания по его выходу из кризиса к дальнейшему развитию.
Психолог может осуществлять воздействие не только непосредственно (в режиме индивидуальной и групповой работы), но и через родителей и учителей, меняя через них систему требований и подчинения их актуальной ситуации развития ребенка.
- Этапы коррекционно-развивающей работы:
- Создание искусственной коррекционно-развивающей среды со специально- организованной деятельностью, соответствующей выявленному уровню развития ребенка, т.е. среда, в которой деятельность ребенка будет успешной. При этом требования к ребенку (в школе и дома) должны быть на некоторое время ослаблены.
- Перенос отдельных наработанных навыков в актуальную ситуацию его жизнедеятельности и организация способов их закрепления.
- Расширение искусственно созданной среды до актуальной ситуации развития ребенка, формирование цели его дальнейшего развития и мотивации достижения.
- Схемы и процедуры коррекционно-развивающей работы
Индивидуальная работа
Ее проведение возможно в следующих режимах:
- Первичный приём,
на котором осуществляется беседа с родителями и ребенком, диагностика проблем ребенка, выбор направления коррекционно-развивающей работы, планирование программы и мероприятий, включающих родителей и других значимых взрослых в процесс коррекции.
- Коррекционно-развивающая работа
в индивидуальном режиме (возможны приёмы в присутствии родителей). Часть программы осуществляется в режиме домашних заданий, которые выполняются ребенком самостоятельно или с помощью заинтересованных взрослых.
- Консультативный режим.
2-3 визита к психологу за время работы. Коррекционная программа в основном осуществляется под руководством родителей. Родители могут обратиться к психологу за помощью в процессе работы, специалист периодически получает обратную связь о результатах работы.
Групповая работа
- Групповая работа в форме коррекционно-развивающего тренинга при стабильной группе участников и заранее составленной программе.
- Групповая забота в группе с меняющимся составом при гибкой программе. В этом случае в работу можно включать родителей, сочетать групповую работу с индивидуальной.
Для отработки и подкрепления навыков даются домашние задания.
- Этапы и способы коррекционно-развивающей работы:
- Определение актуального уровня и зоны ближайшего развития ребенка, а также ресурсов его развития и обсуждения с ребенком и родителями возможностей и способов их использования в имеющейся социальной ситуации.
- Помощь в формировании позитивной цели ребенка, т.е. создание его модели потребностного будущего, а также ориентация ребенка на достижение поставленной цели с учетом его потребностей и личностных особенностей.
- Выбор способов достижения поставленных целей, включающих программу и режим занятий в искусственно созданных условиях, а также способы переключения сформированных навыков на социальную ситуацию развития ребенка.
Любая индивидуальная программа предусматривает следующие основные шаги:
- Блок работы с эмоциональным состоянием, мотивацией и самооценкой.
- Блок развития структур головного мозга, согласованной работы систем восприятия, контроля программирования целенаправленных двигательных актов.
- Блок развития когнитивных процессов и навыков учебной деятельности,
- Блок формирования навыков общения и социальных норм поведения.
Конкретное содержание и режим занятий выбирается с учетом выявленного при обследовании «центра тяжести» основных проблем ребенка.
В случае, когда основная проблема лежит в сфере
его эмоционального состояния (тревожность, страхи, депрессивное состояние), в первую очередь, необходима работа методом психотерапевтического воздействия.
Если страхи имеют реальную основу в виде враждебного отношения к ребенку окружающих, то необходима также работа с социумом (например, родителем или учителем) по изменению этого отношения, а также одновременная работа по изменению типа реагирования ребенка. Если страхи ребенка связаны с психологическими искажениями раннего детства, то результатом является недоверие ребенка к миру как общая установка, определяющая способ его реагирования. Ее изменяют также с использованием методов психотерапии (например, символ-драмы).
Депрессивное состояние, в целом, характеризуется отсутствием ресурса развития, то есть неготовностью ребенка к когнитивному и личностному росту. В этом случае необходима консультация детского психоневролога.
Состояние тревожности сопровождает любую стрессовую ситуацию. Оно может быть уменьшено путем введения ребенка в ситуацию успеха в специально созданной среде. Однако, если тревожность обусловлена повышенной чувствительностью как типологической чертой личности, она не может быть уменьшена ниже определенного уровня. В последнем случае повышение стрессоустойчивости ребенка должно быть связано с обучением его способам поведения и эффективного взаимодействия, соответствующего его личностному стилю.
Если основная проблема связана с несформированностью структур головного мозга и согласованной работы анализаторов, то решение этих проблем осуществляется при использовании телесно-ориентированного тренинга и методов обучающей кинезиологии.
В случае несформированности когнитивных процессов и навыков учебной деятельности используются методы когнитивного тренинга, а также различные развивающие программы.
Если проблемы связаны с несформированностыо социальных навыков и трудностями общения, используются элементы коммуникативного социально-психологического тренинга.
Все перечисленные методы в разных сочетаниях используются при составлении индивидуальной коррекционной развивающей программы.
Так, при преодолении школьной тревожности необходимо:
1) снизить, смягчить силу потребностей, связанную с внутренней позицией школьника;
2) развить и обогатить оперативные навыки поведения, деятельности, общения.
Основные используемые методы в этом случае:
- методы последовательной десенсибилизации;
- метод «отреагирования» страха.
Можно использовать игры-драматизации, например, «В очень страшную-страшилищную школу». Хорошо читать, дополнять и разыгрывать отрывки из книги Э.Успенского «Школа клоунов». При этом происходит снятие восприятия правил, как категорических требований при одновременном осознании значения правил, что способствует развитию произвольности.
В качестве примера групповой работы приведем описание методики развития основ произвольности психической регуляции и коррекции недостатков внимания.
- МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ОСНОВ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ ПСИХИЧЕСКОЙ РЕГУЛЯЦИИ
Основные, используемые методы в данном случае, приемы психогимнастики, эмоционально коммуникативного, поведенческого тренингов, аутотренинга.
Структура каждого занятия состоит из двух частей:
I. Общая разминка. Обязательно используются игры на развитие
внимания (например, «Что изменилось с этой комнате», «Угадай, кто
прикоснулся, кто подошел, кто крепче пожал руку» и т.п.) и любая
подвижная игра.
2. Психогимнастика — овладение навыками контроля двигательной и
эмоциональной сферы.
Важно чередовать противоположные по характеру движения, сопровождаемых попеременным мышечным напряжением и расслаблением.
Можно использовать игры и упражнения , примеры вариантов планирования занятий, описанные в следующей литературе:
- Чистякова М.И. Психогимнастика, М., 1995.
- Овчарова Р.В. Ребенок приходит в школу. М., 1996.
- Коротаева Е. Хочу, могу, умею! М., 1997.
- ПРОГРАММА ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ ПОМОЩИ ПРИ НЕДОСТАТКАХ ВНИМАНИЯ
I
часть
— диагностико-мотивирующая;
II
часть
— формирующая (10-15 занятий);
III
часть
— поддерживающая.
Первые две части проводятся психологом, третья часть — родителями.
Каждое занятие состоит из двух блоков;
- Развитие основных свойств внимания.
- Развитие произвольности за счет развития и укрепления волевых качеств личности.
Задачи диагностико-мотивирующей части:
— определить уровень развития внимания;
— сформировать исходный уровень мотивации у школьников на работу с психологом.
Диагностико-мотивирующая часть психокоррекционной программы проводится в индивидуальном порядке.
Формирующая часть (каждое занятие 60-90 минут групповой работы)
Задачи:
коррекция основных свойств внимания;
развитие произвольности внимания.
- Примерный план групповых психокоррекционных занятий для детей 6-7 лет с недостаточным развитием произвольного внимания, сопровождающимся повышенной двигательной активностью, импульсивностью
- Занятие 1
Цель:
развитие способности к сосредоточению, устойчивости внимания. снятие эмоционального напряжения, формирование установки к сотрудничеству.
1. Беседа, в ходе которой психолог объясняет детям, как будут проходить занятия, для чего они нужны. Расспрашивает, какое любимое занятие у каждого из них с целью познакомиться поближе, установить эмоциональный контакт.
2. Подвижная игра «Зеваки» (Чистякова М. И., 1990 ) Все играющие ходят по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего дети останавливаются, хлопают 4 раза в ладоши, поворачиваются и идут в другую сторону. Кто не успел выполнить задание, выбывает из игры.
- Упражнение на внимание «Найди отличие» (Лютова Е.К., Монина Г.Б.) Дети по очереди рисуют на доске какой–нибудь рисунок и отворачиваются. Психолог дорисовывает несколько деталей. Дети должны сказать , какие изменения произошли.
- Игра «Возьми и передай!» Дети сидят на стульях, расставленных по кругу, и передают друг другу какой–нибудь воображаемый предмет. Со стороны должно создаться впечатление, что они действуют с реальными предметами.
- Психомышечная тренировка «На берегу моря». Вдоволь наигравшись в воде, дети выходят на берег и ложатся на прогретый солнцем песок пляжа. Закрывают глаза от яркого солнца. Раскидывают в приятной лени руки и ноги.
Занятие 2
Цель
: Формирование мотивации к посещению занятий, желания сотрудничать; развитие устойчивости внимания, самоконтроля.
- Приветствие, беседа на свободную тему (установление эмоционального контакта)
- Разминка: «Запрещённое движение». Дети стоят лицом к ведущему. Повторяют движения рук, которые показывает ведущий. Затем выбирается движение, которое повторять запрещается. Тот, кто повторит движение, выходит из игры.
- Игры на внимание:
«Ищи безостановочно» В течение 10-15 с. увидеть вокруг себя возможно больше предметов одного и того же цвета (одного размера , одной формы и т. д.) По сигналу один ребёнок начинает перечислять, другие его дополняют.
«Запоминай порядок». Играющим показать в руке 6-7 цветных карандашей. Через 20 секунд., убрав их, спросить о последовательности в их расположении.
5-6 человек выстраиваются в ряд в произвольном порядке. Ведущий на 30-40 с. поворачивается в их сторону и, отвернувшись, перечисляет, кто за кем стоит. Затем водящим становится другой.
- Чтение сказки «Чертёнок, или Мальчик-наоборот. (Психогимнастика. М.И. Чистякова.)
Мальчик-чертёнок жил на болоте. Иногда, по тропинке, мимо болота проходили люди. Чертёнку очень нравились люди, он хотел тоже им понравится, поэтому, как увидит кого-нибудь, тотчас вспрыгнет на кочку и давай плясать на ней — только грязная вода во все стороны летит. Проходящие почему-то ускоряли шаг, зажимали себе нос, отворачивали от чертёнка лицо. Чертёнок не знал, что запах тухлой воды неприятен, что кривляние и гримасы пугают, а его мокрая драная одежда, усеянная пиявками и улитками, вызывает у всех тошноту.
Но вот однажды по этой тропинке шёл добрый человек. Он не отвернулся от чертёнка, не зажал нос, а подозвал его к себе. Добрый человек вытащил из кармана волшебную булавку и пристегнул её к одежде чертёнка. И в тот же миг не стало болота, а перед ним стоял красивый и чистенький мальчик.
Мальчик, бывший чертёнок, попросился жить к доброму человеку.
Вот стали они жить вместе Добрый человек говорит: «Открой дверь!» — а мальчик её плотнее закрывает; «Причешись» — а мальчик лохматит себе волосы.
Добрый человек понял, что из чертёнка получился мальчик-наоборот. Он не ругал мальчика, а стал сам всё говорить наоборот: «Поколоти эту плаксу – девочку» — а мальчик начинал её успокаивать. Так они и жили.
Обсуждение сказки. Рисование персонажей.
- Упражнение на мышечную релаксацию «На берегу моря».
- Занятие 3
Цель
: Развивать навыки волевой регуляции, способность к концентрации внимания.
- Приветствие, разминка.
«Я вижу…» (Карпова Е. В., Лютова Е. К.; 1999 г.)
Участники, сидя в кругу, по очереди называют предметы, которые находятся в комнате, начиная каждое высказывание словами: «Я вижу…».
Повторять один предмет дважды нельзя.
- Упражнение на внимание – работа с корректурными пробами;
- Рисование на тему «По дороге в школу»;
- Обсуждение рисунков детей;
- Подвижная игра «Король сказал». Все участники игры вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий говорит, что он будет показывать разные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные), а играющие должны их повторять только в том случае, если он добавит слова «Король сказал». Кто ошибается, выходит на середину круга и выполняет какое-нибудь задание участников игры, например, улыбнуться, попрыгать на одной ноге и т. д.
- Упражнение на релаксацию.
- Занятие 4
Цель
: Та же.
- Хлопки по кругу.
- «Путаница». Ведущий выходит за дверь, а дети сами запутываются. Ведущий должен их распутать. Упражнение на невербальное общение: поздороваться, глядя в глаза друг другу. Попрощаться таким же образом.
- Упражнение на внимание: работа с корректурными пробами.
Упражнение «Найди отличия».
Ребятам раздают по паре одинаковых рисунков с мелкими отличиями. Нужно найти найти, чем отличаются. Например, 2 клоуна и 2 матрёшки.
- Подвижная игра «Замри» (Чистякова М. И., 1990) Дети прыгают в такт музыке (ноги в стороны – вместе, сопровождая прыжки хлопками над головой и по бёдрам). Внезапно музыка обрывается. Играющие должны застыть в позе, на которую пришлась остановка музыки. Если кому-то из участников это не удалось, он выбывает из игры. Снова звучит музыка – оставшиеся продолжают выполнять движения. Играют до тех пор, пока в круге ни останется лишь один играющий.
- Игра «Путь доверия». Укрепляет доверие внутри группы, развивает тактильное восприятие. Один ребёнок надевает повязку на глаза, второй ведущий. Ведущий подводит товарища к разным предметам, тот определяет на ощупь, что это. Потом звенит колокольчик, и ребята меняются местами.
- Упражнение на релаксацию.
- Занятие 5
Цель
: развитие произвольного внимания, воображения.
- Игра «Прикосновение» развивает любознательность, внимательность, тактильные ощущения. Используется, как разминочная.
Сесть в один общий круг, осмотреться по сторонам. А затем ребята по очереди дотрагиваются до чего-нибудь и сообщают, что это такое. Потом можно походить по комнате, дотрагиваясь до разных предметов и описывая их. В конце игры можно что-либо нарисовать из того, до чего дотронулся.
- Хлопки по кругу.
- Сочинение истории вместе на тему «Как непослушный заяц в школе учился». Каждый по кругу придумывает продолжение истории.
- Подвижная игра.
- Упражнение на внимание: работа с корректурными пробами, игра «Что слышно». Дети внимательно прислушиваются к посторонним звукам и называют их.
- Упражнения на релаксацию.
- Занятие 6
Цель
: развитие внимания, воображения, самоконтроля, умения слушать.
- Разминка. Побросать мяч по кругу, называя имя того, кому бросаешь.
«Зеркало». Группа разбивается на пары. Один отражает, а второй совершает действие (умывается, есть, причесывается). Делать медленно.
- Игра «Камень мудрости». Игра улучшает взаимодействие, дает возможность контролировать свое поведение. Пока камень находится в руках у одного ребенка, остальные говорить не могут. Затем камень передается другому и т.д. Можно передавать камень ребенку, который просто хочет чем-то поделиться.
- Игра на внимание. «Кто во что одет». Все смотрят внимательно на одного участника, потом он выходит из комнаты, а ребята должны вспомнить, во что он одет, какого цвета одежда.
- Подвижная игра «Ловим комаров» (Лютова Е. К., Монина Г. Б.) Скажите детям: «Давайте представим, что наступило лето, я открыла форточку и к нам в класс (группу) налетело много комаров. По команде «Начали!» вы будете ловить комаров. Вот так! Педагог в медленном или среднем темпе делает хаотичные движения в воздухе, сжимая и разжимая при этом кулаки. То поочерёдно, то одновременно. Каждый ребёнок будет «ловить комаров» в своём темпе и в своём ритме, не задевая тех, кто сидит рядом. По команде «Стой!» вы садитесь вот так: педагог показывает, как надо сесть (на своё усмотрение). Готовы? «Начали!»… «Стоп!» Хорошо потрудились. Устали. Опустите расслабленные ноги вниз, встряхните несколько раз ладонями. Пусть руки отдыхают. А теперь – снова за заботу!»
- Игра на воображение «Кляксы». Лист бумаги складывают пополам. На одной стороне ставится клякса. Потом лист складывается, разворачивается и ребята придумывают, какой предмет или что-то другое получилось.
- Упражнение на релаксацию.
- Занятие 7
Цель
: Развитие произвольного внимания, самоконтроля, коррекция двигательной активности.
- Разминка. Игра «Фотограф». Ведущий запоминает расположение участников группы и выходит за дверь. Ребята проводят три изменения в своей композиции. Ведущий должен восстановить исходную композицию.
Пантомима. «Я люблю», «Я не люблю». Ребята показывают, что они любят. Остальные узнают по движениям.
- Игра «Камень в ботинке». Психолог спрашивает у ребят, что они чувствуют, что делают, если в ботинок попал камешек. Ребята отвечают. Затем психолог говорит о том, что у каждого может быть какая-нибудь неприятность, сравнивая с камешком в ботинке. Если об этом рассказать, поделиться, то станет легче. Это как избавиться от камешка в ботинке.
- Подвижная игра «Ручеек». Дети делятся на пары. Пары берутся за руки и поднимают руки вверх. Пара становится за парой, образуя проход. Один ребенок остается. Он проходит под руками, выбирая себе кого-нибудь. Оставшийся один проделывает то же самое.
- Упражнение на внимание. Ведущий называет и повторяет один-два раза несколько движений, не показывая их. Дети должны произвести движения в той же последовательности, в какой они были названы ведущим.
- Рисование на свободную тему.
- Упражнение на релаксацию.
- Занятие 8
Цель
: Подведение итогов групповых занятий.
- Беседа с детьми, с родителями о том, что дал им курс проведенных занятий.
- Прощание, «сладкий стол».
По результатам групповых занятий детям, у которых корректирующее воздействие малозаметно, целесообразно предложить индивидуальные занятия.
- Рекомендуемая литература
1.С. А. Игумнов. Клиническая психотерапия детей и подростков. Минск: «Белорусская наука», 2001
2Р. В. Овчарова. Практическая психология в начальной школе. М.: ТЦ «Сфера, 1996
- Чистякова М. И. Психогимнастика. М.: Просвещение, 1990 г.
- Е. К. Лютова, Г. Б. Монина. Шпаргалка для взрослых. М: Генезис, 2000.
9