Методики точной диагностики: нейрофизиологическая тест – система

Доступна консультация по Skype или WhatsApp.

Для более объективной диагностики психических расстройств и заболеваний мы используем специальный комплекс нейрофизиологических методик под общим названием нейрофизиологическая тест-система. Такой подход позволяет подобрать каждому пациенту оптимальные методы лечения и контролировать эффективность применяемой терапии на всех этапах лечения.

Нейрофизиологическая тест — система позволяет на генном уровне выявлять у пациента психические патологии. Интерпретированные данные помогают специалисту-нейрофизиологу получить наиболее полное представление об индивидуальных особенностях психического состояния пациента. Тесты, входящие в данную методику, выявляют у пациентов индивидуальные «слабые места» — некие биологические маркеры, которые на генетическом уровне определяют предрасположенность данного человека к тому или иному нарушению психики.

Основными методиками нейрофизиологической тест-системы являются:

  • тест с антисаккадами,
  • предстимульное торможение СР (стартл-рефлекса),
  • методика торможения вызванной волны Р50.

Использование нейрофизиологических методик повышает точность диагностики состояния пациента на каждом этапе терапии и позволяет четко контролировать ход лечения.

Тест с антисаккадами

Анализ движения глаз позволяет проводить диагностику целого ряда психических расстройств и заболеваний. Движения глаз могут быть разного типа:

  • саккады — это быстрые движения глаз от одной точки к другой,
  • просаккады — это саккады в направлении к цели,
  • антисаккады — это саккады в направлении, противоположном саккадам.

Длительность у антисаккад дольше, чем у просаккад. У пациентов с шизофренией для анализа движения глаз используется специальный тест с антисаккадами. Данное исследование проводится для выявления лобной дисфункции, а также для обнаружения генетических нарушений и изучения нейроанатомических и нейрофизиологических механизмов психического заболевания.

Тест с антисаккадами проводится в затемненной комнате и занимает не более одного часа. Человека помещают в кресло и устанавливают перед ним монитор, на котором воспроизводятся определенные зрительные образы — мишени. Тест проводится с применением специальных методик электроэнцефалографии (ЭЭГ). Пациент следит за изображениями на мониторе, а в это время аппаратура отслеживает движения его глаз и записывает график ЭЭГ. После этого производится анализ результатов теста: анализируются движения глаз в процессе тестирования и проводится анализ общей активности коры головного мозга в момент подготовки антикаскад. Суммарные результаты теста позволяют нейрофизиологу максимально точно диагностировать физиологическое состояние лобной коры головного мозга пациента и выявлять патологии, которые являются причиной психического расстройства.

Методика торможения вызванной волны Р50

В процессе тестирования пациент сидит в кресле в наушниках, его глаза открыты. С компьютера в наушники подаются специальные звуковые сигналы (щелчки), которые возникают парами и повторяются с определенной частотой. Интервал между сигналами выбирается случайным образом и составляет от 15 до 22 секунд. Пациент слушает эти сигналы, а в это время аппаратура записывает его ЭЭГ. При анализе результатов ЭЭГ выявляется реакция пациента на услышанные сигналы и определяется торможение (задержка) этой реакции.

Данное исследование состоит из двух серий стимулов, в каждой серии производится по 50 пар звуковых сигналов. Обработка результатов такого тестирования дает возможность нейрофизиологу определить эффективность определенной функции головного мозга — так называемой системы сенсорной фильтрации. Если в головном мозге система сенсорной фильтрации работает недостаточно эффективно, это свидетельствует о наличии патологий шизофренического спектра.

Методика вызванной волны Р300

Для тестирования с использованием методики вызванной волны Р300 человека сажают в кресло и надевают на него наушники. Общее время тестирования занимает около 45 минут. Пациент с закрытыми глазами слушает повторяющиеся звуковые сигналы громкостью 75 дБ и длительностью 50 мс, которые поступают в наушники. При этом 80% сигналов являются незначимыми для слуха пациента (высота их тона составляет 1000 Гц), а остальные 20% являются значимыми (высота их тона составляет 2000 Гц). В ответ на значимые сигналы пациент должен нажимать на клавишу прибора, при этом производится регистрация его ЭЭГ.

По окончании теста нейрофизиолог производит анализ полученных результатов. У пациентов с шизофренией компонент Р300 отличается сниженной амплитудой и увеличенной скоростью реакции (задержкой) на предъявленные звуковые сигналы. Методика вызванной волны Р300 позволяет специалисту выявить участки коры головного мозга пациента, в которых функциональное состояние ниже нормы.

Инструкция

Сейчас мы будем проставлять точки в квадратах. Начнем с самого первого квадрата. Далее будем двигаться исключительно по часовой стрелке. Каждый переход с одного квадрата на другой осуществляется не прерывая работы и только по команде экспериментатора. Все время, выделенное на проставление точек, работайте в максимальном для себя ритме. На каждый квадрат будет дано 5 секунд, в течение которых необходимо проставить максимально возможное количество точек.

Итак, экспериментатор дает сигнал «Начали», далее через каждые 5 секунд он дает новый сигнал «Перейти на другой квадрат», по окончании 5 секунд проставления точек в 6-ом квадрате экспериментатор дает последний сигнал «Стоп». Все понятно? Хорошо, тогда возьмите в правую/левую руку карандаш и зафиксируйте его перед первым квадратом.

Ключи к теппинг-тесту:

Для того, чтобы обработать результаты теппинг-теста, прежде всего необходимо подсчитать получившееся в каждом квадрате количество точек. Далее следует построить график работоспособности испытуемого в соответствии с полученными результатами, для этого 5-секундные промежутки времени надо отложить на оси абсцисс, а подсчитанное количество точек в каждом квадрате отложить на оси ординат.

Методика предстимульного торможения стартл-рефлекса

Врожденная реакция человека на неожиданный громкий звук (вздрагивание) в нейрофизиологии называется стартл-рефлексом. При серьезных психических расстройствах, даже на самых ранних стадиях, эта реакция нарушается. Изменение звукового стартл-рефлекса, как и дефицит торможения вызванной волны Р50, отражает патологические изменения в разных структурах головного мозга, что позволяет нейрофизиологу провести максимально точную диагностику и выбрать оптимальный метод лечения.

Для проведения тестирования по этой методике пациент усаживается в кресло с открытыми глазами, и в области глаз ему накладываются электроды для снятия электроокулограммы (ЭОГ). Электроокулограммма — это измерение биопотенциалов в процессе движения глазных мышц и глазного яблока и стимуляции клетчатки глаза и перевод полученных данных в графическое представление. Тестирование занимает около 30 минут. Пациент слушает в наушниках звуковые сигналы, которые подаются с компьютера, а размер его стартл-реакции отражается на ЭОГ.

Предстимульная модификация акустического стартл-рефлекса тоже связана с системой сенсорной фильтрации, но в отличие от дефицита торможения вызванной волны Р50 она отражает патологические явления в других структурах головного мозга и вызывается совершенно иными генетическими, нейрофизиологическими и нейрохимическими механизмами. Применение такой методики дополняет нейрофизиологическую картину психического заболевания, что обеспечивает постановку более точного диагноза и выбор наиболее эффективного лечения для каждого пациента.

В нашем Центре по методикам нейрофизиологической тест-системы работают нейрофизиологи с большим практическим опытом. Тесты проводятся с использованием современного медицинского оборудования и совершенно безболезненно.

Результаты обследования с использованием методик нейрофизиологической тест-системы обеспечивают точность диагностики и тем самым позволяют использовать самые эффективные методы терапии для каждого пациента.

Тест оценки свойств нервной системы по семи шкалам

ТЕСТ

Ф. И. О. оцениваемого__________________________________________________
Возраст (полных лет) __________________________________________________
Должность __________________________________________________
Подразделение __________________________________________________
Дата заполнения __________________________________________________

Инструкция

Перед вами 56 вопросов. Выберите для каждого из пяти вариантов ответа наиболее для вас подходящий. Обведите ответ.

Тестовое задание

№ п/пВопросОтвет
1Быстро ли у вас утомляются глаза при чтении на слабом свете?а. очень быстро; b. быстро; c. средне; d. медленно; e. очень медленно
2Часто ли вы расстраиваетесь в связи с какими-либо трудностями или неудачами в работе?a. очень часто; b. часто; c. время от времени; d. редко; e. очень редко
3Часто ли отвлекается ваше внимание во время длительной работы в спокойной обстановке?a. очень редко; b. редко; c. средне; d. часто; e. очень часто
4Вы склонны работать по преимуществу тщательно или небрежно?a. очень тщательно; b. тщательно; c. средне; d. небрежно; e. очень небрежно
5Быстро ли вы можете сосредоточить внимание, начиная работу?a. очень быстро; b. быстро; c. средне; d. медленно; e. очень медленно
6Удается ли вам сосредоточенно работать в условиях напряженной, ответственной ситуации?a. всегда; b. часто; c. когда как; d. редко; e. никогда
7Насколько энергично и напористо вы склонны выполнять работу?a. очень энергично; b. энергично; c. средне; d. недостаточно энергично; e. вяло
8Хорошо ли вы улавливаете слабые источники света?a. очень хорошо; b. хорошо; c. средне; d. плохо; e. очень плохо
9Легко или трудно Вас рассердить?a. очень легко; b. легко; c. средне; d. трудно; e. очень трудно
10Нравится или не нравится вам обычно обилие дел?a. очень нравится; b. нравится; c. средне; d. часто; e. очень часто
11Часто ли у вас резко притупляется внимание к концу лекционного часа, часа работы?a. очень редко; b. редко; c. иногда; d. часто; e. очень часто
12Склонны ли вы совершать необдуманные поступки?a. очень редко; b. редко; c. время от времени; d. часто; e. очень часто
13Любите ли вы сильные ощущения (опасные виды спорта, азартные игры и т. д.)?a. очень люблю; b. люблю; c. не интересуюсь; d. не люблю; e. очень не люблю
14Быстро ли вы можете переключиться с одного занятия на другое?a. сразу же; b. после небольшой паузы; c. средне; d. после большой паузы; e. после очень большой паузы
15Легко ли вы улавливаете слабые звуки (шорохи в лесу, шум высоко пролетающего самолета и т. п.)?a. очень легко; b. легко; c. средне; d. с трудом; e. очень плохо
16Стремитесь ли вы переделывать или совершенствовать свою работу?a. без конца; b. много раз; c. умеренно; d. избегаю переделывать; e. совсем не склонен
17Страдаете ли вы от бессонницы?a. никогда; b. редко; c. время от времени; d. часто; e. постоянно
18Вызывают ли у вас радостное возбуждение большие дозы возбуждающих напитков (кофе, чай, пиво, алкогольные напитки)?a. всегда; b. часто; c. иногда; d. редко; e. никогда
19Требуется ли вам «раскачка», чтобы полностью включиться в новую деятельность?a. очень редко; b. редко; c. иногда; d. часто; e. всегда
20Допускаете ли вы описки или другие случайные ошибки в работе?a. очень мало; b. мало; c. средне; d. много; e. очень много
21Часто ли вы склонны браться за дополнительную и необязательную работу?a. очень часто; b. часто; c. иногда; d. редко; e. никогда
22Бурно ли вы обнаруживаете свои переживания в связи с ходом работы?a. очень бурно; b. бурно; c. средне; d. слабо; e. никак
23Вызывают ли у вас малые дозы возбуждающих напитков (кофе, чай, пиво, алкоголь) изменение тонуса?a. радостное возбуждение; b. бодрое состояние; c. не действуют; d. вызывают легкую расслабленность; e. вызывают сонливость
24Часто ли вы увлекаетесь новыми делами?a. очень часто; b. часто; c. время от времени; d. редко; e. очень редко
25Часто ли у вас бывают, без особых на то причин, неожиданные переходы от радостного настроения к грусти и наоборот?a. очень часто; b. часто; c. время от времени; d. редко; e. очень редко
26Насколько длительны ваши переживания в связи с трудностями и неудачами в работе по сравнению с окружающими людьми?a. гораздо менее длительны; b. менее длительны; c. такие же; d. более длительны; e. гораздо более длительны
27Быстро ли вы засыпаете?a. очень быстро; b. быстро; c. средне; d. медленно; e. очень медленно
28Легко или трудно вам сохранять спокойствие в возбуждающей компании?a. очень легко; b. легко; c. средне; d. трудно; e. очень трудно
29Легко ли вам удается выдерживать болевые раздражения?a. очень легко; b. легко; c. средне; d. трудно; e. очень трудно
30Часто ли вы не доводите начатое дело до конца из-за возникших трудностей?a. очень редко; b. редко; c. время от времени; d. часто; e. очень часто
31Насколько вы инициативны в работе по сравнению с окружающими людьми?a. гораздо больше других; b. больше других; c. средне; d. меньше других; e. гораздо меньше других
32Просыпаетесь ли вы, если возникает слабый шум, негромкие звуки?a. всегда; b. часто; c. иногда; d. редко; e. никогда
33Отличает ли вас застенчивость?a. не свойственна; b. в малой степени; c. средне; d. в высокой степени; e. в очень высокой степени
34Свойственна ли вам нетерпеливость?a. не свойственна; b. в малой степени; c. средне; d. в высокой степени; e. в очень высокой степени
35Быстрее или медленнее вам удается выучить то, что нужно, по сравнению с другими людьми?a. гораздо быстрее других; b. быстрее других; c. средне; d. медленнее других; e. гораздо медленнее других
36Обычна ли для вас систематичность, равномерность в работе?a. всегда; b. часто; c. иногда; d. редко; e. никогда
37Бывает ли, что на мелкие неприятности вы реагируете сильнее, чем на крупные?a. очень часто; b. часто; c. иногда; d. редко; e. очень редко
38Часто ли вы беретесь за работу, не рассчитав своих сил?a. очень часто; b. часто; c. иногда; d. редко; e. очень редко
39Доставляет ли вам удовольствие или неудовольствие включение в работу, которая требует быстрых действий?a. большое удовольствие; b. некоторое удовольствие; c. безразлично; d. неприятно; e. очень неприятно
40Быстро ли вы отключаетесь от мыслей о работе, прервав или закончив ее?a. очень быстро; b. быстро; c. средне; d. медленно; e. очень медленно
41Свойственна ли вам нетерпеливость при длительном объяснении непонятливому слушателю?a. в очень большой степени; b. в большой степени; c. средне; d. в малой степени; e. в очень малой степени
42Часто ли вы теряете присутствие духа в сложной или опасной ситуации?a. очень редко; b. редко; c. когда как; d. часто; e. очень часто
43Насколько вы упорны в достижении своих целей по сравнению с окружающими людьми?a. гораздо больше других; b. больше других; c. средне; d. меньше других; e. гораздо меньше других
44Часто ли у вас возникает сонливость в ходе выполнения работы?a. очень редко; b. редко; c. иногда; d. часто; e. очень часто
45Бываете ли вы вспыльчивы в своем рабочем коллективе (учебном коллективе) по незначительным поводам?a. очень часто; b. часто; c. время от времени; d. редко; e. очень редко
46Как хорошо развит ваш слух (насколько тонко вы различаете звуковые оттенки, тона, слабые звуки)?a. очень хорошо; b. хорошо; c. средне; d. слабо; e. очень слабо
47Вызывают ли у вас слабые дозы возбуждающих средств (кофе, чай, алкоголь) сонливость?a. никогда; b. редко; c. иногда; d. часто; e. постоянно
48Крепкий ли у вас сон?a. очень крепкий; b. крепкий; c. средний; d. чуткий; e. очень чуткий
49Легко ли вы в случае надобности отвыкаете от старых привычек (распорядок дня, расположение вещей и т. д.)?a. очень легко; b. легко; c. средне; d. трудно; e. очень трудно
50Легко ли вам внушить то или иное отношение к окружающему?a. очень легко; b. легко; c. средне; d. трудно; e. очень трудно
51Быстро ли вы утомляетесь от однообразной умственной работы?a. очень долго не утомляюсь; b. долго не утомляюсь; c. средне; d. быстро утомляюсь; e. очень быстро утомляюсь
52Нравится ли вам быть лидером в компании?a. очень нравится; b. нравится; c. средне; d. часто; e. очень часто
53Насколько вы обидчивы по сравнению с окружающими?a. гораздо больше других; b. больше других; c. средне; d. меньше других; e. гораздо меньше других
54Отмечаете ли вы у себя «пережевывание» (повторение) одних и тех же мыслей?a. очень редко; b. редко; c. время от времени; d. часто; e. очень часто
55Часто ли у вас появляется вспыльчивость по серьезным поводам?a. никогда; b. редко; c. время от времени; d. часто; e. постоянно
56Склонны ли вы к решительным, окончательным действиям?a. очень часто; b. часто; c. время от времени; d. редко; e. очень редко

Спасибо!

Ключ к методике

Описание теста

Тест оценки свойств нервной системы по семи шкалам предназначен для выявления следующих свойств нервной системы оцениваемого по семи шкалам:

  • чувствительность к малым по интенсивности световым, звуковым, вкусовым, обонятельным и тактильным раздражителям;
  • эмоциональная реактивность – по длительности, интенсивности, частоте возникновения;
  • подвижность нервных процессов – в разных проявлениях этого свойства;
  • сила тормозного процесса – охранительного и дифференцировочного;
  • энергичность – активность, потребность в деятельности;
  • выносливость к длительным нагрузкам – работоспособность во временном плане, способность длительно концентрироваться на одной деятельности и т. д.;
  • выносливость к интенсивным воздействиям – стрессовые ситуации, повышенная значимость, очень ответственные соревнования и т. д.

При составлении теста учитывались следующие стороны жизнедеятельности человека и ситуации, в которых типологические свойства нервной системы могут находить свое выражение:

  • работа и утомление;
  • отдых и сон;
  • общение с людьми;
  • черты характера и привычки.

Ключ к тесту

Каждая шкала включает в себя восемь вопросов:

  • чувствительность: 1, 8, 15, 23, 32, 37, 46, 50;
  • эмоциональная реактивность: 2, 9, 22, 25, 33, 38, 45, 53;
  • подвижность нервных процессов: 5, 14, 19, 26, 35, 40, 49, 54;
  • сила тормозного процесса: 4, 12, 17, 27, 34, 41, 48, 55;
  • энергичность: 7, 10, 21, 24, 31, 39, 43, 52;
  • выносливость к длительным нагрузкам: 3, 11, 16, 20, 30, 36, 44, 51;
  • выносливость к интенсивным нагрузкам: 6, 13, 18, 28, 29, 42, 47, 56.

Баллы начисляются по схеме: ответ «а» – 5 баллов, «b» – 4, «c» – 3, «d» – 2, «e» – 1.

Для упрощения подсчета баллов используйте для фиксирования баллов за ответы вспомогательную таблицу:

Шкала№ вопросаБаллИтого баллов
Чувствительность1
8
15
23
32
37
46
50
Эмоциональная реактивность2
9
22
25
33
38
45
53
Подвижность нервных процессов5
14
19
26
35
44
49
54
Сила тормозного процесса4
12
17
27
34
41
48
55
Энергичность7
10
21
24
31
39
43
52
Выносливость к длительным нагрузкам3
11
16
20
30
36
44
51
Выносливость к интенсивным нагрузкам6
13
18
28
29
42
47
56
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]