- Возрастные особенности самовоспитания
- Этапы самопознания
В этой статьи мы рассмотрим главные вопросы, связанные с самовоспитанием: что это такое, этапы его формирования и развития, возрастные особенности процесса. Первый вопрос — что такое вообще самовоспитание?
Определение 1
Самовоспитание – это осознанная деятельность человека, которая направлена на то, чтобы реализоваться как личность. Чтобы самовоспитание стало возможным у человека уже должны быть сформированы идеалы, личностные моральные качества и осознанные цели.
Проблему самовоспитания изучали Б. Бондаревский, А. Арет, А. Кочетов, А. Бодалев, А. Ковалев и другие ученые с мировым именем. Вариантов расшифровки термина существует множество:
- В «Теории самовоспитания», написанной Л. Рувинским, самовоспитание определяется, как осознанная деятельность, цель которой — изменять и совершенствовать свою личность.
- По А. Кочетову самовоспитание расшифровывается, как осознанность и стремление соответствовать требованиям окружающих, при этом цель индивидуума — реализовать силу и способности. То, к чему стремится человек, будут определять цели самовоспитания, а чтобы достичь их, человек должен руководствоваться объективной оценкой самого себя. Самовоспитание дает возможность избавиться от плохих черт, выработать нужные личностные качества, развить скрытый потенциал.
Цели самовоспитания можно условно разбить на 2 группы:
- Общие, когда человек хочет развить грани своей личности, овладеть профессиональными знаниями и навыками.
- Частные, когда человек ставит задачу воспитать внимательность, трудолюбие, преодолеть завистливость, лень и другие негативные черты характера.
Толчком заняться саморазвитием могут стать различные ситуации и причины: желание достигнуть жизненных целей, необходимость отвечать идеалам, которые пропагандируются социальной моралью, личные обстоятельства, стремление быть похожим на человека, который стал примером для подражания. Сделать саморазвитие успешным и результативным — настоящая проблема. Основная трудность, с которой сталкиваются большинство людей — недостаток знаний и умений в правильной постановке и формулировании целей, тогда как именно целеполагание — основополагающий этап любого процесса.
Не нашли что искали?
Просто напиши и мы поможем
Педагогический терминологический словарь
Самовоспитание — сознательная, целенаправленная деятельность человека, направленная на совершенствование своих положительных качеств и преодоление отрицательных. Элементы С. присутствуют уже у дошкольников. Малыш ещё не может осмыслить свои личностные качества, но уже в состоянии понять, что его поведение может вызвать как положительную, так и негативную реакцию со стороны взрослых. Потребность в самопознании, самоанализе, самооценке и самоконтроле наиболее отчётливо начинает проявляться в подростковом возрасте.
Однако из-за отсутствия достаточного социального опыта и психологической подготовки подростки не всегда способны понять мотивы своих собственных поступков и нуждаются в тактичной педагогической помощи взрослых. С. становится более осознанным и целенаправленным в юношеском возрасте, когда у молодых людей личностные качества сформированы в большей степени. В процессе выработки мировоззрения, профессионального самоопределения у юношей и девушек появляется ярко выраженная потребность в С. интеллектуальных, нравственных и физических качеств личности в соответствии с идеалами и социальными ценностями, которые свойственны данному обществу, ближайшему окружению. Уровень С. — результат воспитания личности в целом.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 251)
Понятие — самовоспитание
Чтобы организовать процесс формирования личности максимально профессионально, необходимо разобраться – что такое самовоспитание. Под этим понятием психологи подразумевают осознанное стремление человека своими силами раскрыть природный потенциал, максимально развить положительные качества и преодолеть отрицательные. Развить такое положительное качество, как самодисциплина. Преодолеть такое отрицательное качество, как склонность к самооправданию. Этого бывает достаточно для того, чтобы почувствовать положительные изменения в своей жизни. В книге Брайана Трейси «Нет оправданий! Сила самодисциплины» читайте подробно о том, как взять контроль над своей жизнью. Воспитание и самовоспитание, по мнению специалистов, — две неотъемлемые части процесса формирования полноценной, гармоничной личности.
Это важно! Профессиональное личностное воспитание требует от человека умения правдиво оценивать собственные личностные черты, распознавать положительные и отрицательные качества.
Воспитание и самовоспитание требует от человека следующего:
- всестороннее познание себя;
- постоянное совершенствование положительных качеств;
- развитие умений и навыков, творческих способностей.
Результатом процесса самовоспитания будут являться личные достижения, которые напрямую зависят от личной эффективности. Поднять уровень личной эффективности можно изучив этот курс.
В чем проявляется самовоспитание?
Самовоспитание в жизни взрослого человека — своей главной целью преследует глубочайшую работу личности над своим характером и включает в себя:
- преодоление трудных жизненных обстоятельств и условий – это только закаляет человека;
- проработка негативных черт характера и выработка позитивных;
- обучение совладанию и контролю над эмоциями – повышение уровня эмоционального интеллекта;
- истинное следование своему пути в жизни.
Методы самовоспитания
Что такое эффективное самовоспитание и какие способы самовоспитания существуют? Народная пословица: «Век живи – век учись» хорошо отражает процесс воспитания себя. Человек, ступивший на этот путь – постоянно совершенствуется «через тернии к звездам». Методы, помогающие структурировать деятельность на пути самовоспитания:
- Самообязательство: проговаривание перед собой обязательств и следование им, через постоянное напоминание и стремление к выполнению – это приводит к формированию устойчивой привычки.
- Эмпатия – сонастройка с чувствами других, «видение» себя на месте другого – помогает воспитанию нравственных качеств. Человек из чувства эмпатии может увидеть себя со стороны, как его воспринимают окружающие люди.
- Самоприказ или самопринуждение – воспитывают волю и постепенно недостаток волевых качеств искореняется.
- Самонаказание — за несоблюдение правил и обязательств накладывается наказание, которое оговаривается перед принятием на себя обязательств.
- Самокритика – внутреннее противоречие побуждает к работе над самосовершенствованием.
- Самоубеждение – основано на самооценке. Специалисты рекомендуют проговаривать вслух свои проступки, так привлекается собственное внимание к тому, что необходимо проработать.
- Самоанализ (саморефлексия) – включает в себя самоконтроль, ведение дневника, самоотчет.
Стимулирование самовоспитания как педагогическая задача
Педагогическое стимулирование самообразования — это сознательное использование субъектами образования разнообразных стимулов и заключается в их соответствующем отборе, необходимой модификации и вовлечении в этот процесс с учетом индивидуально-психологических особенностей учащихся и конкретной ситуации.
При осуществлении педагогического стимулирования самовоспитания учителю следует учитывать предыдущий опыт детей, в том числе опыт работы над собой.
Учитывая психологическую идею П. К. Анохина о роли опережающего отражения действительности в поведении и развитии личности, можно сказать, что эффективность стимулирования самовоспитания студентов в определенной степени зависит от того, насколько они осознают перспективы своего роста и испытывают радость успеха в нем. Любая деятельность человека, ее цели, пути и результаты заранее запрограммированы в его сознании, направляют и стимулируют эту деятельность. Когда цели достигнуты и получены ожидаемые результаты, человек испытывает внутреннее удовлетворение, радость успеха. Когда запланированные цели не реализуются, он/она испытывает чувство неудовлетворенности и психологического напряжения.
Повторение таких неудач парализует деятельность человека. Напротив, видение своих перспектив, чувство радости от успеха, вызывающее положительные эмоции, стимулирует внутреннюю активность и развитие личности. Поэтому стимулирование самообразования заключается в создании условий, позволяющих учащимся видеть перспективы своего роста и постигать радость успеха на этом пути.
Предлагая студентам взглянуть на их рост и развитие, нельзя абстрагироваться от трудностей, которые они испытывают в процессе самообразования. Как уже было показано, работа студентов над собой сопряжена со значительными трудностями, требует от них большого умственного напряжения, физических сил и нервной энергии, а потому не всегда носит последовательный характер и приносит ожидаемый результат. Для достижения успеха в самообразовании требуются долгие и большие усилия. Из-за отсутствия психологической и практической готовности к работе над собой и, как следствие, отсутствия необходимого опыта в ней, многие студенты не чувствуют заметных успехов в самообразовании, более того, у них случаются казусы и неудачи, которые приобретают закрепленный характер через повторение. В такой ситуации ожидание радости от успеха сменяется разочарованием, становится недостижимым, что приводит к пассивности, потере интереса к самообразованию, его эпизодическому характеру или почти бездеятельности.
Неправильное поведение с педагогической точки зрения также возможно. Не имея возможности для самореализации в социально признанной деятельности, определенный студент может найти более легкие, как правило, антисоциальные способы самоутверждения.
Определяя формы содействия самообразованию, П. Н. Осипов предполагает, что они отражают развивающиеся отношения между преподавателями и студентами. Эти формы могут быть коллективно-коллективными (педагогический коллектив — студенческий коллектив), коллективно-индивидуальными (педагогический или студенческий коллективы — отдельный студент), индивидуально-коллективными (преподаватель — группа) и индивидуально-индивидуальными (преподаватель — студент).
С чего начать самовоспитание?
Самообразование и самовоспитание личности начинается с раннего детства в процессе воспитания ребенка родителями, через усвоение норм, правил, при оценке деятельности детей взрослыми. Осознанно процесс запускается с подросткового возраста. Человек, не получивший должного внимания и раскрытия своего потенциала в семье, может сам развивать все те качества, которые ему важны.
Путь самовоспитания начинается с маленьких шагов:
- понимание и осознание необходимости перемен в себе;
- решимость совершать шаги на пути самоизменения;
- положительная внутренняя мотивация и вера в успех;
- постановка (прописывание) целей и задач;
- выбор средств и методов.
Суть воспитания личности
Проблема самовоспитания и самосовершенствования с античных времен занимала «светлые умы» мыслителей, философов. Идея самовоспитания проходит через века все – меняется до неузнаваемости, и все же содержит вечные истины. Платон, Сократ, Аристотель – первые труды, в которых можно увидеть ценность самопознания и становление человека как личности в процессе самосовершенствования. Обществу нужны сильные, одаренные люди, воспитавшие в себе высокие нравственные качества. Проблема выражается в том, что человек может выбрать ложные ценности, идеалы и следовать им.
Точно определить, что такое самовоспитание достаточно сложно, так как этот термин включает множество других определений. Это понятие имеет и родственные термины такие, как самопознание и самореализация.
Это не одно и то же, но каждый процесс дополняет друг друга и невозможен в отдельности. Самовоспитание – это необходимое условие для каждого человека, так как в процессе этого происходит поиск себя, формирование самооценки и взгляда на окружающий мир. Самосознание позволяет ответить на такие вопросы, как личные идеалы, жизненный путь, отношения с окружающим миром. Ключевым моментом воспитания себя является осознание важности любви самого себя и окружающих. На пути к самосовершенствованию человек начинает различать такие понятия, как эгоизм и истинная любовь к себе. И здесь выясняется, что без любви к себе нельзя любить других людей и по-настоящему ценить жизнь.
Есть множество стратегий воспитания собственного «я», но многие психологи поддерживают именно путь любви. В процессе самореализации человек старается сделать самого себя лучше, но ни в коем случае не подстраивает внешний мир под себя.
Содержание воспитания и самовоспитания в педагогическом процессе
Существует множество определений образования, но ни одно из них не может быть исчерпывающим. В то же время, основываясь на них, мы можем получить представление о сути образования. Прежде всего, процесс образования предполагает целенаправленность, то есть образование — это целенаправленная деятельность, которая осознанно реализуется. Это отличает ее от социализации, которая является спонтанным процессом, реализуемым под влиянием многочисленных разнонаправленных факторов, в том числе и воспитания. Вторая главная особенность — это взаимодействие между педагогом и учеником. Это необходимый атрибут воспитания: если педагог игнорирует взаимодействие и возводит эффект в абсолют, он, скорее всего, потерпит неудачу, и даже если ему удастся достичь каких-то сиюминутных результатов, мы не можем ожидать долговременных результатов воспитания. Третьей особенностью образования является концепция педагога о субъектности ученика, которая выражается в индивидуальности, неповторимости каждого ученика, его избирательном отношении к образовательному воздействию. Следует помнить, что студент является одновременно субъектом и объектом образования, а также учителем. Проблема в том, что очень часто тьютор игнорирует субъективность ученика, не принимает ее во внимание. С другой стороны, в литературе часто подчеркиваются субъект-субъектные отношения между участниками образовательного процесса, в то время как объектные отношения как бы отодвигаются на второй план или просто игнорируются. В-четвертых, образование имеет место только при наличии творческой активности. Можно долго и бесполезно призывать к обеспечению безопасности классов, но если ученики сами делают ремонт, то нет необходимости беспокоиться о безопасности помещений.
Результаты воспитания нельзя увидеть или почувствовать сразу, но есть один неоспоримый результат воспитания — готовность и способность человека к самовоспитанию, понимаемому как процесс сознательного, целенаправленного самоуправления. Этот процесс носит двоякий характер: с одной стороны, развитие желательных качеств, которые кажутся ценными для человека, а с другой стороны, преодоление недостатков, избавление от негативных качеств, привычек и черт в восприятии человека. Самообразование — это основа образования, потому что никто не может образовать человека, если он сам этого не хочет и не занимается самообразованием. Для достижения результатов педагог должен сделать своего ученика союзником, то есть побудить его к самообразованию. Более того, эффективность образования определяется тем, насколько человек хочет и может заниматься самообразованием.
Содержание самовоспитания определяется «разностью потенциалов», то есть сознательным движением человека от того, каким он себя осознает (поэтому адекватная самооценка — необходимое условие самовоспитания), к тому, каким он хочет быть: больше знать или нарастить мышцы, играть в бейсбол или научиться водить машину, исправить недостатки своей фигуры или вступить в клуб фанатиков и т.д. Мотивы могут быть самыми разными: Кто-то хочет преодолеть инвалидность, кто-то заботится о том, чтобы привлечь чье-то внимание, кто-то сознательно хочет укрепить свою волю, преодолеть страх или неуверенность, кому-то нужно доказать себе или другим, что он может это сделать. Содержание самосовершенствования определяется идеалами и ценностями человека. Таким образом, студенты, ориентируясь на свою будущую профессию, стараются развить в себе те качества, которые являются лично для них, но будут необходимы или даже абсолютно обязательны для их будущей профессии: Интерес к детям и людям — для будущих учителей, способность пассивно воспринимать и слушать, не перебивая — для психологов, сострадание — для социальных работников, внимание к деталям, сосредоточенность — для юристов, авантюризм как ценное мужское качество, которое может быть не лишним в большинстве профессий. Хорошо, когда студенты стремятся избавиться от вредных привычек, особенно от курения; когда молодые люди преодолевают свою неатлетичность, стремятся к чистоте речи и избавляют ее от слов-паразитов. Когда молодые люди «живут и торопятся», стараются больше увидеть, больше узнать, больше почувствовать, больше прочитать, они накапливают свой духовный, нравственный, культурный опыт, который обязательно так или иначе повлияет на их профессиональную карьеру.
Цель самовоспитания
Совершенствуя себя, важно ставить правильные цели:
- альтруизм и умение прощать ошибки окружающих людей, осознавая, что никто не идеален;
- устранение лени – нежелание что-либо делать говорит о том, что человеку недостает мотивации или это дело попросту бесполезно, и важно выбрать правильный вариант;
- воспитание в себе честности, в первую очередь, перед самим собой – игнорирование очевидных вещей, собственных ошибок, нежелание что-либо осознавать – это то, что называется самообманом, и такое поведение нужно искоренять;
- поиск вдохновения, избавление от комплексов – это важные критерии самосознания и самовоспитания, ведь любой комплекс — это дань прошлому, а отсутствие вдохновения – нежелание видеть завтрашний день, то есть реализовываться.
Самовоспитание не ограничивается определенным промежутком времени. Это пожизненный процесс, который у каждого человека происходит по-разному. Плохими поступками воспитывается эгоизма, злость, недовольство окружающим миром. Положительным отношением к себе и окружающим человек воспитывает в себе жизнелюбие, внутреннюю мотивацию, умение различать важное и второстепенное.
Методы
Основные методы самовоспитания:
- Самоубеждение. Этот метод помогает людям поддержать собственную мотивацию, усилить желание выполнять важные задачи. Для этого необходимо убедить себя в необходимости делать те или иные вещи. Например, чтобы заставить себя продолжать посещение курсов, важно в красках обрисовать выгоду, которую Вы получите, закончив обучение. Вспомните о том, насколько Вам интересно изучать выбранное направление, пролистайте в своих воспоминаниях приятные моменты, связанные с этим. Это важно делать регулярно, если Вы чувствуете, что теряете мотивацию.
- Самообязательство. Дайте себе обязательства, связанные с теми или иными задачами, и делайте все возможное, чтобы не отказаться от них.
Чаще напоминайте себе о пользе, которую Вы получите, если сумеете добраться до конца. - Самовнушение. Избегайте автоматических негативных мыслей о себе, своих способностях и идеях, таких как «,Я неудачник»,, «,У меня ничего не получится»,, «,Я все испорчу», и сходных. Постарайтесь напоминать себе раз за разом о собственной значимости, о том, что без неудач добиться успеха невозможно и это нормально, чаще хвалите себя в своей голове и намеренно произносите положительные установки: «,У меня все получится»,, «,Я справлюсь с этим»,.
- Самокритика. Важно учиться адекватно оценивать результаты собственного труда, выделять положительные и отрицательные стороны. Это ускорит процесс личностного развития и повысит качество результатов. Чаще анализируйте то, что Вы делаете, но не уходите в самообвинение, не принижайте себя.
- Самопринуждение. Нередко мотивация появляется в процессе выполнения деятельности, а не перед этим. В итоге, чтобы появилось желание, необходимо принудить себя заняться выполнением заданий, даже если это крайне сложно сделать.
- Самонаказание. Если Вы не выполнили что-то важное, что должны были, или все еще тянете с выполнением, может быть полезно самонаказание: к примеру, можно запретить себе что-то важное и приятное на некоторое время либо серьезно ограничить. При этом может освободиться время для выполнения важных задач.
- Эмпатия. Общение , крайне важный элемент воспитания, но без развитой эмпатии оно становится менее полноценным. Чаще анализируйте поступки окружающих, представляйте себя на их место, пытайтесь прочувствовать их эмоции как свои.
Что дает самовоспитание
Самосовершенствование дается человеку непросто, основной задачей является познание себя, но никак не получение удовольствия от этого процесса. Люди склонны оправдывать многие свои неприятные поступки, но на пути самопознания придется их признать и увидеть, как правильно с ними справиться. Важно понять мотивацию поступков, после чего станет понятно, что агрессия, раздраженность, антипатия являются результатом защитного механизма, который срабатывает в ответ на психологические комплексы.
Работа над собой – это сложное определение, целью этого является познание механизмов самозащиты для ее устранения. Речь, конечно же, идет не о естественном инстинкте самосохранения, а о пагубном ответном механизме, который мешает реализовывать себя. Самопознание подразумевает неприятные открытия, и смириться с ними позволит именно самосовершенствование.
Перед началом самовоспитания важно четко определить свои жизненные цели и желаемый в будущем результат. Только с четким видением результата можно говорить о возможности изменения себя и воспитания.
Золотая середина
В процессе самопознания важно понять, что развиваясь, человек совершенствует одно качество и, в идеале, угнетает другое. Нельзя одномоментно избавиться от всех комплексов и недостатков, потому воспитание занимает длительное время. Если же стоит цель избавиться от всего плохого и приобрести хорошее одновременно и без малейших затрат, она изначально не имеет смысла и не будет реализована.
Каждая черта характера человека имеет полярность:
- уверенность-скованность;
- открытость-замкнутость;
- активность-апатичность и другие примеры.
Чрезмерное развитие определенной черты может пагубно сказаться на характере в целом, такая акцентуация может даже привести к различным психическим отклонениям.
Чтобы избежать ошибок на пути самопознания и совершенствования, следует наделить эти определения своим смыслом. То есть знать, какой ожидаемый результат и что эти слова значат в отдельном случае.
Согласие с личным «я»
Такие переживания, как стыд, вина, злоба, раздражение – это следствие определенных алгоритмов ума, когда сочетается самая различная информация, и как результат, мозг выдает модель поведения, которая отвечает теперешним представлением о себе и окружающим. Эти эмоции можно контролировать, ведь изначально они являются всего лишь чувствами. Если какое-то определенное переживание преобладает, оно переходит в хронический характер. Этого и нельзя допустить, а если это случилось, важно переосмыслить мотивы и найти первопричину.
Вместе с согласием с собой нужно приобрести гармонию с окружающим миром. Человек в процессе самовоспитания принимает решение менять себя, а не свое окружение. Это необходимое условие на пути к гармонии, ведь если каждый поступит, таким образом, наступит истинная гармония, и не только между людьми, но и между человеком и природой.
Самовоспитание также включает отказ от привязанности к вещам. Материальный мир постепенно уходит на второй план, но не на последний. Между внутренним миром и материальным также должна быть гармония, когда человек осознает, сколько ему нужно для реализации себя. Понимание этого как раз и приходит путем самовоспитания.
В конечном итоге человек начинает ощущать себя свободным, полноценным и счастливым, что и есть показателями правильного самовоспитания. Во многих случаях человеком допускаются ошибки, но это только увеличивает срок достижения цели, но не исключает ее. Ошибки – это также мотивационный мощный фактор, который имеет место быть.
Методы самовоспитания – это совокупность приемов и способов педагогического воздействия воспитанника на самого себя с целью формирования и развития желательных и необходимых личностных качеств и устранения отрицательных.
Приемы самовоспитания следует рассматривать как частичное влияние питомца на самого себя, как некий единичный акт в каждом конкретном случае и методе.
Совокупность методов и приемов самовоспитания должны составлять систему, которая для каждого человека является конкретной, индивидуальной и неповторимой. Вместе с тем анализ практики самовоспитания позволяет выделить группу наиболее распространенных методов и приемов.
Процесс самовоспитания начинается с самосознания – осознание воспитанником себя как личности и своего места и жизненных ориентиров в общественной деятельности. Сознание является высшим уровнем развития сознания,
Самосознания состоит из трех взаимосвязанных процессов – самопознания, самоактуализации и саморегуляции, которые должны действовать согласованно. Ведущей среди них является волевая сфера, которая регулирует поведение и деятельность воспитанника. Воля активизирует деятельность личности воспитанника в соответствии с его установками, мотивами поведения, профессиональными задачами. «Самовоспитание требует, – писал В. А. Сухомлинский, – очень важного, мощного стимула – чувства собственного достоинства, уважения к самому себе, желание стать сегодня лучше, чем был вчера. Самовоспитание возможно только при условии, когда душа человека очень чувствительна к тончайшим, чисто человеческих средств воздействия – доброго слова, ласкового или укоризненного взгляда. Не может идти речь о самовоспитания, если человек привык к грубости и реагирует только на «сильное» слово, окрик, принуждение. По самой своей сути самовоспитания предполагает веру человека в человека, обращение к чести и достоинства человека. Педагогическое руководство самовоспитанием – это прежде всего отношения между педагогом и воспитанником, проникнуты глубокой взаимной верой в добрые намерения.
Самопознание – начальный этап самовоспитания личности, изучение ею своих свойств, системы ценностей, жизненных целей, ведущих мотивов и мотиваций, характера, темперамента, особенностей процессов познания (ощущения, восприятия, памяти, внимания, мышления, речи и др), благодаря которому может самостоятельно определить, каких успехов он может достичь в той или иной деятельности, а также проанализировать возможности совершенствования повседневной деятельности,
Девиз «Познай самого себя» был начертаний на арке Дельфийского храма в Греции в V в, до н. есть. Он означал: познай волю богов в своей судьбе, подчинись ей. Древнегреческие мыслители времен Платона трактовали этот девиз так: познай свое предназначение, открой свои возможности, предскажи свое поведение.
Итак, основное правило самопознания – это поиск смысла жизни, своего истинного «Я». Академик А. В. Петровский предлагает два пути познания собственного «Я»:
первый путь – внимательный анализ не столько замыслов собственных поступков, сколько самих поступков в соотношении с замыслами. Условно говоря, это выяснение смысла собственной жизни и его сопоставление с общественными и личностными ценностями, анализ собственных действий и конкретных поступков с точки зрения общечеловеческой, национальной и личностной морали, профессионального и личностного становления и деятельности;
второй путь – обращение к возможностям науки и распознавания с ее помощью собственных индивидуально-психических свойств, жизненных установок и тому подобное. Этой наукой является психология личности.
Эти два пути, по мнению А. В. Петровского, многократно переплетаясь, приведут каждого, кто по ним пройдет, к познанию самого себя.
Методически правильно организованное самопознание, А. В. Петровским, осуществляется с помощью самоизучения и самооценки.
Самоконтроль и самоанализ – сопоставление принятого плана самовоспитания с реальностью, результатами деятельности, установление их несоответствия и внесение необходимой коррекции для достижения намеченного, поиск причин отклонений и тому подобное. Самоконтроль как метод самовоспитания развивается на основе способности воспитанника контролировать любую свою деятельность.
Важно различать виды самоконтроля: непреднамеренный (непроизвольный) и преднамеренный (произвольный).
Непреднамеренный (непроизвольный) самоконтроль может осуществляться в структуре восприятия, функционировать автоматически. Предметом непреднамеренного самоконтроля является не деятельность в целом, ее мотивы, а лишь ее процессуальная сторона.
Преднамеренный (произвольный) самоконтроль определяется специальной целью и имеет значительные возможности стабилизации деятельности. Воспитанники, которые сознательно ставят перед собой цель – осуществить намеченную программу, не отвлекаться посторонними делами, будут способны более систематически и последовательно выполнять свои профессиональные и общественно-полезные обязанности.
Самоконтроль выполняет функции стабилизации действий (реализации программы действий внутри деятельности) и коррекции (стабилизации) деятельности в соответствии с ее мотивами и мотивацией.
Сущность метода самоорганизации жизни и деятельности заключается в том, что воспитанники, организуя свое поведение и деятельность в соответствии с установленными правилами поведения, основными направлениями самовоспитания, эффективно работают над собой. Важным условием при этом является умение питомца управлять собой.
В процессе реализации программы самовоспитания у воспитанника формируется желание выполнять требования коллектива или воспитателя, придерживаться достойного поведения. Возникновение программы самовоспитания можно представить как следствие эволюции внешних требований к воспитаннику в его внутренние требования к своей деятельности.
Программа самовоспитания выполняется двумя путями:
- первый – подчинение собственной деятельности мотивам и мотивации самовоспитания и превращения их в деятельность самовоспитания;
- второй – реализация программы воспитания с сохранением учебной, спортивной и других видов деятельности, собственных смыслообразующих мотивов и при наличии сопутствующего мотива и мотивации самовоспитания.
Стимулирование самовоспитания может осуществляться с помощью создания внешних условий:
- четкого внутреннего порядка (например в школе);
- научной организации учебно-познавательной деятельности;
- формирование позитивного общественного мнения в учебных коллективах;
- выдвижение высоких требований к воспитанникам в сочетании с заботой о них;
- привлечение каждого воспитанника к активной деятельности;
- пропаганды воспитательной литературы;
- организации досуга всех категорий воспитанников и тому подобное.
Стимулировать самовоспитание можно также, воздействуя на его внутренние предпосылки, то есть формируя сознательную мотивационную установку. Этому способствуют педагогически целенаправленные поощрения за достигнутые результаты в самосовершенствовании, оказание действенной методической помощи в разработке программы самовоспитания.
Основные этапы педагогического руководства самовоспитанием:
- подготовительный – убеждение воспитанника в необходимости самовоспитания и в возможности достичь желаемых результатов; формирование потребностей, мотивов и мотивации самовоспитания; определение основных целей и задач самовоспитания.
- основной – определение содержания самовоспитания; помощь в выборе приемов, способов, форм и методов самовоспитания в составлении программы самовоспитания и ее реализации; организация контроля за ходом самовоспитания и внесение в него необходимых коррективов.
- заключительный – помощь в самоконтроле и приучение воспитанников к нему; стимулирование; суммирование достигнутых результатов и определение новых ориентиров к самосовершенствованию; корректировки и внесения нового содержания в программу самовоспитания и тому подобное.
Основные условия успешного осуществления самовоспитания:
- создание благоприятного морально-психологического климата в коллективе;
- формирования ярких идеалов;
- вооружение воспитанников приемами, способами, методами и формами самовоспитания, его эффективной методике;
- привитие навыков и умений самообучения, выделение позитивных и негативных индивидуально-психических качеств;
- помощь в разработке программы самовоспитания и ее реализации;
- создание условий для самовоспитания;
- популяризация положительного опыта самовоспитания, стимулирование за достигнутые положительные результаты и тому подобное.
Характеристика основных методов самовоспитания
К методам самовоспитания относятся:
- самопознание;
- самообладание;
- самостимулирование.
Самопознание включает: самонаблюдение, самоанализ, самооценивание, самосравнение.
Самообладание опирается на: самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, самоисповедь, самопринуждение.
Самостимулирование предполагает: самоутверждение, самоободрение, самопоощрение, самонаказание, самоограничение.
Подросток не выступает в качестве пассивного объекта воспитательных воздействий. У него формируется внутренняя позиция к этим воздействиям, в зависимости от которой он может или активно работать над своим совершенствованием (саморазвитием) или оставаться пассивным.
Смысл самовоспитания, таким образом, это воспитание такой личности, которая бы гармонично влилась бы в общество.
Самовоспитание человека состоит в том, что человек есть самоценность. В природе человека заложен потенциал к непрерывному развитию, стремление к самоактуализации. Главное в любой личности — устремленность ее в будущее. С этой точки зрения прошлое не является основанием для окончательной оценки человека как личности. Внутренний феноменальный мир человека влияет на его поведение не в меньшей (а иногда и в большей) мере, чем внешний мир и внешние воздействия.
Самовоспитание — целенаправленный процесс по развитию лучших, социально ценных свойств личности и категорическому запрещению самому себе дурных поступков и даже помыслов.
Значительно упрощает трудовой ритм жизни, делает его более четким и емким метод разумного самопринуждения
Среди методов самовоспитания можно отметить следующие:
Самоубеждение – метод, основанный на самооценке. Выявив в себе нехорошее, человек обычно мысленно убеждает себя в необходимости искоренения этого недостатка.
Самообязательство. Этот метод заключается в проговаривании человеком обязательства, которое он дает сам себе. При постоянном напоминании себе о нем, сознание стремиться выполнить его, что ведет к постепенному формированию соответствующей привычки.
Самокритика – метод, рождающий внутреннее противоречие в сознании человека, которое побуждает к работе над собой, усовершенствованию личностных качеств, искоренению дурного.
Эмпатия– мысленный перенос себя на место другого человека. Этот метод особенно эффективен в воспитании у себя нравственных качеств, способности сочувствовать, сопереживать, стремиться оказать помощь и т. д. Применяя этот метод, человек старается увидеть себя со стороны, пытаясь понять, как воспринимают его окружающие, и, исходя из этого, стремиться выработать в себе такие качества, которые вызывают у людей положительную оценку.
Самопринуждение и самоприказ. Этот метод следует применять, при воспитании воли. В случаях, когда человек осознает необходимость совершения какого-то действия, но не имеет достаточно воли к его совершению, нужно дать себе мысленный, а по возможности словесный приказ, сделать необходимое.
Механизмы духовно-нравственного самосовершенствования:
- cамоанализ. Представляет собой приемы научения школьников способам самоанализа, это оценка своего поведения, о своем месте в коллективе, о взаимоотношениях с одноклассниками, родственниками, учителями.
- самокритика. Представляет собой формирование на базе самоанализа способности критически оценивать свои действия, поведение, взаимоотношения в обществе и семье.
- самопознание. Цель – осознание и составление целостного и совокупного портрета собственного «я», «я»-концепции, формирование жизненных целей, определение своего места в мире;
- самоочищение. Проявляется как средство избавления от внутренних кризисов и конфликтов.
Методы самоорганизации разума и нравственно-эстетического чувства, рационального и эмоционального самоуправления:
- самовоспитание. Представляет собой способность учащегося перемещать внешние воспитательные воздействия во внутреннюю среду по механизму интроспекции.
- самообучение. Цель самообучения состоит в перемещении методов и способов учебной работы во внутренние рамки личности. Самообучение – противоположная сторона обучения;
- самообразование. Оно основывается на самовоспитании и самообучении и представляет собой формирование у школьников стремления к приобретению различных знаний и умений;
- самообладание. Представляет собой способность самонаблюдения и контроля за интеллектуально-эмоциональными и психофизиологическими процессами;
- самоограничение. Суть его состоит в том, чтобы уметь в пользу дела отказываться от каких-либо личных желаний и удовольствий;
- cамоконтроль. Тесно взаимосвязан с самоограничением, является внутренним контролером собственного «я»;
- самостимулирование. Сущность его заключается в том, чтобы уметь совмещать приятное с полезным, т. е. находить в нужной для себя деятельности приятные моменты;
- самоторможение. Похожий принцип действия у метода самоконтроля. Сущность заключается в том, чтобы в различных ситуациях уметь останавливать себя.
Методы самоорганизации воли и поведения выявляются в личности школьника в виде результативной самодисциплины, добросовестного отношения к деятельности, обществу и самому себе.
Самовоспитание формирует нравственно-моральную личность, которой присущи интеллектуальная свобода и свобода выбора и поведения. решения задач самовоспитания
Этапы самопознания
Самовоспитание — долгий процесс, который состоит из нескольких этапов:
- Определение уровня воспитанности.
- Целеполагание, когда цели становятся конкретным списком задач.
- Самопроектирование.
- Контроль над собой.
- Предварительная оценка результата и выработка критериев.
- Внесение коррективов.
Если вы хотите, чтобы ребенок стал личностью, которая способна воспитывать себя, еще с дошкольного возраста необходимо придерживаться определенных правил. Условно можно разделить на 5 групп.
«Надо»:
- Оказывать помощь.
- Выполнять образовательные цели.
- Быть правдивым.
- Руководствоваться не исключительно личными потребностями, но и коллективными интересами.
- Исповедовать ответственное отношение ко всему.
«Можно»:
- Отдохнуть и развлечься, если все задания выполнены.
- Не обижаться и делать выводы.
- Сохранять упорство.
- Учится на положительном опыте окружающих.
- Просить о помощи.
Базовые установки, которые помогут сформировать нужные качества:
- Чтобы быть успешным, нужно быть внимательным.
- Относиться к другим нужно так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.
- Правда — сильная позиция, ложь — слабая позиция.
- Чтобы добиться успеха, нужно быть трудолюбивым и упорным.
- Чтобы люди тебе симпатизировали, нужно быть опрятным и здоровым.
«Нельзя»:
- Выполнять задание в пол силы.
- Проявлять грубость.
- Решать проблемы силой.
- Оправдывать свои негативные черты.
- Быть равнодушным к чужим проблемам.
- Критиковать окружающих без веских оснований.
«Хорошо»:
- Контролировать свою эмоциональность.
- Иметь навыки в составлении планов.
- Адекватно оценивать свои действия.
- Обдумать все нюансы перед тем, как приступить к выполнению задания.
- Любую работу начинать с решения главной проблемы.
Основа самовоспитания — самопознание, с помощью которого мы имеем возможность адекватно оценить свои возможности и поставить реальные цели. Если вы знаете себя, реже оступаетесь в жизни. Самопознание помогает выбрать профессиональную сферу деятельности и жизненный путь, является прочной базой для формирования личного достоинства и уважения к себе.
Примеры
Примеры самовоспитания из реальной жизни:
- А. В. Суворов. Легендарный российский полководец, который ни разу не потерпел поражения на поле боя, в детстве был слабым, болезненным мальчиком, и отец предполагал, что жизнь сына не будет связана с военным делом. При этом сам Александр с раннего возраста активно интересовался всем, что связано с войной, читал тематические книги, которых было немало в библиотеке, позднее начал закаляться и заниматься физической активностью, что дало ему возможность начать военную карьеру.
- Демосфен. Этот известный древнегреческий оратор до начала упорных тренировок имел массу серьезных проблем: его голос был слаб, дыхания не хватало на продолжительные выступления, он не умел достойно и красиво высказывать свои мысли.Упорные многолетние тренировки помогли Демосфену справиться с трудностями.
- Ник Вуйчич. Это современный христианский оратор, родившийся без ног и рук, который написал несколько книг и стал всемирно известным. Его детство было крайне тяжелым, он задумывался о суициде, но смог найти себя в ораторстве и благодаря долгим тренировкам научился хорошо использовать единственную крошечную конечность (частичную стопу).
В художественной литературе, в фильмах, сериалах, мультфильмах существует множество образов героев, которые воспитывали себя, упорно преодолевали трудности и добивались успеха: к примеру, каждый супергерой, созданный компанией Марвел, проходил сложный путь, учился справляться с трудностями, воспитывал себя в той или иной мере.
Великие люди добившиеся успеха в самовоспитании
Многи великие люди занимались личностным ростом – это отличный пример того, как работа над собой позволяет преодолеть жизненные трудности, непростую судьбу. Среди таких людей музыканты, руководители стран, писатели и художники. Вот несколько таких великих личностей.
- Демосфен – преодолел слабый голос и нервный тик, стал прекрасным оратором и влиял на многие политические процессы;
- Петр I – сам о себе Петр говорил – «царь с мозолями на руках», монарх стремился во всем быть примером для подданных;
- Антон Павлович Чехов – великий писатель, который преодолел разорение и благодаря постоянной работе над собой развил уникальный талант и творческий потенциал;
- Франклин Рузвельт – президент Соединенных Штатов Америки, который с детства занимался саморазвитием, стремился к глубоким и всесторонним знаниям;
- Альберт Эйнштейн – знаменитый физик, который по мнению врачей отставал в умственном развитии и отличался медлительностью, только в результате тяжелой работы над собой Эйнштейн развил в себе талант ученого и невероятную силу мышления.
Михаил Васильевич Ломоносов – его биография является прекрасным примером личностного развития – смотрите на видео.
Успех в жизни во многом зависит от собственных усилий и настойчивости. Читайте книги, которые мотивируют, и следуйте примеру великих людей – развивайтесь как личность.