Всем нам уже не один раз встречалось выражение «IQ» (ай кью). Особенно часто можно услышать этот термин, когда речь идёт об умственном и интеллектуальном развитии человека. Собственно, «IQ» и означает коэффициент интеллекта. И сегодня мы подробно поговорим о том, что это такое, и с чем, так сказать, его «едят».
Термин «коэффициент интеллекта» происходит от английского словосочетания «intelligence quotient» и представляет собой количественную оценку уровня интеллекта какого-либо человека, т.е. уровень его интеллекта по сравнению с уровнем интеллекта среднестатистического человека того же возраста. Для определения коэффициента интеллекта применяются специализированные тесты. Но о тестах мы поговорим чуть позже, а пока давайте немного углубимся в историю.
Что такое интеллект
Интеллект – способность осознавать новые ситуации, обучаться, понимать и применять в жизни абстрактные понятия (видеть отдельные свойства предметов и явлений), использовать свои знания в соответствии с требованиями окружающей среды.
В Большом психологическом словаре слово значит (англ. intelligence; от лат. intellectus — понимание, познание)
- общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе др. способностей;
- система всех познавательных (когнитивных) способностей индивида: ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения;
- способность к решению проблем без проб и ошибок «в уме».
Связь с мышлением
Мышление и интеллект – это термины, которые по содержанию близки друг другу. Эти понятия являются отличительными чертами человека.
В обыденной речи понятию интеллект будет соответствовать словосочетание «умственные способности». Определение интеллекта – это совокупность умственных способностей человека, обеспечивающих успешность мыслительной деятельности.
Мышление – это высший психологический процесс, который связан с речью, с постоянным познанием нового, повседневными открытиями, творческой деятельностью.
Из этого можно сделать вывод, что мышление входит в понятие интеллекта, что интеллект – это более широкое понятие, со сложной, разветвленной структурой.
Почему тест на IQ — не показатель интеллекта
IQ-тесты массово использовались до конца ХХ века. Это в первую очередь упрощало профотбор, позволяло оценить человека быстро и «научно». Но насколько объективно?
Если проанализировать историю исследований интеллекта и создания IQ-тестов, можно заметить, что сквозь нее красной нитью проходит желание контролировать людей.
Подобные проверки будто бы решали, кто ты и в каком объеме можешь получить знания, достоин ли применить их на практике, подходишь ли для продолжения рода. IQ-тест — словно выжженное клеймо, указывающее на твое место.
А если все же постараться рассмотреть за «испытуемым №…» реального человека? Можно обнаружить мастера слова с живым умом, художника с безграничным воображением, троечника-миллионера с нестандартным мышлением. И все они могут провалить IQ-тест, оказавшись за чертой мнимой интеллектуальности.
Основные функции
Общий интеллект выполняет различные функции и задачи.
Функция интеллекта. | Пример из жизни. |
Познание окружающего мира в целом. | Ребенок появляется на свет, постоянно познает новое, изучает мир, жизнь. |
Формирование целей и задач, преодоление препятствий, возникающих на пути. | Школьник поставил перед собой цель учиться на одни пятерки. Ему не давалась химия, но при помощи интеллектуальных усилий и регулярных занятий он смог разобраться с материалом. |
Возможность прогнозировать события, предугадывать результаты своих действий. | Человек понимает, что если он будет грубить окружающим, то его не будут уважать, поэтому он старается общаться вежливо. |
Управление окружающим миром, создание новых реалий. | Немецкий изобретатель Карл Бенц изобрел автомобиль, а раньше люди не могли представить себе ничего подобного. |
Способность накапливать в процессе деятельности опыт, передавать его другим. | Человек научился грамоте, обучил этому своих детей. |
Возможность занимать определенное положение в обществе. | Мужчина хорошо учился в школе и институте, стал инженером. Благодаря совокупности своих умственных способностей, он смог занять высокую должность, получить уважение среди коллег, хорошую характеристику от работодателя и рекомендации. |
Развитие существующих умений. | Школьник научился решать задачи на складывание и вычитание. Благодаря интеллектуальным усилиям, на основе этого он освоил деление и умножение, решение уравнений. |
Возможность проявить свой талант. | Девушка с детства занималась музыкой, что позволило ей занять призовое место в городском конкурсе талантов. |
Самоутверждение, реализация себя как личности. | Интеллект помог начинающему писателю создать качественное литературное произведение, заявить о себе. |
История и теории – кто ввел понятие интеллекта
Впервые термин «интеллект» прозвучал в 20 веке, ввел его немецкий психолог Уильям Стерн.
Тесты на определение уровня IQ создал Альфред Бене. Основная задача – выявить уровень интеллекта у школьников, свойства интеллекта учащихся, понять, кто из них отстает по программе, кому требуется дополнительная помощь. Тест стал использоваться очень широко, появились различные его варианты. Сегодня такое тестирование оспаривается учеными, не все признают его достоверность и эффективность.
А как вы относитесь к тестированию на проверку интеллекта? Хоть раз в жизни проходили подобные тесты? Поделитесь в комментариях своим мнением и опытом.
Существует много теорий интеллекта, но наибольшей популярностью и распространенностью пользуются лишь несколько.
Теории интеллекта. | В чем ее суть. |
Общая теория интеллекта. | Автор – Чарльз Спирмен. Считает, что интеллект имеет двухфазный характер. Состоит из общего интеллекта и g-фактора. Суть концепции в том, что между определенными видами интеллектуальной деятельности существует связь. Например, связаны между собой способности к математике и музыке. Если человек плох в музыке, то повышается вероятность, что и математические способности у него довольно посредственны. |
Основные умственные способности. | Предложил Луи Терстон. Он анализировал результаты различных тестов на умственные способности, выделил 7 основных: ассоциативная память, числовые способности, скорость восприятия, рассуждение, пространственная визуализация, вербальное восприятие, свободное владение словами. |
Теория интеллекта Пиаже. | Это поэтапная теория развития, освоения окружающего мира ребенком. Пиаже не согласен в тем, что интеллект – врожденная черта личности. Ученый считал, что его можно развивать в результате биологического созревания и контактов с окружающей средой. Согласно теории стадий Пиаже, каждый ребенок в интеллектуальном развитии проходит определенные этапы, всегда одинаковые (сенсомоторный интеллект, дооперациональные представления, период конкретных операций, период формальных операций). |
Теория множественного интеллекта. | Автор – Говард Гарнер. Предположил, что тестирование умственных способностей на основании IQ не отражает реальной картины происходящего. По его мнению, у человека существуют отдельные, множественные интеллекты, которые не зависят друг от друга. По Гарднеру, существует 7 типов интеллекта: телесно-кинестетический, межличностный, внутриличностный, логико-математический, музыкальный, натуралистический, вербально-лингвистический, визуально-пространственный. |
Триархическая теория интеллекта. | Создатель – Роберт Штенберг. Определяет интеллект как целенаправленную адаптацию и формирование тех качеств, которые имеют непосредственное отношение к жизни человека. Типы интеллекта, по его мнению, стоит рассматривать как индивидуальные таланты. Доказательство теории в том, что одни люди в чем-то талантливы, но в других вопросах не демонстрируют высоких способностей. По мнению Штенберга, существует «успешный интеллект». Он включает в себя аналитические, творческие, практические способности. |
Теория эмоционального интеллекта. | Разработчик – Питер Саловей Джон Майер. Эмоциональный интеллект – это способность контролировать свои эмоции, понимать чувства других людей, давать эмоциям соответствующие названия. Эмоциональный интеллект включает в себя эмпатию, самосознание, самоуправление, социальную осведомленность, навыки общения, навыки управления отношениями. |
Подвижный и кристаллизовавшийся интеллект. | Автор – Раймонд Кеттел. По его мнению, интеллект бывает подвижным и кристаллизовавшимся. Гибкий интеллект помогает решать проблемы, не обращаясь к предыдущим знаниям, задействовать абстрактное мышление. Гибкость интеллекта увеличивается по мере того как ребенок взрослеет. После 20 лет этот показатель идет на спад, это обусловлено психологией интеллекта и объемом жизненного опыта. Кристаллизовавшийся интеллект задействует уже имеющиеся знания и опыт (конкретные факты, знания, полученные в школе, мышечная память). |
Краткая историческая справка
Термин «коэффициент интеллекта» впервые был введён в 1912 году немецким психологом и философом Вильгельмом Штерном. Именно он выдвинул предложение применять в качестве основного показателя интеллектуального развития результаты деления умственного возраста человека на хронологический возраст. Спустя четыре года – в 1916 году коэффициент интеллекта в первый раз использовали в шкале интеллекта Стэнфорда-Бене.
С течением времени интерес людей к тестам на коэффициент интеллекта становился всё сильнее, что послужило причиной к появлению огромного количества всевозможных шкал, среди которых зачастую встречаются ни чем не подкреплённые. Исходя из этого, сегодня сравнивать результаты разных тестов довольно проблематично. Но, несмотря на то, что сам показатель IQ начал утрачивать свою ценность, огромное количество людей по всему миру продолжает проходить всевозможные тесты на определение уровня своего интеллектуального развития.
Структура интеллекта человека
Структура представляет собой следующие составляющие интеллекта:
- общий интеллект (совокупность психических свойств, которые обеспечивают успех любой деятельности);
- вербальный и невербальный человеческий интеллект (невербальный интеллект опирается на наглядно-действенное мышление, вербальный – использование словесно-логических форм);
- частные интеллектуальные навыки (школьные знания, уровень обще эрудиции, обобщение, абстрактное мышление и т.д.).
Уровни интеллекта
Интеллектуальный уровень – это тот самый IQ. Согласно данным, которые получаются в результате опроса, уровни интеллекта представлены в таблице.
Выше 140 | Человек обладает отличными творческими способностями, может добиться значительных успехов в разных отраслях научного знания. Они известны своими выдающимися способностями, вносят вклад в науку и развитие общества в целом. Представители – Билл Гейтс, Стивен Хоукинг. |
От 131 до 140 | Очень высокие показатели уровня интеллекта, ими обладают лишь 3% населения людей. Их можно охарактеризовать как очень одаренных, успешных людей. Они также способны достичь высот в науке, творчестве. Представители – Николь Кидман, Арнольд Шварцгнеггер. |
От 121 до 130 | Показатель выше среднего, наблюдается у 6% населения. Такие люди сразу видны в старших классах школы, в университетах. Без особых усилий они отлично успевают по всем предметам, ведут активную общественную и творческую деятельность, получают красные дипломы и золотые медали. В выбранных профессиях такие люди достигают особых высот, успешно продвигаются по карьерной лестнице. |
От 111 до 120 | Представители – очень усидчивые и трудолюбивые люди, которые всю жизнь пытаются узнавать что-то новое, учиться, развиваться. Таких людей приблизительно 12%. |
От 101 до 110 | Средний уровень интеллекта, который позволяет человеку добиться заметных высот, но не грандиозного успеха. Расстраиваться не стоит, ведь такой интеллект можно развивать, прокачивать, подобно тому, как спортсмены наращивают мышечную массу. |
От 91 до 100 | Также средний показатель интеллекта. При должных усилиях, такие люди способны хорошо учиться в школе, закончить ВУЗ. В качестве будущей профессиональной деятельности обычно выбирают профессии среднего звена, которые не требуют серьезных интеллектуальных усилий. |
От 81 до 90 | Представители такого уровня интеллекта в школе учатся неплохо или средне. Высшее образование получают редко, предпочитают ограничиться техникумом, колледжем. Успешно трудятся в сферах, где нужно применять физическую активность и уметь работать руками. |
От 71 до 80 | Люди обычно имеют умственную отсталость в легкой степени. Они заканчивают общеобразовательные школы со средними или удовлетворительными отметками, могут обучаться в специализированных школах. |
От 51 до 70 | Более серьезная форма умственной отсталости, но такие люди могут самостоятельно себя обслуживать, выполнять работу, не требующую интеллектуальных усилий, являться полноправными членами общества. Учатся они в специализированных школах. |
От 21 до 50 | Такой уровень интеллекта присущ 2% населения, он характеризуется как выраженное слабоумие, средняя степень умственной отсталости. Люди не обучаемы, но могут справляться с элементарными бытовыми вещами. Для более сложных манипуляций им требуется помощь опекунов. |
До 20 | Тяжелая форма умственной отсталости, люди не поддаются обучению и воспитанию. Они существуют в своем собственном мире, в современных реалиях не смогут выжить без помощи опекунов. |
Эксперимент Термена
Изучить связь между интеллектом, и продуктивностью взялся профессор Стэнфордского университета Льюис Термен. Еще в 1920-х годах он протестировал тысячи учащихся школ Калифорнии и обнаружил 1528 «одаренных» девочек и мальчиков. Средний IQ этих детей равнялся 151 баллу, а 77 из них имели показатели от 177 до 200.
«Отборных гениев» прозвали «термитами» и стали наблюдать за их успехами. Научные, профессиональные и личные достижения фиксировали на протяжении всей жизни. И вот что вышло: все испытуемые хорошо окончили школы, две трети — университеты, сотни — опубликовали научные и художественные работы, 126 человек получили докторскую степень. «Термиты» стали преподавателями, врачами, юристами, инженерами. Но большинство не достигло выдающихся результатов, женщины почти в половине случаев оказались домохозяйками.
Термен пришел к выводу: интеллект и достижения далеко не всегда взаимосвязаны.
Курсы по теме:
HR и рекрутинг
People Management
Александра Альхимович, Топ-менеджер с 10-летним опытом (Luxoft)
HR и рекрутинг
HR-директор
Екатерина Губарева, VP of HR, Global Geo Lead в SoftServe
Но вот что интересно: среди детей, которых не приняли в группу «термитов», были Уильям Шокли и Луис Альварес. Показатели их IQ не дотягивали до порогового балла.
Шокли — физик-изобретатель. Он создал биполярный транзистор, стал лауреатом Нобелевской премии, получил более 90 патентов и попал в список журнала Time «100 самых влиятельных людей ХХ века».
Альварес стал одним из лучших физиков-экспериментаторов ХХ столетия. Он создал пузырьковую камеру и получил Нобелевскую премию.
Выходит, самый достоверный интеллектуальный тест — проверка временем.
Признаки высокого интеллекта
Высокий интеллект, с наибольшей вероятностью, будет у людей, которые обладают следующими умениями, навыками, качествами:
- умение человека не отвлекаться постоянно на постороннее, фокусировать свое внимание на чем-то одном, полностью отдаваться делу;
- ночной образ жизни, биоритм – сова;
- легкая адаптация к условиям окружающей среды, умение быстро менять свое поведение в зависимости от ситуации;
- отсутствие боязни признаться в незнании чего-то (не знать и не уметь не страшно, ведь этому можно научиться);
- любознательность, умение восхищаться;
- открытость для всех новых идей и возможностей, умение рассматривать альтернативные решения и точки зрения;
- умение получать удовольствие, находясь наедине с самим собой;
- хороший самоконтроль, умение все планировать наперед, ставить перед собой конкретные цели;
- развитое чувство юмора;
- способность к эмпатии, умение ставить себя на место собеседника;
- умение видеть параллели и ассоциации, которые не замечают другие (например, и ботинок, и карандаш оставляют след);
- умного человека можно заметить за выполнением рутинной работы, так он обдумывает более важные задачи;
- признак высокого уровня развития – мысли о предназначении, смысле жизни, осознанный подход к происходящему.
Кто, когда и зачем начал измерять ум
Первым оценивать и разделять людей на «умственно одаренных и обделенных» стал Фрэнсис Гальтон. Его идеи были новаторскими и радикальными — Гальтон отрицал природное равенство между людьми. Он считал, что интеллект и талант — наследственные, а не приобретенные характеристики человека.
Еще в XIX веке исследователь создал первую «интеллектуальную анкету» и вскоре основал собственное учение — евгенику. Оно предполагало улучшение генофонда с помощью контроля со стороны властей. Гальтон описал модель утопического государства, где население экзаменовали — оценивали физические и психические качества. Тех, кто не «сдал», признавали непригодными к размножению. Если такие люди придерживались запрета, то находились на содержании государства, если же нарушали его — их ждала принудительная эмиграция.
А вот анкета, представленная Гальтоном, мало напоминала современные IQ-тесты. Психолог с одинаковым интересом изучал разум и тело, искал связь между ними. Он считал, что фундамент умственных данных — развитые сенсорные способности: тонкий слух, острое зрение, цветовое восприятие. Их Гальтон и измерял. Кроме того, он фиксировал рост, вес, окружность головы, а также проверял мышечную силу, ассоциативные способности и умение формировать суждения.
Гальтон измерил «умственный потенциал» 9 тыс. человек и пришел к выводу: результаты испытаний «интеллектуальной элиты» (ученых, судей, писателей) мало в чем превосходили данные людей обычных, ничем не выдающихся.
Вот так более 150 лет назад начали оценивать человеческие способности.
Какой показатель говорит об «отсталости»
Умственные способности человека могут быть сниженными. Об этом говорит ряд симптомов:
- неспособность или низкая способность мыслить абстрактными категориями (выделять);
- неумение обобщать, систематизировать полученную информацию;
- отсутствие критического мышления;
- привычка мыслить конкретно, узко;
- небольшой, бедный словарный запас;
- скудность эмоций;
- повышенная внушаемость, ведомость;
- недюжинное упрямство.
Можно ли совершенствовать интеллектуальность?
Интеллект человека поддается корректировке, его можно улучшать, обогащать, развивать.
Какие факторы влияют на умственные способности
Высокий интеллект не всегда дается от природы. На интеллект влияет множество факторов извне.
Наследственность и строение мозга влияют на мышление, интеллектуальный арсенал человека. Например, от того, насколько эффективно работают лобные доли, зависит процесс обработки информации.
На интеллект ребенка влияет то, как питалась мать во время беременности. Если мать питалась правильно, избегала вредных привычек, то с повышенной доле вероятности у нее родится интеллектуальный человек.
Если родители обладают талантом воспитания, то у них вырастет интеллектуально развитый ребенок. Он будет интересоваться новыми знаниями, проявлять заинтересованность, старательно учиться.
Исследования показывают, что дети, у которых нет родных братьев и сестер, являются более интеллектуально развитыми, чем дети из больших семей. Это связано с тем, что одному ребенку родители уделяют куда больше внимания, больше в него вкладывают, чем в нескольких детей.
Если ребенок страдает заболеваниями, такими как синдром Дауна или фенилкетонурия, обладает другими особенностями развития, то вероятность отставания в интеллектуальном плане повышается.
Возрастные различия
Фундамент интеллекта закладывается в период от 5 до 7 лет. Полностью его возможности раскрываются ближе к 20 годам. Но и после 20 лет интеллект развиваться может, но уже в гораздо более медленном темпе.
Математические способности у человека раскрываются в 30-35 лет. Если к этому времени он не добился значительных успехов в математике, то теперь уже вряд ли добьется.
Врачи и ученые из области естественных наук демонстрируют пик своего интеллекта в 42-45 лет.
Психологи и философы полностью раскрываются ближе к 50-55 годам.
Но есть и способности, которые развиваются на протяжении всей жизни, могут проявиться даже в глубокой старости. Это художественные способности, которые касаются разных областей искусства (танцы, живопись, пение, актерское мастерство).
Снижаются ли интеллектуальные возможности у пожилых людей?
Пожилые люди подвержены старческим заболеваниям, которые отрицательно влияют на мозг (склероз, деменция, старческое слабоумие). Но если заниматься своим интеллектуальным развитием, то живой и пытливый ум можно будет сохранить до самой старости.
Гендерные различия
Интеллектуальные различие между мужчинами и женщинами всегда являлись предметом для жарких споров и обсуждений. С древних времен считалось, что женщины менее развиты, чем мужчины.
Законы и традиции не позволяли женщинам заниматься многими видами деятельности, в том числе, и интеллектуальными. Из-за этого пошел миф, что женщины в этом плане менее развиты, чем мужчины. Такая практика есть и в тех странах, где женщина находится в приниженном положении. Интеллект у нее действительно ниже, но причина банальна – отсутствие возможности учиться.
Однако, исследования показали, что мозг у мужчин ничем не лучше, чем женский. В некоторых видах интеллектуальной деятельности женщины способны разобраться лучше, чем мужчины.
То есть, различия структуры мозга у мужчин и женщин не определяют степень интеллекта. И женщина, и мужчина могут одинаково успешно выполнять одну и ту же работу.
То, что мозг мужчины весит больше, не делает его интеллект более острым. Повышенный уровень гормонов также неоднозначно влияет на интеллект, может снижать или повышать его.
Если говорить абстрактно, то мужчина, хорошо владеющий интеллектом, ничем не отличается от развитой женщины.
А что вы думаете по поводу различий интеллекта мужчины и женщины? Поделитесь своими мыслями в комментариях.
Гендерные и возрастные различия
Уровень интеллекта зависит не только от воздействия внешних факторов или генетики, но и от возраста, половой принадлежности.
Ученые смогли установить интересную закономерность. Если ребенок в 5–10 лет отличался повышенной сообразительностью, умом, в 20, 30, 40 лет он будет обладать развитыми умственными способностями. Данная закономерность срабатывает не во всех случаях.
Чтобы понять, как возраст влияет на умственные способности, нужно изучить особенности соотношения этих двух показателей:
- Коэффициент интеллекта растет до 18 лет, замедляясь в переходные периоды. Головной мозг занят решением других вопросов.
- С 20 лет развитие умственных способностей постепенно замедляется.
- Аналитический, логический и арифметический потенциал раскрывается только к 30 годам.
- Медицинские познания усваиваются в промежутке с 40 до 45 лет. Психологические учения осознаются после 50 лет.
Также нужно уделить внимание искусству. Оно хорошо развивается в любом возрасте. Ограничений относительно этого ученые выявить не смогли.
В мире постоянно идут споры относительно того, кто умнее — женщины или мужчины. Проведя большое количество исследований, ученые не смогли выявить большой разницы относительно взаимосвязи уровня интеллекта и гендерной принадлежности, но все же небольшая разница есть. Она заметна в некоторых аспектах:
- Развитие физических, умственных характеристик у девочек до 15 лет происходит быстрее, чем у мальчиков.
- Женщины лучше развиваются в гуманитарных науках, а мужчины в точных.
Женщины отличаются нестандартным мышлением. Мужчины склонны мыслить логически.
Диагностика и тестирование
Оценку интеллекту человека принято давать со порой на различные методики:
- Тест на Интеллект Кеттела. Опросник составляет 862 вопроса по разным тематикам (личность, характер, темперамент, работа, бизнес и т.д.).
- Тест на социальный интеллект Гилфорда. Дает возможность оценивать коммуникативные навыки человека, его адаптивность. Большинство вопросов представлено в виде картинок.
- Тест Векслера. Автор теста считал, что стоит отходить от стандартного понимания интеллекта. Есть еще множество факторов, которые влияют на разумность человека. Считается одним из самых известных и используемых.
- Тест прогрессивных матриц Равена. Измеряет логичность мышления, способность человека к обработке информации.
- Тест структуры интеллекта Амтхауэра. Интеллект измеряется как набор психологических особенностей человека. Состоит из нескольких частей, посвящен разным аспектам мышления. Цель теста – определить умение создавать комбинации, способности к счету, умение концентрироваться на цели.
- Тест механической понятливости Беннета. Оценивает уровень технической подготовленности человека, его способность к обучению, пространственное мышление. Для тестирования отводится 30 минут.
Коэффициент интеллекта
Коэффициент интеллекта – это знаменитый IQ, который сегодня чаще всего выявляют при помощи теста Айзенка. Используется в школах, университетах, при приеме на работу. Позволяет выявить комплексную оценку умственного развития. Испытуемому придется решить 40 заданий, сложность которых постепенно возрастает.
Критика IQ
Тесты на определение коэффициента интеллекта неоднократно подвергались критике со стороны ученых. Так, доктор физико-математических наук, академик РАН В. А. Васильев обнаружил, что в тестах Айзенка на коэффициент интеллекта существенная часть задач составлена некорректно или авторские решения являются неверными. Вот высказывания Васильева по этому поводу:
«Я … решил изучить тесты без спешки, тем более что их ответы систематически не совпадали с моими в задачах из моих профессиональных областей: логики и геометрии. И обнаружил, что большинство решений автора тестов неверно. А в некоторых случаях испытуемому вообще остается только угадать ответ — на логику опираться бессмысленно ».
Исходя из этого можно отметить, что задания на тесты IQ оценивают не только способности к логическому, дедуктивного мышления, но и к индуктивного. Правила выполнения некоторых IQ-тестов заранее предупреждают, что в некоторых задачах ответы не вытекают однозначно с задания, и нужно выбрать наиболее разумную или простой ответ. Это соответствует многим реальным жизненным ситуациям, в которых однозначного ответа нет.
«Если человек ответил так же, как и Айзенк, то она тем самым всего лишь демонстрирует стандартность своего мышления, быструю и предсказуемую реакцию на несложный раздражитель. Чуть менее плоская человек сто раз задумается, прежде чем ответить … Существует бесчисленное множество возможных решений каждой подобной задачи. Чем вы умнее, тем вероятнее, что ваше решение не совпадает с авторским. Практический смысл здесь только в одном: тому, кто дает «правильную» ответ на тесты, будет легче вписаться в усредненную систему образования и общаться с людьми, которые рассуждают так же, как он. В общем, Айзенк тестирует идеальную посредственность ».
Советский психолог Лев Семенович Выготский в своих работах показал, что текущий IQ ребенка мало что говорит о перспективах дальнейшего обучения и умственного развития. В связи с этим он ввел понятие «зона ближайшего развития». Похожий шутку говорит, что тесты на IQ на самом деле проверяют способность человека решать эти тесты. Это недалеко от истины. По сути от испытуемого требуется решение определенных задач определенным образом. Чем на самом деле умнее человек, тем больше вариантов решений, альтернативных предложенным создателями теста, она сможет предложить.
Как повысить IQ у взрослого
Чтобы сделать интеллект заметно выше среднего, важно вести активную мозговую деятельность, но делать это правильно:
- Решать задачки, уравнения, складывать и вычитать в уме большие числа.
- Тренировать собственную память (выучивать наизусть стихи, тексты песен, отрывки прозаических произведений).
- Соблюдать элементарные правила здорового образа жизни (правильно питаться, отказаться от вредных привычек, заниматься спортом, почаще гулять на свежем воздухе).
- Найти баланс между работой и отдыхом, давать мозгу передышку, высыпаться.
- Завести полезную ежедневную привычку – читать хотя бы по нескольку страниц в день. Это заставляет мозг работать, расширяет кругозор, пополняет словарный запас, повышает уровень образованности.
- Найти интеллектуальные развлечения. К ним относится посещение библиотек, интересных лекций и семинаров, походы в музеи, разгадывание кроссвордов и головоломок, чтение научной литературы.
- Изучать иностранные языки. Это тренирует память, улучшает деятельность мозга.
- Изменить своим многолетним привычкам. Например, в выходные не лежать на диване перед телевизором, а отправиться в поход с палатками всей семьей. Утром пойти на работу другим путем. Вместо привычных котлет приготовить на ужин блюдо, например, монгольской кухни.
- Осваивать новые навыки. Если давно хотелось научиться танцевать бальные танцы, то стоит записаться в танцкласс. Увлекающимся историей – присоединиться к археологической группе. Пишущим стихи – посетить литературную гостиную.
А вы повышаете собственный интеллект? При помощи каких упражнений делаете это? Поделитесь с другими читателями в комментариях.