7. Функции общения: информативно-коммуникативная, регулятивно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная

метки:

Общение, Человек, Коммуникация, Отношение, Внутренний, Осуществляться, Партнер, Внешний Б.Ломов (Борис Фёдорович Ломов — советский психолог, специалист в области общей, инженерной и педагогической психологии, а также психологии познавательных процессов) выделяет в общении три функции:

  • информационно-коммуникативную (заключается в любом обмене информацией),
  • регуляционно-коммуникативную (регуляция поведения и регуляция совместной деятельности в процессе взаимодействия
  • аффективно-коммуникативную (регуляция эмоциональной сферы человека.

Информационно-коммуникативная функция охватывает процессы формирования, передачи и приема информации, ее реализация имеет несколько уровней: на первом осуществляется выравнивание различий в исходной информированности людей, которые вступают в психологический контакт; второй уровень предусматривает передачу информации и принятие решений (здесь общение реализует цели информирование, обучение и др.); третий уровень связан со стремлением человека понять других (общение, направленное на формирование оценок достигнутых результатов).

Вторая функция — регуляционно-коммуникативная — заключается в регуляции поведения. Благодаря общению человек осуществляет регуляцию не только собственного поведения, но и поведения других людей, и реагирует на их действия, то есть происходит процесс взаимного налаживания действий.

При таких условиях проявляются феномены, свойственные совместной деятельности, в частности, совместимость людей, их сработанность, осуществляется взаимная стимуляция и коррекция поведения. Эту функцию выполняют такие феномены, как имитация, внушение и др.

Третья функция — аффективно-коммуникативная — характеризует эмоциональную сферу человека, в которой выявляется отношение индивида к окружающей среде, в том числе и социальное.

Слушайте собеседника до конца

Иногда особенность людей перебивать друг друга может сильно испортить предмет беседы, ее цель и, кроме того, оставит оппоненту неприятное чувство того, что его не поняли, или что он потратил время и ресурсы зря. К этому приводит привычка не слушать до конца, перебивать — выражая свои мысли, показывая отношение или вовсе обесценивая слова другого, осуждая или высмеивая его.
Слушать до конца партнера по общению — это значит, не «вставлять» слова и комментарии, даже когда это кажется необходимым и тем более не прерывать его речь словами «а у меня было»… или «я по этому поводу считаю, что…» и так далее.

Однако молчаливое и отстраненное слушание может дать понять другому, что вас вовсе не интересует предмет разговора, и вы скучаете. Поэтому, чтобы поддерживать беседу, и не перебивать собеседника одновременно, можно использовать паузы в разговоре, во время которых ненавязчиво озвучивать свое мнение или давать комментарий. Беседа или разговор, чтобы он был эффективным, должен протекать неспешно и демонстрировать уважение к оппоненту с любых сторон.

Экстралингвистическая система знаков

Экстралингвистическая система – включение в речь пауз, других вкраплений, например покашливания, плача, смеха, наконец, сам темп речи. Все эти дополнения выполняют функцию фасцинации: увеличивают семантически значимую информацию, но не посредством дополнительных речевых включений, а «околоречевыми» приёмами.

Невербальная коммуникация является важнейшим наряду со звуковой речью средством общения людей. Понятие невербальной коммуникации тяготеет к семиотике, теории знаковых систем, а в лингвистическом аспекте имеет эквивалент, обозначаемый термином паралингвистическая или экстралингвистическая коммуникация.

Невербальная коммуникация  это выразительные движения (мимика и пантомимика), жесты (например, поклон, поворот к собеседнику или от него и др.), использование предметов (например, дарение женщине букета цветов, преподнесение неудачливому жениху «гарбуза»).

Людьми выработаны также системы специальных знаков-символов: знаки управления движением транспорта, форменная одежда, знаки отличия, награды и др. Средства невербальной коммуникации значительно расширяют возможности общения, часто выразительны и лаконичны. И формальные производственные коллективы, и неформальные группы стремятся найти адекватную символику для обозначения рода своей деятельности, социального статуса, места дислокации и т. п

15 стр., 7066 слов

Психофизиология речи: уровни внутренней речи, периферические …

… сети фактически представляют собой морфофункциональный субстрат второй сигнальной системы. К периферическим органам речи относятся: энергетическая система дыхательных органов, необходимая для возникновения звука (легкие … так называемой «вербальной сетью».»вербальная сеть» составляет статическую основу речевого общения людей, позволяя им передавать и воспринимать речевую информацию. Третий уровень. …

4

Примеры похожих учебных работ

Моделирование образовательного процесса суворовцев, склонных к девиантному поведению, …

… склонных к девиантному поведению, в системе суворовского военного … военно-профессиональному, общественному, коммуникативному, личностному. … системы. Формами сопровождения могут быть индивидуальная, групповая, фронтальная. Организационная деятельность …

Речь человека

… коммуникативными способностями. Таблица 1 Социальные ситуации общения, вызывающие у людей … Поведение человека, хорошо владеющего умениями и навыками общения Примеры правильного вербального обращения к партнеру по общению 1. Обращение к другому человеку …

Глава I. Теоретические основы управленческой деятельности руководителя современной …

… процесс управления – как совокупность целенаправленных и взаимосвязанных действий управляющей и управляемой системы по согласованию совместной деятельности людей для достижения поставленной цели [21,17]. По мнению Р.Х. Шакурова, управление …

Речь человека и коммуникация у животных

… системах. ИСТОЧНИК! Кавинкина психолингвистика (страница 211) Язык животных в природе Человеческая речь — лишь малая часть коммуникативных … Это как бы вывод! Отличия речи животных и людей! Строгое обоснование такой оценки потребовало …

Общение, мотив, коммуникативные умения и навыки, средства общения, социометрия.

… коммуникативной деятельности. М.И. Лисиной в структуре общения как коммуникативной деятельности выделены следующие компоненты: 1. Предмет общения — другой человек, партнер по общению как субъект. 2. Потребность в общении состоит в стремлении человека …

Полезная привычка давать «отражение»

Эта техника во время общения способна вызывать в партнере чувство, что его очень хорошо понимают, соответственно, разговор будет носить теплый и дружелюбный характер.

Технику отражения можно использовать также, если есть цель наладить отношения с другим человеком — начальником, близким родственником, другом.

Отражать другого — это значит, после того, как он закончит говорить, повторить сказанное, своими словами, как можно лучше передавая при этом смысл и чувства партнера. Например, можно начать со слов: «я правильно тебя понял, что ты…» — далее следует передача смысла сказанных другим слов. Или: «я понимаю, как тебе было больно, что ты чувствовал себя ненужным (нелюбимым, обманутым)» и так далее.

Рекомендации для людей преклонного возраста

Пожилые люди часто жалуются на дефицит общения. Они стремятся контактировать и готовы делать это круглосуточно, но родственники воспринимают это, как навязчивость. Специалисты дают важный совет, который поможет решить все проблемы. Необходимо просто создать круг единомышленников. Это случится сразу, как человек найдет себе дело по душе. Необходимо вступить в сообщество по интересам, посещать общественные мероприятия, придумать с соседями интересные совместные занятия.

Мнение о том, что человек одинок, более чем ошибочно. Если присутствует такое ощущение – значит, он просто не хочет общаться с окружающими. Необходимо разобраться в себе, понять причины своей тоски и активно вступить в бой с пессимистическим настроем. Стоит только посмотреть по сторонам и сразу откликнется огромное множество людей, которые захотят оказаться рядом.

Преследователь (Агрессор)

1) Прежде чем предъявлять претензии, что-то требовать, критиковать, винить и стыдить других людей, хорошо подумайте, действительно ли вам нужен результат, или вы просто хотите сорвать злость.

2) Примите идею того, что вы несовершенны и можете ошибаться.

3) Прекратите обвинять в своих проблемах других людей.

4) Прекратите считать, что другие обязаны соответствовать вашим представлениям о том, что правильно.

5) Найдите альтернативные способы самоутверждения.

6) Если хотите чего-то добиться от другого человека, попытайтесь подтолкнуть его в нужном направлении без физического и эмоционального насилия.

Практические методы развития уверенности

Каким же образом можно стать более уверенным в себе человеком? Основные способы, рекомендуемые многими психологами, заключаются в следующем:

Контроль мыслей. В день человека посещают порядка 65 000 мыслей. Но 80-90 процентов из них являются негативными – это или заботы, или тревоги, или предостережения. Психологи подчеркивают, что данные опасения делают человека более осмотрительным, а потому не могут однозначно оцениваться в негативном ключе. Но современная жизнь человека по большей части не таит опасностей. Осознав, что это всего лишь тревожные мысли, можно стать намного увереннее. Иметь цель. Уверенный в себе человек всегда знает, чего он хочет от жизни. Осознание своего предназначения – ключ к успеху. Начинать утро с благодарности. Это позволит настроиться на позитивный лад. Если начать день с благодарности, то до самого вечера можно сохранить хорошее настроение. Покидать зону комфорта. Общение действительно может вызывать у человека страх. Чаще всего такая реакция обусловлена прошлым опытом. Но чтобы стать увереннее, необходимо сформировать в себе новую установку: осознать, что коммуникация могла быть неприятной и опасной в прошлом, а в теперешней ситуации бояться совершенно нечего. Это можно сделать, только принимая вызов и вступая в диалог даже тогда, когда не особенно хочется этого делать. Заняться спортом. Язык общения – искусство, которое включает в себя не только вербальную коммуникацию

Немаловажно в построении диалога и то, как ведет себя человек, какая у него осанка, каким образом он себя преподносит. Физические упражнения и спорт позволяют ощущать себя намного бодрее, что не может не сказаться на уверенности

Правильно выбирать окружение. Если постоянно находиться рядом с теми людьми, которые вас обесценивают, скорее всего, это скажется на самооценке самым негативным образом. Считается, что каждая личность – это среднее арифметическое 5 окружающих ее людей. Поэтому необходимо отнестись к своему окружению внимательно. Ощущение открытости. Открытость свидетельствует о честности, а честные люди всегда создают вокруг себя ореол правильности и благородства, внушают доверие. Открытость также приемлема, когда собеседники достаточно сблизились, и разговор следует упростить, чтобы участники беседы раскрылись друг перед другом и чувствовали себя еще более комфортно. Однако этот совет стоит применять только в том случае, когда люди готовы к обмену личной информацией и вызывают доверие. Не нужно делиться сокровенным с малознакомыми людьми. Иначе это произведет обратный эффект, оттолкнет окружающих. И даже если шансы на хорошее знакомство были велики, то при излишней откровенности на начальных этапах общения можно загубить потенциальную дружескую связь.

Спасатель

1) Не навязывайте услуги и не давайте советы, о которых вас не просят.

2) Прекратите считать, что лучше знаете, как другим жить.

3) Не обещайте то, чего не можете выполнить.

4) Не рассчитывайте на благодарность – все, что вы делаете, вы делаете, потому что сами этого хотите.

5) Если все же рассчитываете на ответные услуги, оговаривайте свои условия заранее.

6) Найдите альтернативные способы самоутверждения.

7) Если испытываете острое желание кого-то спасать, делайте это, но будьте честны перед собой – действительно ли ваша помощь необходима и эффективна?

Жертва

1) Вместо того, чтобы жаловаться на людей, испортивших вам жизнь, попытайтесь найти способ свою жизнь улучшить.

2) Прекратите считать, что другие люди обязаны решать ваши проблемы. 3) Не перекладывайте на других ответственность за свои действия. Всё, что вы делаете, это ваш собственный выбор, если, конечно, на вас не направлено дуло пистолета.

4) Не рассчитывайте на безвозмездные услуги. Если вам предлагают помощь, заранее выясните, чего от вас ожидают взамен.

5) Не оправдывайтесь, просто делайте так, как считаете нужным.

6) Если вам сочувствуют, соглашаются помогать и обсуждать с вами вашипроблемы, постарайтесь извлечь из этого что-то действительно полезное для

себя, вместо того чтобы просто натравливать вашего Спасателя на Преследователя.

Выход из треугольника судьбы сложен и долог. На пути того, кто идет по пути развития, и собственные привычки, и устоявшиеся модели поведения окружающих, которые стремятся сохранить статус-кво. Иногда даже бывает проще совсем разорвать деструктивные отношения – если это возможно. Главное, не повторить прежний сценарий на новом месте и с новыми участниками.

Функции общения

Общение выполняет ряд функций, в частности:

  • аффективно-коммуникативная;
  • информационно-коммуникативная;
  • регуляционно-коммуникативная.

Аффективно-коммуникативная функция основывается на восприятии и понимании другого человека и связана с регуляцией эмоционального состояния человека. Человеческие эмоции возникают и развиваются в процессе общения людей, в результате которого происходит сближение эмоционального состояние или его поляризация, его взаимное усиление или ослабление.

Информационно-коммуникативная функция общения заключается в обмене информацией между взаимодействующими людьми. Обмен информацией в общении между людьми обладает определенной спецификой:

  • обмен информацией осуществляется между двумя индивидуумами, являющимися активными субъектами;
  • обмен информацией предполагает обязательное взаимодействие мыслей, чувств и поведения людей.

Регуляционно-коммуникативная функция общения регулирует поведение и организует совместную деятельность людей в процессе взаимодействия. В таком процессе человек может воздействовать на все составляющие деятельности партнера по общению, включая стимуляцию и коррекцию поведения.

В современном обществе роль и интенсивность общения значительно возрастают. Умение общаться означает умение разбираться в людях и на этом строить взаимоотношения с ними. Это требует знание психологии общения.

Типы общения: императивное, манипулятивное, диалогическое

Императивное общение — это авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнером по общению с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждения его к определенным действиям или решениям. Партнер в этом случае выступает пассивной стороной. Конечная незавуалированная цель императивного общения — принуждение партнера.

12 стр., 5838 слов

Психологические проявления лжи в общение людей

… между реальными чувствами и намерениями в отношении другого человека (или группы людей) и тем, как эти чувства и … учащихся шестых классов. Предмет исследования: Признаки лжи в общении людей. Объект исследования: Вербальное и невербальное поведение подростка. Гипотеза … понижение тона, более громкая и быстрая речь, более медленная и тихая речь, учащенное или замедленное дыхание, потение, учащенное …

Пример: Сферы, где достаточно эффективно используется императивное общение: отношения «начальник—подчиненный», воинские уставные отношения, работа в экстремальных условиях, в чрезвычайных обстоятельствах. Можно выделить и те межличностные отношения, где применение императива неуместно. Это интимно-личностные и супружеские отношения, детско-родительские контакты, а также вся система педагогических отношений.

Манипулятивное общение — это форма межличностного взаимодействия, при которой влияние на партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно. Вместе с тем манипуляция предполагает объективное восприятие партнера по общению, скрытым же выступает стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. При манипулятивном общении партнер воспринимается не как целостная уникальная личность, а как носитель определенных, «нужных» манипулятору свойств и качеств.

Пример: Манипуляция используется непорядочными людьми в бизнесе и других деловых отношениях, а также в средствах массовой информации.

Объединенные вместе на основе общих признаков, императивная и манипулятивная формы общения составляют различные виды монологического общения, поскольку человек, рассматривающий другого как объект своего воздействия, по сути дела общается сам с собой, не видя истинного собеседника, игнорируя его как личность.

Диалогическое общение — это равноправное субъект-субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, самопознание партнеров по общению. Оно позволяет достичь глубокого взаимопонимания, самораскрытия партнеров, создает условия для взаимного развития.

Психология делового общения

Наряду с деловым, выделяют учебное, игровое, досуговое общение, а также интимное и духовное.

Однако отличие делового разговора в том, что он подразумевает обмен информацией с целью достижения какого-либо результата в трудовой сфере.

Если, к примеру, учебное общение осуществляется с целью усвоения учебной информации (знаний), то ключевым предметом делового общения является дело. То есть, для такого общения характерна ограниченность в пределах одной темы или круга проблем, которые носят деловой характер и обсуждаются в официальной, рабочей обстановке.

Выделим 3 этических принципа делового общения:

Принцип Сверху Вниз: это обращение руководителя к подчинённому. Для поддержания авторитета руководитель не обсуждает с ним личные темы, держится соответственно статусу. Следует держать дистанцию, но не забывать о человеческом отношении к сотрудникам, вежливом обращении и благодарности за труд. Принцип Горизонтали: общение коллеги с коллегой

Здесь важно показывать равное положение, не демонстрируя превосходства. Необязательно быть в команде, главное — не быть против неё, добиться взаимоуважения со всеми коллегами. Принцип Снизу Вверх: обращение подчиненного к руководителю или руководству

Предпочтительно зарекомендовать себя как хорошего сотрудника, держаться уважительно, без попыток лести и подхалимства: этого не оценят ни коллеги, ни начальство.

Дефицит внимания

Некоторым личностям не хватает общения с людьми по причине дефицита элементарного внимания. Один человек довольствуется общением с узким кругом близких людей, другому не хватает круглосуточного контакта с большой аудиторией. Он постоянно жаждет новых знакомств и мечтает о комплиментах, аплодисментах и восторгах в свой адрес. Это абсолютно нормальная ситуация, поскольку все люди различаются по темпераменту. Тем, кому не хватает признания, должны изменить свою жизнь так, чтобы оказаться в центре внимания. Разумным решением будет записаться в театральную студию, брать персональные уроки, преуспеть в своем хобби, чаще посещать вечеринки или организовывать их у себя дома.

Ход упражнения

На доске записывается набор слов. К примеру:

Все это странно мы пойдем холодно сыро к черту и глаза красные а с утра шел дождь так—то оно лучше глупо вляпались кап—кап—кап.

Смысл задания, в котором участвуют группы по 5–7 участников, в том, чтобы в результате коллективного обсуждения превратить набор слов в текст. Как это можно сделать? Во—первых, вычленив логические единицы, расставляя знаки препинания. Во—вторых, интонация поможет понять смысл высказывания в неполном предложении. В—третьих, когда текст будет составлен, его требуется разыграть по ролям. И здесь появляется еще одна, дополнительная, возможность прояснить семантику – использование мимики и жеста.

Слова нельзя менять местами. Можно повторять одно и то же слово или фрагмент несколько раз в том месте, где это слово или фрагмент находится. Например:

Первый. …Так—то оно лучше!

Второй. Лучше!? Глупо вляпались…».

Здесь повтор слова «лучше» (в том месте, где оно находилось в задании!) в сочетании с интонацией позволил логически связать фрагмент в диалог между героями.

Интересно сравнить результаты работы нескольких групп. Как правило, оказывается, что с помощью одного и того же набора слов можно составить разные тексты благодаря иному структурированию информации с помощью знаков препинания и интонации, а затем – и с помощью актерской игры. Порой сцены будут представлены и в различных жанрах: кто—то превратит текст в комедию, кто—то увидит в нем элементы трагедии или «ужастика».

Виды общения в психологии

Специалисты выделяют несколько форм, которые отличаются по нескольким признакам. Используется классификация, основанная на организационный аспект, так выделяют: индивидуальные и групповые беседы, коммуникация по телефону, совещание, переговоры, собрания и другие. Виды и формы общения в психологии зависят от задачи контакта и от связи между людьми.

  1. Примитивное
    . Дает возможность понять стоит ли продолжать диалог или же лучше игнорировать оппонента.
  2. Формально-ролевое
    . Учитывается социальный статус и беседа ориентирована на результат.
  3. Деловое
    . Необходимо, чтобы установить связи, чтобы эффективно решать задачи.
  4. Манипулятивное
    . Используют, чтобы получить желаемое за счет другого человека.
  5. Светское
    . Психология общения основана на определенных рамках и на ограниченных целях.
  6. Духовное
    . Присутствует желание узнать о человеке больше личной информации. Это самый тесный вид разговорного взаимодействия в психологии.

Понятие и функции общения

Определение 1

Общение — это многоплановый и сложный процесс установления и развития контактов между людьми, который порождается потребностями совместной деятельности и включает коммуникацию, интеракцию, социальную перцепцию.

Замечание 1

Общение – это процесс взаимодействия человека с человеком с помощью средств речевого и неречевого воздействия.

Цель общения заключается в достижении изменений в познавательной, мотивационной, эмоциональной, поведенческой сферах тех лиц, которые принимают в общении участие. Общение дает возможность его участникам обмениваться результатами труда, мыслями, своими намерениями, переживаниями, идеями и др. Главное назначение этого процесса заключается в том, чтобы люди друг с другом контактировали, взаимодействовали, обменивались информацией и стремились понять друг друга.

В общении психологи условно выделяют коммуникативную, интерактивную и персептивную стороны.

Коммуникативная сторона общения предполагает обмен информацией таким образом, чтобы каждый участник коммуникации правильно понимал свою роль. Персептивная сторона общения в формировании образа другого человека, восприятие и понимание его. В общении важную роль играет впечатление, возникающее при восприятии человека. Что касается интерактивной стороны общения, то она представляет собой взаимодействие людей в процессе межличностных отношений.

Общению человек учится с детского возраста и овладевает разными его видами. Виды общения зависят от людей и среды, в которой человек живет.

Общение выполняет шесть основных функций:

  1. прагматическую функцию,
  2. функцию формирования и развития,
  3. функцию подтверждения,
  4. функцию объединения-разъединения людей,
  5. функцию организации и поддержания межличностных отношений,
  6. внутриличностную функцию.

Прагматическая функция реализуется в процессе совместной деятельности при взаимодействии людей и отражает его потребностно-мотивационные причины

Самой важной потребностью часто выступает само общение

Способность общения оказывать воздействие на партнеров отражает функция формирования и развития. В процессе общения с другими людьми усваивается общечеловеческий опыт, социальные исторически сложившиеся нормы, ценности, знания, способы деятельности, идет формирование личности.

Таким образом, общение является универсальной реальностью, в которой происходит зарождение, существование и проявление психических процессов в течение всей жизни человека.

Благодаря функции подтверждения человек имеет возможность познать себя, утвердить и подтвердить себя.

Две стороны имеет функция объединения-разъединения людей. С одной стороны, она способствует передаче тех или иных сведений через контакты между людьми, настраивает их на реализацию общих целей и намерений, объединяя их в единое целое. С другой стороны, эта же функция в результате общения способствует дифференциации и изоляции личности.

Сохранению устойчивых связей между людьми, их взаимоотношений в интересах совместной деятельности служит функция организации и поддержания межличностных отношений.

Общение человека с самим собой через внутреннюю или внешнюю речь обеспечивает внутриличностная функция общения. Это общение рассматривают как универсальную форму мышления человека.

Статья. Виды общения. Функции педагогического общения.статья на тему

Виды и функции педагогического общения.

Как уже известно, что общение очень сложный процесс, без которого люди не смогут взаимодействовать друг с другом, не смогут обмениваться какой-либо информацией, а также не получится у человечества вырабатывать новые знания.

Из научной литературы мне известно несколько видов общения. Что же такое педагогическое общение? Педагогическое общение – это когда между педагогом и учащимися, или воспитанниками есть взаимодействие между друг другом, которое помогает им обеспечивать мотивацию, какую-либо результативность, творческий характер обоих, участвовавших во взаимодействии между собой, а также, присутствует и воспитательный эффект любой совместной коммуникативной деятельности.

Различают три вида общения: межличностное, групповое, массовое. Все эти три вида общения отличаются между собой по количеству участников. Знакомое нам соотношение «1:1», определяем, как признак межличностного общения;

Другое соотношение «1: несколько» как признак группового общения, который наиболее чаще встречается в педагогической практике общения;

Третье соотношение «1: много» обозначается как критерий массового общения.

У педагогического общения существуют даже категорические противопоказания. К ним относятся: безадресность и «условная адресность» речевого действия. Каким оно может быть? Только всегда конкретным и личностным. Очень важным является использование речевых форм, которые будут обозначать соучастие – местоимение «мы».

Существует в природе ещё интересный вид общения. Это общение называют контактное – дистантное. Где же может доминировать контактный вид общения? Конечно же когда взаимодействуют учитель и ученик. Этому сопутствуют условия общения. Назовём эти условия: например, классная комната, любой урок, который ограничен временем, большой и постоянный состав класса или группы.

Контактное общение отличается от дистантного определёнными чертами: у контактного общения гибкость и ситуативность сиюминутного речевого действия, а у другое имеет большую запрограммированность и подготовленность. Это имеет место быть прежде всего в письменных формах профессионального общения (письменный текст истолковывался однозначно и содержание информации в нём излагалась кратко и чётко).

Непосредственное – опосредованное общение? Педагогическая практика показывает, что опосредованное общение получает любую нужную учебную информацию через разные опосредующие аппараты, такие как, телевизор, компьютер и другие.

В современном мире педагог обязан отчётливо представлять дидактические для себя возможности таких известных для нас средств. Для чего это важно учителю, воспитателю? Чтобы успешно реализовать эти средства и их достоинства, и здесь же важно контролировать увлечённость ими детей.

Существует ещё интереснейший вид общения – официальное – неофициальное общение. В чём интересно различие этих двух видов общения?

А различие вот в чём, в обстановке и социально-ролевой обусловленности взаимоотношений участников общения.

Общение, которое называется официальным, в нём соблюдены все правила, все формальности, которые предусмотрены социальной ролью коммуникантов.

Неофициальное общение, какое оно? А это общение частное, нерегламентированное, которое не имеет никакого абсолютно статуса.

Официальное общение, оно строится соответственно с определёнными правилами делового этикета целенаправленно и использует в речи стереотипные компоненты, которые будут обеспечивать точность передачи восприятия информации и обеспечивать также её адекватность.

Такие определения как непринуждённость, неформальность взаимодействия участников общения и является неофициальным общением. А общение происходящее в официальном здании, при участниках, имеющих постоянные социальные роли, образовательные заведения, с учебным планом и правилами, всё это относится к официальному общению. Самое интересное, эффективность педагогического общения достигается, когда во взаимодействии партнёров или участников общения преобладает атмосфера нравственности, когда учитель и ученик творчески активны в деятельности, и когда радуемся за успехи друг друга.

Функции педагогического общения.

Наиболее приемлемое педагогическое общение, всё-таки общение с учениками или воспитанниками в процессе обучения или воспитания, предоставляющее самые лучшие условия, чтобы ребёнок мог развивать мотивацию к учебной деятельности, чтобы детская личность сформировалась в нужном русле, и самое важное для детей, чтобы они были обеспечены психологическим, эмоциональным климатом в обучении.

Назовём основные функции педагогического общения:

— информационно-коммуникативная – способствует познанию, функция знаний и обучения, развитие социального опыта;

— регуляционнокоммуникативная — так называемая организаторская, где присутствует выбор тактики и различные способы взаимодействий ученика с учителем, также чёткую организованную деятельность.

— воспитательно – коммуникативная функция, это функция, которая направлена на развитие личностных качеств учащихся, эмоционального фона ученика, чтобы ученик умел воспринимать эстетику художественного восприятия.

— информационно – коммуникативная функция, имеющая диалог и информационную взаимосвязь общения. Успех этой функции состоит в передаче конкретной научной информации, которая не будет зависеть от её адаптивности в учебных целях.

Коммуникативное умение учителя, это суметь с ориентироваться в ситуации общения: уметь предугадать реакцию ученика, как на этапе подготовки, и также на этапе учебного общения – это и есть воплощение нормативной задачи.

В процессе общения школьников с учителем предполагается усвоение нормативного речевого поведения, это и считается нормативной задачей. Ученик оценивает речь учителя как образец. Особо важным для учителя является свободное владение «языком предмета» со всех его сторон: как от логики, основанной на принципах науки, от информационного объёма теоретического обозначения до художественной отчётливости слова о писателе.

Актуализирующая задача располагает на умение учителя выбрать из личного запаса речевых средств, выбрать слова и формы речевого воздействия, которые в большей степени будут соответствовать данной ситуации.

Ещё одна функция, которую мы разберём, функция регуляционно-коммуникативная. Она начинается с до-коммуникативного этапа общения, как раз, когда идёт отбор и организация учебного материала. Создаётся модель педагогического общения: (подбор дидактического материала, планирование урока, написание конспекта занятия и другое).

Воспитательно-коммуникативная функция общения.

В цель урока входит три задачи: обучающая, воспитывающая и развивающая. Все эти задачи взаимосвязаны между собой.

В эту функцию включён очень широкий параметр: совершенствование личностных качеств учащихся, формирование эмоциональной сферы детей, изучение детьми точных и гуманитарных наук.

Что же раскрывает ученику всю красоту родного языка, конечно восприятие речи учителя. В достижении хорошего результата, учителю помогает владение словом. Самое главное в речи учителя – правильная и выразительная речь.

Суть общения, цель, функции

Социологи считают, что межличностные коммуникации – это отличный способ передать другим людям общественный опыт и культуру. Отечественные психологи поддерживают мысль, что целью общения является создание единства между обменом информацией и деятельностью в обществе. Но совершить обмен нереально, если между людьми отсутствует понимание, ведь оно помогает добиться успеха и наладить тесный контакт.

Важно! Поэтому понимание является главной целью межличностных контактов. Именно от него зависит результат коммуникаций

Цели общения

Общение в жизни человека выполняет 8 основных функций.

Контактная

Чтобы понять, что значит контактная функция, и для чего она нужна, достаточно вспомнить главный страх человека – боязнь быть непонятым.

Важно! Этот барьер препятствует установлению близких и длительных взаимоотношений с людьми. Чем больше один человек общается с другим, тем легче устанавливается контакт между ними и как следствие – понимание

Чем больше один человек общается с другим, тем легче устанавливается контакт между ними и как следствие – понимание.

Информационная

Информационная функция отвечает за формирование, передачу и прием информации. Реализуется она в несколько этапов:

  • вначале выравниваются различия в информированности индивидов, которые нацелены на вступление в психологический контакт;
  • затем происходит передача убеждений, мыслей, фактов, и делаются выводы об услышанном;
  • на третьем этапе формируется желание понять собеседника.

Эта функция общения важна, так как сообщения, замыслы, решения и мнения помогают наладить понимание между контактирующими субъектами.

Побудительная

Побудительная функция позволяет стимулировать человека на активные действия. В этом случае общение позволяет управлять людьми.

Дополнительная информация. В современном мире эта функция используется во всех сферах деятельности для манипуляций.

Рекламные ролики – яркий пример успешной реализации функции.

Координационная

Координационная функция позволяет людям заниматься совместной деятельностью. Благодаря ей, группа лиц может согласовать свои действия и эффективно выполнить поставленную задачу. Если функция будет реализована некачественно, такое общение принесет разочарование и убытки.

Эмотивная

Благодаря эмотивной функции, люди способны возбудить в партнере необходимые эмоциональные переживания, а также осуществить изменение собственного состояния.

Если способы эмоционального регулирования у партнеров различны, то эффективная реализация этой функции в общении будет невозможна, и люди столкнуться с недопониманием и конфликтами.

Функция понимания

Терминология слова «понимание» связана с такими понятиями, как «значение» и «смысл». Исходя из этого, главная задача этой функции заключается в том, чтобы объяснить двум контактирующим людям цель их общения, а также дальнейшее развитие событий. Также понимание позволяет партнерам узнать друг друга и в будущем предугадывать поведение, установки и состояние собеседника.

Функция влияния

Функция влияния похожа на побудительную функцию. Главная ее цель – изменить поведение, состояние, личностно-смысловые образования собеседника.

Важно! Для реализации функции могут использоваться разнообразные психосоциальные приемы воздействия. Использоваться она может как в позитивных, так и негативных целях

Функция отношения

Функция управления отношениями позволяет индивиду осознать и зафиксировать свое место в деловых, статусных, межличностных связях. При помощи нее у человека появляется свой круг интересов, важных и нужных людей, а также знакомства для каких-то конкретных дел.

Структура общения

Структуру общения

можно охарактеризовать путем выделения в ней трех взаимосвязанных сторон: перцептивной, коммуникативной и интерактивной

Перцептивная сторона

общения — процесс восприятия, познания и понимания людьми друг друга с последующим установлением на этой основе определенных межличностных отношений.

Коммуникативная сторона

общения состоит во взаимном обмене информацией между людьми, передаче и приеме знаний, идей, мнений, чувств.

Интерактивная сторона

общения заключается в обмене действиями, т.е. в организации межличностного.

Общение и коммуникация

Основное содержание общения как процесса – передача информации (коммуникация), восприятие друг друга и познание, взаимодействие

Особое внимание исследователей привлекает как раз коммуникативный аспект. Довольно часто два термина «общение» и «коммуникация» используют в качестве синонимов, хотя первое понятие шире и включает в себя еще регулятивную и перцептивную функции

Удовлетворенность общением является достаточно веским социально-психологическим показателем духовного благополучия, именно поэтому проблема общения в психологии так актуальна. Вступая во взаимодействие с людьми, человек, сознательно или нет, стремится реализовать свою потребность в признании, которая связана с самооценкой и относится к высшим потребностям. Самоуважение, без сомнения, тоже формируется в общении, под влиянием окружения.

Основные стороны и виды в психологии общения

Понятие общения в психологии рассматривается, как деятельность, которая происходит между людьми в социуме, направленная на создание определенного психологического контакта. Наладить правильный и нужный контакт с людьми является довольно сложным процессом, с которым справляются далеко не все. Развить коммуникативные навыки может специальная литература по психологии общения. Книги помогают ознакомиться с правилами и тонкостями, которые необходимо использовать в разговоре с людьми, чтобы добиться значительного успеха и избежать возможных трудностей.

Существует три стороны общения в психологии:

  1. Коммуникативная. Общение воспринимается, как обмен информацией, идеями, чувствами между собеседниками.
  2. Интерактивная. Общение подразумевает взаимодействие людей, реализующих совместную деятельность.
  3. Перцептивная. Общение, как восприятие и познание собеседниками друг друга. С целью взаимопонимания.

Все три стороны тесно связаны между собой, не имеют, как правило, четких границ и часто дополняют друг друга. При взаимодействии люди пытаются определиться с манерой общения и подстроиться под собеседника. Существует разнообразные виды общения в психологии, которые основаны на определенных целях и методах общения:

  • Контакт масок – поверхностное общение, когда собеседники не стараются понять друг друга, вникнуть в суть разговора. Происходит разговор при помощи шаблонных фраз и вежливых выражений, обычно с малознакомыми людьми, с возможностью скрыть истинные эмоции, мысли и чувства.
  • Формально-ролевое общение происходит между собеседниками согласно социальной роли, которые они занимают. Например, между продавцом и покупателем. Здесь также используются стандартные фразы.
  • Манипуляция – используется для получения выгоды от собеседника, применяя обман, лесть, запугивание и др.

Светское общение происходит в строгих рамках приличия, собеседники используют формальные фразы, личные мнения при таком разговоре не имеют значение. Деловое общение подразумевает обмен определенной информации по конкретной сфере деятельности, чтобы получить результат. При этом собеседники учитывают мнение каждого, интересы и личные особенности. Духовное или межличностное общение является самым открытым видом, при котором учитываются особенности личности, его эмоциональное состояние, настроение, чувства

Собеседники проявляют заинтересованность и внимание друг к другу.

Также общение может подразделяться на два типа. Вербальное общение – при помощи речи и коммуникативных навыков. Невербальное – при помощи мимики, жестов, телесных контактов. Обычно два эти типа используются вместе.

Педагогическая риторика в вопросах и ответах. Учебное пособие

Какова типология жестов, используемых в общении?

Естественная кинетическая природа жестового языка предопределяет компоненты системы «языка телодвижений». В этом случае принято различать: а) индивидуально-психологические особенности, обусловленные прежде всего темпераментом человека; б) проявление сформировавшейся манеры общения, манеры одеваться, причесываться и т. п.; в) непосредственные телодвижения человека, обусловленные ситуативно, прежде всего — потребностями профессиональной деятельности.

Первым основанием для классификации жестов правомерно полагать их соотнесенность с речевыми (языковыми) средствами общения. Принято выделять три группы жестов.

В первую группу

входят наиболее универсальные жесты повседневного межличностного общения. Их употребление, по существу, автоматизировано. Это этикетные знаки приветствия и прощания, привлечения внимания, запрещения или разрешения, согласия или возражения. Жесты первой группы могут замещать речевые формы: они понятны без слов, вне речевого контекста. К этой же группе можно отнести и общеизвестные жесты-символы.

Ко второй группе

относятся жесты, которые органично включаются в контекст речи. Такое употребление обусловлено практической целесообразностью, наглядностью невербальных средств передачи информации (при условии семантической адекватности). Например, жест, изображающий размер или форму предмета, может заменить более пространное и менее выразительное вербальное объяснение («такой большой, необычный по размеру предмет»).

Третья группа

характеризуется параллельным употреблением слова и жеста: эмоционально-смысловое значение жестов соотносится с лингвистическими средствами информации. При этом жесты могут дублировать и дополнять значение языковых средств: «Обратите внимание на таблицу» (указательный жест привлекает внимание, подсказывает направление взгляда). Могут быть совсем автономны: учитель, не прерывая объяснительной речи, адресует, например, конкретному нарушителю дисциплины жест-замечание или жест-запрещение (движение руки или покачивание головой, сопровождаемое укоризненным взглядом).

В ситуации совместного (сопряженного с языковым) употребления жестикуляции дублирование усиливает эффект достоверности информации, повышает степень запоминания.

Существует несколько классификаций жестов.

В качестве рабочей можно использовать классификацию жестовых знаков общения, предложенную в работе Е. А. Ермолаевой, где выделяются «три группы жестов: жесты-симптомы (экспрессивные знаки самовыражения), жесты-регуляторы (реализующие регуляторно-коммуникативную, побудительную, функцию) и жесты-информаторы (жесты, несущие информацию о предмете)».

Кинесическая природа жестов первой группы

(самовыражение) отличается наибольшей индивидуальностью и непроизвольностью.

Учитель все время на виду, выражение его лица, каждое телодвижение «прочитывается» школьниками. Настроение учителя сразу передается классу и многое зависит от первой минуты устанавливающегося контакта. Так, учитель постарается скрыть физическое недомогание, усталость или просто плохое настроение. Это автоматический контроль за жестами «противопоказанными». Понимание жестов «самовыражения» важно и для того, чтобы все время чувствовать реакцию класса, чтобы своевременно уловить первые признаки потери внимания, усталости и найти способы разбудить интерес, снять психическое напряжение, сделать паузу для отдыха и перегруппировки внимания коммуникантов. У опытного учителя такие навыки реагирования уже автоматизированы, начинающему учителю на первых порах нужен самоконтроль, нужны некие ориентиры.

Особенно внимательно следует контролировать так называемые модальные жесты самовыражения — очень знакомые, автоматизированные жесты повседневного общения. Это жесты согласия/несогласия, одобрения/неодобрения: соответствующий поворот головы, кивок, движение руки и т. п. Это знакомые жесты императивного волеизъявления: жест-просьба и жест-требование, жест-совет и жест-убеждение. Их использование естественно корректируется целью и типом высказывания учителя (постановка задания, инструкция, оценочное суждение и другие).

Вторая группа

— жесты-регуляторы. В педагогическом общении это знаки начала контакта и его завершения. Таковы жесты приветствия и прощания или жесты, означающие начало и конец новой стадии межличностного контакта. Таков, например, жест, означающий требование встать (движение руки снизу вверх) или разрешение сесть (движение руки сверху вниз); побудительный жест-приглашение (движение руки снизу вверх переходит в горизонтальное движение, указывая направление).

К собственно регулятивным профессиональным жестам можно отнести те, которые помогают говорящему откорректировать темп речи (рука вперед, обращенная к ученику, ладонь приподнимается и опускается, задерживается: «не торопись», «сделай паузу») или конкретно адресованные жесты-запреты (укоризненное покачивание головой или рукой). Однозначно воспринимаются школьниками и менее автоматизированные жесты-регуляторы, обозначающие требование обратить внимание на доску или открыть книги.

Жесты-информаторы

— это прежде всего усилители предметно-логического восприятия учебной информации. Объективные жесты — отражающие предмет (изобразительная функция обозначения предмета, его величины, формы) или указывающие на него (указательная функция жестов, направляющих или заостряющих внимание).

Субъективные — отражающие отношение говорящего к предмету речи через использование невербальных средств, выявляющих логико-структурную организацию учебного материала. Движение рук, обозначающее предмет («такой огромный шар!» или «острый угол»), вызывает дополнительные зрительные ассоциации, воссоздает образ предмета, иногда выполняя и функцию семантизации слова («пирамидальный тополь», «потянул ветерок, воду морщит, рябит»).

Выразительны имитационный жест-подчеркивание (резкое горизонтальное движение руки) и указательные жесты, выделяющие детали схемы или записи на доске. Наконец, можно выделить информационно-ри: движение руки отмечает такт, мелодику звучащей речи) — невербальное средство интонационного членения текста в учебных целях и уникальный способ демонстрации размера стиха.

Особенности беседы в разных ситуациях: что нужно учитывать

Поскольку основными функциями беседы в психологии считаются установление межличностного контакта и получение информации, для полноценного разговора необходимо учитывать ситуацию и форму общения. Основные виды общения:

  1. Примитивное — подбор собеседников происходит в корыстных целях, по личным соображениям.
  2. Манипулятивное — используется для получения выгоды. Средства манипуляции подбираются индивидуально.
  3. Духовное — близкий контакт между людьми, которые хорошо знают друг друга, установили высокую степень доверия.
  4. Формально-ролевое — общение происходит не с человеком, а его социальным образом.
  5. Деловое — интерес дела ставится выше индивидуальных особенностей, но они также учитываются.
  6. Светское — обмен репликами, допустимыми к конкретной ситуации. Настоящее мнение собеседников не имеет значения.
  7. «Контакт масок» — обмен информацией формального характера, сокрытие истинных взглядов с целью отстраниться и соблюсти принятые в обществе правила.

В повседневном общении люди используют несколько видов вербального взаимодействия. Форма обмена информацией должна соответствовать ситуации и времени. Умение подобрать правильный вид общения — важный навык, необходимый для установления долговременных отношений.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]