Исследовательский проект по актуальным вопросам психологии и социальной педагогике «Массовое сознание. Поведение толпы» 10 класс

Толпа – хаотичное, но все же не лишенное определенной организации, большое скопление людей. Чаще всего она возникает из-за того, что массовое внимание привлекают какие-то обстоятельства, события, происшествия и т.д. Однако это не единственное, что объединяет людей в толпе, т.к. в силу вступает общее психическое состояние, напряжение, эмоции, мотивы и другие особенности.

Все это, включая поведенческие реакции социальных групп и отдельных людей в их составе, изучает отдельное направление – психология толпы. Эта статья посвящена именно ей. Рассмотреть психологию толпы мы постараемся кратко, но максимально объективно.

Толпа: определение и природа ее образования

Впервые дать научное объяснение феномену толпы попытался на рубеже 19-20 веков известный французский социолог Гюстав Лебон. Первые его статьи на эту тему были опубликованы в издании «Revue Scientific» в 1885 году, а затем вышла его книга «Психология толпы», после чего идеи стали набирать популярность в научных кругах. Сама же проблема изучения толпы стала объектом внимания множества ученых, в том числе и отечественных (В. М. Бехтерев, Г. М. Андреева и другие).

Понятие «толпа», кстати говоря, вошло в состав социальной психологии, когда в мире происходили массовые революционные волнения (опять же, это рубеж 19-20 веков). По этой причине вначале под толпой понимались плохо организованные выступления пролетариата против правящего класса.

В настоящее время психология трактует термин «толпа» следующим образом: толпа является бесструктурным и неорганизованным скоплением людей, объединенных единым объектом внимания и одними чувствами в отношении него. Одним из отличительных признаков толпы можно назвать отсутствие (или потерю) осознанной и четкой общей цели.

Классическим примером толпы в социальной психологии можно назвать скопление людей во время каких-либо транспортных происшествий, массовых мероприятий, пикетов, акций протеста, митингов, стихийных бедствий, военных учений и т.п.

Наверняка вы и сами хотя бы раз в жизни были участником толпы или наблюдали это явление. Собственно, пропустить мимо внимания так называемый эффект толпы просто не получится, ведь людям, оказавшимся в толпе, чуть ли не моментально передается ее настроение и поведенческие реакции. Они вливаются в эту массу и становятся ее частью, даже если это идет вразрез с их собственными принципами и желаниями.

Поведение толпы может быть очень непредсказуемым, и ее настроения могут представлять потенциальную угрозу для отдельных людей и общества в целом, а также для инфраструктуры населенных пунктов (организаций, зданий, объектов культуры и т.д.) По природе образования толпы можно достаточно легко определить ее состав. Обычно толпа состоит из:

  • Зачинщиков. Это ядро толпы. Его составляют люди, ее формирующие, грамотно и правильно настраивающие и использующие с конкретными целями.
  • Участников. Это люди, влившиеся в толпу и принимающие активное участие в ее действиях. Оказаться под влиянием толпы могут легко внушаемые и сочувствующие люди (с обостренным чувством справедливости), обычные люди и люди, не имеющие определенной цели своих текущих действий. Отметим, что последняя категория зачастую способствует созданию массовости, но активного участия в деятельности толпы не принимает. Самые же опасные участники – это люди, использующие толпу для выплеска негативной энергии, злобы, агрессии.

Исследования Гюстава Лебона внесли огромный вклад в психологию толпы. Во многом именно благодаря им это научное направление выделяет сегодня два основных механизма ее формирования. Первый – это нарастающее эмоциональное заражение, а второй – слухи. Сам же процесс формирования толпы происходит в несколько этапов:

  • Формирование ядра толпы. Невзирая на то, что то толпа возникает стихийно, ее формирование невозможно без ядра. Таким ядром могут быть зачинщики, осознающие свои действия и преследующие конкретные цели, или же какое-то событие (происшествие). Затем начинает действовать банальное любопытство, притягивающее к центру еще больше людей. Интерес приводит к тому, что люди вливаются в толпу, и таких «вливаний» может быть сколько угодно, причем каждое из них подогревает эмоции, отчего люди привлекаются снова и снова.
  • Кружение. Когда толпа образовалась, внутри нее начинает скапливаться напряжение, из-за чего восприятие людей к любым внешним воздействиям обостряется. Происходит циркулярная реакция и возбуждение становится все сильнее. Это приводит к тому, что вся масса людей готова молниеносно реагировать на поступающую информацию.
  • Возникновение нового объекта внимания. Происходящие внутри толпы процессы (сплетни, толки, разговоры, подогретые накалом чувств) меняют причину, которая послужила истоком толпы, т.е. ядро. В действие вступает образ, создаваемый самими людьми из толпы. Его принимают все, а потому он фиксирует внимание и завладевает чувствами людей, а также задает направление для дальнейших действий.
  • Активизация отдельных людей. Как и следует полагать, напряжение, скопившееся внутри толпы, требует разрядки. Достигается она через дополнительное стимулирование участников толпы. Для этого подогревается их воображение, производится внушение. Результатом становятся определенные действия людей, и они вполне могут не поддаваться логике и быть небезопасными. «Масла в огонь» подливают зачинщики или конкретный лидер. Таким образом они стремятся достичь своей цели.

Важно заметить, что уже сформированная толпа может быть очень опасна, особенно если ей управляют (и находятся внутри) агрессивно настроенные люди. Последствия от действий такой толпы могут быть самыми разрушительными. Обуздать же неуправляемую толпу крайне сложно. Но давайте не будем сгущать краски, а посмотрим небольшой видеоролик о том, как поведение даже небольшого количества людей может повлиять на поведение одного человека.

Что такое толпа, группа и массовые беспорядки с точки зрения социальной психологии: кратко


Толпа, группа, массовые беспорядки
Толпа – это скопление людей, находящихся в эмоциональном возбуждении и имеющих непосредственный контакт между собой. Главной отличительной особенностью толпы является ее стихийное образование, а также отсутствие осознанных общих целей у людей.

При трактовке понятия «группа», психология в первую очередь опирается на междисциплинарность, то есть на социологическую, а также психологическую парадигму. Понимание групповой психологии, социальной психологией происходит путем анализа, который рассматривает проверяемые социальные группы, определяя детали, превращающие их в психологическую общность. В свою очередь, она позволяет любому, отдельному человеку идентифицироваться с определенной группой.

С точки зрения социальной психологии, основой для массовых беспорядков могут стать разные причины. Например:

  • Политика
  • Национальная рознь
  • Провокации
  • Протесты

Как правило, массовые беспорядки возникают спонтанно, из-за неожиданно появившихся обстоятельств. Главная психологическая их особенность заключается в большом количестве людей, принимающих в них участие. При этом, необходимо учитывать тот факт, что психология человека попавшего в толпу резко искажается, особенно в момент экстремальной ситуации, когда разум подвергается воздействию сильных факторов. Такое состояние человека получило название «Психология толпы», и обусловлено слепым следованием за общей массой. Это главная движущая сила всех массовых беспорядков.

Виды толпы

После того как мы кратко рассмотрели основные характеристики толпы и особенности ее формирования, самое время поговорить о том, какие вообще ее существуют виды. Психологию масс нельзя рассматривать как нечто неизменное, и дальше вы поймете, почему. Разделить толпу по видам можно по разным признакам.

Первым признаком является управляемость, и толпа может быть:

  • Стихийной – когда ее образование и проявления происходят сами по себе и ей никто не управляет.
  • Ведомой – когда она образована и направляется конкретным лидером.

Вторым признаком толпы служат поведенческие реакции, и толпа может быть:

  • Окказиональной – ее основой служит интерес к какой-то причине (событие, происшествие), возникшей спонтанно. Такой причиной может быть драка, ЧП, пожар и т.д.
  • Конвенциональной – формирующейся за счет интереса к какому-либо массовому событию (концерт, спортивный матч и т.д.) Такие события обычно заранее планируются, объявляются, рекламируются и ожидаются людьми. Конвенциональной толпой можно управлять, т.к. она действует в рамках заданного регламента. Но управление это всегда временно, а сам регламент не имеет четких границ.
  • Экспрессивной – где люди объединяются благодаря одинаковому отношению к событиям или происшествиям (радуются, осуждают, протестуют, возмущаются и т.п.) К этому же виду можно отнести экстатическую толпу, возбуждение участников которой трансформируется в экстаз. Такие толпы можно наблюдать на концертах, карнавалах, во время религиозных действ, повергающих людей в эйфорию.
  • Действующей – формирующейся за счет эмоционального единения. Толпа этого вида либо уже совершает конкретные действия, либо готовится к ним.

Действующую толпу в свою очередь тоже можно разделить на несколько видов:

  • Стяжательная – участники объединены борьбой за материальные ценности, такие как товары, деньги, продукты питания, сиденья в общественных местах и т.д. Данный вид толпы может образовываться во время акций со скидками, поступления в продажу новинок, дефицита продуктов, часов-пик, банкротства финансовых организаций, стихийных бедствий, катастроф и террактов.
  • Паническая – участники объединены массовыми паническими настроениями, мотивирующими к спасению от опасности. Паника людей может быть связана либо с реальной (оповещение об эвакуации и т.д.), либо с мнимой (слухи о теракте и т.п.) угрозой.
  • Агрессивная – участники объединены агрессией, направленной на определенный объект. Так, люди могут ненавидеть конкретного человека, расу людей, субкультуру, социальное движение, структуру и т.д.
  • Повстанческая – участники объединены недовольством и возмущением работой государственных структур и правительства. Подобные толпы часто становятся мощнейшим оружием в политической борьбе.

Изменчивость толпы определяет такие ее характеристики, как непостоянность структуры, наличие, отсутствие и ясность целей. Поэтому один вид толпы (как и подвид) может с легкостью превратиться в другой. Так что для управления толпой (включая ее дезактивацию) предполагает точное понимание тонкостей ее формирования и поведения. Для этих же целей, а также для общего развития и собственной безопасности нужно знать еще и психологические свойства толпы, о чем и пойдет речь в статье далее.

Факторы, влияющие на толпу

Важным фактором толпы является раса. Ей нужно постоянно поддерживать интеллектуальную связанность и эмоциональное убеждение. Раса способна превращать идеи или потребности в традиции. От сюда она способна передавать данные традиции к другой расе.

“Люди всех рас поклоняются одному божеству, называя его разными именами, — надежде. Ведь все их боги были одним-единственным богом” – писал Ле Бон. Литвак считает, что надежду нужно убивать. Я с ним согласен, ведь когда нет надежды, человек будет прислушиваться к рассудку.

Еще одним важным фактором является – использование формул и определенных слов. Чем более неопределенно слово или выражение, тем больше влияние. Такие слова как равенство, социализм, демократия, свобода воспринимаются толпой так, как будто от них зависит решение всех проблем

Психологические свойства толпы

Психология масс объясняется целым комплексом особенностей, которые характерны для больших скоплений людей. Эти особенности касаются важнейших сфер личности человека: когнитивной, моральной, эмоционально-волевой и сферы темперамента. Рассмотрим их кратко.

В когнитивной сфере мы можем выделить следующие свойства:

  • Заражаемость и внушаемость. Люди в толпе легко подхватывают общее настроение и чрезмерно восприимчивы к внушению. В их сознание крайне просто внедрить определенную идею или образ.
  • Отсутствие осознанности. Для толпы совершенно несвойственны разум и логика. Ей управляют эмоции. Даже в обычной жизни люди не всегда мыслят рационально, что уж говорить о ситуациях, когда они поддаются стадному инстинкту. В толпе бессознательное начинает довлеть над сознательным.
  • Образность мышления. В больших и стихийных толпах люди мыслят образно – их мышление предельно упрощается. Из-за этого субъективная информация перестает отличаться от объективной, люди не воспринимают сложные идеи, теряют способность рассуждать, обсуждать, вникать в детали и совершать выбор. Получается, что события могут развиваться только так: толпа либо полностью принимает идею, либо отвергает ее. И, что характерно, чаще люди выбирают не правду и реальность, а заблуждения и иллюзии.
  • Консерватизм и категоричность. Любая толпа всегда привязана к традициям (страны, общества, субкультуры и т.д.) и негативно воспринимает всякие отклонения и новшества. Кроме того, суждения, которые она приняла (или ей внушили их) не подвергаются никаким сомнениям и видоизменениям.
  • Стимуляция воображения. Люди в толпе начинают разделять не только общие эмоции, но и образы. Из-за повышенной восприимчивости любая информация в их сознании приобретает чрезвычайную живость. Массовое воображение действует так, что все события серьезно искажаются (но на это влияет еще и то, каким именно образом они преподносятся толпе).

Теперь давайте коснемся моральной сферы. Здесь психология масс проявляется в том, что толпа активно демонстрирует возвышенные чувства, такие как самоотверженность, чувство справедливости, преданность, религиозность (кстати, именно последняя очень важна, ведь она требует полного подчинения, нетерпимости и пропаганды) и т.д.

Сюда же можно добавить, что толпа влияет на всех своих участников так, что они теряют свою личность, становясь безликими «винтиками механизма», управляемыми лишь своими инстинктами. Человек в толпе подавляется окружением, и интересы этого окружения становятся важнее, чем его собственные. От этого он начинает тяготеть к произволу и агрессии, начинает чувствовать безнаказанность и вседозволенность, интеллектуально и поведенчески деградировать.

Об эмоционально-волевой сфере можно сказать чуть больше. Тут в силу вступают такие свойства:

  • Повышенная чувственность. По причине сниженной ответственности и гиперчувствительности в толпе появляются сильнейшие однонаправленные импульсы (их разделяет каждый участник толпы). Не имеет значения, позитивные это импульсы или негативные, но чувства, испытываемые людьми, доходят до крайностей. И на второй план отходят не только собственные интересы и рационализм человека, но и его инстинкт самосохранения.
  • Слабая мотивация. Невзирая на тот энтузиазм, с которым люди в толпе воспринимают события и идеи, их интерес непродолжителен и нестабилен. Этим можно объяснить безволие и отсутствие рассудительности.
  • Отсутствие ответственности. Люди в толпе, как мы и сказали, чувствуют безнаказанность и вседозволенность, а значит, совершенно не задумываются об ответственности за свои действия и поступки. К тому же именно эта безответственность делает людей очень жестокими.
  • Эмоциональность. Эмоциональный резонанс – одно из самых ярких поведенческих свойств толпы. Участники постоянно обмениваются эмоциями друг с другом, эмоциональный заряд, постоянно подпитываясь, достигает апогея, и контролировать проявления толпы становится практически невозможно.
  • Экстремизм. Толпа в подавляющем большинстве случаев считается явлением деструктивным, т.е. разрушительным. Высвобождаются страсти и инстинкты, скрытые в обычной жизни где-то в потаенных уголках сознания. Именно поэтому так часто можно увидеть, как люди из толпы яростно реагируют на все препятствия на своем пути.

Что же касается сферы темперамента, то здесь мы можем сказать только, что люди в толпе могут с неимоверной быстротой перенимать черты темпераменты друг друга, но при этом восприятие образов и идей всегда остается непостоянным. Также в этом плане толпа отличается тем, что готова в любой момент начать действовать. И на этом как раз будет уместно перейти к заключительному блоку статьи, посвященному действиям толпы. Но рассмотрим мы не варианты ее действий, а то, как этими действиями можно управлять.

Духовное единство

Многие исследователи, предметом изучения которых стала психология масс, сходятся на том, что толпа — общество неорганизованное. Основной ее характеристикой всегда было духовное единство. В этом случае его можно сравнивать с чем-то наподобие крайне заразного инфекционного заболевания. Главным «симптомом» заболевания является состояние аффекта, которое в момент сильного эмоционального всплеска распространяется с высокой скоростью.

В качестве исключения, подтверждающего вышеописанное правило, можно рассматривать толпу, которая сформировалась в результате объединения людей, имеющих похожий образ мышления. Интегрироваться смогут только единомышленники, а не все те, кто был заражен общим эмоциональным состоянием.

Особенностью любой, особенно агрессивной группы, является категоричность убеждений и консерватизм. Их так же можно расценивать, как фундамент для духовного единства. На основании того, что толпа абсолютно уверена в правильности проведенной границы между истиной и заблуждениями, ей присуща нетерпимость.

Как управлять толпой

Естественно, все тонкости управления массовым сознанием в рамках одной статьи мы не рассмотрим, но кратко изучить этот вопрос все же можно (а вообще советуем почитать книги на тему психологии толпы – в конце мы предложим небольшой их список).

На поведение толпы влияют различные факторы, среди которых происходящие события, их направленность и скорость, психологическое состояние людей в толпе, идеологические влияния, форма их подачи, предрассудки, иллюзии, суеверия и многое другое.

Мы уже говорили, что изначально толпа является неуправляемой и стихийной, но все же она будет стремиться подчиниться сторонней воле. Лидер же, которого она будет слушать, может возникнуть стихийно, либо по собственному желанию взять над ней контроль. Но такие тонкости не имеют значения для толпы, и она станет подчиняться в любом случае.

Особенность толпы в том, что она беспрекословна, слепа и инстинктивна в своем подчинении, а также в том, что слабого лидера она отвергнет, а перед сильным станет преклоняться. Управлять толпой можно и нужно жестко, и именно такая власть служит для нее самым эффективным инструментом управления.

Однако для управления толпой человек должен обладать набором особых навыков и качеств. Назовем самые главные из них:

  • Обаяние. Лидер должен быть обаятельным и харизматичным, и не важно, что служит основой обаяния и харизмы – восхищение человеком или страх перед ним, успех в какой-либо области, богатство или искусное использование психологических методик воздействия. Главное – чтобы толпа воспринимала лидера и слушала его.
  • Владение приемами управления толпой. Любой грамотный лидер должен понимать, что достижение власти над толпой предполагает прохождение нескольких этапов. Изначально в толпу нужно внедриться, потом понять, что ее тревожит и чем она живет, затем войти в доверие и убедить в том, что разделяешь ее интересы, и только после этого предпринимать попытки к управлению. Плюс к этому лидеру нужно разбираться в механизмах формирования и «работы» толпы.
  • Деятельность. Ведущий толпу человек всегда действует, а не размышляет. Для этого он использует энергичность или силу воли, позволяющую ему делать то, чего не делают остальные.
  • Идейность. Наиболее важная цель лидера – разработать идею и посеять ее зерна в массовом сознании. Если мы обратимся к истории (посмотрим документальные фильмы или почитаем книги), то увидим, что очень часто на вершине власти стоят люди с убеждениями, которые просто не поддаются опровержению или оспариванию, даже если они абсурдны, нелепы или ужасающи.
  • Ораторские способности. Сильный и авторитетный человек должен осознавать, что толпа понимает только прямые, громкие и сильные фразы. Вместе с этим необходимо пользоваться разными речевыми приемами: утверждениями, повторениями, преувеличениями и т.д.

Интересен тот факт, что практически всегда управление толпой имеет двойственный характер: с одной стороны ей управляет лидер, а с другой – силовые структуры. Задачи у этих сторон разные: если первый использует толпу для достижения цели, то вторые стремятся толпу расформировать. Для этого силовые структуры используют специальные методы, например, отвлекают внимание людей, чтобы разобщить их, лишают ее лидера или пробуждают разум. Но это уже тема другой статьи, поэтому подведем итог.

Толпа способна оказывать серьезное влияние на людей, входящих в ее состав, посторонних людей, политические процессы, жизнь общества и государства. Это и есть основная причина, по которой многие лидеры (в том числе и политические) нередко прибегают к использованию толпы. Но и обычные люди, способные в любой момент стать частью толпы, должны знать психологию масс и применять эти знания в жизни. Как минимум – чтобы иметь общее представления о толпе и поведении людей в ней, как максимум – чтобы знать, как толпа может повлиять на сознание, и уметь обезопасить себя в случае необходимости.

И, как мы и обещали, приводим небольшой список книг на тему психологии толпы, которые стоит почитать:

  • Гюстав Лебон «Психология народов и масс»;
  • Сципион Сигеле «Преступная толпа. Опыт коллективной психологии»;
  • Серж Московичи «Век толп. Исторический трактат по психологии масс»;
  • А. В. Забарин «Психология толпы и массовых беспорядков»;
  • Л. Г. Почебут «Социальная психология толпы»;
  • Д. Я. Райгородский «Психология масс»;
  • А. П. Назаретян «Агрессивная толпа, массовая паника, слухи»;
  • Г. М. Андреева «Социальная психология»;
  • В. М. Бехтерев «Внушение и толпа».

И, раз уж мы закончили разговор личной безопасностью, предлагаем вам посмотреть видео специально на эту тему. Желаем вам добра и умения всегда сохранять способность мыслить трезво и самостоятельно!

Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов: TelegramВконтактеFacebook

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Атрибуты великого человека
  • Умение выделиться из толпы по методу PVI
  • Криминальная психология
  • Групповая поляризация
  • Нейромаркетинг
  • Как прокачать творческие мышцы. 50 оттенков креативности: инфографика
  • Массовое сознание на практике
  • Секреты харизмы во время публичного выступления (часть 2)
  • Способы быть более креативным
  • Эксперимент Марины Абрамович: непознанные границы возможного…

Ключевые слова:1Коммуникации

Психология толпы. Или секрет управления массами

Что такое толпа?

Психология толпы. Или секрет управления массами.

1. Понятие толпы. Что такое толпа?

Представление о толпе обычно рождается из личного опыта людей. Практически каждый либо бывал в толпе, либо видел ее поведение со стороны. Иногда, поддавшись простому человеческому любопытству, люди присоединяются к группе, рассматривающей и обсуждающей какое-то событие. Возрастая количественно, заражаясь общим настроением и интересом, люди постепенно превращаются в нестройное, неорганизованное скопление, или толпу.

Толпа — бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но взаимно связанных сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания.

Термин «толпа» вошел в социальную психологию в период мощного революционного подъема масс в конце XIX-начале XX в. Под толпой психологи в то время понимали главным образом слабо организованные выступления трудящихся против эксплуататоров.

Толпой как субъектом массовых форм внеколлективного поведания часто становится:

— публика, под которой понимается большая группа людей, возникающая на основе общих интересов, часто без какой-либо организации, но обязательно при ситуации, которая затрагивает общие интересы и допускает рациональное обсуждение;

— контактная, внешне неорганизованная общность, действующая крайне эмоционально и единодушно;

— совокупность индивидов, составляющих многочисленную аморфную группу и не имеющих в своем большинстве прямых контактов между собой, но связанных каким-либо общим более или менее постоянным интересом. Таковыми оказываются массовые увлечения, массовая истерия, массовые миграции, массовый патриотический или лжепатриотический угар.


Психология толпы. Или секрет управления массами.

В массовых формах внеколлективного поведения большую роль играют неосознанные процессы. На основе эмоционального возбуждения возникают стихийные действия в связи с какими-либо впечатляющими событиями, затрагивающие главные ценности людей в ходе, например, их борьбы за свои интересы и права.

Определены даже основные этапы формирования толпы:

Образование ядра толпы.

Первоначальное ядро толпы может сложиться под влиянием рационалистических соображений и ставить перед собой вполне определенные цели. Но в дальнейшем ядро обрастает лавинообразно и стихийно. Толпа увеличивается, вбирая в себя людей, которые, казалось бы, ничего общего друг с другом до этого не имели. Спонтанно толпа образуется в результате какого-либо происшествия, которое привлекает внимание людей и рождает в них интерес (точнее, в самом начале — любопытство). Будучи взволнованным этим событием, индивид, присоединившийся к уже собравшимся, готов утратить некоторую часть своего обычного самообладания и получать возбуждающую информацию от объекта интереса. Начинается циркулярная реакция, побуждающая собравшихся проявлять схожие эмоции и удовлетворять новые эмоциональные потребности через психическое взаимодействие.

Циркулярная реакция составляет первый этап формирования и функционирования толпы. Процесс кружения. Второй этап начинается одновременно с процессом кружения, в ходе которого чувства еще больше обостряются и возникает готовность реагировать на информацию, поступающую от присутствующих. Внутреннее кружение на основе продолжающейся циркулярной реакции нарастает. Нарастает и возбуждение. Люди оказываются предрасположенными не только к совместным, но и к немедленным действиям.

Появление нового общего объекта внимания. Процесс кружения подготавливает собой третий этап формирования толпы. Этот этап — появление нового общего объекта внимания, на котором фокусируются импульсы, чувства и воображение людей. Если первоначально общий объект интереса составляло возбуждающее событие, собравшее вокруг себя людей, то на этом этапе новым объектом внимания становится образ, создаваемый в процессе кружения в разговорах участников толпы. Этот образ — результат творчества самих участников. Он разделяется всеми, дает индивидам общую ориентацию и выступает в качестве объекта совместного поведения. Возникновение такого воображаемого объекта становится фактором, сплачивающим толпу в единое целое.

Активизация индивидов через возбуждение. Последний этап в формировании толпы составляет активизация индивидов дополнительным стимулировании через возбуждение импульсов, соответствующих воображаемому объекту. Такое (на основе внушения) стимулирование происходит чаще всего как результат руководства лидера. Оно побуждает индивидов, составляющих толпу, приступить к конкретным, часто агрессивным, действиям. Среди собравшихся обычно выделяются зачинщики, которые и развертывают активную деятельность в толпе и исподволь направляют ее поведение. Это могут быть политически и психически незрелые и экстремистски настроенные личности. Таким образом, четко определяется состав толпы.

Ядро толпы, или зачинщики, — субъекты, задача которых сформировать толпу и использовать ее разрушительную энергию в поставленных целях. Именно этим людям подвластна психология толпы или секрет управления массами.

Участники толпы — субъекты, примкнувшие к ней вследствие идентификации своих ценностных ориентации с направлением действий толпы. Они не зачинщики, но оказываются в сфере влияния толпы и активно участвуют в ее действиях. Особую опасность представляют агрессивные личности, которые примыкают к толпе исключительно из-за появившейся возможности дать разрядку своим невротическим, нередко садистским, наклонностям.

В среду участников толпы попадают и добросовестно заблуждающиеся. Эти субъекты присоединяются к толпе из-за ошибочного восприятия обстановки, они движимы, например, ложно понятым принципом справедливости.

К толпе примыкают обыватели. Они не проявляют большой активности. Их привлекает эксцесс в качестве волнующего зрелища, которое разнообразит их скучное, унылое существование.

В толпе находят себе место повышенно внушаемые люди, которые поддаются общему заражающему настроению. Они без сопротивления отдаются во власть стихийных явлений.

Участниками толпы оказываются и просто любопытные, наблюдающие со стороны. Они не вмешиваются в ход событий, однако их присутствие увеличивает массовость и усиливает влияние стихии толпы на поведение ее участников.

2. Классификация толпы

Как и любое другое социальное явление, толпу можно классифицировать по различным основаниям. Если за основу классификации взять такой признак, как управляемость ( вот он один важный секрет управления массами), то можно выделить следующие виды толпы.

Стихийная толпа. Формируется и проявляется без какого-либо организующего начала со стороны конкретного физического лица.

Ведомая толпа. Формируется и проявляется под воздействием, влиянием с самого начала или впоследствии конкретного физического лица, являющегося в данной толпе ее лидером.

Организованная толпа. Эту разновидность вводит Г. Лебон, рассматривая в качестве толпы и собрание индивидов, вступивших на путь организации, и организованную толпу. Можно сказать, что он подчас не делает разницы между толпой организованной и неорганизованной. Хотя согласиться с таким подходом трудно. Если какая-то общность людей организована, следовательно, в ней имеются структуры управления и подчинения. Это уже не толпа, а формирование. Даже отделение солдат, пока в нем есть командир, уже не толпа.

Если за основу классификации толпы взять характер поведения в ней людей, то можно выделить несколько ее типов и подтипов.

Окказиональная толпа. Образуется на основе любопытства к неожиданно возникшему происшествию (дорожная авария, пожар, драка и т.п.).

Конвенциональная толпа. Образуется на основе интереса к какому-либо заранее объявленному массовому развлечению, зрелищу или по иному социально значимому конкретному поводу. Готова лишь временно следовать достаточно диффузным нормам поведения.

Экспрессивная толпа. Формируется — как и конвенциональная толпа. В ней совместно выражается общее отношение к какому-либо событию (радость, энтузиазм, возмущение, протест и т.п.)

Экстатическая толпа. Представляет собой крайнюю форму экспрессивной толпы. Характеризуется состоянием общего экстаза на основе взаимного ритмически нарастающего заражения (массовые религиозные ритуалы, карнавалы, рок-концерты и т.п.).


Толпа на рок-концерте

Действующая толпа. Формируется — как и конвенциальная; осуществляет действия относительно конкретного объекта. Действующая толпа включает в себя указанные ниже подвиды.

1. Агрессивная толпа. Объединена слепой ненавистью к конкретному объекту (какому-либо религиозному или политическому движению, структуре). Обычно сопровождается избиениями, погромами, поджогами и т.п.

2. Паническая толпа. Стихийно спасающаяся от реального или воображаемого источника опасности.

3. Стяжательская толпа. Вступает в неупорядоченный непосредственный конфликт за обладание какими-либо ценностями. Провоцируется властями, игнорирующими жизненные интересы граждан или покушающимися на них (взятие штурмом мест в отходящем транспорте, ажиотажный расхват продуктов в предприятиях торговли, разгром продовольственных складов, осаждение финансовых (например, банковских) учреждений, в небольших количествах проявляется в местах крупных катастроф со значительными человеческими жертвами и т.п.).

4. Повстанческая толпа. Формируется на основе общего справедливого возмущения действиями властей. Своевременное внесение в нее организующего начала способно возвысить стихийное массовое выступление до сознательного акта политической борьбы.

3. Психологические свойства толпы

Социальные психологи отмечают ряд психологических особенностей толпы.

Неспособность к осознанию. Важными психологическими характеристиками толпы являются ее бессознательность, инстинктивность и импульсивность. Если даже один человек довольно слабо поддается посылам разума, а потому большую часть поступков в жизни делает благодаря эмоциональным, порою совершенно слепым, импульсам, то людская толпа живет исключительно чувством, логика противна ей. Вступает в действие неуправляемый стадный инстинкт, особенно когда ситуация экстремальная, когда нет лидера и никто не выкрикивает сдерживающие слова команд. Разнородное в каждом из индивидов — частице толпы — утопает в однородном, и берут верх бессознательные качества. Общие качества характера, управляемые бессознательным, соединяются вместе в толпе. Изолированный индивид обладает способностью подавлять бессознательные рефлексы, в то время как толпа этой способности не имеет.

Особенности мышления. Толпа мыслит образами, и вызванный в ее воображении образ, в свою очередь, вызывает другие, не имеющие никакой логической связи с первым. Толпа не отделяет субъективное от объективного. Она считает реальными образы, вызванные в ее уме и зачастую имеющие лишь очень отдаленную связь с наблюдаемым ею фактом. Толпа, способная мыслить только образами, восприимчива только к образам.


Толпа

Толпа не рассуждает и не обдумывает. Она принимает или отбрасывает идеи целиком. Она не переносит ни споров, ни противоречий. Рассуждения толпы основываются на ассоциациях, но они связаны между собою лишь кажущейся аналогией и последовательностью. Толпа способна воспринимать лишь те идеи, которые упрощены до предела. Суждения толпы всегда навязаны ей и никогда не бывают результатом всестороннего обсуждения.

Категоричность. Не испытывая никаких сомнений относительно того, что есть истина и что есть заблуждение, толпа выражает такую же авторитетность в своих суждениях, как и нетерпимость.

Консерватизм. Будучи в основе своей чрезвычайно консервативна, толпа питает глубокое отвращение ко всем новшествам и испытывает безграничное благоговение перед традициями.

Внушаемость. Фрейд выдвинул весьма продуктивную идею для описания феномена толпы. Он рассматривал толпу как человеческую массу, находящуюся под гипнозом. Самое опасное и самое существенное в психологии толпы — это ее восприимчивость к внушению.

Всякое мнение, идею или верование, внушенные толпе, она принимает или отвергает целиком и относится к ним либо как к абсолютным истинам, либо как к абсолютным заблуждениям.

Во всех случаях источником внушения в толпе выступает иллюзия, рожденная у одного какого-нибудь индивида благодаря более или менее смутным воспоминаниям. Вызванное представление становится ядром для дальнейшей кристаллизации, заполняющей всю область разума и парализующей всякие критические способности.

Заражаемость. Психологическое заражение способствует образованию в толпе особых свойств и определяет их направление. Человек склонен к подражанию. Мнения и верования распространяются толпе путем заражения.

Для эмоционально-волевой сферы толпы характерны также многочисленные психологические особенности.

Эмоциональность. В толпе имеет место такое социально-психологическое явление, как эмоциональный резонанс. Люди, участвующие в эксцессе, не просто соседствуют друг с другом. заражают окружающих и сами заражаются от них. Термин «резонанс» к такому явлению применяется потому, что участники толпы при обмене эмоциональными зарядами постепенно накаляют общее настроение до такой степени, что происходит эмоциональный взрыв, с трудом контролируемый сознанием. Наступлению эмоционального взрыва способствуют определенные психологические условия поведения личности в толпе.

Высокая чувственность. Чувства и идеи отдельных лиц, образующих целое, именуемое толпой, принимают одно и то же направление. Рождается коллективная душа, имеющая, правда, временный характер. Толпе знакомы только простые и крайние чувства.

Различные импульсы, которым повинуется толпа, могут быть, смотря по обстоятельствам (а именно по характеру возбуждений), великодушными или злыми, героическими или трусливыми, но они всегда настолько сильны, что никакой личный интерес, даже чувство самосохранения, не в состоянии их подавить.

Сила чувств толпы еще более увеличивается из-за отсутствия ответственности. Уверенность в безнаказанности (тем более сильная, чем многочисленнее толпа) и сознание значительного (хотя и временного) могущества дают возможность скопищам людей проявлять такие чувства и совершать такие действия, которые просто немыслимы и невозможны для отдельного человека.

Какими бы ни были чувства толпы, хорошими или дурными, характерной их чертой является односторонность. Односторонность и преувеличение чувств толпы ведут к тому, что она не ведает ни сомнений, ни колебаний.

В своей вечной борьбе против разума чувство никогда не было побеждено.

Экстремизм. Силы толпы направлены лишь на разрушение. Инстинкты разрушительной свирепости дремлют в глубине души почти любого индивида. Поддаваться этим инстинктам опасно для изолированного индивида, но находясь в безответственной толпе, где ему обеспечена безнаказанность, он может свободно следовать велению своих инстинктов. В толпе малейшее пререкание или прекословие со стороны какого-либо оратора немедленно вызывает яростные крики и бурные ругательства. Нормальное состояние толпы, наткнувшейся на препятствие, — это ярость. Толпа никогда не дорожит своей жизнью во время возмущения.

Мотивация. Личный интерес очень редко бывает могущественным двигателем в толпе, в то время как у отдельного человека он стоит на первом месте. Хотя все желания толпы бывают очень страстными, они все же продолжаются не долго, и толпа так же мало способна проявить настойчивую волю, как и рассудительность.

Безответственность. Она порождает нередко невероятную жестокость агрессивной толпы, подстрекаемой демагогами и провокаторами. Безответственность позволяет толпе топтать слабых и преклоняться перед сильными.

4. Психологические особенности индивида в толпе

В толпе индивид приобретает ряд специфических психологических особенностей, которые могут быть ему совершенно не свойственны, если он пребывает в изолированном состоянии. Эти особенности оказывают самое непосредственное влияние на его поведение в толпе.

Человека в толпе характеризуют следующие черты.

Анонимность. Немаловажная особенность самовосприятия индивида в толпе — это ощущение собственной анонимности. Затерявшись в «безликой массе», поступая «как все», человек перестает отвечать за собственные поступки. Отсюда и та жестокость, которая обычно сопровождает действия агрессивной толпы. Участник толпы оказывается в ней как бы безымянным. Это создает ложное ощущение независимости от организационных связей, которыми человек, где бы он ни находился, включен в трудовой коллектив, семью и другие социальные общности.

Инстинктивность. В толпе индивид отдает себя во власть таким инстинктам, которым никогда, будучи в иных ситуациях, не дает волю. Этому способствует анонимность и безответственность индивида в толпе. У него уменьшается способность к рациональной переработке воспринимаемой информации. Способность к наблюдению и критике, существующая у изолированных индивидов, полностью исчезает в толпе.


Агрессивная толпа

Бессознательность. В толпе исчезает, растворяется сознательная личность. Преобладание личности бессознательной, одинаковое направление чувств и идей, определяемое внушением, и стремление превратить немедленно в действие внушенные идеи характерно для индивида в толпе.

Состояние гипнотического транса. Индивид, пробыв некоторое время среди действующей толпы, впадает в такое состояние, которое напоминает состояние загипнотизированного субъекта. Он уже не осознает своих поступков. У него, как у загипнотизированного, одни способности исчезают, другие же доходят до крайней степени напряжения. Под влиянием внушения, приобретаемого в толпе, индивид совершает действия с неудержимой стремительностью, которая к тому же возрастает, поскольку влияние внушения, одинакового для всех, увеличивается силой взаимности.

Ощущение неодолимой силы. Индивид в толпе приобретает сознание неодолимой силы, благодаря одной только численности. Это сознание позволяет ему поддаться скрытым инстинктам: в толпе он не склонен обуздывать эти инстинкты именно потому, что толпа анонимна и ни за что не отвечает. Чувство ответственности, сдерживающее обычно отдельных индивидов, совершенно исчезает в толпе — здесь понятия о невозможности не существует.

Заражаемость. В толпе всякое действие заразительно до такой степени, что индивид очень легко приносит в жертву свои личные интересы интересу толпы. Подобное поведение противоречит самой человеческой природе, и потому человек оказывается способен на него лишь тогда, когда он составляет частицу толпы.

Аморфность. В толпе полностью стираются индивидуальные черты людей, исчезает их оригинальность и личностная неповторимость.

Безответственность. В толпе у человека полностью утрачивается чувство ответственности, практически всегда являющееся сдерживающим началом для индивида.

Социальная деградация. Становясь частицей толпы, человек как бы опускается на несколько ступеней ниже в своем развитии. В изолированном положении — в обычной жизни он скорее всего был культурным человеком, в толпе же — это варвар, т.е. существо инстинктивное. В толпе у индивида обнаруживается склонность к произволу, буйству, свирепости. Человек в толпе претерпевает и снижение интеллектуальной деятельности.

5. Поведение толпы.

В поведении толпы проявляются как идеологические влияния, с помощью которых готовятся определенные действия, так и изменения в психических состояниях, происходящие под воздействием каких-либо конкретных событий или информации о них. В действиях толпы происходит стыковка и практическая реализация влияний и идеологических, и социально-психологических, их взаимопроникновение в реальное поведение людей.

Обстановка массовой истерии служит фоном, на котором развертываются нередко самые трагические действия.

Как уже говорилось, одним из видов поведения толпы является паника. Паника — это эмоциональное состояние, возникающее как следствие либо дефицита информации о какой-то пугающей или непонятной ситуации, либо ее чрезмерного избытка и проявляющееся в импульсивных действиях.

Факторы, способные вызвать панику, многообразны. Их природа может быть физиологической, психологической и социально-психологической. Известны случаи возникновения паники в повседневной жизни как следствие катастроф и стихийных бедствий. При панике людьми движет безотчетный страх. Они утрачивают самообладание, солидарность, мечутся, не видят выхода из ситуации.

Факторы, особо сильно влияющие на поведение толпы, следующие.

Суеверие — упрочившееся ложное мнение, возникающее под влиянием страха, пережитого человеком. Впрочем, может иметь место суеверный страх, причины которого не осознаются. Многие суеверия связаны с верой во что-либо. Им подвержены самые разные люди, вне зависимости от уровня образования и культуры. По большей своей части суеверие основано на страхе и оно многократно усиливается в толпе.

Иллюзия — разновидность ложного знания, закрепившегося в общественном мнении. Она может быть результатом обмана органа чувств. В данном же контексте речь идет об иллюзиях, относящихся к восприятию социальной действительности. Социальная иллюзия — своего рода эрзац-подобие реальности, создаваемое в воображении человека взамен подлинного знания, которое он почему-то не приемлет. В конечном счете, основа иллюзии — незнание, которое может дать самые неожиданные и нежелательные эффекты, когда проявляется в толпе.

Предрассудки — ложное знание, превратившееся в убеждение, точнее, в предубеждение. Предрассудки активны, агрессивны, напористы, отчаянно сопротивляются подлинному знанию. Это сопротивление до такой степени слепо, что толпа не приемлет никаких аргументов, противоречащих предрассудку.

6. Лидер в толпе и секрет управления массами.

Часто поведение толпы определяется наличием или отсутствием в ней лидера. Лидер в толпе может объявиться в результате стихийного выбора, а нередко — и в порядке самоназначения. Самозваный лидер обычно подлаживается под настроения и чувства людей толпы и сравнительно легко может побудить участников ее к поведению определенного типа.

Любое скопление индивидов инстинктивно подчиняется власти вождя. Герой, которому поклоняется толпа, поистине для нее — бог. В душе толпы преобладает не стремление к свободе, а потребность подчинения. Толпа так жаждет повиноваться, что инстинктивно покоряется тому, кто объявляет себя ее властелином.

Люди в толпе теряют свою волю и инстинктивно обращаются к тому, кто ее сохранил. Всегда готовая восстать против слабой власти, толпа раболепствует и преклоняется перед властью сильной. Предоставленная самой себе, толпа скоро утомляется своими собственными беспорядками и инстинктивно стремится к рабству.

Толпа столь же нетерпима, сколь и доверчива в отношении авторитета. Она уважает силу и мало поддается воздействию доброты, означающей для нее лишь своего рода слабость. Она требует от героя силы и даже насилия, хочет, чтобы ею владели, ее подавляли. Она жаждет бояться своего властелина. Власть вожаков очень деспотична, но именно этот деспотизм и заставляет толпу подчиняться.

В толпе людей вождь часто бывает только вожаком, но, тем не менее, роль его значительна. Его воля — это ядро, вокруг которого кристаллизуются и объединяются мнения. Роль вожаков состоит главным образом в том, чтобы создать веру, все равно какую. Именно этим объясняется их большое влияние на толпу.

Чаще всего вожаками бывают психически неуравновешенные люди, полупомешанные, находящиеся на грани безумия. Как бы ни была нелепа идея, которую они объявляют и защищают, и цель, к которой они стремятся, их убеждения нельзя поколебать никакими доводами рассудка. Есть и еще одно качество, которым обыкновенно отличаются вожаки толпы: они не принадлежат к числу мыслителей — это люди действия.


Сумасбродный лидер

Класс вожаков подразделяется на две категории:

— люди энергичные, с сильной, но появляющейся у них лишь на короткое время волей;

— люди, обладающие сильной и в то же время стойкой волей (встречаются гораздо реже).

Секрет управления массами, определяющий влияние лидера на толпу, — это его обаяние. Обаяние — вид господства какой-нибудь идеи или личности над умом индивида. Оно может складываться из противоположных чувств, например, восхищения и страха, и быть двух видов: приобретенное и личное. Личное обаяние отличается от искусственного или приобретенного и не зависит ни от титула, ни от власти. Оно основывается на личном превосходстве, на военной славе, на религиозном страхе, но не только на этом. В природе обаяния участвует множество различных факторов, но одним из самых главных всегда был и остается успех.

Управление толпой имеет двойственную природу, ибо толпа практически всегда — объект управления двух сил: с одной стороны, ею руководят лидеры, вожаки; с другой — толпой занимаются силы охраны общественного порядка, властные административные структуры.

Возможности управления толпой существенно различаются в зависимости от того, кто стремится быть в ней лидером — демагог или интеллигент. Как говорят на Востоке, тот, кто хочет управлять толпой, пытается оседлать тигра. Тем не менее, управлять личностями много сложней, чем толпой.

Механизмами массового поведения может воспользоваться политик с любыми взглядами и любого морального уровня. В таких случаях толпа становится игрушкой в руках лидера. Обычно люди, жаждущие вести за собой толпу, интуитивно владеют приемами воздействия на нее. Они знают: чтобы убедить толпу, надо сначала понять, какие чувства ее воодушевляют, притвориться, что разделяешь их, а затем вызвать в воображении толпы прельщающие ее образы. Толпе надо всегда предъявлять какие-либо идеи в цельных образах, не указывая на их происхождение.

Оратор, желающий увлечь толпу, должен злоупотреблять сильными выражениями. Преувеличивать, утверждать, повторять и никогда не пробовать доказывать что-нибудь рассуждениями — вот способы аргументации для толпы.

Утверждение тогда лишь воздействует на толпу, когда оно многократно повторяется в одних и тех же выражениях: в таком случае идея внедряется в умы так прочно, что в конце концов воспринимается как доказанная истина, а затем и врезается в самые глубокие области бессознательного. Этот прием также вполне успешно применяется лидерами или вожаками толпы.

Теоретический анализ механизмов формирования толпы может в некоторой степени помочь и административным органам контролировать ее поведение. Перед ними стоит задача двоякого рода:

1) пробудить осознание индивидами толпы своих действий, возвратить им утраченное чувства самоконтроля и ответственности за свое поведение;

2) предотвратить образование толпы или расформировать уже образовавшуюся толпу.

Эффективными средствами могут считаться следующие:

— переориентирование внимания индивидов, составляющих толпу. Как только внимание людей в толпе оказывается распределенным между несколькими объектами, сразу же образуются отдельные группы, и толпа, только что объединенная «образом врага» или готовностью к совместным действиям, тут же распадается. Подавленные влиянием толпы черты личностной структуры индивидов оживают — каждый человек в отдельности начинает регулировать свое поведение. Толпа перестает быть активной, функционирующей и постепенно рассеивается;

— объявление по громкоговорителю о том, что скрытыми камерами осуществляется видеосъемка участников толпы;

— обращение к участникам толпы с названием конкретных фамилий, имен, отчеств, наиболее распространенных в данной местности;

— применение мер по захвату и изоляции лидеров толпы. Если из-за какой-нибудь случайности вожак исчезает и не замещается немедленно другим, толпа снова становится простым сборищем без всякой связи и устойчивости. В этом случае легче проводить мероприятия по рассеиванию толпы.

Вообще-то с толпой очень сложно говорить голосом разума. Она воспринимает лишь приказ и обещания.

Литература:

1. Американская социологическая мысль. — М., 1994.

2. Лебон Г. Психология народов и масс. — СПб., 1996.

3. Митрохин С. Трактат о толпе // Век XX и мир. — 1990. № 11.

4. Московичи С. Век толп. — М., 1996.

5. Преступная толпа. — М., 1998.

6. Психология господства и подчинения: Хрестоматия. — Минск, 1998.

7. Психология масс: Хрестоматия. — Самара, 1998.

8. Психология толп. — М., 1998.

9. Руткевич А.М. Человек и толпа // Диалог. — 1990. — № 12.

10. Фрейд 3. «Я» и «Оно». — Тбилиси, 1991.

Источник:

Социальная психология. Учебное пособие. Серия «Высшее образование» Авторы-составители: Р.И. Мокшанцев, А.В. Мокшанцева. Москва-Новосибирск, 2001г.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]