«Стресс — не так уж и плохо»: как воспитать в себе жизненную стойкость

Почему разные люди по-разному переживают трудности и невзгоды? Что такое жизнестойкость и как ее можно развить? Как эмпатия может помочь в развитии жизнестойкости? Ответы на эти вопросы мы постараемся найти в статье.

src=»https://econet.ru/uploads/pictures/545430/content_%D0%9C%D0%B0%D0%B4%D1%81_%D0%9C%D0%B8%D0%BA%D0%BA%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%B5%D0%BD_.jpg» alt=»Иммунитет к проблемам: от чего зависит жизненная стойкость» />

Многие проблемы в отношении человека к сложной ситуации начинаются с восприятия того, что с вами происходит. Есть огромная разница между понятиями что происходит с ВАМИ и тем, что это просто происходит. Именно уверенность в том, что проблемы или трудности происходят именно с «вами» в большинстве случаев и являются основной причиной катастрофических последствий: повышенной тревожности, беспричинного беспокойства, тревоги или развития чувства вины. Ваша свобода всегда зависит от выбора пути, помогая осознать уровень личной ответственности.

«Стресс — не так уж и плохо»: как воспитать в себе жизненную стойкость

Несколько лет назад в моей жизни произошло невообразимое. Я хотела помочь одному человеку, который болел и скрывал свою болезнь. Я пошла к нему домой, собираясь провести спасательную операцию, которая, по моему мнению, должна была закончиться поездкой в отделение неотложной помощи. Вместо этого она закончилась поездкой в морг. Приехав, я нашла своего бывшего мужа, лежащего мертвым на полу в ванной. Какую болезнь он скрывал? Он был наркоманом.

Без сомнения, это было самое травмирующее событие в моей жизни, но не только в моей. В то время у меня было двое детей-подростков, которые невольно оказались в первом ряду этой трагедии — постепенного самоубийства их отца. Мне потребовалось два года, чтобы разобраться с имуществом бывшего мужа, которое осталось нам в наследство и продолжало вводить меня в состояние постоянной тревоги.

Тогда я думала, что мы никогда не оправимся, и вся наша жизнь будет омрачена этой ужасной грустью. Но сейчас, почти пять лет спустя, у нас все хорошо — на самом деле хорошо. Или было так до недавнего времени, когда вместе с остальным миром мы начали переживать наступление кризисов.

Оказывается, то ужасное время моей жизни было хорошей подготовкой к пандемии, политическим и социальным потрясениям, экономической и финансовой неопределенности. Главный урок, который я из него вынесла: я никогда не знаю, что будет дальше. Я планирую настолько хорошо, насколько могу, но теперь у меня гораздо лучше получается изменять свое мышление. Я могу справляться с неожиданными жизненными перипетиями, принимать трудности, с которыми сталкиваюсь, и продолжать идти, даже если трудно.

То, как мы переносим кризис или травмирующее событие (а ситуация с коронавирусом обладает многими характеристиками травмы, потому что она непредсказуема и не поддается контролю), во многом зависит от того, насколько мы устойчивы. Жизнестойкость — это способность восстанавливаться после трудного опыта и неудач, адаптироваться, двигаться вперед и иногда даже расти.

Жизнестойкость человека определяется сочетанием генетики, личной истории, окружающей среды и ситуационного контекста. Одно исследование показало, что генетика составляет относительно небольшую часть.

«Я думаю об этом так: есть характеристики темперамента или личности, на которые влияет генетика, например, склонность к риску, или то, интроверт вы или экстраверт», — говорит профессор психиатрической эпидемиологии в Школе общественного здравоохранения Чана Гарвардского университета Карестан Коенен.

Профессор Коенен изучает, как гены влияют на риски появления посттравматического стрессового расстройства. «Каждый из нас встречал очень вспыльчивых людей, — говорит она. — Отчасти это связано с тем, как мы физиологически устроены». Тем не менее, неверно, что некоторые люди рождаются более стойкими, чем другие. «Почти любая черта может быть положительной или отрицательной в зависимости от ситуации», — поясняет она.

Самый значимый фактор, определяющий жизнестойкость, отмеченный почти в каждом обзоре или исследовании за последние 50 лет — это качество близких личных отношений, особенно с родителями и теми людьми, которые о вас заботятся. Детская привязанность к родителям играет жизненно важную роль в адаптации человека.

«То, насколько любимыми вы чувствовали себя в детстве, много говорит о том, как вы будете справляться со всеми сложными ситуациями в дальнейшей жизни», — говорит профессор психиатрии Бостонского медицинского университета Бессель ван дер Колк, изучавший посттравматический стресс с 1970-х годов. Он — основатель Фонда исследований травм в Бостоне.

По данным долгосрочных исследований, особенно важны первые 20 лет жизни. «Разные травмы в разных возрастах оказывают особое влияние на наше восприятие, интерпретации и ожидания. Этот ранний опыт формирует мозг», — говорит ван дер Колк.

Можно рассматривать жизнестойкость как набор навыков, которым можно научиться, и часто именно так и происходит. Частично развитие навыков происходит благодаря воздействию очень трудных — но управляемых — переживаний, подобных тем, что пережила я и мои дети.

«Стресс — это не так уж и плохо», — говорит почетный профессор психиатрии Школы медицины Йельского университета и соавтор книги «Жизнестойкость: наука о преодолении самых больших проблем жизни» Стивен М. Саутвик. По его словам, если вы сумеете сегодня справиться со всем, что происходит в мире вокруг, то, «оказавшись на другой стороне, вы станете сильнее».

То, как мы справляемся, зависит от набора инструментов для обеспечения стойкости. У некоторых людей, таких, как мой бывший муж, этот набор состоит из наркотиков. У других это может быть выпивка, переедание, азартные игры, шопинг. Но все это не способствует жизнестойкости.

На самом деле инструменты для развития стойкости — это оптимизм (только реалистичный), моральные ориентиры, религиозные или духовные убеждения, когнитивная и эмоциональная гибкость и социальные связи. Самые стойкие люди — те, кто обычно не зацикливается на негативе, ищет возможности, может существовать даже в самые темные времена. Например, во время карантина стрессоустойчивый человек может решить, что сейчас самое время заняться медитацией, пройти онлайн-курс или научиться играть на гитаре.

Исследования показали, что приверженность достойному делу или вера во что-то большее, чем мы сами — в религиозном или духовном отношении, — повышает стойкость, а также гибкость мышления.

«Многие стойкие люди учатся осторожно принимать то, что не могут изменить в текущей ситуации, а затем спрашивают себя, что изменить можно», — говорит доктор Саутвик. И наоборот, склонность биться головой о стену и бесконечно переживать о том, что вы не можете чего-то изменить, имеет противоположный эффект, уменьшает вашу способность справляться с трудностями.

Доктор Саутвик провел много исследований с участием бывших военнопленных и обнаружил, что, хотя они сильно пострадали, многие в конечном итоге нашли новые области роста и смысла в своей жизни. То же самое произошло со мной. После собственного трагического опыта я вернулась к учебе и получила степень магистра по социальной работе.

Но тогда, пять лет назад, находясь в гуще событий, я чувствовала себя подавленной, ощущала безнадежность. Я пыталась справиться с этим, сужая свое мышление. Я не переживала о том, как буду жить на следующей неделе, в следующем месяце или году. Вместо этого я задумывалась: сколько времен нужно на вступление в наследство? Сможет ли моя дочь вернуться в колледж? Если бы я пошла в дом бывшего мужа на день раньше, могла бы я его спасти? Я прилагала много усилий, чтобы сосредоточиться на настоящем моменте и не поддаваться размышлениям о прошлом или будущем, которое я не могла изменить или контролировать.

Сейчас я провожу исследования в области социальной работы и в своей полевой работе оказываю поддержку людям, болеющих раком — тоже травматический опыт. Я часто советую им концентрироваться на текущем моменте и сосредоточиться на своих сильных сторонах, потому что представлять себе наихудший сценарий бессмысленно, это только увеличивает беспокойство.

«Каждый из нас должен определить, в чем заключаются наши конкретные проблемы, а затем — как их преодолеть в текущий момент времени», — советует профессор клинической психологии и директор Лаборатории потерь, травм и эмоций в педагогическом колледже Колумбийского университета Джордж Бонанно. Хорошая новость, по его словам, заключается в том, что большинство из нас так и сделает. Лаборатория профессора Бонанно проанализировала 67 исследований людей, которые пережили все виды травмирующих событий. «Я имею в виду массовые перестрелки, ураганы, травмы спинного мозга и тому подобное, — говорит он. — И две трети участников оказались жизнестойкими. Две трети были способны хорошо функционировать в короткий промежуток времени».

Как научиться стойкости

Интервью большого количества очень стойких людей — тех, кто пережил много несчастий и успешно справился с ними, — показывает, что у них есть общие характеристики.

  • У них позитивный, реалистичный взгляд. Они не зацикливаются на негативной информации и вместо этого ищут возможности в мрачных ситуациях, стремятся найти позитив в негативе.
  • У них есть моральные ориентиры. Люди с высокой степенью жизненной устойчивости имеют четкое представление о том, что они считают правильным и неправильным, и принимают решения, исходя из этого.
  • Они верят во что-то большее, чем они сами. Это часто встречается в религиозных или духовных практиках. Общественная поддержка как часть религии также повышает устойчивость.
  • Они альтруистичны, самоотверженны, склонны заботиться об окружающих. Они часто посвящают себя делу, которое считают значимым и которое дает им чувство цели.
  • Они принимают то, чего не могут изменить, и сосредоточивают энергию на том, что изменить могут. Доктор Саутвик говорит, что стойкие люди переоценивают сложную ситуацию и ищут в ней значимые возможности.
  • У них есть миссия, смысл, цель. Они привержены осмысленной жизненной миссии, и это придает им смелости и силы.
  • У них есть система социальной поддержки, и они поддерживают других. «Очень мало стойких людей одиноки», — говорит Саутвик.

Источник

Интересная статья? Подпишитесь на наш канал в Telegram, чтобы получать больше познавательного контента и свежих идей.

Жизненная стойкость и психическое здоровье статья на тему

Жизненная стойкость и психическое здоровье детей

Трудности неизменно встречаются в жизни любого человека. Их возникновение естественно. У детей трудные ситуации возникают не реже, чем у взрослых! Трудная ситуация характеризуется несоответствием между тем, что человек хочет и тем, что он может. Ребенок постоянно с этим сталкивается. То, что для взрослого естественно, для ребенка может быть трудно и сложно.

Любая трудная ситуация приводит к нарушению деятельности, порождает отрицательные эмоции и переживания, вызывает дискомфорт. Все это может иметь неблагоприятные последствия для развития личности. Но только ли неблагоприятные? Ведь препятствия, помехи – нормальные явления жизни, они вызывают активность, направленную на их преодоление.

Способы поведения в трудных ситуациях имеют индивидуальный характер и у взрослого становятся устойчивыми (самоконтроль, саморегуляция). Складываться они начмнают уже в детском возрасте, но это развитие не происходит автоматически по мере взросления. Большое значение имеет темперамент ребенка, особенности его личности, индивидуальный опыт. Могут сформироваться конструктивные способы поведения (активное осознанное преодоление трудностей; активизация развития): умение извиниться, первым подойти для примирения и неконструктивные (не приводят к решению проблемы, могут вызвать отклонения и деформации в развитии): возникновение различных вредных привычек, таких как обгрызание ногтей, онанизм; уход в себя; отказ от общения; агрессивность.

Трудные ситуации могут быть переходящие, быстротечные (упал, не приняли в игру);кратковременные, но очень острые и значимые (потеря близкого человека, разлука с матерью, переезд на новое место); длительные, хронические (развод родителей, противоречивое воспитание, неуспеваемость в школе). Самые травмирующие – кратковременные, но острые и длительные.

Для дошкольников наиболее травмирующими оказываются ситуации, связанные с утратой (реальной или воображаемой) чувства защищенности:

  • враждебная, жестокая семья;
  • эмоционально отвергающая семья;
  • семья, не обеспечивающая уход и надзор;
  • распадающаяся или распавшаяся семья;
  • чрезмерная требовательность родителей (гиперопека);
  • появление нового члена семьи (отчим, мачеха, брат, сестра);
  • противоречивое воспитание или резкая смена типа воспитания (раньше все было можно, теперь – ничего нельзя);
  • чуждое окружение за рамками семьи (язык, культура);
  • отрыв от семьи (госпитализация, направление в детский сад)

Для детей школьного возраста помимо перечисленных выше, травмирующими являются ситуации, связанные со снижением ценности Я:

  • невозможность соответствовать ожиданиям семьи (быть отличником, уметь хорошо читать);
  • отстраненность от других членов семьи;
  • непринятие детским коллективом, педагогом;
  • неспособность справиться с учебной нагрузкой.

Постепенно преодолевая мелкие трудности, ребенок готовится ко взрослой жизни. Необходимо, чтобы у него развивалась потребность поиска решений, способность противостоять неблагоприятным воздействиям.

Влияние родителей на становление у ребенка способов поведения в трудных ситуациях велико:

  1. Стиль семейного воспитания:авторитетные родители – инициативные, общительные, добрые дети;авторитарные родители – раздражительные, склонные к конфликтам дети;снисходительные родители (попустительский тип воспитания) – импульсивные, агрессивные дети.
  2. Поведение родителей в трудных ситуациях, которое ребенок (часто бессознательно) принимает в качестве примера для подражания.
  3. Целенаправленное обучение детей способам преодоления трудных ситуаций.

Что могут сделать родители?

  • Понаблюдать за поведением своего ребенка в трудных для него ситуациях.
  • Проанализировать с ребенком возможные способы преодоления трудностей в обыденной жизни, которые могут встретиться. С дошкольником можно обыграть эти ситуации, со школьником достаточно разговора.
  • Обратиться к собственному опыту поведения в трудных ситуациях, оценить эффективность своих действий, обсудить это с ребенком.
  • Обучить ребенка элементам аутотренинга (умение расслабляться, досчитав до десяти, например); см. статью «Как помочь ребенку и себе преодолевать негативные эмоции».

Эти простые действия со стороны родителей могут оказаться стартом для развития у ребенка самостоятельных навыков по преодолению трудных ситуаций, выработке конструктивных способов поведения.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]