Психология толпы: что это такое, как управлять, как образуется, роль лидера, примеры


Каждому из нас прекрасно знакомо понятие толпы. Говоря простым языком, это большое скопление людей. Хаотичное, хотя и не лишённое некоторой организации, которая возникает по причине общего объекта внимания, события, традиции, обстоятельств.

Но не только это объединяет людей, оказавшихся в толпе. Их сплачивают эмоции, некое напряжение, общее психологическое состояние. Это сложное понятие и явление, поэтому обо всём, что его касается, стоит рассказать чуть более подробно.

Общая характеристика

Перед тем как перейти к видам толпы, следует разобраться с определением. Есть два варианта, и оба правильные, просто каждый из них подходит под тот или иной случай. Итак, толпа это:

  • Изначально неорганизованное скопление людей, которое не имеет общей осознанной цели.
  • Скопление людей, потерявшее свою организованность и утратившее общую цель.

В обоих случаях все находящиеся в толпе пребывают в состоянии максимального эмоционального возбуждения. Такие скопления формируются в условиях стихийных бедствий, к которым относятся техногенные катастрофы, землетрясения, пожары, наводнения. Ещё при военных учениях, массовых зрелищах, празднованиях, протестах (демонстрации, шествия, митинги, забастовки). Имеют место и транспортные толпы.

Виды их определяются с учётом факторов, к которым относят эмоциональную возбуждённость людей и степень проявляемой ими активности. И вот сейчас можно перейти к типологии.

Виды толпы в социальной психологии


Активная толпа
Социальная психология рассматривает толпу с различных точек зрения. Есть несколько разновидностей или видов:

ПО УРОВНЮ АКТИВНОСТИ:

Людское скопление, которое характеризуется степенью своей активности, само по себе, бывает пассивным, либо активным:

  • Активная толпа: масса возбужденных эмоционально людей, готовых действовать здесь и сейчас.
  • Пассивная толпа: умеренно эмоциональная масса, не стремящаяся к активным действиям.

Пассивная толпа поддается управлению, из-за того, что ее участники не выделяются активностью, но при этом способны испытывать эмоции.

ПО ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ:

Любая толпа характеризуется эмоциями. Такими как:

  • Агрессия
  • Восторг
  • Паника

Восторженные люди не так опасны, как агрессивные, однако, наибольшая угроза всегда исходит от паникующей толпы. Она бежит в разные стороны, без разбора. Паническая толпа отличается повышенной степенью травматичности ее участников.

ПО СТИХИЙНОСТИ:

Толпа сама собой является стихийным образованием. Однако, она бывает ведомой, либо организованной.

  • Организованная толпа всегда действует в пределах подготовленного плана. Такая группа управляема, так как собирается с конкретной целью.
  • Ведомая толпа собирается зачинщиками, которые и управляют участниками. Когда лидер прекращает действия, возбуждающие людей, зеваки начинают расходиться, потому что зрелище заканчивается.

Управлять толпой просто или сложно? Давайте разбираться. Подробнее читайте далее.

Активная толпа

Характеризуется повышенной агрессивностью, склонностью к жестокости, насилию, разрушительным действиям. Также активными считают спасающиеся толпы, которые легко превращаются в стяжательные и панические.

Это обобщённое определение. Ещё активной толпой считается любое скопление людей, проявляющее себя в действии. Например, футбольные фанаты, которые устраивают погром после матча. Случай с защитой Белого дома в 1993 году тоже можно считать показательным – тогда люди собрались в активную толпу не для того, чтобы выразить свои чувства или понаблюдать за событием, а ради принятия участия в самом действии.

Как повлиять на человека — Черниговская «Психология толпы»: видео

Татьяна Владимировна Черниговская — советский и российский ученый в области нейронауки и психолингвистики, а также теории сознания. Доктор биологических наук, доктор филологических наук, член-корреспондент РАО. Этот ученый является профессором кафедры общего языкознания СПбГУ, заведующая лабораторией когнитивных исследований и кафедрой проблем конвергенции естественных и гуманитарных наук СПбГУ.

Татьяна Владимировна знает, как можно повлиять на человека. Психология толпы ей известна очень хорошо. Профессор передает свои знания студентам, будущим психологам. Она уверяет, что победить толпу сложно, но возможно. Стоит только свергнуть лидера или изменить цели толпы. Подробнее посмотрите в видео ниже. Это интересно.

Действующая толпа

Данный тип является самым важным в социально-политическом отношении. Соответственно, из всех видов толпы он наиболее глубоко и пристально изучаемый. Важно отметить, что данный тип имеет так называемые ответвления. Он подразделяется на агрессивную, паническую, стяжательскую и мятежную толпы. О первых двух будет сказано отдельно, так что сейчас вниманием стоит отметить другие 2 типа.

  • Стяжательская толпа. Она образуется людьми, которые одержимы идеей вернуть себе какие-то ценности или добыть их. Толпы данного типа крайне разнородны. Они могут образовываться погромщиками, вкладчиками обанкротившихся банков, мародёрами. В любом случае все участники борются за обладание ценностями.
  • Мятежная толпа людей. Её ещё называют повстанческой. В том случае если действия толпы оказываются успешными, она становится «революционной». Вместо удачи приходит поражение? Тогда толпа перестаёт считаться даже мятежной. Она становится «сбором путчистов» или «случайным сбродом».

Стадии возникновения толпы

Толпа – это хаотичное, бесструктурное образование. Ее формирование имеет несколько стадий:

  • Образование ядра

Чем активнее ядро, тем быстрее собираются люди. Фактором, заставляющим индивида присоединиться к толпе может быть любопытство, или определенная цель, например стать участником митинга.

  • Кружение

После собрания публики, ее члены становятся гораздо чувствительнее ко внешней информации. Так происходит из-за того, что если вести себя вызывающе, то этого никто не заметит. Из-за большого количества собравшихся, никто не обращает внимания на вызывающие поступки.

  • Объект внимания

Вначале, людей привлекает какое-либо событие, обсуждаемое внутри толпы. Возникновение другого объекта внимания увеличивает сплоченность собравшихся.

  • Активизация некоторых участников

Возрастающее из-за концентрации внимания на другом объекте напряжение, нуждается в разрядке. Некоторые люди, не выдержав напряжения, начинают сами стимулировать собравшихся к действиям. Подобные действия могут привести к различным, плохим последствиям.

Агрессивный тип

Об этом виде толпы нужно поговорить отдельно. В агрессивной толпе постоянно нарастает уровень эмоционального возбуждения, а также внешней и внутренней активности. Постепенно проявляется психическое напряжение, которое основывается на чувствах гнева, отчаяния, фрустрации, непонимания. Из активного состояния толпа переходит в агрессивное в связи с появлением так называемого возбуждающего стимула. Именно он провоцирует возникновение общего негодования и возмущения.

Но главным образом отличает агрессивную толпу её деструктивное поведение. Скопления людей, которые объединены чувством страха, что вызывается обычно опасностью для жизни, делятся на панические и спасающиеся. Их поведение становится разрушительным – уровень осознания совершаемых действий падает, пропадает критичное отношение к обстановке, переживание страха становится острее.

И панические толпы опаснее спасающихся. Потому что их поведение представляет бо́льшую угрозу для людей. В панической толпе напрочь теряется организация, а её участники начинают вести себя неосознанно, механически, неадекватно. Их полностью поглощает страх. Спасающуюся толпу, являющуюся более предсказуемой, можно подчинить организации, так как у её участников какое-то время сохраняется способность регулировать своё поведение и осознавать происходящее.

Типы толпы и модели поведения

Основными механизмами спонтанного поведения являются: взаимное заражение, внушение и массовое подражание индивидов друг другу. Совместное действие этих трех механизмов обеспечивает эмоциональное «возбуждение», которое приводит субъекта в состояние, в котором он теряет способность контролировать себя и оказывается во власти сильных иррациональных импульсов.

Согласно закону Г. Лебона о «духовном единстве толпы», человек, независимо от его образа жизни и рода занятий, находясь в толпе, будет думать, чувствовать и действовать совершенно иначе. В толпе человек способен на такую жестокость и насилие, которые он никогда бы не совершил в одиночку. Теперь он думает и действует так, как диктует состояние «коллективной души» толпы. Так, история Дикого Запада знаменита «линчеваниями», когда разъяренная толпа вешала пойманного преступника. Часто это был не настоящий преступник, а невиновный человек. Но он попал под «горячую руку» мафии и совершил неподобающие действия, которые не были подражанием мафии. Когда тем, кто линчевал этого человека, предложили совершить аналогичные действия, но самостоятельно, они категорически отказались, не представляя, что могут это сделать.

По той же причине психологических особенностей человеческого поведения, для казни осужденных приводили с оружием 6 и более человек. Когда они стреляли, каждый из них втайне надеялся, что это была не его пуля, а пуля другого стрелка (поэтому не я убил, а другой), что воспринималось нервной системой более спокойно и не откладывалось в ящик «угрызения совести».

Происходит деиндивидуализация.

Деиндивидуализация — это потеря самосознания и страх перед оценкой. Деиндивидуализация происходит в групповых ситуациях, которые обеспечивают анонимность и не фокусируются на личности.

Когда высокий уровень социального возбуждения сопровождается размыванием ответственности, люди могут отодвинуть привычные границы и потерять чувство индивидуальности. Результатом могут быть действия, варьирующиеся от легких запретов (ругань на судью, крики во время рок-концерта) до импульсивного самовыражения (групповой вандализм, оргии, кражи) и разрушительных социальных взрывов (полицейское насилие, уличный вандализм, линчевание).

По уровню активности толпы делятся на пассивные, активные и агрессивные.

Пассивная толпа . Характерной особенностью является отсутствие (сокрытие) эмоционального возбуждения. В таких условиях люди лишь слабо связаны между собой информацией и поэтому не могут действовать сообща. Они спокойно ждут чего-то и двигаются относительно независимо друг от друга (толпа на вокзале).

Вот пример особой характеристики пассивного поведения аудитории.

Молодого человека ударили ножом в живот, когда он возвращался домой. После того, как нападавшие покинули машину, остальные 11 пассажиров молча наблюдали, как молодой человек умирает от потери крови.

Женщина случайно упала в магазине и сломала ногу. Она страдала и просила о помощи. Потоки покупателей проходили мимо нее в течение 40 минут, пока, наконец, один человек не помог ей добраться до больницы. Шокирует то, что в вышеупомянутых случаях ни один человек не попытался помочь.

Экспериментально установлено, что присутствие других людей значительно снижает возможность вмешательства. До 1980 года было проведено около 50 экспериментов, и было установлено, что в 90% случаев свидетели были склонны помогать, когда они были одни. Феномен социального торможения при оказании помощи в чрезвычайных ситуациях проявляется в группе в виде трех социально-психологических процессов. 1) Общественная ингибиция. Человек старается избегать действий, которые могут заставить его чувствовать себя неловко в присутствии других людей. 2) Информационное социальное влияние — перенимание поведения других людей. В толпе часто сразу видно, что нужна помощь. Наблюдая за действиями других присутствующих, человек может решить, что вмешательство нежелательно. 3) Диффузия ответственности. Если субъект наблюдает за событием в одиночку, он несет полную ответственность за жертву. С другой стороны, присутствие рядом других людей ослабляет чувство ответственности.

Активная толпа. Это толпа людей, находящихся в состоянии эмоционального возбуждения, которое создает психологическую готовность людей к совместным действиям. Они формируют схожие социальные установки по отношению к определенным видам поведения. В активной толпе связи между людьми становятся более прочными, обмен информацией — более интенсивным. В состоянии внутренней активности толпа психологически готова к совместным действиям, но еще не активна.

Агрессивная толпа. Этот тип толпы характеризуется высоким уровнем эмоционального возбуждения, внутренней и внешней активностью. Со временем у этой толпы развивается новое состояние, связанное с накоплением психологического напряжения, чувства отчаяния, гнева и так далее. Основной характеристикой агрессивной толпы является деструктивное, разрушительное поведение по отношению к объектам или людям. Примером могут служить спортивные болельщики — фанаты.

В зависимости от типа поведения, существуют обычные, конвенциональные, актерские и экспрессивные типы толпы.

Экспрессивный тип

Само название определяет характеристику данного вида толпа. Экспрессия – это яркое проявление мыслей, настроений и чувств. А ещё темперамента. Что представляет собой экспрессивная толпа? Скопление людей, которое ритмически выражает определённую эмоцию. Это может быть что угодно – возмущение, радость, гнев, энтузиазм.

Яркий пример – люди, скандирующие на митинге лозунг. Или футбольные фанаты, всей своей толпой поддерживающие кричалкой любимую команду. В некоторых случаях ритмическое выражение эмоций принимает интенсивную форму, в связи с чем появляется феномен массового экстаза.

По характеристике и по образованию экспрессивная толпа людей похожа на действующую. Её участники тоже утрачивают самосознание, они также начинают контактировать с неосмысленной и быстродействующей отзывчивостью.

Но есть принципиальное различие. Дело в том, что участники экспрессивной толпы не вырабатывают образа той или иной цели. Соответственно, внушение не приводит к созданию плана действия и к его осуществлению непосредственно. Можно выразить и простым языком. Экспрессивная толпа не действует – она просто поддаётся возбуждённым движениям. В таких случаях внешнее выражение чувств и является самоцелью.

Аспекты психологии толпы

Что представляет собой человек толпы? Совершенно очевидно, что ему приходится перестраивать своё сознание под общие ценности. В людском сборище отдельный человек теряет индивидуальность, перестаёт быть личностью. «Все побежали – и я побежал!». Нередко человек, «возвращающийся» в нормальное окружение, не может внятно ответить на вопрос, почему он производил те или иные действия; действительно, в большой людской массе отдельный человек часто не осознаёт свои действия, подчиняясь некоему коллективному разуму.

Такое коллективное сознание, впрочем, досталось людям от природы. В животном мире коллективное поведение представлено весьма широко. Так, птицы в одной стае одновременно взлетают вверх, как по команде. Муравьи всю свою жизнь руководствуются «единым сверхразумом», который при этом не имеет единого носителя. Смысл такой психической организованности понятен. Ведь муравей по отдельности абсолютно беспомощен; но даже небольшой муравейник может вмещать несколько миллионов особей, которые превращаются в почти непобедимый сверхорганизм. В составе сплоченного коллектива (точнее, сборища) животные могут защитить себя от врагов и конкурирующих сообществ, приготовить долгосрочные запасы пищи, построить мощные жилые и защитные сооружения. В таких условиях автоматически срабатывает побуждение «держаться вместе», даже если оно противоречит индивидуальным интересам членов сообщества.

Первобытные люди, жившие стадами, наверняка вели себя так же. Руководимые инстинктами, эмоциями и коллективным разумом, они не знали о сложных философских понятиях, с которыми постоянно сталкиваемся мы. В наше время критерием разумности считается самостоятельность, способность действовать в одиночку или же свободно объединяться в небольшие группы по конкретным, тщательно сформулированным причинам. Поэтому человек толпы сегодня кажется нам неразумным, сошедшим с ума, диким придурком. В самом деле, в огромном стихийном сборище в человеческом существе умирает человек как таковой (мыслящая, сознающая, созидающая сущность) и пробуждается дикий зверь, биологическое начало (сущность, ведомая простейшими физиологическими побуждениями, по «биологической логике» призванными сохранить сообщество).

При этом человек толпы всецело руководствуется эмоциями,, а не рассудком. И чем более бурными и неистовыми являются общие эмоции, тем сложнее отдельному человеку не попасть под их влияние. Чем же можно объяснить то, что человек искренне удивляется безумию толпы, когда смотрит на неё с далёкого расстояния, а затем подключается к всеобщему безумию, оказываясь в таком же сборище? По-видимому, глубинным мотивом этого является ощущение свободы и вседозволенности. Это очень важно – не сами свобода и вседозволенность (которые в стихийном людском сборище, по большому счёту, отсутствуют), а их ощущение.

Дело в том, что современный человек является воспитанником цивилизации. По своей физиологической сущности он является обычным животным, имеющим определённые звериные побуждения (хоть в процессе эволюции его инстинкты и подавлены). Но цивилизация накладывает на человека узду, запрещая ему следовать этим побуждениям и навязывая воздержание. В большинстве стран мира современный человек даже не имеет права на физическую самооборону, либо это право сильно ограничено: монополией на насилие всецело владеет государство. Человек невольно чувствует себя подавленным – ведь даже если он избежал нападения злоумышленников, то лишь потому, что его, как маленького ребёнка, заслонило мощное государство.

Психология толпы такова, что она освобождает человека от подобных условностей и даёт ему возможность «раскрепоститься». Здесь можно дать выход скопившимся негативным эмоциям, растерзать врага (действительного или воображаемого), почувствовать себя полноправным хозяином своей жизни. Человек возвращается к своему «естественному состоянию» и может вести себя в соответствии со своими «глубинными побуждениями», которые долгое время приходилось скрывать и подавлять. Это и есть ощущение безграничной свободы, которое в условиях стихийного сборища действует как наркотик.

Бывает, что действие этого наркотика столь сильно, что человек теряет остатки рассудка. И тогда возникает то, что психология толпы именует массовой истерией. В такие минуты, по выражению Бехтерева, сборище ведёт себя «глупее, чем индивидуал, и перестаёт быть совокупностью разумных существ».

Конвенциональная толпа

Она состоит из людей, которые собрались в определённом месте в конкретное время не просто так, а с заранее поставленной целью. Примеры данного явления окружают нас повсеместно. Взять, к примеру, зрителей театрального спектакля, слушателей симфонического концерта или же футбольных болельщиков.

Особенность данного типа скопления заключается в том, что его участники соблюдают правила и общепринятые нормы, регулирующие их поведение. Это делает толпу предсказуемой и упорядоченной. Можно даже сказать, что такое скопление людей близко к публике. Под этим понятием также подразумевается совокупность лиц, являющихся объектом воздействия чего-либо – просвещения, литературы, мероприятия, рекламы, искусства, действий (выступлений) и т. д.

Понятие толпы. Механизмы поведения толпы

В обиходе «толпа» — это большое количество людей, находящихся в одном месте в одно время. Хотя, даже интуитивно, мы не стали бы использовать это слово для описания марширующего воинского подразделения или солдат, штурмующих (или обороняющих) укрепленный пост, толпы, собравшейся в консерватории на симфонический концерт, бригады, работающей на большой стройке, сотрудников учреждения на плановом профсоюзном собрании и т.д. и т.п.

Терминологически не совсем правильно называть толпой и прохожих на оживленной городской улице. Но здесь, на улице, произошло нечто необычное. Вдруг появляются жонглеры или артисты с представлением. Или, как в добрые советские времена, дефицитный товар «выбрасывали» на уличный стол. Или человек выпал из окна и разбился. Или прошел сильный дождь. Или — не дай Бог — происходит разборка между бандами с перестрелкой, происходит огромный взрыв….. Когда ситуация разворачивается по такому сценарию, захватывающему, драматическому и даже катастрофическому, может возникнуть особый социально-психологический феномен, который при всем разнообразии своих форм имеет общие характеристики, отличающие толпу от организованных форм социального поведения.

Исходя из этих предварительных соображений, давайте примем первое предварительное определение. Толпа — это собрание людей, которые не объединены общими целями и единой организационно-ролевой структурой, но связаны общим фокусом внимания и эмоциональным состоянием.

Здесь общая цель рассматривается как цель, достижение которой каждым участником взаимодействия положительно зависит от ее достижения другими участниками; наличие такой цели создает предпосылки для сотрудничества. Если цель каждого достигнута, независимо от того, достигнута она другими или нет, взаимодействие отсутствует или минимально (если есть вторичная общая цель: например, получить больше удовольствия во время ожидания). Наконец, если зависимость достижения субъектами одной и той же цели отрицательная, формируется условие для конфликта.

В толпе цели людей всегда совпадают, но обычно они неосознанно являются общими, а когда они пересекаются, происходит резкое негативное взаимодействие. Например, в массовой панике все страстно желают спастись; в корыстной толпе все хотят что-то приобрести, и все друг другу досаждают.

Таким образом, используя социологические категории совокупности (неструктурированная совокупность индивидов) и группы (единый субъект деятельности), совокупность следует отнести к первой категории. Но, конечно, различие между ними не является дискретным. При определенных условиях люди, отличающиеся от остальных по определенным признакам (этнос, класс и т.д.), могут осознать единство интересов и объединиться в историческую или политическую общность; и наоборот, согласованно действующий социальный субъект может раствориться в более крупном обществе.

В нашем случае толпа иногда (в редких случаях) может стать структурированной и приобрести групповое качество, в то время как организованная группа может (чаще всего) выродиться в толпу. Иногда ситуационная общность сочетает в себе настолько разнородные характеристики, что не может быть четко отнесена к какой-либо категории и занимает промежуточное положение на шкале «группа — совокупность». Например, хорошо организованная массовая демонстрация (вспомним советские фестивальные шествия на Красной площади) содержит признаки как группы, так и толпы. Групповые превращения в толпу и обратно также входят в сферу нашего интереса…..

От соотношения системных и стайных свойств (от греч. gregus — стая) во многом зависит разрешение старого спора социальных психологов о том, кто — группа или индивид — склонен принимать более экстремальные решения. Пока в группе преобладают нормативные отношения, она умеряет экстремистские настроения своих членов и принимает более взвешенные решения; но когда свойства толпы начинают преобладать, мышление становится радикализованным.

По словам С. Московичи, древнегреческий политик Солон утверждал, что каждый афинянин — это хитрая лиса, а народное собрание в Пниксе — стадо баранов. Это было подтверждено римлянами: Senatores omnes boni viri, senatus romanus mala bestia (все сенаторы — достойные люди, а римский сенат — злобный зверь). Г. Лебон отметил, что парламенты часто превращаются в толпы, и мы до сих пор видим это по телевидению. Русская пословица: «Человек мудр, а мир глуп» передает ту же мысль о потере здравого смысла человека в толпе.

Окказиональный тип

В данном случае название тоже определяет характеристику толпы. Слово «occasion» от английского означает «случайность». То есть окказиональная толпа – это скопление людей, которые собрались посмотреть на неожиданно приключившееся происшествие. Абсолютно обыденная ситуация из социальной сферы, свидетелем которой хоть раз в жизни становился каждый из нас.

Если на площадь какого-нибудь города приземлится НЛО, то наверняка через каких-нибудь 15 минут к нему будет не протолкнуться. Вокруг него моментально сформируется целая туча зевак. А что они собой представляют? Это отдельные индивиды, которые волей случая оказались связаны одним центром внимания.

То, насколько быстро формируется толпа, а также её размеры, зависит от информационной ценности и необычности случившегося. Допустим, на дереве застрял котёнок – вряд ли соберётся хотя бы сотня человек, чтобы посмотреть, как его будут оттуда доставать. А если внезапно кто-то посреди улицы поставит чемодан с миллионом рублей и скажет, что через 10 минут отдаст его тому, кто ему больше всех понравится? Люди, наверное, и с работы убегут ради такого.

Что может повлиять на агрессию?

Агрессию вызывает не только фрустрация, но также так называемые аверсивные факторы: боль, невыносимая жара, атакующее поведение, теснота, возбуждение.

  • Боль. Принципы современной этики строго ограничивают использование болевых стимулов в исследовательских целях.
  • Жара. На протяжении веков люди рассуждали о влиянии климата на поведение человека. Дискомфорт, вызванный жарой, напрямую подпитывает агрессивность.
  • Атакующее поведение. Атакующее поведение другого человека, например сознательное причинение боли или оскорбительное действие, является особо сильным возбудителем агрессии.
  • Теснота. Теснота – субъективное ощущение нехватки пространства – также является стрессогенным фактором.
  • Возбуждение. Телесное возбуждение усиливает практически любую эмоцию.

б) Паническая толпа объята ужасом, стремлением каждого избежать реальной или воображаемой опасности.

Паника — временное переживание гипертрофированного страха, порождающее неуправляемое, нерегулируемое поведение людей (утрата критики и контроля), иногда с полной потерей самоконтроля, неспособностью реагировать на призывы, с утратой чувства долга и чести.

В основе паники лежит страх — опредмеченная тревога, возникающая как результат переживания беспомощности перед реальной или воображаемой опасностью, стремление любым путем уйти от нее вместо того, чтобы бороться с ней.

В.М. Бехтерев считал, что паника — это «психическая эпидемия кратковременного свойства», которая возникает, в виде «подавляющего аффекта» чаще всего при большом стечении народа, которому как бы «прививается идея о неминуемой смертельной опасности», обусловленной складывающимися обстоятельствами. Паника, по его мнению, неразрывно связана с инстинктом самосохранения, который одинаково проявляется у личности независимо от ее интеллектуального уровня. Внушение в толпе распространяется подобно пожару; оно иногда возникает от случайно сказанного слова, отражающего переживания масс, резкого звука, выстрела, внезапного движения. В исступленной толпе каждый индивид влияет на окружающих и сам подвергается постороннему влиянию.

Классификация паники:По масштабам различают индивидуальную, групповую и массовую панику.

  • В случае групповой и массовой паники захватываемое ею количество людей различно: групповая — от 2—3 до нескольких десятков и сотен человек, а массовая — тысячи или гораздо больше людей. К тому же массовой следует считать панику, когда в ограниченном замкнутом пространстве (на корабле, в здании) ею охвачено большинство людей, независимо от их общего числа.
  • Легкую панику можно, в частности, испытывать тогда, когда задерживается транспорт, при спешке, внезапном, но не очень сильном сигнале (звуке, вспышке). При этом человек сохраняет почти полное самообладание и критичность. Внешне такая паника может выражаться лишь легким удивлением, озабоченностью, напряжением.
  • Средняя паника характеризуется значительной деформацией сознательных оценок происходящего, снижением критичности, возрастанием страха, подверженностью внешним воздействиям. Паника средней глубины часто проявляется При проведении военных операций, при небольших транспортных авариях, пожаре и различных стихийных бедствиях.
  • Полная паника — паника с отключением сознания, аффективная, характеризующаяся полной невменяемостью – наступает при чувстве ужасной, смертельной опасности. В этом состоянии человек полностью теряет сознательный контроль за своим поведением: может бежать куда попало (иногда прямо в очаг опасности), бессмысленно метаться, совершать самые разнообразные хаотические действия, поступки, абсо­лютно исключающие их критическую оценку, рациональность и этичность. Классические примеры паники — события на кораблях «Титаник», «Адмирал Нахимов», а также во время войны, землетрясений, ураганов, пожаров в универмагах кратковременной (секунды, несколько минут) – это, например, паника в автобусе, потерявшем управление;
  • достаточно длительной (десятки минут, часы) – при землетрясениях, не развернутых во времени и не очень сильных пролонгированной (несколько дней, недель) – во время длительных боевых операций, например блокада Ленинграда, ситуация после взрыва на ЧАЭС.

Факторы превращения более или менее организованной группы в паническую толпу:

  1. Социальные факторы: общая напряженность в обществе, вызванная происшедшими или ожидаемыми природными, экономическими, политическими бедствиями. Это могут быть землетрясение, наводнение, резкое изменение валютного курса, государственный переворот, начало или неудачный ход войны и т. д. Иногда напряженность обусловлена памятью о трагедии или предчувствием надвигающейся трагедии, приближение которой ощущается по предварительным признакам.
  2. Физиологические факторы: усталость, голод, длитель­ная бессонница, алкогольное и наркотическое опьянение снижают уровень индивидуального самоконтроля, что при массовом скоплении людей чревато особенно опасными последствиями.
  3. Общепсихологические факторы: неожиданность, удивление, испуг, вызванные недостатком информации о возможных опасностях и способах противодействия.
  4. Социально-психологические и идеологические факторы: отсутствие ясной и достаточно значимой общей цели, эффективных пользующихся общим доверием лидеров и, соответственно, низкий уровень групповой сплоченности.

Есть два основных момента, определяющих возникновение паники:

  • Первый связан главным образом с внезапностью появления угрозы для жизни, здоровья, безопасности, например, при взрыве, аварии, пожаре.
  • Второй можно связать с накоплением соответствующего «психологического горючего» и срабатыванием «реле» определенного психического катализатора. Длительные переживания, опасения, накопление тревоги, неопределенность ситуации, предполагаемые опасности, невзгоды — все это создает благоприятный фон для возникновения паники, а катализатором в этом случае может быть все что угодно.

Механизм развития бурной динамической паники можно представить как осознаваемую, частично осознаваемую или неосознаваемую цепь:

  • включение «пускового сигнала» (вспышка, громкий звук, обвал помещения, землетрясение);
  • воссоздание образа опасности;
  • активизация защитной системы организма на различных уровнях сознания;
  • инстинктивного реагирования и следующее за этим паническое поведение.

Возникновение и развитие паники в большинстве случаев связано с действием шокирующего стимула, сразу отличающегося чем-то заведомо необычным.

  • Для того чтобы привести к настоящей панике, действующий на людей стимул должен быть либо достаточно интенсивным;
  • либо длительным;
  • либо повторяющимся (например, взрыв, сирена, автомобильный клаксон, серия гудков и т. п.);
  • он должен привлекать к себе внимание;
  • вызывать эмоциональное состояние подчас неосознанного, животного страха.

Этапы реакции:

Первый этап реакции на такой стимул — как правило, резкий испуг, потрясение, ощущение сильной неожиданности, шока и одновременно восприятие ситуации как кризисной, критической, угрожающей и даже безысходной.

Второй этап — обычно замешательство, в которое переходит потрясение, а также связанные с ним хаотичные индивидуальные, часто совершенно беспорядочные попытки как-то понять, проинтерпретировать произошедшее событие в рамках прежнего, обычного личного опыта или же путем лихорадочного припоминания аналогичных ситуаций из известного человеку чужого, как бы заимствованного им, опыта. С этим связано острое чувство реальной угрозы. Когда необходимость быстрой интерпретации ситуации становится особенно актуальной и требует немедленных действий, именно это ощущение остроты мешает логическому осмыслению происходящего и вызывает новый страх. Первоначально этот страх сопровождается криком, плачем, двигательной ажитацией. Если такой страх не будет подавлен, то развивается следующая стадия.

Третий этап — усиление интенсивности страха по известным психологическим механизмам циркулярной реакции. Тогда страх одних людей отражается другими, что, в свою очередь, еще больше усиливает страх первых. Усиливающийся страх стремительно снижает уверенность в коллективной способности противостоять критической ситуации и создает у большинства смутное ощущение обреченности. Завершается все это неадекватными действиями, которые обычно представляются людям, охваченным паникой, спасительными. Хотя на деле они могут совсем не вести к спасению: это этап «хватания за соломинку», в итоге все равно оборачивающийся паническим бегством (разумеется, за исключением тех случаев, когда бежать людям просто некуда). Тогда может возникать подчеркнуто агрессивное поведение: известно, на­сколько опасен бывает зверь, загнанный в угол, даже если он обычно убегает от опасности.

Четвертый этап — массовое бегство. Паника именно как особый вариант массового поведения реально становится за­метной, проявляясь в наблюдаемых феноменах — прежде всего в массовом бегстве. Раньше или позднее именно бегство становится естественным следствием любой паники. Стремление спрятаться, укрыться от надвигающегося страха (ужаса) — естественная реакция. Безоглядное бегство — как правило, апофеоз паники.

Пятый этап — завершение паники. Внешне паника заканчивается по мере прекращения отдельными людьми бегства. Либо они это делают по причине усталости, либо начиная осознавать бессмысленность бегства и возвращаясь в здравый ум». Обычные следствия паники — либо усталость и оцепенение, либо состояние крайней тревожности, возбудимости и готовности к агрессивным действиям.

Оценивая весь цикл панического поведения, надо иметь в виду следующие три момента:

Во-первых, если интенсивность первоначального стимула очень велика, то все предыдущие, до бегства, этапы могут «свертываться». Для наблюдателя предшествующие этапы как бы невидимы — и тогда только бегство становится непосредственной индивидуальной реакцией на панический стимул. Индивидуальной, но одинаковой для многих людей — соответственно, массовой.

  • Во-вторых, словесное обозначение пугающего стимула в условиях его ожидания может само непосредственно вызвать реакцию страха и панику даже до появления стимула.
  • В-третьих, всегда надо принимать во внимание ряд специфических факторов: общую социально-политическую атмосферу, в которой происходят события, характер и степень угрозы, глубину и объективность информации об этой угрозе и т. д. Это имеет значение для прекращения или даже предотвращения паники.

По своим деструктивным последствиям паника бывает следующих типов:

  • паника без каких-либо материальных последствий и регистрируемых психических нарушений;
  • паника с разрушениями, физическими и выраженными психическими травмами, утратой трудоспособности на непродолжительное время;
  • паника с человеческими жертвами, значительными материальными разрушениями, нервными заболеваниями, срывами, с последствиями в виде длительной утраты трудоспособности и инвалидности.

Средства борьбы с паникой:

  • убеждение (если позволяет время);
  • категорический приказ – жесткое, директивное управление людьми в панические моменты – один из наиболее эффективных способов прекращения паники;
  • информация о несущественности опасности;
  • использование силы;
  • устранение наиболее злобных паникеров;

Остановить толпу, которая впадает в панику, значительно легче, начиная с последних, уменьшая группу насколько это возможно; перегораживать дорогу толпе, которая движется, гораздо труднее, так как на идущих впереди давят сзади.

  • в случаях паники, как и стихийного поведения вообще, особую роль играет ритм. Стихийное поведение — это поведение неорганизованное, лишенное внутреннего ри нет в толпе, он должен быть задан извне.
  • Сцепление локтями — одна из хорошо известных мер противодействия паническим настроениям. С одной сторо­ны, ощущение физической близости товарищей повышает психологическую устойчивость. С другой стороны, такая по­зиция мешает провокаторам или индукторам паники расчле­нить ряды, после чего растерянность, ощущение беспомощ­ности и паника станут намного вероятнее.

Итак, действует общее по отношению к любой толпе правило: прежде всего, необходимо снизить, общую интенсивность эмоционального заражения, вывести людей из-под гипнотического воздействия состояния и рационализировать, индивидуализировать психику. В толпе любой человек лишен индивидуальности — он представляет собой всего лишь часть массы, разделяющую единое эмоциональное состояние, подчиняющую ей все свое поведение.

в) Стяжательная толпа – люди, вступившие в неорганизованный конфликт за обладание некоторой ценностью. Доминирующей эмоцией здесь становится жадность, жажда обладания, к которой иногда примешивается страх. В советское время возникали такие толпы, когда на прилавок «выбрасывали» дефицитный товар. В парламенте наблюдается нечто подобное, когда депутаты с боем прорываются к трибуне, дабы высказать очередную высоко мудрую банальность. Однако слово «стяжательная» (жадная) не всегда следует понимать буквально. Это могут быть жители отдаленного района, которые утром спешат на работу при недостаточном обеспечении автобусного маршрута машинами.

г) Повстанческая толпа по ряду признаков сходна с агрессивной (преобладает чувство злости), но отличается от нее социально справедливым характером возмущения. Толпа справедливо возмущенных людей даже внешне выглядит иначе, чем «классическая» агрессивная толпа. При наличии активного сознательного звена в нее может быть внесено организационное начало. И тогда повстанческая толпа превращается в сплоченную группу, в противном случае она может выродиться в более примитивную форму. Кому приходилось наблюдать стихийный протест, забастовки, митинги в рабочих коллективах (в частности, забастовки шахтеров в России 1998 года), мог заметить, что они чаще всего не выливаются в массовые драки, погромы и прочие разрушительные действия. Профсоюзные комитеты выделяют ответственных лидеров, которым удается внести сознательную организацию в действия масс.

Основное свойство толпы

Приведенная классификация весьма условна. В практическом плане это наиболее важное свойство толпы – превращаемость.

Превращения могут происходить спонтанно, без чьего-либо сознательного намерения, но могут быть спровоцированы умышленно.

На свойстве превращаемости построены приемы управления и манипуляции толпой.

Экстатический тип

Нельзя не упомянуть и его. Экстатическая толпа – это скопление людей, которые доводят себя до исступления посредством совместных ритуальных или молитвенных действий. Произошло данное понятие от слова «экстаз».

Истории известен поразительный пример. Речь идёт о танцах святого Витта – празднике, возникшем в эпоху средневековой чумы. Люди устали от происходящего и так хотели забыть этот кошмар, что обезумели и танцевали до смерти. Причём в прямом смысле слова.

Признаки и особенности толпы

Для толпы характерна высокая степень конформизма лиц, которые ее составляют. На них толпа способна оказывать сильное психологическое воздействие.

В состав социально-психологических особенностей толпы можно включить:

  • Подавленное чувство ответственности за свое поведение;
  • Рост групповой внушаемости и уменьшение эффективности действия механизмов внушения;
  • Рост эмоциональности восприятия действительности;
  • Формирование чувства силы и осознания анонимности.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

В качестве механизмов формирования толпы выступают слухи и циркулярная реакция (нарастающее взаимно направленное эмоциональное заражение). Механизмы воздействия на толпу представлены заражением, внушением, убеждением и подражанием.

Основное значение в развитии перечисленных механизмов имеет массовое общение, которое обладает свойством психологического воздействия на поведение и действия участников толпы, сознательно используемое организаторами эксцессов.

Основные средства, которые используются при формировании толпы, представлены экспрессивными словами (например, призывами, лозунгами), силой шума и его частотой.

Литература

Рассматриваемый феномен отлично обрисован великим поэтом М.Ю. Лермонтовым в его стихотворении под названием «Как часто пёстрою толпою окружен…». В данном произведении литератор умело изобразил презираемое им общество, обличив жизненный «маскарад» и холодную бездушность светского общества.

Ему удалось как нельзя лучше передать нагромождение образов, а такие речевые фигуры, как «приличье стянутых масок», «бездушные люди», «давно бестрепетные руки» и «дикий шёпот затверженных речей» будто бы переносят читателя в ту атмосферу – да что там, в тот зал, где и происходил бал. Про стихотворение «Как часто пёстрою толпою окружен…» на самом деле можно рассказать больше, провести намного более подробный и глубокий анализ. Впрочем, каждый и так найдёт в нём нечто цепляющее, берущее за душу. Обязательно стоит его прочитать хоть раз.

Признаки толпы

Их тоже нелишне отметить вниманием. Виды толп отличаются по условиям и обстоятельствам, но признаки у них одинаковые. Вот какие считаются основными:

  • Многочисленность. В малых группах не возникают психологические феномены, являющиеся типичными для толпы.
  • Бесцельность.
  • Повышенная контактность. Все люди находятся на минимальном расстоянии друг от друга. Иногда его и вовсе нет. Так что каждый индивид входит в персональное пространство своего «соседа».
  • Эмоциональная возбуждённость. Как уже было сказано ранее, неуравновешенные динамические состояния и волнения – это типичные психологические состояния толпы.
  • Неорганизованность. Толпы образуются стихийно. В них нет организованности, а если она появляется, то теряется очень быстро.

Синдром толпы: примеры из психологии


Толпа
Синдромом толпы называется склонность человека, попавшего в какую-либо группу заражаться ее настроением, теряя собственную идентичность. Психология знает много примеров проявления синдрома толпы:

  • Человек приходит на работу, в офис, находясь в плохом расположении духа, но постепенно заражается от коллектива позитивными эмоциями и его настроение улучшается.
  • Покупатель приходит в супермаркет, в день распродажи и оказавшись в толпе «охотников за скидками», начинает подобно им скупать все подряд, даже если изначально не собирался этого делать.

Это настоящий синдром толпы. Продолжаем, читайте далее.

Поведение человека в толпе

Оно тоже представляет собой определённый интерес. Поведение человека, находящегося в толпе, меняется из-за окружающих его обстоятельств. И вот что наблюдается в подавляющем большинстве случаев:

  • Снижение интернальности. Пропадает самоконтроль – у индивида усиливается зависимость от толпы, он бессознательно подчиняется влиянию толпы. Способность регулировать собственное поведение пропадает.
  • Утрата индивидуальности. Все участники толпы постепенно приходят к одинаковому уровню психолого-поведенческих проявлений. Какими бы разными они ни были – каждый в итоге становится похож друг на друга.
  • Неспособность концентрироваться на одном объекте. Проявляется некритичность мышления, внимание легко переключается.
  • Быстрое усвоение и последующее распространение полученной информации. При этом человек может ещё и непроизвольно исказить, преувеличить услышанное. Так в толпе появляются слухи.
  • Внушаемость. Под влиянием внешних обстоятельств человек легко верит в то, что при другом раскладе счёл бы бредом. Сюда относится ложь, дезинформация, заведомо невыполнимые обещания, абсурдные лозунги, призывы и т. д.
  • Повышенная активация. Когда человек находится в толпе, все его ресурсы мобилизуются. Именно поэтому нередко люди в таких условиях проявляют такие физические и психологические качества, которые казались ему недоступными. Иными словами говоря, человек сам удивляется тому, на что он, оказывается, способен.
  • Нетипичность поведения. Иногда человек, находясь в толпе, может начать делать то, чего никогда бы ни совершил. А потом, вспоминая случившееся, будет отказываться в него верить.

И это – лишь некоторые причины, по которым феномен толпы представляет интерес для изучения специалистами. Ведь это не просто скопление людей. Толпа представляет реальную опасность – причём как для окружающих, так и для тех, кто находится внутри неё.

Как управлять толпой

Политики, религиозные деятели и другие активные и амбициозные люди, используя своё знание психологии толпы, пытаются ею управлять. Это, конечно, абсолютно аморальное и бесчестное дело, однако, с другой стороны, наличие у сборища лидера в определённой степени снижает его опасность. Управлять людской стихией как будто бы просто, ведь она, подобно любому стаду, готова послушно следовать за вожаком. Однако здесь же кроется и сложность: потенциальный лидер должен суметь привлечь к себе внимание участников стихии, а это в условиях шквала эмоций сделать очень непросто.

Психологи и политтехнологи используют несколько методов, чтобы привлечь внимание людей в сборище

:

  • Демонстрация силы и власти
    . Это использование всё той же животной модели: члены стихийного сообщества стремятся опираться на самого сильного и смелого своего представителя и следовать за ним, ибо это подсознательно внушает безопасность. Поскольку людская стихия – явление примитивное, то и действия лидера могут быть простыми: достаточно быть выше всех остальных людей, иметь более яркую одежду, кричать громче и т. д.
  • Экспрессивность выступления
    . Речь лидера должна быть громкой, эмоциональной, этим он задаёт тон всему сборищу, формирует «коллективный разум». Поэтому ни один политический или любой другой митинг сегодня не обходится без технических средств усиления звука (мегафон, микрофон и др.).
  • «Заводное» выступление
    . Люди в стихийном собрании не готовы слушать длинные, пространные монологи с разъяснением всех фактов и соображений; они требуют коротких и ёмких фраз, которые несут не столько информацию, сколько побуждение к действиям. Поэтому главной частью выступления лидера становятся лозунги, программирующие сообщество.

Характерно, что потенциальный лидер должен выглядеть «своим» для сообщества. Если это человек со стороны, то ему совладать со сборищем будет куда сложнее. Поэтому провокаторы и подстрекатели вначале незаметно внедряются в бушующее сообщество и следуют общему настрою, ничем себя не проявляя, и лишь по прошествии некоторого времени начинают выделяться: громче кричат, выкрикивают более агрессивные лозунги, используют особые звуковые и визуальные эффекты, заставляющие людей невольно обратить на них внимание (выстрелы в воздух, флаги, развёрнутые плакаты и др.). Такое поведение позволяет также надёжно подчинить себе людей в сборище: к тому моменту, как провокатор выйдет из своего «укрытия», народ уже потерял остатки рассудка и подчиняется лишь стихийным рефлексам. Такую толпу провокатор может повести куда угодно, вплоть до того, что её поведение будет противоречить изначальным планам. Так, умелый лидер может заставить людей, пришедших на площадь свергать правительство, танцевать весёлый танец, молиться богу, хлопать в ладоши. Когда вся энергия сборища израсходуется, оно самоликвидируется: уставшие люди разойдутся по домам.

Встречаются случаи, когда сборище слишком пассивно и с помощью обычных выстрелов в воздух его не «раскачать». Тогда провокатор начинает стрелять не в воздух. Созерцание свежей крови и поверженных товарищей придаёт сборищу нужную степень агрессии, приводит его в неистовство.

Именно безрассудство, эмоциональность, однообразие поведения, бессознательность отличают толпу от коллектива – сознательного собрания людей. В коллектив человек вступает, руководствуясь какими-то личными соображениями, которые он стремится в нём отстаивать. Коллектив способен самоорганизоваться, в нём тоже появляется лидер, являющийся членом данного коллектива, однако здесь лидер не имеет столь безграничной власти над рядовыми участниками. Если решения лидера не удовлетворяют желанию остальных участников, коллектив распадается; если кто-то не согласен с общим решением, он волен выйти из коллектива без особых последствий для себя. В организованном коллективе каждый участник играет отведённую для него роль и действует во многом самостоятельно, но при этом сопоставляет свои действия с общей целью и действиями других. В стихийном же сборище задача лидера – подавлять пробуждающуюся индивидуальность, блокировать разум участников и держать всех «в едином русле». Он может запустить схему наподобие «ведра с крабами», когда стихийное сборище будет само себя очищать от «пробудившихся выскочек». Известно, как ведут себя крабы, посаженные в ведро. Каждый из них мог бы самостоятельно выбраться из него, однако когда он достигает вершины, другие крабы своими клешнями сбивают его вниз. Таким образом, в стихийном сборище участники вытесняют или физически уничтожают тех, кто мог бы повести всю массу в изначальном направлении, а обманувший людей провокатор, наоборот, получает всеобщее признание.

Умелый провокатор может не только внедриться в уже готовое сборище, но и создать своё. Всё может начаться с одиночного пикета: случайных прохожих привлекает человек, держащий плакат или выкрикивающий в мегафон определённую речь. Для того, чтобы собрать свою стихийную «армию», потенциальный лидер должен разбираться в политической и экономической ситуации на данный момент, определять настроения общества. Вот пример того, как можно создать такую «армию» чуть ли не из воздуха.

Как создавался культ православной «святой» Матроны Московской? В самом начале «лихих девяностых» активизировавшаяся Русская православная церковь ещё не ударилась в «чудоверие», пытаясь проповедовать преимущественно этическую сторону религии. Однако внимания к себе Русская православная церковь привлекала мало, поскольку у неё была масса сильных конкурентов – наводнившие страну разнообразные секты, целители, экстрасенсы. Они предлагали миллионам отчаявшихся людей то, чего они так долго ждали, — чудеса, точнее – веру в чудеса. Колдовство, магия, проникновение на «запретные территории», общение с всемогущими сверхъестественными существами – всё это было куда интересней, чем скучные православные проповеди о любви, милосердии и воздержании, тем более что православное учение, казалось бы, категорически отвергает колдовские практики. От РПЦ отворачивались даже те, кто в суровые годы «научного атеизма» сохранял ей верность: ведь церковь давала верующим надежду, и наступление «лихих девяностых» после краха Советского Союза воспринималось ими как крах надежд: после исчезновения «империи зла» наступило ещё большее «зло», по сравнению с которым прежний советский режим казался едва ли не раем на Земле. И в этих условиях Русская православная церковь приняла решение действовать по-новому. Она санкционировала появление в церковной среде такой же «целительницы» и «чудотворицы», какими были все эти экстрасенсы и забугорные духовные лидеры. Были сочинены разнообразные мифы о «чудесах», которые Матрона совершала как при жизни, так и после своей смерти. По утверждению церкви, чудодейственными свойствами обладали «святая» вода с её могилы, цветы – опять-таки с могилы. Верующим предлагалось нарезать эти цветы и добавлять в салаты, использовать их для приготовления целебных настоев. Эта масштабная акция, в которой принимали участие сотни священников, монахов и инициативных мирян, сделала своё дело: жаждавший всевозможных чудес народ потянулся в храмы. Доходы Русской православной церкви и её престиж резко поползли вверх. Религиозное сборище не обратило внимания даже на то, что в этом деле Русская православная церковь грубо нарушила свои же принципы, совершила массу смертных грехов, напропалую занималась шарлатанством и грубо и примитивно обманывала людей. Верующие не вдавались в эти подробности и даже не пытались проверять состряпанные наскоро легенды и мифы.

Ещё один пример – история о том, как демократическая Чехословакия внезапно, абсолютно мирным путём, стала самой коммунистической страной в мире. В конце сороковых годов в Чехословакии местная коммунистическая партия не пользовалась особой популярностью – страна развивалась в общем русле с западноевропейскими государствами. Люди могли наблюдать, как в соседнем Советском Союзе творится нечто ужасное: массовый искусственный голод, репрессии, тоталитарный режим. И тогда чехословацкие коммунисты начали выступать с речами, в которых они заявляли: мол, в СССР строят «неправильный» коммунизм, а мы построим свой, чехословацкий и «правильный». Пропагандисты подстроились под общий фон и вместе с народом стали осуждать «советский строй». Людям это понравилось, и на следующих выборах убедительную победу одержали коммунисты. На следующий же день лидер коммунистов Клемент Готвальд стал строить «чехословацкий коммунизм», старательно копируя сталинскую модель: репрессии, преследование инакомыслящих, милитаризация, издевательства, вездесущая пропаганда и цензура. Жители страны были в шоке: они не понимали, как они могли в едином и дружном порыве проголосовать за «это». Но и в последующие годы Чехословакия была по «коммунизации» впереди планеты всей: количество членов компартии на сто тысяч жителей здесь было наибольшим в мире. Этому способствовало и умение политических лидеров «договориться» с народом.

В настоящее время политические технологии достигли своего пика. По мере того, как насилие и открытая диктатура осуждаются и запрещаются мировым сообществом, политики прибегают к тонким методам управления большими массами людей, чтобы создавать видимость демократии. Сегодня бывает трудно отличить действительное волеизъявление народа от действий по указке провокаторов. Ужаснее всего то, что «народ» и сам подчас не осознаёт, что он уже давно перестал быть народом и превратился в безумствующее сборище, исполняющее команды харизматичного лидера.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]