С древних времен величайшие философы пытались дать ответы на вопросы: как можно объективно оценить человека? Каковы критерии оценки личности? Какие качества более важные, а какие можно отнести к второстепенным? Разумеется, точного ответа мы не получим никогда, потому что это субъективно и зависит от целеполагания. Для кого-то развитая личность – та, которая стремится к духовности, для другого – творческий человек, каждый день создающий нечто новое, для третьего – тот, кто имеет незыблемые принципы и убеждения.
Субъективность при оценке критериев развития личности очевидна. Про одного человека можно сказать, что он «буйный и безрассудный тип» и в то же время «самый веселый парень на вечеринке». Тысячи психологических тестов, даже будучи составлены по всем канонам, могут противоречить друг другу.
Так как же оценить личность? Тестирование и диагностика должны отвечать следующим критериям: стандартизации, нормам, надежности и валидности. Однако, в виду невероятной сложности в измерениях, все это остается теорией, потому что в оценку все равно примешивается оттенок субъективности.
Критерии оценки личности
Если вы занимаетесь бизнесом или хотите найти себе достойных друзей, на которых можно положиться в сложные времена, значит периодически задаетесь следующими вопросами:
- Что главное при оценке человека?
- Какие качества в нем наиболее фундаментальные?
Многое зависит от вашего целеполагания, то есть того, что вы сами считаете для себя важным и ценным. К примеру, вы можете решить, что для вас имеют значения следующие критерии:
Темперамент
Это устойчивая совокупность индивидуальных психофизиологических особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент тесно связан с характером и оказывает на него сильное влияние.
Характер
Это структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности.
Социализация
Социализация означает умение быстро и просто налаживать конструктивные взаимоотношения с окружающими. Социализированный человек является более естественным и открытым, но при этом – гибким, реалистичным и способным разрешать межличностные конфликты.
Понимание других
Зрелая, сформированная личность свободна от стереотипов и предрассудков, способна адекватно оценивать окружающую действительность и других людей.
Такой человек принимает людей такими, какие они есть, уважает их своеобразие и право быть собой.
Творческое мышление
Очень важное качество развитой личности заключается в том, что она способна встречать жизненные проблемы открыто и гибко, находя творческие решения сложных задач.
Осознанность
Это непрерывное отслеживание текущих переживаний, то есть состояние, в котором личность фокусируется на переживании настоящего момента, не вовлекаясь в мысли о событиях прошлого или о будущем.
Осознанная личность понимает последствия своих поступков, она сначала думает, потом делает. Сама выбирает свои реакции, что чувствовать, как себя вести и как мыслить. Такая свобода достигается при помощи длительных ментальных упражнений и размышлений.
Целостность
Это внутренняя гармония, когда телесная, душевная и духовно-нравственная части жизни неразрывно связаны. Целостность возникает, когда то, что вы говорите, думаете и как ведете себя – не противоречит друг другу. Таким должен быть психически здоровый человек.
Целостность личности не дается от рождения, а формируется в первую очередь под влиянием внешнего окружения или во взаимодействии с внешним окружением. Она достигается при помощи огромной работы над собой, анализа своей психики и саморефлексии.
Это не значит, что такой человек самоуверен. Он осознает свои недостатки, однако не занимается бичеванием, а методично их искореняет. Он развивает свои сильные стороны и избавляется от слабых.
SWOT: пример
Предлагаем проанализировать обычный образец. Допустим, индивид ищет работу. Зачастую мы довольно консервативны, если в каком-то месте ранее трудились. В таком случае по каким-либо причинам можем искать последующую работу таким образом, чтобы она была схожа с предшествующей. Однако если на прежнем месте нам никак не нравилось, то выкарабкаться из колеи сможет помочь SWOT-исследование. Некто способен дать понять нам и какие-то другие пути.
Предположим, вы знаете в себе подобные сильные стороны: оптимальная математическая подготовка, понимание 2 языков, аналитический склад интеллекта. Слабые стороны: вы немножко отошли от собственной сферы, уже давно никак не наблюдали за разработками и новинками, а еще не очень общительны и несколько замкнуты в себе. Опасности, важные для вас, имеют все шансы являться связанными с этой организацией, в которой вы трудитесь. Может, ваши планы в целом вскоре прикроются, а рабочая категория будет расформирована. А возможно, у вашего проекта появлялись мощные соперники, здесь можно провести анализ личности человека. Сейчас давайте приглядимся к способностям — это то, что поможет представить вам общество в кратчайший период. К примеру, какой-нибудь весьма неплохой наниматель в настоящее время может искать сотрудников с вашей квалификацией. Или же в настоящее время совершается набор на практику в неплохой экспериментальный центр.
Допустим, вы приняли решение подумать о возможности и приглядеться к данной стажировке. Способность к пониманию языков будет опорой, потому что это ваша сильная сторона. А вот будучи мало общительным и некоммуникабельным, вы будете испытывать затруднения. Эти черты вам придется чем-то компенсировать, таким образом, это ваша слабая сторона.
Теперь, глядя в предварительные итоги SWOT-разбора, вы можете осуществить какие-то заключения, сформировать проекты. К примеру, готовите портфолио и одновременно приступаете к прохождению собеседования при поиске новой деятельности, либо посылаете заявку на практику.
При постоянном использовании SWOT-исследование может помочь предотвратить проблемы и прослеживать способности с целью формирования и роста личности.
Критерии сформировавшейся личности
На этот счет также выдвигаются разнообразные концепции, в центре внимания которых находятся самые разные элементы структуры личности.
Карл Юнг говорил о том, что сформировавшееся личность с готовностью принимает ответственность за свои поступки. Для Карла Роджерса она означает свободу быть самим собой, самостоятельно делать выбор, управлять жизнью. Дальше мы познакомимся с концепциями четырех психологов: Казимежа Обуховского, Артура Реана, Гордона Олпорта и Лидии Божович.
Концепция Обуховского
Концепция польского психолога Казимежа Обуховского представляет особый интерес, потому что она наименее похожа на остальные из списка. Он предлагает рассматривать четыре параметра и при этом не выделять среди них главного – все они должны быть развитыми в равной мере, чтобы личность можно было считать сформировавшейся.
- Ощущение удовлетворенности жизнью: это общий положительный фон, на котором личность рассматривает свое существование. Однако это не значит, что такой человек не может испытывать негативных эмоций, которые являются неизбежной реакцией на трудности жизни. Вместе с тем, если влияние разрушающих эмоций продолжается достаточно долго, человек теряет способности к развитию.
- Появление новых особенностей: иное понимание мира, новые взгляды. А самое главное – переход к абстрактной концепции мира.
- Развитие умений: человеку нужно стремиться получать новые навыки, умения и знания, несмотря на то, что это приводит к росту сложности задач, которые перед ним стоят. Он должен постоянно совершенствоваться, чтобы поспевать за требованиями.
- Способность к самоконтролю: человека контролируют его эмоции, поэтому он должен научиться дистанцироваться от них, чтобы это не влияло на его интеллектуальные возможности.
Концепция Реана
Российский психолог Артур Реан рассматривает четыре базовых критерия развитой личности:
- позитивное мышление и восприятие;
- саморазвитие;
- терпимость;
- ответственность.
Реан утверждал, что личность никогда не сформируется полностью, она постоянно развивается. Но он усматривает в этом не трагедию, а открытие безграничных возможностей для совершенствования личности.
Человек должен научиться успешно реализовывать имеющиеся в его распоряжении ресурсы, силы и способности для достижения своих целей, а также активно осваивать более глобальные и значимые ценности.
Концепция Олпорта
Американский психолог Гордон Олпорт предлагает шесть основных критериев развитой личности:
- Принятие себя и терпимость к окружающим. Развитая личность имеет собственные крепкие убеждения и при этом допускает существование иной точки зрения.
- Крепкие социальные связи. Развитая личность умеет поддерживать близкие отношения и при этом не мешать своим существованием другим.
- Расширение Я-концепции. Это активность личности, целенаправленность ее деятельности.
- Единство мировоззренческих взглядов. У зрелой личности присутствует представление о своей жизненной цели.
- Самообъективизация. Человек способен быть самим собой, находиться в гармонии со своим внутренним миром и не играть чужих ролей.
- Реалистичное восприятие, оценка умений и поставленной задачи. Человек не должен подвергаться сиюминутным увлечениям, а вместо этого ставить перед собой цель и достигать ее.
Концепция Божович
Советский психолог Лидия Божович, ученица Льва Выготского, выделяет два ключевых критерия сформированной личности.
Первый критерий: мотивам такой личности присуща иерархичность. Она волевая и способна к опосредованному поведению (не импульсы ей управляют, а правила, требования и нормы).
Второй критерий: способность человека сознательно контролировать свое поведение и управлять им. Это возможно лишь в том случае, если он опирается на собственные мотивы, цели, стремления и убеждения.
Желаем вам удачи!
Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов: TelegramВконтактеFacebook
Советуем также прочитать:
- Сторителлинг
- Характер
- Как достичь эмоциональной зрелости
- Условия формирования характера
- Персональная идентичность
- «Что в характере твоем?»
- Зрелая личность
- Влияние социальных ролей на развитие личности
- Как создать свою диаграмму личности
- Сферы личности
- Социализация личности: коротко о главном
Ключевые слова:_D1002, _D1003, _D1027, 1Самопознание, 4Самопознание
Обстоятельства современной психологии
Необходимо учесть то обстоятельство, что в современной психологии нет единого представления о предмете анализа развития личности, а значит, нет одной общепризнанной теории, которая бы подтверждалась всеми специалистами этой области. Наоборот, около ста лет назад вся психологическая наука разделилась на множество школ и направлений, каждая из которых выступила со своей аналитической концепцией. А именно: с пониманием предмета в целом, с конкретными представлениями об отдельных компонентах психической реальности и своей теорией анализа личности. Впрочем, взгляд на понятие «развитие индивида» отличался точно так же. Мы опираемся на ту традицию, которая связана с Московской Психологической Школой, то есть с учреждением Алексея Николаевича Леонтьева. Но, несмотря на это, можно выделить одну общую черту: человек является общим объектом для многих разных наук. Каждая из них имеет свою цель и метод анализа личности. В соответствии с этим, в человеке как в общем объекте каждая наука выделяет свой узкий предмет.
Рисуночные тесты
Человек — определение индивидуальных особенностей личности
Психологическое настоящее (центральная часть) — амбиверсия (сбалансированность по характеристикам экстра- и интраверсии).
Размер фигуры — эгоцентризм, стремление привлекать внимание к собственной персоне. Части фигуры:. Голова — ценность интеллектуального начала, рационального подхода, духовность
Приоритет данных ценностей в личности. Ощущение себя, как умного, либо стремление быть таковым
Голова — ценность интеллектуального начала, рационального подхода, духовность. Приоритет данных ценностей в личности. Ощущение себя, как умного, либо стремление быть таковым.
Тело — большое тело — тенденция проявлять эмоциональный и телесный тип реагирования, недостаточное осознание своего поведения, стремление к чувственным удовольствиям. Приоритет данных ценностей в личности
Обращается внимание также на акцентирование отдельных деталей
Ноги, стопы — фигура устойчива — личность ощущает себя стабильно, устойчивость по отношению к стрессу, позитивная самооценка.
Руки, кисти рук — руки и кисти чётко прорисованы — личность активна в установлении контактов, социальная уверенность, успешность.
Лицо — нарисовано — принятие образа Я, осознание собственной индивидуальности.
Половая принадлежность — нормативная ситуация — соответствие пола нарисованного человека полу автора.
Возраст — примерное соответствие возраста.
Человек другого пола — отражает особенности восприятия автором людей другого пола.
Фигура человека на рисунке № 1 занимает большее пространство и ощущается как более значимая в социуме, чем фигура человека противоположного пола. Человек на рис.№ 1 воспринимается как более стабильный, уверенный в себе.
Человек под дождем — проекция поведения автора во время стрессовых ситуаций.
Количество дождя умеренное, что означает наличие проблем. Человек закрывается от дождя зонтиком, при этом на его лице отражено недовольство — это означает, что он не привык справляться со стрессовыми ситуациями и всячески старается их избежать. Однако опора присутствует, но ноги погружены в воду. Глаза не скрыты очками, что показывает на откровенность данного человека.
Семья — диагностика внутрисемейных отношений
Количество связей в семье соответствует количеству персонажей. Их четыре. Как таковых людей нет, но четко прослеживается наличие отца и матери, а также двух братьев. Пол фигур легко различим. Самой большой опорой в семье обладает отец — он занимает крайнее левое положение и занимает наибольшую площадь опоры. Мать в семье находится «под контролем»
мужской половины семьи — отца с сыном. Связи в семье между поколениями не просматривается. Однако связь между родителями довольно крепкая.
Заключение.
В настоящее время психология приобретает все большую популярность и актуальность. Психология наобходима каждому человеку, потому что они помогает разобраться в своих проблемах, в своем характере, помогает приянть правильное решение в той или инной ситуации.
Таким образом, в данной работе я попытался рссмотреть подходы к такому многогранному понятию, каким является понятие «личность», сделал попытку описания и анализов своего психологического портрета личности.
Изучение собственного психологического портрета, на мой взгляд, очень полезно. Проделанные мной тесты помогли мне лучше узнать себя, выявить преобладающие способности и черты характера. Я считаю, что это поможет мне в дальнейшей жизни. Теперь я знаю, какие аспекты моей индивидуальности необходимо развивать, раелизововывать, совершенствовать, а от каких лучше избавиться. Это, несомненно, поможет мне в общениее с разными людьми (тем более моя будущая профессия подразумевает работу с людьми), в нахождении подходов к разным людям.
Список использованной литературы:
- Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. -М.: Эксмо, 2007.
- практическая психология. Методика и тесты / Под ред. Д.Я. Райгородского.
- Лаонгард К. Акцентуированные личности. — Ростов -на-Дону, 1997.
- https://www.psyline.ru/leongard.htm
- https://www.bitnet.ru/psycho/kettel-test.html
15
Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:
Натура
В одной и той же ситуации люди ведут себя по разному. Разница поведения обуславливается темпераментом. Он является главнейшим фактором при построении портрета в психологии.
Психология объясняет этот термин как психику индивида, с особенностями нервной системы. Это содержание, интенсивность протекания психологических процессов.
Существует 4 типа темперамента:
- Меланхолики — мягкие личности, способные к сочувствию. Мечтательны, замкнуты в себе, ранимы.
- Флегматики — терпеливые, надежные, постоянные лица, которые хорошо контролируют свое поведение, желания. Не могут работать в энергичном коллективе, им нужно найти собственный темп.
- Холерики — энергичные, подвижные личности, которые обладают повышенной целеустремленностью. К минусам можно отнести повышенную агрессивность, конфликтность, отсутствие терпения.
- Сангвиники — увлеченные, жизнерадостные люди, которые любят заводить новые знакомства. К минусам относятся ненадежность, легкомысленность, разбросанность.
Составные психологического портрета
Психологическую характеристику можно составить для самого себя или описать другого человека. Но в любом случае она включает обязательные компоненты:
- Темперамент. Традиционно типы темпераментов делятся на сангвиников, холериков, флегматиков, меланхоликов и определяют стиль поведения человека.
- Интеллект. Определяет способность к обучению, адаптации, рациональному мышлению.
- Характер. Это устойчивые особенности поведения, которые определяют отношение к труду, к другим людям, к самому себе, к вещам.
- Умение общаться. Включает вербальную, невербальную, семантическую (смысловую) манеру общения.
- Способности. К общим способностям относят готовность к труду, гибкость ума, адаптивность, продуктивность.
- Эмоциональность. Вернее, способность управлять и контролировать свою эмоциональность.
- Самооценка. Это эмоционально-ценностное отношение к себе, которое выражается в заниженной, завышенной, адекватной самооценке.
- Направленность. В ее основе лежит мотивационно-потребностная сфера, которая может быть направлена на задачу, на общение, на самого себя.
- Уровень самоконтроля. Это контроль собственных действий и воздействий, который включает эмоциональный контроль, самоконтроль поведения.
- Способность к групповому взаимодействию. Это способность к коммуникации, умение поддержать разговор, найти общие темы или интересы.
Методик для составления психологического портрета существует немало, и использовать все одновременно не имеет смысла. Менеджер по персоналу может скомбинировать несколько методик в зависимости от будущей должности соискателя. Например, для одних специальностей приоритетом является ответственность, стрессоустойчивость, а для других – коммуникабельность, умение убеждать.
Есть стандартные личностные и профессиональные опросники, с помощью которых можно составить психологический портрет – пример опросника вместе с его расшифровкой можно найти в открытом доступе в сети и у нас на сайте. Самые популярные это:
- Тест на тип темперамента
- Тест на тип восприятия
- Тест: Шкала депрессии Бэка
- Тест на одиночество
- Тест: ребенок, взрослый, родитель
- Тест: Шкала самоуважения
- Тест на самооценку
- Тест на уверенность в себе
- Тест на неуверенность в себе
- Тест Фрейда
Но высший пилотаж – это психологический профиль преступника, который составляют следователи-профайлеры. Ведь информацию они получают не по тестам, а зачастую даже не выезжают на место преступления. По фотографиям, протоколам, отчетам экспертов профайлеры делают предположения о возможном возрасте, семейном положении, воспитании, сексуальной зрелости преступника, чтобы потом по этим данным составить будущий алгоритм поведения.
Проективные методы
Для них характерен глобальный подход к оценке личности. Испытуемым предлагают закончить предложения, интерпретировать картинки и другое. В этой группе методик нет неправильных или правильных ответов, диапазон решений достаточно широк. Личность оценивают по ее «проекции» в ответах.
Для любой науки существуют свои методы диагностики и исследования, и психология не исключение. Изучаются и разрабатываются новые методы, исследователи комбинируют уже существующие. Все это для того, чтобы всесторонне изучить интересующий объект и углубиться в такую сложную систему, как личность.
Выражение эмоций
Еще Чарльз Дарвин выдвигал гипотезу, что все гомосапиенсы (человек разумный) имеют одинаковые выражения лиц, показывая все шесть эмоций.
Исследователь Пол Экман подтвердил гипотезу Дарвина после того как провел эксперимент с американцами и японцами. Он наблюдал за эмоциями людей при просмотре фильма ужасов. Японцы вели себя сдержанней, в силу культурных традиций сдерживать свои эмоции. Но в целом, образец страха на всех лицах выражался одинаково.
Опыт общения с людьми позволяет нам создавать психологический портрет личности каждого из собеседников. Но нелегко распознать, например, недовольство, которое скрыто за улыбкой личности. Каждая эмоция имеет проявления, по которым можно определить истинное отношение собеседника. Глядя внимательно на лицо, мы на бессознательном уровне понимаем, что за человек наш собеседник, и что от него можно ожидать. Лицо сигналит о характере, о человеческих базовых эмоциях.