ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, ЦЕЛИ, МОТИВЫ — ПСИХОЛОГИЯ.  КУРС ЛЕКЦИЙ

Деятельность человека регулируется его мотивами и сознательно поставленными целями.

При их отсутствии мотивы были бы подчинены только лишь эмоциям, носящим непродолжительный характер времени, а действия носили бы беспорядочный характер.

Что же такое мотивы и цели? Какую функцию они выполняют в жизни человека?

Что такое локус контроля и как он связан с деятельностью человека? Узнайте об этом из нашей статьи.

Мотивы и цели , что это?

Мотив , это то, что побуждает человека к какой-либо деятельности, которая направлена на удовлетворение потребности в чем-то.

Когда у человека возникает мотив, у него появляется энергия на достижение каких-то определенных результатов, выполнение действий.

Мотив также может быть направлен не только на осуществление какой-либо деятельности, но и на отказ от нее.

Мотив не всегда может быть объяснен сам по себе, он понятен только при рассмотрении факторов, составляющих общий психический строй человека , он является импульсом, заставляющим человека двигаться в направлении к какой-либо цели.

Совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности, определяют направленность личности, ее устремленность к жизненным целям.

Цель , это то, к чему осознанно стремится человек, результат его деятельности, направленной на достижение определенного результата. Также это может быть сам процесс какой-либо деятельности, вовлеченность в нее.

Для того, чтобы поставить перед собой цель, прежде всего человек должен иметь мотивацию к ней , например, самоутверждение, материальные блага, самореализация. При этом часто цель бывает определена несколькими мотивами.

Цели также побуждают человека к деятельности.

При этом, чем конкретнее они поставлены, тем большую побудительную силу имеют.

Общие же, неконретизированные цели слабо стимулируют к какому-либо действию.

Структура явления

Любая деятельность имеет общую природу и направленность. Достаточно лаконично выглядит структура деятельности человека, схема которой может быть представлена следующим образом: цель → мотив → результат. Но данная цепочка содержит не все звенья. Более того, она характеризуется цикличным характером повторения процесса. И начало подобной цепочки имеет основанием результат предшествующей деятельности. Это, скорее, спираль, которая устремляется к совершенству человека и общества.

Прежде чем поставить цель, человек должен почувствовать потребность и возникающий на ее основе мотив к деятельности. Причем результат не является завершением цепочки, а служит основанием нового этапа активного развития личности от постановки цели (задачи) на основании определенного мотива и до процесса достижения результата с помощью выбранных приемов и средств его достижения. Такова логическая структура и ее этапы. Это звенья одной цепи, и они выступают как структура деятельности человека:

  1. Потребность.
  2. Мотив.
  3. Цель.
  4. Процесс.
  5. Метод (способ) осуществления.
  6. Результат.

Каждый из элементов выполняет определенную функцию, он важен для всего процесса. Без выявленной потребности невозможно определить авторство цели. Такая форма активности не имеет результата либо он отчужден от субъекта деятельности, ему не принадлежит и не служит своему назначению, поскольку обессмысливает весь процесс.

Если процесс подменяет собой результат, у людей теряется интерес к этой сфере активности. Если результат не соответствует ожиданиям, индивид утрачивает смысл и может деградировать ввиду отсутствия важнейшего качества человеческой деятельности – осознанности ее цели.

Чем они определяются?

Мотивы и цели отражают потребности человека, которые и заставляют человека искать пути для ее удовлетворения.

Абрахам Маслоу, известный американский психолог, представил следующие базовые потребности, определяющие цели и мотивы личности:

  1. На первом месте стоит забота человека о своих физиологических потребностях , еде, сне, сексе, поддержании здоровья.
  2. При удовлетворении первичных потребностей человек будет заниматься своей безопасностью и комфортом , профилактикой здоровья, благоустройством жилища, постоянством и сохранностью тех условий, в которых он проживает.
  3. Являясь социальным существом, на третьем этапе человек будет стремиться наладить межличностные отношения , общение, дружбу, совместную деятельность, заботу о другом человеке и т. д.
  4. При нормализации социальных потребностей индивидуум будет нуждаться в достижении к себе определенного отношения в обществе , уважения, признания, служебного роста, высокой оценки собственных действий.
  5. На последнем этапе раскрываются духовные потребности , процесс познания, творчества, самовыражения, саморазвития личности.

Соответственно, прежде всего человек склонен к удовлетворению физиологических потребностей, и только после того, как они будут реализованы, возникают потребности духовные.

Некоторые нужды являются постоянными , человек будет стремиться к их удовлетворению всегда. Другие могут возникать периодически, а некоторые , являться непостоянными, кратковременными , после того, как они будут удовлетворены, человек забывает о них.

Также у человека может возникать несколько потребностей одновременно, что может вызвать конфликт мотивов.

Анализ и синтез

Формы активности изучаются комплексом наук социально-гуманитарной направленности. Одной из их задач является раскрытие природы целеполагания в деятельности человека с тем, чтобы мотивировать каждого члена общества на социально-значимую активность и предупреждать антиобщественные мотивы и асоциальную направленность в действиях людей.

Анализ всех элементов цепочки позволяет открыть причинно-следственные закономерности взаимодействия мотивов и результатов деятельности, цели и формы процесса, тем самым помогая понять движущие силы общества.

Сама структура не имеет линейной направленности. Она повторяется, пересекается с другими формами и способами действий человека и группы, поглощается, бывает, что и прерывается, не завершившись достижением цели.

Анализ структуры деятельности завершенного цикла дает представление о силе мотивации, о способах приложения энергии для решения задач, о других социально-психологических факторах активности. Он может послужить качественным инструментом для создания мотивационных программ и методов организации трудового процесса.

Знания о причинах и условиях формирования мотивов могут служить эффективным инструментом для создания программ побуждения в процессе трудовой деятельности и профессиональной самореализации людей.

22.Межличностные отношения. Психологический климат и совместимость.

Наибольшее влияние на психологический климат оказывает степень совместимости людей. Психологический климат-эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их симпатии, совпадении характеров, интересов, склонностей.

Климат:

1.социальный:опр-ся осознанием общих целей и задач организации

2.моральный- опр-ся принятыми ценностями организации

3.психологический-неофициальные отношения, которые складываются между работниками.

Психологическая совместимость- возможность людей длительно быть рядом, жить, общаться и взаимодействовать, не сталкиваясь характером.

4 вида совместимости:

1.физическая(гармоническое сочетание физ-их качеств2 или нескольких людей, выполняющих совместное действие)

2.психофизическая(в основе лежат особенности анализаторских систем и св-в темперамента)

3.социально-психологическая(взаимоотношение людей с такими личностными св-ами, которые способствуют усиленному выполнению соц-ых ролей. обязательна гармония)

4.социально-идеалогическая(предполагает общность идейных взглядов, сходство социальных уставов и ценностей)

Стили управления

Авторитарный стиль управления. Авторитарный стиль управления является достаточно жестким. Руководитель, придерживающийся авторитарного стиля, стремится к манипулированию подчиненными, доминированию над ними. Он единолично принимает все управленческие решения, строго контролирует выполнение поставленных им заданий. Использование авторитарного стиля возможно, а порой и необходимо в таких ситуациях как: отсутствие порядка и дисциплины в коллективе существование жесткого лимита времени на принятие неких важных решений либо внедрение изменений существование сложных условий функционирования организации и др.

недостатки: — ухудшение дисциплины в коллективе —снижение эффективности труда -текучесть кадров -отсутствие творческой инициативы.

Демократический стиль управления Контроль за выполнением заданий при демократическом стиле управления умеренный, зачастую основанный на самоконтроле исполнителей, присутствуют различные поощрения. Руководитель при этом стиле управления доброжелателен, открыт в общении, терпим к критике, делегирует полномочия, пытается сформировать у подчиненных чувство сопричастности к общему делу, дух сотрудничества, взаимопонимания в коллективе.

Либеральный стиль управления. Руководитель в либеральном стиле управления уклоняется от принятия каких-то стратегически важных решений, безразличен к критике, не интересуют его и нужды своих подчиненных, он не осуществляет четкого распределения заданий, обязанностей и прав между ними, контроль с его стороны, как правило, незначителен.

Примеры похожих учебных работ

Исследование профессионально важных качеств руководителей среднего звена

… деятельности мы смогли проанализировать профессионально важные качества, как общий и достаточно емкий фактор успешности деятельности руководителей среднего звена. Методы и методики исследования: — Экспертная оценка; — Метод полярных групп; …

Качества руководителя

… Руководитель любит людей. Если работа руководителя состоит в управлении людьми, … отношения к различным явлениям — миссии организации, планированию, мотивационной политике, производительности, качеству труда … коллективной деятельности. Таким …

Профессиональные качества руководителя, психологические особенности и методы формирования …

… формирования личности руководителя как субъекта управления. Предмет исследования: профессионально-значимые качества руководителя. личность руководитель психологический гендерный Гипотеза исследования: эффективность деятельности руководителя находится …

Образовательная деятельность детей в группах раннего возраста

… Образовательная деятельность детей в группах раннего … развития. Недостаточно родиться человеком, чтобы стать им. … деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, …

Коммуникативные качества руководителя

… организации и управлению деятельностью коллектива . В условиях рыночной экономики меняются требования к деловым качест-вам руководителя. Согласно статистике, в нашей стране более 10 миллионов руководителей различных статусных групп. Но руководитель — …

21.Понятие коллектива и их классификация. Соотношение понятий «группа» и «коллектив»

Коллектив — это группа, где межличностные отношения опосредствуются общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности.

В диффузной группе: В коллективе:
· положение человека неустойчиво и неопределенно, поэтому он робок и неуверен в поступках;

· лидер группы случайный, нет гарантий, что лидерство не захватит лицо асоциальной ориентации;

· отношение к делу регулируется администрацией; для большинства — некое принуждение;

· отношение к руководителю как к вышестоящему лицу, облеченному властью над каждым;

· отношение к группе защитно-оборонительное;

· по отношению к себе психологическая зажатость, скованность, робость;

· по отношению к другому — скрытая агрессия, конкуренция.

· положение человека устойчиво, определенно, поэтому он свободен в поведении;

· лидером группы является уважаемое большинством или всеми лицо с социально-ценностной ориентацией;

· отношение к делу как личностно значимому для каждого члена или для большинства;

· отношение к руководителю как к наиболее опытному и умелому товарищу, которого группа наделила полномочиями;

· отношение к группе открытое, товарищеское;

· по отношению к себе — свободное проявление «Я», инициативность;

· по отношению к другому — принятие как данности, дружба.

Требования к коллективу:

1.группа д.б.эффективнойпо отношению к основной деятельности

2.группа должна иметь высокую мораль

3.создавать для каждого в группе возможность развития как личности.

4.быть способна к творчекству.

Методы и способы деятельности

Анализ структуры деятельности логически заставляет выйти на целый ряд вопросов.

Как взаимосвязаны цель и результат, каким образом влияют эти моменты друг на друга? Что такое мотив деятельности? Каким способом он проявляет себя в процессе достижения цели?

Действительно, если мотив – это внутренний двигатель, то способ или метод достижения цели – это внешняя форма реализации деятельности. И она должна быть адекватна цели. Соответствие способов и методов полученному результату является качественной характеристикой процесса. Несовпадение форм и содержания деятельности с поставленной целью может иметь негативные последствия как для личности, так и для ближнего окружения.

Если человек стремится стать образованным, и его внутренним мотивом является потребность в познании, то покупка диплома никогда не станет адекватной формой реализации цели. Характеристика структуры деятельности всегда дает представление об адекватности цели, способах и результатах процесса.

Процесс – это всегда действия. Характеристика структуры деятельности разных вариантов дает представление о возможных путях развития событий. Действия могут вести к результату, тогда они формируют целесообразный процесс. Действия на уровне аффектов, привычки, ложных убеждений, заблуждений в отношении цели носят нецелесообразный характер и приводят к непрогнозируемым результатам.

Рациональная деятельность и личность

Особого внимания заслуживает деятельность человека, цель которой – самосовершенствование. В ходе реализации этого процесса структура деятельности человека своим предметом и основой имеет личностный потенциал. У каждого из людей есть такая возможность. Но не каждый человек готов работать над собой. Только высокоразвитый индивид понимает, что он сам является лучшим предметом собственного развития. Какие особенности имеются у данного процесса?

  • Способность полностью отвечать за результаты своего развития.
  • Умение достигать успеха в той деятельности, в которой человек себя реализует полностью.
  • Цель имеет глубокий жизненный смысл, как правило, значимый для общества, выходящий за личные потребности отдельного индивида.
  • Высокий уровень организации личного пространства, подчинение способа жизни поставленной цели.

Следует заметить, что любая деятельность человека, цель которой его удовлетворяет, является элементом самосовершенствования. Дело в том, что радость – это всегда открытие собственных границ и возможностей. Кроме того, она еще и обеспечивает и позитивный настрой, который побуждает окружающих к совместной деятельности и способствует увеличению энергии этого процесса.

Еще Аристотель – отец «Логики» – называл целесообразную деятельность великим благом для общества и человека. Все подлинные ценности жизни с течением времени обретают еще большую значимость. Слова Аристотеля, несомненно, актуальны до настоящего времени.

Психология процесса управления.

Психоло́гия управле́ния — раздел психологии, изучающий психологические закономерности управленческой деятельности. Основная задача психологии управления — анализ психологических условий и особенностей управленческой деятельности с целью повышения эффективности и качества работы в системе управления. Процесс управления реализуется в деятельности руководителя, в которой психология управления выделяет следующие моменты: диагностика и прогнозирование состояния и изменений управленческой подсистемы; формирование программы деятельности подчиненных, направленной на изменение состояний управляемого объекта в заданном направлении; организация исполнения решения. В личности руководителя психология управления различает его управленческие потребности и способности, а также его индивидуальную управленческую концепцию, включающую сверхзадачу, проблемное содержание, управленческие замыслы и внутренне принятые личностью принципы и правила управления. Управляющая подсистема, изучаемая психологией управления, обычно представлена совместной деятельностью большой группы иерархически взаимосвязанных руководителей. Основные методы психологии управления Психология управления как наука опирается на различные психологические методы, основными из которых являются наблюдение и эксперимент.

По своему характеру и сущности наблюдение — сложный объективный психологический процесс отражения действительности. Его сложность обуславливается тем, что оно ведется в естественной обстановке функционирования организации, в которой место и роль исследователя как наблюдателя оказывает определенное влияние и воздействие на наблюдаемых, с одной стороны, и на подбор и обобщение информации, с другой. Кроме того, в большинстве случаев роль исследователя пассивна, поскольку он лишь фиксирует проявившееся мнение или отношение людей к процессам, фактам и явлениям.

Эксперимент относится к числу самых своеобразных и трудно осваиваемых методов сбора информации. Осуществление эксперимента позволяет получить весьма уникальную информацию, добыть которую иными методами просто не представляется возможным. Например, в целях повышения производительности труда на предприятии решили использовать ряд новых форм морального и материального стимулирования. Однако неясно, приведет ли это к желаемому результату или, наоборот, повлечет за собой негативные последствия, снизит эффект применения ранее введенных и прижившихся форм поощрения за добросовестный труд? Здесь на помощь руководителю приходит эксперимент, способный в силу своих возможностей «проиграть» определенную ситуацию и «выдать» ценную информацию. Основная цель его проведения — проверка гипотез, результаты которых имеют прямой выход на практику, на различные управленческие решения

23.Психология массовых социально-психологических явлений.

Массовые психологические явления- одновременное проявление одной из сторон сознанием многих людей. К ним относятся:

1.общественное мнение(единое по содержанию суждение коллективной деятельности отдельных личностей)

2.коллективное переживание(тождество эмоционального состояния людей,входящих в соц-ую общность)

3.соревнование(взаимодействие личностей, коллективов, групп в ходе которого возникает и реализуется стремление сторон превзойти результат друг друга)

4.подражание(сознательное и несознательное копирование образца)

5.групповые мероприятия

24.Методы изучения межличностных отношений в производственных коллективах и их регулирование

Межличностные отношения — это отражение объективных связей и взаимодействий между людьми, состоящими членами одной группы. Сложность этого явления порождает множество точек зрения. Межличностные отношения можно разделить на официальные и неофициальные. В первом случае они обусловлены какой-то определенной формальной организационной структурой, во втором — желаниями, стремлениями, предпочтениями людей. Официальные отношения закрепляются документально, контролируются; они, как правило, строго регламентированы. Неофициальные отношения могут признаваться и даже поощряться группой, но они не регулируются какой-либо официальной структурой, какими-либо документами.

Существует 4 метода изучения:метод наблюдения , метод эксперемента, биографический и самонаблюдения

Отношения делят также на деловые и личные. Деловые отношения связаны опять же с какой-либо общественно полезной деятельностью — трудовой, учебной, и определяются ею. Деловые отношения также чаще всего, но не всегда, закрепляются должностными инструкциями, какими- то правилами, предписаниями.

Преобразовательная деятельность

Данный вид деятельности включает в себя многочисленные подразделы. Первой и в то же время главной ее задачей является поддержание как духовной, так и практической деятельности человека.Второй вид заключается в преобразовании с одной стороны общества в целом, а с другой стороны — в преобразовании одних ресурсов в другие.Первый вид подразумевает под собой изменение человеческого сознания. Он также включает несколько пунктов:

  1. Ценно-ориентировочную деятельность.
  2. Познавательную.
  3. Прогностическую.

Каждый из них направлен в строго определенном направлении, которое позволяет сформировать в разуме человека необходимые знания, которые будут способны менять человека и его точку зрения на этот мир.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]