Спортивная психология: цели, задачи, роль в спорте

Психология спорта играет важную роль в жизни каждого спортсмена. Когда смотришь на них по телевизору, кажется, что одержать победу не так уж и трудно, достаточно только усердно тренироваться. Однако на самом деле все гораздо сложнее. Спортсмены — такие же люди, как и мы. Они также сталкиваются с трудностями или просто плохим настроением. Поэтому не удивительно, что иногда им хочется все бросить и уйти. Психологи в этом случае оказывают колоссальную поддержку, помогая справиться с напряжением и настроиться на победу.

Определение понятия

Психология спорта — это наука об уже существующих и разрабатывающихся новых диагностических, терапевтических и профилактических методах работы со спортсменами, как профессиональными, так и начинающими. Ее главная задача — сформировать правильную мотивацию, а также создать подходящую эмоциональную среду для каждого отдельного человека.

Появилась спортивная психология еще в первой половине прошлого столетия. Это понятие ввел учредитель олимпийского движения Пьер де Кубертен. Однако, несмотря на ее существование, внимания психологии спорта уделялось совсем мало. И так было практически до Второй мировой войны. Все из-за того, что спорт не считался какой-то важной частью человеческой жизни. Нет, отдельные его виды, конечно, изучались. Но руководители государств не считали нужным исследовать возможности спортсменов.

После Второй мировой войны ситуация кардинально изменилась. Переживая небывалый упадок, страны пытались выделиться друг перед другом хотя бы в спортивной сфере. И уже вскоре победа на международных соревнованиях считалась небывалым достижением. Кроме того, она давала возможность государству не только заявить о себе на мировой арене, но и изменить политическое положение.

Со второй половины 20 века и по сегодняшний день в Европе и Америке ежегодно проводятся десятки семинаров, посвященных психологии спорта. Многие ведущие психологи проходят дополнительное обучение или полную переквалификацию для того, чтобы участвовать в разработке еще лучших методов тренировок.

Литература:

  1. Ильин Е.П. Психология спорта. — СПб: Питер, 2008. — 590 с.
  2. Сафонов В.К. Психология спорта как направление психологической науки // Вестник СПбГУ. Серия 6. — 2012. — Вып. 2.
  3. Тимофеев В.И., Филимоненко Ю.И. Цветовой тест диагностики нервно-психических состояний: Методическое руководство. — 2-е изд. — СПб: ИМАТОН, 2015. — 40 с.
  4. Сафонов В.К., Филимоненко Ю.И., Суворов Г.Б. Возможности диагностики состояния спортсмена в спорте высших достижений // Психические состояния. — СПб: Питер, 2000.
  5. Чернышев А.С., Сарычев С.В. Аппаратурная методика «Арка». Диагностика малой группы в совместной деятельности: методическое руководство. — СПб: ИМАТОН, 2021. — 50 с.
  6. Мороз М.П. Экспресс-диагностика работоспособности и функционального состояния человека. Рекомендации по допуску к работе: методическое руководство. — 2-е изд., испр. и доп. — СПб: ИМАТОН, 2021. — 64 с.

Какая роль психологии в спорте

Спортивная психология преследует такие цели:

  1. Изучение психологического здоровья каждого отдельного спортсмена.
  2. Создание базы данных, в которой будет храниться полученная диагностическая и терапевтическая информация.
  3. Составление плана действий на основании полученных данных, а также поиск наилучших путей индивидуального или командного развития.
  4. Оказание помощи в формировании правильных психологических установок, которые помогают спортсменам бороться с трудностями в процессе тренировок.
  5. Помощь новым игрокам в адаптации.
  6. Разработка, а также последующее проведение корректирующей терапии.
  7. Повышение качества психологической культуры.
  8. Разработка методов устранения психологического напряжения перед соревнованиями и после них.
  9. Оказание при необходимости всех видов психологической помощи.

Спортивный психолог не только контролирует атмосферу в команде. Он участвует в разработке тренировок, выборе игроков для тех или иных позиций, создании игровой стратегии. При этом он старается максимально раскрыть потенциал каждого отдельного человека, принимая во внимание особенности его личности и характера.

Аппаратурная методика «Арка»

Методика «Арка» разработана доктором психол. наук, профессором Алексеем Сергеевичем Чернышевым и доктором психол. наук, профессором Сергеем Васильевичем Сарычевым для диагностики малой группы в совместной деятельности, формирования и развития навыков командной работы. «Арка» представляет собой сборно-разборную конструкцию в виде арки (отсюда и название прибора), которую группе испытуемых необходимо собрать, действуя совместно в определенных условиях, назначенных экспериментатором. Работа с методикой дает возможность в течение нескольких минут наглядно продемонстрировать взаимодействие в группе и взаимоотношения между ее членами. «Арка» предназначена для работы с группами от 2 до 20 человек. Особенные диагностические и коррекционные перспективы использования методики появляются в тех сферах, в которых очень важны коллективные действия в решении особо важных, сложных специальных задач, в том числе в профессиональных спортивных командах.

«Арка» — уникальный инструмент, который позволяет специалисту быстро и качественно диагностировать и изучать такие важнейшие факторы, как:

  • сплоченность команды;
  • сложные механизмы взаимодействия членов команды в различных условиях;
  • вопросы лидерства;
  • стрессоустойчивость команды;
  • мотивация команды;
  • трудности и ошибки на различных этапах командного взаимодействия;
  • психологический климат команды. [5]

С помощью «Арки» можно проработать групповое взаимодействие, решая в процессе внутренние проблемы команды, повысить общий эмоциональный настрой и стрессоустойчивость членов команды, улучшить психологический климат.

Цели и задачи спортивного психолога

А теперь рассмотрим функции и обязанности спортивного психолога подробнее. Можно сказать, что он — семейный психотерапевт, который заботится об а и о каждом отдельном ее члене. Это «правая рука» тренера, которая участвует в психологической подготовке команды. Иногда требуется участие специалистов, которые проводят индивидуальную работу. Они помогают спортсменам, которые из-за личных трудностей и дискомфорта не могут добиться успеха.

Выделяют несколько задач, которые поставлены перед спортивным психологом:

  1. Изучение методов воздействия на психику. Специалисту нужно выяснить, какие личностные характеристики данного человека помогут ему стать победителем в выбранном виде спорта. Для этого он проводит диагностику особенностей характера, оценивает имеющиеся навыки, а также программу тренировок и даже бытовые условия. Только после этого он может сделать вывод, есть будущее у спортсмена или нет.
  2. Создание атмосферы, которая повысит общую эффективность команды. Здесь важно работать в связке с тренером. Только так получится смоделировать ситуацию, которая будет максимально приближена к настоящим соревнованиям. Анализ и оценка поведения каждого игрока поможет выбрать лучшую позицию для него, вовремя увидеть и проработать слабые моменты, а также стратегии, которые могут привести к поражению.
  3. Разработка индивидуальных тренировок. Наблюдая за спортсменами, спортивный психолог разрабатывает такие методы подготовки к соревнованиям, которые помогут справиться со стрессами и поддерживать в норме психическое здоровье.
  4. Разработка профилактических мероприятий. Они нужны для того, чтобы снизить уровень травматизма, предотвратить сильное переутомление и предупредить профессиональную деформацию личности.
  5. Выявление и последующее разрешение конфликтных ситуаций. В кризисах и конфликтах нет ничего удивительного. Они случаются в жизни каждого человека. Но спортсмены сталкиваются с ними чаще. Виноваты в этом не только чрезмерные нагрузки. Как известно, те, кто профессионально занимается спортом, рано уходят на «заслуженный отдых», они уже не так востребованы, как раньше, сложнее переживают поражения и проигрыши. Задачи психолога в этом случае: показать человеку, как гармонично сочетать личную и спортивную жизнь, научить его получать положительные эмоции не только от спорта, но и от других занятий.

Это лишь часть обязанностей спортивного психолога. При необходимости он выполняет и другие функции. Все зависит от потребностей конкретной команды.

Вариационная хронорефлексометрия

Методика предназначена для диагностики функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) человека и прогнозирования его работоспособности на основе показателей вариационной хронорефлексометрии — динамических характеристик времени простой зрительно-моторной реакции. Разработана и запатентована Маргаритой Павловной Мороз, доктором биологических наук, старшим научным сотрудником Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова. Апробация методики проведена в ВМА имени С.М. Кирова: результаты сопоставлялись с результатами большого диагностического комплекса, направленного на исследование физиологических, психологических и психофизиологических показателей.

Методика может быть использована для решения задач диагностики, экспертизы, реабилитации и научных исследований, в частности для контроля за процессом спортивных тренировок, оценки психофизиологического состояния, функциональных возможностей, прогноза работоспособности (и, соответственно, утомляемости) спортсменов, а также для оценки функционального состояния при спортивных травмах. Методика реализована в форме компьютерной программы, которая позволяет полностью автоматизировать весь процесс сбора, обработки и хранения диагностических данных. Вся процедура тестирования занимает буквально 5 минут и может проводиться многократно, поскольку не вызывает эффекта тренировки [6].

Сегодня психологи владеют обширным и разнообразным диагностическим инструментарием, позволяющим изучать различные психологические аспекты деятельности спортсменов. Выбор методов и инструментов зависит от множества факторов: вида спорта; непосредственных проблем, встающих перед спортсменом или командой; условий проведения диагностики; личностных особенностей испытуемого, его мотивов, целей и опыта. В данный момент специалисты продолжают активно работать над модификацией существующего психодиагностического инструментария, а также стараются найти новые, более совершенные методы, позволяющие повысить эффективность отбора в спортивные команды, прогнозировать успешность спортсменов и помогать им справляться с трудностями и травмами.

Психология командных видов спорта

Подготовка к командной игре занимает отдельное место в работе спортивного психолога. Умение работать в связке с другими игроками, ставить общие интересы выше своих — это настоящее искусство. Но для того, чтобы овладеть им, нужно приложить массу усилий.

Для развития командного духа понадобится:

  1. Правильное воздействие на волевую направленность коллектива.
  2. Создание внутри команды здоровой атмосферы.
  3. Поэтапная подготовка спортсменов к соревнованиям.

Последний пункт рассмотрим подробнее. Для того, чтобы подготовить игроков к любому исходу событий, нужно:

  1. Оценить психологическое состояние каждого спортсмена, который будет играть в команде.
  2. Исследование психики «новичков».
  3. Составление прогноза относительно того, как игроки будут вести себя в команде.
  4. Тренировки, главная задача которых — развитие чувства принадлежности к одному коллективу, мотивации на достижение общего результата.
  5. Снятие перенапряжения, возникающего при общении и совместной деятельности с другими людьми.
  6. Помощь в адаптации перед соревнованиями, во время и после них.

В психологической подготовке должны участвовать все без исключения члены команды, тренеры и психологи. Только в таком случае она принесет ощутимые результаты.

Психологическая характеристика спорта

Как вид деятельности спорт имеет целый ряд своих психологических особенностей.

К психологическим особенностям Е.В. Мельник и Ж.К. Шемет относят 7 основных:

  • Психомоторика – важнейшая особенность спортивной деятельности, представляющая функциональную взаимосвязь психических процессов с движениями и деятельностью. Психомоторика обеспечивает владение техникой того или иного вида спорта и связывает основные факторы и закономерности психического развития, которые и обеспечивают это владение. Специализированные восприятия, например, чувство мяча, произвольно управляемые действия, быстрота и точность реагирования на раздражители относят к психомоторным процессам;
  • Любой спортсмен, естественно, стремится к совершенствованию в своем виде спорта и это вторая особенность. Для достижения высоких результатов он должен в совершенстве владеть техникой выполнения физических упражнений, а это требует длительной и регулярной тренировки. В ходе тренировок происходит формирование и совершенствование тех двигательных навыков, которые необходимы для конкретного вида спорта;
  • Третья особенность связана с наличием спортивной борьбы, сопровождающейся яркими эмоциями, приобретающими острый характер во время спортивных соревнований;
  • Четвертая особенность связана со стрессогенным характером современного спорта. Особенно ярко стресс выражен на уровне соревнований крупного масштаба, исход которых в значительной степени определяется психологическими факторами. Физиологическая и техническая подготовка спортсменов находится примерно на одном уровне. Молодые спортсмены ещё не отличаются эмоциональной устойчивостью и психической зрелостью;
  • Наличие психологических особенностей личности спортсмена, способствующих спортивному успеху;
  • Взаимодействие участников, которое может протекать в форме непосредственной или опосредованной борьбы, а во время соревнований выступает в двух формах – соперничество по отношению к противнику и сотрудничество по отношению к своей команде;
  • Последняя седьмая особенность спортивной деятельности связана с вербальным и невербальным общением – это жесты, пантомимика, непроизвольные моторные действия.

Замечание 1

Психологическая деятельность как любая другая имеет свою психологическую структуру, её можно представить схемой: цель – мотив –способ – результат.

Цель оказывает влияние на выбор конкретных средств, с помощью которых можно достичь желаемого результата. Цель – это итог мыслительной работы, в ходе этой работы спортсмен разрешает противоречие между требованиями спортивной деятельности и собственными возможностями.

Двигаться к цели побуждает мотив, а спортивная деятельность всегда полимотивирована. Мотивом является переживание того, что является для спортсмена личностно значимым. Мотивация является пусковым механизмом спортивной деятельности, поддерживает нужный уровень активности в тренировках и соревнованиях, а также регулирует содержание активности для достижения необходимого результата.

К способам спортивной деятельности относятся действия и операции, образующие технику и тактику своего вида спорта. Результаты можно рассматривать как в узком, так и в широком смысле. Узкий смысл – это спортивные достижения, выраженные в метрах, баллах, секундах, титулах спортсмена. Широкий смысл – это влияние спорта на развитие человека и общества в целом.

Особенности формирования психологии победителя

Из всех вышеописанных задач спортивной психологии одну стоит выделить отдельно — развитие у спортсмена психологии победителя. Все люди разные. Это факт. Поэтому те методы, которые работают с одним человеком, могут оказаться совсем неэффективными при работе с другим. В этом и состоит главная сложность выбора способа психологической регуляции.

Для того, чтобы мотивировать спортсменов на победу, психологи проводят специальные тренинги. Чаще всего они состоят из трех частей:

  1. Основная. Специалист создает для игрока условия соревнований в повседневной жизни.
  2. Установочная. Проводится непосредственно во время самых серьезных тренировок.
  3. Предсоревновательная. Эту часть психолог проводит перед соревнованием.

На каждом из этих этапов применяется визуализация и вербальные установки. Занятия могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Результат и в том, и в другом случае один — спортсмены настроены на победу.

Негатив в социальных сетях

Социальные сети — это возможность общения с аудиторией и увеличение медийности. Однако из этого может вытекать и другая психологическая проблема, связанная с негативом в социальных сетях. Каждый начинающий или опытный спортсмен тяжело переживает даже самое маленькое поражение, а когда об этом пишут СМИ или в роли критиков выступают незнакомые люди в комментариях, становится особенно трудно. Важно научиться не обращать внимание на «диванных экспертов», стараться воспринимать только позитив, который посылают поклонники, и дарить его в ответ.

Социальные сети заставляют нас подсознательно сравнивать себя с другими. Так мы сталкиваемся с неким «зеркальным» эффектом — хочется такую же обувь, как у кого-то, смартфон, автомобиль и так далее. При правильной работе над собой именно мы можем быть хорошим и позитивным примером — а спортсмен, в первую очередь, должен быть примером для своих последователей и подписчиков. «Я хочу бежать, плыть, как он/она! Хочу добиться всего, чего добились эти спортсмены!» — вот такая мотивация положительно влияет на людей, которые следят за тем или иным атлетом в соцсетях. Таким образом, идёт взаимный обмен позитивом и полезными действиями.


Фото: Justin Setterfield/Getty Images

Каждому спортсмену — и не только — стоит помнить, что абсолютно любой страх можно повернуть в свою пользу. Не стоит ждать, пока фобия «закончит» вашу карьеру. Преодолеть такие барьеры спортсменам часто помогают спортивные психологи — они как члены команды или самые преданные болельщики всегда будут на вашей стороне. Совместная проработка страхов и постановка новых задач и целей — отличная мотивация для роста.

Современная психология спорта

Бешеный жизненный ритм оставляет свой отпечаток абсолютно на всех живущих на планете людях. Что уж говорить о спортсменах, у которых к эмоциональным нагрузкам добавляются физические? И эти нагрузки постоянно растут, из-за чего снизить воздействие стресса крайне сложно. В результате развиваются серьезные нарушения в виде повышенной тревожности, демотивации т.д.

Задача тренера и спортивного психолога в такой ситуации — минимизировать все проявления дискомфорта. Здесь важно сотрудничать и правильно распределять обязанности. Тренер, используя личный и профессиональный опыт, направляет спортсменов, а психолог выявляет и устраняет все негативные факторы, которые могут возникнуть в процессе тренировок.

Боязнь травмы и долгого восстановления

Боязнь боли — это, в первую очередь, инструмент самосохранения, который иногда способен усилить физические показатели. Однако необходимо понимать, что сильный страх перед травмой становится преградой в жизни любого человека, а спортсмена особенно. Ведь каждый профессиональный атлет сталкивается с большим количеством «ранений». Некоторым после сильных травм даже приходится заканчивать карьеру.


Фото: David Ramos/Getty Images

Синдром нереализованных возможностей — это психологическая травма практически любого спортсмена, которая будет идти с ним всю жизнь. Если не удаётся справиться с ней в одиночку, то стоит обратиться к специалисту — он поможет разобраться в проблеме.

Экстремальность как условие спортивной деятельности[править | править код]

Спортивная деятельность высокого уровня является экстремальной, поскольку на определенных ее этапах становится индивидуально невыполнимой в связи с околопредельным напряжением психофизических сил спортсмена. Такое напряжение может достигать индивидуального «предела», за которым наступает отказ от выполнения деятельности или срыв. У каждого индивида есть «коридор» психофизиологического напряжения, в рамках которого он может выдержать негативные последствия напряжения.

С позиций теории и методики спортивной тренировки экстремальными являются виды, связанные с реальной опасностью: автоспорт, альпинизм, парашютный спорт, дайвинг и т.д. С позиций ПС все виды спорта высших достижений можно назвать условно экстремальной или пара-экстремальной деятельностью. Главный признак такой деятельности, помимо околопредельного напряжения — риск (например, риск пропустить решающий укол в фехтовании). Экстремальные ситуации характерны для всех видов спорта.

В.Д. Небылицыным (1976) были систематизированы внешние факторы («стрессоры»), рассматриваемые им как первичные источники напряжения и перенапряжения, а также внутренние личные факторы, опосредующие влияние первых и определяющие особенности психологического отражения и оценки ситуации. Однако оценка (ощущение) того предела, при котором эти элементы при их сдвигах в крайние значения становятся «предельными», является сугубо индивидуальной величиной.

В спорте экстремальность ситуации обусловлена объективными факторами (большие физические и психические нагрузки, ограничения, свойственные тренировочному режиму, опасные ситуации, типичные, правда, не для всех видов спорта, жесткие условия отбора в команду и предсоревновательной подготовки, высокая конкуренция, характерная для любого вида современного спорта). Среди наиболее типичных факторов экстремальности ситуаций современного спорта можно назвать:

1) индивидуальные реакции на несоответствие между выполняемой работой и эффектом в виде спортивного результата,

2) степень напряжения деятельности, по-разному оцениваемая спортсменами с различными индивидуальными особенностями,

3) индивидуальная динамика состояния тренированности и особенно спортивной формы, которая провоцирует и различные оценки такого состояния со стороны спортсмена.

4) индивидуальная переносимость максимальных нагрузок.

5) особенности реакций на отдельные компоненты физиологического или психического стресса,

6) отношение к рискованным, травмоопасным ситуациям,

7) мнительность при оценке собственных возможностей и возможностей соперников (в том числе и отношение к «неудобным» соперникам),

8) специфика формирования установок на выполнение экстремальных действий.

9) специфика отношений к постоянным психоэмоциональным нагрузкам тренировочной деятельности,

10) специфика мотивационно-потребностной, эмоционально-волевой и когнитивной сферы субъекта деятельности.

Практика показывает, что далеко не во всех случаях даже специально тренированный человек сохраняет способности к трезвой оценке ситуаций, возникающих в стрессовых условиях деятельности. Более того — чрезмерное воздействие стресса, превышающее по длительности и силе воздействия индивидуальные адаптационные способности человека, получившее название дистресс (Г. Селье, 1977), может зачастую приводить к необратимым последствиям.

Экстремальная деятельность провоцирует стойкий дистресс, т. е. неблагоприятное психическое состояние. Основной особенностью этого явления является тенденция не только не исчезать со временем, но и становиться более выраженным, а также проявляться внезапно на фоне общего благополучия. Дистресс является реакцией не столько на физические свойства ситуации, сколько на особенности взаимодействия между личностью и окружающим миром. Это в большей степени продукт мотивов, образа мыслей и оценки ситуации, знания собственных возможностей (ресурсов), степени обученности способам управления, стратегии поведения, их адекватному выбору.

Высокие требования к соревновательной деятельности спортсменов, всенарастающий накал спортивной борьбы и экстремальность ее условий порождают новые задачи, которые могут решаться в рамках психологии спорта.

Чувствовать контроль

Данные свидетельствуют о том, что пенальти — это не лотерея: «Мы обнаружили, что чем сильнее игроки верят в то, что исход пенальти — случайность, тем больше шансов, что они будут переживать деструктивную тревогу. Ощущение контроля — ключ к успеху».

Саутгейт знает об этом и потому соответствующе подготовил свою команду, выбирая игроков, которые будут бить пенальти, по определенным критериям, а не по зову сердца. Но вне зависимости от того, является ли ощущение контроля субъективным или объективным, матч против Италии в финале показал, что это лишь часть дела.

Именно такие техники, которые в то время были новинкой, помогли Робертс избавиться от стресса, поглощавшего ее перед значимыми соревнованиями по плаванию. Этот стресс никогда не останавливал ее, но сделал ее очень тревожным подростком.

По словам Робертс, рост осведомленности об этих факторах стресса, подкрепленный честностью Радукану и Байлз, — выдающаяся заслуга подъема спортивной психологии.

«Если посмотреть на спортсменов, соревнующихся в Токио, некоторые из них очень юны. Участие в Олимпиаде является чрезвычайно сильным стрессом для любого, но для подростка это особенно трудно. Я думаю, что люди только сейчас начинают полностью понимать это», — говорит она.

Не требовать стойкости от таких людей, как Сака, Байлз и Радукану (и даже аплодировать им), — значит признавать их человеческую реакцию на стресс, несмотря на то, что их спортивные способности могут казаться божественными. Это то, о чем стоит подумать в следующий раз, когда мы выйдем на пенальти, подойдем к гимнастическому коню или к базовой линии.

Как оставаться хладнокровным, несмотря на стресс. Советы спортивных экспертов

  • Разбивайте свои цели.
    «Если вы столкнулись с особенно сложной ситуацией, очень помогает разбить большие задачи на части», — говорит спортивный психолог Клэр-Мари Робертс.
  • Избегайте синдрома самозванца, разговаривая с самим собой.
    «Используйте положительные утверждения, — говорит Робертс. — Скажите себе: „Я могу это сделать, я уже делала это раньше, я должна быть здесь“».
  • Визуализируйте успех.
    «Это основа для развития уверенности, — говорит Робертс. — Представьте, как вы достигаете целей, которые перед собой поставили».
  • Сосредоточьтесь на последствиях.
    «Если мы не рассмотрим возможные результаты того, что мы пытаемся сделать, мысли о них могут застрять в сознании и подорвать фокус, — говорит спортивный психиатр Стив Питерс. — Переберите последствия неудачи или успеха и разберите их по очереди».
  • Расслабьтесь.
    «Дыхание, расслабление мышц, медитация или даже музыка могут помочь вам снизить уровень возбуждения и сместить фокус», — говорит Робертс.
  • Осознайте, что не работает.
    «Спросите себя, чего вы хотите добиться и определите, что не помогает вам достичь цели. Концентрируйтесь на цели, а не на бесполезных инструментах», — советует Питерс.
  • Празднуйте свои триумфы.
    «Если вы работаете в команде, празднуйте свой успех вместе. Важно показать свою радость всем, кто вас окружает — она заразительна», — говорит Гейр Джордет, профессор психологии.
  • Сделайте разумную паузу перед тем, как выполнить какое-либо действие.
    «Не ждите просто ради того, чтобы подождать — это может привести к накручиванию и лишнему стрессу, — говорит Джордет. — Лучше потратьте несколько секунд, концентрируясь на том, что вы можете контролировать».

Не спешить, но и не тянуть

Джордет измерил время, которое требуется игроку, чтобы ударить по мячу после того, как судья дал разрешающий свисток. Игроки, которые спешат, чаще промахиваются: возможно, говорит Джордет, потому что они стремятся побыстрее сбросить стресс. Всего две секунды для того, чтобы оценить ситуацию и взять ее под контроль, значительно повысят шанс забить гол.

’It’s OK to not be OK’: что говорят ведущие спортсмены о психическом здоровье в спорте

Но слишком длинная пауза тоже может помешать. Джордет был ошеломлен, когда Рашфорд подождал целых 11 секунд прежде, чем провести свой удар и промахнуться. По его словам, за последние 45 лет в крупных матчах никто не ждал перед ударом настолько долго. «Я никогда не спешил и собирался мыслями перед пенальти, но в тот раз что-то было не так, — написал Рашфорд на следующий день в твиттер. — Я долго собирался с силами, пытаясь выгадать себе время, но, к сожалению, результат оказался не таким, как я хотел». Какой из этого следует урок? Слишком длительное ожидание может привести к накоплению стресса.

Радость

Доктор Гейр Джордет, профессор Норвежской школы спортивных наук в Осло, пользуется популярностью у бизнесменов, пытающихся извлечь уроки из чрезвычайно напряженного сценария серии пенальти. Бывший норвежский футболист, который занялся спортивной психологией после травмы, провел пять лет, анализируя каждую серию пенальти на чемпионатах мира с 1976 года и на финалах Евро и Кубка Америки. Он также опросил двадцать пять игроков. «Механизмы, которые мы используем для работы в условиях стресса, универсальны», — говорит он.

Когда финал Евро-2020 между Англией и Италией дошел до пенальти, Джордет схватил свой блокнот. Его анализ, который покрывал серии пенальти за более чем 45 лет, показал, что когда гол с пенальти означает для команды победу, игрок, который его выполняет, забивает в 92% случаев. Если же промах с пенальти означает проигрыш (как в случае с ударом Букайо Саки в матче за сборную Англии), игрок забивает лишь в 62% случаев. «В жизни намного важнее рассуждать о положительных последствиях того, что делаешь, чем накручивать себя негативными последствиями неудачи», — говорит он.

Джордет обнаружил, что даже способ, которым игрок празднует успешное пенальти, имеет значение! «Если ты празднуешь ярко, показываешь свою крутость и демонстрируешь радость от того, что только что сделал, это сразу же увеличивает шансы команды на победу», — говорит он.

Работая с десятками лучших команд (он предпочитает не называть клиентов, но говорит, что ему звонили перед матчем Евро-2020 на случай, если дело дойдет до пенальти), Джордет обнаружил, что чрезвычайно веселые празднования голов увеличивают шансы не только на успех следующего удара, но и на промах следующего удара соперника. «Бизнесменам я говорю, что когда вы заключаете важный контракт или преуспеваете на встрече, важно всем показать, что вы счастливы. Это заразительно».

Подъем спортивной психологии

Эмма Радукану появилась на «Уимблдоне» внезапно и очаровала страну, победив ряд игроков более высокого ранга в потрясающей серии матчей. Но после прохода на корт № 1 (и попадания на все первые полосы изданий) для четвертого раунда в матче против Айлы Томлянович из Австралии, 18-летняя спортсменка начала страдать от головокружения и затрудненного дыхания — она была вынуждена сняться с соревнований. «Я думаю, что все эти переживания в итоге захватили меня», — позже сказала она.

Доктор Клэр-Мари Робертс с болью узнавала в этой истории себя. В свое время Робертс была многообещающей пловчихой-подростком; она квалифицировалась на дистанцию 100 м брассом на Олимпийских играх 1996 года. Робертс смогла сделать это, несмотря на почти парализующую тревогу перед соревнованиями.

«Перед заплывами меня тошнило в туалетах из-за неуверенности в себе и огромного количества абсурдных сценариев, которые разыгрывались в моем сознании, — говорит она. — Я волновалась о том, что разочарую своего отца и тренера, и мне казалось, что каждый соперник был намного лучше меня. Иногда я представляла себя в надувных наплечниках, пытаясь изо всех сил доплыть хотя бы до конца бассейна».

По счастливому (и весьма необычному для тех времен) случаю, у Робертс был спортивный психолог, к которому она обратилась за помощью: «В начале 1990-х никто толком не знал, что из себя представляет спортивная психология». Только после этого ей удалось справиться со своей тревогой и пройти квалификацию на Олимпийские игры 1996 года в Атланте в составе сборной Великобритании.

Робертс получила травму прямо перед соревнованиями, и ее олимпийская мечта была разбита. Но этот опыт вдохновил ее на смену рода деятельности. Сейчас она работает спортивной психологиней в Университете Западной Англии в Бристоле и менеджеркой по обучению и развитию в Премьер-лиге. До футбола она консультировала несколько олимпийских атлетов и команд.

Ее путь длиной в четверть века является хорошей иллюстрацией развития спортивной психологии, которое, в свою очередь, связано с более широкой осведомленностью о психическом здоровье. Ментальное благополучие стало частью британского общественного дискурса. Голоса таких разных людей, как принц Гарри и Маркус Рашфорд, призывают всех нас не молчать об этой теме и заботиться о себе. Рашфорд, еще до того как промахнулся с пенальти в финале Евро-2020 против Италии, отправил Эмме Радукану — после ее отказа от соревнований — письмо поддержки, и рассказал, что сам переживал похожие чувства во время матча в юношеской сборной Англии по футболу.


Симона Байлс на бревне в Токио. Фото: Уолли Скалидж / Los Angeles Times / Getty Images

Готовность к любому исходу

Профессор Стив Питерс — ветеран спортивной психиатрии; он работал с десятками команд и спортсменов, включая сборную Англии по футболу, Федерацию велоспорта Британии и спринтера Адама Джемили, а в Токио — с британской командой по тхэквондо. Петерс часто беседует с атлетами о последствиях соревнований. «Я мог бы поговорить со спринтером и перечислить всё, что может произойти во время предстоящего забега на 100 метров: мировой рекорд, неудовлетворительный результат или что-то неожиданное, — сказал он.

— Я предпочитаю пройтись по всем возможным результатам и разобрать их, чтобы спортсмены не перебирали их в голове, когда им нужно сконцентрироваться. Меня всегда удивляет, что люди не делают этого заранее, а просто реагируют на то, что подбрасывает им жизнь».

Питерс также пытается определить, что мешает атлету выложиться на полную. Иногда для этого нужна беседа с его или ее тренером — и немного дипломатии. «Часто между ними есть какое-то разногласие, — говорит Питерс. — Прыгун в высоту может зациклиться на положении стоп, в то время как тренер скажет, что проблема в подъеме бедра. Я выясняю истину».

Дисциплина

Доктор Андреа Ферст, спортивная психологиня, которая работает со сборной Англии по регби и австралийской командой по яхтингу, говорит, что главное отличие элитных спортсменов от «простых смертных» — это дисциплина. Спортсмены умеют сосредоточиться на том, чтó им необходимо улучшить, и работать над этим. «Многие вещи, необходимые, чтобы стать профессионалом, не особо сложны, но требуют ежедневного повторения. Способность выполнять это требование и делает спортсменов лучшими среди подобных», — говорит она.

«Один из наиполезнейших советов для повседневной жизни: выбрать одну вещь, которую нужно улучшить, — и сосредоточиться на ней».

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]