Из данной статьи вы узнаете о становлении личности в обществе, и мы приведем наглядные примеры из литературы.
Личность
Человек — личность
Люди часто недооценивают влияние окружающей среды, но оно настолько сильно, что влияние семьи это не в состоянии «перепрыгнуть». Даже первичная социализация детей происходит не только дома, но и вне его, к примеру, во дворе. Так что никогда нельзя заранее сказать, какой будет личность в будущем. Есть несколько примеров, которые явно показывают становление личности в обществе. Давайте их рассмотрим.
Влияние общества на личность
- Общество всегда стремится подавить личность. Подобный пример можно найти на страницах комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Чацкий — едва ли не единственный здравомыслящий человек, который открыто говорит о его пороках и лживых идеях. Для него Молчалин – пустой и лицемерный карьерист; Фамусов – эгоистичный и порочный барин; Скалозуб – невежественный солдафон. Однако все вокруг не хотят слушать его разоблачений, напротив – собеседники убеждают гостя в том, что это у него не все в порядке, а уж они-то живут праведно. Александр не в силах вытерпеть «политику» дома Фамусова, поэтому он покидает это болото ограниченных людей, тем самым отстояв право личности на индивидуальность. Его пример доказывает, что не стоит идти на поводу у большинства, даже если ты – один в поле воин.
- Однако далеко не каждый человек может быть силен душой. Иногда общество все же выигрывает в борьбе за право «обладания личностью». Дмитрий Старцев, главный герой рассказа А.П. Чехова «Ионыч», попал в круг эгоизма, пошлости и лжи, именуемый «ценностями уездной жизни». Из приятного и доброго юноши Дмитрий превращается в подобие человека, которого принято называть «Ионычем». Он теряет не только свое имя, но и свою личность, забывая о том, что мечтал он об ином уделе – служении науке и людям. Поэтому в финале он разочаровывается и в себе, и в своих прежних идеалах, находя мир вокруг себя пустым и банальным. Вот, что бывает, если личность поддалась давлению большинства.
- Погубить право человека на индивидуальность – еще не самая страшная вещь, гораздо ужаснее – убить в нем возможность следовать зову сердца. Так, например, героиня повести А. Куприна «Олеся» — девушка, которая всю жизнь прожила вдали от крестьянской деревни, не зная ни поведения, ни быта живущих там людей. Она встретила настоящую любовь, но предпочла отказаться от своих чувств, столкнувшись с угрозами бушующей толпы. Избив «ведьму», которая пришла в церковь, люди подумали, что она в качестве мести послала им стихийный разгул, погубивший урожай. Тогда они решили пойти на штурм жилища «колдуньи». Олеся вынуждена была бежать. Но она знала, что не может связать жизнь с барином, ведь крестьяне обратят свой гнев и на него тоже, поэтому она ушла без прощания. Повинуясь условностям и предрассудкам, она потеряла личное счастье.
Эпитеты к слову «личность»
Авторитетная, благородная, выдающаяся, героическая, исключительная, историческая, колоритная, независимая, неповторимая, обаятельная, одарённая, оригинальная, привлекательная, самобытная, светлая, свободолюбивая, творческая, яркая, артистическая, возвышенная, впечатлительная, гениальная, избранная, благородная, великодушная, изысканная, изящная, музыкальная, поэтическая, талантливая, тонкая, утончённая, художественная, чуткая, эстетическая, заячья, изломанная, кремневая, огненная, расхлябанная, самовоспитанная, активная, беспокойная, бесстрашная, богатая, бодрая, боевая, взбалмошная, властная, властолюбивая, волевая, восприимчивая, гибкая, глубокая, деспотическая, дикая, живая, жизнерадостная, загадочная, запутанная, исключительная, ищущая, кипучая, крепкая, могучая, мощная, мужественная, мятежная, настойчивая, недюжинная, независимая, неистовая, необузданная, непонятная, непоседливая, нервная, несгибаемая, неугомонная, неукротимая, неуравновешенная, неутомимая, общительная, открытая, оптимистическая, отзывчивая, подвижная, простосердечная, прямая, порывистая, пылкая, разносторонняя, редкая, решительная, русская, самобытная, самостоятельная, свободная, сдержанная, искренняя, славянская, сильная, сложная, смелая, стойкая, страстная, сумасбродная, твёрдая, темпераментная, титаническая, требовательная, увлекающаяся, упрямая, фанатическая, фанатичная, цельная, цыганская, чистая, чуткая, щедрая, чувственная, чувствительная, широкая, экстравагантная, эксцентрическая, эмоциональная, энергическая, деликатная, энергичная.
Апатическая, апатичная, безвольная, вялая, гнилая, замкнутая, инертная, ледяная, ленивая, малодушная, мертвенная, мечтательная, мягкая, неглубокая, необщительная, неэмоциональная, податливая, подчиненная, рабская, рефлектирующая, робкая, рыхлая, слабая, созерцательная, спокойная, сухая, тупая, уединенная, флегматическая, флегматичная, холодная, бесстыдная, гнусная, криминальная, мерзкая, непривлекательная, низменная, ничтожная, омерзительная, отвратительная, подозрительная, подлая, преступная, притворная, противная, серая, скользкая, волчья, двойственная, двуличная, грубая, дубовая, душевная, едкая, желчная, зверская, испорченная, коварная, лукавая, мелкая, мелочная, нечестная, низменная, подозрительная, пошлая, раздражительная, себялюбивая, склочная, тщеславная, узкая, хищная, черствая, честолюбивая, эгоистическая, эгоистичная.
Проблема становления личности
- Чувство ответственности помогает человеку развить в себе способность к самопожертвованию и уверенность в собственных силах. Такими качествами обладает главный герой повести К. Воробьева «Убиты под Москвой». Алексей Ястребов воспитал в себе мужество и требовательность под гнетом опасности. Алексей прекрасно осознает тот факт, что настоящая личность способна спасти не только Родину, но и право на личные интересы и убеждения — именно поэтому он поднимается навстречу немецкому танку и одерживает победу не столько над ним, сколько над своим «Я».
- Становление личности — процесс трудный и долгий, но заветный «финиш» стоит затраченных сил и терпения. Путь ошибок, утрат и нравственных переживаний пережил главный герой романа Л.Н. Толстого «Война и мир» — Пьер Безухов. Он метался из стороны в сторону, словно ветер, который не знает какое направление ему нужно для достижения цели. Пьер пережил предательство, плен и войну, но это не просто не сломило его, а закалило его характер на новые победы. В финале он возмужал, остепенился и нашел счастье в любви, а свое предназначение открыл в семье и доме, где судьба жены и детей зависит от его умения вести курс в большом плавании.
Отношение автора к проблеме
Главное влияние на формирование человеческой личности оказывает социум. Человек и общество всегда находятся в тесной взаимосвязи и не могут существовать отдельно друг от друга. Именно от среды и окружения, в котором растёт ребёнок, зависит то, кем он станет. Если в силу определённых причин, человек вынужден оказаться вне общества, он чувствует одиночество, неполноценность, часто даже деградирует. Привилегия родиться личностью дана каждому, а вот сохранить и развить её можно только, благодаря постоянной работе над собой.
Роль личности в истории
- Зачастую проблема личности в истории представляет двоякую ситуацию: с одной стороны, человек может быть героем, а с другой – злодеем. Однако в обоих случаях он совершает неоценимый вклад в историю, или же ряд действий, повлекших за собой целое скопище различных толкований. Так, например, в произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Емельян Пугачев для восставших крестьян является освободителем, а для дворян и солдат императрицы – убийцей. Жестокость, с которой он расправляется с дворянством, совсем не согласуется с милосердием, проявленным к Маше Гриневой – в этом и заключается основная проблема роли выдающейся личности в истории. Ее сложно оценить объективно и однозначно, ведь власть бунтовщика была порою гуманнее, чем тирания императрицы, а в своих подходах к врагам они и вовсе неотличимы. Но хроники прошедших лет пишут победители, и образ кровавой пугачевщины выписан рукой Екатерины Великой.
- Л.Н.Толстой в романе «Война и мир» раскрывает проблему роли личности в истории на примере Кутузова и Наполеона. Нет сомнений в том, что оба военных руководителя отличались невиданной храбростью и мужеством, однако их различала общность с народом. По мнению Толстого, Кутузов был един с интересами общества, тогда как Наполеон думал только о собственном величии. Кроме того, в случае с российским полководцем видна точка зрения автора на поставленную проблему: историю вершит народ, а не его предводитель. Русский фельдмаршал лишь выражает общую для всех волю к победе, он не стремится лично попасть в первые ряды исторической арены. А вот французский император пытается вершить судьбу мира в одиночку и терпит заслуженное поражение. Толстой решающую роль всегда отдавал социуму, коллективу, этносу, а не одному представителю рода людского. И это правильно, ведь воевали и одерживали победы не два военачальника, а два народа.
- В поэме М.Ю. Лермонтова «Песнь про купца Калашникова» любимец царя оскорбил жену купца Калашникова. Тогда мужчина вступается за честь семьи и наносит удар еще перед боем, говоря Кирибеевичу о предстоящей битве. Естественно, он побеждает в поединке, но гибнет от «правосудия» царя, отказавшись выдать причину своего возмездия, дабы не порочить жену. В данном примере видно, что личность не может переломить ход истории, она идет своим чередом: суровое время делает честного купца жертвой произвола. Однако героизм и мужество таких людей в течение десятилетий все-таки меняют вектор развития общества, ведь теперь нравы гораздо мягче, а суд менее пристрастен. Значит, личность может внести свой вклад в историю, только он будет скромен, а результат постепенен.
Одиночество индивидуума в толпе
- Личность может взбунтоваться против общества и сделать это крайне успешно, если смотреть на это со стороны «обывателя». Так, например, Григорий Мелехов – главный герой романа М. Шолохова «Тихий Дон» — идет против устоев того общества, где правят «отцы», а не молодое поколение; где брак и труд ценятся превыше всего, а измена считается непозволительной «выходкой». Григорий нарушает все то, что строила его семья, не признавая ни моральных устоев, ни жизненных ценностей. Он одинок в своих взглядах, но не в жизни. Однако судьба, перемолотая войной, все же приводит его к трагедии одиночества: он лишается всех, кто был ему дорог. Из-за вечных метаний он не смог уберечь ни одну из женщин, да и его в финале мы видим загнанным и разочаровавшимся во всем человеком.
- Далеко не все «отлучившиеся» от общества люди способны быть счастливыми. Об этом пишет на станицах своего романа «Отцы и дети» И.С. Тургенев, противопоставляя «старым» взглядам на устройство жизни «новые», которые разделяет Базаров. Он не находит поддержки ни среди дворянства, ни среди такого «близкого» ему крестьянства. Базаров был одиноким не только во взглядах, но и в личной жизни, получив отказ от любимой женщины, отдалившись от семьи и потеряв друга. На смертном одре Евгений осознает, что и стране он не нужен.
- На примере Печорина – главного героя романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» — можно увидеть, как одинок выдающийся, но лишний человек. Печорин — действительно личность исключительная, но далеко не простая: он играет судьбами других людей, не беря во внимание ни их чувства, ни возможность изменения их судеб. И все эти действия он совершает лишь для того, чтобы отлучится от понятий и стереотипов общества. Он развлекает себя в попытке унять потребность в действительно близком и понимающем его человеке. Он очень одинок, и подтверждение мы видим в сцене, где Григорий бросается на колени и рыдает, потеряв Веру навсегда. Конечно, он сам во многом является причиной своих несчастий, но все же нам жаль этого потерянного скитальца, невиновного в своей роковой исключительности, отделяющей его от социума.
Свобода и вседозволенность личности
- Есть ли у человека шанс вырваться из порочного круга общественных зол? Такой вопрос поставил в пьесе «На дне» М. Горький. Противопоставив защитника правды – Сатина – и нового обитателя ночлежки – Луку, автор заявляет о высоком предназначении людей, об их силе, которая открывается только при наличии истины. Если бы бедняки открыли глаза на то, что привело их на дно, что не отпускает их наружу, то они бы выбрались на свет. Но, утопая в фантазиях и утешениях, они становятся рабами выдумок и собственного бессилия. По Горькому, необходимо трезво оценивать ситуацию, искать выходы из нее, а не тешить себя иллюзиями и оправданиями, выдумывая иные шансы и миры. Только так личность обретает свободу и гордое право назваться «человеком».
- Повесть В. Быкова «Обелиск» содержит в себе историю настоящего человека, готового отстоять свои моральные убеждения, несмотря на жизненные обстоятельства. Преподаватель Мороз, всегда учивший детей честности и справедливости, стоит на грани добра и зла, где зло – отказ от своих же слов, а значит и от самого себя. Если возможность спастись означала ограничение его принципов, то смерть, которую он предпочел, явилась ничем иным как «нравственной свободой личности». Он перешагнул свои страхи, победил сомнения и стал тем, кем всегда хотел быть.
- На вопрос о свободе и вседозволенности личности ответил Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание», где главный герой – Родион Раскольников – убил старуху-процентщицу для того, чтобы доказать правильность своей теории. Он полагал, что имеет право распоряжаться судьбами мира сего, однако писатель не признает такого права даже за талантливым юношей, ведь такое своеобразное правосудие на крови открывает личности просторы вседозволенности, анархии, которая губит не только самого человека, но и мир вокруг него. Независимость заканчивается там, где начинается свобода другого живого существа. Это золотое нравственное правило, определяющее границы нашей воли.
Автор: Алина Прошина
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Примеры из жизни
- Емельян Пугачёв является ярким примером личности, которая являлась для одних людей героем, а для других – преступником. Для восставших крестьян он был освободителем, а для дворян – убийцей. Будущий мятежник родился в семье донского казака, поэтому свободолюбивый нрав был у него в крови. Именно в этих местах веком ранее родился предшественник Пугачёва Степан Разин. В восемнадцать лет Емельян поступил на военную службу и сразу же попал в военную кампанию против Пруссии. Далее он принимал участие в Семилетней и Русско-турецкой войне. Через 10 лет он достиг звания знаменосца, но прослужил в нём всего год, дезертировав из армии на Северный Кавказ. Причиной мятежного воодушевления Пугачёва стало принятие императорского указа «О вольностях дворянства», в котором крепостное право закреплялось ещё на сто лет. В то время по всей России росли вольные поселения казаков, купечества и беглых крестьян. Люди страстно желали свободы, но ничего не менялось. Назревал конфликт между представителями угнетённого населения и помещиками, Пугачёв просто занял позицию лидера, выражая народную идею. Крестьяне видели в нём правителя свободного государства, поэтому, не раздумывая, шли за своим предводителем. Пугачёв часто прибегал ко лжи, чтобы нравиться всем без исключения. После неудачного бунта, крестьянского лидера арестовали и отправили на пожизненную каторгу, с которой ему удалось бежать в первый же год заключения. Услышав о подавлении яицкого восстания, Пугачёв отправился на Урал, решив выдать себе законным наследником престола Петром III. Он хотел возглавить казачье войско, чтобы вернуть управление государством обманом сверженному императору. Бывший казак действительно мечтал о создании крестьянского царства, во главе которого будет стоять царь-мужик. Его наивные мечты нашли отклик в сердцах недовольных крестьян и казаков, поэтому они закрывали глаза на то, каким образом шёл их лидер к своей цели. Пугачёв использовал методы кровавого насилия, вершил ужасные расправы с государственными военными и помещиками. Из-за многочисленных грабежей и разбоев пугачёвское войско называли бандой. Сейчас исторические источники расходятся во мнении: ждали ли освобождения города и сёла, подвергшиеся нападению Пугачёва, или просто боялись жестокого мятежника. Итогом Крестьянской войны стало уничтожение более 3000 дворянских семей и разрушение большого количества заводов, православных церквей, крепостей и целых городов. Пугачёву так и не удалось воплотить свои изначальные идеи в жизнь, борец за свободу погряз в кровавых преступлениях. Итогом его деяний стал смертный приговор Екатерины II.
- Ярким примером потери собственной личности является православная девушка дворянского происхождения Ксения Григорьева Петрова, жившая в Санкт-Петербурге в 18 веке. Её мужем был придворный певчий, достигший со временем чина полковника. Внезапная смерть супруга потрясла двадцатишестилетнюю девушку до глубины души, она решила отказаться от всех мирских благ и от себя самой, в том числе. Ксения избрала тяжёлый путь юродства, что означало намеренно казаться глупым и безумным. Смысл подобной жертвы заключался в том, чтобы отдать Богу самое ценное, что есть у человека – разум и таким образом умолить Всевышнего о покаянии души внезапно умершего возлюбленного. Ксения отказалась от всего, что имела: богатства, знатности, родства, даже от собственной личности. Она пожертвовала дом мужа знакомой, арендующей у них комнату, раздала всё имущество бедным, отреклась от своего имени, отзываясь только на имя мужа, облачилась в его одежду и говорила, что он жив, а Ксения Петрова умерла. Родственники и друзья их семьи посчитали, что вдова обезумела от горя и очень ей сожалели. После похорон, девушка отправилась скитаться по улицам Санкт-Петербурга. Целые дни напролёт бродила она: в жару, холод, дождь, снег, подвергаясь постоянным издевательствам и насмешкам. Её странный наряд, кротость и невразумительные речи всегда давали повод злым людям. Но блаженная Ксения беспрестанно молилась и безропотно сносила все обиды, продолжая свой спасительный подвиг. В это время началось строительство каменной церкви на Смоленском кладбище. Строение было уже весьма высоким и строителям приходилось вначале поднимать кирпич на леса, а затем продолжать кладку. Ксения решила помочь добрым людям в их нелёгком деле и по ночам стала одна поднимать кирпичи, на верхние ряды строительных лесов. Утром рабочие только диву давались, гадая, кто был их незримым помощником. Однажды, придя ночью к церкви, они увидели безумную Ксению, поднимающую тяжёлые кирпичи. Люди со временем стали понимать, что девушка не просто сумасшедшая, что-то в ней было. Она принимала милостыню только у добрых и честных людей, отдавая её сразу же другим нищим. Днём она всегда бродила по городу, а на ночь уходила в поле, где коротала время в молитвах. В скором времени окружающие стали замечать, что в словах и поступках Ксении сокрыт глубокий смысл: если она что-нибудь просила у человека, то в его дом стучалась беда, а если, наоборот, давала – человека ждала радость. Позднее все стали просить у неё благословения – торговцы на удачную торговлю, матери для своих детей, больные люди ради исцеления. Сорок пять лет провела Ксения Петербургская в подвиге юродства. С момента её смерти прошло уже более 200 лет, а народная память о блаженной не иссякает и ныне она причислена к лику святых.